С предоставление общежития

Трощенко Роман Анатольевич.
Преподаватель кафедры № 42 (КЭАТ) 4 –го Факультета Авиационного Краснодарского ВВАУЛ, майор.

Количество материалов на страницах журнала «Право в Вооружённых Силах» по вопросам обеспечения жильём военнослужащих свидетельствует о том, что эта тема остаётся одной из самых «больных» и актуальных. За последнее время жилищное законодательство претерпело существенные изменения и как справедливо отмечают некоторые авторы, является достаточно противоречивым и, кроме того, не всегда гарантирует военнослужащим полную реализацию их жилищных прав(1).
В рамках данной статьи речь пойдёт о норме ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее Закон о статусе) гарантирующей предоставление жилья на общих основаниях и некоторых иных нормах той же статьи вызывающих на практике вопросы по поводу их реализации.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона о статусе, военнослужащим заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях(2).
Что же такое общие основания предоставления жилых помещений?
С момента принятия Закона о статусе и до настоящего времени текст его выше указанного абзаца не претерпел никаких изменений, вместе с тем существенные изменения произошли в жилищном законодательстве, в том числе и в части общих оснований предоставления жилья. Действующий с 1 марта 2005 г. Жилищный кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в отличие от ранее действовавшего ЖК РСФСР года существенно ограничил круг лиц, которым государством гарантируется бесплатное предоставление жилых помещений для постоянного проживания.
Следует отметить, что ЖК РФ вообще не содержит такого понятия как общие основания предоставления жилого помещения. Единственная статья в ранее действующем жилищном кодексе, содержащая норму о предоставлении жилых помещений на общих основаниях – это ст.28 ЖК РСФСР, которая определяла: «Нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имеющие жилой дом, квартиру в собственности, и другие граждане, проживающие в этих домах, обеспечиваются жилыми помещениями на общих основаниях». Кодекс не уточняет, что такое общие основания предоставления жилых помещений и не даёт какого-либо перечня таковых. По мнению автора, исходя из логического толкования данной нормы, смысл её сводится к тому, что факт наличия у граждан в собственности жилых помещений, равно как и членство в жилищном кооперативе не являются сами по себе ни препятствиями, ни преимуществами для улучшения указанными гражданами их жилищных условий. То есть этим гражданам наравне с остальными, доступны предусмотренные ЖК РСФСР основания обеспечения жильём. Из анализа ст.ст. 10, 28 ЖК РСФСР можно сделать вывод, что к общим основаниям предоставления жилых помещений относились: предоставление жилого помещения по договору найма(3) или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.
Бесспорно, что до введения в действие ЖК РФ предоставление жилого помещения на основании договора социального было самым распространённым из прочих общих оснований. И в смысле широкой распространённости это было действительно общее основание, но, тем не менее, лишь одно из общей совокупности юридических оснований обеспечения жильём предусмотренных ЖК РСФСР.
Таким образом, общие основания предоставления жилых помещений – это не какое-то одно основание, а совокупность оснований (на что указывает и форма изложения ст. 28 ЖК РСФСР – в норме статьи говориться об основаниях, а не об основании) обеспечения жильём предусмотренных ЖК РСФСР.
Рассматривая понятие общих оснований предоставления жилых помещений в контексте ст. 15 Закона о статусе следует придти к выводу, что речь в данном случае идёт о снятии ограничений по перечню оснований обеспечения жильём для определённой категории военнослужащих. То есть, в отношении военнослужащих, заключивших контракт о прохождении службы до 1 января 2005 г., на первые пять лет службы перечень оснований, по которым государством им гарантировано предоставление жилых помещений, ограничен служебными жилыми помещениями и общежитиями. По прошествии указанного срока данное ограничение снимается, вследствие чего указанным военнослужащим становятся доступными и иные предусмотренные жилищным законодательством основания обеспечения жилыми помещениями. Таким образом, с учётом вышеизложенного, термин «общие основания» содержащийся в ст. 15 Закона о статусе, следует рассматривать, в том числе и в рамках действующего ЖК РФ, как общую совокупность оснований обеспечения жильём, предусмотренную жилищным законодательством.
Поэтому было бы неверным утверждать, что возникновение права у военнослужащего на обеспечение со стороны государства жильём по иным основаниям (например, по договору социального найма), означает автоматическую потерю им права на обеспечение служебным жилым помещениям или тем более общежитием.
Тем не менее, на практике имеют место случаи, когда положения ст. 15 Закона о статусе трактуются жилищными комиссиями воинских частей весьма своеобразно – бесквартирным военнослужащим заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. по истечении первых пяти лет службы отказывают в предоставлении высвобождаемых служебных жилых помещений, мотивируя это тем, что по прошествии указанного срока они утратили право на их получение и теперь им якобы могут быть предоставлены только жилые помещения по договору социального найма. Такой подход абсурден уже в силу того, что неизбежно приведёт к выводу о том, что по прошествии первых пяти лет указанным военнослужащим должны быть недоступны и общежития – поскольку и общежития и служебные жилые помещения Законом о статусе предусмотрены как равные основания предоставления жилья на первые пять лет, постольку по прошествии указанного срока военнослужащий теряющий право на обеспечение служебным жильём теряет право и на обеспечение общежитием…
В результате такого «законного распределения» жилья имеют место случаи когда служебные квартиры получают только военнослужащие обеспечиваемые служебными жилыми помещениями на весь срок службы, а бесквартирные военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, даже будучи поставленными в очередь на получение жилья в более ранние сроки, продолжают ждать получения квартиры по договору социального найма(4). Вместе с тем срок предоставления жилого помещения по договору социального найма ст. 15 Закона о статусе в настоящее время не определён в силу поправок внесённых в указанную статью Федеральным законом от 22 августа 2004г. № 122 – ФЗ. Такой порядок распределения жилья приводит к нарушению одного из основных принципов предоставления жилых помещений – принципу очерёдности, закрепленному, в том числе ст. 15 Закона о статусе.
Авторы комментария к Закону о статусе справедливо отмечают: «В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ с 1 января 2005 г. все военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей на время службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями (а на первые пять службы военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., также могут предоставляться общежития)»(5).
Как уже неоднократно отмечалось на страницах журнала, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон о введение в действие ЖК РФ) за гражданами принятыми на учёт до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняется право состоять на данном учете до получения ими указанных помещений.
Вместе с тем возникает вопрос, подлежат ли военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. принятию на учёт нуждающихся для получения жилых помещений по договору социального найма, в том числе и после 1 марта 2005 г.(6)?
Очевидно, что подлежат исходя из следующего.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами жилище, нуждающимся в нём, предоставляется малоимущим и иным указанным в законе гражданам. Согласно п.3 ст. 49 ЖК РФ, кроме малоимущих граждан, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Таким образом, перечень категорий граждан, которым может предоставляться жилое помещение по договору социального найма, не является закрытым.
Как отмечают некоторые юристы, под «категориями граждан», о которых говорится в п.3 ст. 49 ЖК РФ, следует понимать участковых инспекторов милиции (ст. 30 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции»), прокуроров и следователей органов прокуратуры (ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ), судей (ст. 19 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации») и др(7).
По мнению автора, к данной категории относятся и военнослужащие(8), заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. Нераспространение на указанную категорию норм п.3 ст.49 ЖК РФ приведёт к тому, что эти военнослужащие, нуждающиеся в улучшении жилищных условий де-факто (вследствие например обстоятельств указанных выше), но непризнанные таковыми де-юре, могут быть без их согласия уволены с военной службы по льготным основаниям без предоставления жилых помещений, что очевидно нельзя признать допустимым, исходя из общего смысла жилищных гарантий предусмотренных ст. 15 Закона о статусе.
При этом следует учитывать, что в силу ст.6 Закона о введении в действие ЖК РФ постановка на учёт после 1 марта 2005 г. указанных военнослужащих для получения жилья по договору социального найма, должна производиться в порядке и основаниям, предусмотренным ЖК РФ, а не ЖК РСФСР.
Отдельно следует остановиться на военнослужащих – офицерах, повторно поступивших на военную службу по контракту, т.е. заключивших после 1 января 1998 г. не первый, а новый контракт о прохождении военной службы. Поскольку заключённый контракт в данном случае является новым, постольку нет оснований обеспечивать указанных военнослужащих жилыми помещениями в порядке установленном ст. 15 Закона о статусе для военнослужащих, заключивших после 1 января 1998 г. первый контракт. Следовательно, данная категория должна обеспечиваться жильём в порядке, предусмотренном для военнослужащих заключивших контракт до 1 января 1998 г. с той лишь особенностью, что при исчислении правоустанавливающих сроков предусмотренных ст. 15 Закона о статусе должна учитываться их преж¬няя выслуга лет по контракту.
Кратко подводя итог вышесказанному, полагаю обоснованными следующие выводы:
1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., за исключением прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов, поступивших на военную службу по контракту после 1 января 1998 г.(9), подлежат постановке на учёт нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, в том числе и после 1 марта 2005 г.
2. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования) обеспечиваются служебными жилыми помещениями независимо от срока службы на основаниях и в порядке установленных ЖК РФ и Законом о статусе.
3. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., состоящие на учёте для получения жилых помещений по договору социального найма при обеспечении их служебными жилыми помещениями должны оставаться на указанном учёте(10). Те же военнослужащие, не состоящие на учёте для получения жилых помещений по договору социального найма (в том числе и ранее снятые с учёта в порядке предусмотренном п. 31 Инструкции (далее – Инструкция) о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах Российской Федерации утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. № 80 при получении служебного жилья) и обеспеченные служебными жилыми помещениями подлежат постановке в очередь для получения жилых помещений по договору социально найма на основании решения жилищной комиссии после рассмотрения их обращений(11).
Необходимо остановиться также на вопросе об увольнении по льготным основаниям с военной службы военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 15 Закона о статусе военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Закон о статусе не уточняет, предоставляются ли жилые помещения указанным военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, или независимо от факта нуждаемости, а если нуждающимся то где – по месту службы или по избранному месту жительства? Вместе с тем, указанные военнослужащие, при получении служебного жилого помещения по месту службы подлежат снятию с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий(12) в соответствии с п. 31 Инструкции(13). Поскольку ст. 23 Закона о статусе содержит норму, запрещающую увольнение военнослужащего с военной службы (без его согласия) нуждающегося в улучшении жилищных условий, постольку в настоящее время, формально, военнослужащие обеспечиваемые на весь срок службы служебными жилыми помещениями могут быть уволены до предоставления им в собственность жилья по избранному месту жительства, что очевидно нельзя признать допустимым. Представляется, что подобного рода «нестыковки» должны разрешиться с принятием того самого федерального закона, на который указывает ссылочная норма ст. 15 Закона о статусе. Однако такой закон до сих пор не принят.
Кроме того, несколько забегая вперёд, следует отметить, что если этот закон будет предусматривать предоставление жилых помещений военнослужащим в собственность бесплатно то это, очевидно, приведёт к определённому правовому дисбалансу между этими военнослужащими, и военнослужащими, обеспечиваемыми жилыми помещениями по договору социального найма, так как с первого января 2007 года последние не имеют права на бесплатное получение в собственность (приватизацию) этих жилых помещений.

(1) См., например: Кудашкин А.В. «Что «приготовил» для военнослужащих новый Жилищный кодекс Рос¬сийской Федерации» // Право в Вооружённых Силах. 2005. № 3; Акчурин З.Х. «Проблемы предоставле¬ния жилых помещений военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по избранному месту жительства» // Право в Вооружённых Силах. 2006. № 12; Фортушин В.Е. «Об отдельных вопросах применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации при реализации жилищных гарантий военнослужащих» // Право в Вооружённых Силах. 2007. № 1.
(2) Здесь и далее курсив мой. – Р.Т.
(3) Под договором найма имелись ввиду, как собственно договор найма, предусмотренный ст. 51 ЖК РСФСР, так и договор найма служебного жилого помещений предусмотренный ст. 106 ЖК РСФСР. В первом случае под договором найма подразумевался именно договор социального найма, хотя сам термин «договор социального найма» в ЖК РСФСР не встречается и в жилищном законодательстве появляется гораздо позже – в ст. 12 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. «Об основах федеральной жилищной политики» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. Типовой договор социального найма жилого помещения был утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 21мая 2005 г. № 315 «Об утверждении типового договора социального найма жилого помещения». До этого действовал Типовой договор найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда РСФСР утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. № 415. Вместе с тем ст. 672 ГК РФ изначально (с момента введения в действие Федеральным законом от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ части второй ГК РФ) предусматривала предоставление жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования именно по договору социального найма, чем разграничивало указанный договор с договором коммерческого найма жилого помещения.
(4) В частности такой порядок распределения служебного жилья сложился в одной из воинских частей Балашовского гарнизона, в котором проходит службу и автор настоящей статьи.
(5) См.: А.В. Кудашкин, К.В. Фатеев. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих» (постатейный) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», 2006г.
(6) Среди указанных военнослужащих могут быть как те, которые до 1 марта 2005 г. не изъявили желания о постановке их на учёт, так и те, которые состояли на учёте, но так и не получили постоянного жилья и переведёны после 1 марта 2005 г. к новому месту службы, либо получили но в установленном порядке сдали после 1 марта 2005 г. жилые помещения, полученные по договору социального найма – например, при том же переводе к новому месту службы.
(7) См.: Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве / Под ред. И.В. Решетниковой. – М., 2005. – С.138
(8) На это указывают и постоянные авторы журнала «Право в Вооружённых Силах». См., например: Фортушин В.Е. «Об отдельных вопросах применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации при реализации жилищных гарантий военнослужащих» // Право в Вооружённых Силах. 2007. № 1. – С. 55.
(9) Из буквального толкования ст. 15 Закона о статусе следует что прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., в том числе и ранее проходившие службу по контракту, т. е. заключавшие первый контракт до 1 января 1998 г., на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
(10) См., по данному вопросу Разъяснение Управления делами Министерства обороны Российской Федерации (далее Разъяснение) от 21 июля 2006 г. № 205/12501 // Право в Вооружённых Силах. 2006. № 12.
(11) В соответствии с п.1 Разъяснения военнослужащие, состоящие на учёте для получения жилых помещений на общих основаниях при получении служебных жилых помещений должны оставаться на данном учёте. Далее в Разъяснении также указано, что решением жилищной комиссии производится постановка в очередь для получения жилых помещениях по договору социального найма военнослужащих ранее состоявших на таком учёте и исключённым с него вследствие получения служебного жилого помещения до вступления в силу ЖК РФ. Однако следует иметь ввиду, что фактически указанное исключение могло иметь место и после вступления в силу ЖК РФ. Поэтому, разумеется, постановке на учёт для получения жилья по договору социального найма подлежат, в том числе военнослужащие, получившие служебное жильё и исключённые с данного учёта после вступления в силу ЖК РФ. Кроме того, поскольку предоставление служебного жилого помещения военнослужащему, состоящему на учёте для получения жилья по договору социального найма, по мнению автора, не являлось основанием для снятия с такового учёта как до (в силу ст.ст. 29,32 ЖК РСФСР), так и после (в силу ст.ст.51,56 ЖК РФ) вступления в силу ЖК РФ, постольку в случае такого снятия военнослужащий имеет право ставить вопрос не о постановке (в данном случае повторной) в очередь, а о восстановлении его в очереди как необоснованно исключённого.
(12) См., например: Кудашкин А.В. «О служебной площади «служивых» людей» // Право в Вооружённых Силах. 2005. № 10.
(13) Следует отметить, что, согласно п.31 Инструкции, снятие с учёта производится при условии предоставления служебного жилого помещения по нормам установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При отсутствии в указанных актах нормы предоставления служебного жилого помещения (что имеет место в настоящее время, по крайней мере, на уровне федерального законодательства) и исходя из положений ст. 7 ЖК РФ (применение жилищного законодательства по аналогии), норму предоставления служебного жилого помещения военнослужащим, по мнению автора, следует считать равной норме предоставления военнослужащим жилого помещения по договору социального найма указанную в федеральном законе (в настоящее время размер такой нормы также не определен) или (при отсутствии в федеральном законе) законе субъекта Российской Федерации, а при отсутствии в последнем – норме предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления для малоимущих граждан.

Библиография:

Нормативно-правовые акты

1. Конституция российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – № 237.
2. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ //СЗ РФ. – 1998. – № 22. – ст. 2331.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188 – ФЗ // СЗ РФ. – 2005. – № 1 (часть 1). – ст. 14.
4. Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 г. // Ведомости ВС РСФСР. – 1983. – № 26. – ст. 883.
5. Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 189 – ФЗ. // СЗ РФ. – 2005. – N 1 (часть 1). – ст. 15.
6. Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политике» от 24 декабря 1992г. № 4218-1 (ред. от 22.08.2004). // Российская газета. – 1993. – № 15.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 № 315 «Об утверждении типового договора социального найма жилого помещения». // СЗ РФ. – 2005. – № 22. – ст. 2126.
8. Постановление Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. № 415 «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР и типового договора найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР» // СП РСФСР». – 1986. – N 2. – ст. 10.
9. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 г. № 80 // Российская газета. – 2000. – № 202.

Литература

1. Акчурин З.Х. «Проблемы предоставления жилых помещений военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по избранному месту жительства» // Право в Вооружённых Силах. 2006. № 12.
2. Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих» (постатейный). – М., 2005.
3. Кудашкин А.В. «О служебной площади «служивых» людей» // Право в Вооружённых Силах. 2005. № 10.
4. Кудашкин А.В. «Что «приготовил» для военнослужащих новый Жилищный кодекс Рос¬сийской Федерации» // Право в Вооружённых Силах. 2005. № 3
5. Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве / Под ред. И.В. Решетниковой. – М., 2005.
6. Фортушин В.Е. «Об отдельных вопросах применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации при реализации жилищных гарантий военнослужащих» // Право в Вооружённых Силах. 2007. № 1.

Высокая стоимость недвижимости и огромные проценты на ипотечный кредит усложняют возможность покупки нового жилья, заставляя собственников участвовать в государственной программе по улучшению жилищных условий. Такая возможность есть у каждого гражданина, который имеет квартирного пространства на одного человека меньше, чем предусмотрено нормой.

Что такое очередь на жилье?

Это помощь гражданам, которые нуждаются в улучшении условий проживания. Заявления рассматриваются в порядке улучшения условий и возможностей, т.е. сначала будут рассмотрены прошения с максимально плохими условиями или от людей с группой инвалидности, а уже потом по нарастающей.

Общее описание и суть

Стать претендентом для улучшения жилищных условий можно только с поддержки при вступлении в государственную программу.

Для участия в программе необходимо соответствовать нескольким требованиям, которые указаны в информационной графе. Если все эти условия учтены, то государство одобрит желание встать в очередь на улучшение жилищных условий. Требования могут быть индивидуальными, но одно из главных – заявитель должен иметь острую потребность в улучшении условий проживания. В Москве минимальная жилплощадь – 12 кв. м. на человека. Если жилого пространства меньше, чем показывает эта цифра, то гражданин признается нуждающимся.

Однако лицо должно учитывать некоторые нюансы при одобрении заявления:

  • Он не является полноправным владельцем полученной квартиры. Процедура проходит на основе договора социального найма, а значит собственником по-прежнему остается государство.
  • При желании получить жилье гражданин должен быть н только нуждающимся, но и малоимущим. Для подтверждения последнего фактора требуется объемный пакет документов.
  • Участвовать в программе имеют право только граждане РФ.

Процесс постановки на очередь для получения квартиры выглядит следующим образом:

  • Подача заявления от малоимущего с просьбой о предоставлении ему жилья;
  • Изучение комиссией заявления и приложенных бумаг;
  • Вынесение соответствующего решения и уведомление о нем заявщика;
  • Постановка на учет.

Процесс постановки на учет описан кратко, однако на деле улучшение жилищных условий – длительная и сложная процедура.

На какие виды жилья заявщик может претендовать?

ЖК РФ не выносит решение о том, какое жилье будет предоставлено нуждающемуся. Необходимую норму устанавливают региональные власти. Размер нормы зависит не только от категории гражданина, но и от уровня обеспеченности населения в указанном районе. Стандартный показатель – 18 кв. м., однако в густонаселенных районах он не учитывается

Помимо заявленной нормы метража, новое жилье должно соответствовать еще нескольким критериям:

  • Жилое помещение должно быть максимально безопасным и оборудовано таким образом, чтоб предупреждать владельца о возможности получения травм как при входе, так и при выходе из него.
  • Обеспечение всеми коммунальными услугами: газ, свет, вода.
  • Инженерные системы должны быть сделаны в соответствии со всеми нормами.
  • Если квартира находится в многоэтажном доме, то здание должно быть оборудовано лифтом.
  • Достаточное количество света, поступающего из вне. Высота потолков должна варьироваться от 2,7 до 3 метров. В некоторых случаях допускается 2,5, однако это возможно при наличии соответствующей климатической зоны.

Предоставленное жилье должно не только отвечать вышеуказанным требованиям, но и находиться в том районе, что и сам заявитель.

При проверке жилья на соответствие требованиям можно опираться на статью 15 ЖК РФ, где указаны все нормы.

Социальное жилье

Изначально сложно даже предположить, какая жилплощадь будет выделена нуждающимся. Это может быть как новостройка, так и жилье вторичного использования. Жилье выделяется с подписанием договора между малоимущим и уполномоченными государственными органами. В подписанном договоре должны быть прописаны все условия пользования квартирой, а также сроки. Такая форма договора напоминает коммерческую аренду, хотя и имеет некоторые отличающиеся черты. Собственником жилья как было, так и остается государство. Лицам предоставляется право проживать на указанном участке в качестве социальных нанимателей. Их права и обязанности также должны быть четко прописаны в соглашении. Здесь выделяется обязанность оплачивать и содержать в надлежащем виде предоставленное помещение. Ко всему прочему в соглашении прописывается ряд полномочий, предоставленных государству, которые новый владелец обязан учитывать.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно — попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

+7 (499) 288-16-93
(Москва)

+7 (812) 490-76-51
(Санкт-Петербург)

8 (800) 222-76-65
(бесплатный звонок по России)

Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

Преимущества и недостатки

После одобрения заявления соответствующими органами, граждане становятся в очередь. Получение жилплощади осуществляется через длительный промежуток времени, а желающих стать претендентами очень много. Так формируется бесконечная очередь.

Если государство выделило жилье, относящееся к вторичному рынку, то можно выделить следующие недостатки:

  • Нет гарантии, что жилищу не потребуется ремонт, который нужно будет делать за свой счет.
  • Не всегда техническое состояние будет соответствовать указанным нормам.

Однако здесь есть одно неоспоримое преимущество: квартира будет находиться в том же населенном пункте, что и нуждающийся.

Преимущества и недостатки квартир в новостройках

Между застройщиками и государством существуют некие договоренности, обязывающие первых выделять некоторую жилплощадь государству. В таком случае выделяют преимущества:

  • Современное техническое состояние жилья.
  • Актуальный дизайн.
  • Квартира является юридически чистой, т.к. ранее в ней никто не проживал.

Но также присутствуют и свои недостатки:

  • Квартиры не оборудованы мебелью.
  • Чаще всего расположены на окраинах города.
  • Дизайн хоть и современный, однако ремонт, пригодных для проживания, отсутствует.

У новостроек, бесспорно, преимуществ больше, однако недостатки тоже стоит учитывать, особенно удаленность от основного населенного пункта.

Виды очереди на получение жилья

Процесс выдачи жилья проходит в порядке очереди. Однако существует внутреннее разделение сплошной очереди на три отдельных:

  • первая очередь;
  • внеочередные лица;
  • общие основания.

Уполномоченные органы несут правовую ответственность за соблюдение порядка. Если порядок будет нарушен, то ответственные сотрудники будут наказаны в соответствии с законом ЖК РФ.

Первоочередное право получения

В ЖК РФ не прописано право на получение жилой площади в первом порядке. Такая возможность была предусмотрена ранее в ЖК РСФСР.

Право внеочередного получения

К данной категории можно отнести некоторые группы граждан:

  • Живущих в травмоопасных домах, которые своим аварийным состоянием несут угрозу для жизни.
  • Болеющих опасными инфекционными заболеваниями, представляя угрозу заражения широких слоев общества.

Право получения на общих основаниях

Здесь также выделяются определенные группы людей:

  • Многодетные семьи (3 и более детей).
  • Молодые семьи.
  • Сотрудники бюджетной сферы.

Принадлежность к любой из категорий должна быть доказана соответствующим пакетом документов.

Органы социальной защиты

Семья самостоятельно не может оценить свое состояние, поэтому на помощь им приходят сотрудники Собеса. В первую очередь внимание уделяется таким параметрам семьи:

  • Чистый совместный доход всех кормильцев.
  • Общая стоимость их недвижимости.
  • Наличие в семье дополнительного имущества.

За справками о наличии дополнительного имущества обращаются в другие органы. Чаще всего доказательством служит выписка из ЕГРН, где указано все имущество и его общая стоимость.

Преимущества и недостатки обращения в Соцзащиту

Подобное действие является, скорее, необходимым шагом для граждан. Они имеют возможность встать на очередь по улучшению жилищных условий на общих основаниях, в случае признания их малоимущими. Недостатки работы Собеса – длительность и большое количество документации. Однако при наличии на руках заключения из Собеса, гражданин может обратиться в районное УДЖП, имея пакет документов.

Решение о постановке на учет должно быть вынесено в течение одного месяца.

Жилые помещения в общежитиях предназначены только для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Таким образом, по окончании такой деятельности граждане обязаны выселиться из общежития.

Юридическое основание предоставления помещения в общежитии — решения собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) (п. 1 ст. 99 ЖК РФ).

Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 г. N 328 утверждено Примерное положение об общежитиях (в ред. постановления Правительства РФ от 23.07.93 N 726). В соответствии с этим документом жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме. При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещается.

Жилая площадь в общежитии предоставляется в размере не менее 6 кв. метров на одного человека. Семьям предоставляются изолированные жилые помещения.

Не допускается:

— использование под общежития жилых помещений в жилых домах, предназначенных для постоянного проживания, пользование которыми осуществляется по договору найма жилого помещения;

— обмен, раздел, бронирование жилой площади в общежитии.

Пользование жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения осуществляется в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25.

Так, в соответствии с пунктом 14 Правил в качестве пользователя специализированным жилым помещением наниматель обязан:

а) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации;

б) осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей;

в) обеспечивать сохранность жилого помещения, не допускать выполнение в жилом помещении работ или совершение других действий, приводящих к его порче;

г) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования в многоквартирном доме (квартире), соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, в подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования, обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования, а также соблюдать требования пункта 6 настоящих Правил;

д) немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию;

е) производить текущий ремонт жилого помещения;

ж) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента заключения договора найма специализированного жилого помещения в соответствии с законодательством. Здесь же отметим, что в случае временного отсутствия обучающегося, в том числе в период каникулярного времени, взимание платы за коммунальные услуги не допускается (письмо Министерства образования и науки от 15 июля 2014 г. N ДЛ-208/09);

з) допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ;

и) не производить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в нарушение установленного порядка;

к) при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Наниматель несет иные обязанности, предусмотренные законодательством.

Наниматель специализированного жилого помещения обязан соблюдать Правила пользования жилыми помещениями, утвержденные Правительством РФ, не нарушать права и законные интересы соседей, требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные требования (ст. 17 ЖК РФ).

При пользовании специализированным жилым помещением наниматель не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем (пункт 15 Правил).

Члены семьи нанимателя имеют равные с ним права и обязанности по пользованию специализированным жилым помещением (пункт 16 Правил).

Нарушение Правил влечет ответственность по ст. 7.21 КоАП РФ, в соответствии с которой порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях предоставляются:

-нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения;

-на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения.

Помещения предоставляются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при условии, что у них есть соответствующий жилищный фонд.

Как правило, любое высшее учебное заведение имеет жилищный фонд, который состоит в основном из общежитий и предназначен для проживания обучающихся. Студенческое общежитие предназначается для размещения иногородних студентов. Они пользуются приоритетным правом на получение места в общежитии по отношению к студентам, проживающим в данной местности. Преподавателям и иным сотрудникам вуза жилые помещения могут предоставляться при полном обеспечении всех нуждающихся студентов местами в общежитии. На таких же условиях помещения могут быть предоставлены сторонним организациям. Образовательная организация вправе совершать сделки с жилищным фондом, только если все нуждающиеся студенты обеспечены жилыми помещениями. (Комментарий к ФЗ об образовании в РФ).

Согласно п. 5 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в первую очередь и бесплатно жилые помещения в общежитиях предоставляются студентам, которые являются:

  • детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

  • лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства,

  • студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,

  • студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий либо имеющим право на получение государственной социальной помощи

  • студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. «б»-«г» пункта 1, подп. «а» п. 2 и подп. «а»-«в» п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Со студентами заключаются договоры найма жилого помещения, на основании которых они как наниматели вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за коммунальные услуги. Размер такой платы устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в зависимости от качества, благоустройства, месторасположения и планировки жилых помещений в общежитии и утверждается локальным нормативным актом с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии).

Правила определения размера платы за коммунальные услуги по договорам найма жилого помещения в общежитии утверждены постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 № 1190.

В студенческом общежитии должно быть разработано Положение о студенческом общежитии, а также Правила внутреннего распорядка в общежитии, которые утверждаются руководителем образовательной организации по согласованию с профкомом студентов и с которыми должны быть ознакомлены студенты.

При разработке данных локальных нормативно-правовых актов можно руководствоваться Примерным положением о студенческом общежитии федерального государственного образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, подведомственного Федеральному агентству по образованию (Письмо Рособразования от 27 июля 2007 г. N 1276/12-16).

В указанном документе закреплены права и обязанности проживающих в студенческом общежитии, обязанности администрации образовательного учреждения и администрации общежития, порядок заселения и выселения из студенческого общежития.

Порядок заселения (в соответствии с письмом Рособразования от 27.07.2007 № 1276/12-16)

Размещение обучающихся производится с соблюдением установленных санитарных норм.

Распределение мест в студенческом общежитии между факультетами (отделениями) и другими структурными подразделениями ОУ и порядок заселения в студенческое общежитие (в том числе утверждение списка обучающихся на вселение в студенческое общежитие) определяются ОУ по согласованию с профсоюзной организацией студентов и объявляются приказом руководителя ОУ.

Вселение обучающихся осуществляется на основании договора найма жилого помещения, в котором указывается номер студенческого общежития и комнаты.

Абитуриенты на период сдачи вступительных экзаменов размещаются в студенческом общежитии. Абитуриенты, получившие неудовлетворительную оценку на вступительных экзаменах, освобождают место в студенческом общежитии в течение трех дней со дня объявления результата экзамена, а подавшие апелляцию — в трехдневный срок после подтверждения апелляционной комиссией правильности оценки; абитуриенты, не прошедшие по конкурсу в ОУ, — в течение трех дней после издания приказа о зачислении.

Вселение студентов из числа обучающихся в студенческое общежитие должно производиться с учетом их материального положения (в соответствии с решением коллегии Агентства и президиума ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 03.07.2007 N 12/11 «О работе подведомственных высших учебных заведений по улучшению условий проживания студентов в общежитиях»).

Как правило, жилая комната закрепляется за проживающими на весь период обучения в ОУ.

При невозможности проживания в общежитии вследствие аварии переселение проживающих из одного студенческого общежития в другое (при наличии двух и более общежитий) производится по совместному решению администрации ОУ и профсоюзной организации студентов, а из одной комнаты в другую — по решению администрации и студенческого совета общежития.

Порядок пользования студенческим общежитием обучающимися, находящимися в академических отпусках по медицинским основаниям и в других исключительных случаях, определяется ОУ по согласованию с профсоюзной организацией студентов.

При отчислении из ОУ (в том числе и по его окончании) проживающие освобождают студенческое общежитие в трехдневный срок в соответствии с заключенным договором найма жилого помещения (подп. 10 п. 6 Договора).

При выселении обучающихся из студенческого общежития администрация ОУ обязана выдать им обходной лист, который обучающиеся должны сдать руководителю студенческого общежития с подписями соответствующих служб ОУ.

Выселение обучающихся из студенческого общежития производится в соответствии с п. 2 ст. 105 Жилищного кодекса Российской Федерации при условии прекращения ими учебы (отчисления из ОУ), в соответствии с которой договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии. Подробнее о выселении ниже.

ОБЩЕЖИТИЯ КАК ДОМА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛОГО ФОНДА

Статьи
И. Еланина
Разделы:
Специализированный жилой фонд; Жилищное право

Одной из форм удовлетворения жилищных потребностей граждан является предоставление жилых помещений в общежитиях.
Статья 40 Конституции РФ закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления при этом обязаны создавать условия для его осуществления.
Согласно Жилищному кодексу (ЖК) жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы или службы, а также студентов в период их обучения, не имеющих жилья в данном городе (населенном пункте).

Отнесение общежития к специализированному жилищному фонду
В соответствии со статьей 92 ЖК общежития, так же как и весь остальной специализированный жилищный фонд, создаются следующими органами:

  • Правительством РФ — в домах государственного жилищного фонда, находящихся в собственности РФ;
  • органами государственной власти субъектов РФ — в домах государственного жилищного фонда, находящихся в собственности субъектов РФ;
  • органами местного самоуправления — в домах муниципального жилищного фонда.

Существуют определенный порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (жилые помещения) к специализированному жилищному фонду.
Общежития относятся к одному из видов жилых помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду, и их назначение установлено ЖК.
Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
Жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
К общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью для гостиниц и отелей и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Жилое помещение в общежитии предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека.
Существуют определенные ограничения при использовании жилых помещений в качестве общежитий, а именно:

  • аренда,
  • коммерческий наем,
  • приватизация.

Такие ограничения установлены для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также юридических лиц, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится общежитие.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель должен представить в орган управления следующие документы:

  • заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда;
  • документ, подтверждающий право собственности, либо право хозяйственного ведения, или оперативного управления на жилое помещение;
  • технический паспорт жилого помещения;
  • заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

Указанное заявление рассматривается органом управления в течение 30 дней с момента подачи документов. При этом орган управления в данный срок обязан принять решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении.
Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с момента принятия такого решения.
Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с момента принятия такого решения.

Отказ в отнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилищного фонда допускается в случае несоответствия жилого помещения требованиям, предъявляемым к этому виду жилых помещений.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Особенности договора
Есть некоторые условия, соблюдение которых необходимо для дальнейшего заключения договора, например, вселяемые в общежитие граждане должны состоять в официальных отношениях с наймодателем, например в трудовых отношениях с предприятием, в хозяйственном ведении которого находится общежитие, или учебным учреждением (обучается либо работает по контракту в учебном заведении), в оперативном управлении которого находится общежитие. При этом обратим особое внимание на то, что вселение иных граждан в общежитие не допускается.
По принятии определенного решения с гражданами, вселяемыми в общежитие, организация, в хозяйственном ведении которой находится общежитие, и учебное учреждение заключают договор найма жилого помещения в общежитии. Такой договор найма жилого помещения в общежитии может заключаться на период трудовых отношений или срок обучения.
Форма заключения такого договора найма жилого помещения в общежитии должна быть обязательно письменная, удостоверенная со стороны наймодателя печатью. В данном случае предметом договора выступает изолированное жилое помещение. Обязательно должно быть указано, что в общежитиях возможно вселение в одну комнату лиц, не имеющих родственных отношений, это наиболее распространено в общежитиях учебных заведений.
При заключении договора найма жилого помещения в общежитии должны учитываться права сторон, а соответственно и их обязанности.
В частности, одной из главных обязанностей нанимателей является своевременное внесение платы за жилое помещение. Несвоевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги влечет взимание пеней в порядке и размере, которые установлены статьей 155 ЖК.
Что касается порядка и размеров оплаты студентами образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования за проживание в общежитиях и взимания платы за другие коммунальные услуги, Госкомвуз России разъяснил, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ №407 от 28.04.94, п. 8, руководителям учебных заведений разрешено самостоятельно устанавливать плату за эти услуги.
При этом размер платы за проживание студентов в общежитиях не должен превышать установленный органами исполнительной власти в данной местности уровень платы за жилье и коммунальные услуги в жилых муниципальных домах. От платы за проживание в общежитиях освобождаются лица, находящиеся на полном государственном обеспечении, а также инвалиды I и II группы. Размер устанавливаемой платы за проживание в общежитиях, коммунальные и бытовые услуги должен быть согласован с профкомом студентов, с ним необходимо ознакомить всех студентов, пользующихся этими услугами.

Жилищные права граждан, проживающих в общежитии

Жилые помещения в общежитиях используются для проживания граждан на время их работы, службы и обучения; в помещениях, специально построенных либо переоборудованных для использования в качестве общежития в обычных жилых домах или в каких-либо частях этих домов.

На основе положений ст. 105 Жилищного кодекса РФ «договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии».

Основания и условия проживания в общежитиях регламентируются и в отдельных законодательных актах, примерных, типовых положениях об общежитиях, в частности в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Примерном положении об общежитиях, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 г., Положении об общежитии для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г., Типовом положении о студенческом общежитии образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования РФ, утвержденном Постановлением Госкомвуза РФ от 31 мая 1995 г., письме Госкомвуза РФ от 18 августа 1994 г. «О взимании со студентов платы за проживание в общежитиях и другие коммунальные услуги», письме Минстроя РФ от 17 марта 1995 г. «О плате за проживание в общежитиях».

Министерства и ведомства, объединения, предприятия, учреждения и организации обладают законными правами по разработке и изданию своих положений об общежитиях, а также об общежитиях в жилых помещениях, находящихся в их ведении на правах хозяйственного ведения, оперативного управления или права собственности, с последовательным и неукоснительным соблюдением жилищных прав граждан, вытекающих из положений Конституции РФ, ЖК РФ, других законодательных актов.

При этом должны соблюдаться и особые права граждан, связанные с их проживанием в общежитии. В Примерном положении об общежитии от 11 августа 1988 г. (с измен. от 23 июля 1993 г.), Постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 г. (с измен. от 25 октября 1996 г.) предусмотрены требования относительно укомплектования помещений общежития мебелью, специальным оборудованием, инвентарем, культурно-бытовыми предметами, необходимыми для занятий и отдыха граждан; важное значение придается тому, имеются ли штаты обслуживающего персонала, каков размер платы, взимаемой за пользование общежитием.

Очевидно, что эти виды услуг должны предоставляться и в жилых домах предприятий, учреждений и организаций, используемых в качестве общежитий.

Жилая площадь в общежитии предоставляется в размере не менее 6 кв. м на одного человека. Семьям предоставляются изолированные жилые помещения. Вселяемому(ым) на основе договора найма выдается мебель, постельные принадлежности и другой инвентарь.

Размер платы за проживание и бытовые услуги для обучающихся (студентов) за счет средств соответствующего бюджета не может превышать 5% от размера стипендии.

Вместе с тем государственные образовательные учреждения профессионального образования в пределах нормативов самостоятельно устанавливают порядок и размеры оплаты за проживание в общежитии за предоставляемые коммунально-бытовые и другие услуги, непосредственно не связанные с образовательным процессом. К ним относятся дополнительные услуги, которые могут предоставляться только по желанию студентов и при наличии материально-технических возможностей (пользование телефоном, камерами хранения, пунктами проката бытовой орг-, теле-, радиотехники, химчисткой и прачечной, получение дополнительных медицинских услуг и т.п.)

В иных случаях за проживание в общежитии размер платы не должен превышать установленный органами исполнительной власти в данной местности уровень платы за жилье и коммунальные услуги в жилых муниципальных домах.

Рекомендованный порядок не распространяется на лиц, поступающих на учебу с полным возмещением затрат на обучение (в т.ч. иностранцев), которые должны оплачивать услуги в полном объеме.

Наниматели, проживающие в общежитии как в специализированном жилом фонде, не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем. Они (наниматели) как имеющие права только временного проживания, при отсутствии другой жилой площади (на территории РФ) и наличии оснований признания малоимущими (ст. 49 ЖК РФ), вправе требовать от местных органов самоуправления постановки на учет на получение жилья в порядке ст. ст. 51, 52 ЖК РФ.

Если эти жилые помещения, использовавшиеся ранее в качестве общежитий, переданы в ведение местных органов самоуправления с соблюдением требований законодательства, то впоследствии на эти помещения будут распространены положения статей ЖК РФ о договоре социального найма (ст. ст. 60 — 91). Граждане, проживающие в них, будут обладать правами на обмен, поднаем, изменение, расторжение договора найма, приватизацию.

Предоставление гражданину места в общежитии, длительное время его проживания в нем (общежитии) не является основанием отнесения его к категории лиц, обеспеченных жильем на постоянной основе. Ибо, как было отмечено, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания. Верховный Суд РФ в своих определениях и постановлениях неоднократно разъяснял, что недопустимо превращать комнаты в общежитии в место постоянного проживания и считать гражданина обеспеченным жильем.

Имеют место факты нарушений жилищных прав граждан, проживающих в общежитиях, по мотивам переселения из одного общежития в другое. Такое решение может быть принято только при наличии законных оснований и должно быть согласовано с местными органами государственной власти и управления. При этом заинтересованные лица вправе обратиться в суд, ибо первоначальной стадией такого переселения является выселение из занимаемого помещения.

Бывают случаи вселения в общежитие без оформления договора найма на правах временного проживания лиц, как указанных в законе, так и не указанных в нем (не обладающих правами проживания) на основе письменного или даже устного распоряжения руководителей предприятий, учреждений и организаций, в ведении которых находятся общежития. Проживание таких граждан в общежитии без данных правовых оснований продолжается годами и после увольнения таких лиц с работы в связи с неоднократными нарушениями трудовой дисциплины, службы.

Из-за бездействия руководителей граждане становятся фактически постоянными жильцами общежития и в связи с истечением больших сроков проживания (10 и более лет) становится весьма затруднительным их выселение без предоставления другой жилой площади из-за пропуска срока исковой давности.

По общему правилу на эти требования распространяются положения ст. ст. 195, 196, 198 — 200 ГК РФ о сроке исковой давности. Утверждение, что на это требование (о выселении) не распространяется срок исковой давности из-за «требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (ст. 304) (ч. 4 ст. 208 ГК РФ)», несостоятельно: эти граждане в свое время были вселены в общежитие на законном основании (письменные и устные распоряжения руководителей о вселении приравниваются к законным основаниям).

Другое дело, если в общежитие граждане вселились самовольно. На эти требования, естественно, не распространяется срок исковой давности.

Большую озабоченность людей, непонимание сути и смысла вызывает положение п. 2 ст. 102 ЖК РФ.

Что означает прекращение договора найма в данном случае? Каковы последствия такого прекращения? Может ли такое прекращение договора найма привести к выселению проживающих без предоставления другой жилой площади?

Выражение «прекращение договора найма» означает утрату прав и обязанностей по договору не по воле сторон. На основании п. 5 ст. 83 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживающего нанимателя.

Но это относится к договору социального найма. В рассматриваемом же случае слово прекращение употребляется применительно к договору найма в специализированном жилом помещении — общежитии. Как представляется, в том и другом случае «прекращение» означает утрату прав и обязанностей не по воле сторон по конкретному договору. И оно непосредственно не связано с выселением, тем более без предоставления другой жилой площади.

Попытки толковать выражение п. 2 ст. 102 ЖК РФ как «…прекращение договора найма такого жилого помещения…» приводят к выселению жильцов из занимаемых комнат без предоставления другой жилой площади, что противоречит статьям 99, 101, 103, 104 ЖК РФ, а также принципиальным положениям ст. 40 Конституции РФ.

Возможно, со временем редакция п. 2 ст. 102 ЖК РФ будет уточнена в интересах охраны и защиты жилищных прав граждан, проживающих в общежитиях, Государственной Думой, через разъяснения в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ либо в постановлениях Конституционного Суда РФ в точки зрения соответствия этой нормы ст. 40 Конституции РФ.

Это возможно в будущем. К сожалению, жизнь показывает, что пока критические замечания и предложения по совершенствованию ряда статей ЖК РФ, как правило, не воспринимаются.

А граждан, оказавшихся в ситуации выселения без предоставления другой жилой площади в связи с передачей общежития другим собственникам либо владельцам, надо защищать сегодня.

Такая защита должна строиться, прежде всего, исходя из правового анализа договора по передаче такого жилого помещения — общежития — другим лицам на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Соответствует ли закону; в связи с какими, собственно, обстоятельствами закончен этот договор по передаче общежития? Как прошли стороны этапы регистрации недвижимости? Нет ли оснований для признания договора как мнимой или притворной сделки (ст. 170 ГК РФ), совершенной, возможно, с целью выселения ряда «неугодных» жильцов или установления более высоких размеров платежей за жилье и коммунальные услуги?

Весьма действенной является защита, построенная на основе ссылок на практику рассмотренных Верховным Судом РФ подобных дел. Так, по одному из гражданских жилищных дел Верховный Суд РФ разъяснил: «Перевод общежитий в ведомственный, муниципальный или государственный жилищные фонды с закреплением за проживающими в них гражданами занимаемых ими жилых помещений, как правило, связан с перераспределением жилых помещений с целью разрешения жилищных проблем как можно большего числа очередников предприятия. Такое перераспределение вызывает большое количество споров. При рассмотрении подобных споров судам следует учитывать, что основания для выселения граждан из жилых помещений в общежитиях, в т.ч. и с предоставлением других жилых помещений, указаны в законе; расширительному толкованию их перечень не подлежит.

Изменение статуса жилого помещения в общежитии само по себе не является основанием для выселения лица, занимающего в этом общежитии жилое помещение.

При рассмотрении конкретных споров, связанных с передачей общежитий в ведение других предприятий и организаций, особое внимание следует уделить положениям законодательных актов о преимущественных формах перехода общежитий в ведение местных органов власти и управления.

Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 к объектам муниципальной собственности отнесен жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов. Согласно положениям статей 6, 7 ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР общежития были отнесены к жилищному фонду и жилые дома, в т.ч. общежития, ведомственного жилищного фонда подлежали передаче в ведение местных органов исполнительной власти.

Согласно статьям 13, 92 ныне действующего Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ жилые помещения в общежитиях отнесены к специализированному жилищному фонду, отчуждение которых не допускается.

При таких обстоятельствах отказ в государственной регистрации перехода права собственности на здание общежития, которое было незаконно отчуждено по сделке конкурсным управляющим в частную собственность другого лица со ссылкой на п. 5 ст. 132 упомянутого Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», судами признан правомерным.

Сезонные, временные работники, иные лица, работающие по срочному трудовому договору, обучающиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежат выселению из общежития без предоставления другого жилого помещения.

Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, службой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за систематические нарушения трудовой дисциплины при отсутствии льгот, предусмотренных п. 2 ст. 103 ЖК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *