Права на недра

8.1. Понятие недр и полезных ископаемых
Основным нормативно-правовым актом в сфере использования и охраны недр является Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах), который содержит понятие недр, закрепляет особенности пользования недрами, государственного регулирования в сфере недропользования, установления и взимания платы за пользование недрами и т.д. Правовое регулирование отношений в данной сфере также регулируется иными федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами министерств и ведомств, например Федеральными законами от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 N 293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр», Приказом Роскомнедра от 08.11.1995 N 131 «Об утверждении нормативно-методических материалов по организации лицензирования видов деятельности, связанных с геологическим изучением и использованием недр» и т.д. Субъекты Российской Федерации, пользуясь своим правом, закрепленным в ст. 72 Конституции РФ, принимают нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере недропользования, например, распоряжение Минприроды РФ N 48-р, правительства Нижегородской области N 2329-р от 09.12.2008 «Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Нижегородской области», Закон Московской области от 27.04.2012 N 39/2012-ОЗ «О порядке предоставления участков недр местного значения» и т.д.
Понятие недр и полезных ископаемых. В преамбуле Закона о недрах содержится следующее понятие недр. Недра — это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Понятие недр шире понятия полезных ископаемых. В недрах могут быть трещины и пустоты естественного (пещеры) и искусственного происхождения (метро, другие подземные сооружения), могут содержаться полезные ископаемые и подземные воды. Правовое регулирование осуществляется в отношении всего государственного фонда недр, который представляет собой используемые участки из геометризованных блоков недр и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
В соответствии с Законом о недрах (ст. 1.2) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, находятся в государственной собственности. Вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением недрами, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, наследования, дарения, залога, вклада или отчуждаться в иной форме. Право пользования недрами может отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности.
На основании ст. 2.1 Закона о недрах отдельные участки недр могут относиться к участкам недр федерального значения:
1) содержащие месторождения и проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы;
2) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации;
3) те, при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности и т.д.
Отнесение к участкам недр федерального значения необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Объектом права собственности на недра являются открытые и неоткрытые полезные ископаемые.
Полезные ископаемые — это твердые, жидкие (кроме воды) и газообразные природные вещества, находящиеся в глубине земли и на ее поверхности в пределах территории определенного государства и его континентального шельфа, используемые в народном хозяйстве. Скопления полезных ископаемых естественного происхождения в недрах или на поверхности земли называют месторождением.
Главным признаком полезных ископаемых является их полезность для человека в конкретный промежуток времени.
Различают разные классификации полезных ископаемых. Нам наиболее близка классификация, предложенная Б.В. Ерофеевым. В зависимости от того, используются ли месторождения полезных ископаемых в настоящий момент или нет, их подразделяют:
— на балансовые — это запасы полезных ископаемых, использование которых в настоящее время экономически целесообразно и которые должны удовлетворять определенным кондициям;
— забалансовые — это такие запасы полезных ископаемых, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно из-за низкого содержания ценных компонентов, небольшой мощности залежей, малого количества полезных ископаемых, нахождения их в трудных горнотехнических условиях и т.п., но некоторые в дальнейшем могут быть использованы для промышленного освоения <1>.
———————————
<1> Ерофеев Б.В. Экологическое право. С. 180.
По степени распространенности полезные ископаемые подразделяются:
— на общераспространенные;
— необщераспространенные.
К общераспространенным полезным ископаемым относятся некоторые виды глины, гипса, известняка, песка и т.д. Каждый субъект Российской Федерации разрабатывает и утверждает совместно с Российской Федерацией свой перечень общераспространенных полезных ископаемых (утверждается Министерством природных ресурсов и экологии РФ).
К необщераспространенным полезным ископаемым относят нефть, газ, медь, уран, уголь, платину, золото и прочие рудные и нерудные полезные ископаемые.
По агрегатному состоянию полезные ископаемые классифицируются:
— на твердые (руды, уголь, гранит и т.д.);
— жидкие (нефть, минеральные воды);
— газообразные (природные горючие и инертные газы).

Право собственности на недра

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Недропользование » Право собственности на недра

Данная статья посвящена таким вопросам темы «Право собственности на недра» как: понятие права собственности на недра и предоставление или использование земельных участков для осуществления недропользования

Юридический статус недр подразумевает наиболее специфичную форму реализации права собственности. Недра полностью изъяты из оборота и представляют из себя природный объект, который практически не подлежит точной количественной и качественной оценке. Признание в отношении недр исключительно права государственной формы собственности создает уникальный правовой режим владения и пользования участками недр.

Понятие права собственности на недра

Статьей 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» недра, расположенные в границах территории Российской Федерации, являются государственной собственностью. Таким образом, недра, как системный природный объект, не могут быть предметом других форм собственности, в отличие от ресурсов, добываемых из них.

Указанной статьей определены составные части недр, составляющих государственную собственность:

  • подземное пространство земной коры;
  • минерально-сырьевые ресурсы (полезные ископаемые), содержащиеся в недрах;
  • энергетические и иные ресурсы, содержащиеся в недрах.

Ключевой моментом, разграничивающим возможность возникновения различных форм собственности на содержимое недр, является факт из извлечения (добычи). С момента извлечения на поверхность в отношении ресурсов могут возникать иные формы собственности, кроме государственной.

Важной особенностью государственной собственности на недра является практическая невозможность определения их точной количественной и качественной характеристики. Так как недра входят в понятие государственной казны, они подлежат учёту и оценке. Тем не менее, даже по итогам геологического изучения, поиска и разведки месторождения минерально-сырьевых ресурсов, сведения об их запасах носят лишь приблизительный характер. Ввиду указанных обстоятельств, недра в целом невозможно определить в качестве самостоятельного объекта недвижимости, право собственности на них не подлежит государственной регистрации.

Все недра, являющиеся государственной собственностью, подразделяются на две категории:

  1. Используемые участки, имеющие установленные границы и субъекта, которому на основании лицензии предоставлено право пользования данным участком;
  2. Неиспользуемые участки недр.

Недра, как природный объект, не входят в перечень недвижимого имущества, определенный статьей 130 Гражданского кодекса. Объектами недвижимого имущества выступают только участки недр в пределах установленных границ. Совершение любого рода сделок по отчуждению участков недр законодательством запрещено, допускается только предоставление их в пользование (ст. 1.2 Закона «О недрах»). Переход права пользования на участок недр разрешается только в случаях, прямо указанных в законодательстве.

Так как недропользование является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, меры государственного управления, направленные на регулирование отношений по использованию недр, осуществляются как на федеральном, так и на региональном уровне.

В рамках системы мер по управлению собственностью на недра государство осуществляет нормотворческие функции (принимает общеобязательные нормы и правила), разрешительные функции (выдача лицензий), контрольные и надзорные функции за недропользованием.

Распоряжение недрами, как объектом государственной собственности, осуществляет Федеральная служба по недропользованию (Роснедра).

Предоставление или использование земельных участков для осуществления недропользования

Статьёй 6 Закона «О недрах» определены следующие виды использования недр:

  1. Геологическое изучение (геофизические, геологические, научные, инженерные и иные работы), не связанные с существенным нарушением целостной системы недр;
  2. Изучение, поиск, оценка месторождений минерально-сырьевых ресурсов и участков недр, не связанные с извлечением (добычей) ресурсов;
  3. Разведка и добыча минерально-сырьевых ресурсов;
  4. Строительство, эксплуатация подземных сооружений, не связанная с извлечением минерально-сырьевых ресурсов;
  5. Сбор геологических коллекционных материалов;
  6. Создание и функционирование особо охраняемых геологических объектов.

Так как недропользование является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, ряд указанных видов деятельности осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

Статьей 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для ведения работ, связанных с использованием недр, предоставляются участки из земель государственной или муниципальной собственности на условиях аренды без проведения торгов. Земельное и горное право практически не содержит других особенностей в отношении процедуры заключения данного типа договоров, поэтому процесс предоставления земельных участков для работ, связанных с использованием недр, осуществляется по общим правилам землепользования.

Заключение договора аренды участка земли сопровождается выдачей разрешения на использование земель для осуществления геологических работ (ст. 39.34 Земельного кодекса РФ).

Основными элементами данного вида договора аренды, обусловленными целью из предоставления, являются:

  • срок договора аренды. Он зависит от срока первичного права пользования земельным участком, определённым в лицензии;
  • чётко определённая цель предоставления земли в аренду;
  • возможность изменения размера участка земли, предоставленного в аренду, в случае изменения границ и пределов участка недр.

Статьей 12 Закона «О недрах» установлено, что лицензия на право использования участков недр должна содержать, помимо прочего, границы территории земельного участка, предоставленного для ведения работ. Эта норма подразумевает, что заключение договора аренды земли должно предшествовать выдаче лицензии на недропользование.

Так как субъектами недропользования могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели (т.е. субъекты предпринимательской деятельности), аналогичный субъектный состав применяется и в отношении заключения договора аренды участка земли.

По общим правилам гражданского законодательства, договор аренды и вытекающее из него вещное право пользования подлежат государственной регистрации. Исключение из этого правила составляют договоры, заключенные на срок менее одного года.

Отдельная норма закона регулирует порядок установления сервитута (ограничений) в отношении участка земли, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Данные ограничения могут заключаться в определении дополнительных видов работ, которые могут или не могут осуществляться в ходе использования участка недр.

Расторжение указанного договора аренды участка земли напрямую связано с прекращением права пользованием участком недрами, то есть с прекращением срока действия лицензии или её досрочном прекращении.

Природные объекты собственности (Водные ресурсы, недра, земля, леса)

НЕДРА

Отношения государственной собственности на недра урегулированы федеральным законом «О недрах» от 21 февраля 1992 г. (№ 2395-1). Закон содержит правовые и экономические основы использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр. (дополнения 2006)

Исходя из положений закона, под недрами понимается часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глу­бин, доступных для геологического изучения и освоения. Все участки недр (используемые и неиспользуемые), находящиеся в пределах территории РФ и ее континентального шельфа, составляют государственный фонд недр (ст.2).

Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ и, соот­ветственно, полномочия собственника в отношении государственного фонда недр «в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех наро­дов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации» (ст.3).

Органы государственной власти РФ в пределах своей компетенции в сфере регулирования отношений недропользования осуществляют:

• разработку и совершенствование законодательства Российской Фе­дерации о недрах (ст.3.1);

• установление общего порядка пользования недрами и их охраны (ст. 3.3);

• распоряжение недрами континентального шельфа Российской Фе­дерации (ст.3.8);

• распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации (ст.3.10).

Российская Федерация может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования субъектам РФ.

Чтобы обеспечить комплексное использование месторождений полезных ископаемых, а также рациональное размещение предприятий по их добыче, ведется Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых (ст.30), включающий в себя сведения по каждому месторождению.

Недра в границах территории РФ находятся в собственности государства и, соответственно, не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

Однако добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по лицензии могут находиться не только в федеральной государственной собственности и собственности субъектов РФ, но и в муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Кроме того, могут отчуждаться или переходить от одного лица другому, в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами, права пользования недрами, которые государство, реализуя свои правомочия собственника, вправе предоставить пользователям недр.

Пользователями недрмогут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, ее законодательством РФ и законодательством субъектов федерации они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.

Право пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий подтверждается лицензией.

Являясь собственником, Российская Федерация взимает с пользователей платежи за пользование недрами, поступающие в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, соответствующие местные бюджеты.

Кроме того, пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырье­вой базы.

Ставки этих отчислений устанавливаются в размерах, обеспечиваю­щих необходимые затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы России и являются едиными для всех пользователей недр, добыва­ющих данный вид минерального сырья.

Говоря о недрах как об объекте права государственной собственнос­ти, следует упомянуть о континентальном шельфе РФ. Статус конти­нентального шельфа определяется Федеральным законом «О континен­тальном шельфе РФ» от 30 ноября 1995г. №187-ФЗ, а также междуна­родными соглашениями, участницей которых является Россия.

Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра под­водных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ (т.е. 12-мильной зоны) на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (но не более 200 морских миль). Россия осуществляет на кон­тинентальном шельфе суверенные права в целях его разведки, а также разработки его минеральных и живых ресурсов, обладает исключитель­ным правом на сооружение, эксплуатацию и использование различных установок, в том числе буровых, в пределах континентального шельфа. Юрисдикция РФ распространяется и на проведение научных исследо­ваний. Однако следует подчеркнуть, что права РФ на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздуш­ного пространства над ними.

Права пользования участками континентального шельфа согласно ст.7 Закона «О континентальном шельфе РФ» могут предоставляться пользователям — физическим и юридическим лицам, как российским, так и иностранным.

ЗЕМЛЯ

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, во­дами и иными природными ресурсами, равно как и вопросы природо­пользования, отнесены ст.72 конституции к совместному ведению РФ и субъектов федерации.

Право государственной собственности на землю и иные природные ресурсы обладает определенными особенностями.

В Конституции РФ установлено, что «земля и другие природные ре­сурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (п.1 ст.9). Кро­ме того, Конституция закрепляет разнообразие форм собственности на указанные объекты, которые могут «находиться в частной, государст­венной, муниципальной и иных формах собственности» (п.2 ст.9).

ГК РФ в п.2 ст.214 в развитие положений федеральной конституции устанавливает общее правило, в соответствии с которым «земля и другие природные ресурсы, не «находящееся в собственности граждан, юридичес­ких лиц либо муниципальных образований, являются государственной соб­ственностью».

Государственная собственностьна землю подразделяется на федеральную и собственность субъектов РФ. Правовой статус федеральных земель определяется федеративным договором и законодательством РФ.

Виды государственной собственности на землю

Федеральная Субъектов федерации
• Состав земель: входит вся земля, которая прямо не передана в частную, муниципальную или собственность субъектов Федерации Состав земель: в пределах территориальных границ, за исключением земель, переданных в федеральную, муниципальную, частную и иную формы собственности
• Презумпция государственной собственности исключает наличие бесхозных земель •Целевое назначение — для решения задач субъекта федерации
Целевое назначение — для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охра­ны границ и других общегосударственных функций • Размер определяется путем разграничения земель между субъектом федерации и муниципалитетами
• Размер (площадь) устанавливается путем разграничения земель между Российской Фе­дерацией и субъектами федерации • Распоряжение землей осуществляют органы государственного и местного самоуправления путем издания правовых актов
• Права собственника осуществляют органы федеральной власти, а в случаях, предусмот­ренных законом — юридические лица • Сами субъекты собственности не осуществляют хозяйственной эксплуатации земель
• Закрепляются за казенными предприятиями во владение и пользование • Право собственника совладает с осуществлением регулирования и контроля за использованием всех категорий земель
• Владение не связано с обязательным ис­пользованием земель • Закрепляются за унитарными государственными предприятиями
• Пользование путем присвоения части зе­мельной ренты в интересах всех народов • Присвоение части земельной ренты через арендную плату и земельный налог
• Включение участка в фонд земель субъекта РФ не прекращает прав собственности, аренды, пользования
Права территориального верховенства и суве­ренитета распространяются на все земли в пределах соответствующих границ Основные функции государственных орга­нов: мониторинг земель, ведение кадастра, предоставление и изъятие земель, определение условий использования и др.

Муниципальную собственностьгородов составляют участки, занятые муниципальными объектами, а также предназначенные для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории района, города.

В муниципальную собственность районов (кроме районов в городах) и населенных пунктов могут передаваться земли подведомственных им территорий, находящиеся в государственной собственности.

Земли, находящиеся в государственной и муниципальной собствен­ности, могут передаваться в частную собственность граждан и юридиче­ских лиц, в пользование, в том числе в аренду, и в пожизненное насле­дуемое владение.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕМЛИ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ НАЗНАЧЕНИЮ:

• земли сельскохозяйственного назначения

• земли населённых пунктов (городов и др. поселений)

• земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телеви­дения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обо­роны и иного назначения

• земли особо охраняемых территорий (природоохранного, рекреаци­онного и историко-культурного назначения)

• земли лесного фонда

• земли водного фонда

• земли запаса.

Отнесение земель к той или иной категории, перевод из одной категории в другую производятся органами исполнительной власти в соот­ветствии с правовыми актами субъектов федерации.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР. Кадастр — это опись земельных участков. Главной целью кадастров является регистрация права собственности.

Содержание кадастров: идентификация участка, владелец, площадь, оценка исходя из рыночной стоимости земли и зданий.

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Отношения по поводу вод (водные отношения)регулируются Водным кодексом РФ, устанавливающим правовые основы использования водных объектов. В соответствии со ст.23 участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования и водопользователи(граждане или юридические лица, которым предоставлены права осуществления деятельности, связанной с использованием водных объектов).

Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объек­тами относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ (ст.38).

Полномочия РФ в области использования и охраны водных объек­тов определены в ст. 65 Водного кодекса, в соответствии с которой в компетенцию РФ входит:

• определение государственной политики в области использования и охраны водных объектов

• владение, пользование и распоряжение водными объектами, отне­сенными к федеральной собственности, и управление водным фон­дом

• разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных пра­вовых актов Российской Федерации, контроль за их соблюдением

• установление порядка ведения и ведение государственного монито­ринга водных объектов, государственного водного кадастра, сведе­ние данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использова­нии водных объектов, о водопользователях; а также порядка осуще­ствления и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод

• установление порядка использования водных объектов

• установление порядка выдачи, оформления, регистрации и выдача лицензии на водопользование и распорядительной лицензии; уста­новления и взимания платы, связанной с пользованием водными объ­ектами, а также установление ее предельных размеров.

Содержание права собственности на водные объекты определяется гражданским законодательством и Водным кодексом (ст.31). В России установлена государственная собственность на водные объ­екты. Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты (под обособленным водным объектом — замкнутым водоемом понимается большой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами).

В федеральной собственностисогласно ст.36 Водного кодекса находятся:

• поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов федерации

• подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов федерации

• водные объекты, расположенные на территории одного субъекта федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации

• трансграничные (пограничные) водные объекты

• внутренние морские воды

• территориальное море Российской Федерации

• водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий

• водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения

• иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

В собственности субъектов РФмогут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах тер­ритории соответствующего субъекта РФ и не отнесены к федеральной собственности.

Водные объекты признаются собственностью субъектов федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполни­тельной власти.

Оборот водных объектов осуществляется в соответствии с требова­ниями Водного кодекса. Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не до­пускаются. Однако водные объекты, находящиеся в государственной собственности, могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состоя­ния водных объектов. Право краткосрочного пользования водным объ­ектом устанавливается на срок до трех лет, право долгосрочного пользо­вания — от трех до 25 лет.

Права пользования водными объектами приобретаются на основа­нии лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с нею договора пользования водным объектом.

Выдача, оформление, регистрация лицензии на водопользование и распорядительной лицензии осуществляются специально уполномочен­ным государственным органом управления использования и охраны водного фонда в соответствии с порядком, установленным водным за­конодательством РФ.

Плата за пользование водными объектами (водный налог) поступает, в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, на территориях которых осуществляется использование водных объектов.

ЛЕСА

Отношения по поводу лесных ресурсов регулируются Основами лесного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Основами, лес — это совокупность земли, древ кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии. Все леса предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд РФ (ст.2 Основ).

Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В ст.3 Основ указаны пределы компетенции РФ в сфере регулирова­ния лесных отношений. Ведению Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений подлежат:

• определение основных направлений государственной политики в об­ласти лесного хозяйства (ст.3.1)

• разработка и совершенствование с участием субъектов федерации лесного законодательства РФ (ст.3.2)

• распоряжение совместно с субъектами федерации лесным фондом РФ (ст. 3.3)

• установление системы платежей за пользование лесным фондом, a также образование и использование государственного внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов (ст.3.8)

• определение порядка и условий передачи участков лесного фонда в аренду (ст. 3.9)

• организация ведения государственного учета лесного фонда, госу­дарственного лесного кадастра, лесного мониторинга и лесоустрой­ство (ст. 3.14).

Лесопользователями в России могут быть юридические лица, в том числе иностранные, и физические лица, обладающие правом на осуще­ствление пользования лесным фондом в соответствии с законодательст­вом РФ (ст. 27). Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании специальных разрешительных документов: лицензии, ле­сорубочного билета (ордера), лесного билета (ст. 28).

Проблема общего противоречия между отраслевым и ком­плексным подходами к правовому регулированию экономики.

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ

К объектам государственной собственности относятся особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранительное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты частично или полностью из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Собственность на недра в Российской Федерации

Дудиков М.В., кандидат юридических наук, заместитель директора по правовым вопросам АНО «Аудит недропользования и консалтинг».

Согласно п. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной и иной форме собственности.

При этом, указывая правовой режим оборотоспособности природных ресурсов, нормы п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии со ст. 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Устанавливая такие правовые нормы, законодатель исходил из того, что отнесение участков недр исключительно к государственной собственности обосновано соображениями государственной и общественной безопасности, а также охраны экономических интересов государства. Необходимо также помнить, что пользование недрами связано с повышенным экологическим воздействием на окружающую природную среду, повышенной угрозой безопасности для людей, а также исчерпаемостью, невозобновляемостью ресурсов недр, изменчивостью их параметрических характеристик в результате техногенного воздействия (исключением в отдельных редких случаях могут быть только подземные воды для непитьевого водоснабжения).

При этом добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

По-видимому, ст. 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» содержит специальные нормы, на которые ссылается п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В ст. 1.2 этого Закона заложен один из принципов правового регулирования отношений собственности на недра. Следовательно, целесообразно предположить, что это политика и идеология государства.

Кроме законодательства Российской Федерации о недрах нормой ст. 5 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация осуществляет суверенные права в целях пользования недрами, а также исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей.

Аналогичная норма указана в ст. 5 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», а также в ст. 2 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

В свете приведенных норм необходимо рассмотреть понятие государства, которое упомянуто в перечисленных законах. В основном в литературе указано на государство как на организацию публичной власти <1>, которая, как известно, осуществляется посредством функционирования системы органов, установленных законодательством Российской Федерации.

<1> Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. М., 2000. С. 77; Алексеев С.С. Государство и право. М., 1993. С. 28; Юридическая энциклопедия. М., 2006. С. 210 и т.д.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Соответственно, реализация правомочий собственника осуществляется государственными органами. Целесообразно обратить внимание на то, что, как отмечено в научной литературе, термины «публичная собственность» и «государственная собственность» «не синонимы, и стоящее за первым термином понятие шире, чем стоящее за вторым» <2>.

<2> Андреева Г.Н. Современное правовое оформление публичного характера государственной собственности в Российской Федерации и концепция публичной собственности.

Недра как объект регулирования отношений собственности имеют в первую очередь публичное значение. Это обусловлено тем, что горная промышленность России является базовой отраслью, которая формирует промышленный потенциал государства и обеспечивает его экономическую и оборонную безопасность. В подтверждение сказанного имеет смысл привести мнение одного из ученых. А именно — «с юридической точки зрения публичный интерес характеризуется определенными нормативными признаками, закреплением его приоритета, установлением порядка и гарантий обеспечения, закреплением способов охраны и мер ответственности» <3>.

<3> Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов.

Отсутствие законодательного разделения правового режима государственной и публичной собственности может привести к коллизиям в процессе оборота общественно значимого имущества, а также к запутанным ситуациям в процессе законотворческой деятельности. В настоящее время уже имеются предложения внести поправки в законодательство Российской Федерации о недрах, предусматривающие частную собственность на участки недр. Такое положение может привести не только к ущемлению интересов общества, но и к нерациональному использованию невозобновляемых, социально значимых ресурсов недр, а также к другим непредсказуемым последствиям.

Целесообразно также обратить внимание на отмеченную в научных работах в отношении собственности на недра «нечеткость позиции», которая «приводит к постоянному смешению… административных функций «ведения», «управления» с гражданско-правовыми правомочиями «владения, пользования и распоряжения» <4>.

<4> Клюкин Б.Д. Многообразие форм собственности на природные объекты.

Более того, в научной литературе также указывалось, что «за последние годы отношение к государственной собственности резко изменилось. Начало формирования в стране рыночной экономики повлекло за собой снижение роли госсобственности, некогда имеющей безоговорочное признание приоритетности и универсальности. Государственное имущество стали признавать «ничейным» и бесполезным…» <5>.

<5> Котелевская И.В. Государственная собственность: юридические режимы и управление.

На основании п. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. По мнению многих ученых, «природные ресурсы квалифицируются… как среда обитания народов, проживающих на соответствующих территориях, но отнюдь не как объекты собственности именно этих народов» <6>. Действительно, ресурсы недр далеко не во всех случаях могут быть объектом собственности народов, проживающих на соответствующей территории. Тем не менее если учесть то обстоятельство, что согласно п. 1 ст. 15 Конституция Российской Федерации имеет прямое действие, то участки недр как природные ресурсы, а также ресурсы таких участков, включая полезные ископаемые, могут быть истолкованы как правомочие пользования ими только для народов, проживающих на соответствующей территории. В настоящее время уже имеются прецеденты, когда Конституционному Суду Российской Федерации приходилось давать соответствующие пояснения, о которых будет сказано ниже (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 10-П и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. N 92-О).

<6> Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994. С. 93.

Более конкретизирована роль народа как субъекта правоотношений в нормах Закона Российской Федерации «О недрах». В соответствии с ч. 2 ст. 2 этого Закона владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Частью 1 ст. 35 этого Закона определено, что основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.

При этом в Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствует такой субъект права, как народ, а также такой объект права, как публичная собственность.

Следует отметить справедливость высказывания о том, что «в СМИ отмечаются разрыв между провозглашением недр публичным достоянием и реализацией этой декларации, недостаточное использование публичных средств воздействия на недропользователей в целях обеспечения прав других граждан РФ» <7>.

<7> Боголюбов С.А. Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении экологических прав граждан.

Такое положение сложилось из-за того, что в законодательстве Российской Федерации о недрах отсутствует определение основных принципов, указывающих на приоритетные направления правового регулирования отношений по рациональному использованию и охране недр.

Имеются и другие недостатки правового регулирования отношений собственности на недра.

Например, не совсем удачна конструкция нормы ч. 3 ст. 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах», устанавливающей, что добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в любых формах собственности. Непонятно, с какого момента ресурсы недр переходят в собственность.

Проблема обусловлена тем, что согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. То есть собственник получаемого ресурса недр при пользовании недрами несет ответственность за загрязнение окружающей среды по причине потерь в результате добычи полезного ископаемого, за деформационные процессы на прилегающих к используемому участку недр территориях из-за антропогенного воздействия на систему массива участка недр и т.д.

Преамбулой Закона Российской Федерации «О недрах» установлено, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

На основании ч. 2 ст. 2 упомянутого Закона государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

При этом ст. 7 этого Закона посвящена критериям, которые позволяют определить статус участка недр (геологический или горный отвод).

Однако в приведенных нормах отсутствует определение границ объекта регулирования. То есть непонятно, где заканчивается такой объект регулирования законодательством о недрах, как участок недр, в случае выхода месторождения полезного ископаемого на поверхность. Например, россыпное золото. Или где заканчиваются границы участка недр при строительстве котлована глубиной более 5 метров при возведении крупного объекта.

Как было упомянуто ранее, ч. 3 ст. 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» установлено, что добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в любой, в том числе в частной и в иных, форме собственности.

Нормами ст. 1.2 законодатель разделил собственность на недра и собственность на ресурсы недр. Однако образовавшиеся после добычи полезного ископаемого полости в структуре массива участка недр также является определенным ресурсом. При этом такой ресурс может принести как пользу, если, например, применить его как хранилище, так и необратимые негативные последствия вследствие его обрушения из-за отсутствия мониторинговых и соответствующих инженерных мероприятий.

Требуется уточнение правового регулирования принадлежности карьеров, которые являются результатом разработки месторождения полезного ископаемого открытым способом. С одной стороны, это объект недвижимости, тогда это чья-то собственность. С другой стороны, кому эта собственность принадлежит. В условиях пользования недрами, которые устанавливаются в лицензионных соглашениях, принадлежность карьеров, как правило, не прописывается.

Преамбула Закона Российской Федерации «О недрах» указывает на то, что этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Пункт 3 ст. 6 Закона определяет использование этих отходов как один из видов пользования недрами. Частью 4 ст. 11 установлено, что лицензия удостоверяет право использования таких отходов.

В то же время в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 22 пользователь недр имеет право использовать эти отходы. Более того, согласно п. 3 ст. 23.3 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и других), складирование, учет и сохранение временно неиспользуемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.

В свете приведенных норм остается открытым вопрос принадлежности отвалов и других отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. В органы управления государственным фондом недр неоднократно обращались пользователи участками недр, у которых закончился срок действия лицензии. В то же время при наличии лицензии, предоставленной на срок отработки месторождения, не урегулировано решение проблемы неиспользования таких отходов.

Действительно, с одной стороны, согласно п. 4 ч. 1 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователь недр имеет право использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии. С другой стороны, при прекращении действия лицензии он уже не недропользователь, и, следовательно, на основании ч. 3 ст. 12 этого Закона, являясь собственником таких отвалов, он не вправе их использовать. Следует отметить справедливость мнения, высказанного в научной литературе, о том, что «причины возникновения… проблемы во многом могут быть объяснены отсутствием механизма определения правового режима отходов производства (к примеру, старых отвалов горного производства) в качестве особых объектов права» <8>.

<8> Новикова Е.В. О проблемах распределения экологических обязательств между природопользователями // Экологическое право. 2003. N 2. С. 3.

Остается также открытым вопрос, как рассматривать упомянутые отходы. С одной стороны, если это твердые компоненты, то при определенных обстоятельствах их можно рассматривать как движимое имущество. В случае присутствия жидкой составляющей, а также при наличии структурной связи с основанием отвала это будет являться объектом недвижимости. Во втором случае необходимо решение проблемы государственной регистрации такого объекта с определением бремени и ответственности его содержания.

Законодательством также не установлен момент перехода собственности на упомянутые отходы и отвалы горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

Выводы

  1. Недра, а также ресурсы недр Российской Федерации являются непроизводственным объектом отношений, не имеющим вложенной стоимости. Исторически сложилась ситуация, при которой недра принадлежат всем гражданам.

Следовательно, необходимо законодательное закрепление принципа публичной собственности на недра.

В России уже имеется опыт юридико-технической формулировки такого принципа. Например, ч. 4 п. 3.1 упомянутого выше Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 10-П и ч. 5 п. 4.1 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. N 92-О отмечено, что «лесной фонд… представляет собой публичное достояние многонационального народа России, как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим». Конституционный Суд при этом указал, что «сходные правовые режимы установлены в отношении других природных ресурсов».

Целесообразно также обратить внимание на предыдущий опыт декларации правового регулирования собственности на недра. Статьей 6 Конституции СССР 1936 г. было установлено, что «недра… являются… всенародным достоянием». Такие же положения были изложены в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах 1975 г. (ст. 3) и в Кодексе РСФСР о недрах (ст. 3). По-видимому, статус недр как «всенародное достояние» практически выводил их из гражданского оборота.

По мнению одного из ведущих ученых, «смысл общественного достояния в том, чтобы обеспечить особые условия защиты и сохранности наиболее ценных и необходимых обществу природных и иных ресурсов, поставить их на службу обществу, предоставить при этом всем членам общества равные возможности пользоваться достоянием и непосредственно присваивать его плоды. Без такого участия… происходит, как показывает исторический опыт, огосударствление достояния и его отчуждение от общества» <9>. В случае если государство будет управлять объектами общественного достояния, «оно обязано подчинять свои действия общественному интересу» <10>.

<9> Сосна С.А. О концепции общественного достояния // Государство и право. 1996. N 2. С. 59.
<10> Сосна С.А. О концепции общественного достояния // Государство и право. 1996. N 2. С. 61.

При этом соответствующие принципы должны быть заложены не только в конституционную отрасль права, но и в межотраслевые нормы. Например, административное и гражданское.

Определяя предмет регулирования — участки недр как всенародное достояние, необходимо определить соответствующий особый правовой режим, который ориентирован на определенный метод юридического регулирования.

Установка такого правового режима позволит ограничить государство как собственника. Особенно это актуально в случае выполнения обязательства из оснований, предусмотренных ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с нормами п. 1 этой статьи гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

вследствие причинения вреда другому лицу;

вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Не вдаваясь в подробный анализ перечисленных оснований возникновения прав и обязанностей, очевидно, что для каждого из них объектом могут быть участки недр. Целесообразно также обратить внимание на то, что перечень оснований, по своей правовой конструкции, является открытым.

Пунктами 1 и 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени государства могут выступать органы государственной власти (п. 1), а от имени этих органов — органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 3). При этом п. 2 и 3 ст. 214 этого Кодекса определено, что недра являются государственной собственностью, и от имени государства права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поэтому ограничение государства как собственника позволит исключить субъективизм в принятии решений при выполнении указанных в нормах ст. 8 Гражданского кодекса обязательств государства.

Следует подчеркнуть справедливость указанной в научной литературе презумпции использования ресурсов недр при «условии, если доход, создаваемый этим богатством, делится поровну между всеми гражданами страны» <11>.

<11> Клюкин Б.Д. О совершенствовании права собственности на недра. Проблемы горного и экологического права в нефтегазовом комплексе. Научные труды кафедры горного права. Вып. 1. М., 2001. С. 22.

  1. Необходимо законодательное закрепление механизма перехода права собственности на природные ресурсы. Следует отметить правильность высказывания о том, что такой механизм будет состоять из системы элементов, структура каждого из которых будет зависеть от вида ресурса недр <12> (более подробно там же).

<12> Певзнер М.Е. Горное право. М., 2001. С. 83 — 85.

Кроме этого, целесообразно рассмотреть возможность обращения к прошлому опыту регулирования перехода права собственности на ресурсы недр к недропользователю. В первоначальной редакции Закона Российской Федерации от 12 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах», п. 6 ст. 12, было предусмотрено соглашение о долевом распределении согласованного уровня добычи минерального сырья по взаимной договоренности между государством и недропользователем.

  1. Остающиеся после разработки месторождений полезного ископаемого открытым способом карьеры должны принадлежать бывшему пользователю недр до тех пор, пока он в состоянии выполнять обязанности по его содержанию (платежи за пользование землей, обеспечение функционирования систем безопасности, обеспечение экологических требований и т.д.). Очевидно, что основная нагрузка здесь будет принадлежать контрольно-надзорным органам. В противном случае эта собственность должна перейти государству.

Аналогичное решение проблемы с принадлежностью отходов горнодобывающих и связанных с ним перерабатывающих производств также должно быть отражено в законодательстве Российской Федерации. То есть независимо от того, закончился ли срок действия лицензии на пользование недрами, бремя содержания таких отходов необходимо возложить на пользователя недрами. В случае его несостоятельности такие отходы должны перейти государству.

При этом в зависимости от возможности перемещения этих отходов они могут иметь статус как движимого, так и недвижимого имущества с соответствующими правовыми последствиями. Однако во втором случае, при переходе права собственности на такие отходы государству, могут возникнуть коллизии, которые обусловлены отнесением их к объекту регулирования как недвижимости, расположенной на земельном участке, или как к участку недр. По-видимому, презумпция такого регулирования, с учетом упомянутой выше значимости объекта, должна сохраняться за законодательством Российской Федерации о недрах.

Переработка отходов горнодобывающих и связанных с ним перерабатывающих производств, в случае принадлежности таких отходов государству, должна осуществляться на основании как лицензий на разведку и добычу соответствующих полезных ископаемых, так и лицензий на использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, предусмотренных п. 3 ст. 6 и ч. 4 ст. 11 Закона Российской Федерации «О недрах».

В случае если владелец лицензии на пользование участком недр будет осуществлять переработку отходов своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств в неполном объеме, на основании решения уполномоченных органов переработка таких отходов может быть предоставлена другим лицам с выдачей им соответствующих лицензий. В случае если перерабатываемые отходы находятся в границах участка недр или земельного участка других лиц, условия лицензии на пользование участка недр должны учитывать интересы всех заинтересованных лиц.

  1. При определении объекта регулирования нормами законодательства Российской Федерации о недрах следует в преамбуле закрепить положение о том, что недрами является часть земной коры, не только расположенной ниже почвенного слоя, но и выходы на поверхность залежей полезного ископаемого.

В случае строительства фундамента глубокого заложения вопросы недропользования должны решаться в зависимости от значимости и степени опасности объекта правового регулирования. Учитывая значимость участков недр для государства, юридический приоритет должен быть таким, чтобы презумпция недропользования превалировала. То есть имеет смысл рассматривать основания под такие фундаменты как один из видов недропользования, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации «О недрах».

Правовые предпосылки в земельном законодательстве имеются. В соответствии с п. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах. Следовательно, остается только предусмотреть соответствующую норму в Законе Российской Федерации «О недрах».

Право на недра

В этот раз наши разъяснения будут посвящены операциям с лицензиями на право пользования недрами: их получению, переоформлению и отказу.

Ситуация 1. Акционерное общество приобрело на аукционе лицензионный участок на право разведки и добычи нефти и газа. Расходы по участию в аукционе (с учетом взноса) и на приобретение геологической информации составили десятки миллионов рублей, лицензия выдана сроком на 20лет. Расходы в бухгалтерском учете отражены на счете 97 «Расходы будущих периодов», а в налоговом учете — как нематериальные активы.

В настоящее время акционерами обсуждается вопрос о передаче лицензионного участка и переоформлении лицензии (в соответствии с законодательством) на дочернюю компанию, доля АО в уставном капитале которой составляет 100%.

Можно ли передать расходы, связанные с приобретением участка, дочерней компании?Если нет, то будут ли приниматься данные расходы в целях налогообложения прибыли в момент переоформления лицензии? В случае возможности продажи права на пользование участком недр какие налоговые последствия возникнут у передающей и принимающей стороны?

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим имущественно -стоимостные отношения, является Гражданский кодекс РФ. Статья 128 ГК РФ определяет виды объектов гражданских прав, к которым относится, в частности, имущество, в том числе имущественные права.

Земля и природные ресурсы Гражданским кодексом РФ выделены в особую группу. Согласно части 3 ст. 129 ГК РФ они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

СПРАВКА

Специальным законом в области недропользования является Закон РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах».

Порядок предоставления лицензий регламентируется Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.92 № 3314-1.

Система платежей за пользование недрами установлена ст. 39 Закона РФ «О недрах». Она включает следующие платежи: разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; регулярные платежи за пользование недрами; плату за геологическую информацию о недрах; сбор за участие в конкурсе (аукционе); сбор за выдачу лицензий.

Разовые и регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются на основе лицензии, то есть после ее получения. В данной статье мы не будем их рассматривать.

Плата за геологическую информацию о недрах, сбор за участие в конкурсе (аукционе) и сбор за выдачу лицензий уплачиваются для получения лицензии. Учет именно этих расходов составляет предмет данных разъяснений.

В бухгалтерском учете данные расходы признаются организацией, осуществляющей деятельность по добыче природных ресурсов, расходами по обычным видам деятельности, а именно управленческими расходами (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденные Приказом Минфина России от 06.05.99 № ЗЗн). Бухгалтерское законодательство не предписывает учитывать их в составе нематериальных активов.

Согласно абз. 3 п. 19 ПБУ 10/99, если расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами. Следовательно, в бухгалтерском учете расходы, связанные с получением лицензии, предварительно отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) и списываются на текущие расходы в течение всего периода пользования недрами, то есть срока, на который выдана лицензия.

Для целей главы 25 НК РФ учет будет иным. Как видно из ситуации, лицензия была получена на конкурсе.

Согласно п. 1 ст. 325 НК РФ, если лицензионное соглашение на использование участка недр заключено на конкурсе, такая лицензия на право пользования недрами учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов. Рассматриваемые расходы формируют первоначальную стоимость нематериального актива. При этом амортизация данного нематериального актива начисляется в порядке, установленном ст. 256—259 НК РФ.

В соответствии со ст. 1.2 Закона «О недрах» участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

Вместе с тем права пользования недрами, полученными на основе лицензии, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

В статье 17.1 Закона «О недрах» закреплены случаи, при которых возможен переход права пользования недрами. В частности, право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае, если юридическое лицо — пользователь недр — выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр. При условии что новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица — пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица.

ВНИМАНИЕ!

При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат (ст. 17.1 Закона «О недрах»). Переоформленной лицензии присваивается новый порядковый номер при сохранении индексации, характеризующий тип и вид лицензии.

Способы передачи права недропользования свидетельствуют о том, что законодатель признает это право частью имущества (совокупности прав и обязанностей) недропользователя. В этом смысле за правом недропользования согласно ст. 128 ГК РФ признается статус имущественного права (имущества).

Как указывалось выше, право пользования участком недр, подтвержденное полученной лицензией, может быть передано непосредственно от организации — владельца этого права учрежденной им дочерней организации при соблюдении условий, установленных Законом «О недрах». (Нормы данного Закона свидетельствуют, что переоформление лицензии не означает, что одна организация отказывается от нее, возвращая государству, а другая получает от государства). По какому договору производится передача такого права — законодательством не установлено, поэтому, по нашему мнению, таким договором может быть и договор возмездной передачи прав (купли-продажи).

На момент продажи этого права расходы, понесенные в связи с его приобретением, числятся как расходы будущих периодов. Однако очевидно, что с момента принятия решения о передаче права (путем его продажи) дочерней организации, деньги, уплаченные при получении лицензии, перестают быть расходами данной организации, пусть и будущих периодов, так как данное право использоваться в деятельности организации не будет. То есть расходы будущих периодов должны составить стоимость актива для продажи. Но какого? Это бухгалтерским законодательством не определено.

По смыслу для организации право на пользование недрами — это объект для перепродажи, то есть товар. Но товары учитываются на балансе в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет ма-териально-производственных-запа-сов», утвержденным Приказом Минфина от 09.06.2001 № 44н. То есть для того, чтобы быть учтенным на счете 41, товар должен быть материальным объектом, что следует из названия ПБУ 5/01. Право же нематериально.

Тогда, возможно, его можно признать нематериальным активом, как в налоговом учете? Но в соответствии с подп. «д» п. 3 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», утвержденным Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 № 91н, организация может принять к учету актив в качестве нематериального актива, если ею не предполагается последующая перепродажа данного имущества, что не соответствует ситуации.

Не подойдет здесь и счет 08, так как в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов (утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) «счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также о затратах организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота», то есть опять-таки объектов, не предназначенных для перепродажи.

Таким образом, правила бухгалтерского учета для рассматриваемого случая передачи прав не установлены. Поэтому, по нашему мнению, стоимость лицензии можно оставить на счете 97 «Расходы будущих периодов», поскольку она была учтена на этом счете правомерно. Возможно, ее стоит перевести с субсчета, например, «Лицензии для собственной деятельности», на субсчет «Лицензии к передаче». Реализацию права пользования недрами следует отражать как обычную реализацию, списывая стоимость лицензии со счета 97. Хотя этот счет для учета имущества или накопления расходов для дальнейшего образования стоимости имущества и не предназначен.

Дебет 76 Кредит 91

— отражается сумма, подлежащая получению от дочерней организации

Дебет 91 Кредит 97

— списываются расходы на приобретение лицензии.

В налоговом учете на момент продажи права числится нематериальный актив. Реализация нематериального актива отражается в обычном порядке. Так как стоимость уступаемого права равна цене его продажи, прибыли или убытка не образуется.

Проблема в данном случае возникнет с НДС.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация на территории РФ имущественных прав является объектом налогообложения НДС. Главой 21 НК РФ для рассматриваемого случая льгот не установлено (подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ к коммерческим организациям не может относиться).

СПРАВКА

Ни Гражданский кодекс РФ, ни Налоговый кодекс РФ не дают определения имущественных прав. Теория определяет их следующим образом: «Под имущественными правами понимаются субъективные вещные права участников гражданских правоотношений, возникающие по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом».

Земля согласно ГК РФ относится к имуществу (объектам недвижимости). Лицензия оформляет право пользования участком недр земли, то есть право пользования имуществом — имущественное право. Следовательно, если организация реализует право пользования, то происходит реализация имущественного права.

В случае если бы передача прав осуществлялась до 2006 года, можно было бы говорить о том, что вопрос начисления НДС при передаче прав — спорный. В печати есть немало рассуждений о том, что хотя имущественные права и являются объектом обложения НДС, конкретный порядок исчисления НДС для передачи многих имущественных прав не установлен (за исключением тех, о которых говорится в ст. 155 НК РФ). Некоторые эксперты полагают, что и в 2006 году такой порядок не установлен, поэтому считают возможным либо применять ст. 17 НК РФ. Эта статья предусматривает право организации не уплачивать налог в случае, если какой-либо элемент налога, включая налоговую базу, не определен в Налоговом кодексе (Постановление ФАС СЗО от 03.05.2005 № А56-23705/04), либо облагать НДС разницу между доходами от передачи права и расходами на его приобретение.

Однако, по нашему мнению, с 2006 года с внесением Законом № 119-ФЗ изменений в главу 21 НК РФ порядок определения налоговых обязательств при реализации имущественных прав установлен. Он состоит в следующем (за исключением случаев, которые можно найти в ст. 155 НК РФ): при передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих имущественных прав соответствующую сумму налога. Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля данных цен (тарифов) (п. 1 и 2 ст. 168 НК РФ).

То есть, как и по товарам, работам, услугам, НДС следует начислять по ставке 18 или 10% со всей стоимости возмездно уступаемого права.

Дебет 91 Кредит 68

— начислен НДС в бюджет по ставке 18%.

ВНИМАНИЕ!

Избежать начисления в бюджет НДС можно было бы, внеся эти права в качестве вклада в уставный капитал. Это разрешается п. 2 и 3 ст. 34 Закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Однако в этом случае не удастся учесть для целей налогообложения расходы.

У дочерней организации стоимость полученного права, как и у передавшей права организации, будет числиться в составе расходов будущих периодов.

Новыми редакциями ст. 171—172 НК РФ общий порядок применения налоговых вычетов распространен на суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении имущественных прав. По общему правилу реквизиты счетов-фактур, предусмотренные п. 5 ст. 169 НК РФ, предусматривают отражение в счете-фактуре сведений о передаваемых имущественных правах. Счета-фактуры при передаче имущественных прав выставляются также не позднее пяти дней со дня передачи имущественных прав.

По расходам будущих периодов НДС может быть принят к вычету целиком на момент получения переоформленной лицензии (при наличии прочихдокументов, установленных главой 21 НК РФ).

Дебет 97 Кредит 60

— отражено получение переоформленной лицензии

Дебет 19 Кредит 60

— учтен выставленный материнской компанией НДС

Дебет 68 Кредит 19

— НДС принят к вычету.

По нашему мнению, в налоговом учете дочерней организации приобретенная лицензия, должна отражаться в составе нематериальных активов в соответствии с п. 1 ст. 325 НК РФ, так как данная лицензия приобретена в результате конкурса. (Само понятие «переоформление» свидетельствует о том, что дочерняя организация получает лицензию (право), выданную по результатам конкурса, в котором участвовала головная организация, а не новую лицензию.) Амортизация данного нематериального актива начисляется в порядке, установленном ст. 256—259 НКРФ.

Ситуация 2. Лицензия на добычу полезных ископаемых на участке недр была выдана организации на семь лет — с 2004 по 2010 год (по результатам конкурса). Однако утвержденный самой организацией план разработки недр предусматривал эксплуатацию данного участка лишь в течение трех лет. В настоящее время разработка завершена, подготовлен проект рекультивации земель и проведения ликвидационных мероприятий по возведенным сооружениям, которые планируется осуществить в течение 2006 года. Таким образом, с 2007 года до конца 2010 года добыча полезных ископаемых осуществляться не будет.

Рассмотрим, каким будет срок полезного использования выданной лицензии для целей налогового учета — семь лет (срок, указанный в лицензии) или три года (срок, указанный в плане разработки и фактический срок добычи полезных ископаемых).

Если лицензионное соглашение на использование участка недр заключается на конкурсе, такая лицензия учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов (п. 1 ст. 325 НК РФ). Стоимость нематериального актива переносится на расходы посредством амортизационных отчислений в течение срока полезного использования.

Определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов в соответствии с законодательством РФ, а также исходя из срока использования, обусловленного соответствующими договорами (п. 2 ст. 258 НК РФ). Как видно из приведенного положения, срок полезного использования нематериального актива устанавливается на основании юридического срока действия этого права, а не фактического срока его использования организацией. Поэтому амортизацию полученной лицензии нужно проводить в течение семи лет, то есть того срока, который указан в лицензии.

Следует отметить, что прекращение деятельности по добыче полезных ископаемых ранее срока, на который выдана лицензия, несет для организации налоговые риски. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ для целей налогообложения признаются только те расходы, которые направлены на получение дохода. Амортизационные отчисления, которые будут приходиться на период после прекращения добычи, такими расходами признать нельзя.

Возникнут налоговые риски и в том случае, если организация прекратит право пользования недрами, отказавшись от лицензии в соответствии со ст. 20 Закона РФ «О недрах», тем самым ликвидировав нематериальный актив. Дело в том, что глава 25 НК РФ не содержит норм, которые прямо бы свидетельствовали, что налогоплательщики могут учитывать для целей налогообложения остаточную стоимость нематериальных активов при их списании, не связанном с реализацией (в отличие от основных средств). Поэтому некоторые специалисты считают, что такие расходы нельзя учесть для целей налогообложения. Однако, по мнению автора, налогоплательщик может отнести оставшуюся стоимость нематериального актива в виде полученной лицензии на уменьшение облагаемой прибыли как внереализационный расход на основании подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ (после соблюдения процедур по отказу от использования участка недр, установленных Законом РФ «О недрах»). К сожалению, судебная практика по этому вопросу не найдена, поэтому невозможно однозначно сказать, какую позицию в случае спора займет арбитражный суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *