Полномочия региональных органов власти

Полномочия региональных органов государственной власти в формировании и реализации социальной политики

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 7

Рассмотрим полномочия региональных органов государственной власти в различных сферах социальной политики. Данные полномочия определены Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Так, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета самого субъекта, относится решение следующих социальных вопросов:

· оплата труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации;

· формирования и содержания архивных фондов субъекта Российской Федерации;

· предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий;

· организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

· создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения;

· поддержки сельскохозяйственного производства

· организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

· организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);

· обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

· организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации;

· организации предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

· организации предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения;

· сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;

· организации библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов;

· создания и поддержки государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

· организации и поддержки учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);

· поддержки народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);

· поддержки региональных и местных национально-культурных автономий, поддержки изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности;

· организации оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);

· организации обязательного медицинского страхования неработающего населения;

· организации оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;

· социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;

· создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий, а также создания административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

· организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;

· предоставления служебных жилых помещений для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации;

· организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований;

· осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, организации и проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, обеспечения подготовки спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, в том числе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также присвоения спортивных разрядов и соответствующих квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

· учреждения печатного средства массовой информации для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальной информации;

· предоставления материальной и иной помощи для погребения;

· участия в урегулировании коллективных трудовых споров;

· осуществления мероприятий в области охраны труда, предусмотренных трудовым законодательством;

· участия в организации альтернативной гражданской службы в подведомственных им организациях, включая меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту;

· организации и осуществления региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе научными организациями субъекта Российской Федерации;

· организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации;

· установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением;

· осуществления региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью;

· осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства;

· организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации;

· участия в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право разрабатывать и принимать нормативные правовые акты в социальной сфере, региональные программы. Также они вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение вышеперечисленных полномочий.

Следует также обозначить, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, как основной субъект региональной социальной политики, разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии. А также взаимодействует с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта Российской Федерации и в интересах его населения.

Налоговая инспекция

Инспекция федеральной налоговой службы – это территориальный орган федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня, подотчётный Федеральной налоговой службе Российской Федерации.

Налоговая инспекция осуществляет контроль:

▪ за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей, сборов в бюджет государства; а также

▪ за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Налоговая инспекция при Министерстве финансов, а также региональные налоговые инспекции:

▪ являются юридическим лицом и получают финансирование из госбюджета;

▪ действуют на основании Конституции, действующей в стране, Налогового кодекса РФ, а также других законов.

Кроме этого, налоговые инспекции в своей работе придерживаются указов президента РФ, постановлений правительства РФ в налоговой сфере.

Задачи налоговой инспекции

Главной задачей налоговой инспекции является осуществление полноценного контроля за соблюдением всеми субъектами правильности расчета налогов, своевременности и полноты внесения платежей в установленном налоговым законодательством объеме.

Также к основным задачам налоговой инспекции относятся:

  • разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;

  • валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов.

Цели налоговой инспекции

К целям налоговой инспекции относятся:

  • осуществление налоговых проверок плательщиков налогов;

  • учет своевременной оплаты начисленных пени и административных штрафов;

  • контроль денежных поступлений;

  • анализ предоставляемой налоговой отчетности;

  • регистрация налоговых резидентов.

Налоговая инспекция и регистрация юридических лиц

При государственной регистрации юридических лиц инспекция ФНС играет роль регистрирующего органа и контролирует данные, которые предоставляются регистрируемыми организациями.

Если регистрируемая организация предоставляет недостоверные сведения или предоставляет их, нарушая порядок регистрации, установленный Регламентом ФНС, то в этом случае инспекция ФНС вправе отказать такой организации — регистранту в государственной регистрации.

Полномочия налоговой инспекции

Налоговая инспекция осуществляет следующие полномочия:

  • государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

  • контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов;

  • контроль и надзор в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, представлением деклараций, осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами;

  • проверка деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.

  • бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о:

— о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

— порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

— правах и обязанностях налогоплательщиков;

— полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

  • предоставление формы налоговой отчетности и разъяснений по порядку их заполнения;

  • учет всех налогоплательщиков, ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков;

  • принятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

  • возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством России, и направляет их для утверждения в Министерство финансов;

  • утверждение формы налогового уведомления, форму требования об уплате налога, формы заявления, уведомления и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Права налоговой инспекции и ее работников

Для выполнения возложенных функций представителям налоговой инспекции предоставляются следующие права:

  • осуществление контролирующих функций в отношении исполнения законодательства плательщиками налогов;

  • организация и проведение налоговых проверок налогоплательщиков согласно графику, прописанному в Налоговом Кодексе РФ;

  • вскрытие, обследование, и опечатывание (при необходимости) торговых, складских, или производственных помещений, применяемых для получения прибыли;

  • получение всех необходимых разъяснений и информации (документов, данных, копий), необходимых для выполнения своих функций и полномочий;

  • проверка переданных (отправленных) плательщиком налогов сведений на факт достоверности и соответствия информации, указанной в налоговых отчетах и учетных документах;

  • осуществление расчета размера налога, подлежащего удержанию;

  • получение доступа к бухгалтерским программам плательщика налогов;

  • изъятие у плательщиков налогов бумаг (документов) в случаях выявления нарушений в налоговой сфере;

  • использование различных методов при обработке и оценке объектов налогообложения и расчета налогов, сборов и пошлин;

  • установление нарушений в сфере налогового законодательства, а также применение мер, предусмотренных законом;

  • выдвижение требований в отношении устранения выявленных нарушений;

  • предъявление исков по вопросам налогообложения в отношении налогоплательщиков (нарушителей) в соответствующие судебные инстанции;

  • наложение ареста на имущество неплательщиков налогов;

  • реализация принудительного исполнения обязательств в установленных законом нормах;

  • взыскание недоплаты и пени по налогам и государственным сборам;

  • выдвижение требований финансовым учреждениям предоставить документы, удостоверяющие выполнение платежных поручений налоговых резидентов.

  • привлечение для обеспечения эффективности налогового контроля экспертов и переводчиков.

  • привлечение в качестве свидетелей субъектов, которые могут обладать важной информацией, помогающей работе налогового инспектора.

  • подавать заявления об аннулировании или приостановлении действия лицензий;

  • приостановление с учетом законодательных норм операций по банковским счетам плательщиков налогов.

Кроме этого, сотрудники налоговых инспекций имеют право взыскивать штрафы (пени), запрашивать необходимую информацию у компетентных органов за границей и предоставлять ее по запросам.

В сети Интернет доступен полный справочник налоговых инспекций России.

Федеральные, региональные и местные органы управления: иерархия и взаимодействие

Федеральные органы ГУ

Высшим федеральным органом государственного управления (в сфере исполнительной власти) является Правительство РФ – коллегиальный орган общей компетенции. Срок действия правительства РФ ограничивается сроком действия Президента РФ.

Правительство состоит в настоящее время:

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

  • Аудирование
  • Грамматика
  • Речь
  • Письмо

Проверить

-председатель Правительства: Медведев Д,А,

-8 заместителей, 1 из них — первый зам

-21 министерство

-34 федеральные службы

-24 федеральных агенства

Структура Правительства:

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут. Скидка на первый заказ 100 рублей!

Федеральные министерства – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в установленной сфере деятельности. Единоначальный орган, который возглавляет федеральный министр, который назначается Президентом по представлению председателя Правительства (на 6 лет).

Основная функция федеральных министров — норма творческая деятельность (установление обязательных норм; 21 федеральное министерство).

Федеральные службы – межотраслевые органы, осуществляющие управление в своей сфере и координирующие деятельность в других сферах государственного управления. Она может быть единоначальным или коллегиальным органом.

Основная функция федеральных служб – правоприменение. (34 федеральные службы: фед служба безопасности РФ, фед служба исполнения наказания, фед служба судебных приставов, фед служба по надзору здравоохранения)

Федеральные агентства – межотраслевой орган, в основном единоначальный.

Основная функция федеральных агентств – управление организацией государственных услуг. Они действуют при различных министрах. (при мин образования и науке РФ действует фед агентство по делам молодости).

Основные полномочия Правительства РФ:

1. разрабатывать федеральный бюджет, представлять его на рассмотрение ГД и обеспечение его исполнения

2.обеспечивать проведение в России единой финансовой и социо-культурной политики

3. управление федеральной собственностью

4. реализует меры по обороне государственной безопасности и внешней политики

5. реализует меры по защите собственности, охране общественного порядка, обеспечение законности и борьбы с преступностью

6.издает от своего имени административно=правовые акты в форме постановлений и распоряжений, обязательные для исполнения на всей территории РФ

7. может досрочно сложить свои полномочия

Органы ГУ субъектов РФ

Структура этих органов, наименование, полномочия и статус определяется законодательством субъектов РФ.

Органы ГУ субъектов РФ разделяются на:

1. главы субъектов РФ – единоначальный орган общей компетенции (губернатор, президент республики, глава администрации субъекта РФ, мэр г. Москвы)

2. коллегиальные органы государственного управления субъектов РФ (Правительство субъекта РФ либо администрация)

3. органы отраслевой и межотраслевой компетенции субъектов РФ (министерства, департаменты, управления, службы, комитеты)

Основные полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ:

1. вопросы бюджета

2. управление и распоряжение гос имуществом, находящееся в ведении региона

3. проведение социальной и культурной политики в регионе

4. разработка программ развития субъекта рф

5. обеспечение общественного порядка и борьбы с преступностью в регионе

6. от своего имени издавать правовые акты, обязательные для исполнения на территории региона РФ в форме постановлений и распоряжений.

Структура правительства Ниж обл: 18 министерств, 5 департаментов, 2 региональные службы, 2 комитета, 4 инспекции, 7 управлений.

Органы МСУ как субъекты ГУ

Не входят в систему государственной власти РФ.

Органы МСУ подразделяются на:

1. представительные органы (Дума г. Н. Новгорода — коллегиальный)

2. главы муниципальных образований (глава города, мэр города — Сорокин)

3. местные администрации (глава администрации г. Н. Новгорода — Кондрашов)

Органы МСУ решают 2 основные функции:

1. вопросы местного значения (основное назначение органов МСУ)

2. отдельные государственные полномочия

К отдельным государственным полномочиям, которые могут быть переданы органам МСУ относится, например:

1. вопросы лицензирования некоторых видов деятельность (алкоголь)

2. осуществление административного производства по административным делам (комиссии по делам несовершеннолетним)

3. обеспечение закона о всеобщей воинской обязанности (органы МСУ формируют списки призывников и участвующих в работе призывных комиссий)

Два уровня власти: федеральный и региональный.

Разграничения между предметом ведения и полномочий органов федеральной и региональной власти осуществляется Конституцией РФ, Федеративными и иными договорами.

Органы местного самоуправления самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти.

Президент РФ является главой государства; он вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы. Президент РФ издает указы и распоряжения, они обязательны для исполнения на всей территории России. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Законодательная власть:

Федеральное Собрание – парламент РФ, оно является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к его ведению.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к её ведению.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, затем в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который его одобряет. После этого, принятые ФЗ в течение 5 дней направляются Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президенту РФ подписывает ФЗ и обнародует его.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить Конституции РФ. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы – они имеют прямое действие на территории РФ.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренные Конституцией РФ.

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Субъекты РФ принимают региональные законы и иные нормативные правовые акты. Они не могут противоречить федеральным законам.

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ, оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Правительство РФ издает постановления и распоряжения, и обеспечивает их исполнение. Они обязательны к исполнению в РФ.

Судебная власть в РФ осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства: Конституционный Суд РФ, ФКЗ от 06.02.2014 (поправка к Конституции) о «Верховном Суде Российской Федерации»: объединение Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда в Верховный Суд РФ); Прокуратура РФ, Следственный комитет РФ (СК).

Итак, федеральный уровень: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации + Государственная Дума), Суды.

Региональный уровень или уровень субъектов Федерации органы власти представлены:

Глава региона – губернатор.

Законодательная власть: Законодательными Собраниями (Думами) (Устав (основной закон), законы, договора, соглашения, постановления, программы социально-экономического развития).

Исполнительная власть: администрации, министерства, департаменты (постановления, решения и т.д.).

Судебная власть: суды, прокуратура, следственный комитет.

Местное самоуправление: аналогичные органы власти и управления: мэр, глава администрации; городская/районная Дума, суд и т.д.

I. Налоговая компетенция Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования.

Вопросы налогообложения относятся к числу важнейших для федеративного государства, каким является Российская Федерация. Проблемы разграничения компетенции в области налогов между Федерацией и ее субъектами, соотношения прав по установлению налогов и сборов и их введению — одни из первостепенных по своему значению для такого государства. Не случайно они находят широкое отражение в Конституции РФ, НК РФ, в постановлениях Конституционного Суда РФ по конкретным делам.

1. Известно, что общее правовое положение Российской Федерациихарактеризуется в первую очередь тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении субъектов РФ.

Выявляя сущность налоговой компетенции РФ, прежде всего следует отметить ее связь с суверенитетом. Налоговые полномочия РФ представляют собой часть компетенции суверенного государства.

В налоговую компетенцию РФ необходимо также включить полномочия по построению налоговой системы государствапутем установления общих принципов налогообложения и сборов. В соответствии с п. 1 «и» ст. 72 Конституции РФ данные полномочия находятся в совместном ведении Федерации субъектов РФ. Однако ведущая роль в формировании общих принципов налогообложения и сборов, в разработке системы налогов, бесспорно, принадлежат Федерации, а не ее отдельным частям.

Согласно Конституции РФ, в соответствии со смыслом ст. 71 к ведению РФ относятся: обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику; единство налоговой системы; равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона. Принцип единства финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой систем закреплены в ряде статей Конституции РФ, прежде всего в ее ст. 114 п. «б» ч. 1, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики. Эти положения развивают одну из основ конституционного строя РФ — принцип единства экономического пространства (ст. 8, ч. 1), означающий в том числе, что на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74, ч. 1).

Из приведенных конституционных норм следует, в частности, что не допускается установление налогов, нарушающее единство экономического пространства РФ. Единство экономического пространства и, следовательно, единство налоговой системы обеспечиваются единой системой федеральных налоговых органов. Налоговые органы как относящиеся к федеральным экономическим службам в соответствии Конституцией РФ находятся в ведении РФ (ст. 71, п. «ж»); налоговые органы субъектов РФ являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (ст. 78, ч. 1), а не органами субъектов РФ. Принцип равного налогового бремени вытекает из ст. 8 (ч. 2), 19 и 57 Конституции РФ. В сфере налоговых отношений он означает, что не допускается установления дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований.

Принцип установления налогов законами закреплен в ст. 57 Конституции РФ. Применительно к налогам субъектов РФ с учетом изложенных конституционных положений «законно установленными» могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов РФ в соответствии общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральными законом.

Конституционные принципы составляют основы разграничения полномочий в налоговой сфере, которая, следовательно, в этой части является предметом федерального ведения.

Перечисленные конституционные положения находят свое прямое выражение в ст. 7 БК РФ (Бюджетный кодекс РФ)1. Так, например, согласно ст. 7 БК РФ, разграничение налогов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов относится к ведению РФ. Конкретизация данной нормы БК РФ относительно разграничения налогов между уровнями бюджетной системы содержится в гл. 2 НК РФ (Налоговый кодекс РФ), где в статьях 13, 14, 15 приводится перечень налоговых платежей по принципу их закрепления за Федерацией, субъектами федерации, муниципальным уровнем (следует отметить, что эти статьи НК еще не введены в действие).

Согласно ст. 7 БК РФ, распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов также относится к ведению РФ. Конкретизация этой нормы содержится в ежегодных законах о бюджете на текущий финансовый год.

Итак, принадлежность ряда налоговых полномочий (полномочий на установление и введение налогов и сборов) суверенному государству придает этим правам особый характер, что отличает их от прав других общественно-территориальных образований. Прежде всего они способствуют созданию материально-финансовой базы для обеспечения государственного суверенитета и компетенции РФ.

Кроме того, РФ принадлежат некоторые налоговые права, наличие которых напрямую опосредовано суверенитетом государства и связано с его международной правосубъектностью. В частности, в налоговой компетенции РФ находятся полномочия по заключению договоров об избежании двойного налогообложения, иных международных договоров и соглашений с иностранными государствами и международными организациями по налоговым вопросам. Постановлением Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 352 «О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества»2 утверждено типовое соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

Основной задачей, которая решается при заключении соглашений об избежании двойного налогообложения, является защита РФ ее граждан от налоговой дискриминации.

Важно подчеркнуть, что, хотя международные соглашения непосредственно заключаются различными государственными органами (Правительством РФ, Федеральной службой налоговой полиции при участии Министерства иностранных дел и т.д.), в данных случаях имеет место реализация правосубъектности РФ как суверенного государственного образования. Указанные органы власти выступают от имени государства в рамках его (государства) налоговой компетенции.

2. Налоговая компетенция субъекта РФ ограничена полномочиями самой Российской Федерации в сфере налогообложения. Это следует, в частности, из п. 1 «и» ст. 72 Конституции РФ. Кроме того право субъектов РФ на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты РФ связаны общими принципами, установленными государством (РФ), поэтому следует понимать, что права субъектов РФ сводятся к возможности вводить на своей территории налоговые платежи согласно закрытому перечню, установленному на уровне Федерации. Дело в том, что в силу конституционного принципа единства экономического пространства РФ налоговая политика стремится к унификации налоговых изъятий. Именно этой цели служит такой общий принцип налогообложения, как исчерпывающий по своему характеру перечень региональных налогов, которые могут вводиться субъектами РФ, и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и обязательных отчислений. В действующем законодательстве данный принцип закреплен в нормах ст. 12 НК РФ. В то же время из ст. 5 (ч. 2 и 3), 72 (п. «и» ч. 1) и 76 (ч. 2) Конституции РФ вытекает, что регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъектов РФ. Другими словами, установление налога субъектом РФ означает его право самостоятельно решать — вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правила предоставления льгот и т.д. Таким образом, право на установление путем введения региональных налогов и иные связанные с этим права (по установлению отдельных элементов налогообложения — налоговых льгот, порядка уплаты налога и т.п.) составляют содержание налоговой компетенции субъектов РФ.

Кроме этого, как вытекает из ст. 8 БК РФ, к ведению субъектов РФ относится распределение региональных налогов и сборов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами, что ежегодно находит детализацию в законе о бюджете субъекта Федерации на текущий год.

Перечисленные полномочия носят общий характер и конкретизируются при их реализации представительными и исполнительными органам власти субъекта РФ.

3. Основы налоговой компетенции муниципального образованияурегулированы ст. 132 Конституции РФ. Согласно ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К вопросам местного значения относятся, в частности, местные финансы, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения. Пополнение бюджета в целях исполнения задач и функций местного самоуправления требует от муниципального образования осуществлять деятельность в сфере налогообложения, которая касается не только местных налогов, но и налогов других уровней налоговой системы. Как отмечается в литературе, налоговая компетенция муниципальных образований связана принципом бюджетного федерализма, свойственного государственному устройству России. Именно поэтому будет неточным ограничивать налоговую компетенцию муниципального образования только полномочиями по отношению к местным налогам 3. Право на получение части налоговых доходов, закрепленных за федерацией и субъектами федерации, корреспондируется с обязанностями последних осуществлять бюджетное регулирование с целью реализации принципа бюджетного федерализма (ст. 7 и 8 БК РФ).

Согласно Закону от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 7) к собственным доходам (в частности, к налоговым доходам) местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами; доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. К собственным доходам местных бюджетов относятся, в том числе, платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ; государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством РФ; не менее 50% налога на имущество предприятий (организаций); подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. К указанным доходам относятся: часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ; часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ; часть НДС; часть акцизов.

Таким образом, рассмотрение налоговой компетенции РФ, субъектов РФ муниципальных образований показывает, что их полномочия в сфере налогообложения не сводятся к простой сумме полномочий представляющих их органов. Нормы налогового права наделяют субъектов различных видов неодинаковыми (по своей сущности) полномочиями. Применительно к общественно-территориальным образованиям (РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям) налоговые полномочия носят лишь общий характер, то есть можно говорить о налоговой компетенции в широком смысле. Налоговые же права и обязанности государственных (муниципальных) органов конкретны по своему содержанию и детально урегулированы законодательством о налогах и сборах РФ, что, по нашему мнению, позволяет говорить о налоговой компетенции в узком смысле.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *