Принцип равенства

Юридическое равенство сторон

Тема 1.5 Основы гражданского права

IЗарождение науки гражданского права относится к периоду Древнего Рима. Гражданское право выделилось из римского частного права.

В древности римские юристы все правовые нормы разделяли на частные и публичные.

Публичные защищали интересы государства (конституционное право, административное, налоговое).

Частные защищали интересы отдельного индивида (семейное, трудовое, земельное).

Частное право по-другому называют «цивильное», от этого науку гражданского права иногда именуют «цивилистика».

В России данная наука стала развиваться в конце XIX – начале XX века после отмены крепостного права (К.Д. Кавелин, И.Д. Майер).

Гражданское право как отрасль права- это система правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные и некоторые не связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторону в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей и интересов, а также нормального развития экономических отношений в обществе.

Предмет гражданского права- это круг общественных отношений, который отраслью права регулируется.

Эти отношения делятся:

1. Имущественные отношения,то есть отношения между людьми по поводу материальных благ.

2. Личные неимущественные отношения — отношения, возникающие между людьми по поводу нематериальных благ и не имеющие экономического содержания, независимо от степени связанности с имущественными отношениями (пример, возникающие по поводу авторства на произведения науки, литературы и искусства, право автора на вознаграждение, защита чести, достоинства и деловой репутации).

Метод правового регулирования- это совокупность приемов, средств, способов, посредством которых право воздействует на общественные отношения, упорядочивая, регулируя и защищая их.

Гражданско-правовой метод является дозволительным и имеет следующие отличительные черты:

2. Автономия воли сторон.Сторонам представлена возможность полностью (или в известной мере) самостоятельно регулировать свои отношения.

3. Имущественная самостоятельность сторон.Участники гражданского оборота выступают в качестве обладателей обо­собленного имущества, которым они участвуют в обороте и отвечают по обязательствам.

4. Защита гражданских правпреимущественно в судебном по рядке, если стороны самостоятельно не смогли разрешить спорные вопросы в установленных законом случаях защита гражданских прав производится и в административном порядке.

5. Имущественный характер гражданско-правовой ответственности.Объектом взыскания в этом случае является имущество, а не личность должника. Гражданско-правовая ответственность носит по общему правилу компенсационный характер.

Источники гражданского права- это формы выражения гражданско-правовых норм.

Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

По юридической силе источники гражданского права можно расположить так:

1. Конституция Российской Федерации и гражданское законодательство: Гражданский кодекс РФ и иные принятые в соответствии с ним федеральные законы.

2. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

3. Ведомственные нормативные акты.

4. Нормативные акты СССР и Российской Федерации, принятые до введения в действие Гражданского кодекса РФ.

5. Обычаи делового оборота, то есть сложившиеся и применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством.

6. Нормы международного права и международные договоры РФ.

Принципы гражданского права- это закрепленные в правовых актах общеобязательные положения, идеи, начала, которые выражают тенденции развития и потребности общества и характеризуют гражданское право в целом.

Принципы гражданского права:

1) юридическое равенство участников;

2) неприкосновенность собственности, принудительное отчуждение которой допускается только в установленных законом случаях;

3) недопустимость произвольного вмешательства в частные дела; этот принцип в основном ориентирован на защиту от действий публичной власти;

4) свобода договора: лицо самостоятельно выбирает партнера по договору, стороны свободны при заключении договора и определении его условий;

5) принцип диспозитивности (то есть самостоятельности и инициативы) в реализации своих прав и несении риска от участия вгражданском обороте;

6) принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, их восстановления и защиты;

7) недопустимость злоупотребления правом, в частности, действий, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу.

Функции гражданского права:

1. Регулятивная: направлена на создание нормальных условий для функционирования и развития экономики.

2. Охранительная: направлена на защиту гражданских прав от нарушений. Охранительная функция гражданского права носит преимущественно компенсационный (восстановительный) характер.

Так как гражданское право представляет систему правовых норм, она включает в себя следующие элементы:

1. Общая часть:её нормы служат объединяющим началом для всех остальных частей гражданского права (например, нормы о юридических и физических лицах, объектах гражданских прав и т. п.).

2. Вещное право:регулирует отношения по поводу принадлежности материальных благ отдельным лицам (право собственности, ограниченные вещные права).

3. Обязательственное право:

— обязательства из договоров;

— обязательства из деликтов.

Принцип равенства перед законом

Принцип равенства всех людей перед законом является, как указывалось выше, общеправовым конституционным и международно-правовым принципом. В частности, он закреплен в ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Обеспечение равноправия было одним из главных лозунгов буржуазных революций. В феодальную эпоху каждое сословие имело отдельный правовой статус, и это неравенство ярко проявлялось в сфере уголовного права и правосудия. В частности, для каждого сословия существовали свои виды наказаний, соответствующие их статусу.

В настоящее время рассматриваемый принцип почти во всех странах закреплен на конституционном уровне, поэтому его воспроизведение в уголовном законе, как правило, признается излишним.

В УК РФ (ст. 4) принцип равенства граждан перед законом сформулирован следующим образом: «Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Аналогичные формулировки содержатся в УК других стран СНГ, а также Монголии.

Принцип равенства граждан перед законом имеет наибольшее количество исключений из всех других принципов уголовного права.

Прежде всего, исключение из принципа равенства перед законом составляют несовершеннолетние, которые пользуется особым (льготным) уголовно-правовым режимом. Для них уголовным законом предусмотрены более мягкие наказания и дополнительные основания освобождения от уголовной ответственности и наказания. Поэтому не случайно в формулировке ст. 4 УК РФ нет упоминания о возрасте как признаке различий.

Рядом преимуществ пользуются женщины. Причем если некоторые их таких преимуществ имеют естественное обоснование (отсрочка исполнения наказания для беременных и женщин, имеющих малолетних детей), то другие никак не связаны с особенностями женского пола (например, неприменения смертной казни к женщинам).

Во многих странах уголовный закон предусматривает различные льготы для лиц пожилого возраста (например, неприменение к ним смертной казни).

Декларативным выглядит и заявление о равноправии независимо от должностного положения. В настоящее время как в России, так и в зарубежных странах имеется целый ряд так наз. «спецсубъектов», уголовное преследование которых невозможно в силу иммунитета (президентского, парламентского, судейского). При этом в некоторых случаях иммунитет носит абсолютный характер, что представляет собой своего рода «индульгенцию» на преступления. Однако, с другой стороны, совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения может влечь повышенное наказание.

В этой связи в российской уголовно-правовой науке высказывается мнение, что данный принцип характеризуется специфическим уголовно-правовым содержанием. А именно, равенство проявляется только в одном: в том, что все лица, совершившие преступления, независимо от указанных в ст. 4 УК РФ характеристик, равным образом, т.е. одинаково подлежат уголовной ответственности. Вместе с тем этот принцип не означает их равной ответственности и наказания, т. е. равных пределов и содержания уголовной ответственности и наказания.

Такая трактовка рассматриваемого принципа вызывает, однако, серьезные сомнения. Некоторые различия между людьми (возрастные, половые, должностные) определяют не только различный объем уголовной ответственности, но сам факт ее наступления или ненаступления. Например, в России несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет подлежат уголовной ответственности только в случае совершения отдельных деяний, перечень которых установлен в Уголовном кодексе.

Скорее, можно говорить об ограниченном применении принципа равноправия в уголовном праве: принцип равенства граждан перед законом применяется здесь в той мере, в которой это не противоречит принципам справедливости и гуманизма, а также с иными изъятиями, допускаемыми международным и конституционным правом.

В отдельных странах законодатель попытался отразить в тексте уголовного закона вышеуказанную специфику содержания уголовно-правового принципа равенства перед законом.

Так, УК Эфиопии, провозглашая в ч. 1 ст. 4 принцип равноправия как общее правило, в ч. 2 той же статьи устанавливает для него определенные изъятия и ограничения: «Не должно делаться никаких различий в отношении преступников, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, касающихся иммунитетов, установленных международным и конституционным правом, или относящихся к тяжести преступления или степени вины, возраста, обстоятельств или особых личных характеристик виновного и общественной опасности, которую он представляет».

Весьма интересно сформулирован уголовно-правовой принцип равенства перед законом также в УК Вьетнама. Здесь в качестве общего правила провозглашается, что все лица, виновные в совершении преступления, равны перед законом независимо от их пола, национальности, убеждений, религиозной или социальной принадлежности.

Одновременно оговаривается, что закон строго наказывает организаторов преступлений, тех, кто оказывает сопротивление органам правопорядка, занимается преступной деятельностью систематически или путем совершения агрессивных действий, опасных рецидивистов, совершает преступления путем злоупотребления служебным положением, в составе организованных банд, в виде преступного промысла или с умышленным причинением тяжких последствий. С другой стороны, указывается на мягкость уголовного закона в отношении тех, кто явился с повинной, выдал своих соучастников, искупил вину хорошими поступками, раскаялся и добровольно возместил причиненный ущерб.

Здесь в одной статье сформулировано то, что во всех других уголовных законодательствах только подразумевается: уголовно-правовой принцип равенства перед законом действует за вычетом (или с учетом) множества факторов и обстоятельств, определяющих степень общественной опасности конкретного лица, совершившего преступного деяние, а также самого преступного деяния.

Как точно было отмечено в одном из курсов российского уголовного права, «учет тяжести содеянного, личности виновного и всех других индивидуальных особенностей конкретного случая, предписываемый принципом справедливости, служит тому чтобы преодолеть известный формализм, заложенный в принципе юридического равенства граждан перед законом».

В современном уголовном праве неоднократно поднимался вопрос о соответствии принципу равенства перед законом института рецидива. В Казахстане и России этот вопрос был исследован органами конституционного правосудия.

В Постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 26 июня 2003 г. № 9 указывается: «Равенство перед законом при определении уголовной ответственности означает, что субъекты преступления должны нести одинаковую уголовную ответственность за одни и те же деяния, с учетом как смягчающих, так и отягчающих обстоятельств. Средством обеспечения формального равенства в уголовном праве выступает состав преступления, который может быть простым, квалифицированным и со смягчающим обстоятельством.

В уголовном праве, в качестве квалифицирующих признаков могут быть признаны лишь те обстоятельства, которые характеризуют содеянное, либо одновременно преступление и личность виновного, т.е. обстоятельства, проявившиеся в содеянном. Корыстный мотив, присущий личности, проявляется во вновь совершенном деянии, и такое суждение принципиально применимо к понятию рецидива, в том числе и в отношении специального. Поэтому конституционный принцип равенства всех перед законом и судом не нарушается.

Таким образом, по мнению Конституционного Совета, квалифицирующий признак «лицо, ранее два или более раз судимое за хищение либо вымогательство», указанный в рассматриваемых статьях УК, не противоречит содержанию пункта 1 статьи 14 Конституции Республики Казахстан и ранее принятым постановлениям Конституционного Совета Республики Казахстан по этому вопросу».

В целом аналогичную позицию занял Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 19 марта 2003 г. № 3-П. При этом он указал: «Наличие в уголовном законодательстве различных форм учета прежней судимости при определении ответственности лица за вновь совершенное преступление, в том числе при неоднократности или рецидиве преступлений, во всяком случае не означает возможность двойного учета одних и тех же обстоятельств одновременно как при квалификации преступлений, так и при назначении наказания, поскольку иное противоречило бы и конституционному принципу равенства всех перед законом и судом в сфере уголовно-правовых отношений» (1.4. Постановления).

Безусловным отступлением от принципа равенства перед законом является применение амнистии и помилования, поскольку этими актами отдельно взятые категории лиц или конкретные лица произвольно ставятся в привилегированное положение по отношению ко всем остальным осужденным (или привлеченным к уголовной ответственности) гражданам.

Поэтому использование указанных институтов может быть оправдано только исключительными обстоятельствами: например, амнистия политических заключенных после падения антидемократического режима или помилование лица, несправедливо осужденного в иностранном государстве, т.е. когда имеет место восстановление попранной справедливости, а не демонстрация «гуманности» за счет прав других граждан.

В связи с вышесказанным интересно отметить, что в Польше в 2002 году Конституционный Суд признал неконституционной налоговую амнистию как нарушающую один из основных принципов Конституции — равенства всех граждан перед законом.

Вопрос о равенстве перед законом может вставать и в связи с различиями в семейном статусе. Например, в Японии Верховный суд в порядке осуществления конституционного контроля признал неконституционной ст. 200 Уголовного кодекса, предусматривавшую повышенную санкцию за отцеубийство (на том основании, что указанная статья противоречит конституционной норме о равноправии).

Для западных обществ в последние годы особое значение приобрела проблема тендерного равноправия, борьба за утверждение которого подчас приводит к любопытным изменением в уголовном праве. В частности, во все большем числе стран традиционный состав изнасилования как бы растворяется в универсальном («гендерно нейтральном») составе насильственного «сексуального проникновения», в котором пол виновного и потерпевшего не имеет значения.

Таким образом, новые формулировки уголовных законов «закрывают глаза» на естественные биологические различия между мужчиной и женщиной. Напротив, страны СНГ и многие развивающиеся государства сохраняют приверженность традиционной концепции изнасилования как насильственного полового сношения с женщиной естественным путем.

В Японии принципом равенства перед законом (в части тендерного равноправия) была обусловлена декриминализация супружеской измены со стороны жены (ст. 183 УК) в 1947 году.

Определенную специфику имеет понимание принципа равноправия в странах, где действует мусульманское деликтное право.

Прежде всего, здесь (по общему правилу) нормы шариата распространяются только на мусульман, в то время как все иные лица несут ответственность на основании светских уголовных законов.

Далее, в мусульманском праве ценность женщины (в прямом и переносном смысле) меньше ценности мужчины.

В качестве наглядного примера можно привести ст. 42 УК Йемена, основанного на нормах шариата: «»Выкуп за кровь», выплачиваемый за женщин, должен составлять половину суммы, выплачиваемой за мужчин; однако компенсация за телесные повреждения, нанесенные женщинам, такая же, как и мужчинам — до тех пор, пока эта компенсация не достигнет трети от полной компенсации за мужчин, сверх этого должна выплачиваться половина суммы, положенной за мужчин».

Статья 1.4. Принцип равенства перед законом

Статья 1.4. Принцип равенства перед законом

1. Анализ правил ч. 1 ст. 1.4 показывает, что:

1) под лицами (упомянутыми в ч. 1 ст. 1.4) понимаются:

а) физические лица. При этом имеются в виду:

— граждане Российской Федерации, в т.ч. лица, имеющие двойное гражданство (ст. 3 Закона о гражданстве);

— иностранные граждане (ст. 1, 2 Закона о правовом положении иностранных граждан);

— лица без гражданства, т.е. физические лица, не принадлежащие к гражданам Российской Федерации и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства (ст. 3 Закона о гражданстве);

— беженцы, если им убежище предоставлено в Российской Федерации (ст. 1-3 Закона о беженцах).

Об особенностях административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства см. коммент. к ст. 2.6, 2.10;

б) юридические лица. Речь идет:

— и о российских юридических лицах, и об иностранных юридических лицах;

— о коммерческих организациях (т.е. хозяйственных обществах и товариществах, государственных унитарных предприятиях, муниципальных унитарных предприятиях, производственных кооперативах);

— об иностранных организациях, имеющих любые иные организационно-правовые формы (например, концернах, трестах и т.п. корпоративных образованиях, являющихся юридическими лицами);

— о международных организациях и объединениях, обладающих статусом юридических лиц.

В практике возникает вопрос: распространяются ли правила ст. 1.4 на российские или иностранные организации, не обладающие статусом юридического лица (а это допускается, например, ст. 8 Закона о профсоюзах, ст. 3 Закона об общественных объединениях)? Систематическое толкование ст. 1.4 и ст. 2.1, 2.10 не позволяет ответить на этот вопрос положительно;

в) должностные лица (см. об этом подробный коммент. к ст. 2.4);

2) все упомянутые выше лица (если они совершили административное правонарушение) равны перед законом (с учетом особенностей, установленных для должностных лиц правилами ч. 2 ст. 1.4, см. ниже);

3) физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т.п.

Тем не менее, в ряде случаев КоАП предписывает учитывать:

— особенности возраста правонарушителя, если административное правонарушение совершено лицом в возрасте от 16 до 18 лет (см. коммент. к ст. 2.3);

— невменяемость физического лица (см. коммент. к ст. 2.8);

— беременность женщины (см. коммент. к ст. 4.2), и т.д.;

4) юридическое лицо подлежит административной ответственности независимо от организационно-правовой формы, подчиненности и от любых других обстоятельств. Так, и юридические лица, основанные на частной собственности, и юридические лица, основанные на муниципальной собственности, несут одинаковую ответственность за совершенные правонарушения.

2. Специфика правил ч. 2 ст. 1.4 состоит в том, что:

1) они относятся лишь к тем случаям, когда административное правонарушение было совершено должностными лицами;

2) эти особые условия могут относиться к:

а) применению мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 27.1-27.15);

б) привлечению к административной ответственности. При этом речь идет не о любых должностных лицах (упомянутых в ст. 2.4, см. коммент. к ней), а только о:

— должностных лицах, выполняющих определенные государственные функции. Перечень этих должностных лиц (депутаты, судьи, прокуроры) указан в ч. 2 ст. 1.4 неисчерпывающим образом: федеральными законами он может быть увеличен;

— должностных лицах, прямо указанных в Конституции РФ и иных федеральных законах.

В практике возникают вопросы:

могут ли субъекты Российской Федерации (в законах об административных правонарушениях) предусмотреть особые условия (упомянутые в ч. 2 ст. 1.4) в отношении должностных лиц субъекта Российской Федерации (не относящихся к числу должностных лиц, указанных в Конституции РФ и федеральных законах)? Нет, не могут: в ч. 2 ст. 1.4 прямо говорится, что круг таких должностных лиц определяется лишь федеральными законами;

нет ли противоречий между правилами ч. 1 ст. 1.3 (о предметах ведения Российской Федерации) и правилами ч. 2 ст. 1.4? Определенное противоречие налицо: в ч. 1 ст. 1.3 (см. коммент. к ней) не говорится о том, что исключительно к предметам ведения Российской Федерации относится установление особых условий и круга должностных лиц, упомянутых в ч. 2 ст. 1.4. Видимо, законодателю следует уточнить свою волю по этому вопросу, а Верховному Суду РФ и ВАС РФ — определить свою позицию. Об особенностях привлечения к административной ответственности:

7. Принципы правосудия

В.Т. Батычко
Правоохранительные органы в вопросах и ответах
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Предыдущая

Принципы правосудия — это исходные положения, определяющие основные, наиболее существенные вопросы осуществления правосудия, пронизывающие и связывающие воедино всю совокупность норм об осуществлении правосудия и органах, этим занимающихся.

Значение принципов правосудия:

— принципы определяют основные черты правосудия, поэтому все другие нормы о правосудии должны им соответствовать;

— принципы правосудия обязательны не только для органов и лиц, участвующих в его осуществлении, но также и для законодателей при издании нормативно-правовых актов в сфере правосудия;

— принципы правосудия относительно стабильны и подвержены изменениям намного меньше, чем конкретные нормы, поэтому они определяют стабильность и преемственность в сфере правосудия;

— принципы имеют большое значение для правильного толкования всех других норм о правосудии, поскольку содержат в себе информацию о целях и истинной направленности конкретного правового акта.

Характеристика отдельных принципов правосудия:

1. Принцип законности — это принятие только нормативно-правовых актов, соответствующих нормативно-правовым актам с большей юридической силой и с соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а также неукоснительное и добросовестное исполнение и соблюдение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими и физическими лицами.

В сфере правосудия принцип законности означает соблюдение и исполнение законов и иных нормативных актов в первую очередь судом. Суд вправе не применять законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции РФ.

2. Принцип соблюдения прав и свобод личности при осуществлении правосудия – определяет гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правовые гарантии обеспечения прав человека при осуществлении правосудия включают в себя:

— право на жизнь и исключительный характер смертной казни;

— запрещение любых действий, причиняющих вред жизни или здоровью человека или унижающих его достоинство (пытки, истязания и пр.);

— неприкосновенность личности и запрещение произвольного задержания или заключения под стражу, а также возможность человека обжаловать указанные действия (в т. ч. и в судебном порядке);

— специальный порядок производства действий, нарушающих неприкосновенность частной жизни человека (выемка почтовой корреспонденции, прослушивание телефонных переговоров и т. п.);

— неприкосновенность жилища и особый порядок производства обыска. Недопустимость, по общему правилу, проникновения в жилище без согласия лица, в нем проживающего;

— установление ответственности виновных лиц за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

3. Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». В РФ не допускается создание иных (в т. ч. чрезвычайных) судов.

Правосудие осуществляется только Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов, районными судами, военными судами, мировыми судьями, федеральными арбитражными судами округов и арбитражными судами субъектов РФ.

Не могут осуществлять правосудие никакие иные государственные или негосударственные органы. Отменять или изменять вынесенные судебные решения также вправе лишь суды.

4. Принцип независимости судей. Судьи, народные, присяжные и арбитражные заседатели независимы и принимают решения, руководствуясь лишь законом и своим правосознанием.

Указанный принцип направлен на предотвращение какого-либо влияния на судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении ими правосудия со стороны кого бы то ни было (включая органы законодательной, исполнительной властей, а также вышестоящих судов).

Любые действия, направленные на оказание давления на судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении правосудия, расцениваются как административное правонарушение или даже преступление и влекут применение соответствующих мер ответственности.

Гарантии независимости судей:

— жесткая регламентация процедуры осуществления правосудия;

— определение оснований и порядка приостановления или прекращения полномочий судей;

— неприкосновенность судей;

— право судей на отставку;

— создание органов судейского сообщества;

— материальное и социальное обеспечение судей.

5. Принцип законности, компетентности и беспристрастности суда. Данный принцип призван способствовать правильному и справедливому разрешению гражданских и уголовных дел. Это достигается с помощью следующих средств:

— компетентность суда обеспечивается путем установления жесткого порядка наделения судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, в т. ч. определения требований, которым должны соответствовать кандидаты на указанные должности;

— обеспечение каждому права на рассмотрение его дела тем судом, которому оно подсудно. Для этого в законе существуют особые правила определения подведомственности и подсудности различных категорий дел. Изъятие дела из одного суда и передача его в другой допускается только в случаях, предусмотренных в законе, с соблюдением определенной процедуры;

— обеспечение рассмотрения дела надлежащим составом суда.

6. Принцип равенства всех перед законом и судом — означает одинаковое применение норм закона ко всем лицам: наделение их одинаковыми правами, возложение равных обязанностей и единообразное возложение ответственности.

Равенство перед судом предполагает равное наделение всех лиц, предстающих перед судом в одинаковом статусе (истец, ответчик, подсудимый, свидетель, потерпевший и т. п.), процессуальными правами и обязанностями для защиты своих интересов. Это означает, что порядок судопроизводства остается неизменным вне зависимости от того, кто конкретно привлечен к участию в деле.

Законодательство устанавливает определенные изъятия из принципа равенства всех перед законом и судом в отношении отдельных категорий лиц: депутатов, прокурорских работников, судей, членов избирательных комиссий и пр.

7. Принцип состязательности и равноправия сторон предполагает наделение сторон (истца и ответчика, обвинителя и подсудимого) равными правами и возможностями по отстаиванию своих прав и законных интересов при осуществлении правосудия.

Стороны имеют равные права по отстаиванию своей позиции, предоставлению доказательств, аргументированию своих доводов, заявлению отводов и ходатайств, исследованию доказательств и т. п. При этом суд, не становясь на позицию ни одной из сторон, принимает необходимые меры по ведению судебного заседания, разъясняет сторонам их права и обязанности, исследует доказательства и т. п.

8. Право граждан на судебную защиту. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод: действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

9. Каждый подозреваемый, обвиняемый и подсудимый имеют право на защиту, что предполагает:

— наделение подозреваемого, обвиняемого, подсудимого широким комплексом прав, позволяющим ему самому эффективно защищать свои права и законные интересы, то есть подозреваемый, обвиняемый, подсудимый вправе защищаться всеми средствами, не запрещенными законом: он вправе знать, в чем его обвиняют; давать объяснения и показания; обжаловать действия должностных лиц; представлять доказательства и участвовать в их исследовании и т. п.;

— предоставление подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права пользоваться помощью защитника с момента задержания, ареста или предъявления обвинения. В предусмотренных законом случаях юридическая помощь предоставляется бесплатно. Защитник обладает практически тем же комплексом процессуальных прав для защиты интересов подзащитного, что и последний;

— возложение на лиц, ведущих дознание, следователей, прокуроров и суд обязанности содействовать эффективной защите прав подозреваемого, обвиняемого, подсудимого; разъяснять им их право, выявлять как уличающие, так и оправдывающие их доказательства и т. п.

10. Презумпция невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Следствия из презумпции невиновности:

— обвиняемый (подсудимый) не обязан доказывать свою невиновность, а следователь, суд не вправе перелагать на него обязанности по доказыванию;

— недоказанная виновность равняется доказанной невиновности;

— неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого (подсудимого).

11. Принцип открытого разбирательства дел. Разбирательство дел во всех судах открытое. Это означает предоставление гражданам, не участвующим в рассмотрении дела, права присутствовать на судебном заседании, что повышает ответственность всех его участников и в первую очередь суда.

Закрытое судебное разбирательство допускается в случаях, когда:

— разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;

— рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет;

— рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;

— этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом, и происходит с соблюдением всех правил судопроизводства. Приговор или принятое решение всегда оглашается публично.

12. Принцип языка судопроизводства. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке — государственном языке РФ. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Переводчик обязан осуществлять перевод полно и правильно под угрозой уголовной ответственности. Следственные и судебные документы вручаются лицам, не владеющим языком судопроизводства, переведенные на понятный им язык. Услуги переводчика всегда предоставляются бесплатно.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).

Принцип равенства всех перед законом и судом

Данный принцип сформулирован в ст. 19 Конституции РФ и корреспондирующих ей ст. 6 ГПК РФ, ст. 1 .4 КоАП РФ. Он носит общеправовой характер и проявляется в целом ряде норм Конституции РФ (ст. 6, 8, 13, 14). Этот принцип условно можно разбить на два взаимосвязанных положения: равенство всех перед законом и равенство всех перед судом.

Равенство всех перед законом и судом вытекает из демократического устройства общества и означает, что все имеют равные права и обязанности. Никто из граждан не может иметь никаких привилегий в зависимости от социального происхождения, иола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а для организаций – от организационно-правовых форм, подчинения, форм собственности, местоположения и т.п.

Из этого принципа допускаются определенные исключения в интересах некоторых членов общества. Так, например, женщины пользуются некоторыми особыми правами, особенно в трудовом законодательстве, связанными с особенностями их природы (материнства), определенные привилегии имеют лица в зависимости от своего возраста – несовершеннолетние и пенсионеры и т.п.

Равенство граждан перед судом означает, во-первых, применение судом для всех одинаковых законов и, во-вторых, в запрете создания специализированных судов с различным процессуальным режимом.

Можно подумать, что создание специализированных судов не отражается на действии принципа равенства граждан перед законом и судом. С этим можно согласиться лишь с одной существенной оговоркой: специализированные суды не должны действовать на основе специального процессуального законодательства. Таковы, например, военные суды, которые будучи специализированными, применяют общее для всех судов процессуальное законодательство – УПК РФ и ГПК РФ.

Из вышесказанного следует, что принцип равенства всех перед законом и судом применительно к правосудию означает применение для всех граждан судом единого законодательства как материально-правового, так и процессуального.

В гражданском процессе указанному принципу, на наш взгляд, противоречит наличие двух идентичных по своему процессуальному статусу процессуальных кодексов – ГПК РФ (для судов общей юрисдикции) и АПК РФ (для арбитражных судов). При наличии значительных расхождений в содержании ГПК и АПК РФ получается, что граждане-предприниматели и юридические лица в арбитражных судах имеют определенные льготы и привилегии по отношению к остальным гражданам, рассматривающим такие же гражданско-правовые споры в общих судах. Так, АПК РФ устанавливает возможность участия арбитражных заседателей, шире проводит принцип коллегиальности, не содержит института отказа в принятии искового заявления. Количество примеров, когда граждане-предприниматели и юридические лица имеют больше процессуальных возможностей в арбитражных судах, чем простые граждане в судах общей юрисдикции, можно продолжить.

Вот почему важно бороться за реальное проведение этого демократического принципа в жизнь.

Принцип равенства процессуальных прав сторон

Названный принцип вытекает из принципа равенства граждан перед законом и судом. Поскольку перед судом граждане равны, то в процессе спорящим сторонам должны быть предоставлены равные процессуальные права. Очевидна взаимосвязь равенства прав сторон и с состязательностью: честное состязание возможно лишь при равенстве средств состязания. Таким средством состязания выступают процессуальные права спорящих сторон. Вот почему состязательность обязательно должна предполагать и равенство прав сторон, ибо если стороны не равны в своих правах, то и результат состязания заранее задан, вернее всего, выигрыш в таком состязании должен оказаться за тем, кто имеет больше прав. Положение стороны, имеющей процессуальные привилегии, всегда более сильное. Взаимосвязь состязательности и принципа равенства прав сторон настолько сильны, что законодатель закрепил оба эти принципа в одной статье (ст. 123 Конституции РФ и корреспондирующие ей ст. 12 ГПК РФ, ст. 15 УПК РФ).

Основной идеей, вытекающей из принципа равенства прав сторон, является такое построение процесса, когда ни одна сторона не имеет преимущества в своих правах и возможностях влиять на ход процесса. Если о полном равенстве прав сторон можно говорить не во всех случаях, ибо, например, истец, возбуждая дело, уже имеет преимущество как «нападающая» сторона, в силу своей роли имеющая инициативу в процессе, то всегда необходимо обеспечить, по крайней мере, паритет в средствах «нападения» и защиты. Права истца и ответчика должны быть скоординированы и соответствовать друг другу. Так, истец вправе изменить основание или предмет иска, размеры исковых требований либо отказаться от иска. Ответчик вправе признать иск полностью или в части или возражать против предъявленных ему требований, используя все предоставленные ему процессуальные средства, в том числе право предъявлять встречный иск (ст. 35, 39, 137, 138 ГПК РФ). В судебном заседании стороны имеют равные права заявления отводов (ст. 164 ГПК РФ; 64-69 УПК РФ), ходатайств (ст. 166 ГПК РФ), дачи объяснений (ст. 174 ГПК РФ), участия в исследовании доказательств (ст. 244 УПК РФ). В прениях стороны выступают равное количество раз, причем право последнего слова всегда принадлежит ответчику и обвиняемому (ст. 190 ГПК РФ, ст. 293 УПК РФ). Стороны имеют равные права совершать иные процессуальные действия, предусмотренные для лиц, участвующих в деле (ст. 35 ГПК РФ, ст. 244 УПК РФ).

Принцип процессуального равенства последовательно проводится в действующем законодательстве. Если оно разрешает суду совершать действия (например, меры по обеспечению иска) по односторонней просьбе истца без выслушивания и даже без вызова ответчика (ст. 141 ГПК РФ), то эти случаи объяснимы особыми условиями и не могут считаться нарушениями принципа равенства, поскольку ответчик или обвиняемый не лишен права оспаривать постановление суда и просить об отмене мер по обеспечению (ст. 144, 145 ГПК РФ, ст. 46, 47, 49, 123–127 УПК РФ). Кроме того, судья может потребовать обеспечения возможных убытков ответчика, которые ответчик может понести (ст. 146 ГПК РФ) а обвиняемый, оправданный по суду, имеет право на реабилитацию с полным возмещением материального и морального вреда (гл. 18 УПК РФ).

Особенностью уголовного правосудия является то, что в нем не может идти речь о равенстве прав обвинителя и обвиняемого, ибо к последнему могут применяться весьма жесткие меры процессуального принуждения, вплоть до заключения под стражу. Речь может идти о равенстве прав сторон обвинения (прокурора) и защиты (адвоката).

Аналогичной особенностью обладает и правосудие по административным делам.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В ч. 2 указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии убеждений, принадлежности к общественным организациям, других обстоятельств.

Рассматриваемый общеправовой принцип в полной мере распространяется на правосудие и уголовное судопроизводство, действия не только в судебном разбирательстве, но и в других стадиях уголовного процесса. Следовательно, равенство граждан распространяется не только на отношения гражданина с судом, но и с лицом, производящим дознание, следователем, прокурором. Процессуальное положение гражданина определяется не имущественными, социальными или иными факторами, а тем, субъектом каких прав он является: гражданским истцом, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым, защитником, свидетелем и т.п. В границах установленных законом процессуальных прав и обязанностей каждый гражданин, вовлеченный в сферу уголовного судопроизводства, вступает в различные процессуальные отношения, реализуя принадлежащие ему субъективные права и выполняя субъективные обязанности.

Принцип равенства граждан перед законом и судом сочетается с положением о едином суде и единстве права. Положение о едином суде означает, что в государстве нет судов, предоставляющих привилегии определенным лицам либо основанных на дискриминации. Установленная Конституцией и законодательством о судоустройстве судебная система является единой: для всех граждан имеются одни и те же суды. Положение о единстве права также представляет собой одно из требований подлинного демократизма. Оно означает единство законодательства, применение единой системы права в правосудии.

Установленное ст. 19 Конституции России положение о равенстве всех перед законом и судом базируется на рекомендациях, содержащихся в ст. 7 и ст. 8 Всеобщей декларации прав человека. Статья 8 названной Декларации оказала влияние на формулировку не только ст. 19, но и ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту своих прав и свобод. Сопоставляя содержание ст. 19 и ст. 46 Конституции, нетрудно заметить между ними связь, так как первая из этих статей провозглашает равенство, а вторая представляет собой важнейшее правовое средство обеспечение того, что устанавливает первая.

Надо признать, что в отступление от общих правил в действующем законодательстве установлен ряд положений, которыми предусмотрен особый порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей, прокурорских работников и некоторых других должностных лиц. Он преследует цель не установления привилегий для тех или иных лиц, а создания гарантий для успешного осуществления их деятельности (депутатской, судейской и т.п.), ограждения от искусственного создания препятствий к исполнению их служебных обязанностей. В случае привлечения указанных лиц к ответственности они наделяются обычными процессуальными правами того или иного субъекта (обвиняемого, подсудимого и т. п.).

Установление особого порядка возбуждения дела и привлечения к ответственности некоторых категорий должностных лиц было объектом критики в общей печати и даже предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который, в частности, отметил, что судейская неприкосновенность является исключением из принципа равенства перед законом и судом. Предъявляя к судье и его деятельности высокие требования, государство обязано обеспечить его дополнительными гарантиями.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом действует при осуществлении правосудия не только по уголовным делам, но и по гражданским делам в общих и арбитражных судах. Естественно по этому, что он нашел отражение в УПК, ГПК, АПК.

§ 8. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.

Этот принцип правосудия также закреплен во многих законодательных актах. В Конституции РФ ему посвящена ст. 19, где сказано:

«1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

Равенство перед законом — это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всем гражданам. При этом имеются в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность применения и приме­нение ответственности в соответствии с теми законодательными актами, которые регламентируют осуществление правосудия.

Понятие равенства перед судом не отличается существенно от понятия равенства перед законом. Оно означает наделение всех граждан, предстающих перед судом в том или ином качестве, равными процессуальными правами и соответствующими обязанностями. Если, скажем, кто-то вызывается в суд в качестве свидетеля, то это значит, что он, независимо от своего происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д., обязан явиться и дать правдивые показания. Правила судопроизводства во всех судах, уполномоченных осуществлять правосудие, одинаковы, независимо от того, кто привлекается к ответственности, признан потерпевшим, предъявил гражданский иск, является ответчиком по такому иску и т.д.

Закон, вместе с тем, предусматривает некоторые особенности судопроизводства, которые зависят от принадлежности гражданина к Вооруженным Силам РФ или иным военным структурам. Но эти особенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на иной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения подсудности их дел. Рассматриваются они не гражданскими, а военными судами. Однако при этом должны полностью соблюдаться одинаковые для всех судов (и гражданских, и военных) правила судопроизводства и исключаться какие-то преиму­щества либо привилегии.

До сравнительно недавнего времени исключения из принципа, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ, были редкостью. Как это принято во многих демократических странах мира, российское за­конодательство устанавливало особый режим привлечения к уголов­ной ответственности и применения мер принуждения, к которым прибегают при производстве по уголовным делам (арест, обыск, задер­жание, привод и т. п.), только в отношении главы государства и де­путатов законодательных (представительных) органов.

Например, в ст. 96 Конституции РФ по данному поводу сказа­но следующее:

«1. Члены Совета федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

2. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопаснос­ти других лиц.

3. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представ­лению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой федерального Собрания».

Эти конституционные положения существенно уточняются и дополняются в ч. 1—3, 5 и 6 ст. 19, ч. 1 ст. 20 и ст. 21 Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Феде­рации» от 8 мая 1994 г. (в редакции Федерального закона от 8 июля 1999 г.). Приняты, как в прежние времена, законы, предусмотревшие нечто подобное для членов местных представительных органов и некоторых выборных должностных лиц органов местного самоуправления (см., например, ст. 13—15 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и ис­полнительных органов государственной власти субъектов Российс­кой Федерации» от 6 октября 1999 г. // СЗ РФ, 1999,№ 42, ст. 5005).

Такую законодательную практику можно признать в целом понятной и в определенной мере оправданной. Она отражает стремление иметь дополнительные гарантии законности и обоснованнос­ти привлечения к уголовной ответственности и применения весьма острых мер принуждения к лицам, занимающим особое положение постольку, поскольку они принимают активное участие в политичес­кой жизни. Дополнительные гарантии— средство, ограждающее прежде всего от преследований по политическим мотивам. Как по­казывает российский и зарубежный опыт, такие гарантии в прин­ципе нужны в любом по-настоящему демократическом государстве.

Вместе с тем в последние годы введение различного рода изъя­тий из общего правила о равенстве всех перед законом и судом приобретает характер нарастающей тенденции. Появились законы, ставящие особые условия многих должностных и не должностных лиц. В их числе оказались зарегистрированные кандидаты на должность Президента РФ и в депутаты, члены комиссий по проведению выборов и референдумов с правом решающего голоса, судьи всех судов, прокуроры и следователи прокуратуры, сотрудники органов федеральных служб охраны, безопасности, внешней разведки, правительственной связи и информации при исполнении ими своих служебных обязанностей, Председатель, заместители Председателя, аудиторы и инспектора Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ и др.

Представление о том, какие изъятия из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом предусматриваются для иных лиц, можно получить при ознакомлении, например, со следующими актами:

— ч. 7 ст. 19 и ч. 7 ст. 37 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» от 17 мая 1995 г.;

— ч. 7 ст. 20 названного закона и ч. 7 ст. 20 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.;

— ч. 13 ст. 24 и ч. 4 ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г.;

— ч. 10 ст. 23 и ч. 7 ст. 49 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 г.;

— ст. 16 Закона о статусе судей;

— ст. 42 Закона о прокуратуре;

— ч. 4 ст. 17 Федерального закона «Об органах федеральной службы безопасности Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г.;

— ч.1—3 ст. 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г.;

— ч. 7 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г.;

— ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской федерации» от 26 февраля 1997 г.

Билет 29. Принцип равенства перед законом и судом. Исключения из данного принципа.

В ст. 19 К РФ государство провозглашает равенство всех перед законом и судом и гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо ни от каких обстоятельств. Этот принцип находит свое отражение и в ст. 7 ФКЗ «О судебной системе».

В ст. 98 К РФ устанавливается неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в течение всего срока их полномочий. Законодательство о прокуратуре и статусе судей устанавливает отдельные гарантии неприкосновенности судей и прокурорских работников.

Билет 30. Принцип презумпции невиновности. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту в уголовном судопроизводстве.

Ч. 1 ст. 49 К РФ, ст. 11 Всеобщей декларации прав человека.

Презумпция невиновности – один из важнейших демократических признаков уголовного процесса, обеспечивающий охрану прав личности, исключающий необоснованное обвинение или осуждение.

Ст. 45 и 48 К РФ.

Принцип не только провозглашает право лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, на защиту, но и делает при этом акцент на гарантированности этого права.

Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. С момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения каждый имеет право на помощь адвоката.

Статья 6 ГПК РФ. Равенство всех перед законом и судом

Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств.

Комментарий к статье 6 ГПК РФ. Равенство всех перед законом и судом

В статье 6 ГПК РФ конкретизирован применительно к гражданскому судопроизводству конституционный принцип равенства всех перед законом и судом. Судьи не должны создавать преимуществ для определенных органов власти, организаций и граждан по признакам их расовой, социальной, половой, языковой, государственной, национальной или политической принадлежности, либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, образования, рода и характера занятий, отношения к религии, убеждений, принадлежности к каким-то объединениям.

Содержание принципа равенства всех перед законом и судом заключается в том, что любое лицо получает одинаковую судебную защиту, одинаковый объем процессуальных прав и обязанностей.

Конкретное наполнение принципа раскрывается в следующем:

  • права лиц, участвующих в деле, определяются их процессуальным статусом и никак не зависят от того, кто является участником процесса — гражданин или организация, а также от других признаков, перечисленных в комментируемой статье;
  • правосудие по гражданским делам осуществляется только судами, входящими в систему судов общей юрисдикции. В Российской Федерации отсутствуют специальные суды для рассмотрения споров в зависимости от признаков, перечисленных в этой статье;
  • суд, рассматривая гражданское дело, применяет законы ко всем гражданам и организациям в равной мере, несмотря на то, кто является сторонами, заявителями и заинтересованными лицами — только граждане либо граждане и организации, а также не принимая во внимание признаки, перечисленные в статье 6 ГПК РФ.

Принцип равенства всех перед законом и судом взаимосвязан с конституционным принципом состязательности и равноправия сторон (подробнее в статье 12 ГПК РФ). Однако принцип равенства касается не только истцов и ответчиков, а полностью всех участников гражданского судопроизводства.

Можно заметить, что закон устанавливает для определенных категорий граждан или организаций некоторые ограничения, льготы или преимущества. Например, для менее социально защищенных категорий граждан (дети, инвалиды и др.) или для иностранцев. Однако эти меры направлены на восстановление существующего дисбаланса прав и обязанностей участников гражданского судопроизводства и этим согласуются с принципом равенства перед законом и судом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *