Отказ в предоставлении земельного участка

Содержание

Основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду

Отказ – отрицательный ответ от уполномоченных государственных органов, может быть обжалован. Но прежде чем идти и жаловаться, нужно проанализировать, был ли отказ в представлении земельного участка правомерным или противоречащим букве закона. Большое значение имеет основания приобретения земельного надела, а также наличие/отсутствие аукциона.

Без торгов

Собственник вправе отдать в распоряжение свои земли без проведения торгов. Владелец земли – государство, муниципалитет могут отдать земельные наделы в эксплуатацию без торгов в случаях:

  1. Вновь образованные земельные наделы, в отношении которых следует провести межевание, утвердить его проект.
  2. Наделы, в отношении которых направлена бумага о согласовании предоставления и уточнения границ.
  3. Земельные наделы, в отношении которых было издано постановление о разрешении их передаче в аренду.
  4. Земельные наделы, поставленные на кадастровый номер.

Собственник может отказать в передаче земли заинтересованному человеку или организации. Основания отказа четко прописаны в ст. 39.16 ЗК РФ. Они должны быть обоснованными. В частности:

  • с заявлением на участок обратился субъект, который не имеет права на получение надела без проведения аукциона;
  • заявление подано в отношении земельного надела, являющегося предметом договора;
  • земля передается для применения организацией, не относящейся к коммерческой деятельности под огородничество, ИЖС;
  • на земле стоят постройки, которые обременены правами третьих лиц;
  • заявка подана в отношении земли, исключенной из оборота.

Кроме того, не могут быть отданы:

  • резервные земли;
  • аукционные: относительно них уже существует заявка о том, что они будут переданы исключительно на торгах;
  • назначение земли не соответствует ВРИ, изложенному в заявке;
  • земли, превышающие допустимый размер;
  • наделы, принимающие участие в застройке площадей НП и т.д.

Это законные основания отказа в предоставлении земельного участка без торгов. Если граждане, ЮЛ не согласны с решением уполномоченных органов, они могут обжаловать его в судебном порядке. В этой ситуации обязанность доказывания незаконных действий или бездействий муниципалитета лежит на истце.

Пример отказа (случай из практики):

Гражданин Иванов подал заявку на получение надела в аренду. Но через определенное время получил отказ. Причиной отказа, как выяснилось, стало то, что целевое назначение земельного участка – угодье с\х назначения не соответствует тому, что хотел сделать на земле Иванов. Он планировал построить на земельном участке дачу.

Получив отказ, Иванов не успокоился. Он обратился в суд. Написал исковое заявление. Но суд признал действия местной администрации законными. Так как целевое назначение земельного надела не соответствовало тем задачам, которые ставил перед собой истец, в удовлетворении его заявления было отказано.

Выводы:

  1. Для того чтобы передать участки земли в эксплуатацию без торгов, собственник – государство или муниципалитет, обязаны соблюдать основания передачи по ЗК РФ.
  2. Если причины передачи отсутствуют, то земля передается только через торги.
  3. При наличии обстоятельств, не позволяющих передать землю, последует отказ. Причины указаны в ЗК РФ.

Как оформляется отказ

Если местная администрация приняла отрицательное решение в отношении предоставления земли, оно должно быть оформлено надлежащим образом. От своего имени орган власти издает постановление, в котором соблюдает реквизиты:

  • справа пишется номер постановления, населенный пункт;
  • в центре указывается сам отказ, причем с идентификационными характеристиками земельного участка, в отношении которого была подана заявка;
  • фабула постановления;
  • решение об отказе;
  • дата и подпись уполномоченного органа.

Любой отказ обжалуется. Недовольный претендент, которому отказали, может пойти двумя путями: написать жалобу в администрацию или в иск суд.

Обращение в администрацию

Пишется жалоба на вышестоящего начальника. В документ необходимо изложить ситуацию, а также причины, заставившие человека написать жалобу. Например, в результате обращения претендент получил отказ. Он считает его необоснованным и незаконным. В подтверждение своих требований гражданин обязан ссылаться на статьи законов, которые, по его мнению, подтверждают правоту. Если на письмо, поступившее от заинтересованного гражданина, не было никакой реакции, либо жалоба осталась без удовлетворения, он может обратиться в суд.

Рассмотрение жалобы происходит в срок. Примерно 14 дней необходимо для того чтобы проверить факты, изложенные в этом документе.

Обращение в суд

Истец – организация или гражданин подают исковое заявление. В нем заявитель описывает, что администрация района отказала в предоставлении земельного надела. В иске заявитель указывает и разъясняет суду о том, как происходит процесс подачи заявки на земельный участок, а также рассказывает, каким образом он хотел пользоваться земельным наделом. В просительной части иска, заявитель просит суд обязать местную администрацию предоставить участок. Суд, рассмотрев обстоятельства дела, удовлетворяет иск или отказывает в этом действии. Если суд решится в пользу гражданина, местная администрация будет вынуждена передать ему участка. Отказ суда в удовлетворении заявления от истца основывается на верной позиции местных органов власти и обоснованности принятого ими первоначального решения о том, что конкретный участок не может быть предоставлен. Решение суда также обжалуется. Срок – 30 дней с момента принятия мотивированного решения.

Когда судья выносит решение по делу, он обязательно принимает во внимание следующие его обстоятельства:

  • имел ли уполномоченный орган полномочия на отказ в предоставлении земельного надела;
  • была ли соблюдена процедура принятия решения: сроки, порядок, формат;
  • находится ли решение уполномоченного органа в соответствии с требованиями законов.

Если суд выявит в действиях местного органа власти хоть один факт нарушения российского закона, то исковое заявление гражданина может быть удовлетворено. Это действие судебной инстанции накладывает на местную администрацию обязанность по предоставлению земельных участков.

Для чего нужна жалоба на местные органы власти? Это соблюдение претензионного порядка, то есть досудебного урегулирования спорного правоотношения. В N21 ФЗ от 2015 года рассмотрены случаи, когда его соблюдение обязательно. Суть дальнейшего обжалования состоит в том, чтобы подать исковое заявление по правилам главы 22 КАС. Заявитель обязан подробно изложить процесс получения земельного надела, свои цели, для реализации которых планируется использование земли, а также просит предоставить указанную территорию. К иску прилагается отказ в предоставлении земельного надела, а также квиток — 300 рублей за предоставление государственной услуги.

Необоснованные отказы

Не секрет, что не в каждом случае местная администрация работает идеально. Судебная практика по рассматриваемым вопросам собрала причины отказов, которые изначально необоснованны:

  1. Заявленный участок земли располагается в красных линиях. Это понятие означает границы земель общего пользования, а также границы земель с линиями ЛЭП, связи, автодорогами, трубопроводами, железнодорожными путями.
  2. Нахождение земельного участка в пределах границ, относящихся к природному комплексу.
  3. Расположение надела в границах земель, которые в дальнейшем станут особо охраняемыми зонами.

Отказ в выкупе земли и предоставлении его в собственность

Если претендентам отказывают на торгах, это вполне законно. По правилам проведения аукциона, в нем должны принять участие хотя бы два претендента. Выиграет тот, кто сможет предложить за участок максимальную сумму. Поэтому, если остальные претенденты не смогли выиграть, то им отказывают в выкупе земельного участка. Расходы, которые они понесли в результате проведения торгов, возвращаются обратно, на их банковский счет. Делается это за несколько дней.

Владельцы недвижимого имущества (юридические лица или граждане) могут рассчитывать на выкуп земельного надела у местной администрации, если их недвижимость стоит на нем. Это право дано ЗК РФ, а также N178-ФЗ от 2001 года. Собственники недвижимости имеют преимущества перед арендатором.

Земельные угодья выступают ценностью для представителей власти. Сотрудники местной администрации не всегда охотно расстаются с землей. Поэтому могут создавать искусственные помехи в выкупе. Вместе с тем, ЗК РФ в статье 39.16 содержит причины отказа в выкупе, список носит исчерпывающий характер. Если муниципалитеты, несмотря на это, решили обойти закон и действовать по- своему, в целях защиты своего права предприниматель и любое заинтересованное лицо может обратиться в суд.

В обязанности суда входит всестороннее рассмотрение спорного вопроса. Если судебная инстанция отказывает, то с большой вероятностью, действия местной администрации носили законный характер. Например, не удовлетворение иска происходит по причинам:

  • участок, который требуется, уже предоставлен другому лицу на режиме бессрочного пользования;
  • земельный надел выставлен на торги;
  • обозначенный в исковом заявлении участок земли является зарезервированной территорией, предназначенной для нужд государства и муниципальных органов;
  • земельный участок – предмет спорного правоотношения, изъят из оборота.

Преимущественный выкуп

При обращении в суд имеет значение категория граждан, которые стали истцами и оспаривают решение местной администрации. В частности, в процессе суд может принять сторону заявителя, если он:

  • долго арендовал участок земли;
  • участок арендовался многодетной семьей;
  • истец относится к льготной категории граждан;
  • заявитель – наследник земельного надела или имеет право на предоставление его части.

Если суд принял сторону истца, то последнему необходимо заключить несколько соглашений для официального оформления земельного надела в собственность. Это сам договор купли-продажи с заверением нотариальной формы, уплата аванса за покупку земли (составление об этом соглашения), а также оформление государственного акта.

Претендент на получение земельного участка (ЗУ), от администрации населённого пункта, должен подать заявление уполномоченному лицу и приложить пакет документации. По усмотрению административной комиссии, в ответ на поданное заявление может прийти положительный ответ. Иногда муниципалитет отвечает отказом. В статье рассмотрены возможные причины такого отказа и способы его устранения.

Основания для отклонения в пользовании наделом земли

Если заявитель претендует на приобретение надела, принадлежащего местной администрации, без проведения торгов, то ему следует подать заявление в департамент по землеустроительным работам.

Это заявление будет рассматриваться административной комиссией на публичных слушаниях, по нему примется соответствующее решение.

Чтобы решение было положительным, заявителю потребуется собрать пакет документации, которая отражает текущие обстоятельства, позволяющие ему получить землю без участия в торгах. Эти же причины следует указать в заявлении. На усмотрение уполномоченной комиссии по заявлению будет принято положительное или отрицательное решение.

Основания для отказа в пользовании земельным участком должны соответствовать нормам статьи 39.6 ЗК РФ. В них входят следующие причины:

  1. Лицо, претендующее на приобретение ЗУ без участия в торгах, не имеет такого преимущества.
  2. Указанный в заявлении надел уже передан третьему лицу на правах постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения. Кроме случаев обращения в муниципалитет правообладателя участка.
  3. Указанный в заявлении надел принадлежит садовому товариществу или иному НКО, объединившему землевладельцев. Кроме случаев, когда с заявлением обратился член товарищества.
  4. Указанный в заявлении участок выделяется по программе освоения земель под ИЖС. Кроме случаев обращения с заявлением члена, входящего в НКО, занимающееся освоением земель. Или – учредителя такого НКО.
  5. На участке расположено капитальное строение, в том числе – незавершённое, принадлежащее физическому или юридическому лицу, или – местному исполкому. Кроме случаев, когда обратился владелец строения.
  6. ЗУ изъят из оборота или ограничен в обороте.
  7. ЗУ зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.
  8. В зоне расположения надела планируется проведение работ федерального или муниципального значения.
  9. Массив, в который входит данный ЗУ, выставлен на аукцион, информация о лотах была размещена согласно правилам аукциона.
  10. Сведения о кадастровых и технических характеристиках не совпадают с фактическим положением дел.

Внимание: Определённая часть земель в Субъектах РФ должна отводиться под предпринимательство и предоставляться только лицам, участвующим в программе поддержки малого и среднего бизнеса согласно Закону № 209-ФЗ от 24.07.07 г.

Причины для отвода в предварительном согласовании

Согласно положениям законодательства, отказ в предоставлении земельного участка может последовать без рассмотрения на публичных слушаниях, на этапе предварительного согласования.

В этом случае он должен опираться на нормы статьи 39.15 ЗК РФ. Отказ может последовать при наличии одного из ниже перечисленных обстоятельств:

  1. Категория земель в массиве, целевое назначение и вид разрешённого использования ЗУ, не соответствует целям заявителя.
  2. Правоспособность лица, подавшего заявление, не соответствует нормам законодательства.
  3. Отсутствие надлежащего оформления земель администрацией.
  4. Отсутствие в заявлении необходимых сведений, или их несоответствие.
  5. Наличие технических или юридических ошибок при составлении заявления.
  6. Необходимость уточнения границ ЗУ, иные процедурные недочёты.
  7. Отсутствие гражданства РФ и прописки в населённом пункте по месту расположения ЗУ.

Для выдела ЗУ потребуется сформировать схему выделяемых участков. Без схематического плана, оформленного на бумажном носителе и утверждённого главой исполкома, выдел ЗУ недопустим. Участки обязательно должны пройти межевание.

Оформление отрицательного решения административной комиссией

После передачи заявления и пакета прилагаемой документации, материалы рассматриваются на предварительном согласовании не дольше 5 дней. Если этап предварительного согласования предоставления земельного участка пройден, пакет документации передаётся на рассмотрение административной комиссии. Если нет – он возвращается заявителю с приложением мотивированного решения об отказе.

Согласно нормам п.17 статьи 39.15 ЗК РФ, такой документ должен быть составлен в письменном виде, быть обоснованным и содержать исчерпывающий перечень причин, повлекших отказ. В нём обязательно должны быть указаны следующие сведения:

  1. Реквизиты принятого от гражданина заявления с перечнем приложений.
  2. Сведения о лице, ответственном за принятый отказ от рассмотрения, с указанием должности, фамилии и инициалов.
  3. Сведения о заявителе, которому адресован документ.
  4. Причины отказа в принятии заявления в производство.
  5. Дата составления, подпись исполнителя и руководителя земельного отдела администрации.

Скачать образец отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка

Если оно двинулось дальше, то вопрос будет рассматриваться административной комиссией на публичных слушаниях. Заявитель может узнать дату назначения слушаний и явиться на заседание. По факту рассмотрения его вопроса будет вынесено решение комиссии, оформленное протоколом. Его выдадут в форме выписки из протокола по вопросу, касающемуся заявителя.

Справка: Документ с отказом выдаётся только в руки заявителю под роспись, при предъявлении паспорта.

Обжалование незаконной резолюции — пошаговая инструкция

Обжаловать отказ заявитель может после получения выписки из решения комиссии или на основании справки об отказе, представленной на этапе предварительного согласования. Аргумент обжалования должен опираться на положения статей 39.14—39.17, 64 ЗК РФ, при ненадлежащем или неубедительном объяснении причин отказа. То есть, заинтересованное лицо, претендующее на ЗУ, обязано:

  • опровергнуть основания отказа, указанные в документе;
  • доказать, что его права были нарушены неправомерным отрицательным решением;
  • подтвердить своё законное право на получение ЗУ.

Обжаловать незаконную резолюцию можно в администрации населённого пункта или в суде.

Ходатайство с жалобой в соответствующую инстанцию

Администрация – первая инстанция, в которую требуется обращение заявителя, так как суд рассматривает только те вопросы, которые не смогли урегулировать на предшествующих этапах досудебной процедуры.

Заявление пишется на имя уполномоченного сотрудника администрации, в зависимости от статуса населённого пункта. Им может быть глава районной, городской администрации или заместитель областного исполкома. В жалобе указывают:

  1. Основания, по которым гражданин претендовал на предоставление ЗУ и основания полученного отказа.
  2. Дата рассмотрения вопроса на публичных слушаниях или дата подачи заявления, если оно не прошло предварительное согласование.
  3. Нормы законодательства, с указанием законов Земельного и Гражданского кодексов, которые были нарушены при принятии неправомерного отрицательного решения.
  4. Нормы законодательства, которыми должно было руководствоваться уполномоченное должностное лицо или комиссия, принимающая решение.
  5. Лаконичное описание ситуации, краткие пояснения.
  6. Подпись, дата.

Скачать образец жалобы на отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка

На полученную жалобу должен поступить ответ. Он также составляется в развёрнутом виде, с убедительными доказательствами и ссылкой на статьи закона. Если и здесь принято решение об отклонении заявления, то дальнейшее рассмотрение вопроса возможно только в суде.

Если администрация отказывает в предоставлении земельного участка, то нужно обратиться в суд в течение 10 дней после получения отрицательной резолюции в ответ на поданную жалобу. Если за этот период обращение в суд не произойдёт, то принятое администрацией решение о неполучении заявителем надела, вступит в силу.

Важно: Если этот срок пропущен по объективным уважительным причинам, его можно восстановить, подав заявление в суд и приложив документ, подтверждающий причину пропуска.

В какой судебный орган обратиться, если администрация отказывает?

Вопросы о решении дел, направленных на обжалование решений администрации, решаются согласно нормам статей 218 – 224 Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ.

К этим вопросам также применяются общие нормы Гражданско-правового кодекса (ГПК) РФ, касающиеся искового производства. Исходя из данных положений, обращаться следует в районный или городской суд по месту расположения административного органа, неправомерно отказавшего заявителю в законной просьбе.

Составление истцом заявления

Исковое заявление составляется по нормам статьи 131 ГПК РФ и состоит из следующих базовых элементов:

  • «шапки»;
  • наименования документа;
  • осведомительной части;
  • просительной части;
  • даты, подписи и перечня приложений.

В «шапке» указывают наименование суда, в который подаётся иск. Ниже, столбиком указывают сведения о судье, принявшем иск, и о сторонах: истце и ответчике. Наименование документа будет следующим: «Административное исковое заявление о принятии неправомерного решения администрацией».

Справка: В названии документа следует указать наименование муниципального органа. А в сведениях об ответчике – должностное лицо, ответственное за принятие решения.

Основные сведения даются в осведомительной части. Они аналогичны тем, которые вносились в жалобу для администрации. Но здесь дополнительно излагаются претензии к администрации, которые основаны на неправомерном решении исполкома поддержать решение об отказе. Если рассматривать базовые позиции этой части, то они могут заключаться в следующем:

  • когда была подана жалоба в администрацию;
  • чем мотивировано её отрицательное решение по вопросу;
  • какие нормы законодательства были нарушены или не разъяснены;
  • почему истец считает, что его права нарушены.

Далее идёт просительная часть, в которой формулируется прошение о том, чтобы суд обязал муниципалитет выделить истцу участок на законных основаниях, с указанием кадастровых характеристик ЗУ. В завершение ставится дата и подпись, даётся перечень приложений.

Приложение документов

На основании статьи 132 ГПК РФ к исковому заявлению прилагается пакет документации. Входящие в него документы являются приложениями и вносятся перечнем в исковое заявление. В него должно войти:

  1. Документация, подтверждающая право получения надела без торгов (свидетельство многодетной семьи, справка об инвалидности и иные подтверждения льгот).
  2. Отказ от предоставления ЗУ в форме выписки из протокола заседания комиссии или результатов предварительного согласования.
  3. Копию жалобы, поданной в администрацию.
  4. Выписка из административного решения.
  5. Квитанция об оплате пошлины в суд.

Важно: Если вместо лица, претендующего на получение надела, действует его представитель, то у него должна быть нотариально удостоверенная справка с перечнем действий, которые он уполномочен совершать.

Расходы за подачу иска

Расходы на госпошлину уплачиваются истцом. В случае принятия судебного решения в его пользу, он может просить суд обязать ответчика выплатить расходы по госпошлины. Но в данном случае они невелики, так как иск носит неимущественный характер. Согласно нормам п. 2.2 статьи 333.21 НК РФ, для физических лиц они составляют 300 рублей.

На нашем сайте вы также найдете публикации, рассказывающие о правилах пользования землей общего пользования, утрате права пользования участком, а также узнаете что такое государственный акт на право пользования землей.

Условия и порядок добровольного освобождения лица от права пользования на ЗУ

Законодательство предусмотрело также право лица на добровольный отказ от пользования земельным участком, который принадлежит ему на правах:

  • аренды у муниципалитета;
  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненно наследуемого владения.

Нормы законодательства, допускающие отказ от ЗУ, обозначены в статье 53 ЗК РФ.

Здесь указано, что владелец надела может подать в администрацию заявление с отказом от ЗУ. Или – совершить иные действия, подтверждающие отказ от земельной собственности и дающие муниципалитету право изъять неиспользуемый участок.

После изъятия земли или отказа от неё, восстановить свои права на участок практически невозможно – он переходит в собственность администрации.

Справка: Изъять бесхозяйную землю местный муниципалитет может только по решению суда.

Существуют прецеденты, когда исполкомы предлагают многодетным семьям земли, не пригодные к освоению. Отказ от таких участков они требуют оформить заявлением. Эти действия неправомерны, так как претендент на участок может продолжить ждать, когда освободится или будет выделяться земля, которая его устроит по своим качествам.

Если гражданину отказали в получении ЗУ без участия в торгах, он может подать жалобу в администрацию населённого пункта, которому принадлежит земельный массив. Если администрация не встала на его сторону, то оспорить её решение можно в суде. Иск подаётся в суд того населённого пункта, где располагается земельный массив, которым распоряжается отказавшая истцу администрация.

Все самое важное о предоставлении земельного участка в аренду: законы, сроки, порядок

Аренда земли – это один из наиболее удобных вариантов получения участка не только в пользование, но и во владение в дальнейшем.

Предоставленную землю можно использовать для личных нужд, сдать в субаренду, а также, при соблюдении определенных условий, выкупить.

Каков порядок, сроки, причины отказа в предоставлении земельного участка в аренду для физических и юридических лиц, рассмотрим в статье.

Что это такое?

Предоставление земельного участка государством в аренду юридическим, физическим лицам – процесс передачи имущества для конкретных целей (огородничество, садоводство, строительство и т.д.).

Действие осуществляется на основе договора, в котором фиксируются целевые назначения, условия, права, обязанности обеих сторон.

Аренда предоставляется на короткий и длительный сроки. Причины расторжения соглашения одной из сторон должны быть обоснованы, зафиксированы в договоре. Оговариваются требования, соблюдение которых может стать основанием для дальнейшего выкупа объекта договора.

Порядок предоставления земли административными службами, государством регулируется нормативными актами. Основным источником земельного права является «Земельный кодекс РФ». ЗК РФ «О предоставлении земельных участков в аренду» (статья 39.6).

Какие наделы дозволено и запрещено сдавать, кто их может получить?

Арендовать участок земли доступно вне торгов и в процессе проведения аукционов. Вне торгов заключить договор аренды имеют право фермеры, граждане РФ. Юридические лица на основании распоряжения, указа Правительства страны.

Земля выдается:

  1. Для развития коммунальных, транспортных предприятий.
  2. Коммунально-бытовым организациям.
  3. С целью реализации инвестиционных проектов в согласии с законодательством.
  4. Для постройки зданий, помещений, комплексного строительства.

Получить в арендное пользование землю доступно в случае отсутствия противоречия законодательству. Право пользования дает возможность эксплуатации объекта по усмотрению арендатора.

При этом не подразумевается возможность права собственности, а действия не должны противоречить закону и пунктам договора.

Передаче в аренду подлежат земельные участки, соответствующие требованиям и нормативам:

  • свободные территории, находящиеся на удаленном расстоянии от промышленных предприятий;
  • географическое (геологическое) положение зоны позволяет вести строительство;
  • для сельского хозяйства участки обладают необходимой степенью плодородия;
  • масштаб территории соответствует нормативам строительства дома.

Размеры земельных участков определяются с учетом факторов, отмеченных арендатором:

  1. Ведение огороднического хозяйства предусматривает масштаб земли – приблизительно 2 сотки.
  2. Для животноводства он не должен быть меньше 15 соток.
  3. Индивидуальное жилищное строительство осуществляется на территории размером от 3-х соток.

В каждом отдельном регионе существуют конкретные нормативы размеров участков, которые следует уточнять.

Не подлежат аренде земельные участки в следующих случаях:

  • заповедные зоны;
  • местности с редкой флорой;
  • парки, признанные национальными;
  • закрытые места, курируемые административными организациями;
  • местности, на которых предусмотрена атомная промышленность;
  • зоны функционирования силовых министерств;
  • территории, предназначаемые для захоронения.

Территории, на которых располагаются лесные массивы, невозможно приобрести в частную собственность после аренды. В этом случае запрещена и субаренда.

Свободные земли, включая предназначенные для сельского хозяйства, разрешены для передачи арендаторам.

Юридическим лицам запрещено арендовать участки вне торгов, если другое не предусмотрено указанием Правительства РФ.

Земля передается без аукционов в пользование фермерам и гражданам. Целевое назначение: ведение подсобного хозяйства, индивидуальное строительство в пределах фермерского или крестьянского хозяйства.

Граждане имеют право выбора подходящего участка, приобретения его в аренду соответственно законодательству.

Целевое назначение земель

Физические, юридические лица, являясь гражданами страны, имеют право получить в аренду участки с конкретными намерениями. Существуют некоторые различия между арендой физическими и юридическими лицами.

Арендовать землю граждане (физлицо) могут в следующих целях:

  1. Ведение хозяйства. Объект ограничен определенным населенным пунктом. Нельзя пользоваться им вне границ города, поселка, села и пр..
  2. Садоводство (дачное хозяйство). Строительство дома на дачном участке дает право регистрации.
  3. Фермерская деятельность.
  4. Сельское хозяйство.
  5. Возведение жилого объекта. Возможность построить дом, коттедж для проживания.

Приобрести в аренду землю под строительство гостиничного комплекса, торговых и других коммерческих построек доступно только на торгах.

Понятие «дачное хозяйство» в настоящий момент не существует (его исключили из законодательства). Дача приравнивается к садовому хозяйству.

Первоочередное право получения аренды регламентируется региональным, федеральным законами. Оно не предусматривает строительство дома на данном участке. Аренда земли под строительство с последующим выкупом обходится дешевле приобретения в собственность.

Владение на основании купли-продажи не всегда гарантирует защиту от изъятия. Чаще экономичнее выбор долгосрочной аренды с доступностью дальнейшего выкупа.

Юридические лица могут стать участниками торгов, приобрести участок в аренду под коммерческую деятельность. В процессе приобретения территории, в распоряжение попадают объекты в ее границах. К ним относятся всевозможные постройки, гаражи и т.д.

Во время регистрации требуется оплата государственной пошлины за каждый из объектов. Условия их эксплуатации оговариваются в пунктах договора.

Назначение участков земли, приобретаемых юридическими лицами:

  • возведение многоэтажного жилого дома, коттеджей на продажу, нежилых построек;
  • строительство торговых центров, магазинов;
  • проектирование развлекательных центров;
  • строительство гостиничных комплексов, баз отдыха, ресторанов;
  • открытие предприятий, заводов, цехов;
  • создание коммунальных и других хозяйств;
  • огородничество, пчеловодство, садоводство;
  • проведение различных оздоравливающих мероприятий;
  • благоустройство, озеленение поселков, городов;
  • создание служб, обеспечивающих газопровод, водопровод и т.д.;
  • обеспечение инвестиционных компаний;
  • животноводство, сельское хозяйство;
  • реконструкция зданий;
  • завершение строительства.

Целевое назначение земли должно быть прописано в договорном документе. Арендатор обязан неукоснительно соблюдать все пункты.

Ограничения, предусмотренные законом, применяются индивидуально к определенным арендаторам. В соответствии с законодательными требованиями.

Решение

Сроки аренды земли могут быть различными, в диапазоне от года до 50 лет. Для возведения дома существует срок – от 3-х до 10 лет. Огородом можно пользоваться год и более. Сельское хозяйство разрешено вести в течение 10 лет. Без права возведения построек.

После оформления права собственности на возведенный объект, можно приобрести арендованный участок на основе льгот. Не исключено продление аренды.

Если по окончанию периода аренды срок не продлен по договору, либо не выкуплен участок, он может быть выставлен на торги.

Чтобы получить землю у государства, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Приобретение справки у местного комитета о том, что наделом не владеют третьи лица, на ней нет построек.
  2. Получить план участка, кадастровый паспорт, провести межевание участка для постановки на кадастровый учет (кадастровая служба).
  3. Составление письма-заявления с уведомлением, с прошением предоставить надел.
  4. Написание заявления в земельный комитет для аренды участка.
  5. Получение распоряжения о праве на аренду.
  6. Подписание двухстороннего договора.
  7. Регистрация в уполномоченной организации.

При наличии более одного претендента на получение земли или в случае намерения дальнейшего выкупа аренда предоставляется через аукцион.

Для участия в аукционе требуется предоставить копию паспорта, ИНН, ЕГРЮЛ (ЕГРИЛ) — для юрлиц. Необходимо написание заявления на получение права допуска. Вносится требуемый задаток (прилагается квитанция).

Процедура нередко занимает немалый отрезок времени – до двух лет. Победителем выявляется лицо, готовое внести наибольшую сумму. Нередко в результате аукциона стоимость земли повышается в разы.

Чтобы получить надел, физическому, юридическому лицу нужно подать заявление на имя руководителя федерального органа исполнительной власти.

Если участок находится в распоряжении региональных властей, прошение подают в исполнительные органы. В муниципалитет заявление подается в случае, когда эта организация владеет наделом.

Выбрать объект доступно посредством объявлений, кадастровой карты. Требуемые документы оговариваются в договоре. После его подписания необходима регистрация в Росреестре.

Заявление о прошении предоставить надел рассматривают муниципальные, государственные органы, которым участок принадлежит.

Решение оформляется в письменной форме. Оно не должно противоречить законодательным правилам и нормам. Исход может сложиться в пользу просителя. Не исключены отказы.

Положительное

На основании положительного решения проводится государственная регистрация. От регистрации договора в Росреестре освобождены только граждане, подписывающие его на срок до 12 месяцев.

Решение либо постановление куратора администрации может иметь отличия в зависимости от региона. Основная важность состоит в предоставлении права аренды.

В первую очередь в постановлении указано основание предоставления надела (законодательная база).

Затем описывается решение, включающее сведения:

  • ограничение территории;
  • размеры участка;
  • целевое назначение;
  • тип земли;
  • адрес, данные о месторасположении.

Текст решения должен содержать ссылки на документы, подтверждающие характеристики надела. Аренда несет определенные ограничения в правах пользования. В постановлении описаны основания для данного вида обременения. Должны быть указаны: стоимость надела, имена лиц, контролирующих государственную регистрацию.

Долгосрочная аренда предполагает возможность через 3-5 лет оформить право собственности. Цену за аренду надела формирует федеральная власть, опираясь на закон РФ.

Она зависит от следующих факторов:

  • цель;
  • площадь;
  • начальная ставка;
  • зональный коэффициент.

Муниципальные органы принимают решение о стоимости наделов, находящихся в их распоряжении. Начальная цифра на торгах не должна быть выше полутора процента от кадастровой цены. Если оценка отсутствует, арендная цена устанавливается в соответствии с рыночной.

Аренда земли для индивидуального строительства соответствует 0,6% от стоимости по кадастровому номеру. Общая сумма складывается из государственной пошлины, затрат на оформление, услуг кадастровой организации.

Отказ и его причины

Отказ в предоставлении надела регламентируется законом Российской Федерации (статья 39.16 ЗК РФ). В ответ на запрос об аренде земли, находящейся в собственности муниципальной или государственной власти, случаются отказы. Речь идет об объектах, приобретаемых без аукциона.

Весомые основания для отрицательного решения:

  1. На заявителя не распространяется право получения надела без участия в аукционах.
  2. Выбранный заявителем участок передан в собственность или долгосрочную аренду другим лицам (организациям).
  3. Заявленный участок принадлежит огородническим, садоводческим организациям (некоммерческим).
  4. Надел передан некоммерческой компании для индивидуального строительства (жилищного).
  5. На территории построено здание (в том числе незавершенное строительство), которое принадлежит третьему лицу.
  6. На участке расположены строительные объекты, принадлежащие муниципальной, государственной власти. Исключения: заявитель-владелец зданий, объекты можно приобрести в аренду.
  7. Изъятые из оборота наделы.
  8. Территория забронирована для муниципальных, государственных потребностей.
  9. Участок находится на территории, которой владеет другое лицо.
  10. В отношении надела ранее подписан договор о его эксплуатации с целью застройки. Либо он выставлен на торги.
  11. Намерения заявителя не соответствуют целевому назначению надела. Или он относится к временно запрещенным для использования.
  12. Масштабы участка, другие факторы не соответствуют нормативам эксплуатации в конкретном случае (огородничество, садоводство).
  13. Надел предназначен для строительства на базе Госпрограммы РФ.
  14. Участок не принадлежит муниципальным, государственным структурам.
  15. Нет четкого определения границ территории (требуется уточнение).
  16. Масштабы надела, указанные в заявлении не соответствуют плану.
  17. Участок предназначен для инвестиционных, коммерческих целей, а заявитель не является предпринимателем (инвестором).

Прошение должно содержать все пункты, которые рассматриваются административными органами для вынесения решения. В идеале они соответствуют всем требованиям: срок, цель, условия.

Как оспорить постановление?

Если объект аренды уже принадлежит другим лицам, имеет несоответствующее назначение, необходимо выбрать другой вариант.

В некоторых случаях приобретение конкретного участка имеет важность для гражданина. Если он считает действия органов, отказавших в аренде, неправомерными, может оспорить в судебном порядке.

Сначала необходимо изучить Земельный Кодекс РФ (статья 39.16), чтобы убедиться в неправомерности вынесения отрицательного решения.

Нередко отказ осуществлен в соответствии с законом. При этом судебные тяжбы не принесут ожидаемого результата.

Если заявитель считает отказ несоответствующим закону, он пишет исковое заявление и подает в суд. Прилагается документальная переписка с арендодателями, копии квитанций о платежах.

Суду необходимо привести аргументы, доказывающие, что отказ незаконный. Если правоохранительные органы подтвердят необоснованность отказа, претендент сможет получить право аренды.

В случае продления срока аренды необходимо внести оплату заблаговременно и проверить успешность платежа. Просрочки могут стать причиной в отказе дальнейшей аренды.

Повторно заявку подавать целесообразно в случае, если существуют шансы на ее одобрение. Например, претендент неправильно составил документы, не предоставил нужную информацию. Такие ошибки можно исправить самостоятельно, после чего подать прошение второй раз.

Земельные участки в аренду имеют возможность приобретать коммерческие организации, предприятия, частные лица. Право предоставляется гражданам РФ и других государств.

Иностранные граждане и коммерческие организации арендуют землю в результате торгов. Такой подход позволяет обезопасить государство от непредвиденных обстоятельств. Иностранцы не наделяются правом выкупа арендованных наделов.

В случае, если администрация вынесла незаконное решение об отказе, его реально оспорить.

Земельныйэксперт

Отказ в предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

1580

Основания передачи земельного участка государственной или муниципальной собственности без проведения торгов

Согласно ст. 39.14 ЗК РФ, земли, состоящие в распоряжении государства, муниципалитета, могут быть отданы в эксплуатацию без проведения аукциона. Это могут быть:

  1. Участки, которые будут образованы и относительно которых требуется подготовить и утвердить проект межевания.
  2. Участки, в отношении которых направлен документ о согласовании предоставления и уточнении границ.
  3. Земли, относительно которых вынесено постановление о передаче в пользование гражданам или юридическим лицам.
  4. Участки, прошедшие официальную постановку на учет в госкадастре.
  5. Земли, которые выступают объектами соглашения аренды, купли-продажи, безвозмездного или бессрочного пользования.

При конкретных обстоятельствах проводится организация конкурса в виде аукциона, где и выясняется, кто станет получателем земли.

Случаи отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов

В случае возникновения определенных обстоятельств, в процессе оформления участка в эксплуатацию без назначения аукциона, исполнительное ведомство вправе вынести отрицательное решение по заявлению и отказать претенденту на массив. Основания для отказа в предоставлении земельного участка зафиксированы в ст. 39.16 ЗК РФ и являются следующими:

  • с заявкой обратился претендент, не имеющей права получить площадь без назначения торгов;
  • заявка подана на землю, относительно которой уже имеются договорные обязательства;
  • в случае если земля передана для использования организации некоммерческого типа под сады, огороды, дачи, ИЖС, либо наделы общего землепользования;
  • когда на площади имеются постройки или объекты неоконченного строительства, состоящие в распоряжении третьих лиц – граждан, предприятий, муниципалитета;
  • участки, исключенные из оборота, передаче в эксплуатацию не подлежат;
  • земли, состоящие в резерве и в отношении которых имеется договоренность о полном обследовании для дальнейшей застройки, также не отдаются в распоряжение заявителей;
  • относительно надела назначен аукцион, размещено извещение или подана заявка о проведении конкурса;
  • когда назначение земель не соответствует тем эксплуатационным целям, которые изложены в заявке;
  • в том случае, если массив не входит в перечень земель, необходимых для организации обороны государства;
  • земли, которые превышают допустимый размер, не могут быть отданы в эксплуатацию;
  • массивы, которые участвуют в застройке городских площадей, также не передаются в пользование;
  • наделы не передаются в использование по заявленному виду прав;
  • если в отношении площади не установлен вид эксплуатации или земля не имеет принадлежности к конкретному типу;
  • когда закончился период действия предварительного согласования о передаче земли, а другой претендент подал заявку;
  • если изъятый надел не отвечает эксплуатационным целям, изложенным в заявительной форме;
  • когда массив подлежит повторному разграничению;
  • если площадь надела, обозначенного в заявке на 10% больше, чем на межевой схеме.

Отказ в предоставлении земельного участка может быть оспорен в судебном порядке. Для этого истец должен обосновать свои требования при помощи официальных бумаг.

Пример по отказу в предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Валентина подала заявку на получение надела во временное пользование по акту аренды, но через некоторое время получила отказ. Как выяснилось, причиной стало то, что целевое назначение площади – сельскохозяйственное угодье не соответствует тому, что желала сделать с наделом женщина, а именно, построить дачу.

Получив документ, Валентина решила осуществить обжалование отказа и обратилась в судебную инстанцию с исковым заявлением. В суде женщина не смогла аргументировать свои требования, поскольку имелось ее заявление с указанием цели эксплуатации надела, и суд окончательно признал действия административного органа законными.

Заключение

По итогам сказанного можно сформулировать ряд выводов:

  1. Чтобы передать земельные участки, принадлежащие государству или муниципалитету в эксплуатацию без назначения торгов, требуются законные основания, описанные в земельном кодексе.
  2. Если причины отсутствуют, то оформить надел возможно только посредством торгов.
  3. При наличии определенных обстоятельств может быть вынесен отказ. Перечень ситуаций также закреплен законодательно.
  4. Все решения, вынесенные официальным распорядителем можно оспорить в суде, путем подачи искового заявления.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по отказу в предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Вопрос: Здравствуйте, составила и передала официальное заявление на получение площади под застройку в муниципалитет. Сначала мне отдали пакет документов на доработку, а теперь и вовсе вынесли отказ в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, аргументируя свое решение необходимостью организации аукциона мероприятия.

Обстоятельства таковы, что я планирую построить на участке жилище и хотела эту землю у городской управы выкупить. Подскажите, правомерно ли действие сотрудников администрации и что мне делать дальше?

Ответ: Здравствуйте. Согласно ст. 39.16 ЗК РФ, действия сотрудника муниципалитета абсолютно правильные, поскольку земли, предназначенные под застройку, могут быть переданы гражданам лишь по итогам проведения аукциона. В вашей ситуации следует дождаться официального извещения и поучаствовать в процессе. Если конкурс вы выиграете, то сможете купить землю по заявленной цене.

Список законов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *