Принцип равенства в семье

Равенство личных прав и обязанностей супругов в решении вопросов семейной жизни

Исходя из п.3 ст. 31 Семейного супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Уважение относится к сфере чувств, а не к сфере права, осуществить обязанность уважать друг друга правовыми способами невозможно. Обязанность оказывать помощь приобретает правовое значение, только когда речь идет о содержании нетрудоспособного нуждающегося супруга. Во всех остальных случаях — это только моральная обязанность. Содействие благополучию и укреплению семьи также находится за рамками права. Забота о благосостоянии и развитии детей является реальной юридической обязанностью, за ее неисполнение возможно применение санкции в виде лишения родительских прав. Однако это не обязанность супругов в отношении друг друга, а обязанность каждого из них в отношении детей Филиппенко А. В. Конституционное право на и личную и семейную тайну // Семейное и жилищное право 2006г. № 3. С. 13..

Под благополучием в данном контексте понимается не только материальное обеспечение семьи, но и ее здоровая духовная атмосфера, способствующая укреплению семейных связей.

Право супругов на совместное решение вопросов жизни семьи весьма обширно по содержанию и охватывает, по существу, все стороны семейной жизни: вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей, распределение семейного бюджета, покупки, определение места отдыха и т.д. Приведенные выше вопросы решаются супругами исходя из принципа равенства.

Следует заметить, что эта норма носит декларативный характер, в ней, по сути, перечислены моральные обязанности супругов друг перед другом, но следование им создает необходимую среду для нормальной жизнедеятельности всех членов семьи как внутри нее, так и за ее пределами Тарусина Н.Н. Семейное право. М., 2000. С. 118..

Закон предусматривает равенство прав и обязанностей супругов в семье, не устанавливая преимуществ ни одного из них в решении любого вопроса. Разумный подход к использованию каждым из супругов предоставленных законом личных прав с одновременным исполнением обязанностей будет содействовать укреплению семьи и взаимопониманию супругов. Шугаибова С.Ш. Соблюдение принципа равенства супругов в нормативном регулировании личных неимущественных правоотношений между ними. Бюллетень нотариальной практики.. 2006 .№6. С.25.

Как известно, содержанием личных неимущественных правоотношений между супругами являются их врожденные (конституционные) права, не подлежащие каким-либо ограничениям. В науке семейного права присутствует мнение относительно того, что с момента государственной регистрации заключения брака личные права подобного рода начинают выступать также и в качестве субъективных семейных прав каждого из супругов, а потому обеспечиваются защитой семейного законодательства Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: Понятие, осуществление, защита. М., 2000. С. 9..

Следует заметить, что подобное мнение основано на абсолютизации принципа равноправия супругов, закрепленного в ст. 31 СК РФ, п. 3 ст. 19 Конституции РФ, ст. 16 Всеобщей декларации прав человека, ст. 12, 13, 15, 16 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и т.п. нормативно-правовых актах.

Г.Ф. Шершеневич подчеркивал, что «из юридического понятия о браке и признания свободы личности за каждым гражданином, к какому бы классу и полу он ни принадлежал, следует, что в личных и имущественных отношениях супруги должны быть так же равноправны и самостоятельны, как они были до брака Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М., 1995. С. 426..

Санкций за неисполнение супругами обязанностей неимущественного характера СК прямо не предусмотрено.

Однако злоупотребление одним из супругов личными правами, неисполнение обязанностей, явное пренебрежение интересами семьи, а равно игнорирование или воспрепятствование осуществлению другим супругом его личных прав может послужить основанием для расторжения брака Шугаибова С.Ш. Соблюдение принципа равенства супругов в нормативном регулировании личных неимущественных правоотношений между ними. Бюллетень нотариальной практики… 2006 №6. С.26. .

Итак, следует заметить, что принцип равенства супругов носит декларативный характер, и его исполнение в реально складывающихся общественных отношениях ничем не обеспечено.

Зарубежное законодательство большинства стран, например Венгрии, Италии, Франции, США, Польши, закрепляет равенство взаимных прав и обязанностей супругов. Они должны совместно решать все вопросы, связанные с супружеством и семьей, оказывать помощь и поддержку друг другу.

Воспитание детей является равным правом и обязанностью родителей, как это закреплено в ст. 38 Конституции РФ. Все вопросы, связанные с воспитанием детей, должны решаться родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

В соответствии со ст. 65 СК РФ родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Родительские права и обязанности имеют определенные особенности. Во-первых, родители обладают равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей (п. 1 ст. 61 СК РФ). При этом не имеет значения в зарегистрированном браке родился ребенок или нет, отцовство было признано в добровольном порядке или установлено судом. Принцип равенства родительских прав последовательно проводился в семейном законодательстве России в послереволюционный период. Конвенция о правах ребенка (ч. 1 ст. 18) также предписывает всем государствам-участникам обеспечить признание общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка Муратова С.А. Семейное право. М., 2006. С.108..

Во-вторых, родительские права ограничены во времени. По достижении ребенком совершеннолетия или при приобретении полной дееспособности несовершеннолетним родительские права и обязанности прекращаются. С этого момента гражданин становится полноценным членом общества, достигает необходимой степени зрелости, чтобы самому создавать и осуществлять права и обязанности. Если совершеннолетний ребенок нетрудоспособен, то на родителей возлагается обязанность по его содержанию. Однако данные правоотношения являются не родительскими, а отношениями между опекуном и совершеннолетним подопечнымКоролева Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 2003. С.55. .

В-третьих, при осуществлении родительских прав и обязанностей должен соблюдаться приоритет интересов ребенка (п. 1 ст. 65 СК РФ). Это положение имеет принципиальное значение, поскольку нередки жизненные ситуации, когда интересы родителя противоречат интересам ребенка. Например, родители не оказывают должного внимания духовному развитию ребенка, ссылаясь на нехватку времени. Не занимаясь воспитанием ребенка, родители ущемляют права несовершеннолетнего. Приоритет прав и интересов ребенка является основополагающим при осуществлении родительских прав и обязанностей, он закреплен во многих нормах СК РФ Кузнецова И. М. Семейное право. М. 1999. С. 78..

Четвертая особенность родительских прав и обязанностей заключается в том, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК РФ). Отступление от этого правила, возможно, только в случаях, когда нарушаются интересы ребенка.

В соответствии с п. 1 ст. 63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Право на воспитание своего ребенка является личным правом каждого родителя, заключается оно в возможности воспитывать своего ребенка лично, применяя всевозможные способы и методы семейного воспитания.

Право и обязанность родителей по воспитанию своих детей включает в себя:

· само право на воспитание и развитие своих детей;

· обязанность по заботе о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. На них возложена обязанность по подготовке полноценной личности для общества. По сути, эта обязанность представляет собой ежедневный непрекращающийся труд обоих родителей, направленный на подготовку ребенка к взрослой жизниКузнецова И. М. Семейное право. М. 1999. С. 79. .

Обязанность родителей по заботе о ребенке предполагает, прежде всего, заботу о его здоровье, физическом и психическом развитии. Это во многом зависит от питания, занятий физкультурой и спортом, своевременного предоставления лечения в случае болезни, здорового микроклимата в семье, способствующего нормальному психическому развитию ребенка. Кроме того, родители обязаны заботиться о духовном и нравственном развитии ребенка. Исполнение этой обязанности во многом зависит от личных качеств родителей, их духовных ценностей. Реализуя это право, родители обладают преимуществом на личное воспитание своих детей перед всеми другими лицамиКоролева Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 2003. С.57. .

Интересно, что в Польше супругам, имеющим детей, принадлежат равные права и обязанности по воспитанию детей. Каждый из супругов обладает родительской властью, которая может быть ограничена в пользу другого супруга только по решению опекунского суда. Залесский В.В. Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: основные институты. М., 2004. С. 56.

В соответствии с п. 2 ст. 31 СК РФ супруги совместно решают вопросы семейной жизни. Перечень таких вопросов в законодательном порядке не определен в связи с тем, что право супругов на совместное решение вопросов жизни семьи относится к довольно емким понятиям. Данные вопросы могут иметь имущественный либо личный характер. Одни из них охватываются правовым воздействием (например, совершение большинства гражданско-правовых сделок), другие находятся вне сферы правового регулирования (выбор способа проведения досуга, отпуска, порядок ведения домашнего хозяйства). Значимость вопросов является индивидуальной для той или иной семьи. Поэтому закон в общем виде формулирует наиболее приемлемый вариант поведения: совместное решение всех вопросов семейной жизни. Среди них в законе выделен лишь круг вопросов, связанных с воспитанием детей (п. 2 ст. 31 СК РФ). Данное положение вытекает из норм Конституции РФ, согласно которым граждане РФ обязаны заботиться о детях, их воспитании.

Помимо личных неимущественных прав супругов, предусмотренных в главе VI СК РФ, некоторые авторы относят к ним право супруга на расторжения брака (п. ст. 16 СК РФ), право каждого супруга давать согласие на усыновление ребенка другим супругом (п. 1 ст. 133 СКРФ). Нам данная позиция представляется убедительной. Так, в частности, развод возможен даже при отсутствии согласия на расторжение брака одного из супругов (п. 1 с. 21 СК РФ). И напротив, усыновление ребенка недопустимо без согласия другого супруга. Можно прописать данные положения в главе VI СК РФ, тем самым, расширив круг личных неимущественных прав и обязанностей. Муратова С. А. Семейное право. М., 2006. С. 107.

Так же на наш взгляд представляется интересным мнение Л.А Смолиной по поводу регулирования некоторых неимущественных отношений с помощью брачного договора, частности закреплять характер и объем сведений, составляющих семейную тайну; предусматривать понятие недостойного поведения и т.д. Данное мнение представляется нам убедительным, так как основные принципы равенства будут соблюдены, даже при заключении брачного договора Смолина Л.А. Воздействие права на личные отношения супругов // Семья и право (к 10-летию принятия семейного кодекса Российской Федерации). М., 2005. С. 184..

Для приведения в соответствие фактических семейных отношений с законодательством необходимо предоставить супругам возможность урегулировать личные неимущественные отношения договорным путем. В этом случае никоим образом не пострадает принцип равноправия супругов, ибо договор могут заключать лишь равные, тем более что на протяжении совместной жизни супругов в договор могут вноситься изменения и дополнения. Шугаибова С.Ш. Соблюдение принципа равенства супругов в нормативном регулировании личных неимущественных правоотношений между ними. Бюллетень нотариальной практики.. 2006 .№6.С.27

Ведь, в данном случае, при прописании данных положений в брачном договоре, мы не нарушаем принципа равенства супругов, не ущемляем супругов в правах, а наоборот мы закрепляем то, что возможно закрепить.

Традиционная, патриархальная и нуклеарная семья: признаки и характеристики

Что такое семья? Функции семьи

Семья — это совокупность индивидов, связанных кровным родством или узами брака. Семью объединяют общий быт и взаимная ответственность.

Простыми словами, семья — это группа близких родственников, живущих вместе.

Основу семьи составляет брачный союз, санкционированных обществом. Брак может быть юридическим, церковным или гражданским (неофициальным). Моногамия — это брачный союз двух супругов. Полигамия — союз трех и более супругов. Многоженство в науке называется полигинией, многомужество — полиандрией.

Читайте подробнее: Что значит моногамный? Правда ли люди — многоженцы от природы

Семья — это и малая социальная группа, и важнейший институт общества, опора всей социальной структуры. Семья как малая группа она удовлетворяет личные потребности людей, а как социальный институт — потребности общества.

Функции семьи

  1. Репродуктивная — биологическое воспроизводство, рождение детей

  2. Социализация — формирование личности.

  3. Хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми.

  4. Экономическая — совместная трудовая деятельность, материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

  5. Первичный социальный контроль — регулирует поведение членов семьи с помощью правовых и нравственных норм, традиций.

  6. Социально-статусная — предоставление социального статуса членам семьи (национальность, религия, сословная принадлежность), воспроизводство социальной структуры общества.

  7. Эмоционально-психологическая — психологическая поддержка членов семьи.

  8. Защитная — физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи.

  9. Духовно-нравственная — развитие личности

  10. Досуговая — совместный отдых.

  11. Сексуальная — регулирование отношений между полами.

Патриархальная и партнерская семья: определение и признаки

По распределению обязанностей семьи можно разделить на патриархальные, матриархальные и партнерские.

Патриархальная семья — это семья, где домашние обязанности выполняет в основном женщина, а ответственность за семью и основная власть принадлежат мужчине. Греческое слово патриарха́т означает «власть отца».

Иногда этим же термином обозначают большую многополенную семью (см. ниже).

Признаки патриархальной семьи

  • Старший мужчина материально обеспечивает семью, родственники экономически зависят от него

  • Мужчина — носитель власти и морального авторитета в семье, он принимает решения

  • Мужские и женские обязанности четко разделены: женщине предписано воспитывать детей и вести домашнее хозяйство

  • Мужчина несет ответственность за жену и детей, их поступки

Матриархальная семья — это семья, где основная власть и ответственность принадлежат старшей женщине, другие члены семьи зависимы от нее.

Коллективистская (партнерская) семья означает, что супруги выполняют обязанности совместно или по очереди, делят права и ответственность. Оба супруга обладают экономической независимостью.

Признаки партнерской семьи (семьи демократического типа)

  • Равные возможности супругов

  • Экономическая самостоятельность и независимость супругов

  • Отношения основаны на уважении и доверии

  • Распределение ответственности: проблемы обсуждаются, важные решения принимаются сообща

  • Справедливое разделение домашней работы и родительских обязанностей

  • Уважение к частной жизни членов семьи

Традиционная и нуклеарная семья: определение и признаки

Нуклеарная семья (простая, супружеская) состоит из супругов и детей, либо только из супругов. Термин происходит от слова nucleus — ядро. В современном мире именно нуклеарный тип семьи встречается чаще всего. Нуклеарная семья может быть бездетной, с одним или несколькими детьми; может быть полной или неполной (с двумя родителями или одним родителем).

Нуклеарную семью противопоставляют расширенной (сложной) семье традиционного типа.

Расширенная семья (сложная, традиционная, патриархальная) включает несколько поколений взрослых людей. Если под одной крышей живут родители и их взрослые сыновья/дочери, уже вступившие в брак, бабушки и дедушки, взрослые сестры или братья — это расширенная семья.

Таким образом, традиционная или расширенная семья — это несколько нуклеарных семей, живущих вместе.

Сложная семья уступает место нуклеарной при переходе от традиционного общества к индустриальному. В России переход от традиционной к нуклеарной семье произошел в XX веке.

Кто такая золовка? Как называют родню со стороны жены и мужа

Найдите в списке характеристики патриархальной семьи. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать разницу между патриархальной и партнерской, нуклеарной и расширенной семьей. Для примера разберем задания из тестов прошлых лет по этой теме.

Задание 1. Найдите в приведенном ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
Правильный ответ: 156

Задание 2. В семье N. под одной кры­шей живут су­пру­ги, их дети, внуки и пра­вну­ки. Гла­вой семьи яв­ля­ет­ся стар­ший муж­чи­на, чьи ре­ше­ния обя­за­тель­ны для осталь­ных до­мо­чад­цев. Жен­щи­ны за­ни­ма­ют­ся до­маш­ней ра­бо­той, а муж­чи­ны обес­пе­чи­ва­ют ма­те­ри­аль­ные усло­вия су­ще­ство­ва­ния семьи. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки дан­ной семьи и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) нук­ле­ар­ная
2) партнерская
3) тра­ди­ци­он­ная
4) мно­го­по­ко­лен­ная
5) де­мо­кра­ти­че­ская
6) мо­но­гам­ная
Правильный ответ: 34

Задание 3. В сто­ли­це од­но­го из ев­ро­пей­ских го­су­дарств про­жи­ва­ет семья, со­сто­я­щая из су­пру­гов и двоих детей. Муж и жена ра­бо­та­ют в ре­клам­ном биз­не­се, сов­мест­но ре­ша­ют все во­про­сы жизни семьи. Еже­год­но, вме­сте с детьми они об­суж­да­ют во­про­сы ор­га­ни­за­ции лет­не­го от­ды­ха, при­ни­ма­ют ре­ше­ния о при­об­ре­те­нии всех круп­ных по­ку­пок. Ука­жи­те в при­ве­ден­ном пе­реч­не ха­рак­тер­ные при­зна­ки семьи, опи­сан­ной в за­да­нии.
1) де­мо­кра­ти­че­ская
2) пат­ри­ар­халь­ная
3) парт­нер­ская
4) нук­ле­ар­ная
5) мо­но­гам­ная
Правильный ответ: 1345

Задание 4. Най­ди­те в при­веденном ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки пат­ри­ар­халь­ной (тра­ди­ци­он­ной) семьи. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) сов­мест­ное про­жи­ва­ние не­сколь­ких по­ко­ле­ний
2) при­ня­тие ре­ше­ний всеми чле­на­ми семьи
3) эко­но­ми­че­ская са­мо­сто­я­тель­ность жен­щи­ны
4) ор­га­ни­за­ция быта как ос­нов­ная эко­но­ми­че­ская функ­ция
5) жесткое рас­пре­де­ле­ние муж­ских и жен­ских обя­зан­но­стей
6) сов­мест­ная про­из­вод­ствен­ная де­я­тель­ность
Правильный ответ: 156

В чем заключается равноправие супругов?

Ну о каком равноправии может вообще идти речь? О том, что жена имеет право забивать гвозди наравне с мужем? или о том, что он имеет право делать то, что она делает лучше? Равноправие в домашних делах? Ерунда какая-то. Я, например, не мою полы. И мыть их не буду — ну не нравится мне это. Если её это не устраивает, то я здесь при чём? Значит ей не надо со мной жить( если она чего-то делать не любит или не хочет, то я должен не «перевоспитывать» её, а принимать такой, как она есть. Или не принимать. Или эта дурость — всё делать вместе или пополам. Это к чесу? Если я что-то умею делать лучше, то я это и должен делать. А то, что делает лучше она — зачем я буду за это браться? Или я терпеть не могу делать что-то с кем-то. А у неё, к примеру, эта дурь в голове: » всё делать вместе», — это не помочь может, а только помешать.

Равноправие моральное? В чём оно может заключаться? В одинаковых обязанностях? А не должно быть никаких «обязанностей», в нормальной жизни всё должно основываться только на желаниях. Может, как раз в этом равноправие — в праве быть самим собой даже живя вместе?

Гендерное равенство и современная семья

Изучив опубликованные на сайте «Современная семья» статьи, можно обнаружить, что многие из них посвящены феминистическому движению и гендерному равенству. И, явно, что это неспроста, а имеет самое живое живое и непосредственное отношение к главной теме сайта и работе организации — Современной семье.

Равенство на работе и дома

Сейчас уже довольное четко можно утверждать, что гендерное равенство — один основных признаков (атрибутов) современной семьи. Но именно в семейную сферу идеи равенства мужчины и женщины проникают наиболее тяжело. Когда речь идет о равенстве полов на производстве, никто не будет возражает о необходимости равных оплат за равный труд, о не-дескриминации при продвижении по карьерной лестнице, о возможности приобретения новой профессии, о прохождении женщиной обучения и т.д. Здесь в «За». Но эгалитарность в семье — дело другое, и здесь общий подход равенства уже не срабатывает. Закон 2017 г о декриминализации домашнего насилия перевел побои, которые наносят близким родственникам, из разряда уголовных преступлений в административные (если такой проступок совершен впервые). При всей логике этого Закона на сокращении количества уголовных дел, все таки очевидно, что его направленность идет вразрез с духом гендерного равенства.

С другой стороны несложно увидеть, что понятие равенства (социального, правового) мужчины и женщины нельзя разделить на отдельные составляющие — на равенство на работе, на равенство в политической жизни или на равенство в семье. Все системы связаны между собой. И если мы хотим получить реальное равноправие на работе на производстве или в политике, то придется укреплять равенство и в семье.

Закон о гендерном равенстве в России не был принят: законодательные органы страны апеллировали к статье 19.2 Конституции РФ, в которой прописано, что каждый гражданин имеет равные права и свободу, защищаемые государством независимо от пола. Мы понимаем, что дело не в наличии этой статьи Конституции, а в том, что необходимость равенства не сильно востребована в обществе, не поддерживается большинством населения, и более того — в нашей вопрос гендерной (особенно семейной) эгалитарности не достаточно разработан как социальное явление. Мы не понимаем, для чего это надо и какие шаги нужно сделать, чтобы достичь социального равенства мужчины и женщины.

Сегодня несмотря на 21 век на дворе и «полеты в космос» наше сознание переполнено гендерными стереотипами. Большинство мужчин мыслит в категориях старинного домостроя и по-прежнему отводит женщине роль хранительницы домашнего очага, матери, заботящейся о детях и смирной послушной жены, которая не спорит с мужем и терпит его недостатки ради сохранения семьи. Многие женщины, впрочем, думают также и согласны выполнять требования, помалкивая, уступая и соглашаясь, лишь семью содержал, да деньги приносил; «не пил, не бил, да лишь бы был». В конце концов, у многих и того то нет. Что касается мужчин, то согласно последнему социологическому опросу, проведенному на Украине в 2018 г. (UNFPA) 70% мужчин хотят видеть в женщине хозяйку, умеющую готовить, вести хозяйство и заботиться о детях, 67% хотят видеть в женщине подчиненное существо и предлагают ей быть уступчивой и соглашаться с мнением мужчины, слово которого в семье является решающим, а 63% респондентов считают, что смена подгузников, кормление и купание младенцев – это прямая обязанность матери.

Введение в тему семейной эгалитарности

Равенство полов, как принцип, состоит в том, чтобы изучать и устранять социальные барьеры, мешающие человеку проявляться как личности, а также создавать равные социальные возможности для реализации личности мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности в зависимости от предпочтений автономной личности.

Как это может выглядеть, если смотреть изнутри семьи?

1. Независимость мужчины и женщины в плане выбора образования, работы, жизненного пути в целом;

2. Не-насилие физическое или моральное в семье;

3. Снижение бытового (домашнего) сексизма (примеры);

4. Увеличение роли мужчины в воспитании детей;

5. Эгалитарное воспитание детей в смысле сокращения роли сексистских дифференциаций («мальчики никогда не плачут и всегда доказывают, что они сильные, а девочки — красотульки и любят розовую одежду», — утрированный пример);

5. Высвобождение времени женщины от домашнего труда.

На этом пока и остановимся, пока социологическая наука не предоставит нам больше материла для практической оценки.

Свобода от жизни в стиле «селфи»

После того, как в нашу жизнь вошли социальные сети, они заполнились женскими селфи сексуального характера. Эти молодые женщины пытаются выглядеть на этих фотографиях как можно лучше, как можно более привлекательно. Авторы многих научных исследований доказывают, что сексуализация — это следствие бесправия: женщины тратят больше времени и усилий на публикацию сексуальных селфи там, где имеет место существенное экономическое неравенство, которое усиливает соперничество и риск потерять текущее общественное положение для людей на всех уровнях социальной иерархии и заставляет их стремиться быть (и казаться) лучше. «Хорошо это или плохо, но в современном обществе выглядеть сексуально — значит обеспечить себе экономическую, социальную и личную выгоду», — поясняют ученые. «Относитесь к ней как к игроку в сложной социальной игре. Она просто собирается добиться в жизни как можно большего — так же, как и все остальные» (Кандисс Блейк, ведущий автор исследования)….

Далее можно рассуждать, почему в том или ином обществе процветает неравенство доходов у мужчин и женщин. Но совершенно очевидно одно: неравенство доходов связано с гендерным неравенством. Значит в таком обществе власть и деньги сконцентрирована в руках мужчин. Как следствие — процветает половое неравенство. Стоит начать восстанавливать равенство, и молодым женщинам не придется тратить так много усилий на свою внешность и запечатлевание ее на селфи.

Феминизм и феминистки

Сегодня главный борцы за гендерное равенство — феминистки; на них сейчас лежит главный труд по разгребанию завалов патриархальности, сексизма, борьбы с неравенством. Пути феминистического движения извилисты, не всегда логичны, но результаты из работы очевидны. Сегодня вряд ли кто то осмелиться дать дать такую рекламу:

В итоге общество в целом выигрывает от малоприятной работы феминистических организаций. На эту тему есть небольшое выступлении Екатерины Шульман, которое рекомендуем всем посмотреть в приложенном видео.

Ответы к тесту по семейной педагогике

Вопрос 1. Устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи –

  • Ответ: Семейный кодекс Российской федерации (1995 год)

Вопрос 2. Преобладающий тип семьи, который состоит преимущественно из двух поколений (двухпоколенные) — из супругов и детей — до вступления в брак последних — это:

  • Ответ: нуклеарная семья

Вопрос 3. Первая клетка вновь образованной жизни — это:

  • Ответ: зигота

Вопрос 4. Функция семья, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения, называется:

  • Ответ: воспитательной

Вопрос 5. Важнейшая задача семейного воспитания — это:

  • Ответ: подвести ребенка к внутренней жизни, к работе над собой

Вопрос 6. Восстановление поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей — это ________________ семьи.

  • Ответ: функция организации досуга

Вопрос 7. Семья — это социальная ________________ группа.

  • Ответ: дифференцированная

Вопрос 8. «Испорченность ребенка в большинстве случаев — результат не прирожденной умственной или нравственной тупости, а педагогических ошибок воспитателей» — говорил:

  • Ответ: П.Ф. Лесгафт

Вопрос 9. Дж. Локк решительно настаивает на воспитании и обучении:

  • Ответ: в семье

Вопрос 10. Семья, которая возникает в результате рождения ребенка вне брака, — это ________________ семья.

  • Ответ: внебрачная

Вопрос 11. Внутренне присущие семье наличные возможности в формировании личности, объективные и субъективные, реализуемые как сознательно, так и стихийно — это:

  • Ответ: воспитательный потенциал

Вопрос 12. Эмоциональный, интимный характер отношений, который выражается в глубокой и кровной любви родителей к детям и детей к родителям — это ________________ семейного воспитания.

  • Ответ: основа

Вопрос 13. Важнейшее средство воспитания древнерусской педагогики — это:

  • Ответ: живой пример

Вопрос 14. Семья, для которой свойственны равноправие, справедливый характер семейной кооперации и рациональное распределение обязанностей, — это ________________ семья.

  • Ответ: эгалитарная

Вопрос 15. Помочь детям устроить их детскую жизнь, ускорить процесс нахождения детьми тех подходящих форм социальной жизни и личного творчества, которые им нужны, стать центром, организующим детскую жизнь, — это:

  • Ответ: задача школы

Вопрос 16. Отрасль научного знания, определяющая правовые основы семьи, брака, домашнего воспитания, — это:

  • Ответ: юриспруденция

Вопрос 17. Источник духовного развития ребенка, его эмоций, нравственных качеств, мажорного мироощущения, уверенности в себе, отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям и других благородных человеческих чувств — это:

  • Ответ: родительская любовь

Вопрос 18. Процесс становления и развития человека как общественного существа — это:

  • Ответ: формирование личности

Вопрос 19. Не могут осуществляться в противоречии с интересами детей:

  • Ответ: родительские права

Вопрос 20. Социальный микрокосмос, в котором ребенок постепенно приобщается к социальной жизни, опосредует нормы человеческого общежития, усваивает нравственные ценности — это:

  • Ответ: семья

Вопрос 21. Форма воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи — это:

  • Ответ: семейное воспитание

Вопрос 22. Одна из центральных задач I Всероссийского съезда в 1912 году в России по семейному воспитанию заключалась в том, чтобы …

  • Ответ: помочь семье в воспитании детей

Вопрос 23. Специфическая форма передачи социального, в том числе нравственного опыта старшего поколения младшему, важнейший механизм социального наследования — это:

  • Ответ: родительский пример и авторитет

Вопрос 24. Родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками — это:

  • Ответ: родство

Вопрос 25. Единство требований к воспитанию ребенка — это:

  • Ответ: ведущее условие эффективности воспитания

Вопрос 26. Внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению, — это:

  • Ответ: досуг

Вопрос 27. Вспомоществование правильному развитию сил детей, их нормальному физическому и психическому росту — это цель …

  • Ответ: педагогики

Вопрос 28. Форма чрезмерной опеки, безудержного угождения капризам детей, потакания их эгоистическим замашкам или снисходительности к серьезным проступкам детей и всепрощения — это:

  • Ответ: неразумная родительская любовь

Вопрос 29. Основа педагогической деятельности родителей — это:

  • Ответ: педагогическая культура

Вопрос 30. Усилиями ученых конца XIX — начала XX в. было заложено начало:

  • Ответ: семейного воспитания как научного направления

Вопрос 31. Одной из характеристик средневековой педагогики являлись:

  • Ответ: суровые (с позиций сегодняшних дней) меры воспитания

Вопрос 32. Говорил, что родители должны, прежде всего, уяснить себе совершенно точно цель воспитания, наметить его программу, установить в семье четкий режим, продумать все мелочи –

  • Ответ: А.С. Макаренко

Вопрос 33. Брачные отношения между мужем и женой — это:

  • Ответ: супружество

Вопрос 34. Ребенок учится дисциплине:

  • Ответ: с первых месяцев жизни

Вопрос 35. Основные формы руководства семьей — это:

  • Ответ: авторитарная, демократическая, анархическая

Вопрос 36. Инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания, внутрисемейных отношений и т.д., — это:

  • Ответ: методы изучения семьи

Вопрос 37. Цель воспитания ребенка — это:

  • Ответ: всестороннее развитие личности

Вопрос 38. В основе ведения домашнего хозяйства лежит:

  • Ответ: бюджет

Вопрос 39. Главное внимание в системе древнерусского воспитания было обращено на:

  • Ответ: житейские правила

Вопрос 40. Главной детерминантой, от которой зависит успех или неуспех семейного воспитания как сознательного, целеполагающего акта, является:

  • Ответ: состояние супружеских отношений

Вопрос 41. Законы семейного воспитания, изложенные в «Домострое», отличались:

  • Ответ: строгостью

Вопрос 42. Наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка — это:

  • Ответ: семейная педагогика

Вопрос 43. Семья, в которой мать не состояла в браке с отцом своего ребенка, — это:

  • Ответ: материнская семья

Вопрос 44. Форма брака, при которой одно лицо имеет брачные отношения с несколькими или многими лицами противоположного пола, — это:

  • Ответ: полигамия

Вопрос 45. Первый в России взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидал в нем «не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но глубочайший вопрос человеческого духа» –

  • Ответ: Н.И. Пирогов

Вопрос 46. Шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин и др. — это ________________ методы.

  • Ответ: математические

Вопрос 47. Состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института — это:

  • Ответ: объект семейной педагогики

Вопрос 48. Чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у них несогласие, непонимание друг друга ________________ форма руководства семьей.

  • Ответ: анархическая

Вопрос 49. Родители обязаны обеспечить получение детьми …

  • Ответ: основного общего образования

Вопрос 50. Утверждал, что «воспитывать детей должны сами родители»:

  • Ответ: Ж.-Ж. Руссо

Вопрос 51. Науки, изучающие состояние и тенденции развития современной семьи, — это:

  • Ответ: демография и социология

Вопрос 52. «Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека» — говорил:

  • Ответ: К.Д Ушинский

Вопрос 53. Уникальная, специфическая и неповторимая характеристика внутрисемейных отношений (супружеских и между родителями и детьми) — это:

  • Ответ: близость

Вопрос 54. Семья как социальная группа — это объект изучения …

  • Ответ: психологии

Вопрос 55. Наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения — это:

  • Ответ: педагогика

Вопрос 56. Ребенок изучает мир:

  • Ответ: через семью

Вопрос 57. Внутренне присущие тому или иному явлению, процессу, общественному или естественно-биологическому организму возможности дальнейшего роста, развития и саморазвития в качестве определенной целостности, системы — это:

  • Ответ: потенциал

Вопрос 58. Различные отклонения психического развития, среди которых особое место занимают дефекты эмоциональной сферы, негативно сказывающиеся на культуре чувств, поведении, межличностных отношениях воспитанников — это:

  • Ответ: психическая депривация

Вопрос 59. Тактика диктата, неприятия даже вполне обоснованных требований детей, их потребностей, интересов, не признание права ребенка на самостоятельность — это:

  • Ответ: авторитарное воспитание

Вопрос 60. Направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи, — это ________________ семьи.

  • Ответ: функции

Вопрос 61. Основой семейного воспитания в средние века было:

  • Ответ: богобоязнь
  • Ответ: гражданственность
  • Ответ: послушание
  • Ответ: трудолюбие
  • Ответ: уважение родителей

Вопрос 62. Отклонение в развитии ребенка, обусловленное отсутствием материнской заботы, — это:

  • Ответ: «психическая депривация»

Вопрос 63. Наименее ограничивающий, наиболее мягкий тип социального окружения для ребенка — это:

  • Ответ: семья

Вопрос 64. Исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни, — это:

  • Ответ: брак

Вопрос 65. Ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи являются:

  • Ответ: внутрисемейные отношения

Вопрос 66. Четыре ступени развития подрастающего поколения (детство, отрочество, юность, возмужалость) были выделены:

  • Ответ: Я.А. Коменским

Вопрос 67. Уход матери за здоровьем ребенка — это ________________ функция семьи.

  • Ответ: биологическая

Вопрос 68. Брак прошел определенные стадии своего развития:

  • Ответ: от полигамии к единобрачию

Вопрос 69. Наука, изучающая становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений, — это:

  • Ответ: история

Вопрос 70. Малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, — это:

  • Ответ: семья

Вопрос 71. Наука, разрабатывающая систему общих принципов и способов познания, выступающая для семейной педагогики теоретической основой осмысления опыта домашнего воспитания, научных трудов в этой области и создания на этой основе педагогических концепций, — это:

  • Ответ: философия

Вопрос 72. Опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия — это:

  • Ответ: социологические методы

Вопрос 73. Сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка — это:

  • Ответ: предмет семейной педагогики

Вопрос 74. Биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода — это ________________ функция семьи.

  • Ответ: репродуктивная

Вопрос 75. Сочетание близких и срочных, возможных и необходимых задач, упор на настоящий момент, принцип преодоления трудностей и достижения заслуженного успеха — это ________________ семейного воспитания.

  • Ответ: основные принципы

Вопрос 76. Высшая ценность брака, обусловливающая нравственно-эмоциональную выразительность супружеских отношений и делающая их социально-ценными в воспитательном плане, — это:

  • Ответ: любовь

Вопрос 77. Первый специфический образец общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения, — это:

  • Ответ: внутрисемейные отношения

Вопрос 78. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения:

  • Ответ: 18-летнего возраста

Вопрос 79. Постоянство и длительность воспитательных воздействий на ребенка со стороны родителей и других взрослых членов семьи — это ________________ семейного воспитания.

  • Ответ: особенности

Вопрос 80. Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах:

  • Ответ: если изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *