Специальная подведомственность

Специальная подведомственность дел арбитражным судам

Энциклопедия МИП » Арбитраж » Общие положения » Специальная подведомственность дел арбитражным судам

Специальная подведомственность дел арбитражным судам определена на законодательном уровне.

В российском законодательстве предусмотрены правила определения подсудности и подведомственности арбитражных споров, согласно которым каждый спор рассматривается уполномоченным на это арбитражным судом. При этом существуют определенные критерии, по которым определяется компетентность каждого конкретного арбитражного суда.

Специальная подведомственность и ее отличия от общей подведомственности

Специальная подведомственность дел арбитражным судам подразумевает прямое перечисление в законодательных нормах, без выделения особых критериев для определения подсудности и подведомственности, то есть существует ряд споров, указанных в Арбитражно-процессуальном кодексе РФ, которые могут быть рассмотрены исключительно в арбитражном процессе. В отличие от общей подведомственности, определяемой по особым критериям и правилам, специальная является определенной на законодательном уровне. При этом не учитывается, кто именно выступает в качестве сторон спора. Это могут быть:

  • физические лица;
  • юридические лица;
  • иные организации;
  • индивидуальные предприниматели.

При этом споры специальной подведомственности объедены, как и все подведомственные арбитражным судам споры, экономической основой, без которой споры перестают обретать арбитражный статус и попадают под рассмотрение судебными органами других отраслей права.

Установленные законом категории специальных арбитражных дел

Согласно установленным Арбитражно-процессуальным кодексом РФ нормам существует ряд споров, которые подлежат обязательному рассмотрению в арбитражном процессе, поскольку имеют явную или скрытую финансовую и экономическую основу. К таким спорам относятся:

  • признание стороны спора в качестве банкрота;
  • нарушение установленных норм в вопросах государственной регистрации в качестве ИП или юридического лица (отказ от прохождения процедуры при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности или уклонении от этой процедуры);
  • дела, которые являются следствием деятельности участников рынка ценных бумаг и акций, а также при определении прав собственности на эти самые бумаги;
  • о ликвидации или реорганизации российского юридического лица, а также о создании такого лица на территории субъекта РФ;
  • об оспаривании принятых органами управления определенной компании или организации решений;
  • о защите интеллектуальных прав, которые возникают в ходе деятельности организации или физического лица, смежных правах на собственность, владение и распоряжение интеллектуальной собственностью организации или физического лица;
  • подведомственные судам интеллектуальной собственности;
  • о защите деловой репутации компании или организации, осуществляющей предпринимательскую или другую экономическую деятельность;
  • иные споры, подведомственные арбитражным судам по федеральным законам и нормативно-правовым актам.

Особенности рассмотрения данных категорий дел арбитражным судом

Суды интеллектуальной собственности рассматривают споры, связанные с:

  • получение патента на изобретение или иное, полученное в ходе интеллектуального труда, средство/вещь/предмет;
  • отмены действительности патента на изобретение по обстоятельствам, согласно которым изобретение теряет статус изобретенного впервые;
  • оспариванием каких-либо законов, подзаконов, нормативно-правовых и правовых, носящих ненормативный характер, актов, связанных с любыми нарушающими права работников интеллектуального труда.

Все эти споры носят строго арбитражный характер, поскольку в их основе лежат как явные, так и скрытые финансовые и экономические вопросы, а также получение прибыли за полученный патент на изобретение или модель этого изобретения. Никакие другие суды, за исключение вышестоящих арбитражных судов, не вправе рассматривать и разрешать подобные споры, а при поступлении на рассмотрение отказывать в принятии исков или в передаче спора на рассмотрение в уполномоченные арбитражные суды, если заявление было принято до того, как получено статус интеллектуального спора. Нарушения законодательства, связанные с регистрацией деятельности юридического лица или ИП, находятся в ведомстве арбитражных судов только в том случае, если эта деятельность носит экономический или предпринимательский характер. То есть споры, в которых рассматривается отказ от регистрации ИП или юридического лица, деятельность которых не несет какой-либо материальной прибыли, не могут быть рассмотрены и разрешены арбитражными судами.

Данные споры находятся в ведомстве налогового законодательства и сопутствующих отраслях российских прав.

При этом налоговые органы вправе обратиться за разрешением спора в арбитражные суды РФ, при условии, что эти споры носят экономический интерес и характер, а значит по умолчанию находятся в ведомстве арбитражно-процессуальной системы. Если на рассмотрение в арбитражный суд попадает спор о восстановлении деловой репутации организации, то он будет рассмотрен и разрешен даже в том случае, если одной из сторон процесса является организация или гражданин, не относящиеся по деятельности к экономической сфере. При условии, что эти организации или граждане являются распространителями порочащей репутацию пострадавшей компании информации.

Суды других отраслей права данные споры не рассматривают.

Все споры, связанные с деятельностью юридических лиц, получающих прибыль в ходе своей деятельности, подведомственны арбитражным судам РФ разных инстанций, в том числе и вопросы создания таких лиц, поскольку целью создаваемого юридического лица является осуществление экономической деятельности на территории РФ или иностранных государств. Споры о несостоятельности и банкротстве подлежат рассмотрению арбитражными судами, поскольку в основе спора, как правило, лежат вопросы, связанные с возмещением или компенсированием, а также с выплатой денежных средств или ценных бумаг. Одна из сторон, признающая себя материально несостоятельной для выплаты или компенсирования, может настаивать на присвоении статуса несостоятельной или обанкротившейся только через арбитражный суд. При этом последний позволяет стороне получить статус банкрота только при наличии весомых на то доказательств. Арбитражные суды вправе рассматривать и разрешать споры, которые по своей основе относятся к компетенции этих судов, даже при условии, что одной из сторон спора является не юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чья деятельность чаще всего носит экономический характер, но и физическое лицо, нарушающее права, или лицо, чьи права были нарушены.

При этом неизменной составляющей арбитражной подведомственности дел является наличие экономической основы спора.

Так, физическое лицо, не зарегистрировавшее себя в качестве ИП, осуществляющее деятельность с получением прибыли, может быть привлечено к ответственности в арбитражном процессе, равно как и организация, осуществляющая экономическую деятельность, но не зарегистрированная в качестве юридического лица.

Специальная подведомственность ст. 33 АПК РФ

Правила специальной подведомственности характеризуются тем, что определенные категории дел отнесены к подведомственности арбитражного суда, независимо от субъектного состава и других критериев. Использование этих правил позволяет разграничить предметы ведения арбитражных судов с судами общей юрисдикции

Статья 33. Специальная подведомственность дел арбитражным судам

1. Арбитражные суды рассматривают дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам, указанным в статье 225.1 настоящего Кодекса;

Арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом (далее — корпоративные споры), в том числе по следующим корпоративным спорам:

1) споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица;

2) споры, связанные с принадлежностью акций, долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паев членов кооперативов, установлением их обременений и реализацией вытекающих из них прав, за исключением споров, вытекающих из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, споров, возникающих в связи с разделом наследственного имущества или разделом общего имущества супругов, включающего в себя акции, доли в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паи членов кооперативов;

3) споры по искам учредителей, участников, членов юридического лица (далее — участники юридического лица) о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу, признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок;

4) споры, связанные с назначением или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов контроля юридического лица, а также споры, возникающие из гражданских правоотношений, между указанными лицами и юридическим лицом в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением полномочий указанных лиц;

5) споры, связанные с эмиссией ценных бумаг, в том числе с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, решений органов управления эмитента, с оспариванием сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, отчетов (уведомлений) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

6) споры, вытекающие из деятельности держателей реестра владельцев ценных бумаг, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, с осуществлением держателем реестра владельцев ценных бумаг иных прав и обязанностей, предусмотренных федеральным законом в связи с размещением и (или) обращением ценных бумаг;

7) споры о созыве общего собрания участников юридического лица;

8) споры об обжаловании решений органов управления юридического лица;

9) споры, вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью.

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;

4.1) по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

4.2) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 настоящего Кодекса;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Указанные в части 1 настоящей статьи дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

32. Общие и специальные правила судебной подведомственности. Правовые последствия нарушения правил судебной подведомственности.

Общие правила определения подведомственности. Подведомствен­ность дел тем или иным органам устанавливается нормативными актами, в которых закрепляются общие правила и отдельные исключения из них. С помощью этих правил разрешается в каждом случае вопрос о том, какой орган управомочен разрешить дело, т.

е. разграничивается подведомствен­ность дел суду, с одной стороны, и иным органам (арбитражным судам, административным органам, третейским судам и т. д.) — с другой. В каче­стве критериев отнесения отдельных категорий дел к ведению определен­ных органов, как правило, рассматриваются характер спорного правоот­ношения, а также состав его участников. Анализ законодательства позволяет сформулировать пять общих пра­вил подведомственности дел. 1. Дела о конституционности правоприменительных актов (т. е. о соот­ветствии их Конституции РФ), а также споры между Федеральными орга­нами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между Высшими органами государственной власти субъектов РФ подведомственны Кон­ституционному Суду РФ (ч. 3 ст. 125 Конституции РФ). 2. Дела, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, колхозных и иных правоотношений, если в них хотя бы одной из сторон является гражданин, за изъятиями, установленными законом, подведомственны судам общей юрисдикции. 3. Юридические дела, возникающие из гражданских правоотношений в процессе предпринимательской деятельности (экономические споры) между организациями, гражданами-предпринимателями, находящимися на территории Российской Федерации, независимо от ведомственной при­надлежности и подчиненности сторон и от суммы требований подведом­ственны арбитражным судам (ст. 28 АПК). 4. Дела по спорам между государственными органами, а также между ними и различными государственными, кооперативными и общественны­ми организациями, возникающие из административных, финансовых, го­сударственно-правовых, земельных отношений, разрешаются вышестоя­щими в порядке подчиненности органами управления, если не отнесены законом к ведению иных органов. Данное правило вытекает из анализа ст. 22 ГПК, ст. 27, 29 АПК, ст. 84 Закона РСФСР «О местном самоуправ­лении в РСФСР» и других нормативных актов. 5. Общественные организации и их органы, а также третейские суды вправе разрешать лишь те споры о праве, которые соответствующими нор­мативными актами прямо отнесены к их ведению и лишь при соблюдении условий, указанных в этих актах.

Основные категории дел, подведомственных арбитражным судам

В ст. ст. 28 — 32 АПК указаны основные категории дел, которые подлежат рассмотрению арбитражными судами.

1.Экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских правоотношений

Примерный перечень таких споров:

— о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами (споры преддоговорного характера) — в случаях, когда обязанность заключения договора предусмотрена федеральным законом либо соглашением сторон, в частности:

— об отказе коммерческой организации от заключения публичного договора (п. 3 ст. 426 ГК);

— об отказе в заключении основного договора при наличии предварительного договора (п. 5 ст. 429 ГК),

— об изменении условий или о расторжении договоров — в случаях, когда сторонами соблюден обязательный досудебный (претензионный) порядок разрешения спора,

— о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств. Речь идет о различных спорах из обязательственных правоотношений, связанных с толкованием договоров, о надлежащем исполнении прав и обязанностей сторон обязательств, взыскании убытков и санкций, предусмотренных законом и договором, и других спорах.

— о признании права собственности. Имеются в виду иски, связанные с признанием как права собственности, так и защищаемого наряду с ним права законного владения имуществом,

— об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения (виндикационные иски),

— о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения (негаторные иски),

— о возмещении убытков. Имеются в виду иски о возмещении как убытков, причиненных ненадлежащим исполнением либо неисполнением договорных обязательств, так и убытков внедоговорного характера, например возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления (ст. 16 ГК).

2. Экономические споры и другие дела, возникающие из административных

и иных публичных правоотношений:

— об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

— об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

— о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

— другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда, поскольку данный перечень не является закрытым.

Критерии подведомственности дел в сфере административного судопроизводства заключаются в следующем.

Во-первых, спор должен возникнуть из административных либо иных публично-правовых отношений (например, налоговых, таможенных).

Во-вторых, содержание спора связано с предпринимательской или иной экономической деятельностью, либо доступом к ней, либо оценкой законности ненормативного или нормативного акта в данной сфере.

В-третьих, в отличие от дел гражданского судопроизводства, в административном судопроизводстве другие требования к правовому статусу сторон. Здесь статус юридического лица либо гражданина-предпринимателя имеет, как правило, только истец.

Кроме того, в качестве истца могут выступать прокурор и государственные органы, органы местного самоуправления.

Что касается ответчика, то в этом качестве могут выступать Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, другие государственные органы, муниципальные образования, должностные лица, включая судебных приставов-исполнителей.

При этом соответствующие органы как субъекты публично-правовых отношений могут как иметь статус юридического лица, так и не быть наделенными им.

3. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК)

Условия подведомственности арбитражным судам этих дел сформулированы в гл. 27 АПК, при наличии которых в совокупности арбитражные суды принимают к своему производству и рассматривают заявления об установлении юридических фактов:

— если согласно закону факт порождает юридические последствия, т.е. влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду;

— если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт;

— если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.

4. Дела об:

— оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

— о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 31 АПК)

5. Дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 32 АПК)

12. Понятие подсудности, ее отличие от подведомственности. Характеристика родовой (предметной) подсудности.

Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

Выделяют следующие виды подсудности.

1. Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д. Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора.

2. Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы. После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т. е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.

В свою очередь территориальная подсудность делится на:

1) альтернативную, или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;

2) исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;

3) договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности.

Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству.

Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.

3. Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.

Отличие подсудности от подведомственности.

1.Подведомственность – институт в гражданском процессуальном праве, нормы которого позволяют отнести споры к компетенции того, или иного государственного органа (суда, либо органа власти субъекта РФ, либо полуобщественной или общественной организации). Подсудность – система признаков или совокупность свойств гражданского дела или спора, которая позволяет отнести разрешение данного спора к одному из судов звеньев Российской Федерации. Подведомственность более широкое понятие, чем подсудность.

2. Правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции внутри судебной системы по рассмотрению и разрешению граж­данских дел по первой инстанции. Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно суду общей юрисдикции, су­дья должен решить, какому из судов судебной системы оно под­судно. Следовательно, подсудность представляет собой процессуа­льный институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами внутри судебной сис­темы. В этом состоит главное отличие подсудности от подведом­ственности, которая регулирует относимость юридических дел к различным правоохранительным органам, в компетенцию кото­рых входит их разрешение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *