Концессионеры

Концессия – что это такое простыми словами

Что такое концессия

Экономика большинства стран зависит от инвестиционного капитала, и зарубежного в том числе. Наряду с финансами в него входят технологические новшества, новейшие инженерные разработки, высокопрофессиональная рабочая сила. Концессионные договора – это передовой метод решения этого вопроса.

Понятие концессия

Государственная власть считает необходимым запустить какой-либо проект. Например: воздушно-посадочный комплекс, ГЭС, ветка метрополитена, разработка месторождения полезных ископаемых. Составление проектно-сметной документации и строительные работы требуют больших финансовых вложений. В этом деле немаловажно участие опытных инженерно-технических работников. Немаловажно найти серьёзного исполнителя подряда. Далеко не во всех организациях присутствуют все эти условия сразу. Может сказаться недостаток средств.

В таком случае исполнителю работ предоставляют возможность пользования объектом для получения прибыли. Тогда вложенные в строительство средства, не только окупятся, но и принесут выгоду.

Таким образом, концессию можно определить, как передачу органами государственной власти особых прав застройщику на создание оговорённого объекта, который затем передаётся в собственность государства или муниципалитета. В награду фирма наделяется правом использовать построенный ею объект ещё какое-то время.

Пример концессионного пользования – сооружение моста на реке Оби, что в Новосибирском регионе, а также финансовые вложения в водопроводную систему Волгоградского региона.

Запомните: понятия аренды и концессии не идентичны. Арендуя что-либо, используют готовые объекты за определённые деньги. Концессионное соглашение основано на необходимости вложения средств в строительство или реструктуризацию уже созданного когда-то объекта, и только потом его использование ради прибыли.

В нашей стране история насчитывает немало примеров концессии. Она уходит корнями в средневековье, когда очень распространены были откупы. Сбор налогов с граждан в государственную казну был прерогативой частников. Заниматься этим делом могли только те фирмы, деятельность которых была однотипной. К примеру, торговля водкой.

Концессионное соглашение

Де-юро оно основано на договорных отношениях. В договоре прописываются следующие пункты:

  1. Общие положения, содержащие информацию об организациях, являющихся сторонами договора, преследуемые цели, что они намериваются делать. Такого рода соглашения обычно заключаются после электронных аукционов. В таком случае в тексте ссылаются на итоговый протокол.
  2. Параметры: размер объекта, производственная мощность, период возведения, другие данные. Более подробно описание даётся в паспорте.
  3. Алгоритм эксплуатации сооружения, сумма оплаты и её периодичность.
  4. Правовые аспекты и обязательства компании, являющейся концессионером. Она может самостоятельно строить, либо привлечь наёмную силу. Нельзя менять предназначение объекта. Все технические требования, обозначенные в документах, должны быть соблюдены. По истечении периода использования, компания должна передать объект в государственную собственность.
  5. На что имеет право, и какие обязанности несёт лицо, именуемое концедентом. Контроль за строительством, соблюдение сроков сдачи объекта остаётся за государством. Параллельно эти функции исполняет и концедент. Он должен в точности соблюдать условия договора и передать исполнителю землю .Интересы концессионера не должны быть ущемлены.
  6. Обеспечительные меры со стороны-концессионера. В число них входит гарантия банка.
  7. Решение спорных вопросов. Для справедливости судебного решения обычно обращаются к независимому арбитражу.
  8. Другие условия.

Каждое проектное решение предусматривает свой договор. Поэтому образцы здесь неуместны.

Понятие концедента и концессионера

Сторон договора две. Одна из них играет роль концессионера, т.е. структуры или лица, которое реализует инвестицию. Чаще всего это частная компания или целая группа.

Вторую сторону представляет определённое государство, выполняющее обязанности концедента. В этом случае подпись под договором ставит премьер-министр, председатель правительства, профильный министр, руководитель региона или муниципалитета. Двухсторонние отношения регулируются договором.

Концессия коммерческого плана

Эта разновидность позволяет юридическому и физическому лицу передоверять свои особые права кому-то другому. В данном случае можно провести аналогию с франшизой. Такие договорные отношения распространены в питании фастфуд.

Владелец бренда за деньги передаёт права на него, а также особенности технологического процесса. По этому шаблону запускаются другие предприятия в разных уголках земли.

Концессия классического типа и коммерческая имеют отличия:

Роль концедента в традиционном виде играет государство, тогда как в коммерческой – любой желающий. При заключении коммерческого договора имущество не переходит из рук в руки.

При коммерческом договоре сторона-концедент хочет получить максимум дохода от своих технологий. Тогда как государственные структуры подписывают договор, чтобы им передали готовый инфраструктурный объект, т.к. само не может построить его.

Плата за концессию

Компания, пользующаяся возведённым объектом, вносит в госбюджет конкретную сумму. Плата рассчитывается несколькими способами. Это может быть доля от полученной прибыли, фиксированная сумма, переуступка собственной недвижимости. О величине платежа стороны договариваются самостоятельно. Концессия помогает развивать и создавать современную инфраструктуру, привлекая ресурсы и технологии.

Добавлено в закладки: 0

Что такое концессия? Описание и определение термина.

Концессия – это договор на применение хозяйственных ресурсов, природных богатств, предприятий и так далее, которые принадлежат муниципальной власти или государству, хозяйствующими субъектами. В этом случае государство выступает, как концедент, а сторона, получающая право эксплуатации, концессионер. Государство получает взамен Вознаграждение, которое может носить периодический или разовый характер. Реализация соглашений концессии проводится по принципам публичного имущества, с этой целью можно использовать бюджетные средства. Концессии в настоящее время применяются не лишь в области использования богатств недр, но и в области эксплуатации объектов разного характера, которые находятся в государственной собственности.

Пояснение термина концессия. Концессия (от лат. concessio — уступка, разрешение) — форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, которые принадлежат правообладателю. Передача в концессию проводится на возмездном основании без указания срока или на определенный срок. Объектом договора может являться передача прав на эксплуатацию предприятий, природных ресурсов, оборудования и других прав, в том числе на применение коммерческого обозначения, фирменного названия, коммерческой охраняемой информации, знаков обслуживания, товарных знаков и так далее.

Выплату вознаграждения можно осуществлять в виде паушальных (разовых) или роялти (периодических) платежей, наценки на оптовую цену товаров, процентов от выручки или в другой форме, которая установлена договором.

Концессионное соглашение, конце́ссия — форма частного государственного партнёрства, вовлечение в оказание услуг или в эффективное управление государственной собственностью частного сектора, оказываемых обычно государством, на взаимовыгодных условиях.

Понятие

Определение концессии. Концессия подразумевает, что государство (концедент) концессионеру передаёт право на эксплуатацию объектов инфраструктуры, природных ресурсов, оборудования, предприятий. Концедент взамен получает вознаграждение, как разовые (паушальные) или периодические (роялти) платежи. Концессионные соглашения реализуют на основании публичного имущества, включая с применением бюджетных средств. При отсутствии вовлечения публичного имущественного ресурса в партнёрство имеет место наделение частного партнёра правом ведения конкретного бизнеса, монопольные или исключительные права на ведение которого принадлежат правовому публичному образованию, к примеру, ведение парковочной деятельности и так далее.

Роль в мировой экономике концессий возрастает. Если в течение XX века концессии применялись преимущественно в недропользовании, то в 1990-е годы в концессию передают многочисленные другие объекты государственной собственности.

В первую очередь объектами концессионного соглашения являются значимые социально объекты, которые нельзя приватизировать, такие как железные дороги, аэродромы, объекты ЖКХ и прочие инфраструктурные сооружения, объекты образования, спорта и культуры, здравоохранения, системы общественного транспорта.

История

Концессию возможно рассмотреть как форму договора частного государственного партнерства. При таком подходе ее можно в один ряд поставить с «кормлением», которое сформировалось в XII веке и существовавшим до реформ Петра I и «откупом», который являл собой передачу государством право сбора откупщикам (частным лицам) частным лицам (налогов и прочих государственных доходов).

Кормление

Кормление — вид пожалования удельных и великих князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась в течение периода службы в счёт местного населения.

Изначально кормление имело эпизодический характер. Соответственно с нормами Русской правды, сборщики виры (штрафа), строители городов и другие категории получали определённое натуральное довольствие с населения. В XII—XIV веках кормление имело значительную роль в складывании системы местного управления. Князья в города и волости посылали бояр в качестве волостелей и наместников, а других служилых людей —тиунами. Население должно было содержать их («кормить») в течение полного периода службы. Самого большого развития система кормлений достигла в XIV—XV веках.

Откуп

Откуп — передача на определённых условиях за определённую плату государством права взимать налоги и прочие государственные доходы. Система откупов — по существу является прообразом концессий, форма договора государства и предпринимателей.

Вначале откуп применяли в условиях неразвитости кредита, натурального хозяйства, слабости коммуникаций, финансовых трудностей государства. Откупы впервые получили распространение в Древнем Риме и Древней Греции (IV век до н. э.), в Древнем Иране (VI век до н. э.).

Откупы в средние века стали одним из важнейших источников изначального накопления капитала.

Виды концессионных соглашений

В международной практике выделяют такие типы концессионных соглашений:

  • BOT (Build — Operate — Transfer) — «Строительство — управление — передача». Концессионер осуществляет эксплуатацию и строительство (в основном — на праве собственности) в течение установленного срока, после этого объект передают государству;
  • BTO (Build — Transfer — Operate) — «Строительство — передача — управление». Концессионер строит объект, который передают концеденту (государству) в собственность сразу после окончания строительства, после этого его передают в эксплуатацию концессионера;
  • ВОО (Build — Own — Operate) — «Строительство — владение — управление». Концессионер строит объект и проводит последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности, его срок действия не ограничивается;
  • ВООТ (Build — Own — Operate — Transfer) — «Строительство — владение — управление — передача» — пользование и владение построенным объектом на праве частной собственности проводится в течение определённого срока, по завершении которого объект становится собственностью государства;
  • BBO (Buy — Build — Operate) — «Покупка — строительство — управление» — форма продажи, включаюшая расширение или восстановление существующего объекта. Государство продаёт частному сектору объект, который делает нужные усовершенствования для более эффективного управления.

Концессионные соглашения в России

Концессии в эпоху НЭПа получили широкое распространение в РСФСР. В речи «О концессиях и о развитии капитализма» в апреле 1921 года В. И. Ленин заявил:

Не опасно ли приглашать капиталистов, не означает ли это развивать капитализм? Да, это означает развивать капитализм, но это не опасно, так как власть остаётся в руках крестьян и рабочих, а собственность капиталистов и помещиков не восстанавливается. Концессия, по сути, арендный договор. Капиталист становится арендатором государственной собственности, на определённый срок, по договору, но собственником не становится. Собственность остаётся за государством.

Развитие концессионной деятельности

Восстановлению национальной экономики СССР, разрушенного двумя войнами (Первая мировая война и Гражданский), во многих отношениях предоставили использование советской модели льготных соглашений как главный элемент внешнеэкономических отношений. Гора, лес, сельскохозяйственные и другие сырые концессии были основным во время этого периода. Они были внедрены за счет средств, полностью принадлежащих иностранным концессионерам от кого предложения на некоторых источниках, были больше чем две тысячи и соглашения, почти двести были завершены.

Таким образом, концессии как элемент экономической политики российских и Советских правительств, активно использовались во время вышеизложенного периода и показали высокую эффективность. Использование концессий является фактическим также для современной России с тех пор теперь, возможно ожидать получение положительных результатов использования этого инструмента.

В международном внедрении практики крупных проектов в сфере производственной инфраструктуры часто сопровождается привлекательностью прямых инвестиций в различных формах обычно в государственно-частном партнерстве (концессия), но не приватизация. Государство передает к бизнесу право владеть и использовать собственность, экономические управленческие функции, резервируя правильные порядки, который способствует распределению рисков между всеми главными участниками.

Концессия получила специальное развитие в отраслях инфраструктуры: электроэнергетика, транспортировка гидроуглеродистого сырья, железнодорожного транспорта, дорожной экономики, муниципальные услуги

Сегодня в проектах концессионера Российской Федерации в социальной сфере, развитие транспортной инфраструктуры, в области здравоохранения и образования и т.д. активно понято.

Правовая основа концессионной деятельности

Определения концессии, хранимой в юридических нормативных документах, наборе. Даже в странах Европейского союза с подобными моделями экономического правления различия в интерпретации концессий доступны государственный сектор и больше, чем история века льготного законодательства. Это, в частности отмечено в Новых правилах единого рынка, принятого Европейской комиссией в декабре 1999. В этом документе концессия определена как система отношений, в случае которых общественная власть обвиняет третьему лицу (частная или смешанная компания) управление суммами инфраструктуры или других общественных служб при условии принятия этой стороной на себе предпринимательский риск и обязательства по работе оборудования. Другими словами, государство передает собственность частного (смешанного) концессионера компании, принадлежащего ему при определенных условиях, фиксированных в форме соглашения, к ограниченному сроку за плату. Одновременно льготный объект остается в принадлежащей государству собственности, и концессионер имеет права использовать и владения.

Как одна сторона льготного соглашения государство – Российская Федерация и (или) ее предмет или действия муниципалитета, эту сторону называют concessor. Другая сторона является отечественным или иностранным инвестором – концессионер.

Иногда концессионеру также право заказа передано принадлежащей государству собственностью. Но с этой целью он каждый раз должен получить письменное разрешение от уполномоченного государственного органа. Такая практика, в частности использовалась советским правительством во время Новой Экономической политики. Государство обязуется не вмешиваться одновременно в административные операции, но осуществляет строгий контроль над внедрением концессионером договорных обязательств. После объекта срока концессии, включая также производственные мощности, созданные концессионером, это передано государству.

С точки зрения политической экономии, в концессиях есть то, как будто консолидация ресурсов двух экономических агентов: государства в форме его собственности и частного сектора в форме инвестиций, управления, ноу-хау.

Есть различные мнения о сущности концессии: лицензированный и льготный способ – то же (налог плюс роялти – платеж за право на развитие и производство природных ресурсов); концессия – один из видов соглашения о компенсационных условиях (соглашение о Компенсационных условиях).

Концессия в ее современном понимании могла действовать как инструмент сокращения инвестиционных рисков, сохраняя операционное налоговое бремя инвестиционных проектов, выполненных компаниями вследствие увеличения стабильности экономичной и правовой среды в те периоды времени, в которые компании понимают проекты. Это – концессии (концессионные договоры), мог создать некоторые анклавы стабильности в условиях нестабильной среды.

Преимущества концессионных договоров

Среди преимуществ льготной формы объектов правительственных инвестиций возможно отметить следующее:

  • концессии удаляют финансовую погрузку из государства, поскольку концессионер предполагает, что ответственность выполняет все затраты на финансировании, управлении и текущем ремонте объектов, переданных концессии, покрывая расходы, например, за счет ставок;
  • концессии устанавливают довольно жесткий долгосрочный по закону устроенный, т.е. стабильный, отношения между государством и концессионером;
  • концессионные договоры позволяют привлекать частное, включая иностранные акции без потери стратегического контроля над жизненно важными системами и объектами.

Таким образом интересы государства состоят в том что это:

  • перекладывает расходы по инвестициям и контенту собственности на частном секторе для увеличения его эффективности;
  • государство заполняет бюджет вследствие получения льготных платежей и удаляет из себя финансирование государственных объектов;
  • решает социально-экономические проблемы.

Интересы частного бизнеса в льготных проектах состоят что:

  • концессионер получает в долгосрочном управлении государственные активы, которые не принадлежат ему на выгодных условиях платежа за концессию, которая является несколько аналогом аренды;
  • инвестирование, у концессионера есть достаточные гарантии дохода средств как государство, поскольку партнер концессионера несет определенную ответственность за обеспечение минимального уровня прибыльности;
  • в некоторых случаях (проекты в воде сферы – gazo-, теплоснабжения) государство продолжает платить дополнительный от бюджета до концессионера при условии, что это увеличит качество обслуживания;
  • концессионер, имея экономическую свободу, может увеличиться вследствие повышения производительности работы, инновационной прибыльности бизнеса во время действия срока концессии, и одновременно срок концессии не сокращен.

Как показывает опыт многих стран, одним из эффективных способов успешного функционирования государственного сектора экономики является привлекательность к финансированию и управлению объектами принадлежащей государству собственности прямых инвестиций не только вследствие приватизации, но также и на льготной основе. В России, стране с высоким уровнем национализации экономики, в условиях острого дефицита инвестиционных ресурсов, применение еще одной формы инвестиций средств, довольно привлекательных для инвестора, могло принести экономике значительную пользу. Заявление на такие соглашения диктует также недостаток в государстве ресурсов, в первую очередь финансовых и технологических, для эффективного функционирования государственного сектора экономики.

Отличие концессии от аренды

Различие концессии из арендного договора: как предмет соглашения о концессии неразработанные сайты лесного фонда без разработанной инфраструктуры и требования значительного инвестиционного акта. Одно из обязательств инвестора (лесной пользователь) является созданием инфраструктуры (например, строительство и контент дорог).

Не все лесоматериалы поступают в собственность инвестора (в соглашении, это указано, какая часть поступает в собственность инвестора и что – в собственности Российской Федерации).

Это – свободный тип лесной эксплуатации.

Сайты лесного фонда предоставлены на основе соглашения о бесплатном использовании.

Соглашение подписано сроком на максимум 49 лет.

Основанием заключения соглашения является решение органов государственной власти территориального субъекта Российской Федерации, сделанного на представлении территориальной власти.

“Предоставление на бесплатном использовании” 1998 не предусматривает, кто может действовать как предмет – обычно государственные учреждения и муниципальные учреждения, сельскохозяйственные предприятия, граждане (население).

Соглашение подписано в письменной форме и подвергается государственной регистрации.

Слово концессионер

Слово концессионер английскими буквами(транслитом) — kontsessioner

  • Буква с встречается 2 раза. Слова с 2 буквами с
  • Буква р встречается 1 раз. Слова с 1 буквой р
  • Буква ц встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ц
  • Буква е встречается 2 раза. Слова с 2 буквами е
  • Буква и встречается 1 раз. Слова с 1 буквой и
  • Буква к встречается 1 раз. Слова с 1 буквой к
  • Буква н встречается 2 раза. Слова с 2 буквами н
  • Буква о встречается 2 раза. Слова с 2 буквами о

Значения слова концессионер. Что такое концессионер?

Концессионер

КОНЦЕССИОНЕР КОНЦЕССИОНЕР — владелец концессии, лицо, получившее концессию. Словарь финансовых терминов.

Словарь финансовых терминов

КОНЦЕССИОНЕР Капиталист (пли капиталистическая компания, объединение), получивший право на комиссию, владеющий концессией.

Словарь политических терминов

Концессия

Концессия (от лат. concessio — разрешение, уступка) — форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю.Концессионер строит объект, который передаётся государству (концеденту) в…

ru.wikipedia.org

КОНЦЕССИЯ — договор на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях недр или участков земли, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству или региональным (муниципальным) органам власти.Концессионер получает исключительное право на разведку и добычу нефти и других ресурсов на свой риск и за свой счет на выделенной ему территории.

Внешне-экономический толковый словарь

Концессия (от лат. concessio — разрешение, уступка), договор на сдачу в эксплуатацию на определённых условиях природных богатств, предприятий и др. хозяйственных объектов, принадлежащих государству или муниципалитетам.В капиталистических странах концессионерами преимущественно являются крупные монополии, использующие К. для получения монопольно высоких прибылей.

БСЭ. — 1969—1978

Русский язык

Концесси/он/е́р/.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Примеры употребления слова концессионер

Эксплуатировать дорогу концессионер сможет 24 года с даты ввода ее в эксплуатацию.

Тем не менее, он высказал опасения, что концессионер может посчитать детали здания лишними и снести их.

Право на эксплуатацию порта получит частный концессионер.

После этого концессионер получит право на эксплуатацию построенного участка платной трассы в течение 24 лет.

Это амбициозный план, признал Соколов: уверенно говорить о сроках можно будет, только когда для каждого участка найдется концессионер.

Комментарий к статье 8 Федерального закона «О концессионных соглашениях»

1. В комментируемой статье предусмотрены права и закреплены обязанности концессионера и концедента. В первоначальной редакции данная статья предусматривала права (ч. 1) и закрепляла обязанности (ч. 2) только концессионера. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ, которым в статью внесены часть 3, предусматривающая право концедента, и часть 4, закрепляющая обязанность концедента.

В отношении прав концессионера, предусмотренных в ч. 1 комментируемой статьи, необходимо отметить следующее.

Право передавать объект концессионного соглашения и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество в пользование третьим лицам (п. 1).

В пункте 1 ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что концессионер реализует данное право с согласия концедента в порядке, установленном федеральными законами и условиями концессионного соглашения, и при условии соблюдения такими лицами обязательств концессионера по концессионному соглашению. В передаче концессионером объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества в пользование третьим лицам видится аналогия с элементами сдачи арендатором арендованного имущества в субаренду (поднаем) и одновременно с элементами передачи арендатором своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу (перенаем). В этом отношении основу рассматриваемых положений можно усмотреть в п. 2 ст. 615 § 1 «Общие положения об аренде» гл. 34 «Аренда» части второй ГК РФ, которым предусмотрено, что арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено данным Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. Там же установлено, что к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

При передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества в пользование третьим лицам концессионер в соответствии с п. 1 ч. 1 комментируемой статьи несет ответственность за действия таких лиц как за свои собственные. Данное правило согласуется с положением п. 2 ст. 615 ГК РФ о том, что в случаях сдачи арендованного имущества в субаренду (поднаем) ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор (однако там же указано, что случаи перенайма являются исключением из данного правила).

Согласно п. 1 ч. 1 комментируемой статьи объект концессионного соглашения и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество может быть передано в пользование третьим лицам на срок, не превышающий срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения по концессионному соглашению (следует обратить внимание, что речь идет о сроке использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, а не о сроке действия концессионного соглашения). Основой для данного правила является положение п. 2 ст. 615 ГК РФ, в соответствии с которым договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды.

Как предусмотрено в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи, прекращение концессионного соглашения является основанием для прекращения прав пользования третьих лиц объектом концессионного соглашения и (или) иным передаваемым концедентом концессионеру по концессионному соглашению имуществом. Данное правило, в котором, разумеется, речь идет о досрочном прекращении концессионного соглашения, основывается на положении п. 1 ст. 618 ГК РФ о том, что, если иное не предусмотрено договором аренды, досрочное прекращение договора аренды влечет прекращение заключенного в соответствии с ним договора субаренды. Разница лишь в том, что правило п. 1 ч. 1 комментируемой статьи сформулировано как императивное, а правило п. 1 ст. 618 ГК РФ — как диспозитивное. Представляется очевидным, что к случаям досрочного прекращения концессионного соглашения неприменимо положение п. 1 ст. 618 ГК РФ, согласно которому субарендатор в случае досрочного прекращения договора аренды имеет право на заключение с ним договора аренды на имущество, находившееся в его пользовании в соответствии с договором субаренды, в пределах оставшегося срока субаренды на условиях, соответствующих условиям прекращенного договора аренды.

Следует отметить, что пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи полностью изложен Федеральным законом от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ в новой редакции. До издания указанного Закона в этом пункте говорилось о праве концессионера распоряжаться объектом концессионного соглашения в порядке, установленном комментируемым Законом и концессионным соглашением. Впрочем, данное изменение носит лишь уточняющий характер, поскольку распоряжение объектом концессионного соглашения означает и возможность передачи этого объекта в пользование третьим лицам (в то время как согласно ч. 6 ст. 3 комментируемого Закона передача концессионером в залог объекта концессионного соглашения или его отчуждение не допускается).

Право исполнять концессионное соглашение своими силами и (или) с привлечением других лиц (п. 2).

Согласно п. 2 ч. 1 комментируемой статьи концессионер вправе исполнять концессионное соглашение своими силами или с привлечением других лиц либо одновременно своими силами и с привлечением других лиц. При этом прямо указано, что другие лица могут привлекаться концессионером только в соответствии с условиями концессионного соглашения (данное указание включено Федеральным законом от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ), что наряду с прочим означает возможность установления в концессионном соглашении запрета привлечения других лиц для его исполнения.

Основа для предусмотренной возможности концессионера привлекать для исполнения концессионного соглашения других лиц видится в положении п. 1 ст. 706 § 1 «Общие положения о подряде» гл. 37 «Подряд» части второй ГК РФ, согласно которому, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). Там же установлено, что в этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Как предусмотрено в п. 2 указанной статьи, подрядчик, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика в нарушение положений п. 1 данной статьи или договора, несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора. Представляется очевидным, что те же последствия наступают и в случае, если концессионер привлек к исполнению концессионного соглашения других лиц в нарушение концессионного соглашения.

В пункте 2 ч. 1 комментируемой статьи императивно установлено, что концессионер, который привлек к исполнению концессионного соглашения других лиц, несет ответственность за действия других лиц как за свои собственные. Такое регулирование согласуется с п. 3 ст. 706 части второй ГК РФ, устанавливающим, что генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п. 1 ст. 313 и ст. 403 части первой данного Кодекса. Указанными нормами предусмотрено следующее: исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично; в этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом (п. 1 ст. 313); должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо (ст. 403).

Следует отметить, что представляются распространимыми на отношения концедента, концессионера и лиц, привлеченных концессионером к исполнению концессионного соглашения, и другие положения п. 3 ст. 706 ГК РФ: генеральный подрядчик несет перед субподрядчиком ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда; если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком.

Право пользоваться исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, полученными концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения (п. 3).

В соответствии с ч. 11 ст. 3 комментируемого Закона исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, принадлежат концеденту, если иное не установлено концессионным соглашением (о результатах интеллектуальной деятельности см. комментарий к указанной статье). В то же время пункт 3 ч. 1 комментируемой статьи предоставляет концессионеру право пользоваться такими исключительными правами и устанавливает, что концессионер реализует данное право:

на безвозмездной основе;

в порядке, установленном концессионным соглашением;

при соблюдении условий конфиденциальности, установленных концессионным соглашением;

в целях исполнения своих обязательств по концессионному соглашению.

Следует отметить, что часть четвертая ГК РФ, регламентирующая права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, предусматривает режим конфиденциальности только в отношении такого результата интеллектуальной деятельности, как секрет производства (ноу-хау). В отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), устанавливается режим коммерческой тайны (см. комментарий к ст. 9 Закона).

Также необходимо отметить, что обязательность соблюдения условий конфиденциальности, установленных концессионным соглашением, согласуется с положениями ст. 727 «Конфиденциальность полученной сторонами информации» § 1 «Общие положения о подряде» гл. 37 «Подряд» части второй ГК РФ. Указанной статьей установлено, в частности, следующее: если сторона благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда получила от другой стороны информацию о новых решениях и технических знаниях, в т.ч. не защищаемых законом, а также сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна, сторона, получившая такую информацию, не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны; порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон.

2. Часть 2 комментируемой статьи содержит перечень обязанностей концессионера. В отношении этих прав необходимо отметить следующее.

Обязанность осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации) (п. 1).

Обязанность концессионера создать объект концессионного соглашения и (или) осуществить его реконструкцию следует непосредственно из предмета концессионного соглашения, как он определен в ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона. Детализируя данную обязанность, пункт 1 ч. 2 комментируемой статьи устанавливает, что концессионер обязан создать и (или) реконструировать объект концессионного соглашения в сроки, предусмотренные концессионным соглашением. Соответственно обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 данного Закона относятся к существенным условиям концессионного соглашения.

Еще одним детализирующим моментом является то, что согласно п. 1 ч. 2 комментируемой статьи концессионер обязан в установленные концессионным соглашением сроки не только создать и (или) реконструировать объект концессионного соглашения, но и приступить к его использованию (эксплуатации). Данный момент подразумевается в п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона, относящем к существенным условиям концессионного соглашения обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

Обязанность использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением (п. 2).

На обязанность концессионера осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения также прямо указано в норме ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона, определяющей предмет концессионного соглашения. В рамках детализации этой обязанности в п. 2 ч. 2 комментируемой статьи установлено, что использование (эксплуатация) объекта концессионного соглашения должно осуществляться в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 10 данного Закона к существенным условиям концессионного соглашения относятся цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения. Видимо, это подразумевает, что эти условия охватывают и порядок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.

Обязанность осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента (п. 3).

Обязанность концессионера осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, обозначена в норме ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона, определяющей предмет концессионного соглашения как обязанность осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Соответственно пункт 2 ч. 1 ст. 10 данного Закона относит обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, к существенным условиям концессионного соглашения. Важным детализирующим моментом, содержащимся в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, является то, что концессионер не вправе прекращать (приостанавливать) деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, без согласия на то концедента.

Обязанность обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг (п. 4).

Данная обязанность концессионера, которая непосредственно вытекает из его обязанности осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, может быть детализирована условиями концессионного соглашения. В частности, согласно ч. 2 ст. 10 комментируемого Закона в концессионное соглашение могут быть включены такие условия, как: объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (п. 1); порядок и условия установления и изменения цен (тарифов) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавок к ценам (тарифам), долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, согласованные с органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов) (п. 2); обязательства концессионера по реализации производимых товаров, выполнению работ, оказанию услуг на внутреннем рынке в течение срока, установленного концессионным соглашением (п. 5); обязательства концессионера по реализации производимых товаров, выполнению работ, оказанию услуг по регулируемым ценам (тарифам) и в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) (п. 6).

Обязанность предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта РФ, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льготы, в т.ч. льготы по оплате товаров, работ, услуг (п. 5).

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 10 комментируемого Закона в концессионное соглашение лишь могут включаться условия об обязательствах концессионера по предоставлению потребителям установленных федеральными законами, законами субъекта РФ, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льгот, в т.ч. льгот по оплате товаров, работ, услуг. Соответственно в п. 5 ч. 2 комментируемой статьи говорится о необходимости исполнения рассматриваемой обязанности концессионера в случаях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением. О рассматриваемой обязанности см. комментарий к ст. 10 Закона.

Обязанность поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением (п. 6).

В соответствии с общим правилом, закрепленным в ст. 210 части первой ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В рамках изъятия, предусмотренного в приведенной норме, статья 616 § 1 «Общие положения об аренде» гл. 34 «Аренда» части второй данного Кодекса в отношении обязанностей сторон по содержанию арендованного имущества предусматривает следующее: арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды (п. 1); арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Пункт 6 ч. 2 комментируемой статьи предусматривает несколько иное регулирование: на концессионера возлагаются обязанности по осуществлению за свой счет не только текущего, но и капитального ремонта объекта концессионного соглашения. Соответственно предусмотренные в данном пункте обязанности концессионера аналогичны закрепленным в ст. 661 ГК РФ обязанностям арендатора по содержанию предприятия и оплате расходов на его эксплуатацию: арендатор предприятия обязан в течение всего срока действия договора аренды предприятия поддерживать предприятие в надлежащем техническом состоянии, в т.ч. осуществлять его текущий и капитальный ремонт (п. 1); на арендатора возлагаются расходы, связанные с эксплуатацией арендованного предприятия, если иное не предусмотрено договором, а также с уплатой платежей по страхованию арендованного имущества (п. 2).

Разумеется, в п. 6 ч. 2 комментируемой статьи речь идет об обязанностях концессионера в отношении уже созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения. Следует обратить внимание на то, что в данном пункте содержится оговорка «если иное не установлено концессионным соглашением». Диспозитивный характер правил этого пункта рассчитан прежде всего на случаи, когда концедент в соответствии с ч. 13 ст. 3 комментируемого Закона принимает на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения.

3. В части 3 комментируемой статьи предусмотрено право концедента при исполнении концессионного соглашения осуществлять контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения. Как упоминалось выше, данная часть введена Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ. Однако о нововведении речь не идет, поскольку реализация права концедента на осуществление контроля за исполнением концессионного соглашения регламентирована положениями ст. 9 комментируемого Закона, согласно ч. 1 которой контроль концедента за исполнением концессионного соглашения осуществляется уполномоченными концедентом в соответствии со ст. 5 данного Закона органами или юридическими лицами в лице их представителей, которые на основании концессионного соглашения имеют право беспрепятственного доступа на объект концессионного соглашения, а также к документации, относящейся к осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. К указанной статье 9 комментируемого Закона и отсылает часть 3 комментируемой статьи, указывая, что концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения в соответствии с данным Законом.

4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает обязанность концедента передать в установленный концессионным соглашением срок концессионеру объект концессионного соглашения и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество. Выше говорилось, что данная часть введена также Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ. Однако и в этом случае о нововведении речь не идет — рассматриваемая обязанность концедента следует из общих положений ст. 3 комментируемого Закона о концессионном соглашении. При прекращении концессионного соглашения концессионер в соответствии с ч. 1 ст. 14 комментируемого Закона обязан передать концеденту объект концессионного соглашения и иное предусмотренное концессионным соглашением и определяемое в соответствии с ч. 9 ст. 3 данного Закона имущество в срок, установленный концессионным соглашением.

5. В части 5 комментируемой статьи определены случаи, в которых имущество, предусмотренное пунктом 1 ч. 1 ст. 4 комментируемого Закона и принадлежащее государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, может быть передано в установленном порядке концессионеру по концессионному соглашению после прекращения по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, права оперативного управления государственного бюджетного учреждения на это имущество. Речь идет о таком имуществе, как автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, т.е. объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в т.ч. пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса.

В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи указанное имущество может быть передано в установленном порядке концессионеру по концессионному соглашению после прекращения права оперативного управления государственного бюджетного учреждения на это имущество при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

1) в отношении государственного бюджетного учреждения принято решение о его реорганизации или ликвидации до заключения концессионного соглашения, объектом которого является такое имущество;

2) в результате передачи недвижимого имущества по концессионному соглашению это учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом.

Часть 5 комментируемой статьи введена Федеральным законом от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ, принятым в рамках установления возможности заключения комплексных контрактов. Этим же Законом в ч. 4 ст. 3 комментируемого Закона включено положение, согласно которому в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 ч. 1 ст. 4 данного Закона, оно на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления.

Федеральным законом от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ также в ст. 5 комментируемого Закона введена часть 1.2, согласно которой в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 ч. 1 ст. 4 данного Закона и принадлежащее на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое учреждение может участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществлять отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с данным Законом, при условии, что в результате передачи этого имущества по концессионному соглашению такое учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом. Соответственно этой норме и введена часть 5 комментируемой статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *