Социальное партнерство уровни

Уровни социального партнерства

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Уровни социального партнерства

Регулирование отношений в сфере труда может быть государственным или коллективно-договорным. Регулирование осуществляется с помощью нормативных актов.

Отношения в сфере труда обязательно должны регулироваться законодательством Российской Федерации. Это необходимо в первую очередь для реализации прав и интересов участников социального партнерства, осуществляемого на различных уровнях.

Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений

Регулирование отношений в сфере труда может быть государственным или коллективно-договорным. Регулирование со стороны государства осуществляется с помощью нормативных актов. При этом государство может выступать и одной из сторон трудовых отношений. А вот коллективно-договорное регулирование включает не только своевременное проведение переговоров, но и заключение соответствующих соглашений.

Этот метод позволяет регулировать отношения в сфере труда на всех существующих уровнях.

У коллективно-договорного регулирования есть масса преимуществ. Во-первых, использование этого метода способствует минимизации издержек, а во-вторых, формирует демократический механизм правового регулирования трудовых отношений. Кроме этого, стороны этих отношений могут публично выражать свои интересы, которые касаются трудовых отношений.

Принцип выделения уровней социального партнерства

К принципам социального партнерства относятся идеи, на основе которых возникает и осуществляется вся система отношений в сфере труда. А так как существует административно-территориальное деление Российской Федерации, происходит выделение на уровне социального партнерства. Поэтому система содержит уровни, которые определяются по территориально-отраслевым признакам.

Что касается территориального признака, то выделяются такие уровни:

  • федеральный;
  • региональный;
  • межрегиональный.

На этих уровнях регулируются те отношения, которые возникают на определенной территории РФ. Кроме этого, существует также отраслевой уровень, на котором координируются отношения в сфере тех или иных отраслей. Если же говорить о социальном партнерстве в организациях, то это так называемый локальный уровень.

Отраслевой и региональный уровень

Уровни социального партнерства в РФ в сфере трудовых отношений являются необходимыми для постоянного их регулирования. Отраслевой уровень требуется для того, чтобы регулировать трудовые отношения в различных отраслях. Именно на этом уровне должно заключаться так называемые тарифные соглашения. И такие соглашения содержат различные условия труда, в том числе оплату труда, социальные гарантии и т. д.

Договора на отраслевом уровне объединяют все интересы участников социального партнерства определенной отрасли, профессии и т.д. Что касается регионального уровня, то он необходим для того, чтобы регулировать отношения в определенном регионе страны. Поэтому все соглашения, которые заключаются на этом уровне, содержат исключительно общие нормы регулирования на уровне субъектов РФ.

Федеральный и межрегиональный уровень

Регулирование трудовых отношений в РФ на федеральном уровне всегда осуществляется с помощью Генерального соглашения, которое должно заключаться между партнерами. Кроме того, на этом уровне свои функции постоянно выполняет специальная комиссия, которая является уполномоченным для регулирования отношений органом. Его членами являются представители Правительства Российской Федерации, профсоюзов и добровольных объединений работодателей.

Межрегиональный уровень имеет в системе социального партнерства свои особые функции. В первую очередь, на этом уровне происходит регулирование в сфере отношений между несколькими субъектами Российской Федерации. В коллективном договоре учитываются все права и обязанности сторон указанных субъектов РФ.

Социальное партнерство на уровне предприятия

На каждом предприятии требуется система, которая гарантировала бы полноценное и взаимно выгодное сотрудничество между работодателем и работниками. Как раз для этого используется социальное партнерство, то есть мероприятия, направленные именно на регулирование трудовых взаимоотношений. Обычно оно имеет двухстороннюю основу.

Что касается ее формы, то это соглашение, которое заключают между собой стороны социального партнерства.

При этом у социального партнерства на уровне предприятия должны быть три составляющие. Поэтому помимо двух сторон, в этих отношениях берут участие государственные органы. Работники в результате социального партнерства имеют право участвовать в управлении предприятием с помощью избрания в представительный орган, участвовать в результатах деятельности предприятия (получать заработную плату и т. д.) и распоряжаться собственностью предприятия.

Уровень социального партнерства при коллективном договоре

Такие соглашения являются в первую очередь главным правовым актом, регулирующим трудовые отношения на локальном уровне. Другими словами, это нормативные соглашения, которые принимаются в обязательном порядке только после проведения соответствующих переговоров. Договора заключаются не только на самом предприятии, но и в его представительствах и филиалах. На заключение сторонами такого соглашения не влияет ни численность, ни организационно-правовые формы предприятия.

Сторонами коллективного договора считаются работник и работодатель, а также их уполномоченные представители. Последние необходимы, например, при заключении соглашения в филиалах, где представителем со стороны работодателя выступает начальник филиала. Кроме того, основные представители – это профсоюзы. При их отсутствии работники имеют право в итоге самостоятельно выбрать своего представителя.

Инициатором переговоров могут быть представители сторон. При этом инициатор должен отправить второй стороне письменное уведомление, содержащее предложение о проведении коллективных переговоров. После этого переговоры должны начаться в течение 7 дней.

Важно знать, что данное мероприятие имеет особый порядок, установленный трудовым законодательством. А также обязательно создается проект коллективного договора, который выносится на общее обсуждение. В течение определенного времени в него могут вноситься требуемые изменения. Окончательный вариант коллективного договора должен быть утвержден на общем собрании.

При разработке документа обязательно учитываются все принципы социального партнерства. В коллективном договоре содержатся все данные, необходимые для того, чтобы осуществлялось гарантирование прав и интересов всех участников. Если у сторон есть серьезные разногласия, то коллективный договор заключается на основаниях, которые были согласованы. При этом оформляется протокол разногласий. Срок действия этого важного нормативного документа не может превышать 3 лет.

Отличия между региональной и межрегиональной организациями

Здравствуйте!

Статья 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» раскрывает содержание вашего вопроса.

Статья 14. Территориальная сфера деятельности российских общественных объединений

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.
Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.
Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Таким образом отличие содержится в количестве субьектов РФ в которой открыты структурные подразделения. Региональная действует только на территоррии одного судьекта (Региона)

В отношении правил регистрации — обьемный материал, вам нужно определеиться для начала в с формой и видом деятельности.

Статья 7. Организационно-правовые формы общественных объединений

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
общественная организация;
общественное движение;
общественный фонд;
общественное учреждение;
орган общественной самодеятельности;
политическая партия.

Комментарии к ст. 26 ТК РФ

1. Социальное партнерство — основа социально-трудовых отношений между работниками, работодателями, органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления (см. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008 — 2010 годы).

Система социального партнерства — совокупность мер организационного, правового, экономического характера, используемых для обеспечения социального партнерства (см. Закон Московской области от 31 марта 1999 г. N 15/99-ОЗ «О социальном партнерстве в Московской области»).

Социальное партнерство — это система регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей путем заключения договоров и соглашений. Оно предполагает, что в сфере труда нет классового конфликта, а есть отношения партнеров, у которых совпадают цели. Социальное партнерство — это способ согласования интересов партнеров. Стороны согласны разрешать свои противоречия в постоянном диалоге, и этим гарантируется мирная эволюция общества.

2. Система социального партнерства была создана в России Указом Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Указом Президента РФ от 20 мая 1996 г. N 743 «О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации по регулированию социально-трудовых отношений» Указ N 212 был признан утратившим силу.

В целях создания системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений, разрешения трудовых конфликтов в условиях перехода к рыночной экономике в Указе N 212 было предусмотрено введение в практику ежегодного заключения на республиканском уровне генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между Правительством РСФСР, полномочными представителями общереспубликанских объединений профсоюзов и предпринимателей. В этих соглашениях определялись обязательства сторон в области занятости населения, поэтапного повышения социальных гарантий гражданам, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики, реализации республиканских социально-экономических программ.

3. Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии.

Отраслевые (межотраслевые) соглашения согласно Закону Нижегородской области от 27 апреля 1999 г. N 40-З «О социальном партнерстве» — правовые акты, определяющие общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей), которые могут заключаться на региональном и территориальном уровнях социального партнерства.

Уровни и формы социального партнерства

В отношениях социального партнерства используется понятие уровней социального партнерства. Для каждого уровня социального партнерства ТК РФ определяет соответственно:

  • • кто является представителем работников и работодателей;
  • • какие органы социального партнерства создаются;
  • • какие акты социального партнерства принимаются (табл. 1).

Согласно ст. 26 ТК РФ социальное партнерство осуществляется на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном и локальном уровнях. При определении уровней учитываются два признака – территориальный и отраслевой.

Первым или нижним уровнем социального партнерства является локальный уровень – уровень одного конкретного работодателя. Он предполагает максимально подробное и конкретное регулирование, на нем устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Остальные уровни – выше локального – предполагают взаимодействие для установления только лишь основ регулирования отношений в сфере труда на определенной территории или сфере экономической деятельности.

Таблица 1

Уровень социального партнерства

Где осуществляется

Акт социального партнерства

Федеральный

Российская Федерация

Генеральное соглашение

Межрегиональный

Два и более субъекта РФ

Межрегиональное

соглашение

Региональный

Субъект РФ

Региональное соглашение

Отраслевой

Отрасль (отрасли)

Отраслевое (межотраслевое) соглашение

Территориальный

Муниципальное образование

Территориальное

соглашение

Локальный

Организация

Коллективный договор

Интересно отметить, что возможны иные подходы к определению уровней социального партнерства. Так, например, Модельный закон СНГ «О социальном партнерстве» предусматривает государственный (национальный), отраслевой (межотраслевой) административно-территориальный уровни социального партнерства; уровень финансово-промышленной группы и транснациональной корпорации, уровень организации (ст. 8). Фактически существуют также профессиональный, международный уровни, уровень компаний (корпоративный).

Материалы к размышлению

Процесс глобализации привел к появлению наднационального уровня социального диалога. Сама деятельность МОТ, построенная на принципах трипартизма, по сути, является постоянной формой социального диаюга на глобальном уровне. В связи с развитием компаний, которые ведут бизнес на территории одновременно нескольких государств, существует потребность в регулировании их деятельности, в том числе в области социально-трудовых отношений. Международными организациями принимаются документы, адресованные таким многонациональным корпорациям, побуждающие к поддержанию трудовых стандартов и осуществлению социального диалога на международном уровне. Так, например, наиболее значимыми из них являются Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики, принятая МОТ в 1977 г. (с изменениями 2000 г.), Руководство принципов для многонациональных корпораций 1976 г. Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Исходя из общих принципов социального партнерства, стороны самостоятельно определяют, на каких уровнях социального партнерства они взаимодействуют и какие формы для этого используют. Не существует никакого единого подхода к тому, на каких именно уровнях должно осуществляться социальное партнерство и каким должно быть сочетание этих уровней в пределах государства. Важно обеспечение координации между различными уровнями, например, при проведении переговоров но заключению коллективных договоров и соглашений.

Некоторым странам свойственно довольно активное участие государства в формировании механизмов социального партнерства, участие в регулировании на национальном уровне (страны Северной Европы). В некоторых странах преимущественно задействован локальный уровень социального партнерства с высоким значением заключаемых на уровне организаций коллективных договоров (США, Канада, страны Латинской Америки и др.). Промежуточный между ними вариант предполагает нахождение своей ниши для регулирования вопросов социального партнерства на каждом из уровней. Например, в странах Центральной Европы на общенациональном уровне проводятся консультации между правительствами, объединениями работодателей и профсоюзов; заключаются отраслевые соглашения, а на уровне организаций проводятся переговоры по заключению коллективных договоров и регулированию локальных вопросов.

В России наиболее работающими являются федеральный, региональный, отраслевой (межотраслевой) и локальный уровни социального партнерства. При этом на локальном уровне, как правило, заключаются договоры, включающие наиболее конкретные обязательства.

Под формами социального партнерства понимаются способы взаимодействия субъектов социального партнерства для реализации целей социального партнерства – согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 27 ТК РФ содержит следующий перечень форм социального партнерства:

  • 1) коллективные переговоры но подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • 2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • 3) участие работников, их представителей в управлении организацией;
  • 4) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Этот перечень нельзя признать исчерпывающим, стороны могут сами определять удобные для них формы взаимодействия. Так как ТК РФ не раскрывает содержания всех перечисленных форм, существуют различные подходы относительно того, какие формы следует считать самостоятельными, а какие – рассматривать в качестве видов перечисленных форм. Отметим, что к формам социального партнерства разные авторы относят также осуществление контроля за исполнением обязательств социального партнерства; создание постоянно действующих совещательных и координационных органов на паритетных началах; участие социальных партнеров в управлении государственными внебюджетными фондами; рассмотрение и учет работодателями и органами государственной власти предложений профсоюзов; участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда (ст. 35.1 ТК РФ) и др.

Субъекты РФ формулируют отличающиеся перечни форм социального партнерства, например, в Московской области к ним отнесены переговоры и консультации; разработка, принятие и реализация совместных решений; заключение коллективных договоров, соглашений; взаимное информирование сторон о выполнении принятых обязательств; другие формы, предусмотренные законодательством РФ и законодательством Московской области (см. Закон Московской области от 31 марта 1999 г. № 15/99-03, ст. 5).

Формы социального партнерства рассматриваются в отдельных разделах учебника: коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений – см. параграфы 7.7, 7.8; участие работников, их представителей в управлении организацией см. параграф 7.9; участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров – см. гл. 19 учебника.

В качестве одной из форм социального партнерства названы взаимные консультации (переговоры), которые проводятся по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Материалы к размышлению

МОТ принята Рекомендация № 94 «О консультациях и сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия» 1952 г. В соответствии с ней консультации и сотрудничество между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия должны осуществляться по вопросам, представляющим общий интерес и не охватываемый процедурой коллективных переговоров или какой-либо другой процедурой, обычно применяемой при определении условий труда. В качестве возможных вариантов применения консультаций Рекомендация предлагает: заключать добровольные соглашений между сторонами и (или) урегулировать в законодательстве создание органов для проведения консультаций и обеспечения сотрудничества, определив их сферу деятельности, функции, структуру и порядок работы с учетом условий отдельных предприятий. Таким образом, Рекомендацией подчеркивается важность осуществления консультаций по широкому кругу вопросов, представляющих общий интерес для сторон, а также важность создания органов для проведения таких консультаций.

Рекомендация МОТ № 129 «О связях между администрацией и работниками на предприятии» 1967 г. в основном затрагивает вопросы информационных обменов, но и в ней говорится о необходимости обсуждения важных для сторон вопросов. Рекомендация подчеркивает важность атмосферы взаимопонимания и доверия на предприятии, созданию которой способствует быстрое распространение и обмен информацией по различным аспектам жизни предприятия и социальных условий работников. В связи с этим предпринимателям рекомендуется применять в организациях эффективную политику связей с работниками и их представителями. Эта политика должна обеспечивать, чтобы до принятия администрацией решения по важным вопросам об этом предоставлялась информация и между заинтересованными сторонами происходили консультации.

В России консультации проводятся в рамках различных процедур и форм взаимодействия, конкретные формы которых вытекают из норм ТК РФ и некоторых других федеральных законов, коллективных договоров и соглашений.

Так, трехсторонние консультации проводятся в рамках работы комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (см. параграф 7.6). В числе вопросов, по которым проводятся консультации – разработка и (или) обсуждение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально- экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда (ст. 35.1 ТК РФ). В рамках РТК проводятся консультации по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения.

Консультации проводятся на региональном и иных уровнях. Например, законом г. Москвы от 11 ноября 2009 г. № 4 «О социальном партнерстве в городе Москве» к полномочиям Московской трехсторонней комиссии отнесена, в частности, выработка мер социально ориентированных экономических преобразований в г. Москве и их реализация, регулирование социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Трехсторонние консультации проводятся в рамках решения вопроса о присоединении работодателей или отказе от распространения на них отраслевого тарифного соглашения (ст. 48 ТК РФ) и соглашения о минимальной заработной плате в субъекте РФ (ст. 133.1 ТК РФ) (см. параграф 7.8).

В соответствии со ст. 21 Закона о занятости органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов, иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения; по итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения.

Двусторонние консультации на локальном уровне могут проводиться по любым вопросам, по которым стороны считают это необходимым. Такие случаи могут быть определены коллективными договорами, соглашениями, иными договоренностями между сторонами.

В организации может быть создана двусторонняя комиссия не только для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения, как это предусмотрено ч. 6 ст. 35 ТК РФ, но и постоянно действующая комиссия для проведения постоянных консультаций по любым вопросам, по которым стороны сочтут нужным проводить обсуждения.

Согласно ст. 371 ТК РФ предусмотрено обязательное проведение двусторонних консультаций при принятии решений работодателем с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ. Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации осуществляется также при принятии локальных нормативных актов и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя с членами профсоюза по основаниям, предусмотренным п. 2, 3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов предусмотрен ст. 372 ТК РФ. Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора (см. параграф 19.3).

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя установлен ст. 373 ТК РФ.

Учет мотивированного мнения должен осуществляться при увольнении работников, являющихся членами соответствующего профсоюза, по п. 2, 3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Перечисленные основания предусматривают увольнение в случаях сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (п. 2); несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3); неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5).

В этих случаях работодатель направляет в выборный орган первичной профсоюзной организации, членом которой является работник, проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем нс учитывается.

В случае если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении 10 рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение 10 дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдаст работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула. Соблюдение этой процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя – обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

Консультации с представителями работников осуществляются по вопросу о присоединении (об отказе от присоединения) к отраслевому соглашению, заключенному на федеральном уровне (ст. 48 ТК РФ), а также к региональному соглашению о минимальной заработной плате (ст. 133.1 ТК РФ). В случае если работодатель представляет в соответствующий орган исполнительной власти мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, к отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (см. параграф 7.8).

  • Модельный закон «О социальном партнерстве»: принят в г. Санкт- Петербурге 16 ноября 2006 г. постановлением 27-14 на 27-м пленарном заседании межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ// Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств–участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 39 (ч. 2). С. 237–261.
  • См. об этом: Гусов К. Н., Лютов Н. Л. Международное трудовое право: учебник. М.: Проспект, 2012. С. 98–113; Использование международных механизмов для защиты трудовых и профсоюзных прав / под ред. Е. С. Герасимовой, О. С. Крыловой. М.: АНО «Центр социально-трудовых прав»; СПб.: ЛЕМЛ, 2012. С. 66–78.
  • Участие в формировании и реализации государственной политики в сфере труда может рассматриваться и как самостоятельная форма социального партнерства. См., например: Бродип И. И. Формы социального партнерства и их место в системе социального партнерства // Трудовое право. 2007. № 1.

Защита прав работников. Часть 38

Фото: Николай Федоров / архив «Солидарности»

Заключительная глава книги Елены Косаковской раскрывает тему социального партнерства. Сначала основное: что это за партнерство, на каких принципах основано, кто и на каких уровнях в нем участвует.

Продолжение. Начало в №№ 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 , 44, 45, 46, 48, 2018;
№ 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 2019

18. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА. ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ РАБОТНИКОВ В РАМКАХ СОЦПАРТНЕРСТВА

Социальное партнерство в сфере труда — система отношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Принципы социального партнерства

Одна из основных задач трудового законодательства — создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства (ст. 1 ТК РФ). Среди основных принципов правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений (далее — трудовые отношения) есть такие (ст. 2 ТК РФ): обеспечение права работников участвовать в управлении организацией; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений; социальное партнерство, включающее право работников, работодателей, их объединений участвовать в договорном регулировании трудовых отношений.

Из системы норм статей 1, 2, 23 ТК РФ следует, что соцпартнерству как инструменту согласования интересов сторон государство отводит ключевую роль. Об этом свидетельствуют и основные принципы соцпартнерства, а именно (ст. 24 ТК РФ):

— равноправие, уважение и учет интересов сторон, заинтересованность в участии в договорных отношениях;

— содействие государства в укреплении и развитии соцпартнерства на демократической основе;

— соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и НПА, содержащих нормы трудового права;

— полномочность представителей сторон;

— свобода выбора при обсуждении вопросов в сфере труда;

— реальность обязательств и добровольность их принятия;

— обязательность выполнения колдоговоров, соглашений, контроль за их выполнением;

— ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине колдоговоров, соглашений.

Стороны и представители социального партнерства

Для согласования интересов стороны соцпартнерства — работники и работодатели — уполномочивают своих представителей в установленном ТК РФ порядке (ст. 25 ТК РФ). Органы власти и органы местного самоуправления являются сторонами соцпартнерства, когда выступают работодателями, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Работников в соцпартнерстве представляют профсоюзы, их объединения, иные профорганизации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или избираемые работниками представители в предусмотренных ТК РФ случаях (ст. 29 ТК РФ).

Интересы работников в коллективных переговорах, при заключении или изменении колдоговора, контроле его выполнения, реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем — представляют первичная профорганизация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников в коллективных переговорах, при заключении или изменении соглашений и разрешении связанных с этим коллективных трудовых споров, контроле выполнения соглашений, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений — представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов, объединения их территориальных организаций.

Интересы работодателя (ст. 33 ТК РФ) в коллективных переговорах, при заключении или изменении колдоговора, рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими ФЗ и иными НПА РФ, законами и иными НПА субъектов РФ, НПА органов местного самоуправления, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

Интересы работодателей в коллективных переговорах, при заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по этому поводу, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений — представляют соответствующие объединения работодателей. Если отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей отсутствует на всех уровнях соцпартнерства, то эти полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей — при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным ФЗ для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.

Представителями работодателей — организаций, функции учредителей которых выполняют органы исполнительной власти (федеральные или субъектов РФ), иные госорганы, органы местного самоуправления, при коллективных переговорах, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по этому поводу, контроле за выполнением соглашений, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений — также являются соответствующие органы исполнительной власти (федеральные или субъектов РФ), иные госорганы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

Стороны соцпартнерства имеют право согласовывать свои интересы на разных уровнях (ст. 26 ТК РФ). Уровни, на которых устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда: федеральный; межрегиональный — в двух и больше субъектах РФ; региональный — в субъекте РФ; отраслевой — в отрасли (отраслях); территориальный — в муниципальном образовании. Обязательства работников и работодателя в сфере труда устанавливаются на локальном уровне.

Органы социального партнерства

В главе 5 ТК РФ предусмотрено образование органов соцпартнерства по решению работников и работодателей (их представителей). Эти органы должны обеспечивать:

— регулирование социально-трудовых отношений,

— ведение коллективных переговоров и подготовку проектов колдоговоров, соглашений,

— заключение колдоговоров, соглашений,

— организацию контроля за выполнением колдоговоров, соглашений на всех уровнях социального партнерства.

Такими органами являются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон (ст. 35 ТК РФ).

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Она работает в соответствии с ФЗ от 01.05.1999 № 92-ФЗ “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”. Членами РТК являются по 30 представителей сторон — общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, правительства РФ.

В субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они работают в соответствии с законами субъектов РФ. В частности, в Москве — субъекте РФ — городским законом от 11.11.2009 № 4 “О социальном партнерстве в городе Москве” определена система соцпартнерства, одним из элементов которой является МТК — Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. МТК формируется правительством Москвы, объединениями профсоюзов Москвы, объединениями работодателей Москвы — на принципах согласия и из равного количества представителей каждой из сторон (не больше 15 человек от каждой), уполномоченных представленными сторонами (ст. 10 Закона Москвы о соцпартнерстве).

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, работающие в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. Создание территориальных трехсторонних комиссий в Москве предусмотрено ст. 9 Закона Москвы о соцпартнерстве.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Эти комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях соцпартнерства. Образование отраслевых (межотраслевых) трехсторонних комиссий предусмотрено и ст. 9 Закона Москвы о соцпартнерстве.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта колдоговора и заключения колдоговора. Деятельность комиссий по подготовке, заключению, контролю исполнения колдоговоров в организациях в Москве регулируется Законом Москвы о соцпартнерстве.

Автор — заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *