Региональный оператор

Региональная программа и региональный оператор капремонта – что это?

С 2015 года владельцы квартир стали ответственными за проведение капитального ремонта в своем многоквартирном доме (МКД). Для этого каждого собственника помещений в МКД (за исключением некоторых категорий) обязали ежемесячно вносить взнос на капитальный ремонт общего имущества.

Капитальный ремонт проводится на основании региональной программы путем формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

В данной статье поговорим подробнее о таких понятиях, как «региональная программа капитального ремонта» и «региональный оператор капремонта».

1. Что такое «региональная программа капитального ремонта»?

Региональная программа капитального ремонта – это перечень мероприятий, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации
в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Иными словами региональная программа капитального ремонта формируется, чтобы определить сроки, объемы и виды необходимых работ по капитальному ремонту для всех МКД в конкретном субъекте РФ.

В данной Программе также учитывается предоставление государственной и муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории региона за счет средств областного и муниципального бюджетов регионов.

Обязанность по разработке и утверждению региональной программы капитального ремонта в каждом субъекте Российской Федерации, возникла на основании поправок, внесенных в Жилищный Кодекс Российской Федерации Федеральным Законом № 271-ФЗ от 25 декабря 2012 года.

Региональная программа капитального ремонта формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех МКД, расположенных на территории субъекта РФ.

Она включает в себя:

  • перечень всех МКД, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; В региональную программу капитального ремонта также могут не включаться МКД, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 %. А также МКД, в которых совокупная стоимость услуг и работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
  • перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД;
  • плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в МКД по каждому виду услуг и (или) работ, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;
  • иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
  • критерии, согласно которым устанавливается в Программе очередность проведения капитального ремонта;
  • перечень работ и услуг по капитальному ремонту исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ч. 3.1 ст.168 ЖК РФ).

Актуализируется региональная программа капитального ремонта не реже одного раза в год (ч.5 ст.168 ЖК РФ).

Познакомиться с региональной программой можно на официальном сайте уполномоченного органа региональной власти – чаще всего, это областное министерство строительства и ЖКХ.

2. Региональный оператор: понятие, права и обязанности

Для того чтобы региональная программа капитального ремонта своевременно и качественно финансировалась и исполнялась, нужна ответственная уполномоченная структура. Такой структурой является региональный оператор, который создается в каждом субъекте РФв целях формирования и ведения специализированного фонда для осуществления капитального ремонта жилых домов. Выражаясь языком закона, региональный оператор – это юридическое лицо, зарегистрированное субъектом РФ в правовой форме фонда (ст. 178 ЖК). По общему правилу, правительством субъекта РФ утверждается пакет нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность фонда, включая устав и положение. Обеспечение деятельности регионального оператора осуществляется также за счет средств субъекта РФ.

Субъект РФ имеет право создавать несколько региональных операторов для осуществления полномочий на отдельных территориях региона. Сам же региональный оператор не вправе создавать собственные подразделения (филиалы, представительства и др.), так как его деятельность строго регламентирована нормативно-правовыми актами.

Функции по осуществлению капитального ремонта региональный оператор осуществляет за счёт своего имущества. Это имущество образуется за счёт:

  • взносов учредителя;
  • платежей собственников помещений в МКД, формирующих фонды капитального ремонта на специальном счете или счете регионального оператора (ч.1 ст.179 ЖК).

Таким образом, региональный оператор аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в МКД, либо на своём счёте, либо на специальном счёте МКД, открытом на имя регионального оператора.

Для собственников помещений в МКД это означает, что они уже не являются владельцами денег, перечисленных в фонд. Взамен они получают законное право требовать выполнения капитального ремонта коллективного имущества дома в объёме и сроках, определенных региональной программой капитального ремонта домов.

В случае если стоимость ремонтных работ превысила размеры фонда капитального строительства, региональный оператор капитального ремонта домов покрывает убытки в счет будущих поступлений.

Региональный оператор обязан:

  • в установленный законом срок предоставлять в адрес собственников квартир необходимый перечень работ, смету, порядок финансирования капремонта и иные документы, связанные с капремонтом домов;
  • подготавливать задание, проектные документы, являться ответственным за их качество и соответствие норме закона;
  • привлекать сторонних субподрядчиков, заключать соглашения;
  • контролировать работу субподрядчиков, соответствие проведенных работ проектным документам многоквартирного дома;
  • принимать работы, подписывать акты и другие документы;
  • учитывать взносы и иные средства, поступающие в фонд капстроительства отдельно по дому и отдельно по владельцам жилых квартир;
  • на основании письменного заявления собственников жилья, предоставлять документы об операциях по спецсчету.

Кроме финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в МКД (при необходимости с привлечением средств, полученных из иных источников), к функциям регионального оператора, как правило, относятся:

  • взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
  • оказание консультационной, информационной, организационно-методической помощи по вопросам организации проведения капитального ремонта общего имущества.

3. Порядок заключения соглашения с региональным оператором

А теперь о том, что на практике работают все перечисленные нормы для собственников помещений в МКД.

Итак, субъект РФ предпринял все шаги, сформировал и утвердил все предусмотренные законом документы, о которых мы писали выше.

После этого в течение 6 месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) собственники помещений МКД, включенного в программу (изначально или после актуализации) должны на общем собрании выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта своего дома – специальный счёт или счёт регионального оператора.

При этом владельцем специального счёта могут быть:

  • товарищество собственников жилья;
  • жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;
  • управляющая организация;
  • региональный оператор (в случае, когда собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета).

Для принятия решения о выборе в пользу специального счета необходимо 50 % + 1 голос всех голосов собственников помещений в МКД.

Контроль за этим процессом осуществляет территориальный орган государственного жилищного надзора (госжилинспекция). Он информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о тех МКД, в которых не выбран способ формирования фондов капитального ремонта.

Если собственники в установленный срок не выбрали способ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

То же самое делается, если выбранный жильцами способ не был реализован.

Заключение договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта осуществляется в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. Одной стороной договора являются собственники помещений в МКД. Второй стороной договора — выбранная организация. Если речь идет не о региональном операторе, то здесь в роли фонда может выступить любая коммерческая организация, к примеру, банк.

Практическая реализация выбранной организацией предусмотренного в ГК порядка заключения такого договора может быть осуществлена разными способами.

Например, проект договора может быть направлен для подписания каждому собственнику; его текст может быть размещен на платежном документе с указанием данного обстоятельства и порядка его подписания договора; договора может быть подписан от имени собственников одним лицом или несколькими лицами на основании доверенностей собственников и пр.

Также в соглашении могут быть прописаны дополнительные функциональные обязанности регионального оператора.

Не менее, чем за 6 месяцев до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в МКД, собственникам помещений предоставляются предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта (п.3, Статьи 189. ЖК РФ).

Собственники помещений в течение трех месяцев с момента получения указанных предложений, обязаны рассмотреть их и принять на общем собрании решение.

В случае, если фонд капитального ремонта формировался на счете регионального оператора, собственники на общем собрании должны определить и утвердить следующее:

  • перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
  • предельно допустимую стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты (часть 5 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 257-ФЗ).

В данном материале мы рассказали Вам подробно, что такое региональная программа и региональный оператор капитального ремонта. Мы желаем Вам, чтобы в Вашем доме все ремонтные работы проводились своевременно и качественно!

Региональный оператор или специальный счёт капремонта — сравнение, что лучше?

При выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте собственники на ОСС должны принять решение:

  1. о прекращении формирования ФКР на счёте регионального оператора и дате прекращения;
  2. формировании ФКР на спецсчёте;
  3. выборе владельца спецсчёта;
  4. выборе кредитной организации, в которой будет открыт спецсчёт;
  5. размере ежемесячного взноса на КР;
  6. сроке, в течение которого владелец спецсчёта обязан его открыть;
  7. лице, уполномоченном на представление платежных документов;
  8. порядке представления платежных документов;
  9. размере расходов на представление платежных документов и об условиях оплаты этих услуг.

Далее принятое решение необходимо реализовать.

Решение об изменении способа формирования фонда в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения нужно направить региональному оператору.

Решение об изменении способа формирования ФКР в пользу спецсчёта вступит в силу через один год после уведомления регионального оператора. При этом законом субъекта РФ может быть установлен меньший срок вступления в силу решения о смене способа формирования ФКР в пользу спецсчёта.

Однако принятое решение не удастся реализовать, в том случае, если:

  • на проведение КР предоставлены и не возвращены кредит, заем;
  • имеется подлежащая за счёт средств фонда КР задолженность по оплате оказанных услуг или выполненных работ по капитальному ремонту в МКД.

Изменить способ формирования фонда можно будет только после того, как задолженность будет погашена.

Региональный оператор обязан перечислить накопленные собственниками в МКД денежные средства на спецсчёт в течение пяти дней после вступления в силу соответствующего решения собрания.

Контроль за формированием фонда капитального ремонта осуществляется органами жилищной инспекции.

Основанием для проверки может послужить обращение:

  1. регионального оператора;
  2. любого из собственников помещений в МКД;
  3. организации, осуществляющей управление МКД (УО, ТСЖ, кооператива).

Владельцем специального счёта для формирования фонда капремонта МКД может быть:

  1. ТСЖ, ЖК, ЖСК, осуществляющие управление МКД;
  2. Организация, осуществляющая управление МКД на основании договора управления;
  3. Региональный оператор.

Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в МКД в открытии на свое имя специального счёта.

Права на денежные средства со спецсчёта, предназначенного для перечисления средств на проведение КР, принадлежат собственникам в МКД.

У регионального оператора, УО, ТСЖ, кооператива нет полномочий в отношении денежных средств, размещенных на специальном счёте, владельцем которого они являются.

Совершение любых операций со спецсчётом осуществляется только при наличии соответствующего протокола общего собрания собственников.

Кредитная организация в которой открыт счёт должна осуществлять деятельность по открытию и ведению спецсчетов на территории соответствующего субъекта РФ (в случае если владельцем счёта собственники в МКД определили регионального оператора).

Если собственники не приняли решение о выборе российской кредитной организации в установленный срок, а также в случае неполучения копии протокола ОСС по данному вопросу, владелец спецсчёта самостоятельно определяет такую организацию и в течение 15 дней открывает спецсчёт с уведомлением собственников и органов ГЖН об открытии спецсчёта, в том числе в электронной форме с использованием ГИС ЖКХ.

Банк не вправе отказать в заключении договора на открытие и ведение спецсчёта в случае, если собственники в МКД определили данную кредитную организацию для открытия спецсчёта.

Контроль за соответствием банка установленным требованиям обязан осуществлять владелец спецсчёта.

По спецсчёту могут совершаться операции по начислению процентов за пользование денежными средствами и списание комиссионного вознаграждения в соответствии с условиями договора спецсчёта.

Решение об оплате комиссии банку за открытие и обслуживание спецсчёта принимается общим собранием. Договором банковского счёта могут быть предусмотрены источники уплаты комиссионных вознаграждений:

  • средства фонда капитального ремонта, сформированного исходя из размера взноса, превышающего минимальный;
  • начисленные банком проценты за пользование денежными средствами;
  • оплата услуг банка с другого счёта клиента.

При открытии спецсчёта необходимо предоставить банк:

  1. протокол ОСС, содержащий решения о выборе способа формирования фонда; размере взноса в части превышения над установленным минимальным размером; минимальном размере фонда в части превышения его размера над установленным законом субъекта РФ минимальным размером; выборе лица, уполномоченного на открытие спецсчёта и совершение операций с денежными средствами, находящимися на спецсчёте;
  2. свидетельство о государственной регистрации юридического лица – владельца спецсчёта;
  3. свидетельство о постановке данного юридического лица на учет в налоговом органе.

Общее собрание собственников МКД обязано выбрать нового владельца спецсчёта или принять решение об изменении способа формирования ФКР в следующих случаях:

  • принятие решения о ликвидации и (или) реорганизации владельца спецсчёта;
  • признание владельца спецсчёта банкротом;
  • прекращение УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК (владельца спецсчёта) управления МКД на основании решения ОСС;
  • прекращение деятельности по управлению МКД в случаях, предусмотренных законодательством или на основании решения суда.

При смене владельца спецсчёта договор сохраняется в силе. При этом права и обязанности по указанному договору переходят к новому владельцу. Прежний владелец спецсчёта в течение трех дней с даты принятия решения о выборе нового владельца обязан передать, а новый владелец спецсчёта обязан принять документы, связанные с открытием и ведением спецсчёта, в том числе:

  1. договоры с российской кредитной организацией, в которой открыт спецсчёт;
  2. документы, представляемые в органы ГЖН;
  3. договоры займа и (или) кредитные договоры, по которым погашение соответствующих займов и (или) кредитов осуществляется за счёт средств, поступающих на спецсчёт;
  4. иные документы, связанные с осуществлением деятельности владельца спецсчёта.

По специальному счёту могут совершаться следующие операции:

  1. списание денежных средств, связанное с расчётами за оказанные услуги и (или) выполненные работы по КР и расчётами за иные услуги и (или) работы, указанные в ч. 1 ст. 174 ЖК РФ;
  2. списание денежных средств в счёт погашения кредитов, займов, полученных на оплату данных услуг и (или) работ, уплату процентов за пользование такими кредитами, займами, оплату расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам;
  3. в случае смены спецсчёта перечисление денежных средств, находящихся на нем, на другой спецсчёт и зачисление на него списанных денежных средств на основании решения собственников в МКД;
  4. в случае изменения способа формирования ФКР перечисление денежных средств на счёт регионального оператора и зачисление денежных средств, поступивших от регионального оператора, на основании решения собственников в МКД;
  5. списание денежных средств во исполнение вступившего в законную силу решения суда;
  6. списание ошибочно зачисленных на спецсчёт денежных средств, связанное с ошибкой плательщика либо кредитной организации, при представлении владельцем спецсчёта заявления на возврат денежных средств, а также документа, подтверждающего оплату;
  7. зачисление взносов на КР, пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов;
  8. зачисление средств финансовой поддержки за счёт средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета;
  9. начисление процентов за пользование денежными средствами и списание комиссионного вознаграждения в соответствии с условиями договора спецсчёта;
  10. перечисление денежных средств, находящихся на данном спецсчёте, в случае признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также в случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка под МКД;
  11. размещение денежных средств (части денежных средств) на специальном депозите и их зачисление со спецсчёта на специальный депозит, возврат денежных средств (части денежных средств), процентов от размещения денежных средств на специальном депозите в соответствии с условиями договора специального депозита на спецсчёт;
  12. иные операции по списанию и зачислению средств, связанные с формированием и использованием средств в соответствии с ЖК РФ.

Указанный перечень является исчерпывающим.

Оператор по вывозу мусора и обращению с ТКО: кто ОН и что должен делать

Ключевое изменения 2019 года: стоимость услуг по сбору, вывозу и утилизации мусора исключили из ставки за содержание и ремонт жилого помещения. Сама услуга «обращение с ТКО» перешла из разряда жилищных в коммунальные. Теперь за неё отвечает не ЖКХ, а региональный оператор по вывозу мусора и обращению с ТКО/ТБО.

В его ответственность входят все виды работ в субъекте, которые происходят с отходами — начиная от сбора до их переработки.

Кто такой региональный оператор

Статус регионального оператора может получить юридическое лицо — организация, которая победила в конкурсном отборе.

Правила конкурса содержатся в постановлении Правительства РФ от 5 сентября 2016 г.

Там сказано, что оператора выбирает специальная комиссия (в неё не должны входить родственники и партнёры организации-конкурсанта). Как правило, за 20 дней до проведения отбора, необходимую документацию размещают на сайте torgi.gov.ru и указывают нюансы участия в конкурсе.

Чтобы стать региональным оператором, участник конкурса должен соблюдать следующие требования:

  • иметь госрегистрацию в России и лицензию для работы с отходами 1-4 классов опасности;
  • не быть банкротом;
  • не нарушать административный кодекс;
  • не иметь задолженностей по налогам и штрафам за предыдущий календарный год;
  • руководство и бухгалтеры не должны быть судимы.

Заявки на конкурс подают в закрытом конверте. Победителя определяют голосованием, комиссия учитывает стоимость и качество услуг, которые готова предоставить компания-оператор.

В каждом субъекте свои региональные операторы, в больших городах их несколько. Компании выбирают на 10 лет. Их работу контролируют местные власти, если оператор плохо выполняет свои обязанности, компанию могут оштрафовать или отозвать статус.

Функции и услуги регионального оператора

Основные обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами следующие:

  • Заключить договор с жильцами многоквартирных или частных домов, с управляющими компаниями или ТСЖ.
  • Заключить договоры с компаниями, которые будут собирать и перевозить отходы (эти организации выбирают на аукционе).
  • Заключить договоры с компаниями, которые обрабатывают, обезвреживают и проводят захоронение отходов.
  • Принимать претензии, касающиеся качества предоставляемых услуг, от жильцов.
  • Регулировать и контролировать весь «мусорный процесс» в своём регионе.
  • Обеспечить раздельный сбор мусора
  • Участвовать в создании предприятий и комплексов, которые утилизируют ТКО.
  • Собирать, перевозить и сдавать опасные виды мусора.
  • Предотвращать и ликвидировать техногенные катастрофы, которые могут случиться по вине оператора.
  • Ликвидировать несанкционированные свалки, которые образовались в период работы оператора.

Как заключить договор с оператором

О том, что в доме появился региональный оператор, жильцы узнаю, получив уведомление. Компания должна разослать оповещения жителям в течение месяца после того, как получила статус оператора. В документе сказано о необходимости заключения договора.

Далее, жилец должен направить компании заявление и документацию. В пакет документов входят свидетельство права собственности и бумаги, в которых указана площадь жилья и количество прописанных человек. Если понадобятся дополнительные документы — жильца оповестят.

Мнение эксперта Анна Юрист по призванию! В течение двух недель компания-оператор должна рассмотреть документы, после чего заключить договор.

Правила заключения договора между жильцами и оператором закреплены в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641».

ВАЖНО! Если у потребителя ранее был заключен договор на сбор и вывоз мусора с другой компанией (не оператором), ему нужно заключить новый договор с компанией оператором. Старый договор, согласно п. 6. ст. 23 Федерального закона от 02.12.2014 № 458-ФЗ считается недействительным.

Если жилец отказывается заключать соглашение с компанией, он все равно будет платить, поскольку договор и без него всё равно заключат в типовой форме и установят цену за «мусорные услуги» на своё усмотрение.

Если многоквартирный дом обслуживает управляющая компания или ТСЖ, договор с региональным оператором заключают они.

Как формируются тарифы

Тарифы на вывоз мусора устанавливает компания-оператор, но регулируют стоимость региональные власти.

Мнение эксперта Анна Юрист по призванию! Тарифы сильно «скачут» по регионам, так жители Воронежа платят 165 рублей за человека, в Карелии — 93 рубля, в Волгограде — 114 рублей, а в Дагестане — 29 рублей.

Цена складывается из расходов на заключение договоров, транспортировки, сбытовых расходов, обработки, обезвреживания и захоронения. Этап транспортировки самый дорогостоящий.

Актуальные тарифы для своего региона лучше проверить на сайте местных администраций.

Чтобы проверить, нет ли ошибок при расчёте, можно пользоваться той же формулой, которой пользуется счётный отдел регионального оператора.

E * (F/G)*A, где

  • E — число человек, которые постоянно или временно живут в квартире либо площадь помещения;
  • F — норма накопления ТКО за год;
  • G — 12 месяцев;
  • A — стоимость услуги.

Сумма оплаты за услугу по сбору и вывоза мусора зависит от того, по каким критериям в регионе рассчитывается тариф: по числу проживающих в квартире или по площади жилья.

ВАЖНО! Поскольку услуга «обращение с ТКО» теперь коммунальная, тарифы будут индексироваться (то есть повышаться) 1 января и 1 июля каждого года.

Можно ли оспорить повышение тарифов и кому жаловаться

Если потребитель считает, что ему неверно посчитали стоимость услуги по вывозу мусора, он может пожаловаться в Управляющую компанию.

ВАЖНО! Перерасчета также можно требовать если жильцы отсутствовали в квартире более 5 дней.

Установленной формы для претензии нет, в документе нужно указать свои данные, данные регионального оператора, суть жалобы.

Мнение эксперта Анна Юрист по призванию! Для перерасчёта могут понадобиться дополнительные документы. Например, если насчитали больше из-за количества прописанных: в квартире прописан один, а посчитали за троих. Соответствующую подтверждающую справку нужно взять в МФЦ.

В управляющей компании её должны рассматривать в течение трёх дней (Постановлением Правительства №416).Если претензию проигнорировали, следует идти с жалобой в региональную Госжилинспекцию.

Также потребитель имеет право проверить справедливо ли определили норматив накопления. Это можно сделать в местной администрации, запросив данные о результатах замеров и экономическом обосновании норматива. Если выяснятся нарушения, норматив можно оспорить в прокуратуре или ФАС.

Если потребитель в принципе считает, что тариф в регионе завышен, нужно обращаться в Федеральную антимонопольную службу, прокуратуру или суд. Но для этого нужно быть подготовленным и приводить юридически обоснованные факты, чтобы зря не тратить время на разбирательства.

Что такое фонд капитального ремонта и для чего он нужен?

Фонд капитального ремонта в России рассматривается в двух разных понятиях – как совокупность денежных средств, аккумулированных на специальных счетах для проведения капремонта, и некоммерческие организации, созданные для управления и распоряжения указанными финансовыми поступлениями. В настоящее время проведение капремонта многоквартирных зданий возможно только путем использования средств указанного фонда.

Что это такое

В статье 170 ЖК РФ раскрыты понятие и способы формирования фондов капремонта, которым признается совокупность следующих финансовых поступлений:

  • ежемесячные перечисления (взносы) на капремонт от владельцев жилых помещений многоквартирных зданий (размер платежей утверждается на региональном уровне с учетом минимально допустимого тарифа);
  • штрафные санкции, взысканные за несвоевременное перечисление гражданами взносов;
  • банковские проценты, начисленные кредитным учреждением на средства, поступающие и размещенные на специальных расчетных счетах;
  • доходы, полученные от размещения и использования средств на спецсчетах;
  • средства финансовой поддержки из различных бюджетных и внебюджетных источников;
  • заемные средства, привлекаемые для софинансирования капремонта, в том числе для увеличения объекта ремонтных работ.

Контроль над наполняемостью указанного фонда осуществляется региональным оператором, либо самими владельцами жилых помещений (если они приняли решение о непосредственном управлении спецсчетом на капремонт).

Порядок формирования и управления фондом

По общему правилу, контроль своевременности поступлений в фонд капремонта, и правильности их целевого расходования, осуществляет региональный оператор. В состав полномочий данного НКО входит:

  1. направление владельцам жилых помещений платежных документов о перечислении ежемесячных взносов, в том числе путем заключения договоров с управляющими компаниями;
  2. применение мер принудительного взыскания в отношении неплательщиков (для этого документы направляются в судебные учреждения и службу ФССП);
  3. размещение средств, поступающих на спецсчет, в различные финансовые инструменты для получения дохода (возможные направления инвестиции строго оговорены законодательством);
  4. выбор подрядных организаций для проведения капремонта и перечисление им средств фонда (допускается перечисление 30% от договора в виде аванса);
  5. применение штрафных санкций к недобросовестным подрядчикам путем взыскания в судебном порядке,и зачисление их на спецсчет.

Расходование средств фонда капремонта может осуществляться только на строго оговоренные цели – проведение ремонтно-восстановительных работ на многоквартирных зданиях. При этом федеральным и региональным законодательством регламентируются обязательные и дополнительные перечни указанных работ.

Расширение списка обязательных работ, которые могут быть оплачены за счет фонда капремонта, может осуществляться по решению региональных властей. Для этого может устанавливаться повышенный размер ежемесячных взносов с владельцев жилых помещений. Если формирование фонда капремонта происходит на спецсчете, открытом по решению владельцев жилья в многоквартирных домах, расширение перечня работ также будет происходить после одобрения на общем собрании.

Помимо управления фондом капремонта региональным оператором, законодательные акты допускают перевод всех поступающих средств наспец счет, открытый собственниками жилья. Для этого им нужно провести общее собрание и утвердить ряд юридически значимых решений:

  • о переходе на такой способ формирования фонда капитального ремонта;
  • о выборе кредитного учреждения, в котором будет открыт счет;
  • о размере ежемесячных перечислений (взносов), за счет которых будет формироваться фонд;
  • о порядке контроля своевременности перечисления взносов.

Обратите внимание! Изменить способ формирования фонда капремонта собственники могут только при полном погашении задолженности. После перехода на использование собственного спецсчета обязанность по взысканию задолженности с неплательщиков взносов будет возложена на совет жильцов, управляющую компанию или ТСЖ (выбор этих вариантов указывается в решении владельцев квартир).

Статья 170 ЖК РФ предусматривает важное правило формирования фонда капремонта – после достижения минимально необходимого размера денежных средств для проведения ремонтно-восстановительных работ жильцы могут принять решение о приостановке перечисления взносов. Это условие не будет распространяться на неплательщиков, которые обязаны в полном объеме исполнить свою обязанность.

Фонды капремонта как юридические лица

Программа реформирования жилищного фонда в РФ предусматривает функционирование системы региональных операторов, которые регистрируются в качестве юридических лиц. По организационно-правовой форме региональный оператор является некоммерческой организацией, а предпринимательской деятельностью вправе заниматься только для достижения основных профильных целей.

Помимо полномочий по контролю над правильностью и своевременностью сбора платежей с граждан, Фонды капремонта формируют региональные перечни многоквартирных зданий, подлежащих ремонту в порядке очередности. Указанные перечни утверждаются на уровне субъектов РФ и являются основанием для проведения конкурса на выбор подрядных организаций.

Все средства фонда капремонта, которыми управляет региональный оператор, имеют не только строго целевое назначение, но и защищены государством от ареста или принудительного изъятия. Единственным случаем, когда могут возникать проблемы с расходованием средств со спецсчета, является банкротство банковского учреждения, однако даже при таких обстоятельствах государство гарантирует неприкосновенность финансов фонда капремонта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *