Реорганизация

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮР ЛИЦА: ПОНЯТИЕ ВИДЫ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 12

Понятие «реорганизация» закон не раскрывает, однако общий ее смысл состоит в том, что данная юридическая процедура преследует цель создания одних и прекращения других юридических лиц, как правило, связывая между собой эти процессы и обусловливая одно (создание) другим (прекращением).

Поэтому реорганизация, с одной стороны, — альтернатива первоначальному возникновению (учреждению) юридических лиц, с другой — один из способов прекращения одного (нескольких) юридических лиц. В соответствии с ГК РФ, реорганизация юридического лица может быть осуществлена только по решению:
— Учредителей и участников;
— Органа юридического лица, который на это уполномочен учредительными документами;
— По решению уполномоченного органа или суда, о разделении или выделении.
В российском законодательстве определены следующие формы реорганизации:
Способы реорганизации юридических лиц определены ст. 57 ГК РФ.

1. Слияние– объединение двух и более юридических лиц в единое новое юридическое лицо. При этом самостоятельное существование сливающихся организаций прекращается. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

2. Присоединение– «вливание» одной и более присоединяемых организаций в организацию, к которой происходит присоединение. При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, все его права и обязанности переходят к юридическому лицу, к которому происходит присоединение. Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединившихся юридических лиц.

3. Разделение– образование на базе прекратившего существование юридического лица двух и более самостоятельных юридических лиц. При разделении ранее существовавшее юридическое лицо прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь создаваемым юридическим лицам. Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

4. Выделение– образование новых самостоятельных юридических лиц, при этом реорганизуемое юридическое лицо продолжает функционировать, а часть его прав и обязанностей переходит ко вновь образованным юридическим лицам. Реорганизация в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

5. Преобразование– прекращение юридического лица и возникновение на его основе нового юридического лица. Реорганизация в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданного юридического лица.

При реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования правопреемство оформляется передаточным актом, при разделении и выделении – разделительным балансом. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации (ст. 59 ГК РФ).

Выделяют следующие виды реорганизации:

1.добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительными документами.

2.принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда в случаях, прямо указанных в законодательстве.
Юридическое лицо является реорганизованным с момента государственной регистрации вновь учрежденных юридических лиц, кроме случая присоединения. Учредители и участники, а также орган юридического лица, которые приняли решение о реорганизации, в обязательном порядке должны уведомить своих кредиторов, которые в свою очередь вправе потребовать прекращения или досрочного выполнения обязательств и возмещения убытков. При любой форме реорганизации, права и обязанности юридического лица переходят вновь созданному юридическому лицу по передаточному акту или разделительному балансу. В случае преобразования и слияния, права и обязанности переходят только по передаточному акту. Если реорганизация происходит в форме присоединения, — права и обязанности переходят к присоединяющему юридическому лицу по передаточному акту. Если реорганизация осуществляется в виде разделения, либо в форме выделения, то права и обязанности переходят к вновь возникшим лицам на основании разделительного баланса.
В ГК закреплено правило, что если при реорганизации юридического лица его долги нельзя точно распределить между его правопреемниками, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность перед кредиторами юридического лица. В целях гарантии прав кредиторов специально предусмотрено правило реорганизации применительно к товариществам, если товарищество преобразуется в хозяйственное общество или производственный кооператив, каждый полный товарищ ставший членом в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к ООО или кооперативу от товарищества. Даже отчуждение бывшим товарищем принадлежащей ему доли в обществе не освобождает его от субсидиарной ответственности.

16 ЛИКВИДАЦИЯ ЮР ЛИЦА: ПОНЯТИЕ ВИДЫ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯЛиквидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

1. добровольная ликвидация;

2. принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества – соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана; добровольное банкротство.

Принудительная ликвидация производится на основании решения суда в следующих случаях:

· осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

· осуществление деятельности, запрещенной законом;

· неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС РФ, ФНС РФ, Минфин России, ЦБ РФ. Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами,

на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

6. Выход из состава участников других юридических лиц.

7. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

10. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

11. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;
б) ликвидационного баланса;
в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

17 БАНКРОТСТВО ЮР ЛИЦА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СТАДИИСпециальный случай ликвидации юридического лица — его несостоятельность (банкротство).

Несостоятельность (банкротство)- признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Ст. 65 ГК РФ определяет, что юридическое лицо по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). За исключением: казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации,

Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Признаки (основания) банкротства:

1. неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам;

2. неспособность должника в полном объеме исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Ст. 3 ФЗ устанавливает, что признаком банкротства юридического лица считается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Задачи банкротства:

· возврат долгов кредиторам;

· восстановление условий, необходимых для продолжения юридическим лицом его бизнеса.

Рекомендуемые страницы:

Что такое реорганизация предприятия

Реорганизация предприятия может быть как способом достижения новых целей, так и средством исправления критических ошибок. В этой статье рассказывается о ее видах и о том, как она осуществляется.

Реорганизация: определение и для чего она нужна

Предусмотрены три основные организационно-правовые формы регистрации частных предприятий: ООО (расшифровывается как «общество с ограниченной ответственностью»), ЗАО и ОАО (акционерное общество закрытого/открытого типа). Однако зарегистрированное предприятие может со временем претерпеть значительные изменения. Уменьшаются или увеличиваются объемы производства, меняется специфика деятельности и структура управления. Это приводит к необходимости нововведений в плане организации.

Если предприятие нерентабельно, нужно что-то менять. Если первоначальные цели, поставленные руководством компании, уже достигнуты, пора переходить на новый уровень, что сопряжено с расширением рынка сбыта и полномочий, совершенствованием отношений с партнерами. Бывает, что ОПФ уже не соответствует формату, установленному законами. В каждой из этих ситуаций может помочь такая «политическая» мера, как реорганизация.

Реорганизация – это завершение деятельности предприятия, которое сопровождается переходом его обязательств и прав другой компании. Эта мера приводит к образованию одного/нескольких новообразованных предприятий, которые «наследуют» имущественные и иные права, а также обязательства реорганизованного лица.

Зачастую реорганизацию осуществляют вместо ликвидации. Это обусловлено экономической нецелесообразностью процедуры банкротства и возможностью сохранения основных активов.

Существует несколько типов реорганизации. Они различаются по структуре и объему передаваемых прав.

Порядок реорганизации юридического лица

Вот как выглядит механизм действий руководства при реорганизации юридических лиц:

  1. 1. Принимается решение о необходимости реорганизовать предприятие.
  2. 2. В течение 3х рабочих дней об этом решении уведомляется госрегистратор.
  3. 3. Создается комиссия по осуществлению реорганизационных мер.
  4. 4. В СМИ публикуется сообщения о реорганизации.
  5. 5. Составляется передаточный акт.
  6. 6. В указанный срок госрегистратору предоставляются соответствующие бумаги.

Виды и способы реорганизации

Среди способов реорганизации особое место занимает преобразование юрлица, в процессе которого происходит изменение организационной и правовой форм. Все права (включая имущественные), а также обязательства передаются новообразованному предприятию.

Решение о необходимости реорганизации принимают учредители или уполномоченные органы. Существует пять видов реорганизации. Вот они:

  • Преобразование. В этом случае одна организация превращается в другую.
  • Присоединение. Это значит, что к уже зарегистрированному предприятию присоединяются одно или несколько юридических лиц.
  • Слияние – несколько юридических лиц становятся единым целым.
  • Выделение. В этой ситуации одна или несколько организаций выходят из главной.
  • Разделение. Одно юридическое лицо завершает деятельность и разделяется на несколько «преемников».

Как только госрегистратор зафиксировал факт реорганизации, юрлицо официально считается реорганизованным. Однако реорганизация путем выделения или разделения происходит только по решению государственных органов, имеющих соответствующие полномочия, а также суда.

Когда происходит слияние, присоединение или преобразование, переход обязательств и прав удостоверяется передаточными актами. При разделении и выделении эту функцию выполняет разделительный баланс.

Если руководство решается на реорганизацию, оно должно уведомить об этом своих кредиторов, причем в письменном виде.

Занявшись реорганизацией, юридическое лицо в течение 3х рабочих дней обязано направить в орган госрегистрации такие документы, как уведомление о начале реорганизации и решение о процессе реорганизации.

Проблемы реорганизации

Реорганизация – достаточно рискованное мероприятие, ведь это не единичная процедура, а многоэтапный процесс, в котором задействованы учредители и кредиторы.

Принятие решения также сопровождается юридическими трудностями. Правда, унитарные предприятия справляются без особых проблем, ведь их владельцу одобрение не требуется. Сложнее приходится обществам с дополнительной ответственностью и ООО.

Немаловажно и то, что исполнительный орган в процессе реорганизации обязан сообщить в налоговую службу о принятии решения. Это делается в течение 5 дней. Следствием такого уведомления может явиться проверка.

Реорганизацию могут спровоцировать и положительные, и отрицательные изменения в жизни предприятия. Но, так или иначе, изменение формы и структуры связано с многочисленными трудностями юридического характера.

Наши группы: ⇧

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения, кроме присоединения)

Заявление о регистрации

Заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма заявления утверждается Правительством Российской Федерации) должно быть подписано заявителем. В заявлении подтверждается, что учредительные документы, созданных путем реорганизации юридических лиц, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Если документы предоставляет не заявитель, а уполномоченное лицо, необходима нотариально заверенная доверенность на совершение доверенным лицом данных действий, а также на получение соответствующих свидетельств о государственной регистрации юридического лица и о постановке на налоговый учет.

Для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган предоставляется подписанное заявителем «Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации». Форма №Р12001 утверждена Постановлением №439.

Заявление (форма №Р12001) состоит из нескольких разделов содержащих подробные указания (для составителя заявления) по заполнению конкретной информации, которая подлежит внесению или может потребоваться для внесения тех или иных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Примечание.

Порядок заполнения формы Р12001 утвержден Методическими разъяснениями по порядку заполнения отдельных форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица.

Примечание.

На бланке заявления указывается код и наименование регистрирующего органа (код уточнять в регистрирующем органе).

Заявление скрепляется печатями и подписями учредителей (участников) создаваемого юридического лица. Заявление с приложениями в обязательном порядке прошиваются нотариусом при удостоверении подписей заявителя.

Внимание.

В случае, если в учредительные документы юридического лица, создаваемого путем реорганизации, вносятся изменения, государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой 6 Федерального закона №129-ФЗ (пункт 2 статьи 14 Федерального закона №129-ФЗ).

Государственная регистрация юридического лица создаваемого путем реорганизации, осуществляется по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

Примечание.

В случае если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством Российской Федерации.

Внимание.

В случае, если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 16 Федерального закона №129-ФЗ.

Примечание. В настоящей статье рассматриваются случаи регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации в форме преобразования, слияния, разделения, выделения, кроме присоединения.

Представление документов для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации осуществляется по общим правилам в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона №129-ФЗ.

Регистрирующий орган выдает заявителю расписку в получении документов, представленных для регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации осуществляется также по общим правилам в сроки, предусмотренные статьей 8 Федерального закона №129-ФЗ.

С момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица признается:

1) при реорганизации по форме «преобразование» (пункт 1 статьи 16 Федерального закона №129-ФЗ):

— создание нового юридического лица (реорганизация завершена),

— преобразованное (прежнее) юридическое лицо — прекратившим свою деятельность;

2) при реорганизации по форме «слияние» (пункт 2 статьи 16 Федерального закона №129-ФЗ):

— создание нового юридического лица (реорганизация завершена),

— реорганизованные юридические лица — прекратившими свою деятельность;

3) при реорганизации юридических лиц по форме «разделение», с момента государственной регистрации последнего юридического лица из вновь возникших юридических лиц, признается:

— создание новых юридических лиц (реорганизация завершена),

— реорганизованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность (пункт 3 статьи 16 Федерального закона №129-ФЗ);

4) реорганизация юридических лиц по форме «выделение» признается завершенной с момента государственной регистрации выделившегося (выделившихся) юридического лица, (пункт 4 статьи 16 Федерального закона №129-ФЗ).

Более подробно с вопросами, касающимися государственной регистрации юридических лиц, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Государственная регистрация юридических лиц».

Способы прекращения юридических лиц. Понятие, способы и порядок реорганизации юридического лица.

Способы прекращения юр лиц:

1)реорганизация, т.е. прекращение юр л с переходом прав и обязанностей др юр.л.

2)ликвидация, т.е. без перехода прав и обязанностей др юр.л.

Основания прекращения юр лиц:

• добровольные — прекращение по решению орг юр лица.

• распорядительные:

по решению учредителей юр л;

по решению компетентного гос орг;

по решению суда.

Юридическое лицо считается прекращенным с момента гос регистрации его реорганизации или ликвидации.

Виды реорганизации:

• слияние – 2 юр л образуют новое юр л, а сами прекращают свое существование. После регистрации слияние завершено;

• присоединение – в состав первоначального юр л входит новое юр л и прекращает свое существование. Конец процедуры – исключение из реестра второго юр л;

• разделение – первоначальное юр. Л прекращает свое существование. Все права и обязанности переходят вновь созданному;

• выделение – из одного юр л выделяется другое. Первоначальное юр л сохраняет свое существование, но часть своих прав и обязанностей передает вновь созданному юр л. С момента гос регистрации нов юр л будет завершено выделение;

• преобразование – смена организационно-правовой формы юр л. Изменение вида юр л. После принятия решения учредители в 3 дн срок обязаны уведометь регистрирующий орг. Затем сообщение в СМИ (для кредиторов).

Понятие, способы и порядок ликвидации юридического лица.

Ликвидация юр л — т.е. прекращение юр л с переходом прав и обязанностей др юр.л


Ликвидация может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация проводится по решению учредителей или орг юр л по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который оно было создано, или достижением цели создания.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда (ст 61 ГК ):

1) по иску гос орг или орг МСУ в случае признания гос регистрации юр л недействительной, в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона;

2) в случае осуществления юр л деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства или необходимого свидетельства о допуске к определенному виду работ;

3) в случае осуществления юр лицом деятельности, запрещенной законом;

4) в случае систематического осуществления юр л деятельности, противоречащей ее уставным целям.

5) по иску учредителя юр л в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано.

Процедура: Сначала созд ликвидационная комиссия в юр л учредителем. Она сообщает в печать для уведомления кредиторов; затем составление промежуточного ликвидационного баланса (деньги, материальные средства); удовлетворение требований кредиторов в 4 очереди:

1)граждане, перед котор юр л несет ответственность за вред, причененный жизни или здоровью; осуществляется за счет капитализации временных платежей. Если ликвидирутся банки – граждане вкладчики

2)расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда и выплате по результатам интеллектуальной деятельности

3)расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды

4)все оставшиеся кредиторы

После удовлетворения требований всех кредиторов составляется окончательный ликвидационный баланс и имущество либо распределяется между участниками коммерческих организаций, либо направляется на цели, для которых была созд некоммерческая организация. Затем вносится запись о прекращении юр л в единый гос реестр.

Общие положения о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц.

Специальный случай ликвидации юридического лица — его несостоятельность (банкротство).

Несостоятельность — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Ст. 65 ГК. Юр л по решению суда может быть признано несостоятельным. За исключением

-казенного предприятия,

-учреждения,

-политической партии

-религиозной организации,

Государственная корпорация или компания может быть признана несостоятельной, если это допускается ФЗ, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным, если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Признание юр л банкротом судом влечет его ликвидацию.

Как проводится реорганизация в форме слияния

Одной из форм реорганизации компаний, который предполагает объединение капиталов, активов и долгов двух и более фирм в единый бизнес (ст. 52 ГК РФ).

При этом вовлеченные в процесс реорганизации компании прекращают свое существование.

Процесс слияния поэтапно расписан в гражданском законодательстве РФ и предусматривает выполнение ряда мероприятий, которые длятся порядка 2-3 месяцев.

Общие моменты

Слияние компаний предполагает формирование нового юридического, которое становится правопреемником компаний, участвующих в процессе слияния.

Новый бизнес принимает все имущественные и неимущественные права, а также все долги и обязанности перед третьими лицами.

По сути процесс слияния включает два ключевых мероприятия:

Ликвидаций Компаний, осуществляющих слияние
Регистрация Нового крупного бизнеса

По итогам слияния в ЕГРЮЛ делается несколько правок — ряд объектов удаляется, а новый регистрируется.

В связи с этим последним этапом процесса слияния выступает представление в ИФНС уведомления о слиянии и заявления на регистрацию нового бизнеса.

Процедура слияния может проводится только на уровне коммерческих или некоммерческих организаций, действующих на правах юридических лиц.

Если компании, задумавшие провести процедуру слияния, обладают значительным по объему капиталом (суммарно активы всех участников реорганизации должны составлять более 6 000 000 рублей), то им обязательно потребуется получение разрешения в антимонопольной службе (ФАС).

Регулирующий конкуренцию на рынке государственный орган должен быть уверен в том, что прецеденты монополизации рынка отсутствуют.

Основные понятия

Реорганизация компании представляет собой процесс прекращения деятельности одного или нескольких предприятий и формирование на основании их активов и обязательств новых предприятий.

Бизнес не исчезает безвозвратно – он продолжает действовать, видоизменив свою форму (ст. 57 ГК РФ).

Документарным основанием проведения реорганизации могут выступать решения, принятые учредителями или судебными органами.

При реорганизации государственных учреждений или бюджетных организаций решение принимает Правительство РФ.

Реорганизация юридического лица в форме слияния предусматривает объединения двух и более предприятий, при котором они ликвидируются и создается новое, более крупное юридическое лицо, принимающее на себя все права, активы и обязанности участников процедуры.

Новая фирма получает новое название и регистрируется в ЕГРЮЛ (ст. 52 ФЗ-14).

Передаточный акт – это документ, на основании которого имущество и обязательства реорганизуемых компаний передаются их правопреемникам (ст.20 ФЗ-208).

Кому это нужно

Одной из ключевых целей осуществления слияния выступает стремление укрупнить бизнес. Кроме того, его часто используют в качестве альтернативы ликвидации нерентабельной компании.

В этом свете процедуру реорганизации бизнеса в форме слияния чаще всего практикуют фирмы, которые:

Отличаются небольшими размерами Что мешает их функционированию на рынке и соревнованию с более крупными конкурентами
Стремятся диверсифицировать производство Практикуя объединение с компаниями иных направлений деятельности
Столкнулись и низкой рентабельностью производственной деятельности Или заработали неблагоприятную репутацию на рынке. Не желая ликвидировать бизнес, владельцы сливают капитал с другими субъектами хозяйствования и получают новое юридическое лицо

Законные основания

Как уже было отмечено выше – законным основанием осуществления слияния компаний выступает гражданское законодательство.

Что говорится в постановлении № 1081 о лицензировании фармацевтической деятельности смотрите в статье: лицензирование фармацевтической деятельности.

Что это лицензирование, .

В том числе особого внимания заслуживают такие его положения:

Ст. 57 ГК РФ Устанавливает, что реорганизация может проводиться на уровне юридических лиц, причем исключительно в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования
Ст. 52 ФЗ-14 Описывает особенности реорганизации путем слияния в ООО
Ст.16 ФЗ-208 Раскрывает процесс объединения активов и обязательство при слиянии АО
Постановление ВАС РФ №19 2003 года Определил возможность слияния АО с иными формами ведения бизнеса – ООО и товариществами. При этом представляется недопустимым слияние акционерного общества с некоммерческими организациями

Порядок проведения реорганизации путем слияния

Процесс слияния – процедура сложная и продолжительная. Она занимает, как правило, порядка 3 месяцев и требует соблюдения интересов кредиторов, учредителей бизнеса, потребителей, государственных структур.

В связи с этим она включает такие этапы:

  1. Принятие решения учредителями бизнеса, которое, как правило, оформляется в виде протокола.
  2. Уведомление кредиторов, государственных органов, широкой общественности.
  3. Погашение необходимых долгов, выполнение обязательств, переоформление договоров с контрагентами;
  4. Решение кадровых вопросов.
  5. Формирование на базе финансовой отчетности участников процедуры слияния передаточного баланса.
  6. Подготовка полного пакета бумаг и его представление в регистрационный орган.

По итогам реорганизации, осуществляемой в порядке слияния собственники компании получают свидетельство о регистрации и уведомление о ликвидации ее предшественников (их исключении из ЕГРЮЛ).

Необходимый пакет документов

Основанием для осуществления реорганизации выступает пакет бумаг, который представляется в ИФНС от всех участников процесса слияния.

В него входят такие документы:

  1. Решение владельцев бизнеса об объединении с другими компаниями (от каждой фирмы – протокол заседания вкладчиков (акционеров)).
  2. Решение о создании нового юридического лица путем слияния (формируется в рамках первого совместного собрания владельцев всех реорганизуемых фирм).
  3. Договор о проведении процедуры слияния, который заключается между всеми участвующими в данном процессе фирмами.
  4. Передаточные акты от каждой компании.
  5. Копии учредительных документов всех фирм, участвующих в процессе реорганизации.
  6. Копии устава и учредительного договора вновь созданного на базе слияния предприятия.
  7. Копия страниц «Вестники государственной регистрации», подтверждающая факт обнародования информации.
  8. Справки от всех компаний о том, что они не имеют задолженности перед ПФР, ФОМС и ФСС.
  9. Документ, свидетельствующий об уплате государственной пошлины.
  10. Заявка по форме Р12001.

Указанные выше документы представляет в ИФНС лично уполномоченный представитель компании, созданной в ходе реорганизации.

Кроме того, их можно отправить в налоговую службу заказным письмом с приложением к нему описи, составленной в почтовом отделении.

Если говорить о сроках реорганизации юридических лиц, то они зависят от целого ряда обстоятельств:

Во-первых Если реорганизация в обычном порядке проходит в течение 3-х месяцев, то при слиянии компаний с крупным капиталом потребуется согласие антимонопольного органа, что продлевает процедуру
Во-вторых Осложненной считается процедура слияния финансовых компаний, поскольку она требует получения одобрения Банка России, лицензирующего подобного рода структуры
В-третьих ИФНС по итогам рассмотрения документов вправе назначить выездную налоговую проверку, которая может растянуться на 7-14 дней
В-четвертых Реорганизация ОАО требует урегулирования вопросов, касающихся ценных бумаг корпорации

При наличии вышеперечисленных, «осложняющих» процедуру реорганизации условий может потребоваться порядка 5-6 месяцев для ее полного завершения.

Пошаговая инструкция

В общем виде процесс реорганизации компании, которая осуществляется путем слияния, может быть представлен в следующем виде:

Установление круга компаний Которые будут принимать участие в процедуре слияния. Не исключается ситуация, при которой эти организации будут располагаться в разных местах
Принятие решения Что предполагает проведение внеочередных собраний вкладчиков (акционеров) на уровне всех участвующих в процессе слияния организаций.Такое решение оформляется в виде протокола собрания и должно содержать следующую информацию:

  • основание для решения;
  • запланированная дата начала реорганизации;
  • сроки проведения мероприятий;
  • создание специальной комиссии, которая будет курировать вопросы проведения слияния и временно возьмет на себе функции ликвидируемых органов управления компаниями;
  • источник средств для финансирования слияния.

Кроме того, в документе важно указать порядок передачи активов, обязательств, прав и обязанностей к вновь создаваемой организации

Уведомление ИФНС Должно произойти не позднее, чем через три дня после проведения собрания владельцев объединяемых компаний (ст. 60 ГК РФ). Важно знать, что такое уведомительное письмо в налоговое ведомство направляет та фирма, которая провела собрание по поводу слияния последней
Установление места регистрации Важный вопрос, поскольку вновь создаваемая фирма может быть оформлена в ИФНС по месту расположения любой из фирм, участвующих в слиянии
Уведомление общественности Осуществляется путем публикации информации о реорганизации компании в «Вестнике государственной регистрации». Такое сообщение в журнале размещается дважды с периодичностью в 1 месяц (ст. 60 ГК РФ)
Оповещение кредиторов и дебиторов Осуществляется в течение месяца после того, как решение о реорганизации было принято. Любой из них имеет право не позднее, чем через месяц после последней публикации сообщения в «Вестнике» заявить необходимость предварительного покрытия его долгов. Если этого не произошло, то соглашения с кредиторами и дебиторами просто переоформляются на новое юридическое лицо
Информирование работников организации Под роспись и предоставление им возможности увольнения по собственному желанию или переоформления трудового контракта
Формирование передаточного акта Происходит на основании бухгалтерских балансов всех участников процесса реорганизации. Этими вопросами занимается специально созданная комиссия (ст. 58 ГК РФ)

Заключительный этап

После того как реализованы все перечисленные выше шаги начинается заключительный этап процесса объединения компаний.

Он предполагает реализацию таких мероприятий:

Проведение совместного собрания всех вкладчиков (акционеров) В рамках которого выбираются и назначаются новые органы управления предприятием (единоличные или коллегиальные)
Уплата пошлины Передача всех бумаг на рассмотрение в выбранное отделение налоговой службы (желательно перед передачей пакета бумаг в ИФНС представить их на проверку квалифицированному юристу на предмет отсутствия ошибок, которые могут стать основанием для отказа)
Получение от ИФНС свидетельства О регистрации новой компании и уведомления об исключения из ЕГРЮЛ – старых

Возникающие нюансы

Процедура слияния компаний – юридически сложный процесс, который может предполагать внештатные ситуации.

Таковыми можно считать:

Слияние крупных корпораций Что требует не только получения разрешения от антимонопольного органа, но и решение массы вопросов, касающихся передачи новому субъекту бизнеса ценных бумаг, ликвидируемых АО
Объединение финансовых организаций проводится под контролем ЦБ РФ Поскольку речь идет лицензируемых им субъектах

Отдельного внимания заслуживает несколько видоизмененный процесс слияния, который наблюдается на уровне бюджетных организаций, и, в частности – образовательных учреждений.

Для бюджетных организаций

Если речь идет о слиянии бюджетных организаций, то в этом случае процесс аналогичен объединению коммерческих организаций, за исключением некоторых значимых аспектов:

Решение о слиянии Бюджетных организаций принимает Правительство РФ по рекомендации федеральных и региональных органов власти, при согласовании с отраслевыми министерствами и ведомствами (ст.16 ФЗ-7)
Правительством РФ формируется специальная комиссия Из числа руководящих лиц объединяемых организаций, которая курирует процесс слияния

При реорганизации бюджетных учреждений должно соблюдаться важное правило – организации, финансируемые из бюджета, могут сливаться только с аналогичными им некоммерческими структурами.

Для образовательных учреждений

Образовательные учреждения также выступают структурами, финансируемыми из бюджета, а значит, решение об их объединении будет принимать Правительство РФ.

В общем виде происходит это так:

  1. Региональные органы власти подают в Минобразования инициативу о слиянии отдельных образовательных учреждений.
  2. Ведомство рассматривает такую возможность и представляет свои рекомендации.
  3. Все бумаги передаются в Правительство РФ, которое принимает решение о реорганизации и формирует комиссию для управления этим процессом.

В остальном – схема реорганизации полностью соответствует проведению аналогичного процесса на уровне коммерческой фирмы. Процедура финансируется из государственного бюджета.

Порядок лицензирования страховой деятельности узнайте из статьи: лицензирование страховой деятельности.

Правовые основы экологического лицензирования, .

Порядок лицензирования отдельных видов деятельности, .

По итогам слияния компаний, которое может ставить своей целью укрупнение бизнеса или избежание ликвидации бизнеса, формируется новое юридическое лицо.

Оно принимает на себя весь комплекс прав и обязанностей своих предшественников. Уставный капитал нового субъекта есть результат объединения капиталов реорганизуемых предприятий.

Сливаемые фирмы могут не менять места своего расположения – одна из них признается головным офисом, а иные становятся обособленными подразделениями.

Предыдущая статья: Лицензирование фармацевтической деятельности Следующая статья: Лицензирование природопользования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *