Особо ценные земли

Особо ценные земли

Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Особо ценные земли

Особо ценные земли — это государственных территорий, в пределах которых расположены такие культурные или природные объекты, которые имеют особую научную, историческую или культурную ценность общенародного и федерального значения.

Земельные активы государства классифицируются не только в зависимости от целевого предназначения, правового режима и форм собственности. На градацию территорий также влияют природная, культурная и научно-исследовательская ценность участков.

Учитывая данные факторы, земельные ресурсы включают в себя класс территорий, которые отличаются особой ценностью. Поэтому государством разработана законодательная база, которая регулирует состав, особенности распоряжения и охраны земель с повышенной ценностью.

Понятие и состав особо ценных земель

Данные земли представляют собой исключительный класс государственных территорий, в пределах которых расположены такие культурные или природные объекты, которые имеют особую научную, историческую или культурную ценность общенародного и федерального значения. К данной категории, согласно земельному законодательству, относятся следующие территориальные объекты:

  • ландшафты типичного характера;
  • особо редкие ландшафты;
  • культурные и исторические ландшафты;
  • уникальные биологические комплексы, которые включают растительность и животные организмы;
  • территории, которые используются при выполнении международных обязательств и условий международных договоров;
  • редчайшие геологические образования;
  • земельные территории, которые используются для проведения научных и исследовательских работ и находятся в собственности соответствующих учреждений.

Правовой режим особо ценных земель

Режим особо ценных земель, установленный земельным законодательством, предусматривает принятие пользователями, собственниками, арендаторами и владельцами необходимых мер по охране природных, культурных и исторических объектов на территориях, в пределах которых они локализируются.

Особо ценные земли, в пределах которых находятся биологические виды животных и растений, которые занесены в государственные или муниципальные Красные книги, подлежат изъятию для охраны и воспроизводства природных компонентов.

Законодательство предусматривает возможность создания специальных питомников или зоопарков для разведения редких видов.

Ценные природные и культурные комплексы могут разрушаться или транспортироваться при условии наличия соответствующего разрешения государственных или муниципальных органов. Любые исследовательские, мелиоративные или строительные работы, которые несут потенциальный риск объектам особо ценных территорий, должны согласовываться с компетентными учреждениями.

Земельные территории включают в себя такие участки, точный правовой статус которых не определяется из-за отсутствия соответствующего пункта в классификациях или подтверждающей законодательной базы. Такие участки земли могут признаваться территориями с особой ценностью и быть объектов установления особого охранного режима.

Категория особо ценных земель в составе земель сельскохозяйственного назначения

Сельскохозяйственные территории отличаются наличием особой целевой специализации, поэтому законодательством исключаются любые варианты нарушения правового режима и целевого предназначения. Однако данная категория также включает в себя особый класс – особо ценные земли в составе территорий сельскохозяйственного предназначения, которые имеют следующий состав:

  • ценные виды почвы и черноземов, которые отличаются повышенными плодородными свойствами;
  • территории опытных полей, которые используются для научных экспертиз и исследований;
  • территории, которые находятся в пользовании государственных и муниципальных агротехнологических предприятий;
  • торфяные залежи, которые расположены на значительной глубине или же находятся в осушенном состоянии;
  • участки, которые находятся в распоряжении научно-исследовательских и образовательных заведений;
  • территории, которые имеют значительное культурное и историческое значение для народов страны;
  • земли природно-заповедного, рекреационного значения, которые предусматривают особый природоохранный режим.

Отнесение таких территорий к классу особо ценных в составе сельскохозяйственных земель осуществляется на основании их природных качеств и плодородных свойств, а также с учетом возможности их применения для удовлетворения социальных и культурных потребностей населения. Стоит обратить внимание, что почва повышенного качества относится к особо ценным лишь при условии включения ее в состав сельскохозяйственных территорий.

Особо ценные земли в составе сельскохозяйственных территорий могут быть исключены из пользования на основании земельного законодательства и при условии согласования данного процесса с Правительством РФ.

Территории, которые представляют особую ценность в составе сельскохозяйственных участков, могут находиться в государственной, муниципальной собственности или же быть в распоряжении частных физических и юридических лиц. Земельное законодательство предусматривает возможность изъятия земельных участков из собственности, владения или пользования только при соблюдении законной процедуры.

Безвозмездное принудительное изъятие особо ценных категорий земель из состава сельскохозяйственных участков невозможно, так как осуществляется лишь на основании договора, при условии выплаты материального возмещения и утраченной выгоды, а также в форме выкупа для удовлетворения общественных потребностей.

Сохранение особо ценных земель

Земельное законодательство констатирует приоритет сохранения особо ценных земель, который полностью запрещает и исключает возможность изменения целевой специализации данных территорий. Сохранению земель особой ценности подлежат следующие виды территорий:

  • земли повышенной ценности, которые находятся в составе территорий сельскохозяйственного предназначения;
  • территории, которые включают в себя защитные лесные насаждения;
  • участки, на которых находятся уникальные природные комплексы;
  • земельные территории, в пределах которых находятся народные объекты культурного наследия.

Передовыми целями мер по сохранению земель повышенной ценности являются:

  • предотвращение возможного загрязнения химическими, техногенными или биологическими факторами, структурной деградации, снижения плодородных свойств и качеств почвы, порчи и уничтожения земельных территорий;
  • ликвидация всевозможных вредоносных факторов, а также последствий их воздействия;
  • обеспечение и контроль соблюдения правил целевого предназначения и порядка использования территорий с особой ценностью;
  • восстановление плодородных свойств на ценных территориях, которые включены в состав земель сельскохозяйственного предназначения.

Таким образом, процесс сохранения и защиты территорий с повышенной ценностью заключается в активной деятельности органов государственной и муниципальной власти, а также физических и юридических лиц, которая направлена на сохранение земли, природных объектов и культурно-исторических комплексов. В данном случае земельные участки рассматриваются не только как основной природный ресурс государства, компонент окружающей среды, но и объект важного социального и культурного значения.

ПОНЯТИЕ ОСОБО ЦЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ РФ

В.А. ЕВСЕГНЕЕВ
Евсегнеев В.А., кандидат юридических наук.
Согласно ст. 100 ЗК РФ к особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность. Следовательно, в состав названных земель ст. 100 ЗК РФ включает объекты природы, имеющие не только ценное природное, но и культурное значение. В статье дается перечень этих объектов: типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций.
На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов возлагаются обязанности по их сохранению. Сведения об особо ценных землях должны указываться в документах государственного земельного кадастра, документах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных удостоверяющих права на землю документах.
При анализе содержания ст. 100 ЗК РФ обнаруживаются недостатки определения особо ценных земель. Прежде всего, перечисленные в ст. 100 территории и объекты не отграничены от других особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ). Так, «типичные или редкие ландшафты» могут охраняться в составе заповедников, так же как «сообщества растительных и животных организмов». Редкие геологические образования уместно охранять в составе памятников природы. Полигоны для научных исследований хотя и могут существовать отдельно, но чаще включаются в другие ООПТ. «Культурные ландшафты», если не уточнять их содержания, включают почти всю территорию страны, ибо они представляют пространства, на которых отражается хозяйственная, а также иная деятельность человека.
«Особо ценные земли» Земельный кодекс относит не к особо охраняемым природным территориям, а к более широкой категории «особо охраняемых территорий» (далее — ООТ). К ООТ он относит также земли историко-культурного назначения (ст. 99), земли рекреационного назначения (ст. 98) и земли природоохранного назначения (ст. 97), хотя в ряде случаев они близко соприкасаются с ООПТ или даже слабо отличимы от них. Отсутствие строгого разграничения между ООПТ и некоторыми другими ООТ следует отнести за счет недостаточной координации двух законов: ЗК РФ 2001 г. и ФЗ 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях». К сожалению, такие случаи известны и для других областей законодательства, регулирующего охрану природы и природохозяйственную деятельность . Это можно видеть на примере земель рекреационного назначения.
———————————
Игнатьева И.А. Экологическое законодательство России и проблемы его развития // Изд. МГУ, 2001.
Ценные земли примыкают к землям историко-культурного назначения, предусмотренным в ст. 99 ЗК РФ. По-видимому, состав ценных земель должен бы расширить признанный перечень земель историко-культурного назначения, но пока эта цель не достигнута. «Ценные земли», как они представлены в ст. 100 ЗК РФ, следует рассматривать как своеобразный правовой «резерв» для новых категорий ООПТ . Но будет ли этот резерв востребован в ближайшем будущем, пока не ясно.
———————————
Так, акты Республики Хакассии требуют охраны курганов, остатков древних поселений, валов, пещер и скал с нанесенными на них рисунками. См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2001. С. 362.
Рекреационные земли. В качестве таковых можно считать земли, где рекреация является главным видом пользования. Этим землям, близким к ООПТ, посвящена ст. 98 ЗК РФ. Она объединяет как земли, уже используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, так и предназначенные для этой цели, хотя в самом тексте статьи эта двойственность не так ясно выражена. Указанные земли включают «дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты». Смысл перечисления в законе всех этих объектов (к которым отнесены также пригородные зеленые зоны ) — исключить нецелевое их использование, воспрепятствовать возможным поползновениям на эти земли претендентов со стороны.
———————————
Согласно ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» зеленые зоны относятся к ООПТ. Таким образом, категория зеленых зон по этому Закону и Земельному кодексу не совпадает.
Надо полагать, что при составлении приведенного перечня «перед глазами законодателя» стояли как бы апробированные и официально утвержденные объекты рекреации; закон же придавал им определенный земельно-правовой статус. Но некоторые такие объекты могли не иметь должной апробации в качестве рекреационных (тем более что в законе такая процедура не предусмотрена). Поэтому их государственная регистрация в качестве рекреационных могла натолкнуться (или уже натолкнулась) на определенные трудности. Таким образом, к формулировке статьи 98 можно сделать тот упрек, что она не отличает фактических объектов рекреации от таких же объектов, но уже имеющих какую-то официальную апробацию. Так, ст. 98 не упоминает в качестве рекреационных объектов базы отдыха (которые имеют отдельные предприятия). Выходит, базы могут и не признаваться таковыми. Но если база отдыха будет именоваться кемпингом, то, согласно ст. 98, ее официальное признание в качестве объекта рекреации облегчится. Понятно, однако, что для признания объекта рекреационным нужны более веские основания, чем его «домашнее» название.
По опыту других стран в России можно ожидать создания частных или ведомственных кемпингов и других рекреационных объектов. Спрашивается, достаточно ли получения лицензии на туристическую деятельность в определенной местности для того, чтобы эту местность признать рекреационной территорией? Как быть с земельно-правовым статусом курортов, санаториев, если те начнут совмещать свою основную деятельность с обслуживанием отдыхающих (туристов) или вообще изменят профиль своей работы в эту сторону? Статья 98 ответов на эти вопросы не дает.
Не исключены случаи, когда рекреационное учреждение обанкротится, закроется. Спрашивается, будет ли утрачен при этом правовой режим его земель как земель рекреационных (особо охраняемых)? Кроме того, нельзя не учитывать, что практически в каждой местности есть «дикие» рекреационные участки, не имеющие официального статуса, но тем не менее играющие важную роль в жизни местного населения, а то и приезжающих туда отдыхать лиц. Эти участки заслуживают охраны независимо от того, располагаются на них какие-то рекреационные заведения и отведены они им или нет.
Понятно, что ст. 98 не могла охватить все эти вопросы, решение которых заслуживает принятия особого правового акта о природно-рекреационных землях, водах, пещерах (а не только об учреждениях, организующих загородный отдых, туризм и т.п. деятельность). Желательно, чтобы такой акт предусмотрел инвентаризацию земель, лесов и вод, используемых в рекреационных целях или пригодных для этого, имея в виду зарезервировать их по этому предназначению и оградить от нежелательного вторжения и трансформаций. Список таких земель в каждой местности может меняться. Например, для рекреационной деятельности во многих случаях подходят территории, подлежащие рекультивации. Как исключение, некоторые территории для рекреации могут быть потеряны — но для этих случаев желательно иметь особую процедуру, сводящую такие потери к минимуму.
Несомненно, что к составу рекреационных земель следует отнести и земли историко-культурного назначения (ст. 99 ЗК РФ), но с той оговоркой, что для рекреантов там могут действовать некоторые дополнительные правила и ограничения. Такие же оговорки уместны для ООПТ вроде заповедников, которые также не должны быть полностью закрыты для посетителей.
Земли, зарегистрированные в качестве рекреационных, должны не просто составлять отдельный учетный или налоговый реестр. Их зачисление туда должно составлять препятствие для нежелательной застройки. С этой целью резервирование этих (впрочем, как и других зарезервированных) земель должно быть подкреплено в законодательстве о капитальном строительстве — как в виде закона, так и в форме подзаконных строительных норм и правил (СНиП), которые традиционно разрабатывает и принимает Госстрой (в свое время СССР, а ныне РФ). Поскольку СНиПы обязательны для застройщиков, заказчиков и проектировщиков строительных объектов, строительных подрядчиков и иных лиц, задействованных в капитальном строительстве, запись в СНиПах относительно запрета на вторжение застройки на зарезервированные территории, в том числе зарезервированные для рекреации, была бы правовой гарантией их сохранения для предназначенной цели. Исключения из этого правила могли бы допускаться только по серьезным основаниям и только после выполнения специальных организационных процедур.
Поскольку резервирование земель уже фактически признано в законе относительно ООПТ, предлагаемый порядок автоматически будет охранять от нежелательных вторжений и застройки не только будущие парки, но также другие виды ценных природных территорий, где рекреация хотя и допускается, но не как господствующий вид пользования. Тем самым (как можно полагать) будут наведены правовые связи между отдельными типами особо охраняемых территорий, которые пока что разобщены в правовом отношении, но перечислены в главе XXVII ЗК РФ «Земли особо охраняемых территорий и объектов». При этом земли рекреационного назначения во многих случаях будут «налагаться» на земли иных категорий ООПТ, а равно на земли Гослесфонда, Водного фонда и некоторые другие. Такое положение надо признать в принципе допустимым, хотя оно потребует специальной планировки земель и вод «двойного назначения», а равно разработки их особого правового режима.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
«ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 28.09.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.03.1995 N 33-ФЗ
«ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ»
(принят ГД ФС РФ 15.02.1995)
ЗАКОН РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1
«ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»
Экологическое право, N 1, 2004

УЧАСТИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ НЕДР В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЛИЦЕНЗИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ «

Ценность земельного участка

Понятие «земельный участок» у многих ассоциируется с основой под возведение частного дома. На самом деле это понятие намного шире. Красивый земельный участок может сыграть существенную роль в жизни каждого человека. Правильное использование земли может дать отличные результаты. Об этом мы поговорим в данной статье.

Первое, что нужно сделать – это купить земельный участок в хорошем районе, с красивой природой и чистым воздухом. Сегодня купить землю в Подмосковье недорого вполне реально, самое главное найти хорошее предложение и своевременно на него отреагировать. Имея хороший участок земли, большинство людей мыслит стандартно: если есть земля, значит на ней нужно построить дом. Но использовать земельный участок можно не только для этой цели. К примеру, на нем вы сможете выращивать деревья, цветы, различные культуры. Кроме этого, земельный участок через несколько лет можно продать за более высокую цену, ведь ежегодно стоимость недвижимости в Подмосковье растет.

Какую ценность имеет земля?

Многих интересует вопрос: в чем же заключается ценность земельного участка? Давайте попытаемся разобраться в этом. Стоит отметить, что нельзя сравнивать такие понятия как «ценность» и «стоимость», так как стоимость земельного участка может быть невысокой, зато его ценность будет превосходить все пределы. Ценность земли зависит в первую очередь от ее целевого назначения. Различные земельные участки используют в различных целях. На участке можно выращивать овощи, возводить постройки, сдавать в аренду, разводить животных и т.п. Практически все эти варианты могут принести прибыль. Чем выше прибыль, тем будет выше ценность такого участка.

Что можно делать на земельном участке?

Как правило, на земельных участках строят дома. Вы можете, к примеру, построить на земельном участке дом, после чего продать его по выгодной цене. Если участок большой, на нем можно построить ферму и разводить скот, например, коров, коз, овец, кур, гусей и т.п. На них можно хорошо заработать, главное иметь желание и средства.

купить lvl брус цена

Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий

СТ 79 ЗК РФ

1. Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

2. Утратил силу с 5 января 2005 г.

3. Утратил силу с 5 января 2005 г.

4. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

5. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

6. Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Комментарий к Статье 79 Земельного кодекса РФ

Комментируемая статья закрепляет особый статус сельскохозяйственных угодий как наиболее плодородных земель. Такое приоритетное значение сельскохозяйственных угодий подчеркивается необходимостью обеспечения их особой охраны, а также принципом использования исключительно по целевому назначению. Подобный подход во многом демонстрирует наследование принципов законодательства советского периода <1>.
———————————
<1> В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РСФСР от 1 июля 1970 г. (Ведомости ВС РСФСР. 1970. N 28. Ст. 581) специальной охране подлежали сельскохозяйственные угодья, особенно орошаемые и осушенные земли.

В литературе встречается мнение, что принципиальными отличиями сельскохозяйственных угодий от несельскохозяйственных являются порядок установления и содержание их правового режима <1>. Данный довод находит свое подтверждение в законодательстве. Так, согласно ч. 6 ст. 36 ГрК РФ для сельскохозяйственных угодий градостроительный регламент не устанавливается. Использование таких земельных участков должно определяться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч. 7 ст. 36 ГрК РФ). Вместе с тем до настоящего времени специальный федеральный закон, определяющий порядок использования сельскохозяйственных угодий, не принят. Однако в отсутствие соответствующего правового регулирования на федеральном уровне образовавшийся правовой пробел в отдельных случаях восполняется региональным законодательством <2>.
———————————
<1> См.: Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. Волгоград: Альянс, 2006. С. 365.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 г. (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 4 июня 2014 г.) указано, что до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности. При этом сделан вывод, что изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Законодателем установлен приоритет в использовании сельскохозяйственных угодий, что указывает на то, что сельскохозяйственные угодья составляют часть земель сельскохозяйственного назначения, используемую для производства сельскохозяйственной продукции <1>. При этом следует обратить внимание, что само по себе определение сельскохозяйственных угодий в комментируемой статье не приводится, поскольку законодатель данное понятие раскрывает с применением метода перечисления видов таких угодий, к которым относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.). В связи с этим в литературе не только отмечается необходимость закрепления на законодательном уровне понятия «сельскохозяйственное угодье» <2>, но и предпринимаются попытки его сформулировать <3>.
———————————
<1> См.: Левахин В.Г., Бакирова Р.Т. Понятие и сущность сельскохозяйственных угодий как объектов гражданских прав // Право и политика. 2007. N 11.

<2> См.: Голышев Н.А. Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения // Адвокатская практика. 2010. N 2.

<3> Крассов О.И. Юридическое понятие «земельный участок» // Экологическое право. 2004. N 2.

Одним из законодательных инструментов, направленных на сохранение сельскохозяйственных угодий, является ограниченный перечень случаев, при которых допускается перевод сельскохозяйственных угодий в земли иных категорий (ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает возможность формирования субъектами Российской Федерации перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается. При этом субъектами Российской Федерации при формировании подобных перечней зачастую перечисляются конкретные земельные участки <1>, а в отдельных случаях указываются и их обобщающие характеристики <2>. В частности, в такие перечни могут быть включены и земельные участки, находящиеся в частной собственности. Так, Определением Верховного Суда РФ от 19 марта 2014 г. N 53-АПГ14-1 <3> были признаны необоснованными требования собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения в части включения данного земельного участка в перечень особо ценных сельскохозяйственных угодий, утвержденный Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», в связи с тем, что, принимая этот Закон, субъект Российской Федерации действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
———————————
<1> См., напр.: Указ губернатора Оренбургской области от 30 июля 2013 г. N 755-ук «О перечне особо ценных земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области» // Оренбуржье. 2013. 8 авг. N 125; Закон Пермского края от 11 февраля 2008 г. N 195-ПК «О перечне земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в Пермском крае» // Собрание законодательства Пермского края. 2008. 31 марта. N 3.

<2> См., напр.: Закон Ивановской области от 31 декабря 2002 г. N 110-ОЗ «Об отнесении земель сельскохозяйственного назначения к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям» // Собрание законодательства Ивановской области. 2003. 31 янв. N 2 (212); Закон Курской области от 11 февраля 2010 г. N 2-ЗКО «Об особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях на территории Курской области» // Курская правда. 2010. 18 февр. N 17, 18.

Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50% и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 комментируемой статьи, в другую категорию не допускается, за исключением следующих случаев:

— установление или изменение черты населенных пунктов;

— строительство дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

— выполнение международных обязательств Российской Федерации, обеспечение обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

— добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

Таким образом, провозглашенное в ЗК РФ утверждение о невозможности использования особо ценных земель сельскохозяйственного назначения для иных целей имеет свои исключения, предусмотренные Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в связи с чем можно утверждать об имеющемся несоответствии вышеуказанных положений законодательства.

Комментируемая статья также упоминает о возможности использования земельных долей. Такое использование осуществляется по правилам, предусмотренным Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», положениями которого предусматривается, что земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу указанного Закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. В частности, данным Законом установлены особенности совершения сделок с земельными долями (ст. 12) и порядок образования земельных участков в счет земельных долей (ст. ст. 13, 13.1).

BzBook.ru

87. ОСОБО ЦЕННЫЕ ЗЕМЛИ

К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).

Особо ценными землями могут считаться, например, типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций. К редким ландшафтам относят земельные участки живописных местностей, к культурным ландшафтам – старинные парки, аллеи, скверы и т. п.

К особо ценным землям могут также относиться земли, имеющие историческое или культурное значение, например земли с Домом Павлова (оборонительный рубеж Сталинградской битвы).

На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.

Законодательством регулируется особый порядок использования земельных участков из особо ценных земель. Перемещение, изменение или уничтожение объектов, служащих основанием для объявления земель особо ценными, должно осуществляться с особого разрешения компетентного органа в зависимости от значения указанных объектов. Граждане и юридические лица, получившие такое разрешение, обязаны обеспечить соблюдение условий, предусмотренных в разрешении.

Работы, проводимые на особо ценных землях, которые могут создавать угрозу расположенным на этих землях объектам, также должны осуществляться по согласованию с соответствующими органами и после осуществления мероприятий по обеспечению сохранности этих объектов. Граждане и юридические лица в случае обнаружения в процессе работ археологических и других объектов, представляющих особую ценность, обязаны приостанавливать дальнейшее проведение работ и сообщить об этом в соответствующие государственные и муниципальные органы.

Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое научное, историко-культурное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной, запрещается.

Земельные участки, относящиеся к особо ценным землям, у их собственников, пользователей, владельцев и арендаторов не изымаются. При этом на собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.

Следует отметить, что Земельный кодекс не уточняет, какими органами и в каком порядке участкам придается статус особо ценных земель, каков порядок их использования, определения их границ, как осуществляется охрана особо ценных земель.

Сведения об особо ценных землях должны указываться в документах государственного земельного кадастра, документах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных удостоверяющих права на землю документах.

88. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом РФ и лесным законодательством.

Правовой режим земель лесного фонда обусловлен правовым режимом расположенных на них лесов. В соответствии с Земельным кодексом РФ к отношениям по охране лесов применяется лесное законодательство. Лесной кодекс РФ устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как экологической системе или природном ресурсе.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Лесное законодательство регулирует лесные отношения, т. е. распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд, и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью. Лесное и земельное законодательство регулирует отношения в сфере использования и охраны земель лесного фонда. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с положениями лесного законодательства о лесоустройстве.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в аренду, безвозмездное срочное пользование – гражданам.

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.

К земельным отношениям лесное законодательство применяется, когда эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

89. ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА

Землями водного фонда являются:

– покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

– занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков. В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом РФ и водным законодательством.

В соответствии с Водным кодексом РФ воды являются важнейшим компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом. Объектом водных отношений признается водный объект или его часть. Под водным объектом понимаются как поверхностные воды и земли, покрытые ими, так и сопряженные с ними дно и берега водного объекта. Поэтому регулирование водных отношений тесно связано с регулированием земельных отношений. Водные объекты используются и охраняются как основа жизнедеятельности народов, проживающих на территории РФ, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Водный фонд образует совокупность водных объектов, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр. Государственный водный кадастр – это свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях.

Взаимодействие земельного и водного законодательства можно рассмотреть относительно регулирования использования и охраны обособленных водных объектов. Объектами водных отношений, в частности, являются обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты – это замкнутые, небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие связи с другими поверхностными водными объектами.

Определение обособленного водного объекта важно для установления режима его использования. Так, в соответствии с Земельным кодексом РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры (обособленные водные объекты), в границахтерриторий общего пользования.

Собственники земельных участков вправе использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке пресные подземные воды, а также обособленные водные объекты (пруды, обводненные карьеры), также строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

Водные объекты находятся в федеральной собственности. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому, юридическому лицам, находятся в их собственности, если иное не установлено законами.

Не допускается отчуждение водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

90. ЗЕМЛИ ЗАПАСА

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель.

Земли запаса – это земли, основное целевое назначение которых еще не определено и которые не предоставлены гражданам и юридическим лицам. Землями запаса могут быть земли, одновременно отвечающие трем условиям:

1) земли должны находиться в государственной и муниципальной собственности;

2) земли не должны быть предоставлены гражданам и юридическим лицам;

3) земли не должны использоваться до их перевода в иные категории и последующего предоставления различным лицам. По существу, к землям запаса могут относиться только те земли, которым придается резервное значение. Целенаправленное использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию земель в соответствии с установленным порядком перевода земель из одной категорию в другую. При этом земли запаса могут использоваться для геодезических, геологосъемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и некоторых других исследований и изысканий. Законодательством предусматривается включение в земли запаса различных видов и категорий земель.

Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, 3 отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Согласно Положению о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, могут переводиться в земли запаса.

В соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации земель после проведения инвентаризации устанавливается возможность передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса. Так, из земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в РФ. Целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению органов земельного кадастра и на основе предложений казачьих обществ.

Согласно Положению о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования этот фонд создается за счет земель запаса. Фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев создается органами исполнительной власти субъектов РФ для жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских)хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

За счет земель запаса определенным категориям граждан могут выделяться участки в соответствии с Указом Президента РФ «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *