114 УПК РФ

1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.

2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 114 УПК РФ

1. Согласно словарному определению должность — это служебное место. Исходя из такого определения данного понятия, норму части первой комментируемой статьи можно толковать предельно широко: на ее основании от должности может быть освобожден любой служащий в государственных и негосударственных учреждениях, а не только должностное лицо, которое в законе (примечание к статье 285 УК) определяется гораздо уже. Такая трактовка подтверждается и историей вопроса: комментируемая норма сейчас действует в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Она заменила прежнюю формулировку, которая начиналась со слов: «В случае привлечения должностного лица в качестве обвиняемого…».

2. Цель применения комментируемой меры уголовно-процессуального принуждения заключается в том, чтобы предотвратить возможность использования служащим своего положения в целях воспрепятствования производству по уголовному делу. Конечно, сказанное касается прежде всего должностных лиц. Именно власть имущий на время уголовного судопроизводства должен быть лишен всяких рычагов («административного ресурса») влияния на ход расследования и судебного разбирательства.

3. Временное отстранение обвиняемого от должности допускается только на основании постановления судьи, которое выносится по ходатайству дознавателя или следователя, отменяется постановлением дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость, иначе говоря, когда отпадает опасение, что должностное лицо использует свое положение во вред интересам расследования. Это может случиться, например, потому, что данное лицо вообще уволено со службы в установленном порядке или к нему применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Отстранение от должности может быть отменено и в связи с окончанием предварительного расследования, когда все доказательства собраны и уже известны обвиняемому вследствие ознакомления с делом. Ни в судебной, ни в прокурорской санкции постановление следователя об отмене данной меры не нуждается.

4. Согласно части шестой комментируемой статьи и пункту 8 части второй статьи 131 УПК, к которому она отсылает, временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый, независимо от своей должности и размера своих доходов, утраченных в связи с отстранением, имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, которое назначается ему судебным решением одновременно с применением меры процессуального принуждения, о которой идет речь, и выплачивается из средств федерального бюджета (пример применения и толкования комментируемой нормы см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 11. С. 24).

Комментарий к ст. 114 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.

1. Временное отстранение от должности как мера процессуального принуждения применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого, который находится на свободе.

2. По своему содержанию данная мера процессуального принуждения заключается во временном недопущении лица к выполнению своих трудовых (служебных) обязанностей в пределах срока предварительного следствия.

3. В соответствии с законом к должностным лицам относятся лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (см. примечание к ст. 285 УК).

4. Необходимость отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности определяется тем, что должностное лицо может: 1) воспрепятствовать порядку производства предварительного следствия (воздействовать на потерпевших или свидетелей, состоящих в его подчинении); 2) изъять и уничтожить документы, хранящие следы преступления и имеющие силу доказательств; 3) воспрепятствовать надлежащему исполнению приговора.

5. Временное отстранение от должности производится по постановлению судьи по месту предварительного следствия. Суд принимает такое решение по ходатайству следователя, согласованному с прокурором, в течение 48 часов с момента его поступления. Суд вправе отказать в его удовлетворении по основаниям, указанным в законе. Постановление судьи во всех случаях должно быть мотивированным.

6. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы и приводится в исполнение руководителем соответствующего органа, для которого решение судьи является обязательным.

7. В случае, если необходимость в применении данной меры отпадает (например, должностное лицо уволено с государственной службы, доказало свое безупречное поведение в ходе производства по делу, прекратило трудовую деятельность в связи с уходом на пенсию и т.п.), временное отстранение от должности отменяется постановлением дознавателя, следователя, прокурора.

8. Подозреваемый или обвиняемый, временно отстраненный от должности, имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере 5 МРОТ. Об основании и порядке выплаты пособия см. коммент. к ст. 114 и 131.

Следующий комментарий к статье 114 УПК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 114 УПК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Отстранение обвиняемого и подозреваемого от должности имеет целью воспрепятствовать продолжению преступной деятельности, связанной с исполнением служебных обязанностей, фальсификации и уничтожению доказательств, изобличающих обвиняемого в совершении преступления.

2. Подозреваемый может быть отстранен от должности, поскольку потребность в этом иногда возникает.

3. Не могут быть отстранены от работы обвиняемые, не являющиеся должностными лицами (например, продавцы, рабочие и т.п.). Понятие должностного лица сформулировано в примечании 1 к ст. 285 УК.

4. Ходатайство дознавателя или следователя об отстранении обвиняемого от должности направляется в суд, который принимает решение о его удовлетворении или отклонении. При рассмотрении ходатайства судьей районного (городского) суда по аналогии применяется процедура, установленная ст. 108 УПК.

5. Постановление (определение) о временном отстранении обвиняемого от должности обязательно для администрации учреждения или организации, где обвиняемый работает.

6. Закон допускает отмену этой превентивной меры по постановлению дознавателя, следователя, когда в ее применении отпала необходимость, без согласования и без судебного решения.

7. Временно отстраненный от должности может поступить на другую работу. Заработная плата по новому месту работы может превышать пять минимальных размеров оплаты труда — пособие отстраненному (п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК). Однако закон не требует соответствующего уменьшения размера государственного пособия, выплачиваемого обвиняемому, отстраненному от должности.

8. Вред, моральный и материальный, причиненный незаконным отстранением от должности, возмещается государством при предъявлении кем-либо иска в порядке гражданского судопроизводства.

Временное отстранение от должности: алгоритм процессуального действия (ст. 114 УПК РФ). Статьи по предмету Уголовный процесс

Вернуться к списку статей по юриспруденции

    ВРЕМЕННОЕ ОТСТРАНЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ: АЛГОРИТМ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ (СТ. 114 УПК РФ)
    Н.А. КОЛОКОЛОВ
    Практика применения норм Конституции РФ, уголовно-процессуального права и других законов позволила выработать те критерии обоснованности, законности и справедливости, которые позволяют гарантировать как достижение целей уголовного преследования, так и соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан.
    Основания к рассмотрению ходатайства о временном отстранении от должности. Поводом к рассмотрению в суде вопроса о возможности временного отстранения от должности, ограничивающего конституционные права, свободы человека и гражданина, является соответствующее ходатайство следователя, следователя-криминалиста, поданное в суд с согласия руководителя следственного органа, его заместителя (п. 3 ч. 2 ст. 38, п. 4 ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 165 УПК РФ), или дознавателя, начальника подразделения дознания, его заместителя, поданное в суд с согласия прокурора (п. 5 ч. 2 ст. 37, п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ).
    В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость отстранения подозреваемого, обвиняемого от должности (ч. 1 ст. 114 УПК РФ). Основания для временного отстранения от должности делятся на: материально-правовые и формально-правовые.
    Формально-правовые основания: временное отстранение от должности возможно только в рамках осуществления следователем и дознавателем предварительного расследования по конкретному уголовному делу, возбужденному в соответствии со ст. 146 УПК РФ и расследуемому в установленные законом сроки (ст. ст. 162, 223 УПК РФ).
    Материально-правовые основания для временного отстранения от должности — это совокупность доказательств, которые, во-первых, свидетельствуют о том, что конкретное лицо действительно совершило инкриминируемое ему преступление; во-вторых, по делу имеются сведения, указывающие на необходимость временного отстранения его от должности.
    Порядок возбуждения ходатайства о временном отстранении от должности. При необходимости временного отстранения подозреваемого, обвиняемого от должности следователь и дознаватель возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В Постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость существенного ограничения конституционных прав гражданина на труд.
    Место рассмотрения ходатайства о временном отстранении от должности. Ходатайство о временном отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности рассматривается федеральным районным судом по месту производства предварительного расследования. Исключением из общего правила является временное отстранение от должности обвиняемого, являющегося высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (президента, губернатора, мэра).
    Если решение вопроса о временном отстранении от должности сопряжено с необходимостью обсуждения вопросов, содержащих государственную тайну, то по правилам, содержащимся в п. 3 ч. 3 ст. 31 УПК РФ, ходатайство рассматривается судом субъекта РФ.
    Подготовка к рассмотрению ходатайства о временном отстранении от должности. Судья, рассматривающий ходатайство о временном отстранении от должности, обязан лично убедиться, что в производстве органов предварительного расследования имеется уголовное дело, по которому необходимо такое отстранение.
    Сроки рассмотрения ходатайства о временном отстранении от должности. Постановление о возбуждении ходатайства о временном отстранении от должности подлежит рассмотрению в течение 48 часов с момента поступления материалов в суд (ч. 2 ст. 114 УПК).
    Лица, участвующие в рассмотрении ходатайства о временном отстранении от должности. Закон не содержит указаний относительно процедуры рассмотрения ходатайства о временном отстранении от должности, очевидно только то, что оно разрешается судьей районного суда единолично. В то же время в силу того, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности (ч. 2 ст. 123 Конституции РФ, ст. 15 УПК РФ), рассмотрение ходатайства о временном отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности может быть разрешено в рамках судебного заседания. В таком судебном заседании обязаны принять участие со стороны обвинения лицо, возбудившее ходатайство, и прокурор; со стороны защиты: лицо, о временном отстранении от должности которого ходатайствует орган предварительного расследования, и его защитник.
    Такой подход к определению пределов судебного контроля с участием заинтересованного лица за действиями органов уголовного преследования согласуется с прецедентной практикой Европейского суда по правам человека, п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
    Порядок разрешения ходатайства о временном отстранении от должности. По общему правилу такое ходатайство подлежит рассмотрению в открытом судебном заседании. В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению. Затем прокурор либо лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его. По ходу проведения судебного заседания секретарем судебного заседания ведется протокол, в котором полно и объективно должен быть отражен ход рассмотрения ходатайства, включая вопросы, которые задавались судом участникам процесса. Выслушав участников процесса, судья удаляется в совещательную комнату, где выносит постановление, которое подлежит оглашению в судебном заседании.
    Перечень документов, прилагаемых органами предварительного расследования к ходатайству о временном отстранении от должности. К ходатайству в обязательном порядке прилагаются копии:
    1) постановления о возбуждении уголовного дела (при необходимости — постановления о принятии его к производству, постановления о производстве предварительного следствия следственной группой);
    2) документы, подтверждающие статус подозреваемого, обвиняемого, которыми могут быть: постановление о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, протокол задержания подозреваемого, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого;
    3) процессуальных документов, обосновывающих необходимость временного отстранения подозреваемого, обвиняемого от должности. В их число могут входить любые документы, содержащие необходимые для суда сведения.
    Материалы, представляемые органами предварительного расследования в качестве материально-правового обоснования к удовлетворению ходатайства, в обязательном порядке подлежат проверке судьей по правилам, предусмотренным ст. 75 УПК РФ.
    Результаты рассмотрения ходатайства о временном отстранении от должности. Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о временном отстранении от должности или об отказе в этом (ч. 2 ст. 114 УПК). Постановление должно полностью отвечать требованиям, предъявляемым к подобного рода документам.
    Следует помнить, что временно отстраненный от должности имеет право на ежемесячное пособие, выплачиваемое в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ.
    Постановление о временном отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности составляется в пяти экземплярах, из которых первый подшивается в судебно-контрольное производство, второй — в уголовное дело, третий направляется прокурору, осуществляющему надзор за производством предварительного расследования, четвертый — по месту работы подозреваемого, обвиняемого (ч. 3 ст. 114 УПК РФ), пятый вручается лицу, в отношении которого оно вынесено.
    Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда (ч. 6 ст. 114, п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ).
    П. обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 4 ст. 290 УК РФ, и др.
    Постановлением областного суда П. был временно отстранен от должности старшего инспектора отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД, и ему назначено ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда за период с 29 июля 2008 г. по 29 декабря 2008 г. в сумме 57500 руб.
    В кассационном представлении государственный обвинитель, полагая, что при выплате ежемесячного государственного пособия временно отстраненному от должности подозреваемому или обвиняемому суд должен был исходить из базовой суммы, равной 100 рублям, и взыскать в пользу П. за пять месяцев 2500 руб., просил об отмене постановления суда в связи с тем, что суд неправильно установил размер указанных денежных средств.
    Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, проверив материалы судебного производства и обсудив доводы кассационного представления, оставила постановление суда без изменения, а кассационное представление — без удовлетворения.
    В соответствии с ч. 6 ст. 114, п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда.
    Эти требования закона не нарушены судом при рассмотрении ходатайства П.
    Минимальный размер оплаты труда с 1 сентября 2007 г. до 1 января 2009 г. в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ) составлял 2300 рублей, а потому суд правильно исчислил сумму, подлежащую выплате П. за период с 28 июля 2008 г. по 28 декабря 2008 г., в размере 57500 рублей (2300 x 5 x 5).
    Довод кассационного представления о том, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» при выплате ежемесячного государственного пособия временно отстраненному от должности подозреваемому или обвиняемому суд должен был исходить из базовой суммы, равной 100 рублям, не вытекает из содержания данной нормы, согласно которой базовая сумма в 100 рублей применяется при исчислении налогов, сборов, штрафов, иных платежей, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам.
    Ежемесячное государственное пособие подозреваемому или обвиняемому, к которым применена мера процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности, к таким платежам не относится. Основания, размер и порядок выплаты этого пособия установлены уголовно-процессуальным законом.
    При этом суммы, выплаченные в качестве такого пособия, в соответствии с ч. 1 ст. 131 УПК РФ являются процессуальными издержками и возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства, и при постановлении приговора или иного судебного решения суд должен в соответствии со ст. 132 УПК РФ разрешить вопрос о взыскании процессуальных издержек (Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ N 84-О09-11. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2009 год).
    Не спешите увольняться, иначе потеряете право на возмещение ущерба.
    По приговору Челябинского областного суда от 5 июня 2008 г. Воробьев полностью был оправдан, за ним признано право на реабилитацию.
    Оправданный обратился в суд с просьбой о возмещении материального ущерба — заработка за время вынужденного прогула в период его работы в ООО «Софт».
    В судебном заседании выяснилось, что с данной работы Воробьев уволился по собственному желанию, опасаясь, что в отношении его будет постановлен обвинительный приговор и его лишат свободы.
    Суд, отказывая в удовлетворении заявления оправданного, указал, что на момент принятия решений по уголовному делу, которые ограничили свободу привлеченного к уголовной ответственности лица, Воробьев не работал, заработной платы не получал, соответственно, нет и оснований считать, что ему причинен материальный ущерб в виде невыплаченного заработка (Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 48-009-50).
    Отстранение от должности приказом старшего начальника последствий, предусмотренных УПК РФ, не влечет.
    Аринину было предъявлено обвинение в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, что повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц.
    Постановлением Аллаиховского районного суда от 19 июля 2006 г. было отказано в удовлетворении ходатайства следователя Якутской транспортной прокуратуры о временном отстранении подозреваемого Аринина от занимаемой должности исполняющего обязанности руководителя полетов службы движения Чокурдахского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири».
    Тогда начальник Чокурдахского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири» временно отстранил обвиняемого от исполнения служебных обязанностей на основании распоряжения председателя комиссии по расследованию авиационного происшествия до окончания расследования.
    Приговором Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 25 июня 2007 г. Аринин оправдан, за ним признано право на реабилитацию.
    Оправданный обратился в суд с просьбой возместить ему имущественный вред — заработную плату за время вынужденного прогула.
    В удовлетворении данной просьбы Аринину отказано, поскольку от занимаемой должности он был освобожден вне рамок уголовного процесса. Очевидно, что в таком случае вопрос о выплате заработной платы может быть поставлен лишь в порядке гражданского судопроизводства (Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 22 октября 2009 г. N 74-О09-28).

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Комментарии к ст. 114 УПК РФ

1. Возбуждение перед судом ходатайства о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности не обязанность, а право следователя (дознавателя и др.).

2. О временном отстранении от должности должно выноситься постановление судьи.

3. Постановление должно быть мотивированным. Это означает, что необходимость принятия этого решения не только должна быть подтверждена содержащимися в деле доказательствами, но и на наличие таковых должно быть указано в самом постановлении.

4. Постановление об отмене отстранения от должности направляется тому же должностному лицу, которому в свое время было отправлено постановление об отстранении от должности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *