Судебная практика таможенный контроль

Россия. О проведении таможенных досмотров товаров при международных автомобильных перевозках

При совершении международных автомобильных перевозок перевозчики сталкиваются с проведением таможенными органами таможенных досмотров, длительными сроками их проведения. В связи с этим рекомендуем руководствоваться следующим.

При ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского таможенного союза (ЕАЭС) таможенные органы вправе принять решение о проведении таможенного досмотра. Решение о проведении таможенного досмотра может быть принято только при выявлении рисков, содержащихся в информационной системе таможенных органов (не подлежат распространению третьим лицам).

Решение должно быть принято должностным лицом таможенного органа в пределах 4-х часов с момента принятия от перевозчика электронной транзитной декларации или книжки МДП.

В течение 30 мин. с момента принятия решения о проведении таможенного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано проинформировать об этом перевозчика, вручив ему Уведомление о проведении таможенного досмотра (далее – Уведомление) и Требование о предъявлении товаров (далее – Требование).

Проведение таможенного досмотра допускается в зонах таможенного контроля. Проведение таможенного досмотра в местах, не имеющих достаточной технической оснащенности (отсутствие погрузо-разгрузочной техники, весового оборудования специально оборудованной площадки и т.п.) не допускается. Место представления товаров к таможенному досмотру и срок их представления указываются в Уведомлении и Требовании. Территория склада временного хранения (СВХ) также является зоной таможенного контроля. В этой связи перевозчикам необходимо учитывать при заключении договоров на перевозку грузов риски расходов, связанных с нахождением транспортных средств на территории СВХ и проведением погрузо-разгрузочных работ.

Таможенный досмотр должен быть завершен не позднее окончания следующего рабочего дня после принятия таможенным органом решения о его проведении и с момента предъявления перевозчиком товаров к таможенному досмотру.

Если в ходе таможенного досмотра возникает необходимость разделения товаров по наименованиям, артикулам и т.п. должностное лицо таможенного органа обязано в течение 30 мин. с момента принятия решения уведомить об этом перевозчика путем вручения ему Требования о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств. В этом случае срок проведения таможенного досмотра не может превышать 5 рабочих дней с момента регистрации транзитной декларации или книжки МДП.

По результатам таможенного досмотра должностное лицо обязано в пределах упомянутого срока составить Акт таможенного досмотра в 2-х экземплярах, один из которых вручить перевозчику.

Ознакомиться с порядком проведения таможенного досмотра можно здесь.

Порядок принятия решения о проведении таможенного досмотра;

Общие положения

Г. Набережные Челны

Л Е К Ц И Я

Набережночелнинский таможенный пост

Татарстанская таможня

ПРИВОЛЖСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ТЕМА:Порядок действий должностных лиц таможенных органов

при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра)

В соответствии со ст. 116 ТК ТС таможенный досмотр — действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Приказом ФТС от 25.10.2011 №2199 утверждены формы документов для целей проведения отдельных форм таможенного контроля.

Приказом ФТС от 25.10.2011 №2190 утверждены действия должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра).

Решение о проведении таможенного досмотра до выпуска товаров принимает: начальник таможенного поста или лицо, его замещающее, в регионе деятельности которого находятся товары. Полномочия по принятию решения о проведении таможенного досмотра вместо начальника таможенного поста или лица, его замещающего, могут быть переданы иным должностным лицам таможенного поста при одновременном соблюдении следующих условий:

— наличие приказа таможни о наделении лица полномочиями по принятию решения о проведении таможенного досмотра;

— наличия в должностных инструкциях (должностных регламентах) должностного лица права принятия решения о проведении таможенного досмотра.

Решение о проведении таможенного досмотра оформляется путем осуществления следующих действий:

наложения на докладной записке лицом, уполномоченным на принятие решения о проведении таможенного досмотра, соответствующей резолюции (могут быть указаны объем и степень досмотра, а также необходимые для его проведения технические средства таможенного контроля в случае, если данные сведения не определены в соответствии с действующим профилем риска, на основании которого принимается решение о проведении таможенного досмотра) с проставлением даты и времени принятия решения;

формирования поручения о проведении таможенного досмотра (далее — поручение) уполномоченным должностным лицом таможенного поста, выявившим необходимость проведения таможенного досмотра, по установленной форме, и его подписания лицом, уполномоченным на принятие решения о проведении таможенного досмотра.

ПД должно быть составлено в соответствии с формой, утвержденной приказом ФТС России от 25.10.2011 № 2199, и содержать сведения о виде, объеме и степени таможенного досмотра исходя из требований действующего профиля риска, а в случае, если действующим профилем риска не установлены конкретные характеристики таможенного досмотра, — сведения о виде, объеме и степени таможенного досмотра, определенные лицом, принявшим решение о проведении таможенного досмотра, указанные в докладной записке.

В случае, если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, формирование поручения осуществляется после предъявления товаров таможенному органу в месте доставки.

В случае, если местонахождение товаров, помещаемых под таможенную процедуру, предусматривающую их вывоз с территории Российской Федерации, неизвестно и (или) товары находятся не в зоне таможенного контроля, должностное лицо таможенного органа, выявившее необходимость проведения таможенного досмотра, незамедлительно запрашивает у декларанта пояснения о местонахождении товаров, а также выставляет декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, требование о предъявлении товаров в зону таможенного контроля.

При необходимости создания зоны таможенного контроля в месте нахождения (предъявления) товаров соответствующие действия совершаются должностными лицами таможенного поста, в функции которых входит проведение таможенного досмотра. При этом информация о месте проведения досмотра вносится в подписанное поручение на досмотр после его установления или размещения товаров в зоне таможенного контроля.

Приказ ФТС России от 25.10.2011 № 2199 «Об утверждении форм документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля»

; Действует
Дата вступления в силу 21.01.2012 История статусов

Формы документов для целей таможенного контроля (досмотр, осмотр)

  • Документ полезен? 0 m n 0
  • Поделиться:

Редакции скрыты Приказ ФТС России от 25 октября 2011 г. N 2199
«Об утверждении форм документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля»

На основании части 5 статьи 161 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252; 2011, N 27, ст. 3873, N 29, ст. 4291), а также в целях обеспечения единообразной организации таможенного контроля ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить формы следующих документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля:

поручения на таможенный досмотр ( приложение N 1 к Приказу);

уведомления о проведении таможенного досмотра ( приложение N 2 к Приказу);

требования о предъявлении товаров ( приложение N 3 к Приказу);

требования о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств ( приложение N 4 к Приказу);

акта таможенного наблюдения ( приложение N 5 к Приказу);

дополнительного листа к акту таможенного наблюдения ( приложение N 6 к Приказу).

2. Начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов обеспечить изучение и применение прилагаемых форм документов должностными лицами подчиненных таможенных органов при осуществлении таможенного контроля.

3. Главному управлению информационных технологий (А.Е.Шашаев) и ГНИВЦ ФТС России (В.В.Паджев) доработать программные средства Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов с целью формирования и распечатки форм документов, утвержденных настоящим Приказом, а также их использования при декларировании товаров и транспортных средств в электронной форме.

4. Признать утратившим силу Приказ ГТК России от 20 октября 2003 г. N 1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств» (зарегистрирован Минюстом России 13.11.2003 N 5236).

Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Настоящий Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Руководитель
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов

Приложение N 1
к Приказу ФТС России
от 25 октября 2011 г. N 2199

наименование таможенного органа

ПОРУЧЕНИЕ НА ТАМОЖЕННЫЙ ДОСМОТР N ___________________

Должностным лицам _____________________ в срок, до ________________________

инициалы, фамилия время, дата

провести таможенный досмотр товаров

тип, наименование, регистрационный номер транспортного средства

наименование получателя/отправителя, перевозчика, инициалы,

фамилия физического лица (получателя/отправителя)

по документам _____________________________________________________________

транспортные (перевозочные) документы, коммерческие

документы, книжка МДП* , таможенные документы

из _______ в количестве ________ мест, весом _______ нетто _______ брутто.

Место назначения __________________________________________________________

при ввозе — населенный пункт, при вывозе —

страна назначения

Место таможенного досмотра ________________________________________________

вид склада, номер свидетельства о включении

в Реестр владельцев складов временного

хранения либо иное место нахождения товаров

«__» ____________ 20__ г.

подпись, инициалы, фамилия должностного лица,

оформившего поручение (принявшего решение)

о проведении таможенного досмотра

Время выдачи поручения __ час. __ мин.

Время получения акта __ час. __ мин. «__» ______________ 20__ г.

* В соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП) (Заключена в Женеве 14.11.1975).

Приложение N 2

к Приказу ФТС России

от 25 октября 2011 г. N 2199

_________________________________ ___________________________________ (указывается код и наименование (указывается декларант, иное лицо, _________________________________ ___________________________________ таможенного органа) обладающее полномочиями в отношении ___________________________________ товаров и (или) транспортных ___________________________________ средств, и их представитель: ___________________________________ наименование или инициалы и фамилия ___________________________________ (для физических лиц)) УВЕДОМЛЕНИЕ о проведении таможенного досмотра от __________________ 20__ г. В соответствии с пунктом 2 статьи 116 Таможенного кодекса Таможенного союза уведомляем, что в ходе таможенного контроля в отношении товаров, сведения о которых содержатся в таможенной декларации N _________________, иных случаях ______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ принято решение о проведении таможенного досмотра. Таможенный досмотр товаров и (или) транспортных средств состоится: __________________________ (время, дата) ___________________________________________________________________________ (указывается место проведения таможенного досмотра, адрес зоны таможенного контроля, сведения о складе временного хранения и т.п.) в отношении _______________________________________________________________ (указываются номера транспортных средств, контейнеров, товаро-транспортная накладная ___________________________________________________________________________ и прочая информация, идентифицирующая товары) Присутствие при таможенном досмотре: требуется не требуется <*> ──────────────────────────────────── (выбрать знаком X одно из значений) (───────) _______________________________________ ____________( ЛНП ) (инициалы и фамилия уполномоченного (подпись) ( ) должностного лица таможенного органа) (───────) _____________________________ _____________________________ ___________ (инициалы и фамилия лица, (дата получения уведомления) (подпись) получившего уведомление) При направлении уведомления по почте или иным способом: _____________________________ ___________________ _____________________ (сведения о месте, куда (дата направления (инициалы, фамилия направлено уведомление, уведомления) и подпись и способе его направления; должностного лица инициалы и фамилия лица, таможенного органа, принявшего уведомление) направившего уведомление) ──────────────────────────────── <*> Примечание: случаи, когда таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей, определены пунктом 5 статьи 116 Таможенного кодекса Таможенного союза, при этом в указанных случаях в соответствии с положениями пункта 6 статьи 116 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный досмотр проводится в присутствии 2 (двух) понятых. Приложение N 3

к Приказу ФТС России
от 25 октября 2011 г. N 2199 _________________________________ ___________________________________ (указывается код и наименование (указывается декларант, иное лицо, _________________________________ ___________________________________ таможенного органа) обладающее полномочиями в отношении ___________________________________ товаров и (или) транспортных ___________________________________ средств, и их представитель: ___________________________________ наименование или инициалы и фамилия ___________________________________ (для физических лиц)) ТРЕБОВАНИЕ о предъявлении товаров от ________________ 20__ г. В целях обеспечения реализации пункта 3 статьи 95 Таможенного кодекса Таможенного союза для осуществления таможенного контроля требуется предъявление в зону таможенного контроля товаров, сведения о которых содержатся в таможенной декларации N ________________________________, иных случаях __________________________ _________________________________________________________________________ с целью проведения таможенного досмотра. Таможенный досмотр товаров и (или) транспортных средств состоится: __________________________ (время, дата) ___________________________________________________________________________ (указывается место проведения таможенного досмотра, адрес зоны таможенного контроля, сведения о складе временного хранения и т.п.) в отношении _______________________________________________________________ (указываются номера транспортных средств, контейнеров, товаро-транспортная накладная ___________________________________________________________________________ и прочая информация, идентифицирующая товары) Присутствие при таможенном досмотре: требуется не требуется <*> ──────────────────────────────────── (выбрать знаком X одно из значений) (───────) _______________________________________ ____________( ЛНП ) (инициалы и фамилия уполномоченного (подпись) ( ) должностного лица таможенного органа) (───────) _____________________________ _____________________________ ___________ (инициалы и фамилия лица, (дата получения уведомления) (подпись) получившего уведомление) При направлении требования по почте или иным способом: _____________________________ ___________________ _____________________ (сведения о месте, куда (дата направления (инициалы, фамилия направлено уведомление, уведомления) и подпись и способе его направления; должностного лица инициалы и фамилия лица, таможенного органа, принявшего уведомление) направившего уведомление) ──────────────────────────────── <*> Примечание: случаи, когда таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей, определены пунктом 5 статьи 116 Таможенного кодекса Таможенного союза, при этом в указанных случаях в соответствии с положениями пункта 6 статьи 116 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный досмотр проводится в присутствии 2 (двух) понятых. Приложение N 4
к Приказу ФТС России
от 25 октября 2011 г. N 2199 _________________________________ ___________________________________ (указывается код и наименование (указывается декларант, иное лицо, _________________________________ ___________________________________ таможенного органа) обладающее полномочиями в отношении ___________________________________ товаров и (или) транспортных ___________________________________ средств, и их представитель: ___________________________________ наименование или инициалы и фамилия ___________________________________ (для физических лиц)) ТРЕБОВАНИЕ о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств от ______________ 20__ г. На основании части 5 статьи 161 и в целях реализации пункта 3 статьи 220 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» требуется проведение следующих операций в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем: транспортировка вскрытие упаковки взвешивание упаковка иное определение количества переупаковка товаров вскрытие помещений, емкостей погрузка и других мест, где находятся выгрузка или могут находиться товары перегрузка разделение товарной партии исправление поврежденной по отдельным видам и (или) упаковки наименованиям товаров ─────────────────────────────────────────────────────────────────────────── (выбрать знаком X одно или несколько значений) ___________________________________________________________________________ (пояснение к проводимым операциям и/или детальное описание ___________________________________________________________________________ конкретных действий, которые требуется провести) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (───────) _______________________________________ ____________( ЛНП ) (инициалы и фамилия уполномоченного (подпись) ( ) должностного лица таможенного органа) (───────) _____________________________ _____________________________ ___________ (инициалы и фамилия лица, (дата получения требования) (подпись) получившего требование) При направлении требования по почте или иным способом: _____________________________ ___________________ _____________________ (сведения о месте, куда (дата направления (инициалы, фамилия направлено требование, требования) и подпись и способе его направления; должностного лица инициалы и фамилия лица, таможенного органа, принявшего требование) направившего требование) Приложение N 5
к Приказу ФТС России
от 25 октября 2011 г. N 2199 _________________________________ (указывается код и наименование _________________________________ таможенного органа) АКТ таможенного наблюдения от _________________ 20__ г. (дата составления акта) Дата и время начала таможенного наблюдения __________________________ Дата и время окончания таможенного наблюдения _______________________ Основание для проведения таможенного наблюдения ___________________________ ___________________________________________________________________________ Место проведения таможенного наблюдения ___________________________________ ___________________________________________________________________________ Вид наблюдения: — непосредственное — опосредованное (с применением технических средств таможенного контроля (далее — ТСТК)) Применяемые ТСТК __________________________________________________________ (вид ТСТК, инвентарные номера) ___________________________________________________________________________ Операции, при которых осуществляется таможенное наблюдение: — перевозка товаров — грузовые операции — прочее и транспортных средств Лица, осуществляющие операции _____________________________________________ ___________________________________________________________________________ Описание процесса таможенного наблюдения и его результаты _________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ К акту прилагаются ________________ доп. лист (листов), ___________________ (кол-во (описание дополнительных приложений к акту) листов) ___________________________________________________________________________ Должностные лица __________________________________________________________ (подпись, инициалы, фамилия) __________________________________________________________ (подпись, инициалы, фамилия) Приложение N 6

к Приказу ФТС России

Сроки таможенного досмотра товаров при международной перевозке. Что нужно знать перевозчику.

Одной из наиболее распространенных проблем, с которой в нашу компанию обращаются международные перевозчики, является проблема прохождения таможенного контроля на границе ТС. И в частности в тех случаях, когда осуществляется таможенный досмотр товаров.

Казалось бы, одной из задач, поставленных перед таможенными органами, является создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу. Также ТК ТС установлено, что срок выпуска товаров составляет один рабочий день. Да и таможенный досмотр таможня вроде бы должна проводить за один день.

Так почему же транспортные средства стоят на границе по две недели и более? Давайте разберемся, в чем корень проблемы.

Начать следует с того, что есть два понятия, которые необходимо различать:

А. Срок выпуска товаров.

Б. Срок проведения таможенного досмотра как одной из форм таможенного контроля.

Их взаимосвязь заключается в том, что сроки проведения досмотра, хотя и имеют свои правила течения, не могут выходить за рамки срока выпуска товаров.

Что такое срок выпуска товаров? Это срок с момента регистрации таможенной декларации до момента принятия таможней решения по декларации. И по умолчанию он действительно составляет один рабочий день. Но… проведение таможенного досмотра является одним из оснований, по которым таможня может продлить срок выпуска еще на 10 рабочих дней – итого 11 рабочих дней. А это уже больше двух недель. Таким образом, скорость прохождения таможенного поста напрямую зависит от того, сколько времени займет таможенный досмотр.

Сроки таможенного досмотра можно подразделить на несколько составляющих, каждая из которых влияет на время нахождения транспортного средства с товаром на таможенном посту:

  1. Срок вручения перевозчику уведомления о проведении досмотра.

Каждый раз, когда таможня решает досмотреть товар, вас должны сразу поставить в известность (выдать уведомление) и сообщить, какие действия требуются от вас для проведения досмотра (выдать требования о предъявлении товаров и проведении операций).

Данный этап складывается из нескольких последовательных действий: выявление профиля риска, составление докладной записки, принятие решения о проведении досмотра, назначение ответственного сотрудника отдела таможенного досмотра, вручение водителю уведомления о проведении досмотра, требования о предъявлении товаров и требования о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств.

Общий срок с момента выявления профиля риска до вручения водителю всех документов по предстоящему досмотру должен составлять 1,5-2 часа. Если, к примеру, в 10.00 вашу машину взвесили, выявили перевес, и со слов таможенного инспектора вы уже знаете, что будет проводиться досмотр, либо просто со стороны таможни возникла непонятная для вас пауза, то где-то в 12.00 вы уже можете требовать выдачи документов либо предоставления информации о том, что таможня планирует делать дальше, в том числе путем подачи письменного заявления.

Почему важен данный срок? Потому что дальнейший срок проведения таможенного досмотра начинает течь с момента предъявления товаров к досмотру. А вы, в свою очередь, не можете предъявить товар к досмотру, пока не получите от таможни требование об этом.

  1. Собственно срок проведения таможенного досмотра.

Досмотр должен быть проведен не позднее окончания следующего рабочего дня после принятия решения о проведении досмотра и с момента предъявления товаров к досмотру либо уведомления перевозчика о готовности предъявить товары, а если таможенный пост работает в круглосуточном режиме – не позднее 24 часов.

Приграничные посты, как правило, работают круглосуточно. Следовательно, если сегодня в 15.00 вы уведомили таможню о готовности выгрузить товар, то завтра к этому же времени инспектор должен провести досмотр.

Что значит предъявление товаров к досмотру? Для того, чтобы товар считался предъявленным, недостаточно того, что он находится в отсеке машины, стоящей на посту. В отношении него должны быть выполнены все операции, указанные таможенным органом в требовании (обозначены галочками). Это могут быть полная или частичная выгрузка, а также разделение товара по видам и наименованиям.

Если перевозчик не готов понести расходы на выгрузку товара сразу после получения уведомления о проведении досмотра, то таможня обычно просит водителя перевозчика написать заявление о предоставлении срока на выгрузку или разделение товара по видам и наименованиям. Если такое заявление пишется, то таможенный орган имеет право не проверять готовность машины к досмотру в течение всего срока, на который оно написано. Срок проведения досмотра при этом не начинает течь, так как товар еще не предъявлен.

В таких ситуациях важно следовать ряду рекомендаций.

Во-первых, заключите договор с СВХ на выгрузку товара.

Во-вторых, не пишите в таможню заявление о предоставлении срока, так как вы не обязаны его писать и для вас оно не несет никакой выгоды. А если пишете, то пишите на короткий срок (например, один день).

В-третьих, заключив договор на выгрузку, направьте в таможню уведомление об этом. Причем вне зависимости от того, писали или нет заявление о предоставлении срока. С момента такого уведомления для таможни начинают течь 24 часа, чтобы провести досмотр.

  1. Срок составления акта таможенного досмотра.

Акт таможенного досмотра составляется в срок не позднее одного рабочего дня после окончания досмотра. К примеру, если фактически досмотр завершен сегодня, то акт досмотра должен быть вручен перевозчику до конца завтрашнего дня. Акт таможенного досмотра, как завершающая стадия досмотра, обязательно должен быть составлен в пределах срока выпуска товаров.

Подводя итог, можно сказать, что нарушение любого из вышеуказанных сроков будет фактически нарушением ваших прав. В этом случае вы имеете право потребовать от таможни ускорения работы либо обжаловать бездействие таможни в вышестоящий орган, транспортную прокуратуру или в суд.

Но также следует признать, что очень часто задержки на границе возникают из-за непродуманных и неэффективных действий перевозчиков, не выполняющих своевременно требования таможни в рамках досмотра. Иногда даже перевозчики делают это сознательно. Но в конечном итоге, это лишь дает таможне возможность продлевать сроки досмотра. Правда и то, что, продлевая сроки досмотра, таможня часто нарушает сроки выпуска товаров. Но единственное решение, которое таможенный орган может принять в отношении товара, не завершив досмотр в соответствии с профилем риска, — это отказ в выпуске.

Учитывайте данную информацию при работе с таможней. Держите таможенный контроль под своим контролем.

Алексей Зимин
Юрист Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 31.05.2016

PNB BANKА. Как вкладчику возвратить свои деньги?

Как минимизировать таможенные риски?
Направьте заявку в разделе «ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ»

Как получить свои деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»

Как избежать штрафа в размере 100 000 — 200 000 рублей?
Проверьте правильность заполнения разрешение на международную перевозку в разделе «ПРОВЕРКА ДОЗВОЛА»

Подписывайтесь на наш чат в Телеграме
Делитесь статьей с друзьями и коллегами:

В период с 2013 по 2015 года в судах различных инстанций участниками внешнеэкономической деятельности (далее – участники ВЭД) наиболее часто обжаловались следующие решения таможенных органов, принятые по результатам таможенного контроля после выпуска товаров:

— решения о корректировке таможенной стоимости товаров;

— решения о классификации товаров;

— решения об отказе в предоставлении льгот или тарифных преференций по уплате таможенных платежей.

1. Судебная практика по спорам, связанным с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов при контроле таможенной стоимости товаров.

При рассмотрении дел данной категории суды, принимая решения не в пользу таможенных органов, в большинстве случаев указывают на недоказанность со стороны таможеных органов недостоверности или недостаточности документов (сведений), представляемых (заявляемых) декларантами для обоснования применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки, отмечая при этом, что при помещении товаров под таможенные процедуры заявителями представлялись все необходимые документы, подтверждающие заявленную ими таможенную стоимость

В большинстве случаев судами не принимаются в качестве доказательства обоснованности решения о корректировке заявленной декларантом таможенной стоимости следующие представляемые таможенными органами документы:

— о физических характеристиках товаров;

— пояснения по условиям продажи;

— экспортные декларации;

— ответы на международные запросы.

По мнению судов такие документы не являются основными и обязательными документами, на основании которых таможенный орган может сделать вывод о правильности определения таможенной стоимости по методу определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки (дела № А51-12308/2014, № А40-16909/15, № А06-4179/2012, А59-4809/2014, № А32-25990/2014).

1.1. При проведении выездной таможенной проверки таможенным органом установлено, что на момент выдачи коносамента для перевозки товаров на условиях Freight Prepaid фрахт фактически не был оплачен.

Также установлено, что после таможенного декларирования товар был реализован по договору поставки, а по факту оказания услуги по морской перевозке компанией перевозчиком в адрес покупателя был выставлен счет-фактура за услугу – «океанский фрахт» Ningbo-Vostochy. Оплата фрахта была осуществлена по платежному поручению в соответствии с заключенным покупателем и компанией перевозчиком агентским договором и заявкой на организацию морской перевозки контейнеров.

Кроме того, при анализе сведений, содержащихся в коносаменте, представленном декларантом, и сведений, представленных таможенному органу компанией перевозчиком, таможенным органом установлены несоответствия по условиям оплаты фрахтовых платежей, а именно – коносамент, представленный в таможенный орган перевозчиком при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, содержит отметку «Freigh to be at Yekaterinburg, sve», которая предусматривает, что фрахт должен быть оплачен в Екатеринбурге, в то время как, в коносаменте, представленном заявителем, содержится отметка о перевозке товаров на условиях «Freigh Prepaid» (морской фрахт оплачен на дату принятия товара к перевозке (на дату погрузки на судно).

При рассмотрении судебного дела № А51-12308/2014 таможенным органом было указано на то, что в соответствии с условием поставки CFR Восточный обязанность по оплате расходов, связанных с доставкой товара возложена на продавца, то есть, иностранного партнера. Одновременно таможенным органом представлены суду доказательства, полученные в рамках выездной таможенной проверки и подтверждающие наличие расходов, связанных с международной перевозкой, у российской компании – конечного получателя товара (собственника).

Вместе с тем, решение о корректировке таможенной стоимости товаров признано арбитражными судами незаконным со ссылкой на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих, что при оплате фрахтового платежа третье лицо действовало от имени и по поручению декларанта. Указанная позиция была поддержана Верховным Судом Российской Федерации, который определением от 24.04.2015 отказал Находкинской таможне в передаче заявления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам.

Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2015 по делу № А51-10215/2014.

1.2. По делу № А82-8432/2014 таможенный орган в результате камеральной проверки установил, что доставка товара заявителю осуществлялась продавцом железнодорожным транспортом. Согласно представленному перевозчиком договору транспортной экспедиции транспортные расходы по доставке товара заявителю понес продавец товара. На основании имевшейся, а также полученной в результате камеральной проверки информации таможенным органом сделан вывод о том, что расходы по доставке товаров на таможенную территорию Таможенного союза в структуру таможенной стоимости товаров декларантом не включены, в связи с чем принято решение о корректировке таможенной стоимости, заявленной декларантом, согласно которому таможенная стоимость подлежит определению по резервному методу на основании ценовой информации о стоимости товаров согласно экспортной декларации страны вывоза, с учетом транспортных расходов продавца по доставке вышеуказанных товаров на условиях DAP-Кострома. Таможенная стоимость товаров была определена таможенным органом исходя из информации, содержащейся в экспортной декларации, договоре транспортной экспедиции, заказе на перевозку и инвойсе.

Удовлетворяя требования декларанта, суд исходил из того, что стоимость товара, определенная внешнеторговым контрактом и фактически уплаченная продавцу, включает в себя, в том числе и транспортные расходы. Во внешнеторговом контракте, в рамках которого декларантом ввезен товар, указано, что в стоимость товара включена: страховка товара при погрузке от потери, повреждения в пользу покупателя, экспортная упаковка для длительных перевозок, надлежащая маркировка, погрузка и закрепление коробок с товаром в вагон или контейнер или самолет, транспортировка и прочие расходы, пошлины и сборы.

В инвойсе, представленном продавцом товара, указана как общая стоимость поставки, так и включенная в нее стоимость фрахта до города Кострома. Кроме того, факт включения в стоимость ввезенного товара расходов по доставке данного товара (фрахта) до города Кострома, подтверждается также спецификацией к внешнеторговому контракту, перепиской покупателя с продавцом, сведениями о банковских переводах, а таможенным органом не представлено достаточных доказательств того, что декларантом дополнительно оплачивались какие-либо транспортные расходы, помимо указанных поставщиком в инвойсе и спецификации.

1.3. Корректировка таможенной стоимости танкера произведена таможенным органом на основании данных, имеющихся в распоряжении Южного таможенного управления, документами, представленными таможенной службой Украины, а также заключения специалиста Экспертно-криминалистической службы — региональный филиал ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону (далее – специалист ЭКС) о рыночной стоимости данного судна.

Однако судом при рассмотрении дела № А32-25990/2014 критически оценено заключение специалиста ЭКС, поскольку указанное заключение не оформлено надлежащим образом, изложено в виде информации, в нем отсутствуют ссылки на стандарты оценки, отсутствует надлежащее обоснование примененных стоимостей, не приведены доказательства сопоставимости цен, использованных при анализе и установлении рыночной цены, судно при проведении экспертизы не осматривалось.

По решению суда в отношении спорного товара проведена судебная экспертиза.

Согласно заключению эксперта по судебной экспертизе рыночная стоимость танкера значительно ниже его рыночной стоимости определенной специалистом ЭКС.

Заключение, представленное экспертом Торгово-промышленной палаты Краснодарского края, соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Кроме того, при проведении судебной экспертизы было обеспечено присутствие представителя таможенного органа.

Таким образом, решение таможенного органа, принятое на основе данных, вызывающих сомнение в их объективности, и не может быть признано правомерным.

Довод таможенного органа о том, что таможенная стоимость судна не может быть ниже стоимости произведенного ремонта отклонен судом, поскольку наличие или отсутствие ремонта может оказать то или иное влияние на формирование стоимости судна, но сама рыночная стоимость не находится в безусловной прямой зависимости от факта проведения ремонта.

1.4. Имеет место и положительная судебная практика обжалования решений и действий, принятых и совершенных таможенными органами при осуществлении контроля таможенной стоимости в рамках проведения таможенного контроля после выпуска товаров (судебные дела №№ А32-8869/2015, А56-13782/2014, А76-10926/2015, А04-3533/2015).

Суды, рассматривая указанные выше дела и оценивая решения таможенных органов о корректировке таможенной стоимости как законные и обоснованные, обращали внимание на следующие обстоятельства и факты, которые в дальнейшем были положены в основу вынесенных в пользу таможенных органов судебных актов.

При декларировании товаров в таможенном органе страны вывоза и в таможенном органе Российской Федерации сторонами внешнеэкономической сделки представляются документы, подтверждающие заявленные сведения о товаре. В этой связи сведения, заявленные при экспортном декларировании в таможенном органе страны вывоза, должны быть идентичны сведениям, заявленным при декларировании товара в таможенном органе Российской Федерации. Обратное, по мнению судов, является свидетельством не соблюдения, в том числе, требования, установленного пунктом 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза, согласно которому таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Одновременно судами учитывалось и то обстоятельство, что участниками ВЭД не представлены доказательства, бесспорно подтверждающие правильность определения ими заявленной таможенной стоимости товара и опровергающие информацию о цене, содержащуюся в экспортных декларациях.

2. Судебная практика по спорам, связанным с обжалованием решений таможенных органов по классификации товаров.

Основными причинами признания незаконными указанных решений таможенных органов являются:

— недостаточное, по мнению судов, обоснование таможенными органами классификации товара в конкретной подсубпозиции ТН ВЭД ТС (ТН ВЭД ЕАЭС);

— различный подход судов и таможенных органов к определению основного предназначения (свойства) товара, имеющего определяющее значение для его правильной классификации;

— предпочтение судов результатов судебной или иной экспертизы результатам таможенной экспертизы.

2.1 По делу № А43-8155/2014 на основании заключения эксперта Экспертно-криминалистической службы – региональный филиал ЦЭКТУ г. Нижний Новгород таможенным органом по результатам камеральной проверки принято решение об изменении заявленного декларантом классификационного кода вывезенного товара. Несмотря на то, что экспертиза была проведена в отношении товара, указанного в одной таможенной декларации, ее результаты использованы таможенным органом в отношении товаров, вывезенных заявителем по другим таможенным декларациям.

Суд, принимая решение не в пользу таможенного органа, указал на то, что определить, является ли спорный товар медным порошком, возможно лишь в результате экспертизы. Распространение выводов таможенной экспертизы, проведенной в отношении одной партии товара, на иные партии одноименного товара, вывезенного в другое время, таможенным законодательством не предусмотрено.

2.2. По делу № А43-11967/2014 декларант ввез на территорию Российской Федерации товар – изделия из пластмассы, являющиеся, в том числе, фурнитурой для транспортных средств предназначеной для пульта управления климатической установкой автомобиля «ГАЗель», в графе 33 декларации на товары указал код товара 3926 30 000 9 ТН ВЭД ТС.

По мнению таможенного органа, товар предназначен для удобного нажатия на микропереключатели; для идентификации функции микропереключателя за счет символики, нанесенной на поверхности кнопок; для улучшения внешнего вида интерьера салона автомобиля; для уменьшения попадания пыли на плату управления; является органом управления панели управления автомобиля; применяется исключительно с пультами управления климатической установки для автомобиля, следовательно, является ее частью и, соответственно, должен классифицироваться в подсубпозиции 8538 90 990 0 ТН ВЭД ТС.

Суд отменяя классификационное решение таможенного органа в своем решении указал, что рассматриваемые кнопки не выполняют функции передачи электрического сигнала, климатическая установка автомобиля «ГАЗель» может функционировать без указанных кнопок; связь декоративных кнопок с климатической установкой автомобиля «ГАЗель» носит дизайнерский характер, воспринимаемый в интерьере автомобиля комплексно; у рассматриваемого товара отсутствует иное функциональное предназначение кроме как фурнитура интерьера автомобиля.

2.3. По делу № А55-15005/2014 Самарской таможней признаны несоответствующими таможенному законодательству решения Тольяттинского таможенного поста о подтверждении заявленного декларантом классификационного кода товара 8708 30 990 9 ТН ВЭД ТС «Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701 — 8705: прочие части тормозов» и принято решение о его изменении на классификационный код 7306 90 000 9 «Прочие трубы, трубки и профили полые из черных металлов».

Исследовав представленные сторонами доказательства, а также принимая во внимание тот факт, что пригодность товара исключительно для доработки в тормозные трубопроводы автомобиля подтверждена материалами дела и таможенным органом не опровергается, суд пришел к выводу, что технические характеристики товара прямо указывают на то, что ввезенные комплектующие для производства тормозных трубопроводов могут быть использованы только как часть тормозной системы легкового автомобиля, в связи с чем оснований для классификации товара по коду, определенному Самарской таможней не имелось.

Определением Верховного Суда Российской Федерации в от 26.10.2015 № 306-КГ15-12910 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации Самарской таможне отказано.

2.4. В рамках проведения таможенного контроля таможенным органом назначена экспертиза, проведение которой было поручено эксперту Экспертно-криминалистической службы Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления, регионального филиала в г. Нижний Новгород

В ходе таможенной экспертизы эксперт пришел к однозначному выводу, что представленные для исследования товары являются малогабаритными тракторами (мотоблоками), управляемыми рядом идущим водителем. Признак, позволяющий различить мотоблоки и фрезерные культиваторы – наличие/отсутствие вала отбора мощности или активного шкива.

Не согласившись с решениями таможенного органа о классификации товаров, на основании которых увеличен размер таможенных платежей, посчитав, что данные решения не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд.

По решению суда в отношении спорного товара проведена судебная экспертиза.

По делу № А72-12912/2013 судами исследовались экспертизы, проведенные Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением регионального филиала в г. Нижний Новгород и судебным экспертом.

Из заключения судебного эксперта следует, что основным назначением спорных товаров является рыхление поверхностного слоя почвы без переворачивания пласта фрезами. Управление данными товарами осуществляется рядом идущим оператором с помощью органов управления, расположенных на специальных опорных ручках. Все представленные товары имеют возможность использования навесных орудий, но возможность использования прицепных орудий отсутствует. Указанные в декларации товары не являются малогабаритными тракторами (мотоблоками), так как мотоблок – это универсальный одноосный малогабаритный трактор, у которого тягловое усилие создается за счет сцепления ведущих колес с землей и который предназначен для привода сменных навесных и прицепных машин, орудий и прицепов, в то время как основным назначением спорных товаров является рыхление поверхностного слоя почвы с помощью фрезы, а сменные колеса предназначены для транспортировки изделия на небольшие расстояния; тяговое усилие у спорных товаров создается рабочим органом-фрезой, а не пневматическими колесами как у мотоблока; спорные товары не предназначены для транспортировки прицепов в отличие от мотоблоков; спорные товары не имеют тормозной системы в отличие от мотоблоков.

По мнению эксперта, в связи с отсутствием тормозной системы, спорный товар невозможно отнести к тракторам; товар колесами не оборудован, «движитель» товара не колеса, а фреза.

Доводы Ульяновской таможни о том, что на товар приклеены шильды с маркировкой «Дизельный мотоблок 1100АЕ», «Дизельный мотоблок 1100В», «Дизельный мотоблок 1100С», «Дизельный мотоблок 1100D», «Дизельный мотоблок 900М» были отклонены, а эксперт пояснил, что данный факт не свидетельствует о том, что товар в действительности является мотоблоком.

С учетом оценки выводов судебной экспертизы суды пришли к выводу о том, что товар является мотокультиваторами и относится к товарной позиции 8432 29 100 0 ТН ВЭД ТС.

3. Судебная практика по делам, связанным с оспариванием решений таможенных органов об отказе в предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин в отношении условно выпущенных товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный капитал организаций, в связи с несоблюдением требований пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 728 (далее – Решение КТС № 728, Порядок).

Поводом для обращения участника ВЭД в Верховный Суд Российской Федерации явилось несогласие с решением таможенного органа о доначислении таможенных платежей, вынесенного по результатами внеплановой выездной таможенной проверки соблюдения таможенного законодательства, в соответствии с которым установлено, что условно выпущенные товары переданы декларантом во временное пользование (сданы в аренду) после вступления в силу Решения КТС № 728.

В связи с тем, что заявителем передача во временное пользование транспортных средств (92 автопогрузчиков с вилочным захватом) осуществлена после вступления в силу Решения КТС № 728, таможенные органы посчитали, что у общества возникло обязательство по уплате таможенных пошлин в отношении товара, ввезенного в качестве вклада иностранного учредителя в уставной капитал поскольку допущено нарушение требований и ограничений таможенной процедуры условного выпуска товара, установленных абзацем 3 пункта 4 Порядка вступившего в силу 18.08.2011, выразившееся в совершении сделок, предусматривающих передачу товаров, ввезенных с освобождением от таможенных платежей во временное пользование (аренду) после 18.08.2011.

Удовлетворяя требования заявителя Верховный Суд Российской Федерации (определение от 30 сентября 2015 г. по делу № 302-КГ15-2428, А33-13635/2013) указал, что в данном случае важно учитывать, что имущество (автопогрузчики с вилочным захватом) было ввезено на таможенную территорию Российской Федерации в период действия правового регулирования, которое не содержало ограничений по использованию имущества, кроме его реализации, следовательно, разумные ожидания участников таких отношений были обусловлены правилами, закрепленными в действовавшем в период инвестирования законодательстве. Новые ограничения являются неожидаемым бременем для заявителя.

Кроме того, в силу положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации недопустимо придание обратной силы нормам, ухудшающим правовое положение лиц, что неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях:

— применение ранее установленных условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм;

— значение данного принципа не ограничивается только сферой собственно законодательного регулирования, а в полной мере относится и к действиям государства, связанным с заключением и исполнением международных договоров Российской Федерации (постановления от 24.05.2001 № 8-П, от 29.01.2004 № 2-П, от 20.04.2010 № 9-П, от 20.07.2011 № 20-П, от 27.03.2012 № 8-П и др.).

Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, подчеркивающие недопустимость придания обратной силы нормативным установлениям, ухудшающим правовое положение граждан, и безусловность надлежащего гарантирования прав и законных интересов субъектов длящихся правоотношений в случае внесения изменений в нормативные параметры их реализации, имеют межотраслевое значение, а потому в силу статей 15 (части 1 и 4) и 79 Конституции Российской Федерации подлежат обязательному применению в отношении действующего нормативного правового регулирования таможенных отношений, включая входящие в состав таможенного законодательства Таможенного союза решения Комиссии Таможенного союза (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 1487-О-О, от 02.07.2013 № 1050-О, от 22.01.2014 № 132-О, от 20.03.2014 № 513-О и др.).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, применяя пункт 4 Порядка, компетентные органы публичной власти Российской Федерации и должностные лица обязаны учитывать, на каких условиях осуществлялось предоставление таможенных льгот в отношении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал, и, если оно имело место в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 23 июля 1996 г. № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» (далее – Постановление № 883) до вступления в силу данного Порядка (т.е. до 18 августа 2011 года), — избегать пересмотра установленного на момент предоставления таких льгот правового режима их использования (прекращения), противоречащего общеправовому принципу «закон обратной силы не имеет».

Иное, фактически означая непредсказуемый отказ Российской Федерации от публично-правовых обязательств, принятых на себя при предоставлении таможенных льгот в отношении таких товаров, приводило бы к недопустимому с точки зрения конституционного принципа правового государства игнорированию правомерных ожиданий субъектов соответствующих экономических (инвестиционных, таможенных) правоотношений и не отвечало бы конституционно значимым целям обеспечения единства экономического пространства, устойчивого роста деловой активности, поддержки добросовестной конкуренции и взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества (часть 1 статьи 8; часть 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, исходя из общепризнанных международных и конституционных принципов правовой определенности, предсказуемости правового регулирования и недопустимости действия с обратной силой (ретроспективно) норм закона, ухудшающих положение лица, такое ограничение как передача во временное пользование товаров, ввезенных с освобождением от таможенных пошлин, не распространяется на отношения по внесению товаров в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал российских обществ на основании положений Постановления № 883, в связи с чем декларант правомерно и обоснованно имел разумные ожидания, что таможенный режим ввоза и льготирования таких товаров в отношении него не будет изменен в сторону ухудшения.

Кроме того, Судебная коллегия учитывает, что публично-правовая цель преференции, предусмотренной пунктом 2 Постановления № 883, в виде привлечения иностранного инвестирования в экономику Российской Федерации в данном случае достигнута – стороны спора не отрицают факт создания и эффективного функционирования в настоящее время на основе имущества, ввезенного в качестве вклада в уставный капитал общества, производственного предприятия.

Аналогичная позиция содержится в решениях Суда Евразийского экономического сообщества от 1 ноября 2013 года, от 24 февраля 2014 г.

Согласно позиции ФТС России, доведенной до сведения таможенных органов (письмо ФТС России от 28 мая 2012 г. № 23-20/26488 «О применении Решения Комиссии Таможенного союза»), Решение КТС № 728 не содержит переходных положений в отношении товаров, выпущенных условно и находящихся под таможенным контролем, в случаях выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации или передачи таких товаров во временное пользование до вступления в силу указанного Решения. В связи с этим таможенный контроль в отношении таких товаров проводится в части выполнения условий, установленных пунктом 2 Постановления № 883 без учета положений абзаца 3 пункта 4 Порядка.

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *