Материалы по ситуации защита прав ребенка

Практикум по обществознанию по теме «Права ребенка и их защита» (6 класс)

Зотова И.Е., учитель истории, обществознания, права

МБОУ «Лицей» г. Новомосковска Тульской области

Практикум по теме «Права ребенка и их защита»

Цель: расширение, углубление, закрепление знаний по данной теме

Учащиеся должны: — понимать содержание, уметь формулировать главную мысль

документа, озаглавить его;

— уметь провести простой анализ документа, ответить на вопросы к тексту, сформулировать выводы;

— уметь осуществить перенос теоретических знаний в предложенную практическую ситуацию;

— ориентироваться в причинно-следственных связях процессов и явлений;

— уметь извлекать информацию из таблиц

1. Дочь поделилась с мамой своим секретом – ей нравится одноклассник, который тоже оказывает ей знаки внимания. А сегодня, когда они возвращались из школы, мальчик нес её портфель до самого дома. Вечером за ужином мама начала рассказывать эту историю бабушке и дедушке. Девочка покраснела, на её глаза навернулись слезы, и она выбежала в другую комнату. Мама тут же вошла следом и спросила, что случилось. Дочь стала упрекать её за то, что она раскрыла её тайну. Мама извинилась перед дочерью за свой поступок, успокоила её, и они вернулись в столовую.

Вопросы и задания: 1. В чем была не права мама? Почему?

2. Какое право дочери нарушила мама?

2. Согласно Международному бюро труда (МБТ), в настоящее время трудовой деятельностью занимаются порядка 250 млн. детей в возрасте от 5 до 14 лет. Из них порядка 120 млн. работают полный рабочий день. Порядка 61 процента работающих детей (153 млн.) приходится на Азию; 32 процента — на Африку и 7 процентов — на Латинскую Америку.

ИСТОЧНИК: Информация о детском труде,
журнал ЮНЕСКО «Международное образование»,
сентябрь 1997 года

Вопросы и задания: 1. Сделайте все возможные выводы из данных фактов

2. Каковы, по вашему мнению, причины того, что дети рано начинают трудовую деятельность?

3. Какие права детей нарушаются в данном случае?

  1. Порядка 160 млн. детей страдают от умеренного или острого недоедания. Порядка 110 млн. детей не посещают школу.

ИСТОЧНИК: Доклад ПРООН о развитии людских ресурсов, 1997 год
Дети в мире…

  • Ежегодно более 10 миллионов детей до пятилетнего возраста умирает от обстоятельств, которые можно предотвратить.

  • Более 100 миллионов детей еще не ходят в начальную школу, большинство из них — девочки.

  • Согласно оценкам, 300 000 детей участвуют в боевых действиях.

  • 149 миллионов детей, две трети которых живет в Азии, не получают достаточного питания.

  • Только в прошлом году около 31 миллиона беженцев и перемещенных лиц, в большинстве своем женщины и дети, оказались в зонах военных конфликтов и были вынуждены покинуть свои дома и стать беженцами.

Вопросы и задания: 1. Какие права детей нарушаются?

2. Какие меры, на ваш взгляд, должны быть приняты правительством для исправления этой ситуации?

4. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЗАЩИЩАЮЩЕГО ТВОИ ПРАВА

1924 год — Лига Наций принимает Женевскую декларацию прав ребенка, в которой намечены меры по ликвидации детского рабства и торговли детьми, ограничению детского труда и искоренению проституции среди несовершеннолетних.

1959 год — Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой провозглашается необходимость защиты основных прав детей.

1979 год — Комиссия ООН по правам человека разрабатывает проект Конвенции о правах ребенка. Кропотливая работа продолжалась в течение 10 лет.

20 ноября 1989 года — Конвенция о правах ребенка единогласно принимается Генеральной Ассамблеей ООН. Государства, подписавшие Конвенцию, приняли на себя правовую ответственность за действия в отношении детей, обязались пересмотреть свое национальное законодательство в соответствии с положениями этого международного документа.

На территории нашей страны Конвенция о правах ребенка вступила в законную силу 2 сентября 1990 года. Положения ее сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Во многих российских законах они нашли свое отражение. Особое место среди них занимает Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Его можно считать детской конституцией России.

Конвенция содержит 54 статьи. В ней определены права детей, отражающие весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.

Ты должен знать, что в главном документе нашей страны, Конституции Российской Федерации, особо подчеркивается, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Россия, ратифицировавшая Конвенцию о правах ребенка в числе первых 20 государств мира, взяла на себя юридические обязательства по ее выполнению.

Вопросы и задания: 1. Перечислите международные документы по правам детей

2.Какой документ можно считать детской Конституцией России?

5. Вам всем известна сказка про Маугли.

Вопрос: Как вы думаете, является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

(Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст. 1.)

6. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные звуки.

Вопрос: Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным?

(Каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинство. Ст. 23.)

7. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику.

Вопрос: Нарушает ли он при этом его права? Если да, то какие?

(Право на тайну переписки. Ст. 16.)

8. Мама: Сколько раз тебе говорила — после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!

Сын: Но мама! Ты же все равно в 10 еще не спишь.

Вопрос: Чьи права нарушены в данном случае?

(В данном случае поведение сына ущемляет права родителей и соседей на отдых и является нарушением общественного порядка.)

9. Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын: Мама, у меня завтра контрольная. К тому же Конвенцией я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Вопрос: Прав ли сын, отвечая матери подобным образом?

(Самообслуживание не может быть препятствием в самообразовании. В Конвенции же в статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)

10. Задание: найти реальные факты нарушения прав ребенка в России и других странах. Эти факты должны быть чем-то подтверждены: вырезкой из газеты или журнала; «свидетельскими показаниями» (если это факт из жизни школы, двора, семьи и др.); видеозаписью ТВ-передачи и др.

Задание можно усложнить: оформить альбом либо, используя найденные примеры нарушения прав ребенка, подготовить выступление агитбригады.

11. Задание: Назовите известные вам сказки. Какие положения Конвенции о правах ребенка нарушаются или реализуются в этих сказках?

12. Задание: Продолжи фразу. Включение этого задания возможно лишь при условии, что ученики на занятиях знакомились с афоризмами. Для облегчения задачи учитель может сообщать учащимся автора высказывания или название документа, откуда взята цитата.

Ответы:

1)…подчиняться законам»

2) …обязанностей»

3) …это закон!

4) Благо народа…

5) Человек, его права и свобода …

6) …первым получает защиту и помощь

7) …обеспечению интересов ребенка

8) …человеческого достоинства ребенка

9) … чем он есть

10) … одной слезы по щеке невинного ребенка

11) …дозволено законами

13. Заполните таблицу. Прочитав ситуацию, представленную в правом столбике, в левый столбик впишите право ребенка, которое было нарушено

1. Родители десятилетней Наташи уже три года не живут вместе. Они развелись. С момента развода мама категорически запрещает дочери общаться с родителями отца.

2. Михаил решил после 9 класса поменять школу. В школе, где он прежде учился, у него не сложились отношения с учителем физики. В приеме в другую школу Мише отказали, обосновав это тем, что берут в 10 класс только «хорошистов» и «отличников»

3. Мама двенадцатилетнего Саши после развода со своим мужем и отцом мальчика решила взять девичью фамилию. Она настаивает на том, чтобы эта же фамилия была дана и Саше. Мальчик категорически против перемены фамилии.

4. Отец шестнадцатилетнего Виктора злоупотребляет алкоголем. В состоянии опьянения он избивает подростка, отбирает у него стипендию, которую Виктор получает, обучаясь в железнодорожном техникуме, и небольшую заработную плату, которую юноша получает, подрабатывая в вечернее время.

14. “Я имею квартиру в ЖСК, где, кроме меня, прописаны моя жена и двое несовершеннолетних детей. Сейчас собираюсь продавать эту квартиру. Можно ли до продажи выписать детей к дедушке, чтобы не было проблем с органами опеки?”.

Согласно п. 4 ст. 292 ГК РФ, разрешение органа опеки на продажу квартиры необходимо, если в ней проживают несовершеннолетние члены семьи собственника. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их родителей (п. 2 ст. 20 ГК РФ). Таким образом, даже если вам удастся прописать детей к дедушке, местом их жительства все равно будет считаться квартира, в которой зарегистрированы вы и ваша жена. Следовательно, вам в любом случае придется получать разрешение органа опеки на продажу квартиры.

15. Заполните таблицу, внеся в нужный столбец цифры, под которыми стоят права ребенка. Задание может быть дано на дом, с тем, чтобы оно было выполнено с помощью родителей. При выполнении задания используйте памятку «Твой правовой статус»

С рожде-

ния

С 6

лет

С 10

лет

С 14 лет

С 15 лет

С 16 лет

С 17 лет

С 18 лет

1) Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.
2) Несет уголовную ответственность за любые преступления.
3) Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя — 36 часов).
4) Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.
5) Имеет право управлять мопедом при езде по дорогам.
6) Может быть объявлен, в установленном законом порядке, полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.
7) Имеет право на получение паспорта.
8) Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.
9) Имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия (сокращенная рабочая неделя 24 часа, другие трудовые льготы).
10) Может быть исключен из школы за нарушения.
11) Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.
12) Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).
13) Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.
14) Может обучаться вождению мотоцикла.
15) Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.
16) Вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами.
17) Вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки.
18) Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей).
19) Законом субъекта Федерации может быть разрешено вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность).
20) Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
21) Вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
22) Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.
23) Дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью либо на восстановление родительских прав своих родителей.
24) Дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии.
25) Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки.
26) Вправе посещать школу.
27) На имя ребенка может быть открыт счет в банке.
28) Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.
29) Имеет право на имя, отчество и фамилию.
30) Приобретает право на гражданство.

Твой правовой статус

памятка ребенку

С рождения ребенок имеет права:

На имя

Жить и воспитываться в семье, насколько возможно

Знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка)

На заботу и воспитание родителями (или лицами их заменяющими)

На всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

Выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересыНа защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом

На гражданство

Иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка

На самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав

с рождения ребенок имеет обязанности:

слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации

соблюдать правила поведения,

установленные в воспитательных и образовательных учреждениях (школе, детском центре творчества), дома и в общественных местах (библиотеке, театре, кино)

ответственность:

перед родителями и лицами, их заменяющими, воспитателями и преподавателями

перед своей совестью

с 6 лет добавляются права:

совершать мелкие бытовые сделки (покупать тетради, ручки, хлеб)

совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации получать подарки, незначительной
стоимости (игрушки, книжки, одежду)

совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей (небольшие
суммы денег на «карманные расходы»)

получать основное общее образование (9 классов)

соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины

ответственность:

перед преподавателями, администрацией учебного заведения за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, пьянство, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальное лечебно — воспитательное учреждение

с 8 лет добавляются права:

на участие в детском общественном объединении (натуралисты, активисты класса)

обязанности:

соблюдать устав, правила детского общественного объединения

ответственность:

перед детским общественным объединением и его участниками

с 10 лет добавляются права:

на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса

быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства

давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью

с 11 лет добавляются

ответственность:

помещение в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.п.) в случае совершения опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения

с 14 лет добавляются права:

самостоятельно обращаться в суд за защитой своих прав

требовать отмены усыновления

давать согласие на изменение своего гражданства

требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке

работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с легкими условиями труда заключать любые сделки с согласия родителей, лиц их заменяющих

самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами

самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства,

изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности

вносить вклады в банки и распоряжаться ими

управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла

участвовать в молодежном общественном объединении

обязанности:

обязанности выполнять трудовые соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка т и трудовым законодательством

соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения

ответственность:

исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и не однократные нарушения устава школы

самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам

возмещение причиненного вреда (например, стоимость разбитого окна)

ответственность за нарушение трудовой дисциплины

уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой и др.)

с 15 лет добавляются права:

работать с согласия профсоюза, не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством

с 16 лет добавляются права:

вступить в брак при наличии уважительных причин (например: беременность или болезнь) с разрешения органа местного самоуправления (администрация города, района)

работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством

быть членом кооператива

управлять мопедом при движении по дорогам

учиться вождению автомобиля

быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей)

ответственность:

за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством

ответственность за совершение всех видов преступления

с 17 лет добавляется:

обязанность:

встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить
приписное свидетельство)

в 18 лет человек становится

совершеннолетним, т.е. может иметь, приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Дальнейшее ограничение прав по возрасту связано с занятием ответственных государственных должностей: Стать депутатом государственной думы можно с 21 года, судьей федерального районного суда с 25 лет, президентом Российской Федерации с 35 лет.

Если вы будете достойно и с пониманием выполнять свои обязанности, пользоваться своими правами разумно и добросовестно ,с добрыми намерениями и уважением к чужим правам, только тогда вы сможете рассчитывать на такое же правомерное ответственное поведение других людей. Тогда вы не столкнетесь с печальным последствием не выполнения обязанностей – наказанием и сами получите право требовать привлечение правонарушителей к ответственности.

16. Составьте заповеди для родителей, в которых будут сформулированы основные права ребенка

17. К каким статьям «Конвенции о правах ребенка» подходят данные иллюстрации?

§ 24. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Учебник для 5 класса

Обществознание

  • Почему дети остаются без попечения родителей?
  • Как защищаются права и интересы таких детей?
  • Как вы можете помочь детям, оставшимся без попечения родителей?

Положение ребёнка в обществе отличается от положения взрослого. Ребёнок не обладает самостоятельностью, не имеет возможности отстаивать свои права, бороться за свои интересы.

Как правило, важные решения, касающиеся его жизни и развития, за ребёнка принимают взрослые. Дети нуждаются в защите или опеке старших. Но не у всех детей есть родители, и не все дети воспитываются в родной семье.

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Дети, оставшиеся без попечения родителей, — это дети-сироты, у которых умерли родители. А также социальные сироты — дети, воспитанием которых их родители не занимаются по разным причинам (лишены родительских прав, отбывают наказание в местах лишения свободы, находятся в лечебных учреждениях, уклоняются от воспитания детей или оказания им помощи, оставили своих детей).

    Советуем запомнить!
    Дети, оставшиеся без попечения родителей, — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли родители или они не занимаются их воспитанием и содержанием.

Во всех случаях заботу о детях берут на себя общество и государство.

    Дополнительное чтение
    В древности общество не заботилось о сиротах. Индусы, чтобы избавить себя от излишнего бремени, бросали сирот в реку Ганг. Китайцы продавали детей, а слабых оставляли на произвол судьбы. Сирийцы и карфагеняне приносили детей в жертву богам. Спартанцы убивали слабых детей, а крепких растили за счёт государства. Первыми стали проявлять гуманность по отношению к сиротам афиняне: законами Солона и Писистрата (VI век до н.э.) предписывалось заботиться о сиротах. Император Траян (I век н.э.) впервые стал учреждать особые дома для покинутых детей.
    В конце XIX века в России сложилась система помощи детям-сиротам. В одной только Москве действовало около 200 благотворительных заведений для детей, из них более 40 составляли детские приюты.

Что вам известно из курса истории о деятельности Солона и Траяна, которые ещё в Древнем мире на государственном уровне проявляли заботу о сиротах? (При необходимости воспользуйтесь учебником истории 5 класса.)

В наши дни в России детей-сирот насчитывается, по разным данным, от 100 тыс. до 700 тыс. человек.

Сирот сегодня много во всём мире. Современные исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

На помощь сиротам приходят общество и государство. В России существуют многочисленные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, приёмная семья, детский дом семейного типа, дома ребёнка, детские дома, школы-интернаты, санаторные школы, коррекционные образовательные учреждения и детские дома и т.д.

Помогают детям, оставшимся без попечения родителей, и конкретные люди. Наиболее распространённым среди россиян способом помощи является пожертвование одежды, игрушек, продуктов, денег интернатам и детским домам. Такая помощь очень важна. Но разве она может заменить ребёнку семью?

Наиболее желательным видом помощи является устройство сироты в семью, при этом усыновление (удочерение) — наилучший способ. На втором месте — помещение ребёнка в семью опекунов или попечителей. На третьем — семейный детский дом.

    Советуем запомнить!
    Усыновление (удочерение) — принятие в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного.

Ребёнок после усыновления (удочерения) получает все права родного — со всеми вытекающими отсюда обязанностями его родителей — и лишается льгот, которые он имел как сирота. Усыновление для родителей означает высшую степень ответственности за судьбу ребёнка и его полноценное развитие.

Семья усыновителей становится новой семьёй ребёнка, в которой он обретает статус родного. Ребёнок может получить фамилию усыновителей и даже новое имя. Все права и обязанности усыновлённого ребёнка приравниваются к правам и обязанностям родных детей.

Самыми распространёнными формами устройства ребёнка на воспитание в семью остаются опека и попечительство.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство — над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством.

Традиционно в России сложилось так, что под опеку брали ребёнка его родственники (около 80%), из них свыше 40% — бабушки и дедушки. Воспитание родственниками имеет ряд преимуществ: у детей возникает меньше поведенческих и психологических проблем. За последнее время увеличивается число опекунов, желающих взять ребёнка, не состоящих с ним в родственных отношениях. Чужие люди берут под опеку с целью дальнейшего усыновления.

На основе семьи может быть создан детский дом семейного типа. Супруги по взаимному согласию берут на воспитание 5-10 детей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть устроены в приёмную семью.

Взрослые в такой приёмной семье получают заработную плату. На содержание каждого ребёнка им выплачиваются средства на питание, одежду, обувь и другие нужды. Ребёнок, переданный в приёмную семью, сохраняет право на льготы в соответствии с законодательством, в том числе на получение жилья при достижении 18-летнего возраста. Приёмная семья пользуется преимущественным правом на получение путёвок для детей (в том числе бесплатных) в санатории, оздоровительные лагеря, дома отдыха.

За защитой своих прав дети, оставшиеся без попечения родителей, могут обратиться в суд или к Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребёнка.

Его главная задача — обеспечение гарантий и законных интересов, прав и свобод ребёнка, всемерное содействие восстановлению нарушенных прав.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют определённые льготы. Например, достигнув возраста 18 лет, право на получение бесплатного жилья.

Во многих регионах России сиротам предоставляются дополнительные льготы: бесплатный проезд в общественном транспорте, выплата повышенной стипендии и пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей и др.

Органами государственной власти России приняты специальные программы, направленные на предупреждение социального сиротства, на помощь таким детям.

    Подведём итоги
    Дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты — это дети, которые никогда не воспитывались в семье либо жили в семье какую-то часть своей жизни. Они лишены внимания родителей, а поэтому нуждаются в особой заботе общества и государства.

    Основные термины и понятия
    Дети, оставшиеся без попечения родителей, усыновление (удочерение).

Проверьте свои знания

  1. Кто такие дети-сироты и социальные сироты? Где они живут и воспитываются?
  2. Как вы думаете, почему дети становятся сиротами, детьми без попечения родителей? Почему такие дети нуждаются в особой заботе?
  3. Как государство помогает детям, оставшимся без попечения родителей? Как может помочь им каждый гражданин?
  4. Объясните, что такое «усыновление», «опека», «попечительство», «приёмная семья».
  5. Расскажите о деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка (по основе параграфа и с использованием материалов Интернета, газет и журналов).

Практикум

  1. Соберите информацию о любом детском доме, расположенном в вашем регионе. Воспользуйтесь материалами Интернета, газет и журналов. Подготовьте компьютерную презентацию.
  2. Приведите примеры детей-сирот из известных кинофильмов и литературных произведений. Как они выходили из трудных жизненных ситуаций? Кто им помогал?
  3. Подумайте, чем бы вы могли помочь детям, оставшимся без попечения родителей, и попробуйте это сделать с помощью родителей или других взрослых.

Защита прав несовершеннолетних детей

03.02.2017 54 492 28 | Среднее время прочтения:

1. Права несовершеннолетних

2. Куда обращаться?

2.1 Органы опеки и попечительства

2.2 Прокуратура

2.3 Комиссия по делам несовершеннолетних

3. Как осуществляется защита прав ребенка?

4. Нарушение и защита прав несовершеннолетних

Согласно положениям действующего законодательства Российской Федерации совершеннолетия гражданин достигает в возрасте 18 лет. До достижения этого возраста к несовершеннолетним гражданам применяется термин «дети». Семейным Кодексом определяется перечень прав ребенка, которые должны выполняться вне зависимости от условий проживания и воспитания несовершеннолетнего.

Контроль над соблюдением прав ребенка, а также функция защиты его интересов возлагается на родителей. Если таковые отсутствуют либо по какой-то причине лишены своих прав, данная задача возлагается на опекунов, усыновителей, а в случае их отсутствия или отстранения, на администрацию детского учреждения и органы опеки и попечительства.

Права несовершеннолетних

Семейным Кодексом РФ за ребенком закреплен ряд имущественных и неимущественных прав. К последним относятся следующие положения, определенные в ст. 54-58 СК РФ:

  • Дети в возрасте до 18 лет имеют право проживать с родителями по возможности в семье. Если родители не лишены родительских прав, дееспособны и не отстранены от воспитания ребенка в связи с злоупотреблением алкоголем и наркотиками, место проживания ребенка определяется с родителями или с одним из них. Под воспитанием подразумевается весь комплекс мер, направленных на заботу, контроль развития и физического состояния ребенка, обеспечение его образования и содержания. Также родители обязаны уделять внимание моральному состоянию ребенка и формированию нравственных ценностей.
  • Право на общение с родственниками. Если это не исключено решением суда, ребенок имеет право на общение со всеми кровными родственниками, в том числе и с бабушками и дедушками. Если один из родителей препятствует этому общению, он нарушает права несовершеннолетнего.
  • Право детей иметь и выражать свое личное мнение. Мнение ребенка должно учитываться при принятии любого решения, непосредственно касающегося его интересов. Важно понимать, что, начиная с десятилетнего возраста, мнение несовершеннолетнего учитывается, а порой и является определяющим при принятии судебных решений в отношении лишения и восстановления родительских прав, определения места проживания ребёнка, а также при усыновлении и изменении имя, отчества и фамилии.
  • Любой ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Отчество ребенка определяется по имени отца, а фамилия может переходить от одного из родителей.
  • Право ребенка на защиту своих прав и интересов. Основные функции по защите прав и интересов ребенка возлагаются на родителей. Если родители проживают раздельно с ребенком, это не освобождает их от обязанности защищать его интересы. Если родители отсутствуют, лишены родительских прав, недееспособны либо злоупотребляют алкоголем и наркотическими средствами, все функции по защите прав ребенка возлагаются на опекуна, усыновителя или органы опеки и попечительства. На момент, когда ребенок пребывает в детском воспитательном или лечебном учреждении, контролировать соблюдение их прав должна администрация данного центра.
  • Несовершеннолетние имеют право на защиту от злоупотребления родителей и уважение их человеческого достоинства. Под этим пунктом подразумевается широкий спектр факторов. Родители должны обеспечить ребенку комфортные условия для психического развития и поддержания оптимального морального состояния.

Что касается имущественных прав несовершеннолетних детей, они определяются статьей 60 Семейного кодекса РФ. Согласно этому акту, каждый ребенок имеет право на материальное содержание родителей и других родственников. Если родители уклоняются от содержания детей, материальные средства необходимые для поддержания достойного обеспечения ребенка, взыскиваются в судебном порядке. Также данное положение СК РФ определяет права детей на имущество, полученное в результате наследования или дарения. До наступления возраста дееспособности (от 14 до 18 лет) распоряжаться имуществом и доходами ребенка должен родитель опекун либо уполномоченное лицо. По достижении несовершеннолетнего 14-летнего возраста он согласно статьи 26 Гражданского Кодекса РФ может сам заключать имущественные сделки с письменного согласия своего представителя.

Важной особенностью является тот факт, что эмансипированные (освобожденные от родительской опеки) дети и несовершеннолетние, ранее вступившие в официальный брак, могут сами представлять свои интересы, в том числе и в ходе судебного разбирательства.

Куда обращаться?

Если вы стали свидетелем или узнали о нарушении прав ребенка, необходимо немедленно принять меры. Как и сам несовершеннолетний, права которого нарушены, любой гражданин имеет право обратиться в следующие органы:

  1. правоохранительные органы – сюда относят прокуратуру, органы внутренних дел и комиссия по делам несовершеннолетних;
  2. органы опеки и попечительства – основной государственный орган, уполномоченный защищать права и интересы детей, как проживающих в семье, так и оставшихся без попечительства.

В зависимости от выбранного пути, каждый орган проводит определенные мероприятия.

Органы опеки и попечительства

Данные организации являются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Задачи, которые ставятся перед органами опеки и попечительства направлены на защиту прав как тех лиц, над которыми установлена опека, так и тех, кто выступает опекуном несовершеннолетних или недееспособных лиц. Основные функции Органов опеки и попечительства сводятся к следующим положениям:

  • Выявление и учет лиц, которые нуждаются в установлении над ними опеки.
  • Подбор граждан и семей, которые готовы принять на себя обязанности опекунов и попечителей для детей, оставшихся без опеки родителей и проживающих в неблагополучной семье или детском учреждении.
  • Осуществление надзора за исполнением опекунами и попечителями обязанностей, возложенных на них по закону. В частности, в это положение входит проверка условий жизни и содержания несовершеннолетних.
  • При выявлении явных нарушений, отстранение опекунов от их обязанностей в отношении опекаемого.
  • Соблюдение имущественных прав несовершеннолетних и недееспособных граждан, вплоть до выдачи разрешений на проведение имущественных сделок.
  • Представление прав и интересов опекаемых в суде и других государственных органах.
  • Оказание всесторонней помощи опекунам в исполнении их законных обязанностей перед опекаемыми детьми и недееспособными гражданами.

Прокуратура

В полномочия прокурора с точки зрения защиты прав несовершеннолетних входит в первую очередь инициация судебного разбирательства по поводу лишения или ограничения родительских прав, а также по вопросам уголовной ответственности за уклонение от своих прямых родительских обязанностей. Прокурор также принимает активное участие в делах касающихся усыновления и отмены усыновления. Кроме того, на сотрудников прокуратуры возлагается ответственность в отношении защиты детей от информации и пропаганды, которая может оказать негативное влияние на их нравственное и психическое развитие.

Обращаясь в прокуратуру, каждый гражданин может быть уверен, что заявление будет рассмотрено соответствующими органами и при подтверждении фактов нарушения прав несовершеннолетних, последует возбуждение судебного разбирательства.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Комиссии по делам несовершеннолетних могут создаваться как высшими государственными органами власти, так и органами местного самоуправления. Являясь коллегиальным органом, основные задачи комиссии по делам несовершеннолетних заключаются в защите прав и интересов детей, надзоре за развитием, воспитанием и условиями проживания несовершеннолетних, а также в профилактике детской преступности и беспризорности.

Обращаясь в комиссию по делам несовершеннолетних, следует понимать, что данный орган имеет следующие полномочия:

  • разработка программ по защите прав и интересов несовершеннолетних;
  • осуществление мер профилактики беспризорности и правонарушений среди детей;
  • производит выявления и надзор за несовершеннолетними гражданами, которые вынуждены проживать в социально опасных условиях;
  • принимает непосредственное участие в судебных заседаниях, связанных с нарушениями прав детей и т.д.

Кроме перечисленных структур, которые играют ключевую роль в реализации законов о защите прав несовершеннолетних, эти функции выполняются также рядом других органов и общественных организаций. Так, став свидетелем нарушения прав ребенка, целесообразно также обратиться в Центр социальной помощи семье и детям, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей и т.д.

Как осуществляется защита прав ребенка?

В связи с тем, что довольно часто именно родители, которые по закону должны соблюдать права и представлять интересы своих детей, выступают нарушителями этих прав, законом предусмотрены и иные механизмы защиты прав несовершеннолетних. В частности, если интересы родителей и ребенка расходятся, в ситуацию должны вмешаться Органы опеки и попечительства, которые призваны защитить права ребенка на жизнь, здоровье, достойное содержание и воспитание. Как уже упоминалось выше, в качестве основного механизма защиты в законодательстве указано обращение самого ребёнка за помощью, однако чаще всего Органы опеки и попечительства получают информацию о нарушении прав детей от третьих лиц. Это могут быть педагоги, воспитатели, соседи, родственники и знакомые семьи. На любое подобное обращение Органы опеки и попечительства обязаны отреагировать и проверить положение дел в семье.

В случаях, когда нарушения прав ребенка касаются жестокого обращения и нарушения его половой неприкосновенности, Органы опеки и попечительства тесно взаимодействуют с представителями органов внутренних дел, прокуратурой и комиссией по делам несовершеннолетних. Следует понимать, что под жестоким обращением подразумевают систематическое унижение ребенка, нанесение побоев и телесных повреждений, не предоставление ребенку полноценного питания, запирание и оставление детей одних и т.д. Все эти неправомерные действия могут повлечь за собой не только лишение родительских прав, но и уголовную ответственность.

Здесь следует отметить, что подобные нормы распространяются не только на действия родителей и опекунов, но и на педагогов, представителей здравоохранения и других учреждений, сотрудники которых работают с детьми. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей и нарушение прав ребенка может повлечь за собой уголовное наказание и запрет на ведение подобной деятельности от трех лет до пожизненного.

Нарушение и защита прав несовершеннолетних

Согласно СК РФ ребенок в любом возрасте имеет право обратиться в органы опеки и попечительства с жалобой и заявлением. По достижении четырнадцатилетнего возраста ребенок имеет право обратиться от своего лица в судебные органы. Кроме того, все должностные лица обязаны сообщить в органы опеки и попечительства о нарушении прав ребенка, если таковые были ими замечены.

Если ребенок оказывается в бедственном положении, прокурор инициирует судебное разбирательство, в ходе которого лица, нарушающие права ребенка, могут быть лишены родительских прав, отстранены от совместного проживания с ребенком или аннулированы в праве опекунства или усыновления. Особенно сложными бывают дела о злоупотреблении родителей своими родительскими правами, а также алкоголем и наркотическими средствами.

Вопрос защиты прав ребенка существенно осложняется тем, что дети сами крайне редко обращаются за помощью, даже при серьезных нарушениях их прав. Это связано со страхом детей перед родителями, а также с нежеланием проживания в детском воспитательном учреждении. В связи с этим взрослые граждане должны исключительно ответственно подходить к вопросам защиты интересов ребенка, а также сообщать о любых случаях несоблюдения интересов несовершеннолетних.

Полезные ссылки

http://www.dszn.ru/about/missions/334/ — Центы социальной помощи семье и детям.

http://www.dszn.ru/about/missions/325/ — Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

http://ddusolie.ru/ — Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Права ребенка и их защита в России

Защита прав ребенка — это одно из условий формирования в будущем успешного общества в России. Ведь от того, каким вырастет молодое поколение, зависят успехи страны на всех направлениях. Чтобы успешно решать эту задачу, в стране приняты законодательные акты и функционируют государственные учреждения.

Как уберечь права несовершеннолетних

Закон о защите прав несовершеннолетних прописывает не только права этой категории граждан, но и указывает на способы защиты от посягательства на них. Сюда относится введение социальных программ для поддержки детей и ужесточение мер воздействия на нарушителей.

Ответственность за защиту прав ребенка в России лежит на:

  • отце и матери;
  • органах попечительства;
  • на прокуратуре и судебных инстанциях.

Если малыш растет без родителей, и проживает в детском доме, то ответственность за него ложится на администрацию учреждения.

В защите прав несовершеннолетнего на законных основаниях могут участвовать:

  • школьный персонал;
  • социальные работники.

Если юный гражданин прошел процедуру эмансипации и считается дееспособным, он может реализовывать свои права без помощи взрослых.

Несовершеннолетний может принять самостоятельные меры, если его права не соблюдаются. Особенно это касается ситуаций, когда нарушителями прав являются его родители. В этом случае он самостоятельно обращается в суд или в органы опеки.

Если о нарушении прав стало известно постороннему, ему следует как можно скорее известить об этом органы опеки того района, где проживает пострадавший.

Куда обратиться для защиты прав несовершеннолетнего

Если права нарушены, необходимо просить помощи у соответствующих государственных инстанций.

Основные способы защиты прав:

  • оформить заявление в органы опеки, полицейский участок или к прокурору;
  • оформить исковое прошение в суд, в инспекцию или комиссию по делам несовершеннолетних при муниципалитетах.

Все эти органы имеют полномочия для решения вопросов ущемления прав детей.

Кто защищает права

Основные учреждения, защищающие права детей в РФ:

  • прокуратура;
  • комитет по защите прав;
  • детский омбудсмен.

В административном порядке решаются вопросы об обжаловании решений или бездействия чиновников. Этим занимаются органы опеки, прокуратура и детский омбудсмен, различные правозащитные учреждения.

В судебном порядке институтом мировых судей рассматриваются вопросы нарушений, связанных с семейными взаимоотношениями.

Конституционный Суд разрешает жалобы о нарушении основных прав, данных гражданину Конституцией.

Для прокурора охрана детского права является невозможностью, а обязанностью.

Основными задачами прокурора в деле правовой защиты детей являются:

  • защита от плохого обращения;
  • защита от потенциально вредной информации;
  • вопросы ограничения, лишения родителей их прав или их восстановления;
  • сохранение права на жилплощадь, если кто-то пытается это право ущемить.

Прокурор защищает права не достигших совершеннолетия граждан в суде и может сам быть истцом.

Комитет по защите прав ребенка

Это специально сформированный орган, созданный для защиты прав детского населения и имеющий подразделения в каждом регионе страны. В составе Комитета – независимые специалисты. Его деятельность осуществляется под полномочиями международного Комитета.Цель его работы — в исполнении норм, перечисленных в Конвенции о правах ребенка.

Задачи комитета:

  • помощь юному гражданину, оказавшемуся в трудной ситуации;
  • привлечение к ответственности виновных;
  • выявление, учет и помощь детям без родителей, детям в сложной ситуации;
  • социальное обеспечение и гарантии хороших жизненных условий для детей — сирот;
  • обеспечение права на жизнь в семье;
  • рассмотрение обращений о нарушениях прав.

Уполномоченный по правам ребенка

Одним из действующих способов защиты детей является создание в России должности уполномоченного. Этот государственный служащий назначается указом Президента и решает вопросы защиты и благополучия несовершеннолетних в разных регионах страны. Другое неофициальное название этого поста — детский омбудсмен. Такая должность предусмотрена во всех регионах страны.

К целям омбудсмена относятся:

  • соблюдение прав ребенка и их защита, помощь в их восстановлении;
  • создание мероприятий для улучшения информированности о правах;
  • составление запросов в организации;
  • получение информации на всех уровнях;
  • привлечение специалистов и направление прошений от лица малолетнего потерпевшего об ущемлении его прав.

Это орган, который занимается реализацией законов о защите детей в России и ведет свою деятельность в регионах страны.

Цели комиссии:

  • мероприятия по искоренению безнадзорности среди детей;
  • реабилитация малышей, попавших в тяжелые жизненные ситуации.

Восстановление нарушенных прав

К сожалению, практика показывает, что права ребенка в РФ достаточно часто подвергаются ущемлению. Часто это происходит со стороны родственников малолетних пострадавших. В каждом случае нарушения есть способы добиться помощи.

Если нарушены права в сфере трудового права следует писать:

  • в комиссию по трудовым спорам;
  • в суд.

Если нарушены права в семье следует писать:

  • в суд;
  • в органы опеки и попечительства с просьбой о лишении нерадивых родителей их прав и определении пострадавшего в социальный приют.

Если права ущемляются в сфере образования, следует обращаться:

  • в вышестоящее образовательное учреждение;
  • в суд.

Административная и уголовная ответственность

Закон о защите детей гарантирует, что гражданам, признанным по суду виновными в ущемлении прав несовершеннолетних, грозит ответственность. Тяжесть этой ответственности зависит от проступка и может быть как административной, так и уголовной.

Административная ответственность будет грозить тем членам семьи, которые не исполняют соответствующим образом свои обязательства перед малолетними подопечными. К таким случаям можно отнести нежелание тратить на них денежные средства.

Уголовная ответственность наступает для граждан, которые занимались вовлечением детей в уголовную деятельность. Наказание за этот вид правонарушения – лишение свободы.

Уголовная ответственность может наступить в следующих случаях:

  • вовлечение детей в преступную деятельность;
  • принуждение к аморальным занятиям;
  • принуждение к занятиям, вредным для их жизнедеятельности;
  • за вовлечение к употреблению наркотиков;
  • за продажу спиртосодержащей продукции.

Человек, появившийся на свет, с рождения получает собственные права. Каждый ребенок имеет право на защиту от неправильного, несправедливого обращения и причинения вреда со стороны нерадивых взрослых. Казалось бы, для успешной защиты сделано все, что можно было желать. К сожалению, часто этого бывает недостаточно, чтобы сделать детство каждого счастливым и гармоничным.

Все психологические и физические травмы, которые люди получают в детстве, обязательно отзовутся в будущем, будут тормозить развитие и вредить успехам. Поэтому так важно не оставаться равнодушными и не ждать, что помощь придет сама по себе. Не нужно бояться заявлять о проблеме, если она существует.

Кто относится к детям, оставшимся без попечения родителей. Государственная защита этих граждан

Ребенок может потерять самых близких людей из-за их преждевременного ухода их из жизни.

Однако с ростом благосостояния общества увеличивается число детей, лишенных семейного тепла при здравствующих родителях.

В чем бы ни заключался корень зла, ребенок не окажется один на один с проблемой. Вопросы его развития берет на себя государство.

Рассмотрим, каких детей причисляют к оставшимся без попечения родителей, отличается ли этот статус от сиротства, и на какую поддержку сможет рассчитывать маленький человек.

Особенности статуса

С точки зрения закона понятия сиротства и отсутствия родительского попечения различаются:

  1. Сироты – несовершеннолетние граждане, оставшиеся без родителей (обоих или единственного) в результате их смерти;
  2. Дети, оставшиеся без попечения – лица до 18-летнего возраста, чьи мать и/или отец не в состоянии выполнять родительские обязанности по следующим причинам:
    • лишения соответствующих прав;
    • ограничения этой функции;
    • признания не дееспособными;
    • заболевания, не позволяющие воспитывать и содержать несовершеннолетних;
    • назначения уголовного наказания в форме лишения/ограничения свободы;
    • уклонения от воспитания;
    • безвестного отсутствия, признанных умершими по суду.

Распространены ситуации социального сиротства, когда родители осознанно снимают с себя всю ответственность за ребенка. Эти люди могут быть социально и экономически не состоятельны или вполне успешны в жизни, но всегда ребенок для них помеха. И тогда родители:

  • отказываются забирать детей из медицинских или образовательных учреждений, оформляя официальный отказ. Это может произойти сразу после рождения малыша или спустя некоторое время;
  • попросту «забывают» о детях, находящихся в таких учреждениях без юридического сложения с себя родительских обязанностей.

Еще одна категория причин, когда дети остаются без родительского внимания, связана с деградацией личности матери\отца из-за пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам, асоциальным образом жизни. Причем, в этой ситуации родители иногда по-своему привязаны к ребенку, в редкие минуты просветления проявляя посильную заботу о чаде. Но это исключение из хода событий. Обычно же нахождение в родной семье является эмоциональной травмой и попросту опасно для малыша.

Иногда, чтобы устранить терминологическую путаницу, в категорию детей, оставшихся без попечения, относят и несовершеннолетних сирот. Но мы в дальнейшем будем говорить именно о социальном сиротстве.

Законодательное регулирование вопроса

Нерадивые матери и отцы порицаемы. Но и государство не оказывается в стороне, предоставляя детям в сложной жизненной ситуации поддержку.

Ее принципы регулируют:

  • Семейный Кодекс РФ;
  • ФЗ № 159 от 21.12.96 «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;
  • ФЗ № 44 от 16.04.01 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

При возникновении перечисленных ситуаций, судьбу несовершеннолетнего уполномочены решать органы опеки и попечительства. Сотрудники попечительского ведомства занимаются устройством брошенного ребенка, контролируют поднадзорные семьи, условия проживания и воспитания несовершеннолетних в социальных учреждениях

Как оформить данный статус

Оснований для признания ребенка утратившим опеку гораздо больше, чем всем известное лишение родителей их прав.

Но в любом случае органы опеки обязаны принять решение о постоянном устройстве проживания и воспитания несовершеннолетнего в течение одного месяца с момента обнаружения такого основания.

Для чего это нужно

Важно понимать, что данный статус должен присваиваться официально. И сделать это нужно непременно:

  • во-первых, для получения претендентом мер социальной поддержки и льгот. Это весьма продолжительный период времени вплоть до исполнения ребенку 18 лет. Были случаи, когда достигший совершеннолетия человек, фактически оставшийся без родителей, не мог получить социальное жилье только потому, что в свое время органы опеки не оформили должным образом его статус.
  • Во-вторых, официальный статус оградит вторичного сироту от материальных претензий в будущем несостоявшихся родителей. Жизнь полна примеров, когда престарелый алкоголик вспоминает о звании родителя после того, как взрослое чадо добивается существенных успехов, и за его счет можно неплохо нажиться.

Как присвоить статус

Государством предусмотрен особый алгоритм по оформлению статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей. Сделать это несколько сложнее, нежели признать его сиротой.

Здесь придется доказать прекращение правовой зависимости ребенка от родителей (или связи с ними). Эта функция возложена на судебные органы.

Инициатору процедуры нужно представить на заседание документы:

  • решения о заключении под стражу, лишении свободы, а также подтверждения из учреждений УИН об отбывании уголовного наказания;
  • подтверждения об изначальном отсутствии родителей – свидетельство о рождении с прочерками в соответствующих графах, заявления об отказе от ребенка, бумаги о приеме в социальное учреждение найденышей и подкидышей;
  • предварительное решение суда о лишении матери и/или отца родительских прав;
  • справки, выписки и другие подтверждения тяжкого заболевания родителя с ограничением его физической и/или правовой дееспособности от учреждений здравоохранения.

При необходимости могут предоставляться и другие, допустимые законом, доказательства. К примеру, показания свидетелей и очевидцев, аудио и видео материалы.

Но кто может выступить как инициатор присвоения несовершеннолетнему статуса оказавшегося без родительского внимания и содержания:

  • Конечно же, государственные органы опеки и попечительства;
  • Родственники, а также сотрудники образовательных, медицинских и социальных учреждений;
  • При достижении 14-летнего возраста сам ребенок может ходатайствовать (письменно) перед опекой о собственном изъятии из семьи, ограничении в правах родителей и т. д. Однако о судебном рассмотрении вопроса решение принимает госорган.

Со дня получения сообщения о ненадлежащих условиях жизни несовершеннолетнего, органы опеки обязаны в течение 3-х суток проверить место жительства ребенка.

Действия госорганов

Далее опека выясняет факт отсутствия попечительства родителей или родственников и, если ситуация находит подтверждение:

  • принимаются меры по защите прав и интересов (изъятие из семьи, временное размещение в социальной гостинице, детском приюте и т. д.);
  • информация направляется в орган исполнительной власти субъекта для размещения данных в региональном банке данных детей-сирот.

Вместе с этим решается вопрос о постоянном устройстве ребенка, информация о нем размещается в федеральный банк данных детей, оказавшихся без родительского попечения (ФЗ 44).

Исполнительная власть на местах в течение месяца со дня представления данных в региональный банк должна принять меры к устройству несовершеннолетнего в семью граждан на территории своего субъекта. Если подходящий вариант отсутствует, к проблеме подключаются федеральные структуры власти. Они устраивают ребенка на попечение семей из других регионов России.

Действия опекунов, сотрудников соц. учреждений

После назначения статуса эти лица обращаются в МФЦ или ПФР для оформления конкретных льгот, социальных пособий, пенсий, а также открытия личного счета ребенка в банке.

При себе нужно иметь пакет документов:

  • паспорт гражданина РФ, для сотрудника учреждения – доверенность на представительство интересов ребенка и организации;
  • свидетельство о рождении опекаемого;
  • документы, подтверждающие льготный статус.

Точный перечень бумаг зависит от конкретных обстоятельств социального/биологического сиротства.

Государственная поддержка данной категории граждан

Пенсия по потере кормильца

Пособие положено только в случае смерти родителей или же признания их умершими/безвестно отсутствующими по суду.

Выплачивается вплоть до достижения ребенком совершеннолетия, при продолжении обучения на очном отделении – до 23 лет.

Образовательные льготы

Выделяется натуральная помощь и пособия на приобретение школьных принадлежностей, учебных пособий, подготовку к школе. Питание в столовой бесплатно.

Путевки в лагеря отдыха также безвозмездны, однако дорогу придется оплатить.

Все дополнительные курсы предоставляются на бесплатной основе. При поступлении в ВУЗы, ССУЗы, колледжи на дневные отделения студенты без родителей продолжают получать назначенные социальные пособия и выплаты.

Если студент получает стипендию, то стандартная сумма повышается на 50%, ежегодно выплачиваются «подъемные» в троекратном размере.

Обеспечение жильем

По завершению обучения в интернате совершеннолетний ребенок претендует на собственные квадратные метры жилой площади.

Но только при соответствии условиям:

  • у него нет социального жилья или недвижимости в собственности (к примеру, оставшейся после родителей);
  • родственники не владеют «лишней» квадратурой, на которой смогут прописать ребенка;
  • если имеющееся жилье не отвечает санитарным и прочим нормам.

«Коммуналка» и ЖКХ

Условие для льгот таково: обучение в школе или профессиональном заведении на очном отделении, а также наличие жилого помещения.

В этом случае они освобождены от коммунальных платежей и за проживание. Жилье собственное? Тогда скидка 100%. Если ребенок живет в квартире опекуна, льгота распространяется на норму площади опекаемого.

Медицина

В учреждениях государственного медицинского обслуживания дети, оставшиеся без попечения родителей, могут рассчитывать на бесплатную помощь. При наличии показаний полагаются льготные путевки в санатории, лекарственное обеспечение. Когда присутствует инвалидность, то список преференций шире в зависимости от группы и заболевания.

Часть помощи полагается из федерального бюджета. Но в последние несколько лет заметна тенденция к перераспределению большей части помощи на региональный уровень. В субъектах действуют собственные программы поддержки данной категории льготников. Узнать о полном спектре мер помощи можно в МФЦ, пенсионных отделениях и органах СЗН.

Социальная помощь

Государство гарантирует им повышенную правовую защиту, которая охватывают основные аспекты жизни:

  • жилищные вопросы;
  • получение образования различных ступеней;
  • трудовые гарантии;
  • медицинское обслуживание.

Правительство всячески поощряет семейную опеку над детьми без родителей, установив единовременные и ежемесячные пособия, натуральные льготы еще и опекунам.

Но нажиться на опекунстве не выйдет: надзорные органы контролируют качество опеки и «ведут» ребенка практически до совершеннолетия.

О правах рассматриваемой категории граждан рассказано в следующем видеосюжете:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *