Меры принудительного лечения

УК РФ Статья 102. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера
 

2. Лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. Освидетельствование такого лица проводится по инициативе лечащего врача, если в процессе лечения он пришел к выводу о необходимости изменения принудительной меры медицинского характера либо прекращения ее применения, а также по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника. Ходатайство подается через администрацию медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно- исполнительную инспекцию, осуществляющую контроль за применением принудительных мер медицинского характера, вне зависимости от времени последнего освидетельствования. При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно-исполнительная инспекция, осуществляющая контроль за применением принудительных мер медицинского характера, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно.

Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера

Статья 102. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера

1. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осуществляются судом по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

2. Лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. Освидетельствование такого лица проводится по инициативе лечащего врача, если в процессе лечения он пришел к выводу о необходимости изменения принудительной меры медицинского характера либо прекращения ее применения, а также по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника. Ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от времени последнего освидетельствования. При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно.

3. Изменение или прекращение принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случае такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры либо возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера.

4. В случае прекращения применения принудительного лечения в психиатрическом стационаре суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, органам здравоохранения для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Вид применяемых принудительных мер медицинского характера определяются судом, который при решении этого вопроса основывается на заключении комиссии врачей- психиатров.

В процессе исполнения назначенной принудительной меры медицинского характера может возникнуть необходимость ее прекращения, продления или изменения. В соответствии со статьей 102 УК РФ этот вопрос решает суд по представлению лечебного учреждения, осуществляющего принудительное лечение.

Представление может быть внесено в суд только освидетельствования лица комиссией врачей психиатров. Комиссия врачей, которая проводит периодическое освидетельствование больных, находящихся на принудительном лечении, обычно состоит из врачей учреждения, осуществляющего данные меры. В состав комиссии могут быть включены и другие специалисты, не являющиеся сотрудниками этого учреждения. Кроме того, в особо сложных случаях предусмотрена возможность помещать больного для обследования и решения вопроса об отмене, изменении формы или продлении принудительного лечения в Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. Сербского.

Часть 2 статьи 102 УК определяет частоту комиссионного освидетельствования находящихся на принудительном лечении лиц. Впервые в Законе записано, что это делается не реже одного раза в шесть месяцев.

Основанием для продления принудительных мер медицинского характера является констатация факта отсутствия существенных изменений в клиническом состоянии больного.

Для прекращения принудительного лечения должно исключаться само основание применения принудительных мер медицинского характера, которое в части 2 статьи 97 УК изложено как наличие психического расстройства, связанного с возможностью причинения иного существенного вреда либо с опасностью для себя или окружающих лиц.

Для изменения принудительной меры медицинского характера необходимо, чтобы возникла необходимость в применении другой принудительной меры лечения. Чаще всего это происходит в связи с улучшение клинического состояния больного под влиянием применяемого лечения и проводимых реабилитационных мероприятий.

Лицам, страдающим психическими аномалиями и признанными ограниченно вменяемыми, а так же признанным алкоголиками или наркоманами, отбытие наказания может быть соединено с принудительным лечением. При этом, лечение, при условии исполнения наказания в виде лишения свободы, в зависимости от тяжести заболевания и других обстоятельств, может осуществляться как непосредственно в исправительном учреждении, так и в больнице, находящейся вне данного учреждения, но входящей в систему МВД.

Предусмотренная действующим Кодексом система принудительных мер медицинского характера позволяет выбрать меру, наиболее адекватную состоянию нуждающегося в лечении больного. Кроме того, в процессе применения принудительного лечения можно изменять его форму, что позволяет опять же подобрать полное соответствие меры принудительного лечения к характеру психического расстройства.

Срок принудительного лечения

Главная » Юристу » Срок принудительного лечения

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором


Вернуться назад на Принудительное лечение
Согласно действующему российскому законодательству длительность применения принудительной меры медицинского характера не соотносится с тяжестью совершенного деяния. За рубежом существует другой подход – во многих странах длительность принудительного лечения лиц с тяжелыми психическими расстройствами сопряжена со сроком отбывания ими наказания (в случае если бы психическое расстройство у них отсутствовало). В отечественной практике больные с тяжелыми психическими расстройствами в среднем находятся на принудительном лечении меньше, чем если бы они отбывали наказание по инкриминируемым им деяниям. Так, средние сроки пребывания больного на принудительном лечении в стационаре общего тина составляют около 1 года; специализированного типа – около 1,5 лет; специализированного типа с интенсивным наблюдением – около 3 лет.
Опасность психически больного оценивается исходя в первую очередь из психического состояния, а затем из характера совершенного деяния, хотя об этом не говорится в УК. При выборе меры медицинского характера следует придерживаться основных принципов: необходимости и достаточности, т.е. мера не должна быть строже той, которая необходима для предупреждения повторного ООД. Когда эксперт решает вопрос о мере медицинского характера, это решение нужно обосновать в заключении экспертизы.
Клинические и социальные параметры общественной опасности, из которых должен исходить эксперт, у каждого конкретного больного должны быть проанализированы.
Клинические факторы риска:
1) психопатоподобные синдромы (встречающиеся сейчас чаще всего по причине общего патоморфоза психических заболеваний), включая гебоидные состояния с преобладанием стенического полюса;
2) бредовые расстройства. Всегда необходим их анализ но содержанию. Особую опасность представляют бредовые идеи с направленностью на конкретных лиц, аффективной напряженностью (особенно идеи ревности, преследования, сексуального воздействия);
3) периодические и пароксизмальные острые состояния, сопровождающиеся агрессивностью, с тенденцией к частому повторению. Наблюдаются у больных с органическими поражениями головного мозга, эпилепсией;
4) депрессивные состояния с бредом. Такие больные могут совершать самоубийства, в том числе расширенные самоубийства (например, больной может убить всю семью);
5) маниакальные состояния, особенно гипомания с повышенной активностью, расторможенностью, псевдопредприимчивостью. Могут совершаться мошенничества, правонарушения по неосторожности, сексуальные правонарушения.
Социально-психологические факторы риска:
1) любые проявления социальной дезадаптации. Отсутствие работы, материальная необеспеченность, жилищно-бытовая неустроенность. Подверженность асоциальному окружению любого больного делает социально опасным. При анализе социальной дезадаптации необходимо установить, что является следствием заболевания, а что личностной установкой больного;
2) алкоголизация, наркотизация, которые запускают механизмы общественно опасного поведения;
3) наличие криминальных личностных установок, не связанных с болезнью, повторность совершения ООД;
4) данные анамнеза больного о нарушениях больничного режима, побегах, нападениях на персонал. Если при побеге с принудительного лечения совершается новое ООД, необходимо изменить форму принудительного лечения – «поднять на ступеньку выше». Например, перевести из обычного отделения в отделение специализированного типа.
Есть данные о частоте рекомендации мер медицинского характера экспертными комиссиями РФ больным с тяжелыми психическими расстройствами (приблизительно): с интенсивным наблюдением рекомендуется 10% больных; специализированного типа – 25%; общего типа – 50%; амбулаторное принудительное лечение – 10%; не рекомендуются меры медицинского характера в 5% случаев.
Критерии назначения принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением. В соответствии с ч. 4 ст. 101 УК эта мера может быть назначена лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения. Однако понятие «особая опасность» нигде не раскрыто.
В УК все преступления делятся на четыре категории:
а) небольшой тяжести;
б) средней тяжести;
в) тяжкие преступления;
г) особо тяжкие преступления.
Особо тяжкими считаются деяния, за которые Кодексом предусмотрено наказание свыше 10 лет или более строгое. В УК есть еще понятие (ч. 3 ст. 18) «особо опасный рецидив преступления», каковым признается повторное тяжкое общественно опасное деяние.
Таким образом, понятие «особая опасность для общества» должно включать в себя как тяжесть совершенного деяния, так и его многократность, а для больных, признанных невменяемыми, – склонность к нарушениям больничного режима. Всегда можно обосновать опасность такого больного и перевести его на более строгий режим наблюдения.
Таким образом, в случае рекомендации принудительного лечения в специализированном стационаре с интенсивным наблюдением необходимо показать, что больной в силу тяжести совершенного деяния, его повторности (или многократности) либо грубых расстройств поведения, препятствующих проведению ему лечебно-реабилитационных мероприятий, представляет особую опасность для общества.

В настоящее время в Российской Федерации функционируют семь стационаров специализированного типа с интенсивным наблюдением (около 5000 коек). Каждый из них обслуживает несколько субъектов РФ (причем все они находятся на европейской части России), что порождает определенные сложности в исполнении данной принудительной меры медицинского характера. Как уже указывалось, охранные функции в этих стационарах выполняют подразделения ФСИН.
Критерии назначения принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа. Стационары специализированного типа в настоящее время есть приблизительно в 45 субъектах РФ. Это специализированные отделения для принудительного лечения, которые создаются, как правило, на базе психиатрических больниц. Это обычно одно, реже два-три отделения. Есть небольшие специализированные больницы, есть отделения, объединенные с судебно-психиатрической экспертизой. Как уже указывалось, эти отделения стали создаваться после внесения поправок в Уголовный кодекс РСФСР. Как показала практика, содержание большинства лиц, которым рекомендована стационарная форма принудительного лечения в обычных психиатрических стационарах, неоправданно.
При средней продолжительности принудительного лечения около 2 лет эти больные, находящиеся на принудительном лечении в обычных больницах, достаточного реабилитирующего воздействия не получают и отрицательно влияют на других больных, являются наиболее частыми нарушителями лечебного распорядка в стационаре. Внутри отделений появилась возможность создавать коллективы больных, терапевтическую среду. На первом месте в этих отделениях должна быть корригирующая работа, должны создаваться условия для дневного пребывания больных, трудовой занятости. По мнению В. П. Котова, в такие отделения должны направляться 60–70% больных, к которым применяются меры медицинского характера. Безусловно, возникают проблемы с охраной подобных отделений, поскольку хотя эти лица и не представляют «особой опасности» для общества, но требуют повышенных мер безопасности. Для обеспечения мер безопасности в этих отделениях привлекаются вневедомственная охрана МВД России, частные охранные предприятия (оплачиваются данные услуги за счет местного бюджета здравоохранения) либо увеличенный штат санитаров. Однако охранники по закону могут лишь перекрывать периметр медицинского стационара, тогда как санитары имеют право находиться внутри палат.
В заключении экспертной комиссии, если больному рекомендуется принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа, следует показать, что хотя больной и не представляет особой опасности для общества, но в силу психических нарушений, носящих стойкий или рецидивирующий характер, и обнаруживающейся тенденции к асоциальному образу жизни, повторным ООД и нарушениям больничного режима ему требуется направление в специализированный стационар.
При рекомендации принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа в заключении экспертной комиссии следует показать, что совершенное больным ООД либо обусловлено выраженным психическим расстройством (обострением), которое является курабельным и преходящим, либо связано внешними неблагоприятными обстоятельствами, что у больного нет тенденций к грубым нарушениям больничного режима и стойких асоциальных установок, но отсутствие достаточно критического отношения к своему болезненному состоянию не позволяет рассчитывать на добровольное проведение показанных ему лечебно-реабилитационных мероприятий.
Это полноценная мера медицинского характера, предусмотренная УК, и продление, отмена, изменение данной принудительной медицинской меры проводится в том же порядке, что и при стационарных формах лечения. Прежде всего, АПНЛ рассматривается как необходимый переходный этап от стационарной формы принудительного лечения к его полной отмене. Основную часть находящихся на АПНЛ больных должны составлять лица, которым данная мера рекомендована как заключительная мера медицинского характера после принудительного лечения в стационаре. Хотя до появления АППЛ практиковались амбулаторный специальный учет и активное диспансерное наблюдение, но для определенных категорий больных эти ограничительные меры были недостаточными и неэффективными.
Так, например, какое бы тяжкое деяние ни совершил в прошлом больной, с тех пор как суд вынес определение о прекращении принудительного лечения, он обретая юридический статус обычного пациента диспансера. Сама выписка больного из стационара с резким переходом к свободному, безнадзорному режиму нередко оказывается для больного столь существенным ситуационно-психологическим перепадом, что может вызвать значительные изменения состояния и поведения пациента, потребовать возврата к принудительному лечению в стационаре.
Некоторые больные известие о прекращении принудительного лечения воспринимают как предоставление им полной свободы. Это дает таким лицам субъективное основание для уклонения от наблюдения диспансера, а также для возвращения к прежнему образу жизни, уже приведшему к совершению ООД.
Определенным несовершенством обладает и Закон о психиатрической помощи, расширяющий права психически больных и делающий госпитализацию в стационар общего типа без согласия пациента или при отсутствии показаний для подобной госпитализации невозможной.
Пациенты после прекращения принудительного лечения внешне могут не представлять непосредственной опасности для себя и для окружающих, однако они уклоняются от наблюдения ПНД, ведут асоциальный образ жизни. На практике получалось, что вернуть их обратно на стационарное звено принудительного лечения можно было только после совершения ими нового ООД. Поэтому эффективность принудительного лечения длительное время оставалась низкой; рецидив ООД после прекращения стационарного принудительного лечения составлял около 25–30% по России, в Москве около 50%, при этом большая их часть совершалась на протяжении первого года после прекращения принудительного лечения. Если брать общие характеристики лиц, совершивших ООД, то 65–70% из них ранее привлекались к уголовной ответственности (отбывали наказание или находились на принудительном лечении), 60% злоупотребляли алкоголем, 70% совершили ООД в состоянии алкогольного опьянения. Значительную часть из них составляли лица без определенного места жительства.
АПНЛ осуществляется амбулаторным учреждением по месту жительства больного в контакте с органом внутренних дел. При изменении состояния больных, появлении у них особенностей поведения, свидетельствующих о реальной возможности совершения ООД, может быть решен вопрос о замене АПНЛ на более строгую меру в рамках описанного выше судопроизводства. Необходимо отметить, что и после отмены пациентам АПНЛ по решению суда задачи профилактики совершения ими повторных ООД имеют не меньшую актуальность, чем до введения данного вида принудительного лечения.
Можно выделить две основные цели АПНЛ. Первая – уменьшение риска рецидива правонарушения, вторая цель – реабилитация. Подобная амбулаторная принудительная мера медицинского характера предусмотрена законодательствами многих стран (часто под названием «условная выписка»). Формирование амбулаторного судебно-психиатрического контингента имеет национальные особенности. Если в России АПНЛ является одной из кодифицированных норм уголовного права, применяемой к лицам, невменяемым и ограниченно вменяемым, то не везде оно связано только с институтом невменяемости.
Так, в США АПНЛ невменяемых предусмотрено в 12 штатах, в остальных же эти лица после выписки не могут быть принуждены получать лечение. В штатах, предусматривающих подобную меру, условная выписка невменяемых, прошедших курс лечения в стационаре, применяется все чаще, так как представляется судьям более безопасной с уголовно-политической точки зрения, чем окончательное освобождение. Часто срок АПНЛ ограничивается сроком наказания, которое могло бы быть назначено пациенту в случае вынесения обвинительного приговора. Особо подчеркивается также финансовый аспект. Так, амбулаторная помощь оценивается приблизительно в 14% от стоимости принудительного лечения того же пациента в стационаре.
В Германии также предусмотрено условное освобождение от принудительного лечения в стационаре. В этих случаях устанавливается надзор, при несоблюдении условий которого условное освобождение отменяется. Хотя в законодательном тексте об АПНЛ прямо не говорится, как на необходимое условие такого освобождения указывается на наличие адекватной амбулаторной сети.
В Нидерландах амбулаторной судебно-психиатрической помощью обеспечиваются, помимо бывших пациентов судебно-психиатрического стационара, также и осужденные, которые согласились на контроль и лечение в обмен на уменьшенный или условный приговор, в том числе как альтернативу наказанию при нетяжких правонарушениях. Суд может назначить и меру воздействия в виде условного осуждения с частичным или полным освобождением от отбывания наказания и назначением среди прочего ЛГІНЛ. Наблюдение за условно осужденными осуществляет социально-психиатрическая служба, которая является связующим звеном между органами юстиции и системой здравоохранения. Условное осуждение носит характер испытательного срока и проводится под надзором попечителя. В такой форме АПНЛ может применяться при лечении алкогольной и наркотической зависимости и некоторых других. Интересно, что в Нидерландах АПНЛ могут подвергаться также сложные и агрессивные пациенты из общей психиатрической сети – с целью предотвращения ухудшения состояния и возможных правонарушений.
В Канаде во всех провинциях принята практика постепенного возвращения в общество невменяемых и неспособных предстать перед судом. Все пациенты после выписки получают амбулаторную помощь. Эти лица находятся под юрисдикцией специальной «наблюдательной комиссии», которая ежегодно проверяет статус пациента и часто указывает условия, на которых пациент может оставаться в обществе (контакт с определенным психиатром, прием назначенных лекарств, проживание в определенной смоделированной среде, неупотребление алкоголя) и при несоблюдении которых он может быть возвращен в больницу – даже насильно.

Особенную ситуацию мы видим во Франции, где невменяемый полностью выводится из системы уголовного правосудия и госпитализируется по постановлению представителя исполнительной власти (префекта); в правовом отношении это ничем не отличается от других случаев недобровольной госпитализации (placement d’office). Для этих больных предусмотрена так называемая «пробная выписка» (sortie d’essai) под наблюдение амбулаторной службы. Есть сведения, что слишком «либеральный» характер этой службы не позволяет осуществлять за пациентами реальный контроль, что часто приводит к совершению ООД. Только в самые последние годы АПНЛ стало предлагаться в качестве альтернативы принудительному лечению в стационаре.
Особенностью проведения АПНД в Австрии является участие в нем судебно-психиатрических клиник, действующих отдельно от системы общей психиатрической помощи. Такими пациентами занимается мульти профессиональная бригада специалистов, обладающих судебно-психиатрическими навыками; она обеспечивает широкий спектр вмешательств (психотерапевтических, психосоциальных или биологических). Стоит отметить, что в Австрии свыше половины невменяемых, выписываемых из судебно-психиатрического стационара, получают направление на АПНЛ.
Вернемся к исполнению АПНЛ в соответствии с российским законодательством. При принятии на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра больному разъясняют порядок его проведения, обязательность выполнения врачебных рекомендаций, назначается соответствующий его состоянию режим, необходимое лечение.
Находящиеся на АПНЛ обладают теми же правами, что и другие больные, в том числе на получение бесплатных лекарств. Больной может быть направлен в любое подразделение ПНД – лечебно-производственные мастерские, помещен в дневной стационар. При наличии показаний лицо может быть госпитализировано в психиатрический стационар как добровольно, так и в недобровольном порядке. Трудоспособные пациенты во время АПНЛ могут работать, а при изменениях состояния, делающих их временно нетрудоспособными, получать больничный лист. Выезды по служебной необходимости согласовываются с лечащим врачом ПНД. При появлении оснований для изменения меры медицинского характера на стационарное наблюдение и лечение ПНД также может прибегнуть к недобровольной госпитализации. В таком случае одновременно с госпитализацией по решению комиссии врачей-психиатров возбуждается ходатайство перед судом об изменении принудительной меры, о чем письменно извещается администрация стационара. Вопрос о выписке такого больного может быть решен только в случае получения определения суда об отказе в изменении принудительной меры медицинского характера.
Рекомендовать АПНЛ как первичную меру (непосредственно после признания лица невменяемым) можно в следующих случаях:
• для лиц, совершивших ООД в состоянии временного психического расстройства или психотического обострения (приступа, пароксизма) хронического психического расстройства. Ко времени экспертизы должно быть достигнуто полное купирование психоза, не оставившего клинических проявлений, требующих стационарного наблюдения и лечения;
• для лиц с негативно-личностными психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния. Рекомендовать АППЛ им можно в тех случаях, когда совершенное правонарушение не представляет значительной социальной опасности, спровоцировано внешним, неблагоприятным стечением обстоятельств и непосредственно не взаимосвязано с психопатологическими расстройствами. Основным клиническим аргументом в пользу выбора данной меры медицинского характера должно быть отсутствие психопатоподобных расстройств и преобладание негативно-личностных изменений, проявляющихся в выраженных эмоционально-волевых изменениях со снижением личностной и поведенческой активности, редукцией энергетического потенциала. В пользу рекомендации АПНЛ должны также свидетельствовать удовлетворительная социальная и бытовая адаптация пациента, отсутствие склонности к алкоголизации, наркотизации, асоциальным формам поведения.
К сожалению, практика показывает, что в 30% случаев экспертные комиссии неправильно рекомендуют данную меру медицинского характера как первичную. Как уже говорилось, большую часть контингента находящихся на АПНЛ должны составлять лица, к которым АПНЛ применена как заключительная мера медицинского характера (после принудительного лечения в стационаре).

Принудительные меры медицинского характера
Принудительные работы
Признание собственности
Приказное производство
Принудительное исполнение


| | Вверх

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об освобождении от уголовной ответственности и о применении принудительной меры медицинского характера

08.02.2010г.судья Ленинского районного суда г. Самары Косенко Ю.В.

с участием государственного обвинителя помощника прокурора Ленинского района г. Самары Филипповой Е.В.

защитника Ефремова А.К.

законного представителя В.

потерпевших С., Б., А.

при секретаре Кобелевой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

В., совершившего запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное п. » г» ч.2 ст. 161 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л :

В. совершил запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное п. » г» ч. 2 ст. 161 УК РФ при следующих обстоятельствах.

Факт совершения В. запрещенного уголовным законом деяния подтверждается следующими доказательствами:

Показаниями потерпевшей А., показаниями Б., показаниями С.

Также факт совершения В. запрещенного уголовным законом деяния подтверждается материалами дела:

— заявлением А., согласно которому, она просит привлечь к ответственности лицо, открыто похитившее у неё принадлежащее ей имущество, применяя насилие, не опасное для жизни и здоровья;

— протоколом осмотра места происшествия со схемой к нему;

— сообщением из больницы КУСП, согласно которому в больницу им. Пирогова доставлена А. , получившая травму;

— заключением эксперта согласно выводам которого у А. установлены следующие повреждения: кровоподтеки: на лице, на левой ушной раковине, в волосистой части головы, на шее, на верхних конечностях и на правой голени; ссадины: на лице, на правой подключичной области, на левом плече, на правом предплечье, в области правого локтевого сустава, которые не вызвали кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, следовательно, не причинили вреда здоровью;

-постановлением и протоколом выемки согласно которым у А. изъята копия гарантийного талона и кассового чека на сотовый телефон;

— протоколом осмотра предметов (документов), согласно которого были осмотрены предметы, изъятые в ходе осмотра места происшествия, а также копия гарантийного талона и кассового чека, изъятых у А. , обнаружено совпадение IMEI телефона и IMEI, указанного в копии гарантийного талона и кассового чека, в связи с чем, было вынесено постановление о признании и приобщении к уголовному дела вещественных доказательств.

Анализируя собранные по делу доказательства, суд находит установленным и доказанным, что В. совершил запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное п. » г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, как грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья.

Согласно заключения судебно — психиатрической комиссии экспертов Самарского психоневрологического диспансера у В. выявляются клинические признаки хронического психического расстройства — шизофрения, параноидной формы с непрерывно — прогредиентным типом течения и выраженным эмоционально — волевым дефектом личности и параноидным синдромом. Имеющаяся у В. негативно — личностная симптоматика выражена настолько, что лишала его способности в момент совершения инкриминируемого деяния и лишает в настоящее время способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, и руководить ими. В связи с характером содеянного и степенью выраженности эмоционально — волевых нарушений, имеющихся у В. , комиссия считает необходимым назначить ему принудительную меру медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа.

Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что В. совершил запрещенное уголовным законном деяние, предусмотренное п. » г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, в состоянии невменяемости, в связи с чем, В. подлежит освобождению от уголовной ответственности.

Учитывая характер содеянного В. , а также то, что последний совершил запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное п. » г» ч. 2 ст. 161 УК РФ в состоянии невменяемости, а также принимая во внимание мнение комиссии экспертов, суд считает необходимым назначить В. принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа.

Доводы В. о том, что он является вменяемым, полностью осознает характер своих действий, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку опровергаются приведенным выше заключением комиссии экспертов, обладающих специальными познаниями в области психиатрии, а также пояснениями эксперта – Н., который в судебном заседании подтвердил выводы, изложенные в заключении.

Заявленный потерпевшей гражданский иск суд полагает необходимым оставить без рассмотрения, поскольку для его рассмотрения необходимо привлечение дополнительных лиц, что повлечет отложение судебного разбирательства, в связи с чем, суд считает необходимым признать за потерпевшей А. право на обращение с данными требованиями в порядке гражданского судопроизводства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 442, 443 УПК РФ, ст. 21 УК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Освободить В. от уголовной ответственности за совершенное запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное п. » г » ч. 2 ст. 161 УК РФ.

Применить к В. принудительную меру медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа.

Вещественные доказательства — сотовый телефон, батарея, крышка, копии гарантийного талона и кассового чека возвратить потерпевшей А.

Гражданский иск потерпевшей А. оставить без рассмотрения, признать за потерпевшей право на обращение с гражданским иском в порядке гражданского судопроизводства.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд в течение 10 суток.

Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера

1. Предмет, метод и система уголовного права2. Задачи и принципы уголовного права3. Особенности структуры норм УК РФ. Виды элементов норм УК РФ и их характеристика4. Понятие и структура уголовного закона5. Действие уголовного закона во времени. Обратная сила уголовного закона6. Действие уголовного закона в пространстве. Принципы действия7. Действие норм уголовного закона по кругу лиц8. Понятие, социальная природа и признаки преступления9. Классификация преступлений и ее значение10. Понятие и содержание уголовной ответственности11. Понятие единого преступления и его виды (простое и сложное; виды единого сложного преступления)12. Понятие и формы множественности преступлений13. Рецидив преступлений и его уголовно-правовое значение14. Совокупность преступлений и ее уголовно-правовое значение15. Понятие и значение состава преступления. Его признаки и элементы16. Классификация составов17. Понятие и виды объекта преступления18. Понятие предмета преступления и его значение. Отличие предмета от орудий и средств совершения преступления. Потерпевший19. Понятие, содержание, значение и признаки объективной стороны преступления20. Общественно опасное деяние и его формы21. Общественно опасные последствия: понятие, основные черты, виды, уголовно-правовое значение22. Причинная связь в уголовном праве: понятие, критерии установления и значение23. Субъективная сторона преступления: понятие, содержание и значение, обязательные и факультативные признаки24. Понятие, содержание, формы и значение вины в уголовном праве25. Умысел и его виды. Критерии отграничения косвенного умысла от прямого26. Неосторожность и ее виды. Критерии отграничения небрежности от невиновного причинения вреда27. Преступления с двумя формами вины28. Юридическая и фактическая ошибка: виды, характеристика и уголовно-правовое значение29. Понятие и признаки субъекта преступления30. Специальный субъект и его уголовно-правовое значение31. Вменяемость. Понятие и критерии невменяемости32. Понятие и виды стадий совершения преступления33. Понятие, признаки, формы, квалификация и наказуемость приготовления к преступлению34. Понятие, признаки, классификация и наказуемость покушения на преступление35. Оконченное преступление. Установление момента его окончания36. Добровольный отказ от преступления: понятие и признаки37. Понятие и признаки соучастия в преступлении38. Виды соучастников39. Формы соучастия40. Характеристика групповых преступлений, совершенных в составе лиц, не отвечающих признакам субъекта преступления41. Эксцесс исполнителя и его уголовно-правовое значение42. Понятие, виды и значение обстоятельств, исключающих преступность деяния43. Необходимая оборона: понятие, значение, условия правомерности, ответственность за вред, причиненный с превышением пределов обороны44. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление: понятие, условия правомерности, ответственность за превышение мер, необходимых для задержания такого лица45. Крайняя необходимость: понятие, условия правомерности, значение. Превышение пределов крайней необходимости46. Физическое или психическое принуждение и его уголовно-правовое значение47. Обоснованный риск: понятие, условия правомерности, ответственность за необоснованный риск48. Совершение деяния при исполнении приказа или распоряжения49. Понятие, признаки и цели наказания50. Система и классификация наказаний51. Штраф: понятие, размеры, порядок применения. Последствия уклонения от уплаты52. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и его уголовно-правовая характеристика53. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и его уголовно-правовая характеристика54. Понятие, содержание, сроки и порядок применения обязательных работ. Последствия уклонения от их отбывания55. Понятие, содержание, сроки и порядок применения исправительных работ. Последствия уклонения от их отбывания56. Ограничение по военной службе и его уголовно-правовое значение57. Понятие, содержание, сроки и порядок применения ограничения свободы58. Понятие, содержание, сроки и порядок применения ареста59. Содержание в дисциплинарной воинской части60. Лишение свободы на определенный срок61. Пожизненное лишение свободы и смертная казнь62. Общие начала назначения наказания63. Назначение наказания более мягкого, чем предусмотрено за данное преступление64. Обстоятельства, смягчающие наказание, и их уголовно-правовое значение65. Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств66. Обстоятельства, отягчающие наказание, и их уголовно-правовое значение67. Назначение наказания по совокупности преступлений68. Назначение наказания по совокупности приговоров69. Исчисление сроков наказания и их зачет70. Условное осуждение и его уголовно-правовая характеристика71. Понятие, основания и виды освобождения от уголовной ответственности72. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и в связи с примирением с потерпевшим73. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания в связи с истечением сроков давности74. Понятие, основания и виды освобождения от наказания75. Условно-досрочное освобождение и его уголовно-правовая характеристика76. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания и ее уголовно-правовая характеристика77. Освобождение от наказания в связи с болезнью78. Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки79. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей80. Уголовно-правовая характеристика амнистии и помилования81. Уголовно-правовая характеристика судимости82. Виды наказания, назначаемого несовершеннолетним83. Особенности уголовной ответственности лиц, не достигших 20 лет84. Принудительные меры воспитательного воздействия и их уголовно-правовая характеристика85. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и от наказания. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних86. Принудительные меры медицинского характера: понятие, виды основания, круг лиц, цели применения87. Виды принудительных мер медицинского характера88. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера89. Особенности применения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания90. Конфискация и ее уголовно-правовое значение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *