Кадастровая деятельность

Содержание

Кадастровая деятельность

Кадастровая деятельность — это выполнение управомоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г.

№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — ФЗ-221), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.

Сущность и субъекты деятельности

Кадастровая деятельность представляет собой совокупность действий, которые совершаются лицом, законно на это уполномоченным, и направлены на конкретную недвижимость с целью обеспечения возможности дальнейшего её использования. В процессе осуществления такой деятельности подготавливаются бумаги, которые потребуются при внесении сведений в реестр об объекте или же изменении данной информации.

В процессе проведения подобной деятельности можно получить сведения, необходимые для дальнейшего производства кадастровых работ. При этом обязанность ставить участки и иные объекты данного характера на учёт в службе кадастра предусматривается соответствующим законом. В первую очередь это необходимо при землеустройстве, а также содержании различных строений, зданий, сооружений, домов и иных построек. Без проведения учёта невозможна полная реализация имущества, а учёт производится только после осуществления рассматриваемого вида работ.

Осуществление кадастровой деятельности допускается только тем лицом, которое обладает для этого достаточной квалификацией и имеет в подтверждение этому аттестат. Сам собственник подобные работы проводить не имеет права.

Лицами, напрямую имеющими возможность осуществлять деятельность по кадастру, считаются граждане, получившие бумагу о своей квалификации. Кроме того, они обязательно должны стать частью специальной организации, объединяющей в себе несколько инженеров и признающейся саморегулируемой.

При этом каждый такой работник должен попадать под ряд требований:

  • гражданство РФ;
  • высшее образование, при этом направление определяется непосредственно кадастровым органом;
  • опыт работы, при этом обязательное участие в проведение работ вместе со специалистом инженером, а срок составляет не меньше двух лет;
  • сдача теория в форме экзамена, что будет подтверждать наличие нужных для работы знаний;
  • отсутствие фактов применения мер за неисполнение кадастрового порядка в форме дисквалификации;
  • отсутствие одной или нескольких судимостей как неснятых, так и непогашенных;
  • наличие обязательного и имеющего силу соглашения, которое страхует ответственность инженера;
  • отсутствие иных возможных ограничений, которые прямо закреплены в законе.

Иные требования саморегулируемая организация предъявлять к инженеру не может. Предложенный перечень является исчерпывающим.

Права и обязанности

Законодатель устанавливает для кадастровых инженеров перечень прав и обязанностей, которые и определяют круг их полномочий.

В первую очередь необходимо определить права кадастровых инженеров:

  • инженеры могут получать доступ ко всем объектам, на которые направлены кадастровые работы, а также к необходимой документации;
  • в случае когда условия договора были нарушены заказчиком кадастровых работ, инженер может отказаться от осуществления рассматриваемой деятельности;
  • при назначении инженера руководителем стажировки, то есть при совместной работе с помощником, он может отказаться от этой роли, если нет достаточных для этого условий.

Предложенные права являются основными, перечень будет применяться к каждому специалисту-инженеру, входящему в саморегулируемую структуру.

Допускается установление дополнительных прав и обязанностей для инженера соглашением подряда. Оно заключается между ним и заказчиком, которому необходимо провести рассматриваемые работы на объекте недвижимости.

Обязанности кадастрового инженера

Соответственно, помимо прав выделяют и обязанности, перечень которых значительно шире, если сравнивать его с теми действиями, которые инженер может осуществлять по своему усмотрению.

Относят к ним следующее:

  • инженер должен всегда действовать только на основании законов, регламентирующих кадастровый вид работ;
  • инженер обязан отказаться от подписания договора подряда, но только в том случае, если объект, в отношении которого работа должна осуществляться, не относится к категории недвижимости;
  • инженер также обязан отказываться от осуществления деятельности в случаях, когда не предоставляется необходимая документация либо если она содержит в себе недостоверные сведения;
  • инженер обязан отказаться от выполнения своих полномочий, если действия заказчика по подаче заявки и представлению документов не соответствуют требованиям закона;
  • если возник ряд обстоятельств, по которым инженер может или должен отказаться от своей работы, он обязан сообщить об этом заказчику, причём не позднее трёх рабочих дней;
  • инженер должен иметь при себе печати, которые бы содержали его данные, страховой номер, а также необходимо иметь электронную подпись квалифицированного характера;
  • инженер также обязан по первому требованию заказчика и не позднее трёх дней предоставлять всю интересующую его информации о саморегулируемой организации;
  • инженер обязан сохранять тайну информации, то есть не допускается какое-либо разглашение сведений, полученных в ходе работы;
  • инженер обязан сохранить все акты, которые были получены в результате работы, а также передавать в саморегулируемую организацию по первому требованию сведения о заказчиках и видах осуществляемых работ;
  • инженер должен регулярно, а именно — один раз в три года, проходить дополнительное обучение и повышать квалификацию;

Установление иных обязанностей допускается, однако закрепляться они могут только законами и другими подобными актами.

Источником полномочий может также служить свод правил профессиональной этики для специалистов рассматриваемой сферы.

Формы организации

Особенность подготовки и проведения рассматриваемого вида деятельности заключается в том, что инженеры имеют возможность выбрать один из двух вариантов форм организации работы. Закон устанавливает, что допускается реализация полномочий либо за счёт индивидуального предпринимательства, либо путём создания юридического лица. Уполномоченное на осуществление данной деятельности лицо самостоятельно, без указаний закона может решать, какую форму работы выбрать.

Правовая основа регулирования кадастровых отношений

Кадастровые отношения

Кадастровые отношения — отношения, возникающие в
связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением
государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой
деятельности.

Правовая основа регулирования кадастровых отношений

Нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере кадастровых отношений применяются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с комментируемой статьей кадастровые отношения регулируются:

1) Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) — в соответствии со ст. 15 Конституции она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ;
2) указанными в комментируемой статье Кодексами, которые применяются при регулировании кадастровых отношений, непосредственно касающихся объектов недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства).

К числу этих Кодексов отнесены:

а) Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) — в соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Но при регулировании кадастровых отношений подлежит применению не весь блок гражданского законодательства (ведь согласно ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих вышеназванные правоотношения), а только непосредственно указанный Кодекс.

Именно нормы ГК РФ составляют правовую основу регулирования кадастровых отношений, так как в данном Кодексе содержатся положения, регулирующие порядок и основания возникновения гражданских прав, а также их осуществление.

Так, в соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство (в том числе и ГК РФ) основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Например, в рамках настоящего Закона является существенным определение, которое дается в ГК РФ, понятию недвижимых вещей (ведь рассматриваемый Закон действует в отношении только части объектов недвижимости, названных таковыми в ст. 130 ГК РФ). В соответствии с п. 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Пункт 5 ст. 1 настоящего Закона устанавливает, что кадастровый учет осуществляется только в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее они называются объектами недвижимости). И отдельно в п. 6 указанной статьи дополнительно дано уточнение, что положения Федерального закона не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов.

Кроме того, ГК РФ регулирует правоотношения, касающиеся (применительно к настоящему Закону):

— вопросов, связанных с правом собственности, его возникновением и прекращением (согласно ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Права владения, пользования и распоряжения своим имуществом всех собственников подлежат судебной защите равным образом);
— таких оснований приобретения права собственности на объект недвижимости, как приобретательная давность (ст. 234 ГК РФ);
— представительства (в соответствии со ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого) и последствий заключения сделки неуполномоченным лицом;
— регулирования сделок, например правоотношений сторон при заключении договоров подряда (гл. 37 ГК РФ);
— иных вопросов, подлежащих регулированию в соответствии с ГК РФ;

б) Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее — ЗК РФ) — согласно ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Кроме этого, важными в рамках настоящей статьи являются положения ЗК РФ, касающиеся предоставления земельного участка. В соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка. Для этого, в частности, осуществляется выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными рассматриваемым Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее — кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка. При выборе земельных участков для строительства (п. 2 ст. 31 ЗК РФ) орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

При предоставлении гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством (ст. 34 ЗК РФ), орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованных лиц либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном комментируемым Федеральным законом.
При приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения (согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ), в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

в) Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ — в соответствии со ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В соответствии с п. 6 ст. 47 настоящего Закона участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения зарегистрированы в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Сведения о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках содержатся в систематизированном своде документированной информации — государственном лесном реестре (ст. 91 Лесного кодекса РФ).

Применение Лесного кодекса РФ в сфере кадастровых отношений обусловлено положением ст. 15 настоящего Закона, регулирующей принципы информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости. В соответствии с п. 7 указанной статьи орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, в срок не более чем 5 рабочих дней со дня внесения в этот реестр сведений соответственно о лесах представляет документы о данном природном объекте в орган кадастрового учета. Состав содержащихся в этих документах сведений о данных природных объектах устанавливается Правительством РФ;

г) Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (далее — ВК РФ) — в соответствии со ст. 31 ВК РФ сведения о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах содержатся в систематизированном своде — государственном водном реестре. Он создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

В нем осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

В государственный водный реестр включаются документированные сведения:

— о бассейновых округах;
— о речных бассейнах;
— о водохозяйственных участках;
— о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;
— о водохозяйственных системах;
— об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении;
— о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;
— о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования;
— о решениях о предоставлении водных объектов в пользование;
— о договорах водопользования;
— об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.

Ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 (в ред. от 13.10.2008) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов». Федеральное агентство водных ресурсов в установленной сфере деятельности осуществляет, в частности, ведение государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования (п. 5.5.1).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 253 «О порядке ведения государственного водного реестра» было установлено, что в государственный водный реестр включаются данные государственного водного кадастра Российской Федерации по состоянию на 01.01.2007, ведение которого осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 N 1403.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было обязано передать до 01.07.2007 на безвозмездной основе Федеральному агентству водных ресурсов сведения по состоянию на 01.01.2007 о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, в том числе о кадастровых номерах земельных участков, в границах которых расположены водные объекты, а также земельных участков, занятых указанными сооружениями.

В соответствии с п. 7 ст. 15 комментируемого Закона орган, осуществляющий ведение государственного водного реестра (Федеральное агентство водных ресурсов), в срок не более чем 5 рабочих дней со дня внесения в него сведений соответственно о водных объектах представляет документы о данном природном объекте в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости. Состав содержащихся в этих документах сведений о данных природных объектах устанавливается Правительством РФ;

д) Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 190-ФЗ (в ред. от 22.07.2008) (далее — ГСК РФ) — в качестве примера применения его положений в сфере регулирования кадастровой деятельности можно привести следующее. Согласно ст. 22 комментируемого Закона в состав необходимых для кадастрового учета документов (пп. 3 ч. 1) включена, в частности, копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, необходимая при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства, за исключением кадастрового учета в связи с изменением назначения здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание, или назначения помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение. Ст. 55 ГСК РФ регулирует порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Оно представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. При этом согласно п. 11 ст. 55 в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана;
е) Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (далее — ЖК РФ) — Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (ст. 13) были внесены следующие изменения в ЖК РФ.

ЖК РФ предусматривает определенный порядок производства переустройства и перепланировки жилого помещения.

Ст. 23 Кодекса предусматривает возможность проведения указанных действий одновременно с переводом жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.

Для этого собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения ряд документов (в частности, заявление о переводе помещения, правоустанавливающие документы на него, план переводимого помещения с его техническим описанием, поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение). В числе прочих должен быть предоставлен подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

В том случае, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, проект переустройства или перепланировки является основанием проведения соответствующих работ.

Завершение указанных работ по переустройству и (или) перепланировке и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее — акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом. Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
Если же переустройство или перепланировка производились без соответствующего перевода помещения, то завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения также оформляется и подтверждается в соответствии со ст. 28 ЖК РФ актом приемочной комиссии.

Он должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом.
Таким образом, задача вышеперечисленных Кодексов применительно к настоящему Закону состоит в правовом регулировании отношений, возникающих в связи с ведением единого систематизированного свода сведений и документов о недвижимом имуществе (государственного кадастра недвижимости), а также осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности;
3) настоящим Федеральным законом — он регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности;
4) другими федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации — к таковым можно отнести, например, Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ. Согласно ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. N 8).

Кроме того, в связи с тем, что многие положения настоящего Закона требуют принятия соответствующих подзаконных актов, приняты и продолжают разрабатываться необходимые постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 456 «О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости»), а также документы, принимаемые органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (Приказ Минюста РФ от 20 февраля 2008 г. N 35 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», Приказ Минюста РФ от 18 февраля 2008 г. N 32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка» и др.).

Понятие кадастровых отношений и кадастровых сведений

Кадастровые отношения — это отношения, возникающие в связи с ведением ГКН, ГКУ и кадастровой деятельности.

Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными ФЗ № 221 работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (кадастровые работы).

Общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, называются кадастровыми сведениями.

Государственный земельный кадастр содержит сведения о:

земельных участках;

территориальных зонах;

землях и границах территорий, муниципальных образований;

землях и границах субъектов Российской Федерации;

землях и границах Российской Федерации.

Указанные сведения содержатся в ГКН в объеме, необходимом для осуществления государственного управления земельными ресурсами.

5. Характеристика №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

В рамках проводимой реформы земельно-имущественных отношений в 2004 году правительство РФ было принято решение о разработке нового закона о ГКН в соответствии с лучшим мировым опытом развитых стран с рыночной экономикой. Был принят 24.07.07

Актуальность:

1) Данный закон позволил осуществить переход к учету ЗУ в составе единого кадастра объектов недвижимости

2) Создать единую систему учета недвижимости вместо существующей многоуровневой системы ЗК градостроительного кадастра, технического учета и других ведомств.

3) Получить единую систему объектов недвижимости по всей стране

4) Снизить материальные затраты в ведении учета недвижимости

5) Совершенствовать систему учета объектов недвижимости, экономическую оценку земель, налогообложение при ведении государственного кадастрового учета, мониторинга объектов недвижимости.

Основные принципы закона:

1) Применение единой системы и технологии для создания и ведения ГКН.

2) Принцип обязательного государственного учета недвижимости.

3) Внесение актуальных и достоверных сведений.

4) Общедоступность сведений.

Закон состоит из 5 глав и 48 статей

Глава 1 (Общие положения)закона посвящена предмету регулирования правовой основе кадастровых отношений и органу осуществляющему ведение кадастра недвижимости. Предметом регулирования настоящего закона являются кадастровые отношения.

Предмет – то что подлежит регулированию Объект – по поводу чего возникают данные отношения.

Глава 2 ведение ГКН

Цель ведения ГКН

Установление заранее определенного перечня сведений которые позволяют однозначно идентифицировать и индивидуализировать недвижимое имущество.

Глава 3 порядок КУ

В данной главе установлен порядок КУ, указан перечень необходимых документов для осуществления учета, установление случаев отказа в осуществлении КУ или его приостановлении.

Глава 4 Кадастровая деятельность

Глава 5 Заключительные положения.

Особенности осуществления государственного учета, осуществление реализация.

Характеристика, развитие и основное содержание нормативно-правового обеспечения в сфере ГКН

Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ.

Правовое регулирование отношений, возникающих при проведении кадастровых работ по подготовке документов, необходимых для ГКУ ЗУ, осуществляется в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О ГКН» и принятыми во исполнение указанного закона нормативными правовыми актами, в том числе приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 №412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».

Федеральным органом исполнительной власти осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, является Минэкономразвития России.

По Закону о кадастре орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений:

— устанавливает формы кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастрового плана территории, кадастровой справки, требования к составу сведений таких документов, а также способы и формы их предоставления, в том числе в электронной форме;

— устанавливает форму заявления для кадастрового учета;

-определяет место осуществления кадастрового учета объектов недвижимости, расположенных в границах двух и более кадастровых округов;

-устанавливает особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков, а также типовые нормы времени выполнения кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев.

Конституция РФ:

-определяет принципы осуществления права собственности на имущество.

Гражданский кодекс РФ:

-понятие и категории недвижимого имущества (ст. 130);

-особенности его правового режима (в том числе обязательность го­сударственной -регистрации прав и сделок с ним) (ст. 131, 219, 223);

-понятие и виды вещных прав (ст. 216);

-приобретение и прекращение прав на недвижимое имущество;

-формирование режима осуществления права собственности и других вещных прав на жилые помещения (гл. 18), на земельные участки (гл. 17);

-возможности защиты вещных прав (гл. 20);

-общие положения об обязательствах и договорах, объектом которых может выступать недвижимое имущество (разд. 3).

— регулирует от­ношения по наследованию недвижимого имущества;

-определен перечень объек­тов, относящихся к недвижимому имуществу;

Земельный кодекс РФ (от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ) определяет:

-объекты земельных отношений (ст. 6);

-состав земель (ст. 7);

-вещные права на землю ;

-порядок осуществления права собственности на землю;

-Возникновение и прекращение прав на землю;

-права и обязанности собственников земельных участков и иных правообладателей;

-особенности правового режима земель различных категорий;

-организация и порядок проведения землеустройства, государ­ственного земельного кадастра.

ЗК РФ полностью регулирует особый режим земельного участка, как объекта недвижимого иму­щества.

Градостроительный кодекс РФ регулирует кадастровые отношения, прежде всего в части определения требований к территориальному пла­нированию территории Российской Федерации, ее субъектов, муници­пальных образований, составу градостроительных регламентов, к по­рядку получения разрешения на завершение строительства и ввод объекта в эксплуатацию.

Нормы Жилищного кодекса РФ в основном касаются жи­лищных отношений, объектом которых выступают жилые помещения.

В области кадастровых отношений основной специальный норма­тивный правовой документ — Федеральный закон №122 «О ГРП на недвижимое имущество и сделок с ним». Данный закон определяет понятие и принципы государственной ре­гистрации прав на недвижимое имущество.

Перечень и содержание федеральных целевых программ в области формирования ГКН.

В России принята ФЦП «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учёта недвижимости (2014–2019 годы)», определивший пути развития сферы госрегистрации и кадастра на ближайшие пять лет. Этот документ касается всех граждан страны и затронет практически каждого.

Задачами Программы являются:

¾ объединение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в единый государственный информационный ресурс;

¾ обеспечение организации предоставления услуг по принципу «одного окна» и переход к оценке гражданами качества услуг;

¾ повышение качества данных информационных ресурсов для обеспечения инвестиционной привлекательности и повышения эффективности налогообложения недвижимости.

К 2019 году планируется завершить создание Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом в электронном виде будут объединены документы из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости.

Результаты достигнутые при реализации ФЦП «Создание системы кадастра недвижимости» (2006-2012)

Основными целями Подпрограммы являются:

¾ создание условий обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество;

¾ создание полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, используемого в целях налогообложения;

¾ совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы и показатели ее социально-экономической эффективности

¾ создание нормативно-правовой и методологической базы по государственному кадастровому учету и кадастровой оценке объектов недвижимости;

¾ создание системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости на территории Российской Федерации, включая внедрение на территории Российской Федерации автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости;

¾ обеспечение информационного наполнения государственного кадастра недвижимости сведениями об объектах недвижимости;

¾ организация доступа к государственному кадастру недвижимости органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также организаций и граждан;

¾ обучение специалистов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и подведомственных ей организаций;

¾ формирование налоговой базы для сбора земельного и имущественного налогов.

Что включают в себя кадастровые работы — 7 основных этапов проведения кадастровых работ + 4 полезных совета как выбрать надёжную компанию по предоставлению кадастровых услуг

Здравствуйте, читатели журнала «ХитёрБобёр»! С вами Алёна Орловская, эксперт в кадастровых работах. В новой статье мы разберёмся, что собой представляют кадастровые работы.

У меня есть специальность и стаж работы кадастрового инженера. Мне доставит большое удовольствие поделиться своими знаниями и опытом со всеми желающими.

Говоря о кадастровых работах, стоит несколько слов сказать о Государственном кадастре недвижимости или, сокращённо, о ГКН. Сведения ГКН применяются для эффективного использования земель, организации, учёта и регистрации недвижимости. Также ГКН включает проведение кадастровых работ.

Давайте выясним, что это за мероприятия.

1. Что такое кадастровые работы и когда они могут понадобиться?

К объектам кадастровых работ относят здания, сооружения, земельные участки, которые организуются, реорганизуются, изменяются, учитываются и регистрируются. Объектами кадастровых работ считаются все объекты недвижимости РФ, что закреплено ФЗ № 122.

Для начала дадим официальное определение термина.

Кадастровые работы — это комплекс инженерных услуг, которые состоят из сбора информации о недвижимости, анализа полученных данных и их регистрации.

Другими словами, эти мероприятия подготавливают документацию, содержащую все необходимые сведения о недвижимости, которые используются для проведения учёта и регистрации в реестре сведений.

Рекомендую ознакомиться с этим законом, в нём содержатся все сведения о порядке проведения кадастровых работ.

Целью кадастровых работ считается получение достоверной информации о недвижимости, которая позволяет провести кадастровый учёт и законно оформить право собственности.

Выполнение кадастровых работ проводится специалистом, имеющим право на это право. Права специалиста подтверждаются лицензией. Более подробно об этой процедуре, читайте в статье «Кадастровый инженер».

Для чего нужны эти работы? Эти процедуры необходимы при любых формах земельных отношений: наследовании, дарении, приватизации, продаже. Они включают хранение, выдачу и обновление информации, которая используется для налогообложения, контроля и учёта.

Рассмотрим пример, который поможет разобраться с этим вопросом.

Пример

Земельный участок Павла Удальцова, который расположен в городе Самара, приобретён в тот период, когда не было возможности оформить право собственности на недвижимость. На нём со временем были возведены постройки.

Формально Павел Удальцов владеет участком, но зарегистрировать право собственности, согласно действующему законодательству РФ, просто необходимо.

Для чего это требуется? Без заключения права собственности владельцу участка нельзя проводить сделки с недвижимостью, нельзя вступать в земельные отношения, нельзя выполнять земельные работы.

Без проведения кадастровых работ Павлу Удальцову не обойтись. Кроме прочего, кадастровые работы при строительстве упрощают сбор документов на подтверждение права на владение имуществом.

2. Какие виды услуг включают в себя кадастровые работы – ТОП-6 основных услуг

Есть множество видов кадастровых работ.

Давайте подробно рассмотрим наиболее востребованные мероприятия.

Услуга 1. Постановка на кадастровый учёт

Кадастровые работы при постановке объекта на учёт предполагает оформление всех необходимых документов и материалов. Вся жилая и нежилая недвижимость подлежит этой процедуре независимо от формы собственности, использования, целевого назначения.

Данные учёта используются для заполнения различной документации. На основе учёта заполняются различные таблицы, диаграммы, графики, делаются статистические отчёты.

Услуга 2. Уточнение границ земельного участка

Согласно действующему законодательству РФ, участок считается юридически образованным с момента регистрации его правового статуса. В том случае, когда объект не числится на учёте или произошли изменения его первоначальных характеристик, требуется выполнить кадастровые работы в отношении земельного участка.

В эту процедуру входят следующие мероприятия:

  • сбор информации о недвижимости;
  • обмер и съёмка участка;
  • обработка данных;
  • вычисление необходимых показателей;
  • оформление документов;
  • регистрация.

Общие, технические и правовые данные об участке вносятся в реестр сведений после проведения работ.

Услуга 3. Раздел земельного участка

При этой процедуре образуется несколько объектов недвижимости с одинаковыми или разными правовыми статусами, которые устанавливаются документацией кадастровых работ.

Этапы выполнения этой процедуры зависят от формы собственности на землю. Рекомендую ознакомиться со ст.7 ЗК РФ, в которой рассматривается порядок проведения работ на земельных участках с разной собственностью на землю.

Услуга 4. Разработка межевого плана

Для установления точных границ земельного участка требуется разработка межевого плана. Это документ, в котором отображены все данные о границах и площадях участка. Оформление его выполняется на основании обмера площади объектов, согласования границ и других мероприятий.

В отношении объектов недвижимости выполняется проверка, сбор, анализ и обработка всех материалов, в результате которой выдаются итоговые документы.

Ход и нюансы этой процедуры хорошо изложены в статье «Кадастровый план».

Услуга 5. Выдача кадастрового паспорта

Для легального владения недвижимостью у владельца должен быть оформлен Кадастровый паспорт. Это документ, содержащий всю общую, техническую и правовую информацию, что позволяет чётко обозначить и зарегистрировать любой объект.

Кадастровый паспорт — это документ, который требуется для проведения сделок с землёй, выполнения земельных работ, решения споров и т.д. Форма и порядок заполнения документа утверждены приказом Министерства экономического развития № 831.

Услуга 6. Подготовка кадастровой выписки

Кадастровый паспорт содержит всесторонние сведения о недвижимости. Когда требуются некоторая часть сведений, выдаётся Кадастровая выписка. В этом документе содержится та информация о недвижимости, которую запрашивает заказчик.

Документ выдаётся в случаях:

  • прекращения существования объекта;
  • внесение изменений;
  • наложение правовых ограничений на недвижимость.

Рассмотрим простой пример, чтобы обобщить всё сказанное.

Владелец квартиры в Москве Андрей Морозов сделал перепланировку. Произошли изменения. Возникла необходимость в оформлении нового Кадастрового паспорта на квартиру.

Без проведения кадастровых работ тут не обойтись. Какие услуги следует заказать и провести Андрею Морозову? Владельцу квартиры требуется: изготовить Технический паспорт, запросить Кадастровую выписку, оформить новый Кадастровый паспорт.

Удобнее всего заказать кадастровые мероприятия через интернет, в надёжной компании соответствующего профиля. Кадастровые работы онлайн выполняет фирма «ЕГРП365», которая также занимается разработкой программного обеспечения, предоставляет маркетинговые исследования, проводит рекламные компании.

На сайте можно заказать полный кадастровый паспорт, кадастровую выписку, выписку из Единого Государственного Реестра Прав. Другие преимущества ЕГРП365 — профессионализм, доступные цены, оперативность.

Внимание! С 01.01.2017 вступил в действие закон 218-ФЗ. Одно из его положений — переход на новые формы выписок из реестра. Вместо кадастрового паспорта и выписки из ЕГРП теперь будет единая выписка из ЕГРН.

Сейчас можно получать только бумажные выписки. Документ называется «Выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах».

3. Как проводят кадастровые работы – 7 основных этапов

Организацию кадастровых работ проводит кадастровый инженер.

Каждый объект требует индивидуального подхода, но общие принципы и этапы работы всё же есть.

Этап 1. Детальный анализ документации, представленной заказчиком

Заказчик пишет заявление, на основании чего составляется договор на кадастровые работы.

Специалист запрашивает, собирает и анализирует большой пакет документов, в который входят:

  • общие, правовые данные о недвижимости;
  • картографические материалы;
  • данные о смежных землепользователях, инженерных коммуникациях и т.д.

К договору прилагается смета на кадастровые работы, в которой оговариваются все цены на услуги.

Этап 2. Съёмка участка и окрестностей объекта

Полевые работы – важный составной элемент кадастровых работ.

На этом этапе выполняется:

  • обследование и оценка окрестностей;
  • обмер и съёмка участка;
  • закрепление всех поворотных точек на местности;
  • уточнение, а также согласование границ объекта недвижимости со смежными землепользователями.

Этап 3. Обработка спутниковых данных и измерений, полученных в ходе геодезии

В камеральных условиях осуществляется обработка всех материалов. Спутниковая съёмка применяется, когда нельзя провести традиционную геодезическую съёмку из-за кривизны местности и иных недостатков, которые вызывают недопустимую погрешность измерения.

На этой стадии выполняется расчёт координат и высот поворотных точек, построение чертежей. При работе специалист пользуется новейшим программным обеспечением.

Этап 4. Подготовка недостающей документации

Заказчик предоставляет кадастровому инженеру всю информацию о недвижимости. Специалист собирает, систематизирует и анализирует данные об объекте.

Могут понадобиться дополнительные материалы, которые кадастровый инженер запрашивает в других организациях. Иногда необходимо заменить документы старого образца на новые.

Этап 5. Разработка межевого плана

Главным мероприятием, входящим в кадастровые работы, считается разработка межевого плана. Это документ составлен на основании кадастрового плана и включает всю информацию об участке. Технический план оформляется только для зданий, построек и сооружений.

Межевой план содержит текстовую и графическую части. Текстовая часть состоит из общей, технической и правовой информации об участке, материалов согласования границ и т.д.

Графическая часть воспроизводит местонахождение объекта, конфигурацию, поворотные точки, расположение инженерных коммуникаций.

Этап 6. Получение желаемой документации

В результате кадастровых работ специалист разрабатывает Межевой план или Технический план. Иногда оформляются дополнительные документы. К ним относятся: Кадастровый план, Кадастровая выписка или другие официальные бумаги.

Результатом работы считается оформление и выдача Кадастрового паспорта.

Этап 7. Согласование и подписание акта о проведении работы

Итоговая стадия — подписание и согласование акта о проведении кадастровых работ.

В документе указываются:

  • кадастровый номер;
  • площадь и границы объекта;
  • адрес и реквизиты заказчика.

Акт о проведении кадастровых работ согласовывается со всеми смежными землепользователями. Документ подписывается кадастровым инженером и руководителем организации, которая осуществляет кадастровые работы, скрепляется печатью.

Всё сказанное в этом разделе закрепим и обобщим с помощью примера.

На земельный участок Ильи Соколова оформлен Кадастровый паспорт. Но со временем произошли изменения — были сооружены жилые постройки.

Границы земельного участка при этом не изменились. Нужны ли кадастровые работы? Ответ — да, в обязательном порядке.

При сборе документов специалисту потребуется запросить кадастровую выписку о земельном участке. Далее инженер сделает обмер и съёмку недвижимости, проведёт обработку измерений, разработает Технический план на постройки и выдаст заказчику Кадастровый паспорт.

Рекомендую посмотреть видеоролик о порядке проведения комплексных кадастровых работ.

4. Профессиональная помощь в проведении кадастровых работ — обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг

Кадастровые работы проводят государственные и коммерческие организации. Компании, представленные в нашем экспертном обзоре, оказывают кадастровые, геодезические, землеустроительные, юридические услуги.

На их счету много положительных отзывов, немалое количество выполненных проектов по кадастровым работам. Фирмы работают в Москве и области, некоторые из них имеют региональные представительства в других городах.

1) Центр недвижимости «Зевс»

Надёжная и опытная компания, основанная в 2005 году. Заказать интересующую процедуру можно по телефону или онлайн. Помимо кадастровых и геодезических работ, фирма занимается оформлением документов на недвижимость, получением сведений ГКН.

Географический охват работ весьма широк — Москва, Сочи, Тверь, территория Крыма. Компания не пользуется услугами посредников и все изыскания проводит самостоятельно, применяя собственное оборудование.

2) Русский кадастр недвижимости

Компания оказывает все виды кадастровых услуг для любых объектов недвижимости. Стоимость услуг зависит от вида кадастровых работ. Удалённые участки обслуживаются по специальным тарифам. В компании работают специалисты с обширной практикой и подтверждённой квалификацией.

Большой поток клиентов позволяет организации держать цены на уровне чуть ниже среднерыночных. Работает система скидок для постоянных пользователей. Работа ведётся исключительно на договорной основе. Компания регулярно проводит бесплатные семинары для всех желающих.

3) ООО «Алмакс Гео»

Фирма предлагает большой выбор юридических, геодезических, землеустроительных, кадастровых работ. Стоимость услуг определяется видом, сложностью процедуры. Организация имеет много положительных отзывов, большой список клиентов.

Гарантирует быструю постановку на кадастровый учёт, оперативное оформление кадастровых документов, занесение в государственный реестр земельных участков и недвижимости. Занимается природоохранными мероприятиями, оценочными работами.

Читайте статью по смежной теме – Кадастровые услуги.

5. Как выбрать надёжную компанию для проведения кадастровых работ – 4 простых совета

Как выбрать надёжную компанию для проведения кадастровых работ, которая решит любые проблемы?

Рекомендуем несколько практичных советов по выбору такой организации.

Совет 1. Выбираем компанию с современным оборудованием

Фирмы должны быть оснащены самым современным оборудованием — это повышает производительность и качество обслуживания.

В распоряжении компании должна быть вся необходимая техника для обмера и съёмки объектов, актуальное программное обеспечение для обработки данных и выполнения других камеральных работ.

Совет 2. Обратите внимание на портфолио компании

Хорошо, если на счету фирмы — множество выполненных проектов, достаточное количество положительных отзывов и мало опротестованных экспертиз. Такой компании можно смело доверить любые работы на объектах и территориях.

Совет 3. Не пытайтесь сэкономить

Кадастровые работы – это платная услуга. Не пытайтесь сэкономить, выбирая недорогую организацию. Скупой платит сами знаете сколько, а качество требует соответствующего вознаграждения.

Стоимость процедур зависит от вида услуг, сложности, удалённости объекта и других факторов.

Примерные цены на кадастровые работы в Москве и Московской области представлены в таблице:

Процедура Стоимость в рублях
1 Разработка Межевого плана от 20 000
2 Разработка Технического плана от 15 000
3 Выдача Кадастровой выписки от 5 000
4 Выдача Кадастрового плана от 20 000
5 Оформление Кадастрового паспорта от 5 000
6 Постановка на учёт от 20 000

Как видно из таблицы, цены в столице весьма приличные. И снижаться не будут. Это связано с транспортными расходами и использованием дорогого оборудования.

Совет 4. Проверяйте лицензию на проведение кадастровых работ

Любая фирма должна иметь лицензию на проведение кадастровых работ.

Законодательство РФ предусматривает выдачу аттестата кадастрового инженера лицам:

  • имеющим гражданство Российской Федерации;
  • специальное образование;
  • не имеющим судимости.

Лицензию можно проверить на сайте Росреестра. Информация общедоступная.

На всех этапах кадастровых работ рекомендуется обращаться к квалифицированным специалистам. Юридические услуги по любым вопросам оказывает компания Правовед.ru. Связаться с юристами фирмы можно через интерактивный чат.

Ознакомиться с функционалом и списком услуг можно непосредственно на сайте Правоведа. Сервис работает в круглосуточном режиме, без перерывов и выходных. На портале постоянно присутствует несколько сотен юристов в онлайн режиме.

6. Заключение

Большое значение в развитии Государственного Кадастра Недвижимости РФ имеют кадастровые работы. Процедуры включают в себя сбор, систематизацию, анализ, учёт и регистрацию сведений о недвижимости. Это универсальные мероприятия, которые в любой момент могут понадобиться как частным лицам, так и юридическим субъектам.

Понятие, цели и задачи кадастровой деятельности.

Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений об учтённом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Кадастровой деятельностью является выполнение уполномоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007г. №221-ФЗ, работ. В результате, которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учёта сведения о таком недвижимом имуществе (кадастровые работы).

Кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации, содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости). Или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2007г. №221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе, называются кадастровым учётом.

Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Законом определена система и порядок ведения государственного кадастра недвижимости. Обязательность государственного учета исключает возможность неучтенных объектов, которых на сегодняшний день очень много.

Органы, осуществляющие технический учет объектов капитального строительства (БТИ) не всегда располагают информацией об участках, расположенных под объектами строительства, теперь вся информация о техническом состоянии объекта и участка будет сведена воедино.

Законом определен и порядок предоставления сведений о недвижимости, что значительно упростит процедуру отчуждения собственности и сократит бюрократические проволочки в этой сфере.

Объекту недвижимости будет присваиваться уникальный кадастровый номер, выдаваться кадастровый паспорт, представляющий собой выписку из государственного кадастра недвижимости. В нем будут фиксироваться совершаемые с данным объектом сделки.

Главный принцип единого кадастра недвижимости — это идентификация и индивидуализация объектов недвижимости.

Основная задача Закона — регулирование отношений, возникающих в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и кадастровой деятельности (кадастровых отношений). В Законе:

  • — Предусматривается создание единого систематизированного свода сведений и документов о недвижимом имуществе в Российской Федерации (государственного кадастра недвижимости);
  • — Устанавливается порядок проведения государственного кадастрового учёта земельных участков, зданий, сооружений и других объектов недвижимости, процедура определения местоположения, границ, площади и иных количественных и качественных характеристик земельных участков и других видов недвижимого имущества;
  • — Предусмотрено введение платы за постановку на учёт объекта недвижимости;
  • — Предусмотрено введение платы за предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Размер и порядок внесения такой платы устанавливается правительством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *