Равенство перед законом

Равенство всех перед законом и судом

Энциклопедия МИП » Арбитраж » Общие положения » Равенство всех перед законом и судом

Равенство всех перед законом и судом является одним из ключевых демократических принципов, для реализации которого стоит акцентировать внимание на правах граждан и их ограничении.

Равенство всех перед законом и судом является одним из ключевых демократических принципов, для реализации которого стоит акцентировать внимание на правах граждан и их ограничении. Равенство граждан и организаций предусматривает обязанность всех сторон дела соблюдать законы. Предметом в процессе реализации принципа равенства выступает право граждан на получение судебной защиты.

Принцип равенства граждан перед законом и судом, суть данного принципа

В соответствии с базовыми юридическими принципами в любом судебном процессе все стороны судебного разбирательства считаются равными перед законом и судом. Соответственно, судебные органы не должны отдавать предпочтение кому-либо из учреждений, органов или участвующим в судебном разбирательстве сторонам, учитывая следующие виды принадлежности:

  • государственная;
  • половая;
  • национальная;
  • политическая;
  • социальная;
  • расовая;
  • языковая и др.

Также в процессе судебного разбирательства в арбитражных судебных органах не должны учитываться следующие характеристики граждан, органов или учреждений:

  • происхождение;
  • место проживания;
  • образование;
  • должностное положение;
  • место рождения;
  • религиозные предпочтения;
  • факт принадлежности к каким-либо общественным организациям или объединениям;
  • имущественное положение;
  • характер и род занятия;
  • профессиональные предпочтения;
  • личные убеждения;
  • иные основания и характеристики, которые предусматриваются действующим законодательством.

Суть равенства сторон перед судом

Равенство граждан, учреждений и организаций перед судебными органами заключается в необходимости постоянного использования единого судебного порядка, который регламентируется арбитражно-процессуальным законодательством.

При этом не учитывается вид и класс арбитражного судебного органа, который рассматривает судебное дело впервые. Аналогичным также является порядок рассмотрения гражданских дел, которые относятся к следующим разновидностям судебных производств:

  • апелляционное;
  • надзорное;
  • кассационное.

Принцип равенства всех граждан, учреждений и организаций перед арбитражными судебными органами в процессе повторного пересмотра судебных дел с учетом новых и заново открывшихся обстоятельств, доказательств и фактов. Суд не должен учитывать те обстоятельства, под которыми понимаются происхождение, образование, языковые и религиозные предпочтения, род занятий или социальное положение и др. Сотрудники арбитражных судебных органов обязаны одинаково относиться ко всем сторонам судебного процесса при осуществлении ими следующих действий:

  • в процессе реализации права на предоставление доказательственной базы;
  • при использовании права заявлять ходатайства и требования;
  • в процессе участия в рассмотрении доказательств.

Суть равенства граждан и организаций перед законом

Равенство всех граждан, учреждений и организаций перед законом гарантируется наличием единого гражданского законодательства. Если же при любых обстоятельствах гражданские законные нормы были нарушены, то все нарушенные права, интересы и свободы подлежат восстановлению в обязательном порядке. При этом восстановление законности должно совершаться в отношении всех сторон судебного процесса:

  • граждан, которые совершили правонарушение и нарушили нормы законодательства;
  • лиц и органов, которые считаются пострадавшими по конкретному судебному делу;
  • иных лиц, которые являются участниками судебного разбирательства.

При применении принципа равенства всех граждан, организаций и учреждений перед законом не должны учитываться какие-либо показатели и характеристики сторон. Если в судебном разбирательстве пострадавшей или нарушившей стороной выступает организация или учреждение, то при разбирательстве не учитываются следующие факторы:

  • место фактического расположения;
  • факт подчиненности;
  • организационная форма;
  • юридическая форма собственности.

Если при арбитражном судебном разбирательстве любой из сторон выступают граждане, то в целях обеспечения принципа равенства всех перед законом, не должны учитываться следующие характеристики граждан:

  • происхождение;
  • расовая принадлежность;
  • язык;
  • место проживания;
  • принадлежность к общественным организациям и объединениям;
  • должностное положение;
  • профессиональные предпочтения;
  • национальная принадлежность;
  • вероисповедание;
  • имущественное и материальное положение;
  • половые характеристики;
  • личные убеждения и взгляды.

Равенство граждан и организаций перед законом не ограничивается исключительно равенством перед гражданским законодательством. Все стороны судебного разбирательства считаются равными перед всеми федеральными законами. К перечню таких законов относятся все нормативно-правовые акты, которые содержат в себе нормы материального и процессуального права.

Случаи нарушения принципа равенства граждан перед законом и судом. Ответственность за данное нарушение

Судья, который является председателем в процессе рассмотрения конкретного судебного дела, обязан гарантировать и обеспечить всем участникам процесса возможность для использования и осуществления своих прав, регламентированных законодательством. Такие действия судья (и суд) обязан совершать в отношении всех лиц, которые являются сторонами дела – граждан, учреждений и органов. При этом судебные арбитражные органы обязаны соблюдать все нормы и принципы, которые гарантируют равенство всех сторон.

Нарушение принципа равенства всех граждан, организаций и учреждений перед судом и законом влечет за собой уголовную ответственность.

Лицо, которое нарушило принцип равноправия сторон, наказывается в соответствии с нормами действующего законодательства.

Принцип равенства граждан перед законом и судом

Принцип равенства граждан перед законом и судом закреплен во многих законодатель­ных актах. В Конституции РФ ему посвящена ст. 19, где сказано:
“1. Все равны перед законом и судом.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, проис­хождения, имущественного и должностного положения, места житель­ства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются лю­бые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, ра­совой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”.

Равенство перед законом — это одинаковое применение положе­ний, закрепленных в законодательстве, ко всем организациям, долж­ностным лицам и гражданам. При этом имеются в виду не только пре­доставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, воз­можность применения и реальное применение ответственности в со­ответствии с теми законодательными актами, которые регламентиру­ют осуществление правосудия.

Равенство перед судом не отличается существенно от по­нятия равенства перед законом. Оно означает наделение всех, кто пред­стает перед судом в том или ином качестве, равными процессуальны­ми правами и соответствующими обязанностями. Если, скажем, кто-то вызывается в суд в качестве свидетеля, то это значит, что он, неза­висимо от своего происхождения, социального, должностного и иму­щественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д., обязан явиться и дать правдивые показания. Правила судопроиз­водства во всех судах, уполномоченных осуществлять правосудие, дол­жны быть одинаковыми, независимо от каких-то личных свойств (ска­жем, имущественного достатка или бедности, профессии или занима­емой должности) того, кто привлекается к ответственности, признан потерпевшим, предъявил гражданский иск, является ответчиком по такому иску и т.д.

Закон, вместе с тем, предусматривает некоторые особенности су­допроизводства, которые зависят от принадлежности гражданина к Вооруженным Силам РФ или иным военным структурам. Но эти осо­бенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на воен­ной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения подсудности их дел. Рассматриваются такие дела не граж­данскими, а военными судами. Однако при этом должны полностью соблюдаться одинаковые для всех судов (и гражданских, и военных) правила судопроизводства и исключаться какие-то преимущества либо привилегии.

До сравнительно недавнего времени исключения из принципа, зак­репленного в ст. 19 Конституции РФ, были редкостью. Как это приня­то во многих демократических странах мира, российское законодатель­ство устанавливало особый режим привлечения к уголовной ответ­ственности и применения мер принуждения, к которым прибегают при производстве по уголовным делам (арест, обыск, задержание, привод и т. п.), только в отношении главы государства и депутатов законода­тельных (представительных) органов.
Например, в ст. 98 Конституции РФ по данному поводу сказано следующее:
“1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномо­чий.
Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыс­ку, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвер­гнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предус­мотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.
Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представ­лению Генерального прокурора Российской Федерации соответству­ющей палатой Федерального Собрания”.

Эти конституционные положения существенно уточняются и до­полняются в ч. 1-3, 5 и 6 ст. 19, ч. 1 ст. 20 и ст. 21 Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госу­дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 8 мая 1994 г.

Приняты, как и в прежние времена, законы, предусмотревшие нечто подобное для членов местных представительных органов и некоторых выборных должностных лиц органов местного самоуправления (см., например, ст. 13 и 15 Федерального закона “Об общих принципах орга­низации законодательных (представительных) и исполнительных ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации” от 6 октября 1999 г.

Такую законодательную практику можно признать в целом понят­ной и в определенных пределах оправданной. Она отражает стремле­ние иметь дополнительные гарантии законности и обоснованности привлечения к уголовной ответственности и применения весьма ост­рых мер принуждения к лицам, занимающим особое положение по­стольку, поскольку они принимают активное участие в политической жизни. Дополнительные гарантии — средство, ограждающее прежде всего от преследований по политическим мотивам. Как показывает российский и зарубежный опыт, такие гарантии в принципе нужны в любом по-настоящему демократическом государстве.

Вместе с тем в последние годы введение различного рода изъятий из общего правила о равенстве всех перед законом и судом приобре­тает характер нарастающей тенденции. Появились законы, ставящие в особые условия многих должностных и не должностных лиц. В их числе оказались зарегистрированные кандидаты на должность Прези­дента РФ и в депутаты, члены комиссий по проведению выборов и референдумов с правом решающего голоса, судьи всех судов, проку­роры и следователи прокуратуры, адвокаты, сотрудники органов фе­деральных служб охраны, безопасности, внешней разведки, правитель­ственной связи и информации при исполнении ими своих служебных обязанностей, Председатель, заместители Председателя, аудиторы и инспектора Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам челове­ка в РФ и др.

Представление о том, какие конкретно изъятия из конституцион­ного принципа равенства всех перед законом и судом предусматрива­ются для названных лиц, можно получить при ознакомлении, напри­мер, со следующими актами:

Перечень актов… о тех, кто НАД законом

  • ч. 6 ст. 42 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации” от 10 января 2003 г.;
  • ч. 18 ст. 29 и ч. 4 ст. 41 Федерального закона “Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граж­дан Российской Федерации” от 12 июня 2002 г.;
  • ч. 3 ст. 47 Федерального закона “О выборах депутатов Государ­ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 20 декабря 2002 г.;
  • ст. 16 Закона о статусе судей;
  • ст. 42 Закона о прокуратуре;
  • ч. 4 ст. 17 Федерального закона “О федеральной службе безо­пасности” от 3 апреля 1995 г.;
  • ч. 1-3 ст. 29 Федерального закона “О Счетной палате Россий­ской Федерации» от 11 января 1995 г.;
  • ч. 8 ст. 40 Федерального закона “Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации” от 6 октября 2003 г.;
  • ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона “Об Уполно­моченном по правам человека в Российской Федерации” от 26 февра­ля 1997 г.
  • ст. 447-452 УПК;
  • ч. 3 ст. 8 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Принцип главенства и подчиненности в брачных отношениях

В рамках брачных отношений Павел ясно и точно указал Богом установленный порядок распределения ролей между мужем и женой. В полном согласии с наставлениями Петра о подчиненном положении жены Павел учит тому, что муж наделен властью и полномочиями главенствовать в семейных отношениях, а жене надлежит ему повиноваться, «как Господу». Эти тексты говорят сами за себя:

• Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу (Еф. 5:22).
• Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем (Еф. 5:24).
• Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф. 5:23).
• Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе (Кол. 3:18).
• Ты же говори то, что сообразно с здравым учением… чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие (Тит. 2:1, 4–5).

Послание к Ефесянам (5:22–23). Ясно и недвусмысленно Павел учит христианских жен подчиняться своим мужьям: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу…» (Еф. 5:22).

Повиновение — это ключевое понятие в обсуждаемом нами вопросе. В греческом языке существует глагол hypotasso, который переводится как «повиноваться», «подчиняться» или «быть под чьим-то руководством». «Повиновение» всегда предполагает подчинение определенной власти.

В нашем обществе употребление этого слова по отношению к современной женщине равносильно признанию себя пещерным человеком. Многие люди говорят о подчиненном положении женщины, только если речь идет о первобытнообщинном строе, когда мужчины могли грубо обращаться с представительницами слабого пола, или об отступлении назад, в темные века. Это явно непопулярный термин среди просвещенных масс, ратующих за равноправие полов.

Евангельские феминисты знают, что повиновение — это христианская добродетель, однако они веруют только во «взаимное повиновение» мужа и жены. Они отрицают уникальную, Богом установленную власть, которая принадлежит мужу. Они чувствуют себя оскорбленными при одной мысли о том, что жена обязана подчиняться своему мужу. Они яростно отвергают библейский принцип, согласно которому жена-христианка должна повиноваться своему мужу и не требовать от него повиновения себе.

Однако проблема в том, что греческое слово, означающее «повиновение», предполагает подчинение конкретной существующей власти. Петр совершенно осознанно употребил это слово, он преднамеренно выбрал именно его, чтобы передать свою мысль. Уэйн Грудем, профессор богословия в Евангельской семинарии Св. Троицы, утверждает, что греческое слово, означающее повиновение, «никогда не подразумевало „взаимности“, но всегда предполагало направленность в одну сторону в смысле подчинения определенной власти»2. Грудем поясняет, что «во всех имеющихся примерах, когда лицу А велят подчиниться лицу В, это значит, что лицо В обладает уникальной властью, которой нет у лица А»3. Ниже следуют новозаветные примеры, иллюстрирующие это утверждение:


Никогда ни в одном из этих пунктов не было обратного порядка подчинения. Господа никогда не повиновались своим рабам, правительство не подчинялось своим гражданам, Христос никогда не повиновался ангелам, родители не повиновались детям, а мужья не подчинялись своим женам.

Особое внимание обратите на следующие два момента: Новый Завет никогда не требовал, чтобы муж подчинял себя жене, всегда обратное. В христианском браке роли мужа и жены не могут быть взаимозаменяемыми или несущественными.

Во-вторых, помните, что существует несколько типов субординации, и каждый из них требует различной реакции со стороны подчиняющегося и главенствующего. Взаимоотношения мужа и жены никак не должны напоминать взаимоотношения работодателя и работника, офицера и солдата или учителя и ученика. Это отношения, построенные на любви, самые интимные из всех человеческих отношений. Это брачные взаимоотношения людей, вступивших друг с другом в завет, когда два взрослых человека становятся единым целым, и внутри этого союза один партнер с любовью берет на себя руководство, а другой с любовью поддерживает его и подчиняется ему.


Поскольку брачные отношения подразумевают и единение, и ролевые различия (главенство и подчинение), между мужем и женой существует очень сильное взаимовлияние и взаимозависимость. «В здоровом христианском браке… супруги будут много советоваться друг с другом и вместе искать мудрости, и большая часть решений будет приниматься на основе взаимного согласия между мужем и женой»4. Партнеры в браке должны дополнять друг друга, а не соперничать друг с другом.

После обращения к женам с призывом повиноваться своим мужьям (см.: Еф. 5:22) Павел тут же объясняет причину необходимости такого повиновения: «…потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви…» (Еф. 5:23). Писание не говорит, что муж должен стать главой жены, ибо он уже ЕСТЬ глава жены.

Глава. Но что значит глава? Слово это является одним из трех ключевых новозаветных терминов, использующихся в спорах о роли и правах мужчин и женщин. Чтобы участвовать в этих дебатах, нужно правильно понимать значение этого термина.

В греческом языке понятие главы выражается словом kephale. Это общеупотребительное греческое слово, буквально означающее «голова человека». Оно также используется в переносном (метафорическом) смысле, когда речь идет о «лидере» или о «человеке, наделенном властью». Поскольку голова фактически находится в верхней части тела и управляет телом, слово голова (глава) естественно становится метафорой для обозначения лидера или лица, обладающего властью. Мы используем это слово в переносном (метафорическом) смысле, когда говорим о «главе государства», или «главе департамента», или «главе отделения в университете или на предприятии». Христос назван «главою Церкви», ибо Он поставлен выше всего: «…превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем…» (Еф. 1:21, 22). Когда мы говорим, что муж — глава семьи, мы имеем в виду, что он руководитель, фигура, наделенная властью.

Библия прямо и недвусмысленно утверждает, что мужу принадлежит руководящая роль в брачных отношениях. В качестве главы он управляет своей семьей. Он несет полную ответственность за ее благополучие и благосостояние. Именно потому, что Бог поставил мужа «главой», жена должна ему повиноваться.

В ответ на это феминисты яростно протестуют. Они отказываются согласиться с тем, что слово «глава» имеет значение «человек, обладающий властью». Они считают, что слово «глава» в Послании к Ефесянам (5:23) не означает «руководитель», «начальник», но имеет значение «происхождение» или «источник жизни». Они полагают, что муж есть источник для жены в том смысле, что он дает ей необходимую для жизни любовь, служит ей и помогает.

Однако это совершенно неверно! Этот пример замечательным образом иллюстрирует ситуацию, когда философия определенной группы людей может повлиять на объективность ученого даже в таких простых вопросах, как определение значения слова «глава». Поэтому очень важно, чтобы вы верно оценили факты и поняли, почему слово «глава» означает «тот, кто обладает властью».

Понимая исключительную важность правильного перевода слова «глава», Уэйн Грудем утверждает следующее: «Я исследовал в древнегреческих текстах две тысячи триста случаев употребления слова „глава“ (kephale). В этих текстах слово kephale применяется по отношению ко многим людям, стоящим у власти, но никогда не употребляется для характеристики тех, кто не обладает властью»5. В результате он приходит к следующему выводу: «В греческом мире быть главой группы людей всегда означало иметь над этими людьми власть»6.

Далее Грудем в ответ на утверждение о том, что слово глава означает «источник» или «происхождение» и не предполагает наличие власти, обращается к своим оппонентам так: «Если греческое слово „глава“ означает „источник“ и не подразумевает власть, то, пожалуйста, покажите мне хотя бы один отрывок из древнегреческого текста, где это слово (kephale) используется для характеристики человека и означает то, что вы утверждаете, а именно „источник, не обладающий властью“»7. Грудем подытоживает:

Когда о человеке говорят, что он «глава» другого человека (или людей), это значит, что человек, названный «главой», обладает властью (как, например, генерал в армии, римский император, Христос, главы колен Израиля, Давид как глава народа и т. д.). В частности, мы не найдем ни одного текста , в котором лицо А называется «главой» человека или людей В и не властвует над этим человеком или людьми8.

И наконец, мы должны ясно осознать, что один лишь текст Послания к Ефесянам (5:21–6:9), касающийся повиновения и главенства в отношениях между женой и мужем, детьми и родителями, рабом и господином, полностью разрешает вопрос о значении термина «глава». В двадцать втором стихе жене повелевают подчиниться мужу, который назван «главой жены». В контексте это может означать только то, что муж есть фигура, обладающая властью (глава), иначе требование подчиниться абсолютно лишено смысла. Как правильно сказал один ученый, «только исказив текст, можно утверждать, что идея власти отсутствует в языке Послания к Ефесянам (5:22–33)»9.

Далее в пятой главе Послания к Ефесянам Павел учит, что взаимоотношения в семье представляют собой копию взаимоотношений Христа и Церкви: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:32). Взаимоотношения мужа и жены, таким образом, отражают, как в зеркале, взаимоотношения Христа и Его Церкви. Христос, Жених, есть Глава, а Церковь, Невеста, повинуется Ему во всем. Точно так же муж есть глава семьи, а жена подчиняется ему во всем. Таким образом, главенство и подчинение в брачных отношениях не обусловлены культурными особенностями. Напротив, «они представляют собой часть сущности брака»10.

Послание к Колоссянам (3:18). В Послании к Колоссянам (3:18) также утверждается принцип, который знаком нам по пятой главе Послания к Ефесянам: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе». Комментируя пятую главу Послания к Ефесянам и третью главу Послания к Колоссянам, Джордж Найт, исследователь Библии и профессор, читающий курс лекций по Новому Завету в духовной семинарии Нокса, говорит следующее: «Этот обращенный к жене призыв повиноваться своему мужу есть универсальное учение Нового Завета. В каждом отрывке, который относится к области взаимоотношений мужа и жены, присутствует адресованное жене повеление „повиноваться“ мужу и используется тот же глагол (hypotasso): Еф. 5:22; Кол. 3:18; 1 Пет. 3:1; Тит. 2:4 и дал.»11.

Юридическое равенство граждан (равноправие)

Принцип конституционно-правового статуса человека и гражда­нина означает, что все люди обладают юридическим равенством, т. е. равноправием. Все они имеют равные юридические права, свободы и несут равные обязанности. Конституция РФ провозглашает, что все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19).

Принцип юридического равенства (равноправия) не следует сме­шивать с физическим равенством людей и их фактическим общест­венным равенством.

Как уже отмечалось, не может быть физического равенства индиви­дов. Каждый человек от рождения обладает разными свойствами — здоровьем, умом, красотой, способностями, деловой энергией. При­рода заведомо делает людей разными, наделяя их неодинаковыми способностями, и позволяет существовать человеку в этом мире на заложенной в него генной основе.

Не следует строить иллюзий и относительно фактического обще­ственного равенства людей как равенства социально-экономического уровня их жизни — его тоже невозможно обеспечить. Живя в одном сообществе, люди остаются обладателями разного достатка, это зави­сит от их труда, потребностей, наследства, везения и т. д.

Государство и общество в состоянии провозгласить и должны ста­раться обеспечивать каждому человеку юридическое равноправие, ина­че говоря, правовое закрепление равных стартовых условий существова­ния и деятельности для любой личности.

Особенно важны такие аспекты равноправия, как равенство всех перед законом, равноправие женщины и мужчины, равноправие граждан независимо от национальной и гражданской принадлежно­сти.

Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует ра­венство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, ра­сы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языко­вой или религиозной принадлежности.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Конституции РФ мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реали­зации. В обеспечении принципа юридического равенства все-таки стоило бы в конституционной формулировке поменять их местами, т. е. сказать, что «женщина и мужчина» имеют равные права и свобо­ды. Кроме того, можно было бы поднять на конституционный уро­вень некоторые гарантии для женщин, в частности проведение госу­дарственной политики по обеспечению женского равноправия, повы­шению заботы о работающих женщинах, о матерях и т. д.

Несмотря на то что в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится о юри­дическом равенстве независимо от национальности, в многонацио­нальном государстве следует отдельно подчеркивать значение нацио­нального равноправия. Было бы полезно включить в Конститу­цию РФ специальную статью о национальной политике государства и его заботе об обеспечении свободного развития всех наций и народ­ностей в России.

Наконец, Российское государство провозглашает юридическое ра­венство иностранцев и лиц без гражданства с российскими граждана­ми, допуская определенные изъятия, но лишь при условии их офици­ального объявления. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностран­ные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наряду с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или междуна­родным договором РФ.

Юридическое равенство сочетается с рассмотренным ранее прин­ципом всеобщности. В совокупности они требуют равного правового положения лица перед законом: недопустимо в одинаковых ситуаци­ях создавать кому-то привилегированные условия и давать больший, чем остальным, объем прав или освобождать от исполнения обязан­ности.

| следующая лекция ==>
Принадлежность человеку основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемость | Понятие гражданства РФ. Принципы гражданства.

Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 1072;

5. Равенство всех перед законом и судом

Этот принцип одновременно может быть рассмотрен как неотъемлемая часть правового статуса гражданина. Применительно к гражданскому судопроизводству, помимо равенства граждан перед законом и судом, следует говорить и о равенстве организаций, которые также принимают участие в судебном разбирательстве.

Согласно ст.

19 Конституции РФ «все равны перед законом и судом… Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Статья 6 ГПК также закрепляет рассматриваемый принцип, провозглашая следующее: «Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств».

Рассматриваемый принцип состоит из двух взаимосвязанных частей, а именно: равенство всех перед законом и равенство всех перед судом.

Равенство всех перед судом проявляется в следующем.

Во-первых, правосудие осуществляется единой судебной системой. В России отсутствуют сословные суды, предназначенные для рассмотрения дел отдельных субъектов.

Во-вторых, суды рассматривают и разрешают гражданские дела, руководствуясь единой процессуальной формой.

В-третьих, лица, обладающие определенным процессуальным статусом, наделены равными правами и несут равные обязанности. Например, стороны равны, им принадлежат равные права, гарантированные государством. Свидетели обладают равными друг с другом правами и несут общие обязанности и проч.

Равенство всех перед законом проявляется в единстве права, которое применяется одинаково ко всем субъектам гражданских процессуальных правоотношений.

Законодательство может устанавливать определенные льготы для некоторых субъектов. Например, введение альтернативной подсудности, освобождение от уплаты судебных расходов, освобождение от обязанности давать свидетельские показания и т.д. Вместе в тем подобные льготы не нарушают принцип равенства всех перед законом и судом, так как льгот установлено немного и все лица, находящиеся в сходной ситуации, обладают общим правом использовать указанную льготу.

Однако нельзя не сказать, что равенство всех перед законом и судом должно поддерживаться экономическими гарантиями, особенно в период быстрого расслоения населения по имущественному принципу. Во многих странах мира введена система бесплатного представительства, оказания адвокатами юридических услуг определенным группам лиц по сниженным ценам и проч. В российском гражданском процессе также введены институты, позволяющие защитить интересы малообеспеченных лиц в процессе (отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины и уменьшение ее размера -ст. 90 ГПК).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *