Регистрация земельного участка

Содержание

Государственная регистрация прав на земельные участки

Данная статья адресована собственникам индивидуальных жилых домов, чьи права на земельные участки еще не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном Федеральном законом от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации).

Сразу следует отметить, что для государственной регистрации прав на земельные участки существенное значение имеют: период предоставления земельного участка, а именно, до или после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), вступившего в действие 25.10.2001г., вид разрешенного использования земельного участка, вид объекта недвижимости, находящегося на земельном участке.

Так, право собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования может быть зарегистрировано в порядке, установленном ст.25.2. Закона о регистрации. Данный порядок известен всем как «Дачная амнистия», он освободил правообладателей земельных участков от необходимости обращения в уполномоченные органы по вопросу принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности. Государственная регистрация права собственности проводится на основании ранее выданных документов, как правило, это государственные акты или свидетельства на землю, выданные местными администрациями.

В данном порядке право собственности на земельный участок могут оформить и граждане, имеющие любые выданные до введения в действие ЗК РФ документы, устанавливающие или удостоверяющие право на земельный участок, в которых не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.

Упрощенный порядок оформления права собственности на земельный участок в силу п.7 ст.25.3. Закона о регистрации распространяется также и на собственников объектов недвижимости (например, индивидуальных жилых домов, садовых домиков, гаражей и др.), находящихся на земельных участках с вышеназванными видами разрешенного использования, при приобретении права в порядке наследования или по иным основаниям, например, на основании договора об отчуждении. В этом случае право собственности актуального собственника индивидуального жилого дома, садового домика или другого объекта недвижимости на земельный участок регистрируется в ЕГРП на основании документа, устанавливающего или удостоверяющего право любого прежнего собственника объекта недвижимости на земельный участок. Есть еще одна особенность по данной категории дел: правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ на земельный участок предыдущего собственника подлежит обязательному представлению на государственную регистрацию только в том случае, если право данного лица на земельный участок ранее не было зарегистрировано в ЕГРП. При наличии в ЕГРП записи о государственной регистрации права собственности (права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования) предыдущего собственника объекта недвижимости актуальному собственнику достаточно обратиться с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

В случае отсутствия у гражданина каких-либо документов на земельный участок, находящийся в его фактическом пользовании, на котором расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ, такой гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность бесплатно. Данное право предусмотрено п.4 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В целях приобретения прав на земельный участок собственнику жилого дома необходимо обратиться в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее – Департамент), являющийся исполнительным органом государственной власти, уполномоченным от имени Ульяновской области осуществлять полномочия собственника имущества Ульяновской области, а также распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в силу Закона Ульяновской области от 03.07.2015г. № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области».

В данном случае основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок будет являться решение Департамента о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Собственник индивидуального жилого дома, созданного до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990г. №1305-1 «О собственности в СССР», в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает не менее пятнадцати лет и который является для гражданина единственным имеющимся у него жилым помещением, может приобрести земельный участок, находящийся под таким домом, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа. В этом случае необходимо, чтобы жилой дом являлся пригодным для проживания. Данное право предусмотрено Законом Ульяновской области от 03.06.2015г. №59-ЗО «О предоставлении гражданам земельных участков, на которых расположены индивидуальные жилые дома, в собственность бесплатно» и может быть реализовано только при отсутствии возможности получения земельного участка в собственность по иным основаниям и иному порядку, установленным законодательством Российской Федерации.

Органом, уполномоченным на принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является Департамент, в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, уполномоченный орган – администрации соответствующего муниципального образования.

В данном случае основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок будет являться решение соответствующего уполномоченного органа о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Положения Закона Ульяновской области от 03.06.2015г. №59-ЗО «О предоставлении гражданам земельных участков, на которых расположены индивидуальные жилые дома, в собственность бесплатно» действуют только до 31.12.2016г.

Во всех других случаях земельный участок, находящийся под индивидуальным жилым домом, может быть оформлен в собственность или в аренду в порядке, установленном ст.39.20. ЗК РФ.

В соответствии со ст.39.3. ЗК РФ земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом, предоставляется в собственность за плату без проведения торгов. Основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок в данном случае будет являться договор купли-продажи, заключенный с Департаментом, в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, — с администрацией соответствующего муниципального образования.

Договор аренды земельного участка также заключается без проведения торгов (ст.39.6. ЗК РФ). В силу п.8 ст.39.8. ЗК РФ земельный участок предоставляется собственнику индивидуального жилого дома может быть в аренду на срок до 49 лет.

Согласно п.2 ст.26 ЗК РФ договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года и правовые последствия договора аренды наступают только после его государственной регистрации (п.1 ст.164 ГК РФ).

Решение о наличии или отсутствии оснований для проведения государственной регистрации принимается по результатам правовой экспертизы, проводимой государственным регистратором в порядке, установленном ст.13 Закона о регистрации. Необходимым условием государственной регистрации является уплата государственной пошлины, ее размер установлен ст.333.33. Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, составляет 350 рублей (пп.24 п.1 ст.333.33. НК РФ). Государственная пошлина за государственную регистрацию договора аренды земельного участка – 2000 рублей (пп.22 п.1 ст.333.33. НК РФ).

Заявитель вправе по собственной инициативе представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. В случае отсутствия такого документа, факт уплаты государственной пошлины будет проверен государственным регистратором самостоятельно. При этом следует отметить, что в силу п.4 ст.16 Закона о регистрации в случае непредставления документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть приняты к рассмотрению только после установления государственным регистратором факта ее уплаты.

Другим необходимым условием государственной регистрации права собственности или договора аренды земельного участка является наличие сведений о таком земельном участке в Государственном кадастре недвижимости, поскольку п.1.2. ст.20 Закона о регистрации установлен прямой запрет на осуществление государственной прав на объект недвижимости, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Срок государственной регистрации права собственности на земельный участок или договора аренды составляет 10 рабочих дней.

В заключение хочется отметить, что использование земельного участка не по целевому назначению или без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, самовольное занятие земельного участка или части земельного участка является одним из оснований возбуждения административного производства и привлечения к административной ответственности на основании ст.7.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Регистрация прав на земельный участок

Регистрация прав собственности на землю является долгим и трудоемким процессом, который требует от владельца предельного внимания и хорошего знания земельного законодательства.

Регистрация любых сделок (например, регистрация прав на здание), связанных с земельными участками: купля-продажа, наследование, аренда, залог, ипотека и многое другое, осуществляется при обращении собственников участков в государственный регистрационный орган. Право собственности на землю должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, в противном случае ни одна сделка не будет иметь юридической силы. Нужно отметить, что даже на этом этапе существует ряд юридических нюансов. Например, если право собственности на земельный участок вступило в силу до принятия Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то регистрация прав осуществляется на добровольной основе.

Кто осуществляет регистрацию прав на земельный участок?

Заявку на признание права собственности на землю принимает регистрационная плата управления Росреестра. Стоит отметить, что в отношении недвижимости у собственников и арендаторов существуют и другие права, в частности:

  • право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
  • право выкупа земельного участка;
  • права собственника земельного участка;
  • права арендатора земельного участка и т.д.

Если вы столкнулись с проблемами при признании (или приобретении) права собственности на землю или оформляете законное право выкупа земельного участка и не можете провести эту процедуру от начала до конца – обращайтесь к нам.

«Гильдия Инженеров» – это специализированная группа компаний, которая объединяет десятки опытных специалистов во всех сферах земельных вопросов. Мы с радостью окажем вам консультационную поддержку, проведем правовую экспертизу собранных документов и поможем грамотно и законно осуществить государственную регистрацию и признание права на земельный участок.

Государственная регистрация права собственности на земельный участок


Регистрация права собственности на земельный участок – это обязательная процедура, без проведения которой собственник на законных основаниях не получит право распоряжаться землёй. Сведения о новом собственнике обязательно должны быть внесены в базу данных Росреестра. В целом алгоритм действий при регистрации не отличается сложностями, но нужно обратить внимание на ряд аспектов, чтобы в итоге не услышать отказ.

Необходимость зарегистрировать землю как собственность возникает в ряде случаев:

  • Если территория была куплена по простому договору купли-продажи;
  • Если земля получена в дар или перешла по наследству от родственника;
  • Если человек пользуется территорией на основании долгосрочной аренды;
  • В рамках «дачной амнистии». По закону, если человек купил участок до 2000 года, он может зарегистрировать право собственности по упрощённой форме.

Процесс регистрации осуществляется в Росреестре, подробней о процедуре можно прочесть в ФЗ № 122.

Какие документы требуется подготовить заранее

В МФЦ или территориальный орган Росреестра нужно отнести как копии документов, так и их оригиналы для сверки. Проверкой занимается непосредственно сотрудник государственного учреждения при приёме документов и заявления от гражданина.

Чтобы пройти государственную регистрацию права собственности на земельный участок, нужно собрать:

  1. Паспорт гражданина РФ будущего собственника или лица, которое непосредственно представляет его интересы;
  2. План участка и техпаспорт, который можно получить в БТИ;
  3. Документы, на основании которых заявитель может доказать своё право на землю. Это может быть акт о передаче, дарственная, стандартный договор купли-продажи и пр.;
  4. Квитанция, доказывающая, что гражданин оплатил пошлину в бюджет за внесение данных в реестр. Сумма к уплате меняется в зависимости от того, физическое это или юридическое лицо инициировало процедуру;
  5. Составленное по форме заявление.

ФЗ №122 определяет максимальный срок, в рамках которого может быть выполнена регистрации. Он равен 1 календарному месяцу, начиная с дня приёма документов и заявления. Только ошибки заявителей и неполный пакет справок приводят к тому, что процесс оформления затягивается на несколько месяцев.
Если от лица будущего собственника действует его законный представитель, в описанный выше пакет документов потребуется добавить оригинал доверенности и заверенную подписью нотариуса копию паспорта. Для собственника, который состоит в браке, пакет документов должен быть дополнен письменным согласием супруга (подходит брачный контракт, если в рамках этого соглашения одному человеку дано право свободно распоряжаться имуществом без необходимости уведомлять вторую половинку).
В регистрации права собственности могут принимать участие дети младше 18 лет, в этом случае обязательно нужно получить согласие родителей/опекунов.

Меняется ли алгоритм действий, если земля была получена в наследство

Если умерший человек должным образом оформил право собственности на землю, проблем у его наследника не возникнет. Допустим, человек уже получил у нотариуса свидетельство, дающее право претендовать на наследство.

После этого ему требуется передать в регистрирующий орган такие справки:

  • Заявление;
  • Правоустанавливающий документ на землю, принадлежащий наследодателю;
  • Удостоверяющий личность документ или паспорт доверенного лица;
  • Кадастровый план участка.

Обратите внимание, что если участок расположен в СНТ, то к вышеописанному пакету документов потребуется добавить копию устава сообщества. Отдельно оплачивается государственная пошлина (квитанция крепится к документам).

Все работы по межеванию и получению технической документации на участок заявитель оплачивает из собственного кармана. Подобными землеустроительными работами занимаются специальные фирмы, имеющие государственную лицензию. С ними и потребуется заключить договор, поскольку без кадастрового плана процедура регистрации права собственности не может быть начата. Также необходимо быть готовым к тому, что процесс может затянуться на несколько месяцев, вплоть до полугода. Непосредственно регистрация права собственности в Росреестре не может отнять больше 30 дней.
После передачи документов заявитель на руки получает уведомление, в котором описан перечень принятых на изучение документов и дата, когда гражданину будет выдана выписка из ЕГРН. Этот документ служит доказательством того, что право собственности на участок успешно перешло наследнику.

Куда обращаться и как должным образом оформить заявление

Процесс становится в разы доступней благодаря наличию нескольких удобных вариантов, как передать документы на регистрацию в 2020 году.

Среди них:

  1. Личное обращение в территориальный орган Росреестра (идти нужно не по месту проживания будущего собственника, а в отделение, относящееся к месту расположения участка);
  2. Если заверить все документы цифровой подписью, их можно отправить в Росреестр дистанционно через «Электронные услуги». На ресурсе есть подробная информация обо всех доступных пользователям вариантах передачи документов;
  3. Передать документы в МФЦ, предварительно уточнив, смогут ли они оказать требуемую услугу. Приятный момент – здесь практически никогда нет очередей, поэтому метод пользуется популярностью среди людей, которые ценят время. Все специалисты здесь универсальны, поэтому не нужно искать кого-то конкретного и ждать под кабинетом;
  4. Подготовить документы, обратившись к нотариусу, который заверит их подписью. После отправить в Росреестр заказное письмо (не забудьте сделать опись вложения). Метод особенно удобен для тех граждан, чей участок находится в другом регионе и временно нет возможности поехать туда лично для решения всех регистрационных вопросов.

Особое внимание нужно уделить правильному оформлению заявления. В нём требуется указать основание для выполнения регистрации, т.е. прецедент. Также прописать, кто был предыдущим собственником и, кто действующий. Обязательно указываются технические характеристики земли, кадастровый номер. Не лишним будет уточнить, каким именно образом заявитель хочет получить на руки свидетельство о праве собственности.
Работник, который принял документы от заявителя, передаёт их государственному регистратору. Последний проводит тщательный анализ документации, сверяет данные на наличие ошибок или неточностей, после чего переносит сведения о новом собственнике в ЕГРН.

Этап имеет крайне важное значение, ведь если окажется, что земля под ипотечным обременением или на неё наложен арест, регистрация будет отменена.

Если же всё прошло успешно, новый владелец получает возможность свободно пользоваться землёй и распоряжаться ею по своему желанию. Осталось лишь своевременно выплачивать налоги за объект и не нарушать правила его использования.

Что делать, если в регистрации отказано

Случается, что заявителю отказывают в регистрации права собственности или просто приостанавливают процесс для более тщательной проверки представленных сведений.

Основные причины такого явления:

  • На указанный объект нельзя зарегистрировать права, поскольку решением суда это запрещено;
  • Нет некоторых обязательных документов. Обязанность готовить справки целиком ложится на плечи заявителя;
  • Участок уже оформлен на кого-то другого;
  • У заявителя нет права действовать от имени того лица, которое требуется вписать как собственника земли;
  • Границы участка не установлены, не выполнено межевание и земля не поставлена на кадастровый учёт.

Если устранить проблему (например, провести работы по межеванию, определить границы участка и обратиться в кадастровую палату, чтобы все эти данные были внесены в реестр), пользователь получает возможность повторно обратиться с заявлением.

Чаще всего проблемы возникают по причине того, что сведения, указанные в документах, существенно отличаются от хранящихся в ГКН данных. В этом случае в интересах будущего собственника исправить всё как можно быстрее, чтобы иметь возможность через месяц вновь инициировать продолжение процедуры. Если же отказ не обоснован ничем, есть смысл обращаться в суд, имея серьёзную базу доказательств. В процессе рассмотрения дела будет ясно, добросовестные ли намерения у заявителя.

Алгоритм действий для регистрации прав

Как только будет собран пакет документов, необходимо найти адрес организации, чтобы выполнить процедуру регистрации прав на земельный участок. Важной особенностью всех государственных структур является то, что попасть в них в нужное время практически нереально, если предварительно не записаться.
Если же земельный участок находиться в округе далеко от вашего дома и неудобно нести документы в местную администрацию, то можно отправить их заказным письмом через отделение почты России. Но в таком случае обязательно нужно заказать услугу уведомления о получении.
Также потребуется заранее позаботиться об оплате госпошлины за оказание услуги.

Согласно нормам, установленным государством, для физических лиц всё обойдётся в 2000 рублей, а для юридических – в 20 тысяч рублей.

Период сбора бумаг может растянуться от 2 недель до 2 месяцев, все будет зависеть только от того, какой правовой статус имел земельный участок до инициации процедуры регистрации. Меньше всего придётся ждать документов тем гражданам, которые приобретают землю, которая уже имеет границы и ей присвоен кадастровый номер.
Государство старается максимально упростить процесс для рядовых граждан. На данный момент не обязательно сразу забирать готовый документ после оформления. К тому же некоторые собственники предпочитают выдачу свидетельства в электронном виде, если нет дополнительных обстоятельств требующих именно бумажную версию документа.
Важно помнить, что некоторые земли оформить в собственность не получится никак. В

Земельном кодексе указано, что есть несколько категорий земельных участков, которые невозможно поставить на учёт:

  1. Объекты, которые являются заповедниками или парковыми зонами;
  2. Места проведения захоронений (кладбища);
  3. Территории, которые относятся к лесным или водным фондам;
  4. Земельные участки, на которые наложен государственный запрет на приватизацию;
  5. Территории, принадлежащие Министерству Обороны РФ;
  6. Другие территории, которые используются службами безопасности РФ.

Согласно действующему законодательству, самостоятельно приватизировать земельный участок реально. Только этот процесс может сильно растянуться, поэтому важно строго следовать алгоритму.

Прочтите также: Как оформить право собственности на земельный участок

Регистрация перехода права собственности на земельный участок

Просмотров 132

Смена собственника земельного участка не подразумевает автоматического перехода права собственности. Закрепить его полномочия для совершения любых действий с объектом (продажи, завещания, дарения) можно только посредством внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Порядок, сроки, стоимость и документы для регистрационных действий регламентируются законами Российской Федерации.

По законодательству

Процедуру перехода права собственности на земельные участки (ЗУ) регулируют следующие положения законов РФ:

Законодательный акт

Функция

Глава 17 ГК РФ

Определяет особенности права собственности на землю и основания его возникновения.

Глава V ЗК РФ

Устанавливает основания возникновения прав на землю, ограничения по объектам, не подлежащим передаче в частную собственность или участию в сделках, а также особенности сделок купли-продажи с участием ЗУ.

ст. 130 ГК РФ

Закрепляет за ЗУ статус недвижимого имущества, которое невозможно переместить без нанесения ущерба его назначению.

п. 1 ст. 131 ГК РФ

Определяет необходимость регистрировать право собственности (в том числе его переход) на все виды недвижимого имущества в ЕГРН. Информация вносится по ходатайству правообладателя с выдачей соответствующей выписки или пометки на представленных документах. Информация о регистрации предоставляется по запросу любого лица в любом регистрационном органе, независимо от места проведения процедуры.

Закон № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О госрегистрации недвижимости»

Устанавливает порядок регистрационных действий с объектами недвижимости, сроки проведения, требования к документам, основания для отказа или приостановления процедуры.

Кроме указанных федеральных нормативных актов, местные власти отдельных субъектов РФ могут издавать локальные акты, устанавливающие порядок переоформления земельного участка в собственность.

Условия перехода права собственности на земельный участок

Для перехода права требуется основание, подтвержденное соответствующими документами. Их возможный перечень установлен ст. 14 закона №218-ФЗ:

  • договора по гражданским сделкам (купли-продажи, дарения и пр.);
  • акт о приватизации;
  • свидетельство о наследовании;
  • акты федеральных или местных органов власти;
  • судебные решения.

Указанные документы подтверждают законность получения земли в собственность, но сам факт их существования не влечет юридических последствий по переходу права. Они наступают только после государственной регистрации этого факта и внесения соответствующих сведений в ЕГРН.

Факт государственной регистрации является единственным доказательством существования зарегистрированного права на землю как недвижимое имущество.

Соответственно только наличие в Росреестре сведений о ЗУ, его характеристиках и новом собственнике будет подтверждением на полноценное владение, пользование и распоряжение объектом по своему усмотрению. При этом в отношении земельных наделов нужно учитывать следующие нюансы:

  1. Все имеющиеся обременения на землю по умолчанию сохраняют свою актуальность, независимо от смены собственника (если иное не предусмотрено условиями договора или требованиями законодательства).
  2. Для объектов под залогом регистрация смены собственника возможна только по согласию залогодержателя.
  3. Возможны одновременные регистрационные действия в отношении самого участка и размещенных на нем объектов капитального строительства (например, для жилого дома и земли под ним).

Переход права собственности на земельный участок в виде отчуждения

Отчуждение ЗУ – комплекс действий по передаче права собственности (то есть владения, пользования и распоряжения) на объект от нынешнего собственника другому лицу на возмездной или безвозмездной основе.

Передача земли по доверенности, в аренду или доверительное управление не является отчуждением. Поскольку в этом случае не передается право распоряжения объектом, и собственник остается неизменным.

Виды отчуждения:

  • Добровольное – собственник является инициатором по передаче своего имущества в собственность другому лицу посредством заключения соответствующего договора (купли-продажи, дарения, обмена, пожизненной ренты и пр.)
  • Принудительное – проходит без учета мнения собственника на основании документа (обычно решения суда), где изложены причины и основания таких действий. Например, при ненадлежащем использовании земли, конфискации в счет выплаты штрафов и пр.

Согласно ст. 52 ЗК РФ, процедура проходит с учетом требований гражданского законодательства и обязательным переоформлением смены собственника. При этом учитывается перечень земель, для которых проведение процедуры невозможно в принципе или требует на это специального разрешения (ст. 27 ЗК РФ). К таким относятся:

  • природные заповедники и национальные парки;
  • особо ценные объекты культурного наследия;
  • места воинских и гражданских захоронений;
  • объекты из состава лесного фонда;
  • загрязненные земли (радиоактивными веществами, опасными отходами);
  • используемые для линий коммуникаций и связи в интересах защиты государственных границ, объектов космической инфраструктуры, производства ядовитых веществ и пр.

Особенности сделок купли-продажи

Один из наиболее распространенных вариантов отчуждения недвижимости – заключение договора купли-продажи. Он является заключенным сразу после подписания сторонами, но переход права собственности на его основании требует обязательной государственной регистрации согласно ст. 551 ГК РФ. При этом для земельных участков действует ряд требований (ст. 37 ЗК РФ):

  1. Купля-продажа возможна только для ЗУ, прошедших кадастровый учет. Они идентифицируются в Росреестре через уникальный кадастровый номер. В соответствующем договоре отчуждения обязательно должны быть указаны сведения о местоположении, площади, виде разрешенного использования и других характеристиках. С 2017 г. постановка на кадастровый учет может осуществляться одновременно с регистрационными действиями, если она не выполнялась ранее.
  2. В договор купли-продажи не могут быть включены пункты о возможности продавца выкупить ЗУ обратно по своему усмотрению, ограничении его ответственности при предъявлении требований на землю со стороны третьих лиц, а также об ограничении дальнейшим распоряжением ЗУ (включая ипотеку, передачу в аренду и прочие сделки). Подобные условия являются недействительными.
  3. Продавец обязан сообщать покупателю исчерпывающую информацию об имеющихся ограничениях по использованию земли и наличии обременений.
  4. При предоставлении продавцом ложных сведений относительно ЗУ, которые могут влиять на цену и принятие решения о покупке, покупатель может требовать снижения цены или расторжения сделки с возмещением причиненных убытков. Речь идет о качественных показателях земли, разрешениях на застройку, наличии обременений, использовании соседних участков, существенно влияющих на продаваемый объект и т. д.
  5. Сторонам запрещается самостоятельно менять целевое назначение земельного надела и условия его использования.

Порядок регистрации перехода права собственности на земельный участок

Мнение эксперта Алексей Петрушин Юрист. Специализация семейное, жилищное право. За регистрационными действиями обращаются лица, являющиеся собственниками, их законные представители, участники договорных отношений (ст. 15 закона № 218-ФЗ). Процедура проводится в Регистрационной палате (Росреестре), куда можно обращаться напрямую или через МФЦ (в качестве посредника), независимо от местоположения по отношению к земельному участку. Перечень бумаг, результат процедуры и размер госпошлины будут в любом случае одинаковы. Отличия касаются реквизитов для оплаты последней и сроков проведения регистрационных действий.

Подача документов возможна:

  • в бумажной форме при личном обращении или посредством отправки заказным письмом;
  • в электронной форме при условии подписания электронной подписью.

Процедура перерегистрации включает следующие этапы:

  1. Возникновение оснований для перерегистрации (сделка купли-продажи, наследование, дарение и т. д.).
  2. Сбор необходимых документов (перечень ниже).
  3. Обращение в Росреестр с заявлением на госрегистрацию.
  4. Проверка на месте на предмет полноты пакета бумаг, содержания, соответствия действующим требованиям.
  5. Проверка документов на предмет подлинности, наличия у заявителей соответствующих прав и отсутствия ранее заявленных (зарегистрированных) прав на этот же ЗУ.
  6. Внесение данных в ЕГРН о смене собственника (при условии отсутствия оснований для отказа или приостановления процедуры).
  7. Выдача заявителям выписки из ЕГРН, удостоверяющей регистрационные действия.

Законодательством не установлены точные сроки обращения в Росреестр для перерегистрации ЗУ. Но до проведения регистрационных действий и внесения данных в ЕГРН новый собственник не может распоряжаться ЗУ по своему усмотрению.

Заявление в Росреестр

Один из основных документов для перерегистрации – заявление установленного образца. Специальный бланк выдается в момент личного обращения за услугой. Как правило, его заполняет регистратор, а заявитель только проверяет внесенную информацию, заверяя ее собственной подписью с расшифровкой фамилии.

При подаче почтой или в электронной форме заявитель заполняет заявление самостоятельно. Для этого можно использовать представленный ниже бланк, где следует указать:

  • основания для государственной регистрации;
  • личные данные заявителей (бывшего и будущего собственников);
  • технические и кадастровые характеристики ЗУ;
  • желаемый способ получения документов по окончании регистрации.

Кроме заявления, для проведения регистрационных действий требуется пакет документации, подтверждающей правоспособность заявителя:

  • Паспорт. Подтверждает личность заявителя и законную возможность обращаться за регистрационными действиями.
  • Межевой план земельного участка. Обозначает четкие границы территории, на основании которых данные вносятся в Государственный реестр. В случае отсутствия нужно предварительно заказать план у аттестованного кадастрового инженера. С 2018 года любые сделки с ЗУ, не прошедшими процедуру межевания, запрещены.
  • Документальное основание для перерегистрации. Если это будет договор имущественной сделки (например, купли-продажи), его следует подавать минимум в 3-х экземплярах.
  • Правоустанавливающие документы предыдущего собственника.
  • Квитанция об оплате госпошлины (о ее размерах ниже). Платеж совершается от имени нового владельца ЗУ.

В отдельных ситуациях перечень может быть дополнен дополнительными разрешениями:

  • Нотариально заверенной доверенностью, если от имени одной из сторон в процессе перерегистрации принимает участие представитель.
  • Согласием супруга на сделку (если сторона состоит в браке) или справкой об отсутствии брачных отношений. Для отчуждения земельного участка, который не относится к совместно нажитому в браке имуществу, получать разрешение второго супруга не нужно.

Специалист МФЦ или Росреестра после приема бумаг выдает расписку, где указаны:

  • перечень полученных документов;
  • дата получения;
  • дата вторичного обращения.

Специальный онлайн сервис на сайте Росреестра позволяет отслеживать по номеру расписки ход рассмотрения заявки и узнать, когда регистрационные действия будут завершены.

Госпошлина, расходы

Перерегистрация права собственности – платная услуга, которая предоставляется после уплаты государственной пошлины. Для переоформления ЗУ, предназначенных для индивидуального жилищного или гаражного строительства, огородничества, садоводства, ведения личного дачного или подсобного хозяйства сумма для всех субъектов РФ составляет 350 руб. ( ст. 333.33 НК РФ ).

Реквизиты для оплаты пошлины при обращении через МФЦ или Росреестр будут отличаться. Необходимые сведения для каждого ведомства размещены на официальном сайте Росреестра.

Среди других расходов для перерегистрации земли возможны:

  • Кадастровые работы (установление границ, геодезическая съемка, составление межевого плана и пр.)– от 5000 руб. в зависимости от местоположения ЗУ.
  • Нотариальное сопровождение – в зависимости от вида услуг. Например, заверение каждого документа, что требуется при отправке почтой, обойдется от 200 руб. без учета оплаты услуг правового и технического характера.

Продолжительность процедуры установлена ст. 16 закона № 218-ФЗ

Условия подачи

Срок исполнения, раб. дней

Регистрация собственности

Регистрация собственности + Кадастровый учет

Напрямую в Росреестр

Через МФЦ

Через нотариуса или на основании свидетельства о на наследовании

3 (при подаче в бумажной форме)

1 (при подаче в электронной форме)

Что получает собственник после регистрации

Итогом перерегистрации будет внесение в Государственный реестр данных о новом собственнике, основаниях для регистрационных действий, месторасположении, площади и кадастровых характеристиках ЗУ. Собственник по окончании процедуры получает выписку из ЕГРН – правоудостоверяющий документ, который официально констатирует переход права собственности. Впоследствии его нужно будет прилагать к заявлениям, когда потребуется подтверждать владение землей на законных основаниях.

Кадастровый паспорт участка с 2018 г. собственникам ЗУ не выдается. Содержащаяся в нем информация отражается в выписке из ЕГРН, в т. ч. кадастровый номер ЗУ, разрешенное использование, графическая схема, границы, площадь и пр.

С даты государственной регистрации собственник получает законное право распоряжаться земельным наделом по своему усмотрению (продавать, дарить, завещать и т. п.) и защищать его от посягательств третьих лиц, не забывая при этом учитывать вид разрешенного использования участка.

Возможен ли отказ в государственной регистрации

Регистратор вправе отказать заявителю в регистрации, приостановить процедуру или вернуть документы без рассмотрения при наличии установленных законом оснований (ст. 25-26 закона № 218-ФЗ). Среди допустимых причин:

  • заявителем является ненадлежащее лицо;
  • в заявлении отсутствуют ключевые сведения;
  • выявлены противоречия между существующими и заявленными правами на конкретный ЗУ;
  • содержание или форма документов не соответствуют законодательным требованиям или у регистратора есть сомнения в их подлинности;
  • правообладатель не предоставил необходимые документы;
  • отсутствие сведений об уплате госпошлины;
  • несоответствие характеристик ЗУ: пересечение границ другого надела или населенного пункта, нарушение требований по предельным размерам (минимальным или максимальным), отсутствие прохода или проезда, расхождение данных в межевом или кадастровом плане с требованиями законодательства и пр.

Заявитель уведомляется о причинах принятого решения по своей ситуации и получает рекомендации по исправлению нарушений и допустимых для этого сроках (1-3 месяца, в зависимости от обстоятельств). После их выполнения можно подать бумаги повторно. При этом госпошлину требуется уплатить еще раз. Если установленные регистратором сроки будут пропущены, в процедуре государственной регистрации будет отказано. В таком случае обращаться за защитой своих интересов можно в суд.

Процедура регистрации перехода прав на земельный участок может иметь ряд нюансов в зависимости от оснований ее проведения. Какие действия нужно предпринять для регистрации права собственности в вашем случае? Какие подготовить документы? Как минимизировать риски отказа в регистрации? На бесплатной консультации юристы сайта готовы ответить на все интересующие вас вопросы. При необходимости специалисты обеспечат полное правовое сопровождение любых сделок в отношении земельных участков. Задайте вопрос эксперту-юристу БЕСПЛАТНО! Анонимно Информация о вас не будет разглашена Быстро Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист Расскажите друзьям Оцените (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Автор статьи Правовед. Стаж 2 года. Специализируюсь на гражданских спорах в сфере жилищного и семейного права. Рейтинг автора Написано статей 610 задать вопрос эксперту

Особенности государственной регистрации прав на земельные участки

Собственник земельного участка вправе делить, объединять и осуществлять выдел доли из своего земельного участка.

При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами РФ.

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:

  • 1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
  • 2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
  • 3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица. Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация права на земельный участок, образуемый при выделе его в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в общей долевой собственности более чем пяти лиц (далее — земельная доля), может быть осуществлена на основании заявления, поданного лицом, уполномоченным общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Полномочия этого уполномоченного лица подтверждаются выпиской из протокола данного общего собрания, заверенной уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *