Спецсчет для капремонта

Содержание

Специальный счет

Энциклопедия МИП » Жилищное право » Капитальный ремонт » Специальный счет

Специальный банковский счет – это понятие, которое используется в сфере жилищного законодательства для оптимизации процесса ремонта и строительства.

Собственники квартир в многоэтажных домах обязаны не только ремонтировать собственное жилье, поддерживать порядок на территории общего пользования, но и периодически выполнять все необходимые ремонтные работы для восстановления прежнего технического состояния и улучшения внешнего вида дома.

Финансировать процесс ремонтного восстановления многоквартирных домов согласно законодательству обязано государство, но на практике в большинстве случаев все материальные затраты вынуждены брать на себя жильцы домов.

Для контроля над процессом распоряжения всеми финансами, а также для рационализации процесса закупок и оплаты строительных работ существуют специальные финансовые счета, создание и использование которых предусматривает соблюдение определенных норм и правил.

Понятие «специальный счет»

Специальный банковский счет – это понятие, которое используется в сфере жилищного законодательства для оптимизации процесса ремонта и строительства. Это банковский счет, включающий в себя все материальные ценности фонда по осуществлению капитального ремонта многоквартирного дома.

Использовать активы можно для внесения оплаты за услуги и работы, которые выполняются в процессе создания проектов и инженерской документации, капитального ремонта, для погашения всевозможных кредитных и заемных сумм, для оплаты за проведение строительного контроля.

Специальный банковский счет позволяет полностью покрыть все затраты, которые несут жильцы дома и создатели соответствующего фонда.

За финансовый счет фонда, который создан для проведения полноценного ремонта многоквартирных домов, учитывая жилищное законодательство, могут выполняться следующие виды услуг:

  • восстановление любых внутренних инженерных и коммуникационных систем, которые предназначены для снабжения дома электричеством, тепловыми ресурсами, водой, бытовым газом, а также систем водоотведения;
  • реконструкция или замена стройматериалов на поверхности крыши;
  • восстановление фасада здания;
  • ремонт или же полная замена лифтовой техники, которая была официально признана непригодной для оптимальной эксплуатации жильцами дома;
  • реконструкция и ремонт подвальных помещений, которые являются общим совместным имуществом для всех жильцов;
  • ремонт и восстановление фундаментных конструкций;
  • всевозможные работы, которые предусмотрены государственным законодательством.

Помимо осуществления ремонтных и реконструкционных работ, деньги фонда по капитальному ремонту могут использоваться в иных целях. Для этого конкретный дом должен быть признан непригодным для жилья, аварийным, а также подлежащим для последующего сноса. В таком случае все финансы, собранные на специальный счет будут направлены на уплату работ по сносу и реконструкции дома.

Выбор владельца специального счета

Владельцы квартир и помещений в многоэтажных домах имеют право копить финансовые активы в фонд по осуществлению ремонта исключительно на едином банковском счете, специально предназначенном для таких целей.

Жилищное законодательство предусматривает возможность выбора единого лица, которое будет выступать владельцем счета. Среди претендентов на право владения счетом фонда по осуществлению ремонта находятся следующие учреждения:

  • жилищные кооперативы или же кооперативы любой иной специализации, которые уполномочены предпринимать действия по управлению многоэтажных домов.
  • Товарищества собственников жилья, которые создаются законными собственниками жилых квартир в одном или нескольких домах. Условием для учреждения такой организации является расположение всех построек на земельных участках, которые на основании кадастровой документации имеют общие границы, а также используют общие коммуникационные и технические структуры всеми собственниками жилых помещений. Данные организации также обретают право на осуществление любых управленческих действий в отношении многоквартирных домов.
  • Региональные операторы могут считаться владельцами специального счета, если собственники квартир и помещений пожелали выбрать в качестве владельца финансовых активов независимого представителя.
  • Управляющая организация является инновационной формой для владения специальным счетом, которая возникла совсем недавно.

Обязанности и права владельца специального счета

Учреждение, которое приобрело полномочия на владение специальным счетом, имеет определенные обязанности, предусмотренные законодательством:

  • владелец соответствующего счета обязан осуществить процесс открытия банковского счета. В рамках данной обязанности, товарищества собственников жилья и жилищные кооперативы обычно обращаются в банковское учреждение, которое выбирается всеми членами фонда по капитальному ремонту дома. Если же владельцем является региональный оператор, то данное учреждение имеет возможность открыть счет в соответствии с протоколом о результатах собрания жильцов или же в одной из кредитных организаций, которая выбирается на конкурсной основе.
  • Владелец обязан предоставлять точные сведения о сумме зачислений, а также всех финансовых операциях, которые были совершены в отношении данного счета на основании запроса законных собственников помещений.
  • Владелец счета обязуется в срок не более пяти рабочих дней предоставить в государственный орган по жилищному надзору уведомление о факте выбора на общем собрании способа создания фонда. При этом обязательным является предоставление протокола и справок из банка.
  • Учреждение обязано регулярно предоставлять в организацию по совершению жилищного надзора данных о финансовых поступлениях, а также сумме остатка.

Выбор регионального оператора

Процесс выбора регионального оператора осуществляется на конкурсной основе, а также при условии принятия общего соглашения на утверждение конкретного оператора в качестве владельца специальным счетом для формирования фонда по осуществлению полноценного ремонта здания. Выбранный региональный оператор обязан в полной мере выполнять следующие функции:

  • капитализировать все финансовые взносы граждан и юридических лиц, предназначенных для проведения ремонта многоэтажных зданий;
  • открывать банковские счета на собственное имя, а также контролировать и совершать все финансовые операции в его отношении;
  • производить заказ и финансировать все работы, необходимые для совершения капитального ремонта.

Формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете

Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете может происходить любым из многих способом, который предусмотрен действующим законодательством: с помощью открытия счета в любом коммерческом банке или кредитной конторе. Данный способ создания фона по осуществлению полноценного ремонта может быть изменен при условии наличия общего решения всех собственников квартир и помещений. Данное решение должно быть принято на собрании.

Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете может прекращаться, после чего накопления финансов в отношении данного счета будет осуществляться на финансовых счетах региональных операторов.

Договор специального счета

Указанный договор заключается в банковском учреждении или кредитной конторе с владельцем формируемого счета, который был выбран жильцами домов на основании совместного решения, принятого на общем собрании.

В договоре по обслуживанию специального счета указывается факт и точные банковские реквизиты счета, который будет открыт. Помимо этого, утверждаются порядок открытия и ведения счета, права и обязанности обеих сторон, процедура начисления процентных накоплений, а также сроки действия и способы расторжения данного договора.

Денежные средства на специальном счете

Финансовые активы, которые размещены на банковском счете для осуществления полноценного ремонта многоэтажного здания, принадлежат на законном основании всем собственникам квартир и жилых помещений.

Определенная доля конкретного собственника в праве использования и владения земельными средствами, которые размещены на счете, рассчитывается пропорционально суммарному размеру внесенных от его имени взносов. Однако собственник не имеет права потребовать возврата данной суммы.

Обслуживание участников системы капитального ремонта МКД

Собственники помещений в МКД могут открыть в банке специальный счет, на котором будут накапливаться взносы на капитальный ремонт, исключительно собственников того дома, жители которого приняли на Общем собрании такое решение.

Владельцем специального счета может быть:

  • товарищество собственников жилья (ТСЖ);
  • жилищные кооперативы (ЖК);
  • управляющая организация (УО);
  • региональный оператор капитального ремонта, созданный субъектом РФ по решению собственников.

Преимущества специального счета для накопления средств на капитальный ремонт:

  • использование взносов, находящихся на специальном счете в банке возможно только на капитальный ремонт дома;
  • осуществление Банком контроля (ст.177 ЖК РФ) за целевым расходованием денежных средств со счета позволит собственникам помещений не волноваться о судьбе своих взносов;
  • в случае принятия собственниками помещений в МКД решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование услуг и (или) работ, которые не предусмотрены Региональной программой капитального ремонта;
  • операции по специальному счету в Банке проводятся без взимания комиссии.

На специальные банковские счета зачисляются:

  • взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками жилья, и проценты, уплаченные за несвоевременную оплату взносов;
  • проценты, начисленные Банком на средства, размещенные на специальном счете;
  • средства на основании решения собственников жилья в случае смены кредитной организации или смены способа формирования фонда кап.ремонта;
  • средства по иным операциям в соответствии с ЖК РФ.

Тарифный план для обслуживания специального счета

Для владельцев специального счета для формирования капитального ремонта многоквартирного дома банк ВТБ предлагает Тарифный план для обслуживания специального счета для формирования фонда капитального ремонта.

В рамках тарифного плана мы предлагаем владельцам специального счета воспользоваться наиболее востребованными и актуальными операциями и услугами.

Условия предоставления услуг и проведения операций приведены в разделе Тарифы.

Источник: Журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение»

В 2014 году в доме, которым управляет УК, было проведено общее собрание собственников помещений в МКД по вопросам капитального ремонта общего имущества. На этом собрании было принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является региональный оператор. Кто в описанной ситуации должен предъявлять собственникам к уплате взносы на капитальный ремонт, составлять платежные документы и вести учет фонда?

Для ответа на поставленный вопрос, прежде всего, необходимо сформировать представление о том, кто обязан осуществлять капитальный ремонт МКД и связано ли наличие такой обязанности с решением собственников помещений в МКД о выборе способа формирования фонда капремонта.

📌 Реклама Отключить

Общие положения об обязанностях управляющих

Надлежащее содержание общего имущества в МКД является одной из ключевых целей управления МКД (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ). Правила осуществления деятельности по управлению МКД утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416. Согласно п. 4 названных правил управление МКД обеспечивается выполнением ряда стандартов, одним из которых является подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) МКД (см. пп. «в»). На основании таких предложений собственники помещений в МКД принимают решения о проведении капитального ремонта общего имущества (ч. 1, 2 ст. 189 ЖК РФ).

Другой стандарт управления, сформулированный в пп. «ж» п. 4Правил осуществления деятельности по управлению МКД, посвящен организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Этот стандарт подразумевает, что в обязанности управляющего входят в том числе:

📌 Реклама Отключить

  • начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД. Они производятся в адрес собственников как жилых, так и нежилых помещений, поскольку расходы на содержание общего имущества несут собственники всех помещений в МКД независимо от их статуса (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ);
  • оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД;
  • ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством РФ.

Напомним, что в состав платы за жилое помещение для собственника помещения в МКД входят (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ):

  1. плата за содержание и ремонт жилого помещения;
  2. взнос на капитальный ремонт.

Что касается самого надлежащего содержания общего имущества в МКД, то оно осуществляется с учетом требований ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ. Данная статья связывает возникновение у конкретных лиц обязанности по содержанию общего имущества в МКД с выбором способа управления этим домом. Так, в силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией именно она несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и (или) выполнение всех работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и Правилам содержания общего имущества. Важно, что капитальный ремонт, как и текущий, назван в числе мероприятий, образующих понятие «содержание общего имущества» (см. пп. «з» п. 11Правил содержания общего имущества). 📌 Реклама Отключить

Сделаем вывод. По общему правилу при управлении домом УК на последнюю возлагаются обязанности:

  • по планированию и оказанию услуг и выполнению работ, связанных с капитальным ремонтом общего имущества в МКД;
  • по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в МКД, а также по ведению претензионной и исковой работы в отношении должников.

Специальные положения об обязанностях управляющих

Далее необходимо разобраться, корректируются ли обязанности УК, установленные в общем случае, в зависимости от того, каким способом собственники помещений в МКД формируют фонд капитального ремонта.

Согласно ч. 2 ст. 158 ЖК РФ расходы на капитальный ремонт общего имущества в МКД финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников. Сам фонд пополняется за счет взносов собственников и иных перечисленных в ч. 1 ст. 170 ЖК РФ поступлений.

📌 Реклама Отключить

Особенности уплаты взносов на капитальный ремонт установлены в ст. 171 ЖК РФ, однако определенно они сформулированы только в отношении способа формирования фонда на счете регионального оператора.

Фонд формируется на счете регионального оператора

В этой ситуации собственники помещений в МКД уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, если иное не установлено законом субъекта РФ. Учет фондов (в том числе в разрезе плательщиков взносов) также ведет оператор (ч. 1 ст. 183 ЖК РФ), поскольку платежи собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, образуют имущество последнего (п. 2 ч. 1 ст. 179 ЖК РФ). Одновременно у оператора возникает обязанность перед собственниками помещений в МКД обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в их доме (ст. 182 ЖК РФ). В рамках исполнения данной обязанности региональный оператор: 📌 Реклама Отключить

  • подготавливает и направляет собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и объеме услуг и (или) работ, их стоимости, порядке и источниках финансирования названных работ (услуг) и т. д.;
  • привлекает подрядные организации и контролирует ход выполнения работ;
  • осуществляет приемку выполненных работ и т. д.

Таким образом, в случае формирования фонда капремонта на счете регионального оператора обязанность по оформлению платежных документов (в части взносов на капитальный ремонт) и направлению их собственникам и пользователям помещений в МКД возлагается на регионального оператора, если иное не установлено субъектом РФ. Одновременно обязанность спланировать и провести капитальный ремонт в доме тоже закреплена за региональным оператором. По логике закона региональный оператор выполняет возложенные на него обязательства без участия УК, таким образом, ряд вопросов, «исторически» подведомственных управляющим, перераспределен на регионального оператора. 📌 Реклама Отключить

Фонд формируется на специальном счете

Относительно уплаты взносов собственниками, формирующими фонд капремонта на специальном счете, ст. 171 ЖК РФ не дает никаких особых указаний кроме того, что взносы должны поступать на специальный счет (ч. 2 названной статьи). Важно, что права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, принадлежат собственникам помещений в МКД, а не владельцу данного счета, будь то региональный оператор или УК (с 01.01.2015 возможно и такое – см. ч. 2 ст. 175 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 255‑ФЗ).

Иными словами, денежные средства, накапливаемые на специальном счете на цели капитального ремонта МКД, не принадлежат владельцу такого счета, поэтому определять правила их учета исходя из того, кто обладает правами на эти денежные средства, некорректно.

📌 Реклама Отключить

Относительно составления и представления платежных документов собственникам помещений, формирующим фонд капремонта на специальном счете, в ЖК РФ ничего не сказано. При этом существует следующее разъяснение Минстроя (см. п. 8 Письма от 07.07.2014 № 12315‑АЧ/04): собственники, формирующие фонд капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, самостоятельно выбирают способ уплаты взноса на капитальный ремонт и несут расходы на выпуск платежных документов. При этом нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлена обязанность регионального оператора, являющегося владельцем специального счета, по выпуску платежных документов. В этом случае должны быть определены источники финансирования соответствующих затрат регионального оператора.

📌 Реклама Отключить

В сущности, Минстрой предлагает решить вопрос формирования платежных документов субъекту РФ или самим собственникам помещений в МКД.

Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод: предусмотренная жилищным законодательством обязанность УК по оформлению платежных документов (в части взносов на капитальный ремонт) и направлению их собственникам и пользователям помещений в МКД может быть скорректирована при формировании фонда капитального ремонта на специальном счете (на то, что на взнос по капремонту может быть составлен отдельный платежный документ, указано в п. 8 Письма Минстроя РФ № 12315‑АЧ/04). А вот обязанность спланировать и провести капитальный ремонт общего имущества, а также осуществлять претензионную и исковую работу с должниками остается за УК. Исходя из этих соображений, учет фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете (включая начисление взносов, контроль за их своевременной уплатой и т. д.), следует организовать именно управляющей организации.

📌 Реклама Отключить

* * *

Анализ норм ЖК РФ и принятых в его исполнение подзаконных актов дает основания полагать, что начисление и учет взносов на капитальный ремонт, а также предъявление их к уплате собственникам помещений, которые формируют фонд капитального ремонта своих домов на специальном счете, осуществляет УК независимо от того, кто является владельцем специального счета.

Договоры специального счета

Договор текущего счета

Текущие счета открываются организациям, не обладающим правами юридического лица, в том числе филиалам и представительствам юридических лиц. Кроме того, обособленным подразделениям юридических лиц, расположенным вне места их нахождения, могут открываться расчетные субсчета, которые по своему правовому режиму почти ничем не отличаются от текущих счетов.

По текущим счетам и расчетным субсчетам указанные организации могут осуществлять ограниченный круг расчетных операций, связанных с основной деятельностью юридического лица. С текущих счетов, а также расчетных субсчетов, как правило, не осуществляются социальные выплаты, а банки, в которых они открыты, не осуществляют кассового обслуживания данных клиентов. Вместе с тем, поскольку в ряде случаев филиалы, представительства, а также иные обособленные подразделения юридических лиц являются самостоятельными субъектами налоговых отношений, к открытию и ведению этих счетов применяются публично-правовые правила, аналогичные применяемым к открытию и ведению расчетного счета.

Традиционно текущими являются счета в банках, открываемые гражданам. По таким счетам граждане вправе осуществлять платежи в безналичном порядке. Единственным ограничением совершаемых гражданами безналичных платежей здесь является отсутствие возможности производить платежи, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Часто договор банковского счета между банком и гражданином носит смешанный характер. Текущие счета граждан могут сочетать в себе отношения, вытекающие из договора банковского счета и из договора банковского вклада. В связи с этим клиенты с одного счета осуществляют безналичные платежи за жилье, коммунальные услуги и т.д., а также вправе требовать начисления на остаток средств на нем процентов по вкладу до востребования.

Специальный характер бюджетных счетов проявляется в особенностях субъектного состава, источников формирования денежных средств, зачисляемых на них, а также направлений их расходования. Согласно ст. 68 и 69 БК ассигнования на содержание бюджетных учреждений относятся к текущим расходам бюджета.

В соответствии со ст. 161 БК бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством РФ.

Бюджетные учреждения вправе расходовать бюджетные средства только на:

— оплату труда;

— перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

— трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

— командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;

— оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам или в соответствии с утвержденными сметами.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается (ст. 70 БК), что и определяет содержание операций, проводимых банками по этим счетам.

В целях упорядочения учета средств федеральных органов исполнительной власти, иных прямых получателей средств федерального бюджета и находящихся в их ведении организаций, финансируемых из федерального бюджета, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и перевода счетов по учету этих средств в органы федерального казначейства Министерство финансов РФ, иные федеральные органы исполнительной власти, а также другие получатели средств федерального бюджета были обязаны до 1 января 1999 г. обеспечить закрытие в кредитных организациях своих счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и перечисление остатков средств с указанных счетов на открытые в органах федерального казначейства лицевые счета*(413).

Специальный характер валютных счетов проявляется в специфике субъектного состава, объекта (иностранная валюта), а в некоторых случаях также и в строго целевом характере использования находящихся на них средств. В соответствии со ст. 5 Закона о валютном регулировании валютные операции осуществляются, а счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений, если порядок осуществления валютных операций, использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета)*(414) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с данным законом. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные этим законом.

Валютные счета открываются резидентам и нерезидентам только в уполномоченных банках, т.е. в банках, имеющих валютную лицензию, выданную Центральным банком РФ. Согласно ст. 14 Закона о валютном регулировании резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено этим законом. По общему правилу расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ*(415). В случаях, установленных ст. 12 Закона о валютном регулировании, резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемыми ими от своего имени и за свой счет, также осуществляются в порядке, установленном Центральным банком РФ*(416).

Ссудные счета имеют строго целевой характер и предназначены исключительно для кредитования клиентов банков. Направления расходования кредитных ресурсов определяются условиями кредитного договора. В связи с этим числящиеся на них денежные средства не могут использоваться для совершения расчетных и иных операций по правилам, предусмотренным для расчетных или текущих счетов. Поэтому средства, получаемые от реализации товаров, работ и услуг, а также внереализационные доходы не могут направляться непосредственно на эти счета, а должны переводиться на них (в уплату процентов и для возвращения суммы основного долга по кредитному договору) только после зачисления на расчетный или текущий счет организации-клиента банка*(417).

Вместе с тем банк не вправе со ссылкой на положения ст. 410 ГК о зачете не зачислять на расчетный счет поступающие в адрес клиента суммы, указывая на имеющуюся у клиента задолженность по кредиту и иным денежным обязательствам*(418).

Межбанковские счета выделяются по субъектному составу. Субъектами данного вида договора банковского счета являются только банки и иные кредитные организации. Правила гл. 45 ГК распространяются на корреспондентские счета, корреспондентские субсчета, другие счета банков, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или установленными в соответствии с ними банковскими правилами.

Кредитные организации обязаны иметь корреспондентские счета в Центральном банке РФ. В соответствии со ст. 15 Закона о банках и банковской деятельности для оплаты уставного капитала им открывается корреспондентский счет в системе Банка России. Корреспондентские отношения между Банком России и кредитными организациями строятся на договорной основе. От имени Банка России в корреспондентские отношения с кредитными организациями вступают его специальные подразделения — расчетно-кассовые центры (РКЦ)*(419). Наряду с этим согласно ст. 860 ГК и ст. 28 Закона о банках и банковской деятельности корреспондентские отношения также могут устанавливаться и между отдельными банками. Такие корреспондентские отношения получили наименование счетов «лоро-ностро».

Вопросы, касающиеся порядка, условий установления корреспондентских отношений и правил осуществления расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций, открытым в Банке России, в других кредитных организациях (их филиалах), а также по счетам межфилиальных расчетов одной кредитной организации, урегулированы в настоящее время ч. II и III Положения Центрального банка РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»*(420). Порядок и условия установления корреспондентских отношений с иностранными банками также определяются Центральным банком РФ*(421).

Порядок проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций урегулирован Центральным банком РФ*(422).

Кредитные организации обязаны предпринимать меры, направленные на предотвращение установления отношений с банками-нерезидентами, в отношении которых имеется информация, что их счета используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления (п. 5.1 ст. 7 Закона о противодействии легализации незаконных доходов).

Статья 175. Специальный счет

1. Специальный счёт открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом. Денежные средства, внесенные на специальный счёт, используются на цели, указанные в статье 174 настоящего Кодекса.

2. Владельцем специального счёта может быть:

  • 1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса;
  • 2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;
  • 3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.

3. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счёта.

3.1. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счёт, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним.

3.2. Уполномоченное лицо, указанное в части 3.1 настоящей статьи, обязано представлять владельцу специального счёта в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт.

4. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счёте. На специальном счёте могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.

5. Договор специального счёта является бессрочным.

6. На денежные средства, находящиеся на специальном счёте, не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца этого счёта, за исключением обязательств, вытекающих из договоров, заключённых на основании решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, указанных в пункте 1.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, а также договоров на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме, заключённых на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта либо на ином законном основании.

7. В случае признания владельца специального счёта банкротом денежные средства, находящиеся на специальном счёте, не включаются в конкурсную массу.

8. В случае принятия решения о ликвидации и (или) реорганизации владельца специального счёта, признания владельца специального счёта банкротом, а также в случае, если управляющей организацией, товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом, являющимися владельцами специального счёта, прекращено управление многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в этом доме либо такое прекращение деятельности по управлению многоквартирным домом предусмотрено законодательством или решением суда, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны на общем собрании принять решение о выборе владельца специального счёта или об изменении способа формирования фонда капитального ремонта. Указанное решение должно быть принято и реализовано не позднее чем в течение двух месяцев с даты прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом, прекращения управления многоквартирным домом лицами, являющимися владельцами специального счёта и указанными в настоящей части. Дата прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом определяется в соответствии с требованиями статей 162, 200 настоящего Кодекса.

9. Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частью 8 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе владельца специального счёта или об изменении способа формирования фонда капитального ремонта. В случае, если решение о выборе владельца специального счёта или об изменении способа формирования фонда капитального ремонта не принято или не реализовано либо данное собрание не проведено, орган местного самоуправления не позднее даты истечения срока, указанного в части 8 настоящей статьи, принимает решение об определении регионального оператора владельцем специального счёта. При этом орган местного самоуправления направляет копию решения в адрес регионального оператора, органа государственного жилищного надзора, российской кредитной организации, в которой открыт специальный счёт, а также размещает данное решение в системе.

10. К владельцу специального счёта, определенному на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 8 настоящей статьи или органом местного самоуправления в соответствии с частью 9 настоящей статьи, с момента принятия такого решения переходят все права и обязанности прежнего владельца специального счёта, включая права и обязанности, возникшие по договорам, заключенным с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счёт, а также по иным договорам займа и (или) кредитным договорам, по которым погашение соответствующих займов и (или) кредитов осуществляется за счёт средств, поступающих на специальный счёт (при их наличии).

11. До момента определения нового владельца специального счёта по основаниям и в порядке, которые установлены частями 8 и 9 настоящей статьи, лица, являющиеся владельцами специального счёта, обеспечивают надлежащее исполнение обязательств в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом для владельцев специального счёта.

12. Прежний владелец специального счёта в течение трёх дней с даты принятия решения о выборе владельца специального счёта обязан передать, а владелец специального счёта, определённый в соответствии с частями 8 и 9 настоящей статьи и частью 10 статьи 173 настоящего Кодекса, принять документы, связанные с открытием и ведением специального счёта, в том числе договоры с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счёт, документы, представляемые в органы государственного жилищного надзора, и иные документы, связанные с осуществлением деятельности владельца специального счёта, а также договоры займа и (или) кредитные договоры, по которым погашение соответствующих займов и (или) кредитов осуществляется за счёт средств, поступающих на специальный счёт (при их наличии).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *