Статья 389 ТК РФ

Статья 392. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора

Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 935-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пойма Игоря Геннадьевича на нарушение его конституционных прав частями первой и четвертой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, а также статьей 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин И.Г. Пойм оспаривает конституционность части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки, а также части четвертой данной статьи, предусматривающей, что при пропуске по уважительным причинам сроков в том числе обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора они могут быть восстановлены судом.

Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2017 N 18-КГ17-10 Требование: О взыскании задолженности по заработной плате, процентов за несвоевременную выплату денежных средств, компенсации морального вреда, обязании индексировать заработную плату. Обстоятельства: Истица ссылается на то, что в период работы в банке и при ее увольнении выплаты, связанные с индексацией заработной платы, вопреки требованиям статьи 134 Трудового кодекса РФ работодателем не производились. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, поскольку суд в нарушение статьи 134 Трудового кодекса РФ не применил положения локального нормативного акта и изданного в соответствии с ним приказа президента банка, установившего срок проведения очередной индексации заработной платы работников, величину индексации и условия ее осуществления.

В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 3 октября 2016 г.) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки (часть 1). Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба (часть 2). При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй данной статьи, они могут быть восстановлены судом (часть 3 названной статьи).

Определение Конституционного Суда РФ от 20.04.2017 N 745-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданки Солнцевой Регины Робертовны на нарушение ее конституционных прав положением части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации»

1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Р.Р. Солнцева оспаривает конституционность положения части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Определение Верховного Суда РФ от 13.03.2017 N 21-КГ16-11 Требование: О восстановлении срока для подачи иска, взыскании компенсации за неиспользованные отпуска, компенсации морального вреда. Обстоятельства: По мнению истца, МВД незаконно отказало в выплате денежной компенсации за не использованные в период прохождения службы отпуска. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд при отсутствии сведений, подтверждающих общее количество дней не использованных истцом отпусков, в обоснование вывода о том, что истец не воспользовался правом на основной и дополнительный отпуска, сослался лишь на архивную справку, тогда как ответчиком были представлены карточки денежного довольствия о выплате истцу материальной помощи к отпуску за часть спорного периода.

Суд первой инстанции, принимая решение о восстановлении Дзагоеву А.Т. срока на обращение в суд с настоящим иском, исходил из того, что в силу части 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации для этого имеются основания, поскольку причиной пропуска трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», послужило нарушение ответчиком пунктов 91 — 93 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707, а именно, заявление Дзагоева А.Т. о выплате денежной компенсации за неиспользованные отпуска не было рассмотрено в 30-дневный срок с момента поступления заявления к ответчику. По мнению суда первой инстанции, до получения ответа из МВД по Кабардино-Балкарской Республике, исковое заявление Дзагоева А.Т. не было бы принято к производству суда по причине отсутствия доказательств наличия спора. Ответ МВД по Кабардино-Балкарской Республике получен истцом по прошествии трех месяцев с момента увольнения, в связи с чем истец был лишен возможности обратиться в суд с иском.

Определение Верховного Суда РФ от 05.12.2016 N 56-КГ16-21 Требование: О признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Обстоятельства: По мнению истца, увольнение является незаконным, поскольку представителем нанимателя при применении дисциплинарного взыскания не учтены тяжесть совершенного ею правонарушения и обстоятельства, при которых оно совершено. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку представитель истца первоначально обратился в суд в установленный законом срок, обстоятельство ошибочного определения вида судопроизводства, приведшее к пропуску срока, не зависело от истца, а потому должно было учитываться при решении вопроса о признании уважительными причин пропуска такого срока.

Согласно части 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Определение Верховного Суда РФ от 31.10.2016 N 16-КГ16-37 Требование: О признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на службе в прежней должности, взыскании компенсации морального вреда. Обстоятельства: Истец уволен со службы в органах внутренних дел в связи с грубым нарушением служебной дисциплины. По мнению истца, он грубого нарушения служебной дисциплины он не допускал, кроме того, нарушен установленный законом порядок увольнения. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку вывод судов о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением спора об увольнении не основан на нормах закона, кроме того, судами не были исследованы фактические обстоятельства дела.

Согласно части 1 статьи 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2016 N 1848-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Козионовой Татьяны Леонидовны на нарушение ее конституционных прав положением части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Т.Л. Козионова оспаривает конституционность положения части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Определение Верховного Суда РФ от 04.07.2016 N 19-КГ16-14 Требование: О признании незаконным и отмене приказа об увольнении, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов. Обстоятельства: Истец указал на то, что он был уволен по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, по инициативе работника, при этом он желания о расторжении трудового договора не изъявлял, соответствующего заявления не писал. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом неправильно исчислен срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

В ходе судебного разбирательства дела в суде первой инстанции представителем ООО «КМВ Качественный продукт» заявлено о пропуске Пивоваровым Д.В. срока обращения в суд для разрешения индивидуального трудового спора, предусмотренного частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1442-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Месропяна Левона Гамлетовича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 390 и статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, а также рядом норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»

По мнению заявителя, данные законоположения противоречат Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 19, 37 и 46, поскольку часть первая статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации позволяет судам не применять положения части третьей статьи 390 и части третьей статьи 392 данного Кодекса, а также положения Конституции Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Определение Верховного Суда РФ от 20.06.2016 N 44-КГ16-5 Требование: О признании незаконным приказа работодателя, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, невыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда. Обстоятельства: Оспариваемым приказом работник уволен с работы в связи с совершением виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как время нахождения иска о защите нарушенных трудовых прав в суде при разрешении вопроса о соблюдении работником срока обращения в суд за разрешением трудового спора подлежало исключению из установленного законом месячного срока для обращения работника в суд.

Представитель ОАО «Гипсополимер» в судебном заседании исковые требования не признал и заявил о пропуске Аксюком В.Н. срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

— общероссийский профсоюз как добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории РФ или на территориях более половины субъектов РФ либо объединяющее не менее половины от общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;

— общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов как добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории РФ или на территориях более половины субъектов РФ;

— межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов как добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов РФ;

— территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов как добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта РФ либо на территории города или района.

В качестве основных полномочий профсоюзных инспекций труда законодатель называет право:

— беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также работодателей — физических лиц);

— осуществлять контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и законодательства о профессиональных союзах, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников данного работодателя;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— получать информацию от руководителей и иных должностных лиц и индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

— защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

— предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;

— направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

— осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

— принимать участие в работе комиссий по испытанию и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

— принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

— принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

— обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

При осуществлении этих полномочий профсоюзы, их инспекции труда взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Подобное взаимодействие дает возможность не только скоординировать усилия, направленные на защиту трудовых прав работников, но и привлечь виновных к установленной законом ответственности.

6. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, о которых упоминает комментируемая статья, имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Как указано в Рекомендациях по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утв. Постановлением Минтруда России от 08.04.1994 N 30, институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников. Так, в коллективном договоре могут быть предусмотрены конкретные условия производства, при которых в структурном подразделении избирается несколько уполномоченных.

Выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом организуют профсоюз, иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы.

Уполномоченных рекомендуется избирать на общем собрании трудового коллектива подразделения предприятия на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые отвечают за состояние охраны труда на предприятии по занимаемой должности.

Как правило, уполномоченные входят в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия. В своей работе они взаимодействуют с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками, представительными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

Основными задачами уполномоченных являются:

— содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;

— осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;

— представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;

— консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

На уполномоченных рекомендуется возложить следующие функции:

1) контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда:

а) контроль за соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

б) контроль за правильностью применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке);

2) участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных нарушений;

3) участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;

4) контроль за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;

5) участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве;

6) участие в расследовании несчастных случаев на производстве;

7) информирование работников о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

Для реализации перечисленных функций уполномоченным должны быть предоставлены следующие права:

— контролировать соблюдение в своем подразделении законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда;

— проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев;

— принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда;

— получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве;

— предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

— выдавать руководителям подразделения обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

— обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

— принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

Уполномоченные должны руководствоваться ТК, законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда РФ, коллективным договором или соглашением по охране труда, нормативно-технической документацией предприятия.

Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

Работодатель обязан создавать для работы уполномоченных все необходимые условия, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия. Вновь избранных уполномоченных рекомендуется обучать по специальной программе на курсах при территориальных органах по труду, других организациях за счет предприятия (с сохранением среднего заработка обучаемому).

Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение. Для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

7. Работодатели, виновные в создании различного рода препятствий при осуществлении профсоюзами своих прав на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, должны привлекаться к ответственности, установленной законом.

99. Забастовки: порядок проведения. Основания для признания забастовки незаконной

  • •1.Предмет тп
  • •2.Метод трудового права
  • •3. Сфера действия трудового права
  • •4. Система трудового права как отрасли и как науки. Функции трудового права
  • •5. Принципы права в сфере труда
  • •6. Свобода труда и свобода трудового договора
  • •7. Источники трудового права и их виды
  • •8. Особенности источников трудового права
  • •9. Социальное партнерство
  • •10. Правовой статус профсоюзов, их права и гарантии деятельности
  • •11. Учет мнения профсоюзов при принятии решения работодателем
  • •12. Работники и их представители в органах социального партнерства.
  • •13. Работодатели и их представители в органах социального партнерства
  • •14. Понятие трудового правоотношения, его отличие от смежных правоотношений
  • •15. Работник как сторона трудового правоотношения
  • •16. Работодатель как сторона трудового правоотношения.
  • •17. Содержание трудового правоотношения
  • •18. Основания возникновения, изменения и прекращения трудового правоотношения
  • •19. Понятие и значение коллективного договора.
  • •20. Стороны коллективного договора
  • •21. Содержание коллективного договора.
  • •22. Порядок согласования условий и заключения коллективного договора.
  • •23. Основные принципы государственной политики в области занятости населения.
  • •24. Правовая организация трудоустройства
  • •25. Правовой статус безработного
  • •26. Подходящая работа.
  • •27. Общественные работы
  • •28. Квотирование рабочих мест
  • •29. Ученический договор.
  • •30. Переобучение и повышение квалификации работников
  • •31. Понятие и значение трудового договора
  • •32. Виды трудовых договоров (трудовые договоры с различными категориями работников).
  • •33. Содержание трудового договора
  • •34. Заключение трудового договора
  • •35. Возраст приема на работу
  • •36. Форма трудового договора
  • •37. Сроки трудового договора
  • •38. Временные и сезонные работники
  • •39. Трудовой договор с предварительным испытанием
  • •40. Особенности трудового договора с частным предпринимателем
  • •41. Правовое регулирование совместительства и совмещения профессий
  • •42. Понятие, значение и порядок переводов на другую работу
  • •43. Отграничение перевода от перемещения. Изменение существенных условий труда
  • •44.Виды переводов
  • •45. Экстраординарные случаи переводов на другую работу
  • •46. Основания прекращения трудовых договоров
  • •47.Увольнение по инициативе работника
  • •48. Увольнение по инициативе работодателя, не связанное с виновными действиями работника
  • •1. Несоответствие работника по состоянию здоровья
  • •49. Увольнение по инициативе работодателя в связи с виновными действиями работника
  • •50. Гарантии от незаконных увольнений. Восстановление на работе незаконно переведенных или незаконно уволенных работников.
  • •51. Защита персональных данных работника
  • •52. Понятие рабочего времени, методы его регулирования
  • •53. Виды рабочего времени по продолжительности.
  • •54. Понятие режима рабочего времени
  • •55. Смена, ночные работы и виды учета рабочего времени.
  • •56. Сверхурочные работы. Работа в выходные и праздничные дни.
  • •57 Понятие и виды времени отдыха
  • •58. Ежегодные основные и дополнительные отпуска, удлиненные отпуска и порядок их предоставления.
  • •59. Понятие заработной платы и ее состав
  • •60. Методы регулирования заработной платы. Оплата труда работников бюджетной сферы.
  • •61. Реформа оплаты труда в бюджетной сфере. Тарифная система и ее элементы. Базовый оклад (ставка).
  • •62. Системы заработной платы
  • •63. Дополнительные стимулы в оплате труда и порядок их применения
  • •64. Нормирование труда.
  • •65. Гарантии и компенсации работникам (понятия и случаи).
  • •66. Служебные командировки
  • •67. Гарантии работникам, совмещающим работу с обучением
  • •68. Гарантии работнику при временной нетрудоспособности
  • •69. Гарантии работникам, связанные с расторжением трудового договора
  • •70. Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы
  • •71.Комиссионные выпла
  • •72. Правовая охрана заработной платы
  • •73. Понятие дисциплины труда и методы ее обеспечения.
  • •74. Понятие дисциплинарной ответственности и дисциплинарного проступка
  • •75. Виды дисциплинарной ответственности
  • •76. Порядок наложения дисциплинарных взысканий. Гарантии от необоснованного привлечения к дисциплинарной ответственности.
  • •77. Понятие материальной ответственности сторон трудового договора. Отличие от других видов юридической ответственности
  • •78. Основания и условия материальной ответственности работников
  • •79. Виды и пределы материальной ответственности
  • •80. Определение размера и порядок взыскания ущерба, нанесенного работником
  • •81. Ответственность работодателя за вред, причиненный здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей
  • •82. Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • •83. Страховой случай
  • •84. Страховой тариф и страховой взнос.
  • •85. Класс профессионального риска.
  • •86. Виды возмещения вреда, размер подлежащего возмещению вреда, порядок его подсчета
  • •87. Порядок рассмотрения заявлений и сроки выплаты сумм, подлежащих возмещению при причинении вреда здоровью работника
  • •88. Понятие охраны труда. Законодательство об охране труда
  • •89. Специальные правила по охране труда женщин и лиц с семейными обязанностями.
  • •90. Специальные правила по охране труда молодежи
  • •91. Расследование несчастных случаев на производстве.
  • •92. Система органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства об охране труда.
  • •93. Понятие и виды трудовых споров.
  • •94. Индивидуальные трудовые споры. Органы рассматривающие и разрешающие трудовые споры.
  • •95. Сроки обращения за разрешением трудового спора
  • •96. Восстановление нарушенных трудовых прав.
  • •97. Коллективные трудовые споры
  • •98. Примирительные процедуры
  • •99. Забастовки: порядок проведения. Основания для признания забастовки незаконной

Комментарий к Ст. 370 ТК РФ

1. Защита трудовых прав и законных интересов работников является главной задачей профессиональных союзов, право каждого на объединение в которые нашло свое отражение в таких основополагающих международных актах, как Международный пакт ООН «О гражданских и политических правах» (1966 г.), Конвенция МОТ N 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» (1948 г.) и др., а также в ст. 30 Конституции РФ.

2. В ст. 370 ТК закреплены основные формы реализации профессиональными союзами защитных функций по отношению к работникам, осуществляемые в соответствии с ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

3. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ дополнил положения настоящей статьи, предоставив право профсоюзам осуществлять контроль за выполнением работодателями и их представителями условий коллективных договоров, соглашений, особо указав на контрольные полномочия профсоюзов по отношению к работодателям — индивидуальным предпринимателям.

4. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ уточнил также права профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов в нормотворческой деятельности на всех уровнях (федеральном, субъектов РФ, муниципальных образований), предоставив им, в частности, право участвовать в установлении государственных нормативных требований охраны труда и др.

Второй комментарий к Статье 370 Трудового кодекса

1. Название статьи изменено в связи с расширением сферы контроля профессиональных союзов. Помимо контроля за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов статья предусматривает теперь контроль профсоюзов и за выполнением условий коллективных договоров, соглашений.

2. В новой редакции в незначительной степени претерпели изменения формулировки прав профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных лиц по охране труда, в частности более конкретно сформулировано их право на участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: они имеют право принимать участие в разработке проектов как федеральных законов и иных актов РФ, так и законов и иных актов субъектов РФ, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Содержание права на осуществление профсоюзного контроля закреплено в ст. 19 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148).

4. Содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда провозглашено в качестве одного из основных направлений государственной политики в области охраны труда (ст. 4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3702). Данным Законом предусмотрено создание в организациях с численностью более 10 работников комитетов (комиссий) по охране труда, состоящих из представителей работодателей и профсоюзов, или иного уполномоченного работниками представительного органа (ст. 13 Закона). О создании собственных инспекций в целях осуществления профсоюзами и иными уполномоченными органами общественного контроля говорится в ст. 22 Закона (см. также комментарий к ст. 218 Кодекса).

5. Об обязанности работодателя в связи с осуществлением профсоюзами, иными избранными работниками представителями контроля за соблюдением законодательства о труде см. комментарии к ст. 22, 51, 195, 212 Кодекса.

Об участии профсоюзов в расследовании и учете профессиональных заболеваний см. ст. 227 — 231 ТК РФ и комментарии к ним.

6. В содержание данной статьи внесены изменения и в связи с изменением названия органов, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В новой редакции ст. 370 предусматривает, что предложения уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов об устранении выявленных нарушений обязательны для рассмотрения теперь и работодателями — индивидуальными предпринимателями.

Статья 384 ТК РФ. Образование комиссий по трудовым спорам

1. Согласно ст. ст. 308, 348 ТК индивидуальные трудовые споры, не урегулированные работником и работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, и религиозной организацией как работодателем самостоятельно, рассматриваются в суде.

Таким образом, КТС не образуется, если работодателем является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, религиозная организация.

2. Статья 384 не содержит положения об обязательном создании КТС в организации.

Проявить инициативу в создании КТС могут как работники (представительный орган работников), так и работодатель (организация, индивидуальный предприниматель). О представительном органе работников см. коммент. к ст. ст. 29, 30, 31. Предложение о создании КТС должно иметь письменную форму. Устная форма обращения не влечет правовых последствий.

Возложение на сторону, получившую предложение о создании КТС, обязанности направить своих представителей означает, что сторона не только должна их определить (назначить, избрать), но и сообщить об этом другой стороне.

Неисполнение работодателем обязанности направить в 10-дневный срок своих представителей в КТС со дня получения предложения свидетельствует о нарушении им трудового законодательства.

3. ТК предусматривает образование КТС на паритетных началах: из равного числа представителей работников и работодателя.

Представители работников избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции).

Общее собрание коллектива организации правомочно избирать членов КТС, если на его заседании присутствует не менее половины работающих в данной организации (подразделении) работников.

Конференция работников проводится в тех случаях, когда в организации сложно провести общее собрание, что обусловлено большим количеством работающих, производственным процессом, режимом работы, территориальной разобщенностью структурных подразделений и другими причинами. Делегаты на конференцию избираются по нормам и в порядке, которые определяются работниками организации. Конференция правомочна, если на ней присутствует не менее 2/3 делегатов.

Общее собрание и конференция работников принимают решения большинством голосов присутствующих на собрании и конференции.

4. КТС формируется из представителей работодателя. Таким образом, руководитель организации, индивидуальный предприниматель не могут войти в ее состав. Это исключает их участие в оценке своей же деятельности, с которой не согласен работник, и создает условие объективности принимаемых КТС решений.

При назначении представителей работодателя руководителю организации, индивидуальному предпринимателю следует получить согласие работников на участие в работе комиссии. Выполнение этой обязанности основано на добровольном волеизъявлении работников. Назначение работников в состав КТС оформляется приказом, распоряжением работодателя.

5. К компетенции общего собрания работников относится решение о создании КТС в структурных подразделениях организации. Формирование КТС в структурных подразделениях осуществляется аналогичным образом, как и образование КТС в организации.

В КТС структурных подразделений организации рассматриваются споры, возникающие в пределах полномочий этих подразделений, например об оплате сверхурочных работ, о неправомерном перемещении работника в пределах подразделения. Спор о перемещении работника в другое структурное подразделение будет предметом рассмотрения КТС организации.

6. Работникам, избранным в состав КТС, предоставляются гарантии. Они освобождаются от выполнения трудовых обязанностей для участия в работе комиссии. За этот период им сохраняется средний заработок (см. коммент. к ст. 171). Принимая во внимание условия производственной деятельности, характер и многосменный режим работы и другие основания, заседание КТС может иметь место и в свободное для члена КТС время. Вопрос о предоставлении работникам компенсаций в этом случае может решаться на локальном уровне.

7. Работодатель обязан обеспечить организационно-техническую деятельность комиссии — предоставить помещение и создать условия для работы. КТС должна иметь свою печать. Средства на ее изготовление выделяются работодателем.

8. Председатель КТС, его заместитель, секретарь избираются членами КТС. Они могут быть представителями работодателя или представителями работников. Законодательством не установлено требований к их составу и порядку избрания.

9. Законодательством не установлен срок, на который создается КТС. Поэтому КТС может быть создана как на срок определенный, неопределенный, так и для рассмотрения единичного индивидуального трудового спора.

10. При увольнении работника, являющегося членом КТС, принцип паритетности, лежащий в основе ее образования, нарушается. В связи с этим представители работников, работодатель избирают или назначают нового работника в состав КТС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *