Субъекты прав на землю

Объекты и субъекты права собственности на землю

Объекты государственной собственности на землю

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

    • федеральной собственности;
    • собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект права государственной собственности на землю:

    • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

Следует обратить внимание на то, что в качестве объекта права государственной собственности называются не земельные участки, а земли. Таким образом, признание нахождения земель в государственной собственности не требует для этого формирования (разграничения) земельных участков.

В федеральной собственности находятся земельные участки (ст. 17):

    1. которые признаны таковыми федеральными законами;
    2. право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    3. которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки (ст. 18):

    • которые признаны таковыми федеральными законами;
    • право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    • которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
    • которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Форма собственности на землю (субъекты права собственности) – законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление земли за определенным собственником на праве собственности.

Частная собственность на землю

Право частной собственности на землю и земельные участки можно рассматривать в 2 смыслах – объективном и субъективном.

  • Право частной собственности на землю в объективном смысле – совокупность правовых норм, определяющих границы действий физических и юридических лиц по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками.
  • Право частной собственности на землю в субъективном смысле – совокупность прав и обязанностей собственника земельного участка по осуществлению им установленных законом правомочий (владения, пользования, распоряжения) в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Субъекты права частной собственности

  • Граждане;
  • Юридические лица;
  • Иностранные граждане и лица без гражданства;
  • Иностранные юридические лица.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков, которые в соответствии с федеральным законодательством могут находиться в частной собственности. Не могут находиться в частной собственности, например – земли изъятые из оборота, в частности государственные заповедники, национальные парки) и земли; земли ограниченные в обороте, в частности земли лесного фонда, занятые объектами космической инфраструктуры. Для земель ограниченных в обороте могут устанавливаться исключения в соответствии с федеральным законодательством. Что касается прав иностранных граждан, апатридов и иностранных юридических лиц, то их права собственности на землю имеют ограниченный характер. В частности они не могут иметь в собственности земельные участки в приграничных территориях.

Права и обязанности собственника земельного участка

Права собственника:

  • Использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды и обводненные карьеры;
  • Возводить жилые, производственные и иные здания в соответствии с целевым назначением земельного участка и соблюдением законодательства;
  • Совершать иные действия, не противоречащие законы (отчуждать, передавать право владения, пользования, распоряжения имуществом, отдавать в залог и распоряжаться иным образом).

Обязанности собственника:

  • Использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и способами, не наносящими вред окружающей среде;
  • Своевременно производить платежи за землю;
  • Соблюдать требования градостроительных, экологических и иных правил и нормативов;
  • Выполнять иные требования, предусмотренные законодательством.

Государственная собственность на землю

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ). Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

В федеральной собственности находятся земельные участки:

  • Которые признаны таковыми ФЗ (земли лесного фонда, земли заповедников и национальных парков);
  • Право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • Которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным законодательством.

В собственности субъектов находятся земельные участки:

  • Которые признаны таковыми федеральными законами;
  • Право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • Которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  • Которые безвозмездно переданы субъектам РФ из федеральной собственности.

Муниципальная собственность на землю

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениями, а также другим муниципальным образованиям.

Разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ЗК и федеральными законами.

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • Которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
  • Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • Которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
  • Которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Право государственной собственности на землю

Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ, п. 2 ст. 214 ГК РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (п. 1 ст. 125 ГК РФ).

В отличие от прежнего земельного законодательства, по которому этот вид собственности был обезличен, ЗК РФ распределил земельную собственность между государственными уровнями.

Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (ст. 16 ЗК РФ), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ.

Определены следующие уровни государственной собственности на землю:

а) федеральная собственность (федеральные земли). К ним относятся прежде всего земли, занятые объектами, отнесенными исключительно к федеральной собственности, а также иные земли, необходимые для осуществления задач федерального значения.

В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 17 ЗК РФ).

В состав федеральных земель, в частности, входят:

  • – земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ РФ;
  • – земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, информатики и связи, метеорологической службы, добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта федерального значения, федеральных автомобильных дорог, объектами федеральных органов власти, земли ЗАТО, земли лесного и водного фондов федерального значения, земли федерального фонда резервных месторождений и других объектов недр, земли запаса федерального значения;
  • – земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, объектов историко-культурного наследия общероссийского и всемирного значения, курортных и лечебнооздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения, включая прибрежные зоны морей и океанов;
  • – земельные участки Российской академии наук, отраслевых академий наук федерального значения, научно-исследовательских учреждений, образовательных учреждений федерального значения, федеральных опытно-производственных хозяйств, сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений, федеральных государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, государственных конных заводов, племенных, элитно-семеноводчсских хозяйств, государственных мелиоративных систем, конкретный перечень которых утверждает Правительство РФ;
  • – иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ; в соответствии с Конституцией РФ, нормами ЗК РФ международными договорами за Российской Федерацией признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе (Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации») и в исключительной экономической зоне (Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»).

Земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться гражданам и юридическим лицам для застройки, сельскохозяйственного производства и иных целей. В государственную собственность могут приобретаться земельные участки путем выкупа у частных лиц, на основании дарения и в результате прекращения права муниципальной или частной собственности, по другим основаниям, установленным ЗК РФ и другими законами;

б) собственность субъектов РФ. К ней относятся земли в пределах их административно-территориальных границ, за исключением федеральных, муниципальных земель, а также земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.

К собственности субъектов РФ относятся:

  • – земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;
  • – земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;
  • – иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Субъекты РФ в соответствии с гражданским законодательством по предусмотренным им основаниям могут приобретать в собственность земельные участки в результате заключения сделок по приобретению земельных участков, в результате их выкупа для государственных нужд и т.п.

Специфика права государственной собственности на землю заключается в следующем:

  • – данный вид права собственности характерен высоким уровнем своих субъектов. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3). Таким образом, государство является в правоотношениях собственности представителем народа при осуществлении владения, пользования и распоряжения землей. Оно обязано реализовать свои полномочия собственника не в интересах одного гражданина и отдельных групп лиц, а в совокупном интересе всех проживающих на территории государства народов, с тем чтобы интересы одних народов не удовлетворялись в ущерб другим народам;
  • – государственные земли используются только в соответствии со своим целевым назначением. Земли, находящиеся в собственности государства, могут использоваться в таких целях, какие недопустимы для иных, негосударственных организаций и граждан. Например, использование земель иод размещение предприятий, производящих вооружение; под военные полигоны, аэродромы; под выращивание наркосодержащих культур для медицинских целей и других государственных задач. Таким образом, цели использования земель, находящихся в государственной собственности, многообразны и продиктованы интересами функционирования государства;
  • – основания возникновения права государственной собственности на землю имеют свои особенности. Если граждане и иные негосударственные организации приобретают землю в собственность в порядке реализации законодательства о земельной реформе и по основаниям, предусмотренным законом, то государство наделено земельной собственностью Декретом «О земле», принятым II Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 8 ноября (26 октября) 1917 г., а в соответствии с принятым ЗК РФ и федеральными законами государственная собственность на землю была разграничена на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность);
  • – правомочия собственности на землю совпадают у государства с правомочиями регулирования землепользования всего земельного фонда, а также осуществлением надзорных функций за использованием земель иными собственниками. Поэтому предусмотрен правовой механизм пресечения управленческих решений, нарушающих права собственников земли. Так, земельное законодательство запрещает вмешательство в хозяйственную деятельность земельных собственников со стороны государственных органов; в случае издания государственным органом акта с нарушением закона или превышением его компетенции собственник земли вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого акта недействительным.

Обобщая характеристику государственной собственности па землю, можно сделать следующие выводы:

  • 1) чем выше уровень государственной собственности на землю, тем шире диапазон использования земли по целевому назначению. Так, использование земель для военных нужд присуще только федеральной собственности; использование земель для предприятий энергетического машиностроения возможно как для федеральной, так и для собственности субъектов РФ. И наоборот, чем ниже уровень собственности, тем уже диапазон целевого использования земель, находящихся в собственности;
  • 2) в одной и той же административно-территориальной единице (например, город, район) находятся земельные участки, состоящие в различных формах собственности и имеющие различный правовой режим. Это усложняет роль административно-территориальных образований и увеличивает возможность правовых ошибок при принятии управленческих решений. Наиболее типичной из них является превышение компетенции должностными лицами и органами местного самоуправления.

Субъекты права частной собственности на земельные участки

Субъектами права частной собственности на земельные участки являются граждане и юридические лица. Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю закреплено в ч. 1 ст. 36 гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ.

Согласно ч. 2 ст. 5 ЗК РФ права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами. Анализ действующего законодательства позволяет выделить несколько ограничений:

1) иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 ФЗ от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);

2) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами;

3) в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (ЗАТО) к участию в приватизации недвижимого имущества, находящегося на территории ЗАТО, и совершению сделок с ним допускаются только граждане РФ, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории. Участие иных граждан и юридических лиц в совершении сделок допускается по решению органов местного самоуправления ЗАТО, согласованному с органами государственной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятие и (или) объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО;

4) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на частных земельных участках, по общему правилу имеют, как и граждане РФ, преимущественное право покупки или аренды земельного участка, но Президент РФ может устанавливать перечень видов зданий, строений, сооружений, на которые это правило не распространяется (ч. 5 ст. 35 ЗК РФ).

  • Объекты права частной собственности на земельные участки
  • Содержание частной собственности на земельные участки

Формы права земельной собственности и ее субъекты

Право собственности на землю в объективном смысле — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на землю.

Право собственности на землю в субъективном смысле — совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей. Отношения собственности на земельные участки регулируются:

  1. Конституцией РФ;
  2. Гражданским кодексом РФ;
  3. природно-ресурным и природоохранительным законодательством России и субъектов Федерации;
  4. Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. 2144 «О федеральных природных ресурсах»;
  5. Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю».

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Субъектами права собственности на землю являются:

  1. физические лица;
  2. юридические лица;
  3. иностранные граждане и организации;
  4. Российская Федерация;
  5. субъекты РФ;
  6. муниципальные образования.

В соответствии со ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, находящихся в свободном обороте (свободно отчуждаются и переходят от одного лица к другому), изъятых из оборота (нахождение в обороте не допускается) или ограниченно оборотоспособных (ограничен круг участников оборота либо оборот допускается по специальному разрешению), должны быть прямо указаны в законе.

Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

ЗК РФ в ст. 27 установлены ограничения оборотоспособности земельных участков, в ст. 37 — особенности порядка заключения договоров купли-продажи земельных участков; особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения закреплены Федеральным законом от 24 июля 2002 г. 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю» определены правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.

Статья 15 Земельного кодекса РФ закрепляет основы правового регулирования отношений частной собственности на землю.

Частной собственностью признаются те земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, т. е. законно. Все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Собственник земельного участка вправе использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством РФ (ст. 40 Земельного кодекса РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *