Предписания МЧС по пожарной безопасности

Содержание

Подразделения и должностные лица МЧС осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности, в том числе при строительстве, ремонте или эксплуатации объектов. По итогам плановых и внеплановых проверок могут составлять акты и предписания о выявленных нарушениям, мерах по их устранению. В отношении зданий и сооружений предписания могут выдаваться при нарушении регламента Закона № 123-ФЗ, Закона № 384-ФЗ.

Читайте в этом материале, как назначаются и проходят проверки МЧС, по каким нарушениям могут выноситься предписания, как соблюсти требования пожарной безопасности в зданиях и сооружениях.

Что такое предписание МЧС для зданий и сооружений

Предписание МЧС является официальным документом с требованиями об устранении нарушений. Составляется предписание по итогам проверок, проводимых в плановом и внеочередном порядке. Если в ходе проверки выявлены нарушения норм пожарной безопасности, в отношении собственника, арендатора или иного владельца объекта будет составлен акт. Одновременно выдается предписание со списком нарушений, сроками их устранения.

Нормативные акты

Основным нормативным актом, по которому проводятся проверки и выносятся предписания, является Приказ МЧС от 30.11.2016 № 644. Им утвержден административный регламент по проведению проверок в сфере пожарной безопасности, указаны основания для вынесения предписаний. Нормы пожарной безопасности, которые будут проверять специалисты МЧС, указаны в следующих нормативных актах:

Уважаемые КЛИЕНТЫ!

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

  • Федеральный закон № 384-ФЗ О безопасности зданий и сооружений (скачать);
  • Федеральный закон № 123-ФЗ Регламент пожарной безопасности (скачать);
  • НПБ 110-03 Нормы пожарной безопасности для проектирования (скачать);
  • СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность (скачать).

Требования к обеспечению пожарной безопасности должны соблюдаться при проектировании строительства, реконструкции, капремонта и перепланировки, т.е. в разрабатываемых документах на будущие работы. Также их обязаны соблюдать подрядчики, собственники, арендаторы и управляющие компании при текущей эксплуатации объекта, возведении или ремонте здания.

Простым языком

При проектировании, строительстве, ремонте и эксплуатации объектов необходимо соблюдать нормы об исключении возможности возникновения пожара, предотвращении или ограничении опасности задымления, обеспечении защиты людей и имущества от опасных факторов возгорания. Нормы и требования пожарной безопасности, которые будут проверять специалисты МЧС, утверждены по следующим группам:

  • меры по обеспечению и сохранению устойчивости здания, прочности несущих конструкций на период эвакуации людей, выполнения иных мероприятий по ликвидации возгораний;
  • ограничение и локализация опасных факторов в пределах очага пожара, недопущение их распространения на другие части здания и прилегающей территории;
  • комплекс мер, препятствующий распространению огня на соседние здания и сооружения;
  • нормы об эвакуации в безопасную зону граждан, в том числе инвалидов и иных маломобильных групп;
  • обеспечение объекта средствами пожаротушения, возможности доступа пожарных и доставки средств тушения огня в любое помещение объекта;
  • составление и соблюдение расчетов пожарных рисков, если это предусмотрено законом.

Эти общие нормы конкретизируются в регламенте Закона № 123-ФЗ, НПБ 110-03 и СНиП 21-01-97. Если в ходе проверки МЧС выявлено отступление от требований пожарной безопасности, либо прямое нарушение нормативных актов, будет составлен акт, выдано предписание.

Комментарий специалиста. Владелец здания обязан устранить предписание МЧС, после чего будет проведена повторная проверка. За отказ исполнить требования, либо при несоблюдении сроков рассмотрения предписаний, наступают административные санкции – от крупного штрафа до приостановления деятельности. Также есть возможность оспорить предписание, если организация или гражданин не согласны с выявленными замечаниями.

Специалист МЧС изучает состояние стен и перекрытий на предмет пожарной безопасности

Виды проверок и штрафов МЧС

Проверки МЧС могут проводиться в соответствии с утвержденным планом (графиков), во внеочередном порядке, либо в ходе согласования проектной документации, приемки объекта в эксплуатацию. Основанием для проверок является распоряжение, форма которого утверждена Приказом МЭР России № 141.

Плановые и внеплановые проверки

План проверок составляется на каждый календарный год. Для соблюдения интересов правообладателей, план размещается в открытом доступе на сайте прокуратуры. Постановлением № 290 утверждена периодичность плановых проверок:

  • для объектов по категории высокого риска – 1 раз в 3 года;
  • при категории значительного риска – 1 раз в 4 года;
  • при категории среднего риска – 1 раз в 7 лет;
  • при категории умеренного риска – 1 раз в 10 лет.

Не предусмотрено плановых проверок для объектов, отнесенных к категории низкого пожарного риска.

Внеплановые проверки могут проводиться в любое время, если возникают следующие основания:

  • истек срок исполнения предписания, ранее выданного специалистом МЧС;
  • получение информации или документов о фактах нарушения норм пожарной безопасности (обращения граждан и организаций, публикации в СМИ, иные источники);
  • поручение Президента РФ. Правительства РФ или требование прокурора о проведении внеплановой проверки объекта;
  • ряд иных оснований, указанных в Приказе № 644.

Основания для проведения плановых и внеплановых проверок указываются в распоряжении. Если распоряжение издается вне плана, сразу после издания распоряжения инспекторы пожнадзора вправе приступить к проверке незамедлительно. Независимо от оснований для назначения проверки, она всегда носит выездной характер, т.е. непосредственно на объекте. Исключение составляет только согласование проектной документации, на которую Приказ № 644 не распространяется.

Плановые и внеплановые проверки МЧС проводятся в отношении документации, планов эвакуации. оборудования здания

Порядок проведения проверок

Распоряжение о проверки пожарной безопасности регистрируется в специальном журнале МЧС, вручается собственнику или иному владельцу объекта. В распоряжении будут указаны даты начала и окончания инспекции, состав комиссии, основание для проведения проверок. Процедура проходит по следующим этапам:

  • в соответствии с распоряжением владелец объекта должен представить для проверки необходимые документы (их перечень определяется инспектором, зависит от вида объекта и оснований проверки);
  • выездная инспекция проходит с заполнением проверочных листов (их формы отличаются для разных видов учреждений и объектов);
  • при необходимости, могут назначаться экспертизы и испытания;
  • по итогам проверки составляется акт, в котором указываются все выявленные нарушения;
  • владелец объекта вправе давать пояснения и возражения по акту, представлять дополнительные документы;
  • если в акте указаны нарушения пожарной безопасности, составляется предписание МЧС об их устранении;
  • в срок, указанный в предписании, собственник должен устранить все нарушения, либо оспорить претензии МЧС.

После получения информации об устранении нарушений назначается еще одна внеплановая проверка. Также в ходе проверок может устанавливаться основание для привлечения к ответственности по КоАП РФ. Рассмотрение административных дел может происходить одновременно с вынесением и устранением предписаний МЧС.

Штрафы МЧС

В КоАП РФ есть сразу несколько статей, по которым грозит ответственность за нарушение норм пожарной безопасности:

  • по общей статье 20.4 КоАП РФ выносятся предупреждения и назначаются штрафы за все нарушения пожарной безопасности;
  • по ст. 19.5 КоАП РФ назначается наказание за неисполнение предписаний и требований МЧС;
  • по ст. 19.6 КоАП РФ могут наказать за непринятие мер по устранению причин, и условий для совершения нарушений в сфере ПБ.

В зависимости от вида нарушения, протокол и постановление об административной ответственности могут составлять территориальные подразделения МЧС, Управления надзорной деятельности по субъектам РФ, либо центральный Департамент НД МЧС России.

Комментарий специалиста. Если в результате нарушений пожарной безопасности причинен вред людям или имуществу, может применяться уголовная ответственность. Однако по итогам плановых и внеочередных проверок МЧС назначается только административное наказание. Если в ходе проверки выявлены основания для возбуждения уголовного дела, оно будет расследоваться отдельно.

Предписание МЧС обязательно для исполнения собственников или арендатором здания

Кто и как обязан устранять нарушения и отвечать на предписания МЧС

Устранять нарушения и отвечать на предписания МЧС должно лицо, в отношении которого проводилась проверка и составлен документ, это может быть:

  • собственник, арендатор или иной владелец здания, сооружения, помещения;
  • руководитель или ответственные лица организации, которая занимается эксплуатацией объекта;
  • руководитель или ответственные лица организации, которая занимается строительством или ремонтом объекта.

Проверять соблюдение норм пожарной безопасности могут в отношении граждан, предпринимателей и юридических лиц.

В предписании будет указан срок, в течение которого гражданин или организация должны устранить нарушения. Точный срок зависит от вида нарушения, наличия объективной возможности его устранить. Для выполнения предписания могут выполняться следующие действия:

  • внесение изменений в локальные, технические и эксплуатационные документы организации и объекта (например, может потребоваться разработка планов эвакуации людей, инструкций ПБ);
  • приобретение оборудования, средств первичной и индивидуальной защиты;
  • внести конструктивные и планировочные изменения для обеспечения норм пожарной безопасности;
  • заменить стройматериалы, установить систему аварийного оповещения;
  • сделать расчеты пожарных рисков, либо внести в них изменения;
  • выполнить иные законные требования МЧС.

В срок, указанный в предписании, нужно уведомить об устранении всех нарушений. Для этого составляется письмо в произвольной форме, прикладываются подтверждающие документы. После получения уведомления будет проведена повторная выездная проверка.

Ответственность за неисполнение предписаний

Согласно ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в срок предписания МЧС, взыскивается штраф:

  • с граждан – от 1500 до 2000 руб.;
  • с должностных лиц – от 3000 до 4000 руб.;
  • с организаций – от 70 тыс. руб. до 80 тыс. руб.

Если предписания выносится по объектам здравоохранения, образования и социального обслуживания, штраф будет взыскан по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ. Юридические лица за такие нарушения должны заплатить штраф от 90 до 100 тыс. руб.

Уважаемые КЛИЕНТЫ!

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

При повторном неисполнении предписания применяется ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ. Наказание за такой проступок существенно строже:

  • для граждан – штраф от 4 до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – штраф от 15 до 20 тыс. руб. с дисквалификацией;
  • на ИП – штраф от 40 до 50 тыс. руб., либо приостановление деятельности до 90 суток;
  • на организации – штраф от 150 до 200 тыс. руб., либо приостановление деятельности до 90 суток.

Продлить срок предписания можно только в исключительных случаях, если устранение нарушение невозможно по объективным причинам. Об этом нужно уведомить орган или должностное лицо МЧС, представить доказательства невозможности устранения предписания.

В предписании МЧС всегда указывается точный перечень нарушений норм пожарной безопасности

Как соблюсти требования и устранить нарушения

Перечень мероприятий для исполнения предписания МЧС зависит от характера нарушения, особенностей здания и помещений. Ответ нужно дать по всем нарушениям, выявленным в ходе проверок, либо своевременно обжаловать и отменить предписание.

Изменение и разработка документации

Предметом предписания может быть отсутствие обязательных документов на здание, системы оповещения и пожаротушения, планов эвакуации, должностных инструкций на ответственных лиц. Также может потребоваться внесение изменений в действующую документацию. Для работы с документами можно привлечь стороннюю организацию, либо устранить замечания собственными силами.

Проектирование и выполнение ремонтных работ

При наиболее серьезных нарушениях норм пожарной безопасности может потребоваться проведение строительных работ:

  • для обустройства отдельных выходов и путей эвакуации;
  • для монтажа пожарных лестниц;
  • для обеспечения доступа спецтранспорту к объекту;
  • для обустройства пожарных водоемов и гидрантов;
  • для монтажа систем аварийной защиты и оповещения в здании и помещениях;
  • для замены строительных и отделочных материалов в помещениях, на путях эвакуации.

Это далеко не полный список мероприятий, которые могут потребоваться для устранения нарушений. Строительные работы могут проводиться в рамках капитального или текущего ремонта, реконструкции или перепланировки. На все виды работ нужно разработать проект, документацию для подрядчика.

Приобретение и монтаж оборудования

В каждом здании должны быть средства первичного пожаротушения, индивидуальной защиты граждан. Все оборудование и средства пожаротушения должны проходить регулярную поверку, соответствовать нормативам обеспечения по количеству людей, площадям здания. При ответе на предписание нужно указать, какое оборудование было приобретено и смонтировано в здании, представить паспорта изделий и иные подтверждающие документы.

Одним из наиболее частых нарушений, которые нужно устранять по предписанию МЧС, является соблюдение норм безопасности к пожарным и эвакуационным лестницам

Какие документы нужно подготовить по требованиям МЧС

В зависимости от вида нарушения, при устранении замечаний по предписанию могут потребоваться следующие документы:

  • уведомление об устранении нарушений, либо ходатайство о продлении сроков;
  • расчеты пожарных рисков;
  • декларации пожарной безопасности;
  • проект на проведение строительных работ, согласования и документы на ввод здания в эксплуатацию;
  • технический план, подтверждающий измененные характеристик помещений и здания;
  • паспорта инженерных систем, документы на оборудование и стройматериалы;
  • инструкции пожарной безопасности, регламенты, приказы, планы эвакуации граждан, иные локальные акты.

Точный перечень документов можно определить только по содержанию предписания МЧС.

Комментарий специалиста. Если вам необходима разработка документов и выполнение мероприятий по предписанию МЧС, обратитесь в компанию Смарт Вэй. Наши специалисты имеют опыт работы в сфере пожарной безопасности зданий, окажут необходимую помощь в устранении замечаний и нарушений.

Как выбрать компанию для устранения требований и предписаний МЧС

Попытка устранить нарушения по предписанию МЧС может завершиться взысканием крупного штрафа, приостановлением деятельности. Чтобы избежать таких проблем, обращайтесь к профессиональным специалистам в сфере пожарной безопасности зданий, убедитесь в их компетенции и квалификации. Компания Смарт Вэй на постоянной основе работает с клиентами по всем направлениям проверок МЧС. Мы поможем разработать и подготовить необходимые документы, окажем услуги при обжаловании предписаний.

Сроки и стоимость

Нарушения, которые выявят специалисты МЧС, могут существенно отличаться по срокам и сложности их устранения. Например, относительно быстро пройдет разработка новых документов, тогда как проектирование и проведение строительных работ может занять месяцы. Поэтому точный срок и расценки за устранение предписаний МЧС можно определить только после изучения документов, обстоятельств и характера замечаний. Обратившись в компанию Смарт Вэй, вы можете рассчитывать на максимально сжатые сроки и доступные цены на выполнения всех необходимых мероприятий.

Проблемы и сложности при работе с предписаниями МЧС

Даже если требования, указанные в предписании МЧС, совершенно законны, при их устранении может возникать множество проблем, в том числе:

  • сжатые сроки, предоставленные МЧС для выполнения мероприятий пожарной безопасности;
  • необходимость вносить изменения в основные архитектурные, планировочные и конструктивные решения здания, проводить перепланировки и реконструкции;
  • необходимость усиления несущих конструкций для монтажа инженерных систем, оборудования путей эвакуации и запасных выходов;
  • необходимость согласовать проведения работ с государственными органами, другими собственникам издания;
  • необходимость расчета пожарных рисков, определения полей опасных факторов при пожарах;
  • необходимость обустройства пожарных водоемов и противопожарных разрывов на территориях плотной застройки;
  • иные проблемы и сложности, в зависимости от выявленных нарушений.

Обратившись в компанию Смарт Вэй, все сложности и проблемы вы устраните максимально быстро. Это позволит избежать наложения штрафов, других санкций по КоАП РФ.

Преимущества сотрудничества с нашей компанией

Сотрудничество с нашей компанией – это всегда профессионально, выгодно, надежно! Мы предлагаем клиентам:

  • доступные цены на все виды работ и услуг;
  • консультационная поддержка по всем возникшим вопросам;
  • строгое соблюдение стандартов, регламентов, СП, других нормативных актов в сфере пожарной безопасности;
  • помощь в согласованиях, устранении замечаний.

Подробнее об условиях сотрудничества вы можете узнать на консультации у наших специалистов.

Кейсы нашей работы по устранению предписаний

Ниже вы можете ознакомиться с примерами по предыдущим работам, выполненным специалистами компании Смарт Вэй по предписаниям МЧС.

Кейс 1. Для устранения предписаний МЧС наши специалисты спроектировали наружные пути эвакуации и пожарные лестницы в крупном торговом центре Москвы. Предписание было выполнено точно в срок, указанный должностным лицом МЧС.

Кейс 2. Для устранения предписаний МЧС об организации эвакуационных путей был разработан проект и рабочая документация. После проведения работ эвакуационные выходы были приведены в соответствие с нормами пожарной безопасности, в том числе с организацией подсветки путей выхода людей.

Выводы

По итогам плановых и внеплановых проверок объектов могут составлять акты и предписания МЧС о выявленных нарушениям, мерах по их устранению. В отношении зданий и сооружений предписания могут выдаваться при нарушении регламента Закона № 123-ФЗ, Закона № 384-ФЗ, стандартов и сводов правил. Для устранения нарушений по предписанию МЧС может потребоваться разработка документации, проектирование и строительные работы, приобретение и монтаж оборудования, расчет пожарных рисков.

Полный комплекс услуг для устранения замечаний и ответа на предписания МЧС окажут специалисты компании Смарт Вэй. Звоните, мы поможем даже в самой сложной ситуации!

При написании статьи использовались следующие материалы:

  • Федеральный закон № 384-ФЗ О безопасности зданий и сооружений ();
  • Федеральный закон № 123-ФЗ Регламент пожарной безопасности ();
  • НПБ 110-03 Нормы пожарной безопасности для проектирования ();
  • СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность ().

Архипенко З. М.,
помощник руководителя
по налогам
ООО «Рамзес»

Новый регламент МЧС:
порядок осуществления пожарного надзора

Проверки пожарных – всегда «палка о двух концах», поскольку, с одной стороны, компании и предприниматели боятся предвзятого отношения и даже закрытия бизнеса, а с другой стороны, без пожарного надзора существуют значительные риски для сотрудников и для клиентов компаний, кафе, парикмахерских, развлекательных учреждений. Поэтому на новый регламент осуществления проверок нужно обратить пристальное внимание.

Новый порядок утвержден в 2016 году, но начал действовать в 2017 году (приказ от 30.11.2016 № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности»).

Соответственно, в этом документе определен предмет надзора:

  • соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами
    на объектах защиты и(или) территориях (земельных участках), используемых (эксплуатируемых) ими
    в процессе осуществления своей деятельности;
  • соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и(или) здоровья человека, имущества;
  • соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности; выполнение предписаний органов ГПН;
  • выполнение предписаний органов государственного пожарного надзора;
  • проведение мероприятий, в том числе профилактических, по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Общий срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней. При этом в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и(или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностного лица органа пожарного надзора, проводившего проверку, срок проведения плановой проверки может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней.

Выполняя данные надзорные функции, проверяющие органы:

1) организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан;

2) организуют и проводят мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в формах правового просвещения и правового информирования;

3) организуют и проводят мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами;

4) принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок в отношении:

  • руководителей федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • руководителей органов местного самоуправления;
  • собственников имущества;
  • лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций;
  • лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностных лиц;
  • граждан;

5) осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

6) рассматривают обращения и жалобы органов власти, организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Органы пожарного надзора не являются последней инстанцией. Так, в постановлении Верховного суда РФ от 04.05.2017 № 14-АД17-3 суд пришел к выводу о том, что нарушение отсутствует, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В соответствии с ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) административная ответственность наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения главного государственного инспектора города Нововоронежа по пожарному надзору от 22.04.2015 № 49 в отношении общества 29.04.2015 была проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за исполнением предписания от 15.07.2014 № 94/1/1-13, выданного обществу отделом надзорной деятельности по городу Нововоронежу Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Воронежской области (далее – предписание от 15.07.2014 № 94/1/1-13) об устранении нарушений требований пожарной безопасности на объекте защиты общества, расположенном по адресу: Воронежская область, город Нововоронеж, Промзона Восточная, 12-А, с установленным сроком исполнения до 15.04.2015. Между тем вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.09.2016 № А14-13806/2014 предписание от 15.07.2014 № 94/1/1-13 признано незаконным и отменено. Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, несмотря на то что проверяющие могут осуществлять надзорные мероприятия, предписания можно обжаловать в суде.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Сроки устранения выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности устанавливаются с учетом характера нарушения, а также исходя из организационных и технических условий, влияющих на их устранение.

Порядок осуществления надзора

Порядок осуществления надзора также сформулирован в регламенте МЧС.

Проверка может быть:

  • плановая;
  • внеплановая.

Планы проверки деятельности субъектов Российской Федерации, планы проверки полномочий органов местного самоуправления разрабатываются не позднее 15 августа и утверждаются начальником органа ГПН до 20 августа года, предшествующего началу календарного года.

Периодичность плановых проверок зависит от риска:

  • для категории высокого риска – один раз в 3 года;
  • для категории значительного риска – один раз в 4 года;
  • для категории среднего риска – не чаще чем один раз в 7 лет;
  • для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в 10 лет;
  • в отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки
    не проводятся.

Может проводиться также предварительная проверка. Перед началом проверки организацию или предпринимателя, в отношении которых проводится проверка, должны предупредить, то есть уведомить о ее проведении.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Информирование о порядке исполнения государственной функции осуществляется:

  • посредством размещения информации о порядке исполнения государственной функции на официальном сайте МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – официальный сайт МЧС России) (www.mchs.gov.ru);
  • непосредственно в органах ГПН, исполняющих государственную функцию;
  • с использованием средств телефонной связи, а также при устном или письменном обращении.

Инспектор проводит проверку, как документарную, так и путем проведения осмотра помещений. Срок проведения каждой плановой и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении объекта защиты в случае, когда его единственным правообладателем является хозяйствующий субъект (организация и индивидуальный предприниматель), отнесенный в соответствии с условиями, установленными законодательством, к малому предприятию либо к микропредприятию, общий срок проведения плановых проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов – для микропредприятия в год, срок проведения проверки в часах и даты начала и окончания проведения проверки указываются в распоряжении о проведении проверки.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и(или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, проводившего (проводивших) проверку, срок проведения плановой проверки может быть продлен распоряжением начальника органа ГПН, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий – не более чем на 50 часов, микропредприятий – не более чем на 15 часов.

По окончании проверки оформляется акт.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Акт о невозможности проведения соответствующей проверки оформляется в день окончания плановой (внеплановой) проверки, установленный в распоряжении о проведении данной проверки.

Оформление результатов проверки

Результаты проверки оформляются актом.

В акте проверки физического лица – правообладателя указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа ГПН с указанием вида государственного контроля (надзора) – федеральный государственный пожарный надзор;

3) дата и номер распоряжения;

5) фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица – правообладателя, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность уполномоченного или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, присутствовавшего при проведении проверки;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки физического лица – правообладателя или уполномоченного лица объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи;

9) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.

К акту проверки, акту проверки физического лица – правообладателя прилагаются:

  • решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты;
  • протоколы отбора образцов продукции, проб;
  • протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз;
  • объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности;
  • предписания об устранении нарушений и(или) предписания по устранению несоответствия;
  • рапорт на продление срока проверки с визой начальника органа ГПН (в случае продления срока проведения проверки);
  • распорядительный документ органа прокуратуры (в случае проведения проверки в рамках прокурорского надзора);
  • документы, подтверждающие обоснованность и правомерность проведения внеплановой проверки.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если проведение внеплановой выездной проверки согласовывалось с органом прокуратуры, то копия акта такой проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки.

Второй экземпляр сопроводительного письма о направлении копии акта проверки приобщается к материалам проверки.

Если были выявлены нарушения, то выдается предписание. В предписании об устранении нарушений указываются:

1) полное наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица – правообладателя объекта защиты и(или) территории (земельного участка);

2) перечень выявленных нарушений, мест их выявления и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;

3) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;

4) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного лица органа власти, объекта защиты, физического лица – правообладателя, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;

5) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.

В предписании по устранению несоответствия указываются:

1) полное наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица – правообладателя объекта защиты;

2) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;

3) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;

4) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.

Гражданин, организация, орган власти имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование принятых и осуществляемых в ходе исполнения государственной функции решений и(или) действий (бездействия) должностных лиц органов ГПН. Если вы хотите обжаловать в досудебном порядке, то необходимо подать жалобу.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

За нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности согласно действующему законодательству.

По результатам рассмотрения жалобы на решение или действие (бездействие), принятое или осуществленное в ходе проверки, должностное лицо органа ГПН, рассматривавшего жалобу:

  • признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица правомерными;
  • признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица неправомерными
    и определяет меры, которые должны быть приняты с целью устранения допущенных нарушений, восстановления или защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов заинтересованного лица.

После этого возможно обращаться в суд. И суд уже принимает решение, но иногда компаниям и предпринимателям приходится доходить до последней инстанции, то есть до Верховного суда. Например, в постановлении Верховного суда РФ от 18.10.2016 № 46-АД16-16 товарищество собственников жилья доказало, что конкретных доказательств того, что установленные на эвакуационных путях непроектные двери препятствуют свободной эвакуации людей из квартир, не представлено; установление факта отсутствия или наличия межбалконных лестниц в квартирах в ходе проверки должностным лицом не проводилось, у товарищества отсутствовала законная возможность обеспечить доступ в указанные квартиры проверяющему должностному лицу.

В заключение необходимо отметить, что новый регламент МЧС четко регулирует проведение проверок в части пожарного контроля. Однако не очерчен конкретный вид нарушений, конкретный вид документов, которые затребует проверяющий. Поэтому риски проверок являются значительными, но риск-ориентированный подход к проверкам, который вводится в настоящее время в компаниях, позволяет снизить количество проверок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *