Проверка соблюдения земельного законодательства

Содержание

Земельныйэксперт

Проверка соблюдения требований земельного законодательства

34097

Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства

Принятый в 2001 году ЗК РФ установил определенные правила на внутреннем рынке земли. Существующий порядок проведения проверок исполнения действующего земельного законодательства описан в статье ЗК РФ 71.1. В 2011 году Минюстом был издан Приказ № 22094, который утвердил регламент данных проверок.

Существует два вида проводимых проверок, которые выполняют органы надзора — плановые и внеплановые. Первые проводятся в соответствии с разработанным и утвержденным графиком не реже одного раза в три года. Они должны согласовываться с органами прокуратуры. Основная цель проведения таких проверок — контроль за соблюдением норм действующего законодательства в сфере регулирования земельных отношений.

В число объектов контроля входят права на земельные участки и их использование юридическими и физическими лицами. Службы надзора за исполнением земельного законодательства не должны допустить самовольного захвата участков. На них возлагается ответственность контроля за рациональным использованием земельных ресурсов и их экологической безопасностью. Следят они и за межеванием, рекультивацией, использованием земель по определенному в кадастре типу и категории. Нарушение земельного законодательства, действующего в стране, влечет за собой административную и уголовную ответственность, которая определяется в соответствии с УК и КоАП РФ.

В ходе проверок выявляются нарушения и формируется их доказательная база. Процедуру проведения всех видов проверок можно подразделить на три этапа:

  • подготовительный;
  • проведение проверки;
  • формирование результатов проверки.

Проводятся все проверки на основании распоряжения руководителя надзорной организации. Выявленные в ходе них нарушения оформляются в форме протокола, который подписывается представителями проверяющей и контролируемой стороны. По итогам проведенных проверок и выявления нарушений, проверяемой стороне выносится Постановление с перечнем обнаруженных нарушений, которые необходимо устранить в определенные документом сроки.

Разработка ежегодного плана проверки

График плановых проверок составляется ежегодно. В перечень проверок входят все субъекты РФ. Порядок разработки документов, связанных с плановыми проверками описан в Положении о государственном земельном надзоре. Этот документ утверждается Правительством РФ. В сфере внимания надзорных органов может оказаться как проверка соблюдения земельного законодательства физическим лицом, так и исполнение его юридическими лицами.

Проверка муниципалитетами соблюдения земельного законодательства проводится на основании разработанных администрациями этих образований регламентов. Они определяют правила проведения проверок, ответственных лиц за составление ежегодных планов и их согласование. Положения местного регламента не должны противоречить Федеральному законодательству.

Вся информация о плановых проверках включается в Росреестр. Он является единым для всей страны. Порядок проведения проверок определен постановлением Правительства № 489. Оно было принято в 2010 году. Согласно этому документу, проверки могут проводиться органом надзора на основании затребованных документов или в выездной форме. Лица, осуществляющие надзор за соблюдением земельного законодательства при проведении проверки должны иметь, помимо распоряжения о её проведении, должностное удостоверение, подтверждающее их статус и полномочия.

Основания проведения внеплановых проверок

Внеплановые проверки не входят в состав ежегодного плана. Статья 71.1 ЗК РФ разрешила проводить такого рода проверки без согласования с прокуратурой. Но принятый позже ФЗ ограничил возможность проведения внеплановых проверок без согласования с прокуратурой только для тех случаев, когда они проводятся по заявлению о нарушении прав потребителя. Такие проверки носят уведомительный характер. Поводом для проверки могут служить обращения граждан или юридических лиц, заявляющих органам надзора о фактах нарушения законодательства.

Порядок проведения таких проверок описан в статье 12 ФЗ № 294. Согласование их проводится аналогично порядку, предусмотренному для ежегодных плановых проверок. Проводится внеплановая проверка на основании распоряжения руководителя надзорной организации, которое имеет типовую форму. Образец распоряжения можно найти на сайте ФС.

Предметы внеплановой проверки описаны статей 10 ФЗ № 294. Не требуется согласовывать такого рода мероприятия с органами прокуратуры по основаниям, описанным в пункте 2 статьи 10 данного ФЗ. К исключительным случаям относятся заявления граждан о нарушении их прав потребителей. О проведении такой проверки прокуратура лишь информируется.

Порядок проверки соблюдения требований земельного законодательства

В основании любой проверки лежит нормативная база, которой руководствуются в её проведении. Органы, осуществляющие надзор за соблюдением земельного законодательства, в своей деятельности руководствуются Земельным Кодексом РФ. Он является основополагающим документом в этой правовой сфере.

Любой план проверки составляется с учетом типа и категории земель, его формы собственности, целевого назначения и ряда других факторов. Разработка плановых мероприятий происходит в несколько этапов:

  1. Назначение ответственного лица за разработку графика и плана проведения проверок. Оформляется оно приказом руководителя надзорного органа, в котором указывается должность, Ф.И.О. ответственного лица, срок выполнения и описание задачи.
  2. Проверка и согласование. Документ проверяется руководителем надзорного органа или назначенными им для этого лицами, после чего план проверок согласуется с органами прокуратуры соответствующего территориального образования.
  3. Внесение в единую базу всероссийского реестра.
  4. Назначение ответственных лиц за проведение плановых проверок.
  5. Оформление приказа и распоряжения о проведении плановой проверки.
  6. Проведение проверок, выявление нарушений.
  7. Составление актов проверок, вынесение Постановлений об устранении фактов нарушения.
  8. Проверка выполнения Постановления.
  9. Составление документов на взыскание с виновных лиц.

Проводится плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства на основании распоряжения. Лица, проводящие проверки, назначаются приказом руководителя надзорного органа.

Пример по проверке соблюдения требований земельного законодательства

В ходе проверки соблюдения земельного законодательства в Калининградской области было выявлено 356 фактов самовольного захвата земель и постройки на них незаконных сооружений. На основании обнаруженных в ходе проверок нарушений, было принято решение об изъятии земель и сносе незаконно возведенных на них построек.

Заключение

  • Контроль над соблюдением земельного законодательства осуществляется государственными органами надзора.
  • Порядок проведения проверок определен статьей 71.1 ЗК РФ. А их продолжительность и частота — в Административном регламенте.
  • Все виды проверок согласовываются с прокуратурой.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по проверке соблюдения требований земельного законодательства

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Алексей. Я являюсь директором небольшой компании, занимаемся мы поставкой канцелярских принадлежностей. Дело в том, что пришедшая на предприятие комиссия для проверки использования земель не дает расслабиться уже третью неделю. В распоряжении указывался срок проверки 10 дней. Скажите, имеют ли право члены комиссии превышать сроки своих проверок? Предприятие является ООО с 52 сотрудниками.

Ответ: Добрый день, Алексей. Общий срок проведения проверок имеет свои ограничения. Определяются они Административным регламентом. Для объектов малого предпринимательства он установлен в 20 рабочих дней или 50 часов. Для микропредприятия — 15 часов. Отсчет времени проверки начинается с момента её начала и заканчивается составлением акта. Этот показатель устанавливается в совокупности за 1 год.

Сложные проверки имеют более длительные сроки. Продлить их может главный инспектор, но не больше чем на 20 дней для малых предприятий и 15 дней для микро. Если юридическое лицо ведет свою деятельность в различных регионах страны, сроки проверки устанавливаются отдельно для каждого филиала компании.

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи:

  1. Государственный земельный надзор
  2. Административное обследование объектов земельных отношений
  3. Муниципальный земельный контроль
  4. Общественный земельный контроль

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

  • +7 (800) 550-38-47 — Россиия

  • +7 (499) 553-09-05 — Москва

  • +7 (812) 448-61-02 — Санкт-Петербург

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Приложение N 2. Типовая форма акта проверки соблюдения земельного законодательства

Приложение N 2
к постановлению главы муниципального
образования город Краснодар
от 7 июня 2008 г. N 1474

Герб муниципального образования город Краснодар Администрация муниципального образования город Краснодар УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО И ИМУЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ Северная ул., д. 279, г. Краснодар, 350020, тел. (861) __________, факс (861) __________ e-mail: uzik@krd.ru МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ АКТ N ___ проверки соблюдения земельного законодательства «___» _____________ 200__ г. г. Краснодар Время проверки «___» час «___» мин. Муниципальным инспектором по земельному контролю ____________________________________ _________________________________________________________________________________________ (должность, Ф.И.О. лица, составившего акт) на основании приказа от «___» _________________________ 200__ г. N ______________________ в присутствии свидетелей ________________________________________________________________ (ФИО, адрес места жительства, телефон) с участием ______________________________________________________________________________ (Ф.И.О. специалиста, эксперта) в присутствии: __________________________________________________________________________ (должность, наименование юридического лица, _________________________________________________________________________________________ Ф.И.О. законного представителя юридического лица, Ф.И.О. физического лица) _________________________________________________________________________________________ проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: ________________________________________________________________ ____________________________________, площадью ______________________ кв. м, используемом (согласно акту обмера) _________________________________________________________________________________________ (наименование юридического лица, руководитель, _________________________________________________________________________________________ ИНН, юридический адрес, банковские реквизиты, телефоны, Ф.И.О. должностного лица _________________________________________________________________________________________ или гражданина, ИНН, паспортные данные, адрес места жительства, телефон) Правоустанавливающие документы на земельный участок _____________________________________ _________________________________________________________________________________________ (постановление, договор аренды, договор купли-продажи и др.) Правоудостоверяющие документы на земельный участок ______________________________________ _________________________________________________________________________________________ (свидетельство о государственной регистрации права и др.) Правоустанавливающие документы на строения ______________________________________________ ________________________________________________________________________________________. Земельный участок выделен для целей: ____________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Площадь земельного участка по правоустанавливающим документам ___________________________ Перед началом проверки участвующим лицам разъяснены их права, ответственность, а также порядок проведения проверки соблюдения земельного законодательства. Представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его законному представителю и иным участникам проверки разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1, 25.4, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. ___________________________________________________________ (подпись) (Ф.И.О.) ___________________________________________________________ (подпись) (Ф.И.О.) ___________________________________________________________ (подпись) (Ф.И.О.) Проверкой установлено: ______________________________________________________________ (описание территории, строений, сооружений, их назначение _________________________________________________________________________________________ и фактическое использование, ограждения, межевых знаков и т.д.) _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Категория земель ____________________________________________________________________ Ограничения и обременения земельного участка ________________________________________ _________________________________________________________________________________________ В ходе проверки выявлены нарушения __________________________________________________ (их вид, характер: нецелевое использование, _________________________________________________________________________________________ неосвоение, самовольное занятие земельного участка и т.д.) _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ В данных действиях усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью ____ статьи ____ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей __________ Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ «Об административных правонарушениях». Объяснения лица (физического, представителя юридического, индивидуального предпринимателя или его представителя) по результатам проведенной проверки соблюдения земельного законодательства _____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Сведения о принятых мерах по устранению выявленных правонарушений ___________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Приложение: 1. Фототаблица. 2. Акт обмера площади земельного участка. С текстом акта ознакомлен: ________________ __________________________________ (подпись) (Ф.И.О.) Присутствующие: 1. __________________ ________________ __________________________________ (подпись) (Ф.И.О.) 2. __________________ ________________ __________________________________ (подпись) (Ф.И.О.) Копию акта получил ________________ __________________________________ (подпись) (Ф.И.О.) От участников проверки поступили (не поступили) заявления ___________________________ _________________________________________________________________________________________ К акту прилагается __________________________________________________________________ С актом ознакомлены: Понятые: 1. _________________________________________________________________________ 2. _________________________________________________________________________ Специалист (эксперта) ___________________________________________________________________ Иные участники проверки _________________________________________________________________ Муниципальный инспектор ________________ __________________________________ (подпись) (ФИО)

Исполняющий обязанности начальника
управления земельного и имущественного
контроля администрации муниципального
образования город Краснодар

Г.А. Журавлева

Приложение N 1 к акту проверки соблюдения земельного законодательства от ________________ N _____ Герб муниципального образования город Краснодар Администрация муниципального образования город Краснодар УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО И ИМУЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ Северная ул., д. 279, г. Краснодар, 350020, тел. (861) _________, факс (861) ___________ e-mail: uzik@krd.ru МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ФОТОТАБЛИЦА _________________________________________________________________________________________ (Ф.И.О. должностного лица, наименование юридического лица _________________________________________________________________________________________ Ф.И.О. гражданина) _________________________________________________________________________________________ (адрес земельного участка) Примечание: фотоснимки должны содержать пояснения (наименование здания, сооружения, номер литера и т.п.). Муниципальный инспектор _________________________________________________________________ (подпись, Ф.И.О.) Приложение N 2 к акту проверки соблюдения земельного законодательства от ________________ N _____ Герб муниципального образования город Краснодар Администрация муниципального образования город Краснодар УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО И ИМУЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ Северная ул., д. 279, г. Краснодар, 350020, тел. (861) __________, факс (861) __________ e-mail: uzik@krd.ru МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ АКТ обмера площади земельного участка Обмер земельного участка произвели: Муниципальный инспектор _____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ (должность, Ф.И.О.) в присутствии ___________________________________________________________________________ (должность, наименование юридического лица, _________________________________________________________________________________________ Ф.И.О. законного представителя юридического лица, физического лица) по адресу: ______________________________________________________________________________ (адрес земельного участка) Согласно обмеру площадь земельного участка составляет ___________________________________ Расчет площади __________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________

Перечень обязательных требований законодательства Российской Федерации, выполнение которых является предметом проверок соблюдения земельного законодательства

Перечень обязательных требований законодательства Российской Федерации, выполнение которых является предметом проверок соблюдения земельного законодательства, а также меры, применяемые к нарушителям земельного законодательства

В соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

— использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

— сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

— осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

— своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

— своевременно производить платежи за землю;

— соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

— не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

— выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года № 689, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:

а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

б) порядка переуступки права пользования землёй;

в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

д) порядка предоставления сведений о состоянии земель;

е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Согласно статье 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) Росреестр и его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП:

статья 7.1 КоАП – в части самовольного занятия земельного участка или использования земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

часть 1 статьи 7.2 КоАП — уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

статья 7.10 КоАП — в части самовольной уступки права пользования землей, а равно самовольной мены земельного участка — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

статья 7.34 КоАП — нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей;

часть 1 статьи 8.8 КоАП — использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

часть 2 статьи 8.8 КоАП — невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В целях устранения правонарушений Управлением Росреестра по Тюменской области выносятся обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства, с указанием сроков их устранения, исполнение которых в последствии контролируется.

В случае невыполнения в указанный срок предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства Росреестр (его территориальные органы) применяют к правонарушителям меры административного воздействия, предусмотренные пунктом 29 части 2 статьи 28.3 КоАП, с дальнейшим направлением материалов дела в суд.

В ходе осуществления государственного земельного контроля выявленное правонарушение не может быть снято с контроля до его полного устранения.

К нарушителям земельного законодательства применяются меры в строгом соответствии с требованиями:

— Конституции Российской Федерации;

— Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

— Земельного кодекса Российской Федерации;

— Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»);

— постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле»;

— приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2007 № 254 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю»;

— иных нормативных правовых актов.

Внеплановая проверка земельного участка физического лица имеет особенности. Порядок ее проведения не попадает под действие закона № 294-ФЗ от 26.12.2009 о защите прав предпринимателей и юридических лиц при осуществлении госконтроля. Внеплановые проверки граждан регламентированы другими нормативными актами, в частности, Земельным кодексом РФ. Обычно их назначение связано с поступившими жалобами и необходимостью выяснить, соблюдает ли владелец участка требования российского законодательства.

Кто проверяет граждан-землевладельцев

Внеплановая проверка земельного контроля физического лица, как правило, проводится инспекторами Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии, то есть Росреестра. Они действуют в рамках своих полномочий, среди которых – осуществление государственного земельного надзора (Положение о Росреестре, утв. Постановлением Правительства № 457 от 01.06.2009 № 457, раздел II, пп.5.1.14). Что понимается под данным правомочием, поясняется в ст. 71 Земельного кодекса РФ. Государственный надзор включает деятельность:

  • по выявлению и предупреждению нарушений земельного законодательства, за совершение которых установлена административная или другая ответственность;

  • по устранению выявленных инспекторами нарушений и их последствий;

  • по систематическому наблюдению за исполнением действующего законодательства.

Предметом внеплановой проверки инспекторами Росреестра является соблюдение физлицом требований земельного законодательства по вопросам:

  • целевого использования земли;

  • недопущения самовольного занятия участка, нарушению чужих границ;

  • выполнения обязанности привести участок в пригодное состояние (для целевого использования) и т.д.

При ее проведении землевладелец обязан представить запрашиваемые документы, если они необходимы для надзорной процедуры, и обеспечить беспрепятственный доступ работникам ведомства на свой участок.

В отдельных случаях государственный земельный контроль осуществляют и другие ведомства (Положение о государственном земельном надзоре, утв. Постановлением Правительства № 1 от 02.01.2015, ред. от 03.08.2019):

  • Россельхознадзор – в основном надзирает за использованием земель сельскохозяйственного назначения.

  • Росприроднадзор — проверяет соблюдение экологических требований владельцами земельных участков.

Однако к физическим лицам, использующим земельные участки не для коммерческих целей, а для собственных нужд, они являются крайне редко.

Читайте также: Продажа земельного участка физическим лицом – налогообложение 2019

Внеплановая выездная проверка земельного участка физического лица: особенности назначения

Внеплановая выездная проверка земельного участка гражданина организуется по следующим основаниям (ст. 71.1 Земельного кодекса РФ):

  • в надзорное ведомство поступила жалоба или обращение (от СМИ, граждан, организаций, чиновников и т.д.);

  • по результатам административного обследования выявлены признаки допущенных нарушений;

  • неиспользование гражданином по целевому назначению сельскохозяйственных земель более трех лет;

  • контроль за исполнением ранее выданных предписаний владельцу земельного участка.

Проведение внеплановой проверки в отношении физического лица не требует предварительного согласования с органами прокуратуры. Лимитов проверок за землевладельца-гражданина законом не установлено. Его личное присутствие при проведении надзорных мероприятий не является обязательным.

Внеплановая выездная проверка земельного участка физического лица: последствия

Результаты внеплановой проверки участка землевладельца заносятся в специальный акт. Гражданину выдается письменное предписание, какие нарушения надо устранить, и в какой срок это необходимо сделать. Если есть основания для привлечения лица к административной ответственности, составляется протокол.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает санкции в виде штрафов не только за нарушение земельного законодательства (ст. 7.1, 7.16, 8.6 и т.п.), но и за воспрепятствование проведению государственного контроля (ст. 19.4, 19.4.1), и за неисполнение полученных предписаний (ст. 19.5). Штрафные санкции существенно увеличиваются при совершении повторных правонарушений.

Статья 71.1 Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства

СТ 71.1 ЗК РФ

1. Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок (далее также в настоящей статье — ежегодный план), утвержденными органами государственного земельного надзора, не чаще чем один раз в три года. Ежегодный план подлежит согласованию с органами прокуратуры.

2. Ежегодный план разрабатывается в отношении каждого субъекта Российской Федерации.

3. В ежегодный план включаются правообладатели земельных участков, расположенных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. Требования пункта 1 настоящей статьи о периодичности проведения плановых проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства применяются при разработке и утверждении ежегодных планов в отношении одного субъекта Российской Федерации.

5. Порядок разработки и утверждения ежегодного плана устанавливается в положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Правительством Российской Федерации.

6. Внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях:

1) предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

2) выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность;

3) поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан;

4) предусмотренных частью 23 статьи 8 Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

5) предусмотренных пунктом 16 статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

7. Внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, проводится органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки.

8. Согласование с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 6 настоящей статьи, не требуется.

Комментарий к Статье 71.1 Земельного кодекса РФ

Правовым основанием установления в ЗК РФ особенностей организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства является ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в которую Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения — включен п. 31 — государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль.

Особенности организации и проведения проверок в рамках государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля могут устанавливаться в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.

В ежегодный план проверок включаются правообладатели земельных участков, расположенных в границах субъекта РФ, в отношении которого утвержден данный план. В этой связи требование о периодичности проведения плановых проверок соблюдения требований земельного законодательства применяется только в рамках одного субъекта РФ. Таким образом, правообладателя, имеющего земельные участки в разных регионах, органы государственного земельного надзора могут планово проверять несколько лет подряд, однако все проверки должны касаться различных земельных участков, расположенных в разных субъектах РФ.

Согласно Положению о государственном земельном надзоре, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1, ежегодные планы проведения плановых проверок разрабатываются в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей, установленных данным Положением. Планы проведения плановых проверок составляются отдельно в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Обратим внимание, что Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» комментируемая статья была дополнена новым основанием для проведения внеплановой проверки соблюдения гражданами земельного законодательства. В частности, таким основанием является непредставление гражданином декларации об использовании земельного участка, которая должна быть им представлена в срок не позднее трех месяцев после истечения трех лет со дня заключения договора безвозмездного пользования земельным участком.

Еще одно новое основание для проведения внеплановой проверки было введено Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации». Так, согласно п. 16 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) земельного участка, в отношении которого у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании в течение трех и более лет по целевому назначению для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, собственник такого земельного участка обязан начать его использование по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на такой земельный участок. Уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора по истечении одного года с момента возникновения у собственника права собственности на такой земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения проводит государственный земельный надзор за соблюдением требований по использованию такого земельного участка по целевому назначению.

Помимо оснований, определенных в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и применявшихся ранее только к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в качестве новых оснований для проведения внеплановых проверок установлены выявление нарушений в рамках процедуры административного обследования объекта земельных отношений, а также поступление обращений или информации о нарушениях имущественных прав публичных образований, граждан или организаций.

Исходя из содержания КоАП РФ нарушение имущественных прав — это в первую очередь самовольное занятие земельного участка. Таким образом, факт совершения данных правонарушений, о котором был проинформирован орган государственного земельного надзора, может повлечь проведение внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства.

Комментируемой статьей установлена обязательность согласования с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по любым основаниям, в то время как согласование с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления не требуется.

Ранее права данных должностных лиц органов государственного земельного надзора были установлены в Положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689.

Органам государственного земельного надзора предоставлены полномочия по надзору не только за действиями (бездействием) органов власти в рамках требований земельного законодательства, но и за содержанием правовых актов данных органов в целях проверки их соответствия требованиям земельного законодательства.

Прекращение прав (аренды, постоянного (бессрочного) пользования) на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, основывается на положениях ст. ст. 45 и 46 ЗК РФ, устанавливающих основания для принудительного прекращения прав.

Изъятие земельных участков, находящихся в частной собственности, указанное в ст. 49 ЗК РФ, основывается на положениях ст. 284 ГК РФ, предусматривающей возможность изъятия неиспользуемого земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, а также ст. 285 ГК РФ, предусматривающей возможность изъятия земельного участка, используемого с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе используемого не в соответствии с его целевым назначением (подробнее см.: Боголюбов С.А., Золотова О.А. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации: Постатейный комментарий. Постатейное приложение материалов. М.: Проспект, 2012).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *