Статья 117 СК

1. Индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производит организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ (копия исполнительного документа) в случаях, установленных частью 1 статьи 9 и пунктом 8 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», либо судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в целом по Российской Федерации.

2. Размер алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, в целях их индексации устанавливается судом кратным величине прожиточного минимума, определенной в соответствии с правилами пункта 1 настоящей статьи, в том числе размер алиментов может быть установлен в виде доли величины прожиточного минимума.

Комментарий к Ст. 117 СК РФ

1. Положения комментируемой статьи направлены прежде всего на защиту прав алиментополучателя в случае роста цен, инфляции. Предполагается, что в связи с инфляцией увеличивается и минимальный размер оплаты труда. Положения комментируемой статьи позволяют избежать необходимости обращения алиментополучателя в суд при изменении инфляционных процессов.

2. Алименты в твердой денежной сумме взыскиваются во всех случаях, кроме взыскания алиментов с родителей на несовершеннолетних детей. Однако и из этого правила есть исключения, предусмотренные ст. 83 СК России. Алименты взыскиваются в твердой денежной сумме на несовершеннолетних детей в случаях:

— если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход;

— если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте;

— если у него отсутствует заработок и (или) иной доход;

— в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон. См. также комментарий к ст. ст. 83, 98 СК РФ.

3. Суд устанавливает алименты в твердой денежной сумме в определенном количестве минимальных размеров оплаты труда. В связи с этим п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» дано следующее разъяснение: при взыскании алиментов в твердой денежной сумме судам необходимо учитывать, что размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей с родителей (ст. 83 СК), а также с бывших усыновителей при отмене усыновления (п. 4 ст. 143 СК России), должен быть определен исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Размер твердой денежной суммы алиментов, взыскиваемых в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 85, п. 3 ст. 87, ст. ст. 89, 90, 93 — 97 СК РФ, устанавливается судом исходя из материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов и других заслуживающих внимания интересов сторон (ст. 91, п. 2 ст. 98 СК).

При определении материального положения сторон по делам данной категории суд учитывает все источники, образующие их доход.

В указанных выше случаях размер алиментов устанавливается в сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда, и подлежит индексации пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда, о чем должно быть сказано в резолютивной части решения (ст. 117 СК).

4. Индексацию алиментов необходимо отличать от изменения размера алиментов, предусмотренного ст. 119 СК РФ. В целях изменения установленного судом размера алиментов алиментополучатель вправе обратиться в суд, ссылаясь на обстоятельства, предусмотренные данной статьей (см. комментарий к этой статье).

В случае нарушения обязанности по индексации алиментов администрацией организации по месту удержания алиментов алиментополучатель имеет право предъявить организации иск о взыскании подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине этой организации. При этом взыскатель освобождается от уплаты государственной пошлины. Кроме того, алиментополучатель вправе требовать взыскания с организации причиненных убытков, которые могут включать в себя законную неустойку, предусмотренную ст. 115 СК РФ. Непосредственно от организации алиментополучатель вправе требовать проценты на сумму задолженности, предусмотренные ст. 395 ГК РФ.

Индексация алиментов: что такое, как взыскать

Я сам никогда не платил алименты, поэтому с индексаций сталкиваюсь только при оказании юридических услуг. В отличие от взыскания задолженности или неустойки по алиментам, вопрос с индексацией очень скупо раскрыт в Семейном кодексе РФ. В этом материале расскажу, что такое индексация юридическим и простым языком, когда она может применяться.

Неустойка, пени, перерасчет или индексация алиментов – что правильно?

Только единицы взыскателей и должников точно знают, что такое индексация алиментов, когда ее можно требовать по закону. Обычно происходит следующее. Обращается взыскатель с просьбой помощь индексировать алиментные платежи. Начинаем разбираться. Оказывается, речь идет о взыскании задолженности или перерасчете платежей по средней зарплате. Неустойка, перерасчет, индексация, изменение формы и размера алиментов, пени – все это разные понятия и термины, которые взаимосвязаны только характером платежей.

Вот краткая характеристика всех возможных действий, которые доступны взыскателю в отношении и алиментов:

  • взыскание задолженности – допускается при просрочке текущих платежей хотя бы на один день, либо при взыскании за предыдущие периоды;
  • перерасчет алиментов – обычно имеется ввиду изменение формы платежей с процентом на фиксированную сумму, либо обратно;
  • неустойка – взыскивается при просрочке по алиментам по ст. 115 СК РФ или по нотариальному соглашению (пени и неустойка – равнозначные понятия);
  • изменение размера алиментов – заключается в увеличении или уменьшении фиксированной суммы, либо в изменении процента удержаний (второе встречается крайней редко);
  • индексация – периодическое увеличение алиментов для компенсации их покупательской способности.

Попробую объяснить еще проще про индексацию. Взыскав алименты на ребенка в твердой сумме, вы можете приобрести на них определенное количество продуктов, предметов первой необходимости или услуг. Однако даже в самых развитых странах на покупательскую способность влияет инфляция. Условно, если на одну сумму алиментов в январе вы могли приобрести 100 памперсов, то ввиду инфляции к декабрю это количество может снизиться до 95. Чтобы компенсировать покупательскую способность, государство регулярно рассчитывает индексы и коэффициенты, увеличивает показатели среднего заработка, прожиточного минимума и потребительской корзины. Именно с увеличением прожиточного минимума всегда связана индексация.

В чем заключается индексация алиментов и когда она применяется

Основанием для индексации законодатель считает инфляционные процессы в стране и регионе. Поэтому изменение семейного или имущественного положения родителей, возраст и потребности ребенка никак не влияют на возможность индексации, ее размер. Чтобы индексировать алименты, должны соблюдаться следующие условия:

  • алиментные обязательства должны быть установлены в фиксированной (твердой) сумме;
  • исполнительный документ на взыскание должен быть передан в ФССП, либо находиться на удержании у работодателя;
  • показатель индексации должен быть утвержден нормативным актом субъекта РФ.

Обратите внимание! Статья 117 СК РФ позволяет применить показатель прожиточного минимума по России, если субъект РФ не утвердил и не применяет его. Однако на данный момент во всех регионах указанные показатели утверждены и регулярно пересматриваются. Поэтому для индексации нужно смотреть законодательство субъекта РФ.

Еще важный момент – текущие алименты можно индексировать, пока не истек срок, на который они назначены. В отношении детей таким моментом будет совершеннолетие. Если ребенок достиг 18 лет, ежемесячные платежи на его содержание прекращаются. Одновременно утрачивается право на индексацию. Однако если с неплательщика была взыскана задолженность, при определенных условиях ее тоже можно индексировать.

Какие алименты можно индексировать

Сова читаем статью 117 СК РФ. Индексация допускается только для алиментов, взысканных в твердом (фиксированном) размере. Еще при вынесении судебного акта или оформления нотариального соглашения алименты устанавливаются кратно показателю прожиточного минимума по субъекту РФ. Это может быть целое или долевое значение – 1 ПМ, 2.5 ПМ, 4 ПМ. Ограничений по максимальному размеру нет, однако суд обычно учитывает реальные потребности на содержание ребенка, положение родителей.

Комментарий юриста. Повлиять на размер индексации вы не можете. Коэффициент, на который увеличивается прожиточный минимум, зависит от расчетов статистических служб, утверждается нормативным актом субъекта РФ. Взыскатель может лишь обращаться в суд для увеличения твердой суммы алиментов. Для этого нужно доказать, что ранее утвержденной выплаты недостаточно для содержания ребенка. Если суд примет решение о повышении фиксированной суммы алиментов, на нее будет применяться индексация.

По судебному приказу алименты в твердой сумме не взыскиваются, так как имеет место спор. Поэтому документом, по которому будет проводиться удержание и индексация, может быть исполнительный лист или нотариальное соглашение.

Почему нельзя индексировать алименты в процентном отношении

Алиментные обязательства в процентах устанавливаются, если у ответчика есть постоянное место работы, стабильный заработок. Под этот вариант подпадает и иной регулярный доход – пенсии, стипендии, иные постоянные выплаты. В отличие от фиксированной суммы алиментов, которая может отличаться в разных делах, размер процентов всегда одинаков. На одного ребенка взыщут ¼ дохода, на двух детей — 1/3, на трех детей — ½.

Снижение размера алиментов в процентном отношении допускается в исключительном случае, а увеличить процент вообще невозможно. Применить индексацию в данном случае СК РФ не позволяет по следующим причинам:

  • применение повышающих коэффициентов прожиточного минимума к проценту от зарплаты невозможно, так как это совершенно разные виды дохода (рассчитанный теоретически и реальный доход);
  • если регулярно индексировать процент, он уже через пару лет превысил бы показатель 100%, т.е. должник вообще остался бы без средств к существованию;
  • увеличение алиментов в процентном отношении происходит не менее регулярно, так как работодатели обязаны повышать зарплаты при повышении МРОТ, по иным основаниям.

Обратите внимание! Если доказать, что должник сознательно занижает размер заработка, что приводит к снижению алиментов, можно обратиться в суд, изменить форму выплат на твердую сумму. После этого можно рассчитывать на индексацию платежей по общим правилам. Однако за предыдущие периоды, пока алименты удерживались в процентах, индексацию применить нельзя.

Увидеть, в какой форме взысканы алименты в вашем случае, можно из содержания исполнительного документа – приказа мирового суда, исполнительного листа, нотариального соглашения. Такие же данные пристав укажет в постановлении о возбуждении производства.

Допускается ли индексация задолженности по алиментам

Долг по алиментам возникает, если ребенок не получил деньги за текущий месяц. По задолженности действуют общие правила взыскания, в том числе с начислением неустойки, индексации. При этом на задолженность по индексированным алиментам неустойка рассчитывается без ограничений и зачетов. Фактически, неплательщику придется нести повышенную ответственность за счет штрафной санкции и ежеквартальной индексации.

Как это работает

Теперь ближе к делу, посмотрим, как происходит индексация на практике. Если алименты взысканы в твердой сумме, они должны индексировать ежеквартально. Исключение составляют случаи, когда нормативным актом субъекта РФ введен понижающий коэффициент и прожиточный минимуму стал меньше. Однако я еще ни разу не встречал регионального постановления или закона, где прожиточный минимуму был бы снижен. Даже при стабильной и процветающей экономике инфляция всегда есть, пусть и в незначительных цифрах.

Новый закон об индексации алиментов

Вы наверно уже поняли, что узнавать об индексации алиментов вы можете самостоятельно, изучая законодательство субъекта РФ. Вот какие правила предусмотрены для изменения прожиточного минимума и индексации алиментных обязательств:

  • основанием для изменения прожиточного минимума является отчет региональных и федеральных служб Росстата;
  • указанные выше данные обобщаются с расчетом коэффициента инфляции;
  • каждый квартал будет приниматься нормативный акт субъекта РФ, где указывает очередной коэффициент повышения прожиточного минимума;
  • новый закон об индексации алиментов ступает в силу после опубликования на региональных сайтах органов власти, поэтому ознакомиться с ним может любое лицо.

Приставам или работодателя, который удерживает алименты, новый закон об индексации не направляется. Нормативная база всегда имеет в распоряжении государственных и частных служб. При необходимости, взыскатель может сам убедиться, что по его исполнительному документу применен новый закон или постановление.

Совет юриста. Чиновники в нашей стране работают неважно. Поэтому обобщение статистических данных в регионах нередко осуществляется с большим опозданием. В моей практике был случай, когда постановление о повышении прожиточного минимума за первый квартал было вынесено только в конце года! Это не означает, что взыскатель будет лишен права на индексацию. Как только соответствующий нормативный акт вступит в силу, его сразу обязаны применить, проиндексировать алименты.

Бывает и такое, когда орган власти субъекта РФ принимает сразу несколько нормативных актов о повышении прожиточного минимума (например, сразу на I и II кварталы). Поэтому для перерасчета будет использовано одновременно два и более коэффициента. Это нормальная практика, хотя и вынуждает взыскателя долго ждать очередной индексации выплат.

Основания для индексации алиментов

Единственным основанием для индексации является вступление в силу нормативного акта по субъекту РФ. В нем не будет указано что-либо про перерасчет алиментов или иных обязательств. В законе или постановлении указывается, какой повышающий коэффициент применяется для показателя прожиточного минимума в данном квартале. Также в виде справочной информации обычно указывается, какую сумму составляет ПМ после повышения.

На практике индексация проходит следующим образом:

  • в судебном акте указывается, сколько прожиточных минимумов будет ежемесячно получать ребенок (например, 1.5 ПМ, что на момент взыскания составляет 10 000 руб.);
  • исполнительный документ на ежемесячное взыскание передается работодателю, либо иному плательщику доходов, либо будет находиться в производстве ФССП;
  • если в следующем квартале субъект РФ повысил прожиточный минимум на 1.132, то размер алиментов будет проиндексирован до суммы 11320 руб. в месяц;
  • после каждого последующего увеличения ПМ, аналогичным образом индексируются алименты.

Обратите внимание! Если по каким-либо причинам текущая индексация не проведена, этого можно добиться после обжалования бездействий, оспаривания постановлений пристава. Коэффициента за все кварталы, когда происходило повышения ПМ, будут одновременно применены для перерасчета алиментных платежей.

Если случиться такое, что субъект РФ решит уменьшить показатель прожиточного минимума, на алименты это не повлияет. Индексация работает только в сторону увеличения, т.е. интересы взыскателя и ребенка защищены законом.

Кто должен индексировать

От того, где находится на удержании исполнительный документ, зависит точный порядок индексации. Проводить индексацию обязаны:

  • приставы – если у должника нет регулярного источника дохода или постоянной работы, т.е. ведется исполнительное производство по общим правилам;
  • работодатель – если документ направлен на удержание приставами или самим взыскателем;
  • пенсионный орган – если удержание алиментов осуществляется за счет пенсии, пособий, иных государственных выплат;
  • образовательное учреждение (техникум, ВУЗ) – если деньги удерживаются по месту учебы;
  • центр занятости населения – если удержание осуществляется за счет пособия по безработице;
  • иной орган или учреждение, которое удерживает алименты с дохода.

Порядок индексации для каждого их этих органов отличается. Пристав издает постановление, отражает этот момент в материалах производства. При удержании по месту работы соответствующая отметка об индексации вносится в исполнительный документ, фиксируется в бухгалтерских формах. Взыскателя о проведенной индексации не уведомляют, так как это автоматическая процедура. Однако можно в любой момент подать запрос, проверить правильность начислений и удержаний.

Нужно ли писать заявление об индексации?

В большинстве случаев никаких заявлений на индексацию подавать не нужно, так как это процедура проходит автоматически. Однако нередко возникают ситуации, когда приставы, работодатель или иной орган «забывают» применить повышающий коэффициент, несвоевременно проверяют обновление нормативной базы. В таких случаях можно напомнить об обязанности, подать заявление. Образец этого документа можно скачать в приложении к статье. Помощь могут оказать наши юристы, хотя особых сложностей в заполнении нет.

Что делать если отказывают в индексации

В своей практике я встречал только два случая, когда взыскателю отказали в индексации. Оба раза речь шла о низкой квалификации сотрудников ФССП, которые отправляли взыскателя за перерасчетом в суд. Однако через суд можно только требовать неустойку, перерасчет задолженности. Индексировать алиментные платежи суд не будет.

Жалоба на бездействие приставов

Если приставы уклоняются от индексации, не реагируют на устные и письменные обращения, можно подать жалобу на их бездействие. Образец жалобы можно скачать в приложении к статье. Обязательно укажите ссылку на нормативный акт, которым был утвержден новый коэффициент прожиточного минимума. Это упросит процедуру обжалования. Жалоба подается в порядке подчиненности (т.е. вышестоящему должностному лицу), либо в суд. Срок рассмотрения составляет не более 10 дней, после чего пристав будет обязан перечитать сумму алиментов.

Если индексацию не провел работодатель, его бездействие также можно обжаловать через приставов или в судебном порядке. Так как нарушаются интересы ребенка, с заявлением можно обратиться и в прокуратуру по месту жительства. По итогам обжалования работодателю будет направлено указание на необходимость индексации.

Что делать если неправильно индексировали

Бывают и случаи, когда применен неправильный коэффициент индексации, либо допущена арифметическая ошибка. Обычно такие моменты исправляются по мере выявления, либо по заявлению взыскателя. Если добиться справедливости таким способом не получилось, требовать перерасчета можно путем обжалования. Порядок подачи жалобы стандартный – в порядке подчиненности, либо через суд.

В этой статье я рассказал основные моменты, связанные с индексацией алиментов на ребенка. Если у вас остались вопросы, либо возник спор с приставами или работодателем, обратитесь на консультацию к нашим юристам. Мы поможем даже в самой сложной ситуации!

Скачать

  • Образец администратвиного иска на действия и бездействия пристава в суд
    Размер файла: 16 KB Кол-во скачиваний: 7
  • Образец жалобы на бездействие пристава в порядке подчиненности
    Размер файла: 36 KB Кол-во скачиваний: 5
  • Образец заявления приставам об индексации алиментов
    Размер файла: 29 KB Кол-во скачиваний: 7

Комментарий к Статье 117 СК РФ

1. Индексация — один из способов защиты населения, потребителей от инфляции, состоящий в том, что государство и иные субъекты, выплачивающие доходы, увеличивают денежные доходы и сбережения граждан в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги. В п. 1 комментируемой статьи говорится об индексации алиментов.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Указанным Законом установлены два вида минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Согласно ст. 1 по общему правилу он составляет 4611 рублей в месяц.

В соответствии со ст. 3 указанного Закона вышеупомянутый минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение указанного минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

Алиментные платежи относятся к категории платежей для других целей. Размер МРОТ в данном случае регулируется ст. 5 указанного Закона, согласно которой он должен составлять 100 рублей. Однако следует учитывать, что Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики за третий квартал 2006 г. дал следующее разъяснение: «В соответствии с нормами Семейного кодекса РФ алименты взыскиваются в долевом отношении к заработку лица, обязанного платить алименты. При повышении минимального размера оплаты труда повышается заработная плата этого лица, следовательно, увеличивается сумма выплачиваемых алиментов. Поскольку лица, получающие алименты в долевом отношении от заработной платы плательщика алиментов, и лица, получающие алименты в твердой денежной сумме, должны быть в равной мере защищены от инфляции, при индексации сумм алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, должен применяться минимальный размер оплаты труда, установленный ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (то есть 4611 рублей).

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи суд устанавливает алименты в твердой денежной сумме в определенном количестве минимальных размеров оплаты труда. В связи с этим п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» дано следующее разъяснение: при взыскании алиментов в твердой денежной сумме судам необходимо учитывать, что размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей с родителей (статья 83 СК РФ), а также с бывших усыновителей при отмене усыновления (п. 4 ст. 143 СК), должен быть определен исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

СК РФ, Статья 117. Индексация алиментов

СК РФ, Статья 117. Индексация алиментов

1. Судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ в случае, установленном частью 1 статьи 9 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», производят индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины производят эту индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.

2. Размер алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, в целях их индексации устанавливается судом кратным величине прожиточного минимума, определенной в соответствии с правилами пункта 1 настоящей статьи, в том числе размер алиментов может быть установлен в виде доли величины прожиточного минимума.

1. Индексация алиментов предусмотрена с целью защиты алиментных платежей от инфляции и предотвращения необходимости многократного обращения с иском об изменении размера алиментов, выплачиваемых в твердой денежной сумме.

Индексация алиментов производится администрацией предприятия, учреждения или организации, производящей взыскание алиментов самостоятельно. Отказ администрации предприятий, учреждений или организаций, удерживающих алименты, от производства индексации не допускается. В случае возникновения спора, связанного с индексацией размера алиментов, индексация производится судебным исполнителем. Решение администрации предприятий, учреждений или организаций или судебного исполнителя об индексации алиментных платежей может быть обжаловано в суд.

2. Для облегчения проведения индексации размер алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, устанавливается решением суда не в том или ином количестве рублей, например в размере 100 тыс. руб. в месяц, а в сумме, выражаемой через определенное число минимальных размеров оплаты труда, например в размере 1/2, 1/3, 1/4 минимальных размеров оплаты труда или 1, 2 или 3 минимальных размеров оплаты труда и т.д. Таким образом, в исполнительном листе, направляемом предприятиям, учреждениям или организациям, удерживающим алименты, размер алиментов выражается через минимальный размер оплаты труда. При изменении минимального размера оплаты труда автоматически увеличивается и размер подлежащих взысканию алиментов. Например, в исполнительном листе указано, что алименты присуждены в размере 1/2 минимального размера оплаты труда. В момент получения исполнительного листа минимальный размер оплаты труда составлял 100 тыс. руб., следовательно, взысканию подлежало 50 тыс. руб. (1/2 от 100 тыс. руб.). Затем минимальный размер оплаты труда был повышен до 150 тыс. руб., вследствие чего размер подлежащих удержанию алиментов автоматически возрос до 75 тыс. руб. (1/2 от 150 тыс. руб.).

Повышение минимального размера оплаты труда производится только в отношении работников бюджетной сферы. Тем не менее индексация алиментов, выплачиваемых в твердой денежной сумме, при повышении минимального размера оплаты труда производится независимо от того, работает лицо, уплачивающие алименты, в бюджетной или в иной сфере. Если индексация алиментов произведена, а заработная плата лица, уплачивающего алименты, не повысилась, это лицо вправе предъявить иск об уменьшении размера алиментов в соответствии со ст. 119 СК РФ. Такой порядок установлен для защиты интересов нетрудоспособного нуждающегося получателя алиментов. Таким образом, он избавлен от необходимости периодического предъявления иска об увеличении размера алиментов, а бремя предъявления иска о снижении размера алиментов возложено на лицо, уплачивающее алименты, которое, как правило, является трудоспособным и материально обеспеченным.

Комментарий к статье 117 СК РФ

1. Индексация алиментов, которой посвящена комментируемая статья, касается только выплат в твердой денежной сумме (поскольку алименты, взыскиваемые в долях к заработку, иному доходу, растут одновременно с повышением этих доходов).

Авторский комментарий
(актуален на 2009 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
2. Возможность индексировать алименты закладывается уже в решении суда, который, руководствуясь п.2 ст. 117, определяет их в твердой денежной сумме, соответствующей определенному числу МРОТ (например, 1,5; 2,4 МРОТ).

Далее администрации (бухгалтерии) по месту работы плательщика при каждом официальном повышении МРОТ остается только произвести перерасчет.

Индексация алиментов производится пропорционально росту величины прожиточного минимума.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на и расходов по обязательным платежам и сборам (ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»). На основании данных о прожиточном минимуме, судебный пристав-исполнитель, а в случаях, когда исполнительный лист предъявлен по месту взыскания самим взыскателем — организация или иное лицо, выплачивающее должнику заработную плату, производят индексацию алиментов.

С целью индексации размер алиментов устанавливается судом кратным величине прожиточного минимума.

Если же при этом заработок (иной доход) плательщика остался прежним, он может обратиться в суд с требованием уменьшить размер алиментов (см. коммент. к ст. 119).

3. Порядок, предусмотренный комментируемой статьей, применим и к выплате алиментов по нотариально удостоверенному соглашению сторон (плательщика и получателя), если в нем отсутствуют условия индексации (ст. 105 СК).

Консультации и комментарии юристов по ст 117 СК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 117 СК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Дело N1417-О.

Законы и кодексы » Семейный кодекс Российской Федерации » Раздел V. Алиментные обязательства членов семьи » Глава 17. Порядок уплаты и взыскания алиментов » Статья 117. Индексация алиментов » Дело N1417-О.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 июня 2016 г. N 1417-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНИНА ЦВЕТКОВА АЛЕКСЕЯ АНАТОЛЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ

ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЯМИ 1 И 2 СТАТЬИ 102

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»

И СТАТЬЕЙ 117 СЕМЕЙНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

заслушав заключение судьи Г.А. Гаджиева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина А.А. Цветкова,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.А. Цветков оспаривает конституционность части 1 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и пункта 1 статьи 117 Семейного кодекса Российской Федерации в действующей редакции, предусматривающих, что при повышении величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен в случае, установленном частью 1 статьи 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительный документ, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины — пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации, о чем указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление. Заявитель оспаривает также конституционность указанных положений в их первоначальной редакции (действовавших до вступления в силу Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 363-ФЗ), согласно которым индексация алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, производилась пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.

Кроме того, в жалобе оспаривается конституционность пункта 2 статьи 117 Семейного кодекса Российской Федерации как в действующей редакции, согласно которой размер алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, в целях их индексации устанавливается судом кратным величине прожиточного минимума, определенной в соответствии с правилами пункта 1 данной статьи , в том числе в виде доли величины прожиточного минимума, так и в первоначальной редакции, предусматривавшей в целях индексации установление размера алиментов судом в твердой денежной сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда.

Заявитель оспаривает также конституционность части 2 статьи 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в силу которой размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Как следует из представленных материалов, решением мирового судьи судебного участка N 3 Ломоносовского округа города Архангельска от 21 февраля 2007 года с А.А. Цветкова в пользу гражданки Ц. были взысканы в твердой денежной сумме алименты на содержание двух несовершеннолетних детей (по 6 тысяч рублей ежемесячно на каждого ребенка начиная с 1 марта 2007 года и до достижения детьми совершеннолетия либо до изменения материального положения сторон) и выдан исполнительный лист, по которому 22 марта 2007 года возбуждено исполнительное производство. Заявитель выплачивал алименты добровольно, в связи с чем меры принудительного исполнения не применялись, исполнительный лист в организацию, в которой он работает, судебным приставом-исполнителем не направлялся.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 25 апреля 2015 года, в которое были внесены изменения постановлением судебного пристава-исполнителя от 3 августа 2015 года, была рассчитана задолженность по алиментам пропорционально росту установленного законом минимального размера оплаты труда (с 1 марта 2007 года по 30 ноября 2011 года) и пропорционально росту величины прожиточного минимума (с 1 декабря 2011 года по 31 марта 2015 года), составившая 3 422 808 рублей 36 копеек. А.А. Цветков, не согласившись с указанным постановлением, обратился в Ломоносовский районный суд города Архангельска с заявлением о его оспаривании, в удовлетворении которого решением данного суда от 4 августа 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 5 октября 2015 года, было отказано. В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании судов кассационной инстанции заявителю также было отказано (определения судей Архангельского областного суда от 24 ноября 2015 года и Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2016 года).

По мнению заявителя, оспариваемые им законоположения (как в первоначальной, так и в действующей редакциях) в их взаимосвязи являются недостаточно определенными, так как позволяют судебному приставу-исполнителю — по своему усмотрению, без своевременного вынесения постановления об индексации алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, при каждом повышении установленного законом минимального размера оплаты труда или при изменении величины прожиточного минимума, а также при отсутствии прямого указания на необходимость осуществления такой индексации в решении суда — выносить постановление о расчете задолженности по алиментам за любой период (начиная с момента, когда лицо по решению суда обязано выплачивать алименты), что в нарушение статей 17 (часть 3) , 18 , 35 (часть 1) , 46 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации приводит к обязанности плательщика алиментов выплачивать единовременно значительную денежную сумму, притом что в образовании задолженности отсутствует его вина, ставит его в затруднительное материальное положение и подвергает риску быть привлеченным к юридической ответственности.

2. Согласно Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7) ; материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей ( статья 38, части 1 и 2 ). Данные конституционные положения согласуются в полной мере с положениями статьи 27 Конвенции о правах ребенка 1989 года, в соответствии с которыми государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (пункт 1) ; родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (пункт 2) .

Приведенным положениям корреспондируют закрепленные в пункте 3 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации принципы заботы о благосостоянии детей и обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи при регулировании семейных отношений. Так, согласно пункту 2 статьи 83 данного Кодекса размер твердой денежной суммы взыскиваемых на несовершеннолетних детей алиментов определяется судом исходя из цели максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Конституция Российской Федерации не конкретизирует порядок, условия и размер алиментных выплат трудоспособным родителем своему несовершеннолетнему ребенку, что в силу ее статьи 71 (пункт «в») , требующей от федерального законодателя осуществлять регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина, предполагает установление в отраслевом законодательстве соответствующих эффективных правовых механизмов. Одним из таких механизмов является индексация алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, при этом выбор критериев индексации алиментов, установленных в судебном порядке в твердой денежной сумме, также относящийся к дискреции законодателя, должен быть обусловлен правовой природой этих платежей.

По смыслу статьи 38 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации, а также с учетом части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» об обязательности судебных постановлений родители обязаны самостоятельно и добровольно выполнять обязательства по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей, в том числе так, как они на основании закона определены судебным решением (соглашением об уплате алиментов). Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из приоритета добровольного исполнения родителями обязанности содержать своих несовершеннолетних детей, основанного на общепризнанной презумпции добросовестности родительской заботы о детях, Семейным кодексом Российской Федерации в статьях 80 — 83 урегулировано содержание алиментных обязательств, включая их размеры, и вместе с тем предусмотрена возможность принудительного исполнения данной обязанности путем взыскания с родителей алиментов на несовершеннолетних детей в судебном порядке (статья 80) , а также установлены способы определения судом размеров взыскиваемых алиментов: в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу алиментно-обязанного родителя, в твердой денежной сумме, в долях и в твердой денежной сумме одновременно ( статьи 81 и 83 ) ( Постановление от 20 июля 2010 года N 17-П).

Поскольку взыскание алиментов на содержание ребенка является одним из способов реализации конституционных положений о защите детства ( статья 7, часть 2 ; статья 38 Конституции Российской Федерации) и имеет особое социальное значение, Российская Федерация как правовое и социальное государство обязана гарантировать адекватную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, для которых регулярное получение указанных платежей может стать одним из основных источников средств к существованию, что предполагает установление эффективных правовых механизмов, посредством которых — в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации и Конвенцией о правах ребенка принципами справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности, гарантированности и защиты прав и интересов нуждающихся в материальной поддержке граждан со стороны членов их семьи — обеспечивалось бы сохранение уровня жизнеобеспечения получателя алиментов — несовершеннолетнего ребенка, а также исключалось бы чрезмерное и неразумное обременение лиц, осуществляющих алиментные выплаты, взыскиваемые в твердой денежной сумме (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 841-О-О и от 5 июля 2011 года N 953-О-О ).

Индексация — по смыслу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и с учетом императивных правил пункта 1 статьи 117 Семейного кодекса Российской Федерации (как в первоначальной, так и в действующей редакциях), а также его статьи 105 , согласно положению которой, если в соглашении об уплате алиментов не предусматривается порядок индексации, индексация производится в соответствии со статьей 117 данного Кодекса, — является гарантией обеспечения прав ребенка. При этом использование величины прожиточного минимума для целей индексации размера алиментов с учетом требования пункта 2 статьи 83 Семейного кодекса Российской Федерации направлено на обеспечение баланса интересов несовершеннолетних детей и их родителей в рамках алиментных отношений, сохранение как получателю, так и плательщику алиментов необходимого уровня жизни ( Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 марта 2014 года N 634-О).

Соответственно, сами по себе оспариваемые заявителем законоположения, в силу прямого указания которых размер подлежащих уплате алиментных платежей, присужденных в твердой сумме, подлежит индексации с ростом величины прожиточного минимума или увеличением установленного законом минимального размера оплаты труда (до 30 ноября 2011 года) вне зависимости от специального указания на то в судебном решении, не могут рассматриваться как неопределенные.

3. Возбуждение исполнительного производства и нахождение исполнительных документов на исполнении в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов не освобождает органы принудительного исполнения, в частности конкретных судебных приставов-исполнителей, от возложенной на них обязанности по осуществлению индексации размера подлежащих уплате алиментных платежей, присужденных в твердой сумме, для чего территориальным органам Федеральной службы судебных приставов предписывается ежеквартально получать актуальную информацию о величине прожиточного минимума в информационно-правовых системах или на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики и направлять ее в структурные подразделения для использования в работе, а судебному приставу-исполнителю в рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов — производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением ( пункты 5.1 и 5.2 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 19 июня 2012 года N 01-16).

Если в ходе исполнительного производства о взыскании алиментов органами принудительного исполнения, судебным приставом-исполнителем неправомерно не были приняты своевременные меры по индексации размера алиментов, удерживаемых в твердой денежной сумме, взыскатель вправе оспорить такого рода бездействие в судебном порядке на основании норм, содержащихся в главе 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кроме того, семейное законодательство и законодательство об исполнительном производстве предусматривает ряд правовых гарантий, основывающихся на таких общеправовых и отраслевых принципах, как справедливость (соразмерность), уважение чести и достоинства гражданина ( статья 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве»), обеспечивающих судебную защиту интересов плательщика алиментов (должника).

В соответствии с пунктом 5 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации и статьями 102 и 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае, если сторона исполнительного производства не согласна с определенным судебным приставом-исполнителем размером задолженности по алиментам, она вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности или обжаловать действия судебного исполнителя в судебном порядке.

Кроме того, лицо, обязанное уплачивать алименты, вправе обратиться в суд с иском об освобождении его полностью или частично от уплаты задолженности по алиментам, если неуплата алиментов имела место в связи с болезнью этого лица или по другим уважительным причинам и его материальное и семейное положение не дает возможности погасить образовавшуюся задолженность по алиментам ( пункт 2 статьи 114 Семейного кодекса Российской Федерации) либо если после установления в судебном порядке размера алиментов (при отсутствии соглашения об уплате алиментов) изменилось материальное или семейное положение одной из сторон. При изменении размера алиментов или при освобождении от их уплаты суд вправе учесть также иной заслуживающий внимания интерес сторон ( пункт 1 статьи 119 Семейного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, нет оснований полагать, что конституционные права заявителя были нарушены именно оспариваемыми им законоположениями.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цветкова Алексея Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» ( www.pravo.gov.ru ) и в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *