Камеральная налоговая проверка

Содержание

Камеральная проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), без выдачи предписания на ее проведение (пп. 1 и 2 ст. 70 Налогового кодекса РБ; далее – НК).

Камеральная проверка имеет двойное значение:

– во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций;

– во-вторых, это одно из средств отбора плательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Важным направлением камеральной проверки является и проверка обоснованности применения плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых ставок и налоговых льгот.

Сущность камеральной налоговой проверки заключается в следующем:

– контроль за соблюдением плательщиками налогового законодательства;

– выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

– взыскание сумм неуплаченных или не полностью уплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней по выявленным нарушениям;

– привлечение виновных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений;

– подготовка информации для обеспечения рационального отбора плательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Проверяемые вопросы

В ходе камеральной проверки специалисты налогового органа проверяют:

– своевременность и полноту представления налоговых деклараций (расчетов) и других документов, обязанность представления которых установлена законодательством;

– правильность оформления всех предусмотренных реквизитов налоговой декларации (расчета), четкость их заполнения;

– соответствие реквизитов плательщика (иного обязанного лица), указанных в налоговой декларации (расчете), данным Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц);
– соответствие величины показателя, содержащегося в налоговой декларации (расчете), величине соответствующего показателя, содержащегося в другой налоговой декларации (расчете), которые представлены плательщиком (иным обязанным лицом) по различным налогам и иным платежам в отчетном периоде;

– правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов, иных платежей, подлежащих уплате в бюджет согласно представленным налоговым декларациям (расчетам);

– соответствие данных, содержащихся в представленной налоговой декларации (расчете) и прилагаемых к ней документах, иным имеющимся в налоговом органе документам и сведениям о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица);

– обоснованность применения плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых ставок и налоговых льгот;

– своевременность и полноту уплаты (удержания и перечисления) в бюджет налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых в случаях, установленных актами Президента, возложен на налоговые органы, и пеней;

– иные вопросы, связанные со своевременным и полным исполнением налоговых обязательств.

Этапы проверки

На наш взгляд, процедура проведения камеральных проверок в обязательном порядке должна выполняться посредством реализации следующих этапов:

1) проверки полноты представления и заполнения плательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных налоговым законодательством;

2) оценки правильности формирования налоговой базы и исчисления сумм налога;

3) проверки обоснованности заявленных плательщиком налоговых льгот и налоговых вычетов;

4) арифметического контроля данных, отраженных в представленных формах налоговой отчетности;

5) оценки своевременности представления плательщиком налоговой отчетности в соответствии со сроками, определенными в НК.

Методы проведения камеральной проверки

При исследовании отдельного документа может применяться:

– формальная проверка, предполагающая проведение внешнего осмотра документов, в ходе которого проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, соблюдение формы налоговой декларации;

– арифметическая проверка, которая контролирует правильность подсчета итоговых сумм в документе;

– нормативная проверка – проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующему законодательству.

Именно с помощью данных приемов исследования отдельного документа при выявлении нарушения налогового законодательства можно найти ошибки в определении налоговой базы и расчете сумм налога.

Важно! Сроки (начало и окончание проверки) проведения камеральной проверки налоговым законодательством не установлены.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе потребовать только документы, подтверждающие использование налоговых льгот

Один из основных вопросов, связанных с камеральной проверкой: какие документы и в каком объеме может запросить налоговый орган при ее проведении?

В НК отдельно поименованы документы, которые плательщики обязаны представлять в налоговый орган. К ним отнесены документы:

– необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) (подп. 1.4 п. 1 ст. 22 НК);

– подтверждающие право на использование налоговых льгот (подп. 1.10 п. 1 ст. 22 НК).

Однако в НК не установлен порядок их представления (при представлении налоговых деклараций (расчетов); по требованию налогового органа; при проведении проверки и т.п). Это означает, что плательщик не обзан одновременно с подачей налоговой декларации (расчета) представлять указанные документы.

Камеральная проверка может проводиться лишь на основе представленной налоговой декларации (расчета) и документов, представленных плательщиком, а также других документов о деятельности плательщика, полученных налоговым органом. Это прямо указано в ст. 70 НК.

В случае их непредставления налоговый орган исчислит подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин) без учета налоговых льгот, право на которые не подтверждено в установленном порядке.

Таким образом, обязанность по представлению документов, подтверждающих право на налоговые льготы, возникает с момента предъявления налоговым органом требования представить такие документы. Новой редакцией нормы подп. 1.10 п. 1 ст. 22* НК четко установлена обязанность плательщика представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы, в налоговый орган по месту постановки на учет по его требованию либо налоговому агенту, а по налогам, сборам (пошлинам), взимаемым другими государственными органами, иными организациями, должностными лицами, частными нотариусами, – таким государственным органам, организациям, должностным лицам, частным нотариусам.
________________________
* Указанная норма изложена в ред. Закона РБ от 26.10.2012 № 431-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь», который вступил в силу с 1 января 2013 г.

Важно! Представление документов, необходимых для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин), по требованию налогового органа при камеральной проверке не будет соответствовать НК.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе потребовать от плательщика представить дополнительные сведения, получить пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а плательщик соответственно обязан выполнить это требование.

Пример
Налоговый орган в ходе проведения камеральной проверки налоговых деклараций (расчетов), представленных плательщиком-организацией за последний квартал календарного года, потребовал представить документы, подтверждающие право на льготы, а также бухгалтерский баланс за тот же календарный год. Поскольку основанием для такого требования явилась камеральная проверка, плательщик обязан представить документы, подтверждающие право на льготы, однако вправе не представлять бухгалтерский баланс в рамках этого требования. Вместе с тем бухгалтерский баланс организация обязана представить в налоговый орган в течение 90 дней по окончании года (подп. 1.4 п. 1 ст. 22 НК, ст. 14 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности»).

При выявлении ошибок акт проверки сразу не составляется

При выявлении в ходе камеральной проверки плательщика неполноты сведений, ошибок (в т.ч. арифметических) в налоговой декларации (расчете) и (или) документах, представленных плательщиком в соответствии с законодательством, их несоответствия документам и (или) информации, имеющимся в налоговом органе, налоговый орган обязан направить плательщику уведомление (в т.ч. в электронном виде) с предложением:

– либо о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством;

– либо о внесении соответствующих исправлений не позднее 10 рабочих дней со дня направления уведомления (п. 5 ст. 70 НК).

Важно! Направление уведомления является обязанностью, а не правом налогового органа. В противном случае делается вывод о нарушении порядка проведения камеральной проверки.

Следовательно, только в случае выявления указанных фактов плательщик обязан представить документы, обязанность представления которых предусмотрена законодательством (например, перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, обязанность представления которых установлена подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК). При этом налоговые органы не вправе истребовать дополнительные документы (т.е. документы, обязанность представления которых не установлена законодательством). Представление таких документов – право, а не обязанность плательщика.

Если налоговый орган при проведении камеральной проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленных налоговой декларации (расчете), иных документах, то основания для истребования у плательщика документов, обязанность представления которых установлена законодательством, отсутствуют.

Справочно: форма уведомления о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством, либо о внесении соответствующих исправлений определена в приложении 8 к постановлению МНС РБ от 31.12.2010 № 95 «Об установлении форм документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при осуществлении контроля за соблюдением законодательства» (далее – постановление № 95).

Особенности оформления результатов камеральной проверки

Акт камеральной проверки не составляется (пп. 5 и 6 ст. 70, п. 1 ст. 78 НК):

– в течение 10 рабочих дней со дня направления плательщику уведомления в случае, если плательщиком в течение этого срока:

либо представлены дополнительные сведения, документы и даны пояснения по выявленным в ходе камеральной проверки фактам отражения неполноты сведений, несоответствий и ошибок;

либо внесены соответствующие исправления в налоговую декларацию (расчет);

– в целях взыскания с плательщика налогов, сборов (пошлин), начисления и взыскания с плательщика пеней (например, если плательщиком не уплачены в установленные сроки налоги, сборы (пошлины), пени, то налоговый орган принимает решение об их взыскании);

– в целях приостановления операций по счетам плательщика при выявлении факта неисполнения плательщиком в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней либо непредставления плательщиком в налоговые органы документов бухгалтерского и (или) налогового учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов и сведений для проведения проверки.

Важно! Вышеуказанные правила не применяются в случае выявления в ходе камеральной проверки нарушения законодательства, содержащего признаки преступления или административного правонарушения.

Не является административным правонарушением неуплата или неполная уплата налога, если:

– налоговым агентом удержаны и перечислены причитающиеся суммы налога, сбора (пошлины) до составления акта проверки (примечание 1 к ст. 13.7 КоАП).

Акт камеральной проверки составляется, если:

– установлен факт совершения правонарушения по результатам рассмотрения представленных дополнительных сведений и (или) пояснений, документов либо при их непредставлении;

– не внесены по предложению налогового органа соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет);

– установлен факт несвоевременного представления плательщиком налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, обязанность представления которых в налоговые органы установлена законодательством;

– установлен факт несвоевременной уплаты (неуплаты) налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых в случаях, установленных актами Президента, возложен на налоговые органы;

– постановка на учет в налоговых органах произведена с нарушением установленного срока.

Справочно: форма акта камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица) – организации, индивидуального предпринимателя утверж-
дена приложением 6 к постановлению № 95.

Днем составления акта камеральной проверки является день подписания акта должностным лицом налогового органа, проводившим проверку. С момента составления акта проверки начинает исчисляться срок давности привлечения к ответственности за совершение административных правонарушений.

Акт камеральной проверки составляют в 2 экземплярах. Подписание и вручение акта камеральной проверки, а также вынесение решения по акту камеральной проверки осуществляют в порядке, определенном ст. 78 НК.

Важно! По результатам камеральной проверки может быть назначена плановая проверка. Это возможно, если в ходе камеральной проверки обнаружат обстоятельства, указывающие, что плательщик:

– допускает правонарушения, которые не могут быть полностью подтверждены камеральной проверкой на основании представленных плательщиком в соответствии с законодательством документов;

– систематически (2 и более раза в течение календарного года) не устраняет в установленный срок ошибки (неточности) в налоговых декларациях и других документах (п. 11 ст. 70 НК).

Плательщик может обжаловать результаты камеральной проверки путем представления жалобы о нарушении его прав

Каждый плательщик имеет право обжаловать решения налоговых органов, в т.ч. требования об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц, если он полагает, что такие решения или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением норм, установленных налоговым или иным законодательством, либо нарушают его права (ст. 85 НК).
В НК не предусмотрены специальные требования к содержанию письменной жалобы плательщика. При подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа плательщики могут руководствоваться положениями ст. 12 Закона РБ от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Письменная жалоба плательщика должна содержать:

– наименование и (или) адрес вышестоящего налогового органа (должность, фамилию, имя, отчество вышестоящего должностного лица), которому подается жалоба;

– полное наименование юридического лица и его место нахождения;

– изложение сути обращения (указание на обжалуемое решение или обжалуемые действия (бездействие), нормы нарушенных актов законодательства, суть допущенных нарушений законодательства, обстоятельства (факты) и документы, подтверждающие незаконность или необоснованность решения или действий (бездействия));

– конкретное требование заявителя в отношении незаконного решения, неправомерных действий (бездействия);

– фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;

– личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица;

– документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя.

К жалобе необходимо приложить копию обжалуемого решения и копии документов, подтверждающих незаконность или необоснованность решения или действий (бездействия).

Справочно: жалоба в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа не облагается государственной пошлиной.

Кроме подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу плательщик вправе подать жалобу в суд. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа не препятствует хозяйственному суду рассмотреть по существу дело, возбужденное по идентичной жалобе плательщика (иного обязанного лица) (п. 15 постановления Пленума ВХС РБ от 19.05.2005 № 21 «О некоторых вопросах, связанных с применением Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь»;
далее – постановление № 21).

Жалоба на решение налогового органа в хозяйственный суд может быть подана в течение 1 года со дня его вынесения. Пропуск заявителем установленного для обжалования срока не является основанием для отказа в принятии заявления, но может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Решение вышестоящего налогового органа, вынесенное по жалобе плательщика, не является решением, которое может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 86 НК, если только этим решением не вносятся в решение нижестоящего налогового органа изменения, существо которых нарушает права и законные интересы плательщика. Если решение вышестоящего налогового органа, вынесенное по жалобе плательщика, влечет для последнего новые правовые последствия, то оно подлежит рассмотрению в хозяйственном суде по заявлению плательщика (п. 21 постановления № 21).

Жалоба, поданная в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа, рассматривается в порядке, установленном гл. 11 НК, а при обжаловании в хозяйственный суд – в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом РБ.

Ответственность за правонарушения, выявленные в ходе камеральной проверки

По результатам камеральной проверки применяются те же меры административной ответственности, что и по результатам выездной проверки. Вместе с тем отдельными нормами КоАП установлена ответственность за правонарушения, выявленные именно в результате камеральных проверок. Так, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности и выявленные в результате камеральных проверок, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 8 базовых величин (ч. 2 ст. 13.6 КоАП).

Как проводится камеральная проверка

Камеральная налоговая проверка сроки и порядок проведения

О сроках проведения камеральной проверки мы уже говорили ранее. Ознакомиться можно

В этой статье мы ответим на вопрос: камеральная проверка что это? И расскажем о порядке проведения камералки.

Итак, камеральная проверка что это? И в чем она заключается?

Камеральная проверка — это обязательная ежеквартальная налоговая проверка.

Камеральная проверка заключается в:

  • арифметической проверке расчетов в декларациях (для выявления математических ошибок)
  • сравнение показателей с декларациями за прошедшие периоды
  • сравнение показателей в одном периоде по разным налогам
  • сравнение показателей с бухгалтерской отчетностью

Сначала камеральная проверка проходит в автоматическом режиме.

Все данные деклараций и отчетности организации (или предпринимателя) вводятся в базу данных, где и проводится сверка показателей в автоматическом режиме.

Камеральную налоговую проверку проходят все без исключения декларации и расчеты, сданные организациями и предпринимателями в налоговую инспекцию. Налоговые агенты не исключение.

В случае, когда программа ФНС не находит ошибок, т. е. вся необходимая отчетность сдана, арифметические подсчеты верны, данные в разных декларациях не противоречат друг другу, то камеральная налоговая проверка считается успешно пройденной.

Для того, чтобы у сотрудников налоговой службы не возникло в Вам лишних вопросов, советуем при формировании налоговой отчетности в бухгалтерской программе воспользоваться опцией по проверке контрольных соотношений.

Если найдены ошибки…

В этом случае сотрудники налоговой инспекции могут вызвать Вас в инспекцию для дачи пояснений.

Произойти это может в следующих случаях:

  • если при проверке декларации обнаружены ошибки или несоответствия с данными, имеющимися в распоряжении налоговой инспекции
  • если подана корректирующая (уточненная) декларация, в которой сумма налога уменьшена относительно первичной декларации
  • если в декларации заявлен налог к возмещению из бюджета

В этих случаях высылается требование о предоставлении пояснений. Требование может быть направлено одним и ниже перечисленных способов:

  • лично
  • почтой России
  • в электронном виде, если отчетность Вами сдается электронно.

В случае, если требование получено Вами электронно, в течение 6 дней Вы обязаны отправить в налоговую квитанцию о приеме. В противном случае через 10 дней вы рискуете остаться с заблокированным расчетным счетом.

Что нужно сделать, чтобы камеральная проверка была успешно пройдена.

Итак, если Вы всё же получили требование о даче пояснений в связи с проведением камеральной налоговой проверки, то у Вас есть 5 дней, для того чтобы:

  • Подать (корректирующую) уточненную налоговую декларацию, в которой будут устранены выявленные налоговиками ошибки. Кстати, в требовании ошибки будут подробно описаны. И еще, если в уточненной декларации сумма налога — к доплате, не забудьте оплатить налог в бюджет прежде, чем подадите уточненку или одновременно. Иначе получите штраф.
  • Предоставить пояснения, к которым можете приложить любые документы, которые посчитаете нужными. Пояснения могут быть представлены Вами в произвольной форме.

В любом из этих случаев камеральная налоговая проверка будет проведена еще раз.

Камеральная налоговая проверка: понятие, порядок и сроки проведения. Оформление результатов камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.

Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика.

Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.

Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.

Пояснения к налоговой декларации можно представить в письменном виде лично, почтовым отправлением либо по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи. Пояснения необходимо представить в течение 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений

Внесение изменений в декларацию осуществляется путем подачи уточненной декларации.

В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы в следующих случаях:

• заявлена сумма НДС к возмещению;

• заявлены льготы;

• отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;

• декларация по налогу на прибыль или налогу на доходы физических лиц представлена участником договора инвестиционного; товарищества.

ВОЗМОЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ:

Истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, статья 93 НК РФ)

Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ)


Допрос свидетелей (статья 90 НК РФ)

Проведение экспертизы (статья 95 НК РФ)

Участие переводчика, эксперта (статья 95, 97 НК РФ)

Осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика) (статьи 91, 92 НК РФ)

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

Нарушения не выявлены:

• камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

Выявлены нарушения:

• в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;

• акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;

• налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;

• в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

34. Выездная налоговая проверка. Понятие, ограничения, порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки. Оформление проведения и результатов выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, но в том случае, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового органа.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика, за исключением следующих случаев:

1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

2) досрочное прекращение налогового мониторинга;

3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа.

В случае проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в настоящем подпункте, предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением;

4) представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

Выездная налоговая проверка физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, ввиду особой специфики данного субъекта, а также прав других лиц, проживающих в жилых помещениях проверяемого физического лица, имеет свои особенности.

Представители налоговых органов не могут находиться в этих жилых помещениях помимо или против воли проживающих в них физических лиц. Соответственно, в отсутствие такого согласия выездная налоговая проверка, будет проводиться по месту нахождения налогового органа.

В случае, если налогоплательщик — физическое лицо препятствует проведению проверки, пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Выездная проверка налогоплательщика проводится в течение 2 месяцев

Срок проведения выездной проверки может быть продлен до 4 или 6 месяцев в следующих случаях:

• налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки;

• на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;

• вы не представили в установленный срок документы по требованию налоговых органов;

• имеются иные обстоятельства.

Выездная налоговая проверка в отношении консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль организаций.

Выездная проверка налогоплательщика проводится в течение 2 месяцев (в том числе организации с обособленными подразделениями).

Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства — в течение 1 месяца.

Срок проведения выездной проверки может быть продлен до 4 или 6 месяцев в следующих случаях:

• если вы имеете статус крупнейшего налогоплательщика;

• налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки;

• на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;

• у вас несколько обособленных подразделений;

• вы не представили в установленный срок документы по требованию налоговых органов;

• имеются иные обстоятельства.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

В некоторых случаях срок выездной проверки может быть приостановлен (общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев), при этом перечень таких случаев строго определен:

• в связи с необходимостью получения информации от иностранных госорганов в рамках международных договоров;

• в связи с необходимостью проведения экспертизы;

• перевода на русский язык документов, которые представлены налогоплательщиком на иностранном языке и истребования у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц документов (информации), которые относятся к деятельности этого налогоплательщика.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

В последний день проведения выездной проверки составляется справка о проведенной выездной налоговой проверке. Дата составления справки (дата справки) фиксирует окончание выездной проверки.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки (с необходимыми приложениями) направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица и датой вручения этого акта в этом случае будет шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является основной формой проведения налогового контроля и проводится по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной налоговой проверки является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка начинается после представления в налоговую инспекцию налоговую декларацию или расчет.

Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Предмет камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

К другим документам относятся:

  • ранее представленные налоговые декларации (расчеты);

  • документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);

  • документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;

  • документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверкам контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и так далее);

  • решения (постановления) налоговых органов;

  • заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;

  • материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и так далее;

  • иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС России о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.

Какие документы и пояснения ИФНС вправе потребовать при камеральной налоговой проверке

При камеральной проверке декларации ИФНС вправе потребовать от организации представить дополнительные документы или пояснения в следующих ситуациях:

Ситуация

Что вправе потребовать ИФНС

В декларации обнаружены ошибки

Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию.

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных документов

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в ИФНС

Документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации.

Представлена убыточная декларация

Пояснения, обосновывающие размер убытка.

Представлена уточненная декларация, в которой сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период

Пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога.

По истечении двух лет с последнего дня срока подачи декларации представлена уточненная декларация, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.

Любые документы, подтверждающие обоснованность уменьшения суммы налога к уплате или увеличения убытка, в том числе:

  • первичные документы;

  • регистры налогового учета

К декларации не приложены обязательные сопутствующие документы

Документы, которые должны прилагаться к декларации.

Например, документы, подтверждающие нулевую ставку НДС.

В декларации заявлены налоговые льготы

Документы, подтверждающие ваше право на эти льготы.

Например, документы, подтверждающие реализацию услуг, освобожденных от НДС

В декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению

Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.

Например, счета-фактуры поставщиков, первичные документы на приобретение товаров (работ, услуг)

В декларации по НДС содержатся сведения об операциях, которые:

  • или противоречат другим сведениям из этой же декларации;
  • или не соответствуют сведениям об этих же операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном лицом, которое обязано подавать в ИФНС такой журнал

Пояснения и любые документы (в т.ч. счета-фактуры и первичные документы), относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия или несоответствия.

Представлена декларация по НДПИ, водному или земельному налогам

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.

Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется, т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.

В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы .

Составление акта камеральной налоговой проверки

При составлении акта проверяющие должны соблюдать следующие правила:

  • акт составляется в двух экземплярах по утвержденной форме и должен содержать установленные Налоговым кодексом РФ сведения;

  • акт подписывается инспектором и проверенным налогоплательщиком или его представителем;

  • инспектор должен составить акт в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, по итогам которой выявлены нарушения;

  • экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его составления вручается налогоплательщику или его представителю.

При этом акт камеральной проверки должен состоять из следующих частей:

  • вводной части (общие положения);

  • описательной части (установленные факты);

  • итоговой части (выводы налоговых органов, предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи об ответственности за эти правонарушения).

Осмотр офиса налоговиками — событие малоприятное, поскольку они будут искать повод для начисления налогов. Могут заглянуть и в производственные помещения, и на склад, и в интересующие их документы компании. Права инспекторов в ходе этого мероприятия довольно широки. Но все же небеспредельны. Поэтому если они существенно отступят от процедуры, то у компании появится шанс оспорить результаты осмотра и, как следствие, избежать доначислений налогов, пеней и штрафов. Ниже рассказано, когда будут правы инспекторы, а в каких случаях закон и суд защитят организацию.

Правила проведения осмотра: что написано в НК РФ

В статье 92 НК РФ описаны основные правила проведения налоговиками осмотра помещений, а также документов и предметов налогоплательщика. 📌 Реклама Отключить

Когда проводится осмотр

Осмотр может проводиться:
1) в рамках проверки:

а) выездной — во всяком случае;

б) камеральной — если проверяется декларация по НДС, в которой (либо-либо):

  • заявлено право на возмещение налога;
  • имеются несоответствия или сведения, которые противоречат сведениям декларации контрагента.

2) вне рамок проверки — могут быть осмотрены документы и предметы, если (либо-либо):

  • они были получены инспекцией в результате ранее проведенных контрольных мероприятий;
  • при согласии владельца этих предметов на их осмотр.

На основании какого документа

Осмотр территорий и помещений, документов и предметов проводится на основании:

  • в рамках выездной проверки — решения о проведении выездной налоговой проверки;
  • в рамках камеральной проверки — мотивированного постановления о проведении осмотра.

Сотрудники ИФНС должны также предъявить служебные удостоверения. 📌 Реклама Отключить

Присутствие понятых

Осмотр должен проводиться в присутствии как минимум двух понятых.

Присутствие представителя компании

При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого ведется налоговая проверка, то есть гендиректор и учредители или его представитель по доверенности.

Фото- и видеосъемка

Налоговики в необходимых случаях могут совершать фото- и видеосъемку. С одной стороны, это не заменит снятие ими копий с документов, с другой стороны, фото- или видеосъемка не заменит участие в осмотре понятых.

Чем заканчивается

О производстве осмотра составляется протокол.

Примечание редакции:

В статье 92 НК РФ не упомянуто только, что именно инспекторы могут осматривать. Этот пробел восполнен в пп. 6 п. 1 ст. 31 кодекса, где сказано, что в порядке ст. 92 проверяющие могут осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, а также проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. 📌 Реклама Отключить

Грозящая опасность: инвентаризация и выемка документов

ФНС РФ подготовила письмо с инструкцией для инспекторов, проводящих осмотр.

Инспекторам в любой момент быть готовыми к выемке

В нем сказано, что по результатам осмотра территорий, помещений налогоплательщика может быть выявлена необходимость незамедлительного проведения иных мероприятий налогового контроля: инвентаризации или выемки.

В этой связи уже к началу осмотра инспекторам рекомендуется быть готовыми к незамедлительному проведению инвентаризации или выемки, включая готовность оформить необходимую документацию, оперативно мобилизовать необходимое число сотрудников, технических и транспортных средств.

Кто должен и может присутствовать при осмотре

При проведении осмотра:

1) обязаны присутствовать:

📌 Реклама Отключить

  • инспекторы, поименованные в решении о проведении выездной проверки, если осмотр проводится в рамках такой проверки, или любые сотрудники инспекции, если осмотр назначен в рамках камеральной проверки;
  • двое понятых;

2) вправе присутствовать:

  • представитель компании;
  • сотрудники компании;
  • специалист и эксперт.

Как наказывать людей, перекрывших доступ в офис

Если представители компании или любые другие лица не пускают проверяющих в офис, то они могут быть наказаны по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ штрафом в размере 10 тыс. рублей.

ПИСЬМО ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12837(с изм. от 15.01.2019)
«О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками»

📌 Реклама Отключить В другом письме ФНС инспекторам сказано, что инвентаризацию целесообразно проводить в случаях, когда результаты проверки учетной документации налогоплательщика, анализа информации, полученной из других источников, и (или) осмотра территорий и помещений компании дают основания предполагать наличие товарно-материальных ценностей, основных средств или иного имущества, не отраженных в бухучете. Инвентаризация включает в себя инвентаризацию основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов, денежных средств, кредиторской и дебиторской задолженности и иных финансовых активов (письмо ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Сотрудников компании при осмотре могут использовать как понятых

ИФНС осмотрела 90 земельных участков компании. 📌 Реклама Отключить

Компания решила, что инспекция провела эти мероприятия с грубым нарушением предусмотренной НК РФ процедуры, в связи с чем их результаты являются незаконными.

Фирма привела несколько аргументов. К сожалению, все они были отвергнуты судами, включая ВС РФ.

Сотрудников компании нельзя было использовать в качестве понятых

Компания заявила, что осмотры проводились в отсутствие понятых, так как привлечение в качестве свидетелей для подтверждения истинности работников налогоплательщика является нарушением требований п. 3 ст. 98 НК РФ

Суд возразил, что из буквального содержания данной нормы следует, что в качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физлица.

Запрета на привлечение работников налогоплательщика в качестве понятых кодекс не содержит.

📌 Реклама Отключить

Компания не предъявила доказательства заинтересованности понятых в исходе дела, равно как и доказательства того, что их участие в разных осмотрах повлияло на достоверность сведений, отраженных в подписанных ими протоколах осмотров.

Понятые незаконно были допрошены в ходе осмотра в качестве свидетелей

Компания заметила, что в нарушение ст. 90 и 99 НК РФ инспекция допросила понятых без оформления соответствующего протокола, а лишь с занесением их показаний в протоколы осмотров земельных участков, в раздел «Установленные в результате осмотров обстоятельства».

Суд пояснил, что понятые инспекцией не допрашивались. Инспекторы именно записали их комментарии об увиденном в ходе осмотра в протокол, что законно. Законодательство не запрещает указывать в протоколе осмотра обстоятельства, установленные со слов понятых.

📌 Реклама Отключить

Компания же не приводит доказательства того, что понятые сообщили недостоверную информацию.

При осмотрах отсутствовали уполномоченные представители компании

Компания указала, что инспекция нарушила п. 3 ст. 92 НК РФ, дающий право налогоплательщику участвовать при проведении мероприятий налогового контроля, в том числе при осмотрах.

Суд возразил, что корреспондирующая указанному праву обязанность налогового органа допустить, а не привлечь представителя проверяемого лица, делает участие последнего факультативным.

Известив компанию о начале проведения осмотров как в устной, так и в письменной форме, инспекция исполнила возложенную на нее обязанность — обеспечила возможность компании реализации права, предусмотренного п. 3 ст. 92 НК РФ.

Однако компания предоставленным ей правом не воспользовалась и уполномоченных представителей на осмотры не направила. Присутствующие при осмотрах работники компании в отсутствие документального подтверждения соответствующих полномочий ее представителями не являлись.

📌 Реклама Отключить

Сомнительно, что на приложенных фотографиях изображены участки фирмы

По мнению компании, не факт, что на фотографиях земельных участков, которые приложены к протоколам осмотров, изображены именно ее земельные участки.

Суд отметил, что он не испытывает затруднений с идентификацией фотографий, поскольку на фото имеются метаданные стандарта EXIF, позволяющие определить условия и способы получения изображения. Иными словами, фотографии содержат дополнительную информацию о камере, времени и дате создания, которая по своему содержанию, как установлено судами, сопоставима с обстоятельствами, указанными в протоколах осмотров.

Факт проведения фотосъемки не опровергается компанией, отражен в протоколах осмотров и подтвержден понятыми. При отсутствии доказательств обратного довод о недостоверности фотографий отклоняется.

📌 Реклама Отключить

Копии протоколов осмотра не вручены компании

Компания заявила, что никто из ее представителей копии протоколов не получал.

Суд указал, что это не так, поскольку согласно материалам дела все протоколы были приобщены к акту выездной налоговой проверки в качестве приложения и в соответствии с п. 3.1 ст. 100 НК РФ вручены главному бухгалтеру — представителю компании по доверенности.

Вывод

Компания не привела достаточных доказательств, позволяющих сделать вывод о незаконности проведенных осмотров. Действительно, в 20 протоколах из 90 были допущены те или иные отклонения от процедуры. В то же время не доказано, что эти недочеты привели к нарушению прав и законных интересов компании.

Определение Верховного Суда РФ от 29.03.2019 № 309-ЭС19-2530 📌 Реклама Отключить

Инспекторы вправе изучать программы, установленные на компьютерах

Организация оспорила в арбитражном суде действия налоговиков по осмотру программного обеспечения на компьютерах, а также отказ инспекции выдать ей копии протоколов осмотров.

По мнению фирмы, инспекторам не дано право изучать содержимое компьютеров, а копию протокола они обязаны выдать под расписку или направить по почте представителю компании.

Суд отклонил эти претензии.

Он указал, что ст. 92 НК РФ предусматривает возможность осмотра в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, любых фактически имеющихся в осматриваемых помещениях документов и предметов. Ограничения в отношении конкретных предметов осмотра, детальности проведения такого осмотра и использования при проведении осмотра технических средств кодексом не установлены.

📌 Реклама Отключить

Следовательно, компьютеры могут быть предметом осмотра.

Обследование такой техники непременно включает в себя осмотр установленного на нем программного обеспечения. Ведь в силу функционального назначения компьютера только таким образом можно установить, какие задачи он решает, а также определить, какие технологические, программные процессы осуществлялись на данном оборудовании налогоплательщиком.

Кроме того, осмотр предполагает обнаружение, визуальное восприятие и непосредственное исследование материальных объектов, содержащих информацию. Поскольку информация может содержаться не только на бумажном носителе, но и в электронно-цифровой форме и в автоматизированной системе хранения данных, проведение осмотра без изучения содержащихся в компьютере данных не отвечало бы целям его проведения, поскольку сам компьютер, как техническое устройство, не несет информации.

📌 Реклама Отключить

Что касается выдачи копий протоколов осмотра по требованию налогоплательщика, то НК РФ это не предусмотрено. Данные протоколы подлежат вручению обществу только вместе с актом выездной налоговой проверки.

Определение Верховного Суда РФ от 17.07.2017 № 302-КГ17-8315

Осмотр может доказать, что компания не ведет никакой деятельности

ИФНС в рамках выездной проверки усомнилась в том, что компания ведет деятельность и заявленные ежемесячные расходы на аренду помещений в размере 2 млн рублей экономически обоснованны.

Инспекторы выехали по адресу компании для проведения осмотра.

В ходе него было установлено:

  • на втором этаже административно-производственного здания, где компания якобы снимала помещения, расположены пустующие кабинеты, в которых лишь проведен косметический ремонт;
  • на первом этаже находятся помещения для проживания рабочих, туалет, душевая, а также кабинет площадью 25 кв. м, арендованный кроме компании еще двумя фирмами;
  • в здании мойки находится смотровая яма, оборудование мойки отсутствует;
  • здания гаража и склада пустуют.

В связи с этим был сделан вывод, что компания действительно не осуществляла производственной деятельности на арендуемых территории и объектах. Какие-либо подготовительные работы также не велись. 📌 Реклама Отключить

Значит, заключенные договоры аренды не имеют разумной деловой цели, а расходы компании по арендной плате являются экономически необоснованными.

Суд поддержал позицию инспекцию, поскольку опровергнуть ее выводы компания не смогла.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.02.2016 № А26-10106/2014

Определением Верховного Суда РФ от 19.04.2016 № 307-КГ16-3169 данное Постановление оставлено без изменения.

Камеральная проверка по НДС еще не повод для осмотра

Предприниматель оспорил проведенный в его магазине осмотр.

Суд установил, что налоговая инспекция учинила его после получения декларации по НДС. В качестве повода для осмотра был указано: «В целях проверки правильности определения предпринимателем налоговой базы по НДС».

📌 Реклама Отключить

Однако законным поводом для осмотра это не является. ИП прав.

Осматривать помещения и документы налогоплательщика по общему правилу можно только в рамках выездной проверки. Вне ее осмотр допускается только в том случае, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Следовательно, без согласия ИП осмотр в рамках камеральной проверки проводиться не мог. Он не является самостоятельной формой налогового контроля.

Данный вывод согласуется с позицией Пленума ВАС РФ (п. 24 Постановления от 30.07.2013 № 57).

При таких обстоятельствах инспекция вышла за пределы полномочий. Протокол осмотра недействителен.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.11.2013 № А28-12582/2012

📌 Реклама Отключить Позже в статью 92 НК РФ были внесены изменения, и теперь в рамках камеральной проверки по НДС (ни по какому другому налогу) осмотр возможен. Но только в том случае, если в декларации либо заявлено право на возмещение налога, либо данные в ней противоречивы или расходятся с данными декларации контрагента. Тем не менее камеральная проверка по НДС до сих пор основанием для проведения осмотра не является.

Об осмотре компанию должны непременно известить, иначе все отменяется

Организация пожаловалась суду, что ИФНС не поставила ее в известность о проведении осмотра. Это является нарушением п. 2 ст. 92 НК РФ, в силу которого в осмотре вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. 📌 Реклама Отключить

Кроме того, форма протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов, утвержденная в приложении № 14 к Приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@, предусматривает отражение в протоколе осмотра сведений об участии проверяемого лица в проведении осмотра.

Таким образом, установленная законодательством о налогах и сборах процедура проведения осмотра предусматривает право налогоплательщика принять в нем участие.

Поскольку это право было нарушено, протокол осмотра должен быть исключен из списка доказательств по налоговой проверке.

Суд с этим согласился.

Действительно, право плательщика на участие в осмотре считается соблюденным, если он непосредственно присутствует при проведении осмотра, либо если осмотр проводится без его участия, но у налогового органа имеются доказательства того, что налогоплательщику была предоставлена возможность реализовать право на участие в осмотре путем извещения о времени и месте проведения осмотра.

📌 Реклама Отключить

В противном случае имеет место нарушение процедуры проведения осмотра и прав налогоплательщика.

В данном случае так и произошло: Постановление о проведении осмотра не было вручено уполномоченному представителю компании, и из него не следует, что уполномоченный представитель фирмы участвовал в этом мероприятии. Следовательно, право налогоплательщика на участие в произведенном осмотре помещений не было гарантировано налоговым органом.

С учетом изложенного протокол осмотра исключается из числа доказательств по делу как недопустимое, полученное с нарушением федерального закона (ч. 3 ст. 64 АПК РФ).

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2017 № А78-6271/2016

В результате суд решил, что без протокола осмотра у инспекции нет достаточных доказательств того, что она обнаружила у фирмы неучтенную реализацию и что фактические остатки товара не соответствовали данным бухучета. Поэтому решение о доначислении НДС, пени и штрафа на общую сумму около 60 млн рублей отменяется (признается недействительным). 📌 Реклама Отключить

Понятые должны ходить за инспекторами по пятам, иначе выемка незаконна

Компания подала в арбитражный суд заявление о признании незаконными действий ИФНС по выемке документов и предметов.

Дело в том, что при выемке присутствовали трое понятых. Однако налоговые инспекторы разошлись по разным кабинетам и по отдельности проводили в них осмотры. Троим понятым пришлось ходить из кабинета в кабинет. В результате в кабинетах, где производилась выемка, кто-то из понятых все время отсутствовал.

Таким образом, нет доказательств того, что действия по выемке документов и предметов производились в присутствии всех понятых, что является нарушением НК РФ.

В соответствии с пунктом 3, 9 ст. 94 кодекса выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.

📌 Реклама Отключить

Суд счел довод резонным, притом что явку всех трех свидетелей в судебное заседание для возможного опровержения доводов компании инспекция не организовала. Косвенно же то обстоятельство, что понятые присутствовали не при всех действиях по выемке, подтверждается показаниями сотрудника инспекции, опрошенного в качестве свидетеля.

Инспекция в опровержение сослалась на видеозапись выемки, но суд отверг ссылку, поскольку видеозапись не была приобщена к материалам дела в качестве доказательства.

Причиной послужило то, что в протоколе выемки на стр. 2 указано, что видеосъемка окончена в 15:28 по причине разрядки аккумулятора, согласно же стр. 1 того же протокола выемка окончена в 20:55, а фактически в 23:25 (стр. 5 протокола). Таким образом, содержание видеозаписи не может отражать всех действий по производству выемки и, соответственно, подтверждать либо опровергать те обстоятельства, на которые ссылается налоговый орган.

📌 Реклама Отключить

Постановление ФАС Поволжского округа от 10.03.2011 № А12-9423/2010

Из данного решения вытекает вопрос: имеют ли инспекторы право проводить осмотр и выемку документов в столь поздний час? Не ограничены ли они пределами рабочего времени компании?

В статье 92 НК РФ нет прямого указания на проведение осмотра исключительно в рабочее время и нет запрета на осмотр ночью. В то же время такая норма есть в ст. 94 кодекса, посвященной выемке. В ней сказано, что производство выемки документов и предметов в ночное время не допускается.

Значит, с 22:00 до 06:00 (промежуток ночного времени определен в ст. 96 ТК РФ и ст. 5 УПК РФ) инспекторы работать в помещении компании не вправе. В противном случае их действия следует рассматривать как нарушение прав налогоплательщика и на этом основании требовать признать протоколы осмотра и выемки недействительными (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ, ч. 3 ст. 64 АПК РФ).

📌 Реклама Отключить

Правда, и здесь госорганы пытаются толковать закон в свою пользу. Так, в письме Минфина РФ от 05.10.2017 № 03-02-08/64830 сделан вывод, что до 22:00 должна быть закончена выемка документов и предметов. Протокол же может быть составлен и позже. Поэтому если инспекторы закончили его заполнять, например, в 23:40, то это не является нарушением закона.

Министерство, видимо, не смущает тот факт, что в составлении протокола помимо инспекторов вправе принимать участие представители компании. Они имеют право вносить в протокол замечания, а по окончании его заполнения расписаться в получении копии. Значит, им тоже придется ждать до ночи. Не говоря уже о том, что выемка заканчивается именно составлением протокола (п. 6 ст. 94 НК РФ), а не изъятием последней бумаги из ящика стола.

📌 Реклама Отключить

Осматривать квартиру без согласия жильцов инспекторы не имеют права

Компания обжаловала действия инспекции по проведению осмотра. Дело в том, что помещение, которое они осмотрели и в котором изъяли документы, являлось жилым. В нем проживал сотрудник компании. Проникать в него без согласия проживающих лиц запрещено.

Так, в статье 25 Конституции РФ закреплено, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения

В пункте 5 ст. 91 НК РФ также предусмотрено, что доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физлиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.

📌 Реклама Отключить

Инспекция возразила, что спорное помещение не отвечало признакам жилого и использовалось компанией под офис, что подтверждается многочисленными доказательствами:

  • договорами аренды нежилого помещения для размещения офиса, заключенными между собственником и компанией;
  • договором подряда, заключенным компанией и фирмой-подрядчиком на выполнение работ по капремонту офисного помещения по данному адресу;
  • техническим паспортом на данное помещение как нежилое, переведенное в этот статус из бывшей квартиры;
  • неоднократными визитами налогового инспектора в это помещение.

К тому же до проведения осмотра и выемки документов компания не заявляла о статусе данного помещения как жилого или о проживании в нем работника общества. Эти доводы появились лишь после получения акта выездной налоговой проверки. 📌 Реклама Отключить

Однако суд признал, что права все-таки компания.

Из документов следует, что на момент осмотра помещение еще являлось квартирой.

За два года до описываемых событий городской комитет по управлению имуществом выдал собственнику квартиры уведомление о переводе жилого помещения в нежилое с условием произвести ремонтно-строительные работы.

Акт же приемки в эксплуатацию датирован двумя месяцами позже проведения осмотра помещения. Изменения в реестре прав на недвижимость также были произведены позже.

Таким образом, поскольку на момент осмотра и выемки документов помещение имело статус жилого, то налоговый орган обязан был установить лиц, проживающих в нем, известить их о проведении процессуальных действий и получить согласие на их проведение.

Этого сделано не было. Следовательно, верным является довод компании о незаконности осмотра и выемки помимо воли и согласия проживавшего в нем гражданина.

📌 Реклама Отключить

Постановление ФАС Уральского округа от 15.03.2012 № Ф09-873/12

В этом решении описан еще один эпизод в пользу компании — участие понятых.

Инспекция заявила, что на момент осмотра данные граждане не состояли у нее в штате и поэтому имели право выступать в качестве понятых. Однако суд с подачи компании выяснил, что эти люди в тот момент проходили проверку в качестве кандидатов на замещение вакантных должностей в инспекции, то есть являлись стажерами. Впоследствии они были приняты на работу в инспекцию.

В связи с этим суд решил, что данные лица не отвечали требованиям о незаинтересованности и не могли выступать в качестве понятых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *