Отраслевые правила и нормы

Статья 161. Разработка и утверждение типовых норм труда

Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

КОММЕНТАРИЙ

Типовые нормы труда разрабатываются на работы, выполняемые по типовой технологии, исходя из требований организации производства и труда, достигнутых на большинстве или части организаций, и предназначаются для применения в этих организациях. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 804 “О правилах разработки и утверждения типовых норм труда” определены порядок разработки и утверждения типовых (межотраслевых, отраслевых, профессиональных и иных) норм труда для однородных работ.

Типовые нормы труда разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, регулирование и координация деятельности в отрасли (подотрасли) экономики. Типовые межотраслевые нормы труда утверждаются Минтрудом России (ныне Минздравсоцразвития России). Типовые отраслевые, профессиональные и иные нормы труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России (ныне Минздравсоцразвития России).

Порядок применения типовых норм труда в организациях устанавливается локальными правовыми актами.

Статья 162. Введение, замена и пересмотр норм труда

Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.

КОММЕНТАРИЙ 1.

Данная статья определяет порядок введения, замены и пересмотра норм труда. Введение новых или пересмотренных норм труда начинается с проверки (апробации) их в конкретных производственных условиях, на тех рабочих местах, где они будут применяться. Апробация норм осуществляется в целях создания на рабочих местах организационно-технических условий, принятых при расчете норм труда. По данным апробации намечаются конкретные мероприятия по освоению новых норм труда. Ко времени введения новых (пересмотренных) норм должны быть проведены все мероприятия по созданию условий работы, предусмотренные при разработке норм. В необходимых случаях при введении новых норм проводится инструктаж работников в устной или в письменной форме. Условием успешного введения новых норм труда является также повышение квалификации работников. 2.

Вводимые новые нормы труда должны объявляться в обязательном порядке работникам, для которых эти нормы установлены, не позднее чем за два месяца. В течение этого срока работники могут их изучить. Перечень вводимых новых и пересмотренных норм труда должен быть вывешен на видном месте для ознакомления работников. Работодатель должен разъяснить работникам мотивы введения новых (пересмотренных) норм и рассказать о том, какие проведены организационно-технические мероприятия, обеспечивающие выполнение этих норм.

В случае несогласия с каким-либо положением работники могут внести работодателю свои возражения. По истечении двух месяцев нормы труда считаются введенными в действие.

Нормы труда на разовую работу, а также работы, не предусмотренные технологией, могут объявляться работникам позднее указанного срока, но во всех случаях до начала выполнения этих работ.

В период освоения новых норм очень важно осуществлять контроль и учет выполнения этих норм труда.

Новые нормы труда вводят локальным нормативным актом с учетом мнения представительного органа работников.

Введение новых (пересмотренных) норм труда без учета мнения представительного органа работников или с нарушением сроков извещения работников об их введении дает основание работнику требовать оплату труда по прежним нормам.

Статья 163. Обеспечение нормальных условий работы для выполнения норм выработки

Работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся:

исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;

своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;

надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;

условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

КОММЕНТАРИЙ

Данная статья определяет наиболее типичные случаи предоставления работодателем гарантий работнику, обеспечивающих нормальные условия для выполнения норм труда.

В статье приведен официальный перечень нормальных условий для выполнения норм выработки. Эти же условия относятся ко всем нормам, предусмотренным в ст. 160 ТК РФ.

Если работодатель не выполнил свои обязанности по обеспечению нормальных условий работы, в результате чего работник не выполнил установленные нормы труда, то оплата труда производится в соответствии со ст. 155 ТК РФ.

Следует отметить, что хорошее знание конкурентов позволяет не только вырабатывать меры конкурентной борьбы, но и вести определенную согласованную политику на рынке, поскольку прямая конкуренция всегда разорительна для фирм. По М. Портеру, хорошие конкуренты обычно соблюдают неписаные отраслевые правила, поддерживают статус-кво, избегают агрессивных ценовых изменений.  

При приеме на работу от претендента требуют документы, которые дают определенную информацию о нем. Ст. 19 КЗоТ РФ запрещает требовать при приеме на работу документы помимо предусмотренных законодательством. Таким законодательством до 25 сентября 1992 г. считались типовые и отраслевые правила внутреннего трудового распорядка, существование которых было предусмотрено ст. 130 КЗоТ РФ. Однако после 25 сентября содержание этой, статьи изменилось из нее исключили упоминание о типовых и отраслевых правилах, что означает передачу права устанавливать перечень документов, необходимых при приеме на работу, в организацию. В соответствии со ст. 130 КЗоТ РФ трудовой распорядок на предприятиях, в учреждениях, организациях определяется правилами внутреннего трудового распорядка, которые утверждаются общим собранием (конференцией) работников предприятия, учреждения, организации по представлению администрации.  

Составление сметной документации на пусконаладочные работы должно осуществляться с соблюдением строительных норм и правил по производству и приемке пусконаладочных работ технических условий на изготовление, поставку, монтаж, наладку и эксплуатацию оборудования, руководящих нормативных технических документов отраслевых правил приемки в эксплуатацию предприятий, зданий и сооружений утвержденной проектной документации.  
Отраслевые правила и нормы по охране труда утверждаются в установленном порядке министерствами, ведомствами, органами государственного надзора (статья 104) совместно или по согласованию с центральными комитетами соответствующих профессиональных союзов.  
При приеме на работу претендент должен представить документы, которые дают определенную информацию о нем. В соответствии со ст. 19 КЗоТ РФ запрещается требовать при приеме на работу документы, не предусмотренные законодательством. Такими нормативными актами законодательством до 25 сентября 1992 г. считались типовые и отраслевые правила внутреннего трудового распорядка, существование которых было предусмотрено ст. 130 КЗоТ  
Перечень межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, принятых в 1993—1997 годах приведен в приложении 2 к главе X.  
Действие типовых инструкций устанавливается с учетом срока действия соответствующих правил по охране труда. Инструкции по охране труда должны разрабатываться на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не противоречить им.  
Межотраслевые и отраслевые правила по охране труда, принятые в 1993 — 1997 гг.  
Отраслевые правила по охране труда  
Специфика правового регулирования трудовой дисциплины в соответствующих отраслях народного хозяйства и на предприятиях отражается в отраслевых и местных правилах внутреннего трудового распорядка. На основе Типовых правил министерства и ведомства по согласованию с соответствующими центральными (республиканскими) комитетами профессиональных союзов издают отраслевые правила внутреннего трудового распорядка применительно к данной отрасли народного хозяйства, а на предприятиях трудовой ра-  
Отраслевые правила внутреннего трудо-  
Общие правила по технике безопасности охватывают основные требования по О. т. в отношении содержания пром. предприятий, а также требования безопасности и гигиеничности по отдельным видам работ (произ-вам), встречающимся во всех отраслях пром-сти, напр, литейное произ-во, кузнечные работы и т. п. Отраслевые правила по технике безопасности и производственной санитарии, распространяющиеся лишь на отдельные отрасли пром-сти и отражающие технологич. специфику этих отраслей, утверждаются ЦК профсоюзов по согласованию с соответствующим министерством (ведомством). Правила по санитарному содержанию пром. предприятий и санитарные требования к отдельным видам производства утверждаются Гл. гос. санитарным инспектором СССР.  
Отраслевые правила внутреннего трудового распорядка для работников библиотек системы Министерства культуры СССР  
Никогда не идти на поводу правительственных или отраслевых правил.  

В соответствии с п. 816 Положения о социалистическом государственном производственном предприятии руководителям предприятий предоставлено право устанавливать рабочим-повременщикам тарифные ставки рабочих-сдельщиков при условии, если их работы регламентируются отраслевыми (и другими) технически обоснованными нормами трудовых затрат (нормированными заданиями, нормами обслуживания и нормативами численности). Однако оплачивать работу по тарифным ставкам сдельщиков рекомендуется только тем повременщикам, которые в течение предшествующего года выполняли нормированные задания не менее чем на 105 %.  
В настоящее время используются разнообразные формы планирования, которые различаются по применяемым методам балансовые, директивные, оперативные, технико-экономические,, программно-целевые и др. по объектам планирования макроэкономические, микроэкономические, отраслевые, территориальные, научно-технические и социальные по временным интервалам действия планов краткосрочные, текущие, долгосрочные и перспективные. Но ни одна из форм планирования, как правило, не применяется изолированно друг от друга. Сочетание форм и их взаимосвязь постоянно изменяются с развитием социалистической экономики. Например, в последние годы доминирующее положение заняли программно-целевой и балансовый методы планирования на долгосрочный период.  
Во всех производствах данной отрасли промышленности. При этом отраслевая специализация инженера-экономиста, как правило, достаточно широка.  
В нашей стране на протяжении многих лет функционируют достаточно разветвленные системы изучения конъюнктуры рынка и спроса населения на товары широкого потребления, организационно приданные Министерству торговли СССР и Центросоюзу. В последние лет десять аналогичные подразделения появились в промышленности — отраслевые и в рамках отдельных предприятий,-как правило, объединенные со службами рекламы. Однако изучение спроса имеет вполне конкретную направленность — оно касается товаров, уже выпущенных на рынок (без предварительного изучения запросов), и требуется для решения сбытовых проблем. Что же касается исследования нужд и потребностей населения, то подобные задачи перед имеющимися службами не ставились, да и трудно надеяться на интерес к организации такого рода изысканий, когда на рынке властвует дефицит.  
ОТРАСЛЕВОЕ (тарифное) СОГЛАШЕНИЕ -правовой акт коллективно-трудового регулирования трудовых отношений, определяющий согласованные позиции сторон по основным принципам соц.-экон. политики в отрасли, а также совместные действия участников соглашения по их реализации. О.с. является, как правило, трехсторонним регулируется Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от II марта 1992 г. заключается между соответствующими общероссийскими профсоюзами и их объединениями или иными уполномоченными работниками представительными органами, об-  
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ — установленные обществом, государством правила, приемы, образцы, определяющие устойчивые формы общения и соц. взаимодействия людей количественная и качественная характеристика требований к условиям жизни и труда, конкретные ориентиры для достижения желаемых результатов в соц. сфере. Это и правовые нормы, закрепленные в законах страны, и нравственно-этические эталоны поведения, и совокупность соц. стандартов, регламентированных значений соц. показателей. Нормативы соц. сферы, как и др. областей жизни общества, складываются в результате практической деятельности людей и соц. опыта, научных исследований, экспертных заключений авторитетных специалистов. С.н. находят выражение в законодательных актах, постановлениях правительства, отраслевых инструкциях, установлениях региональных органов управления, распоряжениях мест-  

На основе типовых правил министерства и ведомства по согласованию с центральными vpe nyo-iHKaH KHMn) комитетами профсоюза утверждают разработанные с учетом специфики деятельности коллективов отрасли отраслевые П. в. т. р. В ряде отраслевых правил уточняется режим работы предприятий отрасли. Напр., в отраслевых П. в. т. р. для рабочих и служащих совхозов и других сельскохозяйственных предприятий подробно регламентируются особенности режима рабочего времени в сельском хозяйстве, в частности в период напряженных полевых работ. В П. в. т. р. для работников общеобразовательных школ предусматриваются порядок определения объема учебной нагрузки учителям на учебный год, порядок привлечения к дежурствам, работы в период летних каникул, если ежегодный отпуск совпадает с периодом каникул.  
Обеспечено дальнейшее совершенствование системы управления библиотечным делом. Утвержден ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность библиотек уставы всесоюзных, республиканских (АССР), краевых и областных библиотек, Типовые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, отраслевые правила внутреннего трудового распорядка для работников библиотек системы Министерства культуры СССР и др.  
Некоторые американские корпорации имеют пагубное стремление рассматривать принципы бухгалтерского учета как ограничения приемлемой практики, против которых они должны выступать как можно более настойчиво, а не как стандарты, которых они должны стараться придерживаться в интересах общества. Особенно очевидно это стремление в вопросах учета доходов, правила которого достаточно широки и требуют беспристрастных оценок. Вместо того, чтобы следовать этим правилам, многие пытались подчинить их личной выгоде. Наиболее яркий пример манипуляций учетными правилами в целях личной выгоды имел место в сфере сбережений и займов. В результате в целях объявления вне закона того, что здравый смысл должен был запретить в первую очередь, FASB выпустил предельно детализированные правила учета доходов. Далее рассмотрены два примера специальных отраслевых правил, невероятно детализированный характер которых разработал FASB.  
Стандарт устанавливает достаточно жесткий подход к выбору учетной политики. При разработке учетной политики компания должна ориентироваться на правила, предписанные МСФО. При отсутствии таковых для отдельных операций руководство компании вырабатывает учетную политику, при использовании которой финансовая отчетность будет содержать полную и непредвзятую информацию, необходимую пользователям для принятия решений, достоверно отражающую результаты деятельности и положение компании, а также экономическое содержание операций (а не их юридическую форму). При отсутствии конкретных требований для отдельных операций необходимо ориентироваться на требования, принятые для сходных операций, и общие принципы системы МСФО. Допускается также использовать отраслевые правила учета и стандарты, выпущенные другими органами, но лишь в той степени, в какой их требования соответствуют МСФО. Это дает возможность применять, в частности, US GAAP, т.к. последние содержат детально разработанные правила учета для многих сложных операций.  

Государственной экологической экспертизе должна предшествовать (как правило) отраслевая экспертиза. Порядок проведения экспертизы определяется Положениями и методиками, разрабатываемыми Комитетом по охране окружающей природной средыжнютрас-левыми министерствами.  
Эти нормативы разрабатываются отраслевым проектным институтом (ВНИПИтрансгаз) и, как правило, раз в пять лет пересматриваются. Действующие в настоящее время нормативы стоимости строительства и эксплуатации газопроводов разработаны в нормах и ценах, введенных с 1 января 1969 г. с учетом изменений в применяемом сортаменте труб и цен на грубы по состоянию на 1 января 1975 г., и рассчитаны для условий I территориального района. При сооружении газопроводов в иных районах, а также в гористой, пустынной местности и других климатических и географических условиях эти нормативы применяют с учетом поправочных коэффициентов.  
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ВЫСТАВКИ. Отраслевые ассоциации ежегодно проводят съезды своих членов, как правило, сопровождая эти мероприятия устройством специализированных выставок. На такой специализированной выставке представлены и демонстрируются в действии товары фирм, являющихся поставщиками отрасли. Каждый год проводится свыше 5600 специализированных выставок, собирающих около 80 млн. посетителей. Продавец рассчитывает получить от участия в специализированной выставке несколько выгод, и в том числе выявление новых потенциальных покупателей, поддержание контактов с клиентурой, представление новых товаров, знакомство с новыми заказчиками и увеличение продаж нынешним22. КОНКУРСЫ, ЛОТЕРЕИ, ИГРЫ. Конкурсы, лотереи и игры предоставляют возможность удачливым или особенно усердным потребителям, дилерам или коммивояжерам что-то выиграть-скажем, завоевать денежный приз, путевку на отдых или товар. Конкурс требует, чтобы потребители что-то представили на него-куплет, прогноз, предложение и т.п. Представленные материалы оценивает специальное жюри и отбирает лучшие из них. Лотерея требует, чтобы потребители заявили о своем участии в розыгрыше. В ходе игры при каждой покупке потребитель что-то получает-номера для игры в бинго или недостающие буквы, которые могут помочь ему завоевать какой-то приз. Торговый конкурс-это конкурс, проводимый для дилеров или собственного торгового персонала фирмы с целью побудить их удвоить свои торговые усилия в течение определенного отрезка времени. Добившиеся самых высоких результатов получают призы.  
У многих возникли сомнения в правоте министерства юстиции, обвинившего фирму в целом, но не ее конкретных работников. Помощник генерального прокурора США Элбсрт Мюррей, выполнявший длительное расследование для министерства юстиции, сказал Оказалось исключительно трудно доказать, что люди из главной конторы знали о происходившем, поскольку руководители региональных и отраслевых отделений наделены значительной свободой в выборе способов ведения своих операций . Он указал также, что не хотел формирования ситуации, в которой несколько человек понесли бы наказание за методы, ставшие результатом распространившейся в компании философии . Некоторые специалисты министерства считают, что сотрудников корпорации нельзя обвинять в преступлениях, если они не имеют личной выгоды от незаконных операций. Другие же полагают, что таким путем министерство юстиции хочет заключить сделку с теми, кто совершает серьезные корпоративные преступления. Профессор права Ллойд Уэйнрсб из Гарвардского университета заявил Есть смысл в том, чтобы не судить такие дела слишком сурово, когда их проворачивают люди в тройках и дорогих галстуках .  

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО — система мероприятий, обеспечивающих сотрудничество наемных работников, представляемых обычно профсоюзами, с работодателями, объединенных, как правило, в ассоциации предпринимателей. Такое сотрудничество осуществляется постоянно, на двусторонней основе, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельных предприятий (организаций) и отраслей народного хозяйства, заключения коллективных договоров и соглашений, регулирующих соц.-трудовые отношения. Специфической формой С.п. выступает трипартизм (т.е. состоящий из трех частей), означающий, что к привычным партнерам, представляющим работников и работодателей, присоединяются еще и представители государства, органов исполнительной власти. Такое сотрудничество может осуществляться как на постоянной основе, так и нерегулярно, лишь в случаях обострения соц. ситуации в отрасли, регионе или в стране в целом. В РФ система С.п. имеет свои особенности. Она начала складываться в условиях осуществления соц.-экон. реформ, направленных на переход страны к рыночной экономике. 11 марта 1992 г. принят Закон «О коллективных договорах и соглашениях». 20 октября 1995 г. Гос. Дума внесла в него ряд существенных изменений и дополнений. Закон устанавливает правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров в организациях и разного рода соглашений (генерального, регионального, отраслевого тарифного, профессионального тарифного и иных) в целях содействия договорному регулированию соц.-трудовых отношений и согласованию соц.-экон. интересов работников и работодателей.  
Амортизационные отчисления, предназначенные на ренованию, остаются в распоряжении предприятия (объединения) и направляются в фонд развития и совершенствования производства по установленному нормативу в зависимости от степени износа фон дов. Е настоящее время они являются одним из основных источников финансирования, обновления основных фондов в электротехнической промышленности. Согласно Закону СССР о государственном предприятии (объединении), им предоставлено право самостоятельного использования амортизационных отчислений (табл. 2.3). Часть средств указанного фонда направляется в централизованный фонд развития производства, науки и техники (ЦФРПНТ) отрасли, на финансирование капиталовложений отраслевого характера по техническому перевооружению, реконструкции, расширению предприятий (объединений).  

Постановление Правительства РФ №804 от 11 ноября 2002 г.

В соответствии со статьей 161 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения типовых норм труда.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 ноября 2002 г. N 804

ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ТИПОВЫХ НОРМ ТРУДА

  1. Настоящие Правила определяют порядок разработки и утверждения типовых (межотраслевых, профессиональных, отраслевых и иных) норм труда для однородных работ.
  2. Типовые нормы труда разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, регулирование и координация деятельности в отрасли (подотрасли) экономики (далее именуется — федеральный орган исполнительной власти).
  3. Типовые межотраслевые нормы труда утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
    Типовые профессиональные, отраслевые и иные нормы труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
  4. Типовые нормы труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
  5. Пересмотр типовых норм труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном для их разработки и утверждения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *