Расходы по исполнительным действиям

Содержание

Приложение N 46. Постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий

ГАРАНТ:

См. данную форму в редакторе MS-Word

Приложение N 46
к приказу Федеральной службы
судебных приставов
от 11 июля 2012 г. N 318

УТВЕРЖДАЮ _____________________________________ (наименование должности лица, утвердившего документ) _____________________________________ _____________________________________ (подпись) (расшифровка подписи) «____»_____________________________ ПОСТАНОВЛЕНИЕ о взыскании расходов по совершению исполнительных действий _________________________________________________________________________ «_____»______________ г. N___________ Судебный пристав-исполнитель________________________________________ (наименование и адрес структурного _________________________________________________________________________ подразделения, территориального органа ФССП России; ФИО судебного пристава-исполнителя) рассмотрев материалы исполнительного производства N_______, возбужденного «_____»_______________г. на основании исполнительного документа ________________________________________________________________________, (наименование исполнительного документа, его реквизиты, ФИО (наименование) и адрес должника и взыскателя, предмет исполнения) УСТАНОВИЛ: В связи с организацией, проведением исполнительных действий и применением мер принудительного исполнения были произведены расходы на сумму___________________________________________________________________. (сумма цифрами и прописью) На основании изложенного, руководствуясь статьями 6, 14, 116, 117 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ПОСТАНОВИЛ: 1. Взыскать с ______________________________________________________ (ФИО (наименование) должника) расходы по совершению исполнительных действий в сумме _________________________________________________________________________ (сумма цифрами и прописью) и зачислить их на счет__________________________________________________. (банковские реквизиты структурного подразделения территориального органа ФССП России) 2. Копию постановления направить___________________________________. (ФИО (наименование) должника, адрес) Постановление может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде в десятидневный срок. Судебный пристав-исполнитель ________________ _________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Приложение: калькуляция расходов по совершению исполнительных действий на _____________л. в 1 экз. МП К и/п N____________ ______________________________

* Документ утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

Приложение к постановлению от___________N___________ о взыскании расходов Калькуляция расходов по совершению исполнительных действий по исполнительному производству N_________________, возбужденному «_____»________________г. на основании исполнительного документа _________________________________________________________________________ (наименование исполнительного документа, его реквизиты, ФИО (наименование) и адрес должника и взыскателя, предмет исполнения)

N п/п

Наименование расходов

Итоговая сумма расходов (руб.)

1

Расходы по вознаграждению за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсация понесенных ими, а также понятыми расходов

2

Расходы по перевозке, хранению, реализации имущества должника

3

Расходы по розыску должника и его имущества, розыску ребенка

4

Расходы на перевод (пересылку) взыскателю денежных средств

5

Расходы на проведение государственной регистрации прав должника

6

Расходы, связанные с совершением других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа

Статья 116. Расходы по совершению исполнительных действий
Комментарий к статье 116
1. В процессе совершения исполнительных действий неминуемо возникают расходы (привлечение переводчика, оценщика, понятых и пр.), точно так же, как они возникают при осуществлении судопроизводства. Недаром и в процессуальных отраслях права имеется аналогичный институт, именуемый «судебные расходы».
Часть 1 комментируемой статьи фактически является дефинитивной нормой: расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий, применение мер принудительного исполнения. Из приведенной нормы несложно выделить основные составляющие понятия расходов по совершению исполнительных действий.
Расходы по совершению исполнительных действий — это денежные средства, принадлежащие тому, кто их использует для совершения тех или иных исполнительных действий. Расходы могут быть понесены федеральным бюджетом или стороной исполнительного производства, иными лицами, участвующими в исполнительном производстве. Иные лица, участвующие в исполнительном производстве, определяются понятием, приведенным в ст. 48 комментируемого Закона: это лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе; иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и др.).
Расходы по совершению исполнительных действий должны быть понесены исключительно на совершение исполнительных действий, а также на применение мер принудительного исполнения. Следовательно, важна целевая направленность понесенных расходов.
Если расходы по совершению исполнительных действий уже понесены, они могут быть лишь компенсированы. Современное законодательство об исполнительном производстве не восприняло действовавшую ранее систему авансирования расходов по совершению исполнительных действий.
Согласно ч. 11 ст. 30 комментируемого Закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Закона.
2. В ч. 2 комментируемой статьи приведен неисчерпывающий перечень расходов по совершению исполнительных действий — это денежные средства, затраченные на:
1) перевозку, хранение и реализацию имущества должника.
Документом, подтверждающим факт возникновения расходов по перевозке имущества должника (транспортировке), является акт сдачи-приемки оказанных услуг, подписанный сторонами государственного контракта (договора) на оказание услуг по перевозке имущества должника <1>.
———————————
<1> См. п. 3.1.1 Методических рекомендаций по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий от 24 июля 2013 г. N 01-10.
Передача имущества должника на хранение (под охрану) подробно регламентируется п. 52 Постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 г. N 50. Недвижимое имущество может быть передано под охрану, а движимое имущество — на хранение только лицам, указанным соответственно в ч. ч. 1 и 2 ст. 86 комментируемого Закона.
При передаче имущества на хранение (под охрану) должнику-организации в постановлении судебного пристава-исполнителя должно быть указано конкретное должностное лицо этой организации, ответственное за хранение (охрану) данного имущества. Арестованное имущество, как движимое, так и недвижимое, передается на хранение (под охрану) должнику и членам его семьи на безвозмездной основе, а лицам, с которыми территориальным органом ФССП России заключен договор, — на возмездной основе. Движимое имущество может быть передано на хранение взыскателю по его ходатайству или с его согласия. Такое хранение осуществляется только на безвозмездной основе, однако это не исключает возмещения взыскателю необходимых расходов, понесенных на обеспечение сохранности имущества, за счет должника, а не за счет казны РФ (п. 52 Постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 г. N 50).
Документом, подтверждающим факт возникновения расходов по хранению имущества должника, является акт сдачи-приемки оказанных услуг, подписанный сторонами государственного контракта (договора) на оказание услуг по хранению (охране) арестованного имущества <1>.
———————————
<1> См. п. 3.1.2 Методических рекомендаций по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий от 24 июля 2013 г. N 01-10.
В случае реализации арестованного имущества и достаточности денежных средств для погашения не только суммы основного долга, но и суммы расходов по совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель в порядке очередности, установленной ч. ч. 3 и 4 ст. 110 комментируемого Закона, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов выносит постановление о перечислении денежных средств, в том числе на оплату расходов по совершению исполнительных действий.
В течение трех рабочих дней судебный пристав-исполнитель уведомляет аппарат управления территориального органа ФССП России во избежание недопущения повторной оплаты расходов и обеспечения достоверности и актуальности сведений о взыскании расходов по совершению исполнительных действий.
В случае если денежных средств, вырученных от реализации арестованного имущества должника, недостаточно для оплаты расходов по совершению исполнительных действий или в случае нереализации имущества должника, а также в тех случаях, когда оплата расходов должна быть произведена ранее момента реализации имущества должника, судебный пристав-исполнитель в течение трех рабочих дней готовит справку-информацию в аппарат управления территориального органа ФССП России с обоснованием оплаты данных расходов за счет средств федерального бюджета. В течение 10 рабочих дней со дня поступления справки-информации при подтверждении информации судебного пристава-исполнителя ответственное подразделение управления территориального органа ФССП России направляет заявку на выделение дополнительного финансирования на оплату расходов по совершению исполнительных действий в центральный аппарат ФССП России.
После установления дополнительных лимитов бюджетных обязательств аппарат управления территориального органа ФССП России производит оплату расходов по совершению исполнительных действий, о чем уведомляет судебного пристава-исполнителя в течение трех рабочих дней <1>;
———————————
<1> Пункты 5.2.2 и 5.2.3 Методических рекомендаций по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий от 24 июля 2013 г. N 01-10.
2) вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсация понесенных ими, а также понятыми расходов. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов на оплату работы переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсации понесенных ими расходов, является акт выполненных работ, подписанный сторонами государственного контракта (договора) на оказание услуг по переводу или иных услуг, оказанных специалистами и иными лицами, привлеченными в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий <1>.
———————————
<1> Там же, п. 3.1.4.
Расходы, возмещаемые понятым, включают в себя расходы, связанные с оплатой проезда, наймом жилого помещения и выплатой суточных. Возмещение расходов понятым осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 516 «О размерах компенсации расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого при совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц».
Компенсация расходов, связанных с оплатой проезда понятого (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями), осуществляется в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда, например железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда или в салоне экономического класса воздушного транспорта. Компенсация расходов, связанных с наймом жилого помещения и выплатой суточных понятому, включая время в пути, выходные и праздничные дни, а также время вынужденной остановки в пути, подтвержденной соответствующими документами, осуществляется в порядке, предусмотренном для возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений.
Суточные не выплачиваются, если у понятого имеется возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства.
За лицом, привлеченным в качестве понятого, за время его отсутствия на работе в связи с исполнением обязанностей понятого сохраняется место работы (должность).
Лицу, привлеченному в качестве понятого, возмещается недополученная заработная плата за время его отсутствия в связи с исполнением обязанностей понятого.
Неработающим, а также работающим лицам, привлеченным в качестве понятых в нерабочее время, выплачивается компенсация в связи с потерей времени в размере суточных, определяемых в соответствии с п. 3 указанного выше Постановления Правительства РФ.
Документами, подтверждающими факт возникновения расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого при совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, являются документы об оплате проезда, найме жилого помещения и суточных <1>.
———————————
<1> Пункт 3.1.5 Методических рекомендаций по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий от 24 июля 2013 г. N 01-10.
Аналогичным образом выплачиваются вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и совершению исполнительных действий, и компенсация понесенных ими расходов по совершению исполнительных действий;
3) перевод (пересылку) взыскателю денежных средств. Документами, подтверждающими факт возникновения расходов по переводу (пересылке) взыскателю денежных средств, являются платежные поручения, чеки и иные платежные документы <1>;
———————————
<1> Пункт 3.1.6 Методических рекомендаций по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий от 24 июля 2013 г. N 01-10.
4) розыск должника, его имущества, розыск ребенка;
5) проведение государственной регистрации прав должника. Расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации права должника на недвижимое имущество относятся к расходам по совершению исполнительных действий и могут быть оплачены как из средств федерального бюджета, так и за счет средств взыскателя или иных лиц, участвующих в исполнительном производстве. Впоследствии указанные расходы возмещаются за счет должника по правилам ст. 117 комментируемого Закона (п. 54 Постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 г. N 50). В подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, для физических лиц — 2 тыс. руб., для организаций — 22 тыс. руб.
Документами, подтверждающими факт возникновения расходов по проведению государственной регистрации имущества и имущественных прав, являются квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины, а также иные платежные документы, связанные с оформлением имущества перед государственной регистрацией <1>;
———————————
<1> Там же, п. 3.1.8.
6) совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа. Как было отмечено ранее, перечень расходов по совершению исполнительных действий, приведенный в ч. 2 комментируемой статьи, не является исчерпывающим. Так, документом, подтверждающим факт возникновения расходов по сносу незаконно возведенного строения, устранению неполадок и т.п., является акт выполненных работ, подписанный сторонами государственного контракта (договора) на оказание услуг по сносу незаконно возведенного строения, устранению неполадок и т.п. <1>.
———————————
<1> Пункт 3.1.7 Методических рекомендаций по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий от 24 июля 2013 г. N 01-10.
Расходы по совершению исполнительных действий, возникшие при исполнении постановления о даче поручения по совершению отдельных исполнительных действий и (или) применению отдельных мер принудительного исполнения, несет структурное подразделение территориального органа ФССП России, исполняющее данное постановление, при этом судебный пристав-исполнитель осуществляет сбор документов, подтверждающих понесенные расходы.
Указанные документы направляются в структурное подразделение территориального органа ФССП России, в котором вынесено постановление о даче поручения по совершению отдельных исполнительных действий и (или) применению отдельных мер принудительного исполнения, для последующего взыскания расходов по совершению исполнительных действий с должника <1>.
———————————
<1> Там же, п. 5.3.
В научной литературе, в судебной практике долго обсуждался вопрос о возможности отнесения к расходам по совершению исполнительных действий канцелярских расходов. Однако сложившаяся судебная практика не поддерживает такое широкое толкование таких расходов <1>.
———————————
<1> См. подробнее: Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» и практике его применения / Под ред. И.В. Решетниковой. С. 663 — 665 (автор соответствующего комментария — Л.В. Белоусов).

«Методические рекомендации по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий»
(утв. ФССП России 24.07.2013 N 01-10)

Утверждаю

Директор Федеральной службы

судебных приставов —

главный судебный пристав

Российской Федерации

А.О.ПАРФЕНЧИКОВ

24 июля 2013 г. N 01-10

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ РАСХОДОВ ПО СОВЕРШЕНИЮ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

I. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий (далее — Методические рекомендации) подготовлены в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон), Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» <1>.

<1> С 1 января 2014 г. вступит в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

1.2. Настоящие Методические рекомендации определяют последовательность действий начальников отделов — старших судебных приставов, заместителей начальников отделов — старших судебных приставов, судебных приставов-исполнителей, работников структурных подразделений аппаратов управления территориальных органов ФССП России и работников структурных подразделений центрального аппарата по возмещению расходов по совершению исполнительных действий.

II. Расходы по совершению исполнительных действий

2.1. Расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.

2.2. В соответствии со статьей 116 Закона к расходам по совершению исполнительных действий относятся денежные средства, затраченные на:

перевозку, хранение и реализацию имущества должника;

вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов;

перевод (пересылку) взыскателю денежных средств;

розыск должника, его имущества, розыск ребенка;

проведение государственной регистрации прав должника;

совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа (в том числе расходы по исполнению исполнительных документов неимущественного характера: снос незаконно возведенного строения, устранение неполадок и т.д.).

2.3. В соответствии со статьей 117 Закона взыскание с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом, а также возмещение расходов лицу, которое их понесло, производятся на основании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

Постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий (либо об отказе в возмещении таких расходов) выносится судебным приставом-исполнителем в течение десяти рабочих дней после предъявления документов, подтверждающих факт понесения расходов.

В мотивировочной части постановления о взыскании расходов по совершению исполнительных действий должно содержаться указание на документы, подтверждающие понесенные расходы.

Копия вынесенного постановления о взыскании расходов по совершению исполнительных действий не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется должнику (иным лицам, чьи права и обязанности оно затрагивает).

III. Подтверждение возникновения расходов по совершению

исполнительных действий

3.1. Подтверждением возникновения расходов по совершению исполнительных действий являются соответствующие документы.

3.1.1. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов по оценке арестованного имущества, является постановление об оценке вещи или имущественного права, акт сдачи-приемки выполненных работ, подписанный сторонами государственного контракта (договора) на оказание услуг по оценке арестованного имущества.

3.1.2. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов по хранению имущества должника, является акт сдачи-приемки оказанных услуг, подписанный сторонами государственного контракта (договора) на оказание услуг по хранению (охране) арестованного имущества.

3.1.3. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов по перевозке имущества должника (транспортировке), является акт сдачи-приемки оказанных услуг, подписанный сторонами государственного контракта (договора) на оказание услуг по перевозке имущества должника.

3.1.4. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий и компенсации понесенных ими расходов, является акт выполненных работ, подписанный сторонами государственного контракта (договора) на оказание услуг по переводу или иных услуг, оказанных специалистами и иными лицами, привлеченными в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий.

3.1.5. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого при совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, являются документы об оплате проезда, найме жилого помещения и суточных.

3.1.6. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов по переводу (пересылке) взыскателю денежных средств, являются платежные поручения, чеки и иные платежные документы.

3.1.7. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов по сносу незаконно возведенного строения, устранение неполадок и т.д., является акт выполненных работ, подписанный сторонами государственного контракта (договора) на оказание услуг по сносу незаконно возведенного строения, устранению неполадок и т.д.

3.1.8. Документом, подтверждающим факт возникновения расходов по проведению государственной регистрации имущества и имущественных прав, является квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины, а также иные платежные документы, связанные с оформлением имущества перед государственной регистрацией.

IV. Возмещение расходов по совершению исполнительных

действий за счет средств федерального бюджета

4.1. В соответствии с частью 2 статьи 117 Федерального закона расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета в случае прекращения исполнительного производства в связи:

с отменой судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона);

с отменой или признанием недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство (п. 5 ч. 2 ст. 43 Закона).

4.2. В течение трех рабочих дней после вынесения постановления о прекращении исполнительного производства по вышеуказанным обстоятельствам судебный пристав-исполнитель готовит справку-информацию в аппарат управления территориального органа ФССП России с обоснованием оплаты данных расходов за счет средств федерального бюджета. В течение 10 рабочих дней со дня поступления справки-информации, при подтверждении информации судебного пристава-исполнителя, ответственное подразделение управления территориального органа ФССП России направляет заявку на выделение финансирования на оплату расходов по совершению исполнительных действий в центральный аппарат ФССП России.

4.3. После доведения лимитов бюджетных обязательств аппарат управления территориального органа ФССП России производит оплату расходов по совершению исполнительных действий.

V. Возмещение расходов по совершению исполнительных

действий за счет средств должника

5.1. В соответствии с частью 1 статьи 117 Федерального закона расходы по совершению исполнительных действий возмещаются за счет должника.

5.2. Расходы по совершению исполнительных действий возникли в результате оказания услуг на основании заключенного территориальным органом ФССП России государственного контракта (договора), в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» <1>.

<1> С 1 января 2014 г. вступит в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5.2.1. Отдел аппарата управления территориального органа ФССП России, являющийся ответственным по привлечению специалиста, после подписания акта приемки выполненных работ в течение трех рабочих дней направляет соответствующие документы в структурное подразделение территориального органа ФССП России. На основании подписанного сторонами акта приемки выполненных работ судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании расходов (в случае проведения оценки имущества судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании расходов после вынесения постановления об оценке вещи или имущественного права).

5.2.2. В случае реализации арестованного имущества и достаточности денежных средств для погашения не только суммы основного долга, но и суммы расходов по совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель в порядке очередности, установленной частью 3 и 4 статьи 110 Закона, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов выносит постановление о перечислении денежных средств, в том числе на оплату расходов по совершению исполнительных действий.

В течение трех рабочих дней судебный пристав-исполнитель уведомляет аппарат управления территориального органа ФССП России во избежание недопущения повторной оплаты расходов и обеспечения достоверности и актуальности сведений о взыскании расходов по совершению исполнительных действий.

5.2.3. В случае если денежных средств, вырученных от реализации арестованного имущества должника, недостаточно для оплаты расходов по совершению исполнительных действий, или нереализации имущества должника, а также в тех случаях, когда оплата расходов должна быть произведена ранее момента реализации имущества должника, судебный пристав-исполнитель в течение трех рабочих дней готовит справку-информацию в аппарат управления территориального органа ФССП России с обоснованием оплаты данных расходов за счет средств федерального бюджета. В течение 10 рабочих дней со дня поступления справки-информации, при подтверждении информации судебного пристава-исполнителя, ответственное подразделение управления территориального органа ФССП России направляет заявку на выделение дополнительного финансирования на оплату расходов по совершению исполнительных действий в центральный аппарат ФССП России.

После доведения дополнительных лимитов бюджетных обязательств аппарат управления территориального органа ФССП России производит оплату расходов по совершению исполнительных действий, о чем уведомляет судебного пристава-исполнителя в течение трех рабочих дней.

В случае окончания основного исполнительного производства (в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе; возврата взыскателю исполнительного документа в порядке пункта 3 части 1 статьи 47, пунктов 1, 2, 5, 6 части 1 статьи 46 Закона; направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом; истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении) и прекращения исполнительного производства (в случае принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа; утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником; прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшим исполнительный документ) судебный пристав-исполнитель возбуждает отдельные исполнительные производства о взыскании расходов по совершению исполнительных действий.

При поступлении на депозитный счет структурного подразделения территориального органа ФССП России сумм расходов по совершению исполнительных действий, понесенных федеральным бюджетом, судебный пристав-исполнитель распределяет их в доход федерального бюджета и в обязательном порядке уведомляет об этом аппарат управления территориального органа ФССП России в течение трех рабочих дней.

5.3. Расходы по совершению исполнительных действий, возникшие при исполнении постановления о даче поручения по совершению отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения, несет структурное подразделение территориального органа ФССП России, исполняющее данное постановление, при этом судебный пристав-исполнитель осуществляет сбор документов, подтверждающих понесенные расходы.

Указанные документы направляются в структурное подразделение территориального органа ФССП России, в котором вынесено постановление о даче поручения по совершению отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения, для последующего взыскания расходов по совершению исполнительных действий с должника.

Управление организации

исполнительного производства

Судебная практика и законодательство — «Методические рекомендации по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий» (утв. ФССП России 24.07.2013 N 01-10)

<Письмо> ФССП России от 31.03.2014 N 8 (ред. от 31.07.2015) «Методические рекомендации по исполнению судебных решений о сносе самовольно возведенных строений»

Последовательность действий работников территориальных органов ФССП России по возмещению расходов по совершению исполнительных действий, определена Методическими рекомендациями по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий от 24.07.2013 N 01-10.

<Письмо> ФССП России от 18.04.2014 N 0014/10 (ред. от 15.09.2014) «Методические рекомендации по организации и производству исполнительного розыска в Федеральной службе судебных приставов» (утв. ФССП России 17.04.2014)

Взыскание с должника расходов по розыску должника, имущества должника, розыску ребенка, а также возмещение расходов лицам, их понесшим, производится на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем, в соответствии с Методическими рекомендациями по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий от 24.07.2013 N 01-10.

Методические рекомендации по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий

Вопрос 4. Исполнительные расходы

Исполнительные расходы представляют собой затраты, которые несут стороны исполнительного производства по поводу и в связи с исполнением юрисдикционного акта в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Возложение расходов, связанных с исполнительным производством, на заинтересованных лиц преследует следующие цели:

— возместить затраты, которые несет российское государство по принудительному исполнению юрисдикционных актов;

— способствовать добровольному выполнению должником возложенных на него обязанностей в сроки, установленные для добровольного исполнения юрисдикционных актов.

Исполнительные расходы состоят из исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Исполнительский сбор представляет собой установленное нормами исполнительного права денежное взыскание, которое должник обязан уплатить в доход государства в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в установленный для его добровольного исполнения срок, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Взыскание исполнительского сбора оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя. Сбор равен 7 процентам от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. В случае, когда должником-гражданином не исполняется исполнительный документ неимущественного характера, исполнительский сбор взыскивается с должника в размере 500 рублей. Если должником по неимущественному исполнительному документу является юридическое лицо, то размер исполнительского сбора увеличивается до 5000 рублей.

Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке поручения совершения отдельных исполнительных действий на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя по основному исполнительному производству;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

4) по судебным актам по обеспечительным мерам.

Должник может обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, исполнительного документа либо судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ. Кроме того, исполнительский сбор возвращается должнику частично при уменьшении судом размера исполнительского сбора.

Помимо исполнительского сбора Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предусматривает взыскание с заинтересованных лиц расходов, связанных с совершением исполнительных действий.

Общим правилом исполнительного производства является то, что расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника.

Расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения, а именно на:

— перевозку, хранение и реализацию имущества должника;

— вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов;

— перевод (пересылку) взыскателю денежных средств;

— розыск должника, его имущества, розыск ребенка;

— проведение государственной регистрации прав должника;

— совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа.

Перечень исполнительных действий, расходы на совершение которых отнесены к исполнительным, не исчерпывающий. Однако при решении вопроса о включении расходов в число исполнительных следует учитывать три критерия:

— средства должны быть затрачены на организацию и проведение исполнительных действий;

— затраты произведены в процессе исполнения исполнительного документа;

— цель произведенных затрат — обеспечение своевременного и качественного исполнения юрисдикционного акта, указанного в статье 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Взыскание с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также возмещение расходов лицу, которое их понесло, производятся на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом.

В некоторых случаях прекращения исполнительного производства расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета. К таким случаям относится прекращение исполнительного производства в результате отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, а также отмены или признании недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство.

Имущество и денежные средства на которые приставы не имеют права обращать взыскание

На какие денежные средства судебный пристав не может обратить взыскание в исполнительном производстве?

На основании статьи 101 Закона об Исполнительном производстве, судебный пристав исполнитель не имеет права обращать взыскание на следующие денежные суммы полученные должником, принадлежащие ему или так или иначе поступающие на его счет.

По закону в рамках исполнительного производства, запрещено обращать взыскание на следующие доходы:

  • Полученные в результате возмещение вреда по причине смерти кормильца;
  • Возмещение вредя причиненного здоровью;
  • Средства материнского капитала;
  • Выплаты положенные многодетным матерям;
  • Пособия выплачиваемые одиноким матерям или отцам;
  • Выплаты назначенные за полученные в результате выполнения служебных обязанностей травм и увечий;
  • Выплаты положенные пенсионерам, а так же инвалидам первой группы;
  • Алиментные выплаты;
  • Выплаты начисляемые в результате работы с вредными условиями труда;
  • Выплаты на санаторно-курортное лечение в связи с причиненным вредом здоровью, протезирование, дополнительное питание;
  • Пособия выплачиваемые гражданам подвергшимся воздействию аварии (катастрофы) на атомной электро-станции;
  • Выплаты за работы выполняемые в экстремальных условиях;
  • Выходные пособия при увольнении или сокращении штата;
  • Материальная помощь начисляемая работнику организацией в связи с рождением ребенка, регистрацией брака или смертью родных.

Это весь список доходов на которые не может быть обращено взыскание в рамках исполнительного производства. Если же приставы все же обратили взыскание на один из указанных видов доходов, то Вы всегда имеете право подать жалобу на действия судебного пристава.

Теперь стоит перейти к имуществу.

Перечень имущества на которое не может быть обращено взыскание в рамках исполнительного производства

На основании статьи 446 ГПК РФ, в рамках исполнительного производства, судебный пристав не вправе обращать взыскание на следующие виды движимого и недвижимого имущества.

Единственное пригодное для проживания должника и его семьи недвижимое имущество. Подтверждение факта, что квартира, комната или дом, являются единственным пригодным для проживания имуществом, является запись, выписка из единого государственного реестра недвижимого имущества, о праве собственности. То есть если на должника зарегистрирован всего один объект недвижимости и приставы наложили на него арест в рамках исполнительного производства, то на такое единственное жилье не может быть обращено взыскание, оно будет под арестом, но вот продать с аукциона приставы его не смогут, так как это противоречит законодательству. Однако если на должника зарегистрированы другие объекты недвижимости, то на любой из них может быть обращено взыскание в рамках исполнительного производства.

Земельные участки с расположенными на них домами, являющимися единственным пригодным для проживание жилым помещением для должника, а так же членов его семьи. В данном случае, обращение взыскания на такой земельный участок и расположенный на нем объект недвижимости не может быть обращено в рамках исполнительного производства, если такой участок и расположенный на нем дом являются единственным пригодным для проживания недвижимым имуществом, а так же если такой участок является предметом ипотеки, так как обращение взыскания на предмет залога в рамках ипотеки возможно только залогодержателем. Однако земельный участок, что бы на него не возможно было обратить взыскание, должен использоваться исключительно для целей должника и членов его семьи, так к примеру если участок используется для выращивания сельскохозяйственной продукции и дальнейшей ее продажи, то такая деятельность попадает под определение предпринимательской и в таком случае на данный участок может быть обращено взыскание в рамках исполнительного производства.

Предметы обихода и домашней обстановки, одежда, средства личной гигиены, обувь и все самое необходимое для жизнедеятельности человека.

Имущество для профессиональных занятий должника. Исключением является имущество превышающее по стоимости 100 минимальных размеров оплаты труда.

Не связанный с осуществлением предпринимательской деятельности племенной и молочный скот, а так же строения и сооружения необходимые для содержания скота.

Транспортные средства и прочее имущество, необходимое должнику в связи с его инвалидностью.

Топливо необходимое должнику и его семье, для отопления дома и приготовления ежедневной пищи.

Продукты питания на сумму менее прожиточного минимума.

В целом данный список полный, в целом людям важно понимать, что если у них есть единственное недвижимое имущество (жилье), то на него не может быть обращено взыскание в рамках исполнительного производства.

Об авторе:

Живаева Татьяна. Специализируется на таких направлениях как возмещение ущерба, взыскание долгов как с физических, так и с юридических лиц, защита прав потребителя в сфере возврата товара и отказа от некачественных услуг. Автор более 90 статей в блоге. Общий юридический стаж более 10 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *