Судебная защита прав

Статья 11 ГК РФ. Судебная защита гражданских прав

1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд (далее — суд) в соответствии с их компетенцией.

2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

См. все связанные документы >>>

1. Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст. 46 Конституции.

Комментируемая статья закрепляет три важных положения. Во-первых, гражданские права подлежат защите в суде независимо от того, имеется ли соответствующее указание в ГК и иных законах; во-вторых, суд защищает не только права, но и законные интересы, при этом защите подлежит как нарушенное, так и оспариваемое право; в-третьих, судебный порядок является преимущественной, но не единственной формой защиты прав. Допускается и административный порядок защиты гражданских прав, однако он возможен только в случаях, предусмотренных законом, и за субъектом гражданского правоотношения сохраняется право обжаловать в суд решение, принятое в административном порядке. При этом право обжалования не зависит от того, предусмотрена ли такая возможность законом или иными правовыми актами.

2. В статье определены судебные органы, осуществляющие защиту гражданских прав. К ним отнесены суд общей юрисдикции, арбитражный суд и третейский суд. В последующем ГК использует общий термин — суд.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1) установил, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом.

Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона к федеральным судам отнесены: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и составляющие его систему федеральные суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и составляющие его систему федеральные арбитражные суды. Суды осуществляют судебную власть в Российской Федерации. При этом судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Третейские суды, упомянутые в п. 1 комментируемой статьи, не входят в судебную систему. В силу ст. 11 ГК они осуществляют защиту гражданских прав в соответствии с действующими о них нормативными актами. Однако спор на разрешение третейского суда может быть передан лишь при наличии соглашения об этом сторон спорного правоотношения. Выбор между государственными судами и третейским судом предоставлен спорящим сторонам.

3. В статье не разграничена компетенция между органами, входящими в судебную систему. Подведомственность дел каждому из судов определяется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом и иными законами.

Для разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов в процессуальном законодательстве использованы два критерия: субъектный состав спорящих сторон и (или) характер правоотношений, из которых возник спор. Прежде всего подведомственность спора предопределена субъектами спорных правоотношений. Споры с участием граждан — физических лиц, как правило, подведомственны судам общей юрисдикции. Споры с участием юридических лиц и граждан — индивидуальных предпринимателей рассматривает арбитражный суд. Это правило знает несколько исключений. Во-первых, в арбитражном суде рассматриваются дела с участием граждан — кредиторов по заявлениям о признании несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан — индивидуальных предпринимателей; во-вторых, заявления граждан о признании незаконными отказа или уклонения от их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В таких случаях основное значение для определения подведомственности отдается не субъектам спора, а характеру спорных правоотношений.

Этот же критерий использован при отнесении к компетенции судов общей юрисдикции разрешения споров между органами транспорта и организациями — клиентами, возникающих из договоров перевозки грузов в прямом международном железнодорожном, автомобильном и воздушном грузовом сообщении.

Основные критерии разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов определены в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 18 августа 1992 г. N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» (Вестник ВАС РФ. 1992. N 1. С. 84), а также в п. п. 13 — 15 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8.

4. Полномочия Конституционного Суда РФ установлены ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447). К ним отнесена проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Проверка осуществляется по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов.

5. Организация деятельности арбитражных судов определена Конституцией, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589) и АПК. К подведомственности арбитражного суда отнесены экономические споры, возникшие из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами — индивидуальными предпринимателями, между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; между субъектами Российской Федерации. Арбитражный суд рассматривает дела с участием организаций и граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или соглашением сторон спорного правоотношения.

Статья 22 АПК к экономическим относит споры о разногласиях по договору в случаях, предусмотренных законом, об изменении условий договора либо о его расторжении; споры о собственности; о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств и другие имущественные споры, возникающие в предпринимательской деятельности и вытекающие из гражданских отношений. Экономическими спорами законы об арбитражном суде называют также споры из административных и иных правоотношений, связанные с защитой гражданских прав организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе о признании недействительными ненормативных (индивидуальных) неправомерных актов государственных органов и органов местного самоуправления, отказ или уклонение от государственной регистрации организации или гражданина — индивидуального предпринимателя и в иных случаях, когда предусмотрена государственная регистрация и др.

Перечень экономических споров, перечисленных в ст. 22 АПК, не является исчерпывающим.

Арбитражные суды — это специализированные суды, задачей которых прежде всего является разрешение экономических споров в сфере предпринимательской деятельности. Поэтому все остальные споры, не отнесенные к подведомственности Конституционного Суда и арбитражных судов, разрешаются судами общей юрисдикции. В ст. 28 ГПК закреплен приоритет общей судебной подведомственности и установлено, что при соединении нескольких связанных между собой требований, из которых одно подведомственно суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

6. Третейские суды, хотя они и не входят в систему судебных органов Российской Федерации, названы в комментируемой статье судами, осуществляющими защиту гражданских прав. Третейский суд избирается сторонами гражданского правоотношения для разрешения возникшего или могущего возникнуть между ними спора о праве гражданском. Они могут быть созданы как гражданами, так и юридическими лицами.

Порядок создания третейского суда для рассмотрения споров, подведомственных судам общей юрисдикции, определен Положением о третейском суде (приложение N 3 к ГПК). Статья 1 Положения не допускает передачу гражданами в третейский суд споров по поводу трудовых и семейных правоотношений. Передача гражданами споров таким судам на практике почти не встречается.

Организация и деятельность третейских судов для разрешения споров, подведомственных арбитражным судам, установлена Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. (Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1700). Этим Положением предусмотрено создание третейских судов для рассмотрения конкретного дела или постоянно действующих судов. Последние получили достаточно широкое развитие. Постоянно действующие суды разрешают споры в соответствии с правовыми актами в форме положений, правил и иных актов, определяющих порядок предъявления исков и рассмотрения ими споров. Эти акты утверждаются органами — учредителями постоянно действующих третейских судов.

К постоянно действующим в Российской Федерации третейским судам прежде всего относятся Международный коммерческий арбитражный при ТПП РФ суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ. Деятельность МКАС регулируется Законом РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже» (Ведомости РСФСР. 1993. N 32. Ст. 1240), Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП РФ (приложение N 1 к Закону РФ «О международном коммерческом арбитраже») и Регламентом о нем, вступившим в силу 1 мая 1995 г. (Комментарий судебно-арбитражной практики. 1995. Вып. 2. С. 138). Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ действует на основании Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» и Положения о ней (приложение N 2 к Закону РФ «О международном коммерческом арбитраже»).

МКАС подведомственны споры, которые в зависимости от субъектного состава делятся на две категории: а) споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей; б) споры организаций с иностранными инвестициями, международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации между собой, между их участниками, споры с другими субъектами права Российской Федерации.

Стороны договора вправе включить в него так называемую «арбитражную оговорку», т.е. условие о передаче возникшего или могущего возникнуть гражданско-правового спора на рассмотрение третейского суда. Соглашение о передаче в третейский суд конкретного спора (при отсутствии оговорки) должно быть заключено в письменной форме. Согласно ст. 23 АПК споры, вытекающие из административных отношений, подведомственные арбитражному суду, не могут передаваться на решение третейского суда. В силу ст. 23 АПК соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение третейского суда может быть достигнуто и сообщено арбитражному суду до принятия им решения.

Решения третейских судов стороны исполняют добровольно. Решения Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, не исполненные добровольно, принудительно исполняются на основе исполнительных листов, выдаваемых судами (ст. 7 Закона об исполнительном производстве). Арбитражный суд при наличии предусмотренных нормативными актами оснований вправе отказать в выдаче исполнительного листа.

7. К административному порядку защиты гражданских прав, применяемому в предусмотренных законом случаях, можно отнести, во-первых, обжалование действий и актов государственных органов в вышестоящий по отношению к ним орган исполнительной власти; во-вторых, принятие государственными органами, наделенными юрисдикционными полномочиями, решений с использованием способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК, при соблюдении установленной нормативными актами процедуры.

В соответствии со ст. 371 ТК граждане и юридические лица, не согласные с постановлением таможенного органа, сначала подают жалобу в его вышестоящий орган — региональное таможенное управление и только после этого, если постановление таможни оставлено без изменения, иски предъявляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в арбитражный суд, а гражданами — в суд общей юрисдикции по месту нахождения таможни. (См. п. 15 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства // Вестник ВАС РФ. 1996. N 9. С. 119).

Также в административном порядке могут быть обжалованы решения налоговых органов. Однако в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1992. N 11. Ст. 527) юридические лица и граждане вправе выбирать между административным порядком защиты гражданских прав и судебным, т.е. обращаться в суд, минуя вышестоящий налоговый орган.

Административный порядок оспаривания патента или решения об отказе в выдаче патента установлен ст. ст. 22 и 29 Патентного закона. Возражения на отказ в выдаче патента и опротестование его выдачи направляются в Апелляционную палату. Жалоба на решение Апелляционной палаты может быть подана в Высшую патентную палату. И хотя Патентный закон не допускает передачи таких споров в суд, признавая решение Высшей патентной палаты окончательным, оно в силу п. 2 ст. 11 ГК может быть обжаловано в судебном порядке.

8. Иное содержание придано административному порядку защиты гражданских прав, осуществляемой антимонопольными органами и органами регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Законами о конкуренции, «О рекламе», «О защите прав потребителей» антимонопольные органы (Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации и его территориальные управления) в случае злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением и нарушения гражданских прав других лиц, прав потребителей, а также использования ненадлежащей рекламы наделены полномочиями возбуждать дела по заявлениям заинтересованных лиц или по собственной инициативе. Они рассматривают возбужденное дело с вызовом заинтересованных лиц, с соблюдением сроков, порядка, установленных правилами, принимают решение и на основании решения направляют предписание прекратить нарушение установленных этими законами запретов; восстановить первоначальное положение; заключить или расторгнуть договор с другим хозяйствующим субъектом или внести в него изменения; возместить причиненные убытки; осуществить контррекламу и др. Таким образом, антимонопольные органы применяют способы защиты гражданских прав, предусмотренные ст. 12 ГК.

Аналогичными полномочиями наделил Закон о естественных монополиях органы регулирования естественных монополий.

Дела, связанные с нарушением Закона о конкуренции, рассматриваются в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утв. Приказом ГКАП РФ от 25 июля 1996 г. (БНА РФ. 1996. N 4. С. 47). Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе был утвержден Приказом ГКАП РФ от 13 ноября 1995 г. N 147 (БНА РФ. 1996. N 3. С. 9).

Положение о порядке рассмотрения ГКАП РФ и его территориальными управлениями дел о нарушении законов и иных актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, действует в редакции, утв. Приказом ГКАП РФ от 4 апреля 1996 г. (РВ от 30 мая 1996 г.).

В соответствии со ст. 23 Закона о естественных монополиях порядок рассмотрения органами регулирования естественных монополий дел о нарушении этого Закона должен быть установлен Правительством РФ.

Все упомянутые законы предусматривают порядок обжалования в суд решений (предписаний), принятых антимонопольными органами и органами регулирования естественных монополий.

Антимонопольные органы и органы регулирования естественных монополий при защите гражданских прав в административном порядке имеют в своем распоряжении такие методы воздействия на нарушителей запретов, как принятие решения и дача на его основе хозяйствующим субъектам, органам исполнительной власти и местного самоуправления соответствующего предписания, применение штрафов и иных административных взысканий.

9. Полномочия антимонопольных органов и органов регулирования естественных монополий необходимо четко отграничивать от компетенции судов. Эти органы не вправе признавать недействительными неправомерные акты государственных органов и органов местного самоуправления, признавать недействительными полностью или частично гражданско-правовые договоры, взыскивать убытки и неустойку. Такие решения принимаются только судами.

В отличие от решений судов, имеющих обязательную силу для всех государственных органов и органов местного самоуправления, организаций и граждан и подлежащих исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 13 АПК), решения (предписания) антимонопольных органов обязательны лишь для тех лиц, которым они адресованы. Другое отличие состоит в том, что судебное решение подлежит принудительному исполнению; решение же антимонопольных органов и органов регулирования естественных монополий не может быть исполнено принудительно. Поэтому неисполнение предписания может повлечь наложение штрафа и (или) предъявление антимонопольным органом иска в суд.

Вместе с тем обращение в антимонопольные органы заинтересованных лиц имеет ряд преимуществ: а) не требуется уплата госпошлины; б) нет формальных требований к заявлениям; в) антимонопольный орган оказывает содействие в сборе доказательств и сам собирает документы, позволяющие установить доминирующее положение и злоупотребление гражданскими правами; г) его предписание может оказаться более эффективным и быстрым способом защиты нарушенных прав, чем обращение в суд. Этим объясняется ежегодное увеличение количества дел, возбуждаемых антимонопольными органами.

Необходимо подчеркнуть, что как общее правило сторонам гражданских правоотношений предоставлена возможность выбора между судебным и административным порядком защиты своих прав, а при обращении за защитой в административном порядке сохраняется право обжаловать принятое решение в суд.

10. Повышение роли судебной защиты гражданских прав, расширение компетенции суда в применении гражданского законодательства отражено во многих нормах ГК. Он отводит суду важную роль в осуществлении гражданских прав и в применении способов их защиты. Расширение случаев, когда заключение гражданско-правового договора становится обязательным для одной из сторон, придание судебному решению значения юридического факта усиливает влияние судебных актов на осуществление предпринимательской деятельности (см. ст. ст. 8, 421, 426, 445, 446 и др. и коммент. к ним).

Ряд норм ГК содержит оценочные критерии. Так, в силу ст. 151 ГК размер компенсации морального вреда определяется судом с учетом принципа добросовестности и разумности. Уважительность причин пропуска срока исковой давности гражданином оценивается судом (см. ст. 205 ГК и коммент. к ней).

Такие понятия, как добросовестное и разумное поведение, нормальное (необходимое) время, разумный срок и др., в ГК не конкретизированы, их содержание выявляется в судебной практике и пополняется судебным толкованием. Все это означает повышение роли суда в защите гражданских прав, значения судебной и судебно-арбитражной практики в применении ГК и других актов гражданского законодательства.

II. ПРИНЦИП СВОБОДНОГО ДОСТУПА К ПРАВОСУДИЮ

Ст. 46 КРФ – Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод

В Конституции РФ закреплено в статье 46 п.1 право граждан на защиту своих интересов в суде.

Сущность принципа свободного доступа к правосудию состоит в отсутствии чрезмерных необоснованных правовых и практических препятствий для рассмотрения дела в суде.

ЭЛЕМЕНТЫ:

1) СУБЪЕКТНЫЙ – свобода и равенство доступа всех субъектовк суду (кто вправе обратиться в суд)

2) КОМПЕТЕНЦИОННЫЙ — закреплена универсальная компетенция суда

А) предметный критерий– отвечает на вопрос » что может стать предметом судебного рассмотрения, предметом судебной деятельности». Предметная область задается принципом разделения властей. В суд можно принести все, но так, чтобы не нарушить принцип разделения властей. Суд не должен подменять собой иные ветви власти. Любой юридический вопрос, не нарушающий принципа разделения властей;

Б) территориальный критерий – суды должны быть доступны территориально.

Мало сказать – все имеют право на судебную защиту, необходимо обеспечить еще и территориальную доступность судов.

К примеру, первое звено системы арбитражных судов – АССФ, а учитывая размеры некоторых субъектов, доступность правосудия становится проблемой. Именно поэтому существуют постоянные судебные присутствия арбитражных судов – это вынесенные территориально подразделения суда, которые расположены не там, где суд, а в других мелких городахдля обеспечения территориальной доступности правосудия (пример о Красноярском крае).

Также проблема территориальной доступности решается с помощью видеоконференцсвязи.

Также территориальная доступность судов – это удобное расположение зданий судов (парковка, пандусы, лифты для инвалидов).

НЕТ РОССИЙСКОЙ ТЕРРИТОРИИ, НА КОТОРУЮ НЕ РАСПРОСТРАНЯЛАСЬ БЫ ЮРИСДИКЦИЯ РОССИЙСКИХ СУДОВ.

В) темпоральный/временной критерий

Правосудие осуществляется 365 дней в году, 24 часа в сутки.

Государственная власть отправляется непрерывно.

Достаточное количество судов и судей обеспечит право на рассмотрение дела в разумный срок

3) ПРАВИЛО ОРДИНАРНОГО СУДА И ДОЛЖНОГО СУДЬИ

Это институциональный элемент принципа свободного доступа к правосудию.

Ординарный суд это обычный суд, создание чрезвычайных судов запрещено.

Возможно ли существование сословных судов? (военные суды)

Ст. 47 КРФ: Никто не может быть лишен права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом.

4) ФИНАНСОВЫЙ

Предполагает разумные судебные издержки, разумный размер государственной пошлины по гражданским делам, финансовая доступность квалифицированной юридической помощи

5) ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ – состязательность в процессе ст.123 КРФ – Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон

Состязательность – такая форма организации судопроизводства, для которой характерны строгое расчленение функций обвинения, защиты и разрешения дела между прокурором(частным обвинителем), обвиняемым (защитником) и судом. Характерны процессуальное равноправие сторон обвинения и защиты, разбирательство дела путем полемики сторон перед независимым и беспристрастным судом. Суд отправляет правосудие, он не оправдывает и не обвиняет , он только разрешает дело по существу.

Суд освобожден от обвинительного уклона.

III. ПРИНЦИП ПРЕЗУМПЦИИ НЕВИНОВНОСТИ.

«Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». cт.49 п.1 Конституции РФ

Презумпция – общее правило, отображающее устойчивые, неоднократно повторяемые и наблюдаемые связи между фактами, событиями, явлениями, состояниями, свойствами.

Правовая презумпция– закрепленное в законе правило, предполагающее наличие или отсутствие фактов до представления доказательств противного, т.е. пока не опровергнуто, предполагается данный факт. Это т.н. опровержимая презумпция.Или существует неопровержимая презумпция – правило, запрещающее опровержение этих фактов.

Применение презумпции состоит в том, что при наличии одного факта делается вывод о существовании другого факта.Последний выводится из первого, презюмируется.

Примеры презумпции:

1) признание вины – царица доказательств

-если подсудимый признает свою вину, это лучшее доказательство его виновности, основано на том, что невиновный на себя наговаривать не будет

2) свидетельство родителей против своего ребенка– родитель никогда своего ребенка оговаривать не будет

3)незнание закона не освобождает от ответственности — это факт, выводимый из первого, а презумпция такова:

Опубликованные и доведенные до всеобщего сведения законы известны всем, ст.15 ч.3 КРФ: подлежат применению только опубликованные и доведенные до всеобщего сведения законы

Конечно, редко, но бывают исключения из этого правила

4) невиновности

ст 49 ч.1 КРФ – пример правовой презумпции, противоречащей тому логическому понятию презумпции, которое мы дали выше. Презумпция основывается на основе обобщения опыта, и потому логичнее ввести презумпцию виновности. Обвинительных приговоров гораздо больше, чем оправдательных.

Презумпция в логике — это результат обобщения опыта, и здесь опыт бы заставил нас ввести презумпцию виновности.

Сущность: пока нет вступившего в законную силу обвинительного приговора, каждый считается невиновным.

Следствия презумпции невиновности:

1) Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность

2) Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого

3) Действует на всех стадиях уголовного процесса, значит, будучи презумпцией в лице государства, государство и его должностные лица обязаны относиться к обвиняемому как к невиновному. Хотя, конечно, субъективно сторона обвинения уверена в виновности.

Даже суд надзорной инстанции должен руководствоваться презумпцией невиновности, хотя там же пересматривается приговор уже вступивший в законную силу. И даже в надзоре гражданин не обязан оправдываться.

Предположение невиновности может быть опровергнуто только в установленном законом порядке. Если этот порядок не соблюден, лицо должно быть оправдано.

Ст. 50 ч.2 КРФ – доказательства, полученные с нарушением закона, не могут быть положены в основу судебного акта.

Недоказанная виновность в юридическом отношении приравнивается к доказанной невиновности, т.е. оставление под подозрением не допускается. Наступает полная реабилитация, т.е. полное восстановление прав лица, нарушенных незаконным осуществлениемУГ преследования.Гл.18 УПК устанавливает порядок реабилитации лиц, в отношении которых постановлен оправдательный приговор.

Внутрипроцессуальные следствия: отсутствие бремени доказывания невиновности, отношение в процессе как к невиновному, пока не вынесен приговор.

Внепроцессуальные(социальные) следствия презумпции невиновности:

1) Лицо, обвиняемое в совершении преступления, не может фигурировать в СМИ как несомненный преступник;

2) До вступления приговора в силу лицо не может быть лишено семейных, социальных, избирательных, трудовых и других прав

3) Органы предварительного следствия обязаны собирать не только изобличающие, но и оправдывающие доказательства, т.к. в силу презумпции невиновности обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Существуют неопровержимые презумпции, отличные от фикций (объявление несуществующего существующим): к УО можно привлечь по общему правилу с 16 лет, а за отдельные преступления – возраст УО 14 лет. На чем основано это правило? На том, что предполагается неопровержимым образом, что до достижения этого возраста отдавать себе отчет в совершаемых действиях с такой степенью, чтобы можно было вменить лицу совершение преступлений, ребенок не может. Конечно, можно найти детей, и в 12 лет прекрасно понимающих и совершивших преступление осознанно, но презумпция неопровержимая, потому до 14 ВООБЩЕ не привлекается к УО.

Но, подавляющее большинство правовых презумпций – опровержимые, в т.ч. о незнании закона.

IV. ПРИНЦИП ЯЗЫКА СУДОПРОИЗВОДСТВА.

Суть принципа:Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке; Обеспечивается возможность пользоваться услугами переводчика в порядке, предусмотренном УПК; Следственные, судебные документы, в соответствии с порядком, установленным УПК, передаются обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой, им свободно избранный в качестве языка общения.

СТАТЬЯ 10 ФКЗ «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ»:

Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

1. Судопроизводство и делопроизводство в КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, других арбитражных судах, военных судахведутся на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикциимогут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Судопроизводство и делопроизводство у МС и в других судах субъектовРоссийской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Однако, если суд располагает доказательствами того, что лицо владеет языком судопроизводства, оно не имеет право избирать какой-либо «экзотический» язык, с целью затруднить судопроизводство.

Помимо языка судопроизводства и делопроизводства, в законе «О языках народов России» говорится о делопроизводстве в правоохранительных органов РФ (государственный язык РФ) и субъектов (РФ или республики)

Документы оформляются на государственном языке Российской Федерации, если гражданин, обратившийся за совершением нотариального действия, не владеет тем языком, на котором ведется делопроизводство.

«О государственном языке РФ»:

Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию во всех видах судопроизводства и во всех судах

Этот принцип также закреплен в других федеральных законах (в процессуальном законодательстве), право на пользование услугами переводчика.

1) Ст. 33 ФКЗ «о КС РФ»

2)Ст. 9 ГПК (или)

3)Ст.18 УПК

4)Ст.24.2 КоАП (наряду с государственным языком производство может вестись на государственном языке республики)

5)Ст.12 АПК

Формулировки весьма противоречивы: «на государственном языке РФ, а также на государственном языке республики», в другом случае фигурирует союз «или».

Принцип языка судопроизводства распадается на 2 элемента:

1) Устная коммуникация(естественно, либо на русском, либо на государственном языке республики с предоставлением переводчика; решается путем участия в процессе переводчика)

2) Оформление, составление процессуальных документов – письменная коммуникация

1) УПК подчеркивает, что переводчик предоставляется бесплатно, обеспечивает суд. Только УПК!

Иные кодексы не делают такого акцента на бесплатности.

«Лицам предоставляется ПРАВО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ УСЛУГАМИ ПЕРЕВОДЧИКА».

В ГПК установлено, что расходы на переводчика могут входить в состав судебных расходов, а судебные расходы взыскиваются с проигравшей стороны.

В ГПК также по поводу переводчика существует дифференциация в зависимости от того, является лицо, нуждающееся в переводчике, гражданином РФ или иностранным гражданином. В уголовном процессе иностранные граждане также получат переводчика бесплатно.

2) Элемент письменной коммуникации распадается на 2 части:

А) на документы, которые суду подает лицо, не владеющее языком судопроизводства;

Б) на порядок составления судебных документов судом и вручение этих документов лицу, которое не владеет языком

Ст. 18 УПК специально устанавливает, что документы, подлежащие вручению субъекту (подозреваемому, обвиняемому, подсудимому), не владеющему языком судопроизводства, должны быть переведены на его родной язык.

Но такого правила нет ни в ГПК, ни в АПК, ни в КоАП.

Лицо, не владеющее языком, имеет право подавать жалобы и заявления на своем родном языке, т.е. может обращаться на своем языке не только устно, но и письменно. А процессуальные документы будут составляться на языке судопроизводства, и норма о том, что их надо переводить для такого лица, есть только в УПК.

Этот принцип проходит через целый ряд законов(о языках народов России, о государственном языке РФ), закреплен во всех процессуальных кодексах, регулирует разнообразные аспекты осуществления правосудия – от языка, на котором функционирует сам суд, до проблемы перевода процессуальных документов, вручаемых участнику процесса уже исходя из того, что он не владеет языком, на котором ведется судопроизводство.

V. ПРИНЦИП ТРАНСПАРЕНТНОСТИ ПРАВОСУДИЯ(открытость судебной власти и судебных органов)

Сущность:состоит в открытости всех аспектов жизни судебной власти. Не просто доступ публики в залы судебных заседаний, но в значительной степени более широкое понимание открытости, открытость вообще информации о деятельности судов, органов судейского сообщества, в судоустройственном и судопроизводственном смысле.

Смысл этого принципа– создание механизма общественного контроля за правосудием, механизма, обеспечивающего доверие к суду. Тайное, закрытое правосудие – первейшая угроза прав и свобод личности, ведь суд есть сосредоточие колоссальной власти, а демократия требует подконтрольности всякой власти, в т.ч. и судебной.Смысл общественного контроля в том, чтобы судьи не превращались в неприкасаемую касту жрецов. Суд, конечно, сам по себе независим, но в то же время требует обратного контроля со стороны общества. Этот контроль требует открытости информации о деятельности судов.

Элементы:

1) Гласность заседаний– публика свободно допускается в залы судов

Разбирательство во всех судах открытое, публичное – ст. 123 ч.1 КРФ

Закрытое разбирательство допускается в случаях, предусмотренным ФЗ

Основания для проведения закрытых заседаний (слушание дела в закрытом режиме):

-дела о государственной тайне

-дела об усыновлении

-дела, связанные с коммерческой тайной

-дела против несовершеннолетних

-дела, связанные с половой неприкосновенностью личности

Доступ публики объективно ограничен обстоятельствами: всех впустить нельзя.

Залы судебных заседаний должны быть такими, чтобы можно было обеспечить доступ публики в судебное заседание.

2) Информация о делах и судебных решениях

Публика вправе знать о содержании судебных решений, публикующихся в Интернете, о том, какое дело будет слушаться, публика вправе получать доступ к материалам дел

3) Открытость информации о порядке назначения судей на должность и о снятии их с должности.

Вопрос: является ли открытой процедура назначения судей? Только на начальном этапе: известно только то, что объявляется конкурс. И затем, на конечном этапе, когда Президент подписывает указ о назначении. Процедура назначения также должна быть открытой и гласной.Деятельность органов судейского сообщества также является предметом этой открытости.

4) Ознакомление с опубликованными текстами судебных актов

Согласно ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ», в сети Интернет размещаются тексты судебных актов. Решения по гражданским и административным делам размещаются после их принятия, а приговоры – после их вступления в законную силу

Ст.15 ч.3 устанавливает правила, обеспечивающие баланс между защитой персональных данных и открытостью информации о рассмотрении дел в судах: из текста исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов судей, прокурора, адвоката. Вместо исключенных персональных данных используются обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса.

Положения о государственной и иной охраняемой законом тайне также исключаются. Если дело слушается в закрытом режиме(например, о Г тайне), то решение будет опубликовано, но с изъятием сведений, составляющих государственную тайну.

Не публикуются судебные акты:

А) затрагивающие безопасность государства

Б) возникающие из семейно-правовых отношений

В) о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности

Г) об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным

Д) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и психиатрическом освидетельствовании

Е) о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния

Ж) об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции

5) доступ к самим материалам дел, как находящихся еще в производстве, так и находящихся уже в архиве

Чтобы ознакомиться с материалами дела, хранящегося в архиве, информация, содержащаяся в деле, не должна составлять охраняемой законом тайны.

С делом, которое находится на рассмотрении, ознакомятся могут только участники процесса.

Информацию публика может получить через запрос информации о деятельности судов, ст.18.

НО: познакомиться с доказательствами таким образом все равно нельзя, можно послать лишь запрос, в нем ставятся вопросы кто, где, когда, но нельзя, к примеру, спросить о наличии в деле определенной справки, нельзя узнать о доказательствах, о составе дела.Через запрос можно получить только минимум информации.

Основания для отказа в ответе на запрос:

П.5 Информация не предоставляется, если она является вмешательством в осуществление правосудия

П.6 Информация не предоставляется, если ее предоставление не позволяет обеспечивать безопасность участников судебного разбирательства

П.8 Информация не предоставляется, если в запросе ставится вопрос о толковании нормы права, разъяснении ее применения или правовой оценке судебных актов, выработке правовой позиции по запросу, проведении анализа судебной практики или выполнении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

6) взаимоотношение суда и СМИ

ст. 6 Европейской конвенции перечисляет основания к ограничению публичности судебного разбирательства.

Также основанием может служить ситуация, когда, по мнению суда это строго необходимо, — при обстоятельствах, когда гласность может нарушать интересы правосудия.

Недопустимость втягивания в суд через СМИ: СМИ «обрабатывает» судью, присяжных заседателей.

Европейский суд указал, что при конфликте интересов правосудия и свободы слова, свободу слова, конечно, можно ограничить в целях обеспечения авторитета власти. Но все будет зависеть от конкретных обстоятельств дела, т.е. если общество объективно заинтересовано в этой важной информации, то запретить публикацию этой информации нельзя. Т.е. существуют ситуации, когда интересы правосудия должны уступить.

Проблема критики самих судей:

В тех случаях, когда критика не носит оскорбительного характера, а касается болезненных для общества вопросов, критика возможна. Также, важно, как и в каких словах написана критика.

«Судья должен пользоваться доверием общества, чтобы успешно выполнять возложенные на него задачи. Следовательно, это доверие необходимо защищать от разрушительных и в большой степени необоснованных нападок, особенно учитывая тот факт, что юрисдикционная функция судьи лишает его права на ответ».

Судья по существу (формально то может) не может сам предъявить иск об опровержении сведений, порочащих его честь и достоинство. Этим занимается прокурор, ведь защищать судью от необоснованных нападок должно государство.

VI. ПРИНЦИП УЧАСТИЯ НАРОДА В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ

Ст.32 КРФ ч.5 — граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Сущность принципа: преодоление жреческого характера правосудия. Доверие есть фундамент правосудия, а одним из элементов этого доверия как раз и является преодоление кастового характера.

2 основные формы отправления народом правосудия:

А) суд присяжных– такая форма участия народа в отправлении правосудия, при которой присяжные заседатели не образуют с профессиональным судьей единойколлегии; присяжные решают вопросы факта, а судья – вопросы права(квалификация и наказание);

Б) суд шеффенов– такая форма участия народа в отправлении правосудия, при которой образуется единая коллегия, единый состав суда; функции профессионального судьи и шеффенов одинаковы, т.е. они решают и вопросы факта, и вопросы права.

При нарушении прав и интересов граждан либо организаций другими лицами, а также угрозе их нарушения в будущем, отсутствии их добровольного восстановления устанавливается объективная потребность в применении различных мер защиты (способов защиты).

Способ защиты права – это категория материального (регулятивного) права. Они отражены в статье 12 Гражданского кодекса РФ.

Защита гражданских прав реализуется следующими способами:

– признание права;

– восстановление положения, которое было до нарушения;

– пресечение действий, которые нарушают право или создают угрозу для их нарушения;

– признание оспариваемой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности;

– применение последствий недействительности ничтожной сделки;

– признание недействительными актов государственных или муниципальных органов и т.д.

Принято различать способы и формы защиты права.

Форма защиты права – это категория процессуального плана. Под формой защиты понимают определяемую законом работу компетентных органов по защите интересов, т.е. по определению фактических обстоятельств, применению к ним разных норм, установлению способа защиты, принятию решения и контролю за его исполнением.

Использование вышеперечисленных способов защиты права, т.е. неких мер принуждения в отношении нарушителя, применяется в рамках не одной, а нескольких форм защиты.

Множественность форм защиты связана с действием нескольких факторов. К ним относят: специфику подлежащих защите и охране прав, сложность познания правоотношений и охраняемых прав, степень развития демократических процессов в обществе, правовые традиции.

Процесс защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав реализуют в соответствии с подведомственностью дел суды общей юрисдикции (в том числе, мировые судьи, арбитражные и третейские суды).

Защита гражданских прав в административном порядке реализуется только в случаях, которые предусмотрены законом. Согласно статье 11 ГК РФ принятое в административном порядке решение может быть обжаловано в суде.

Функции по охране бесспорных прав и интересов осуществляют также нотариусы и иные должностные лица, которые обладают правомочием на совершение нотариальных действий.

Ряд трудовых споров рассматривают на месте возникновения конфликтов комиссии по трудовым спорам, а коллективные трудовые споры решаются примирительными комиссиями и трудовыми арбитражами.

В системе разных форм защиты права главную роль выполняет судебная форма как универсальная и детально регламентированная положениями гражданского процесса. Она предоставляет надежные гарантии в правильном применении закона, определении действительно существующих прав и обязанностей различных субъектов.

Защита нарушенных прав человека судами общей юрисдикции выступает наиболее эффективной и цивилизованной формой.

Согласно статье 4 ФКЗ «О судебной системе РФ» к судам общей юрисдикции относят:

– Верховный Суд РФ,

– верховные суды республик, краевые и областные суды,

– суды городов федерального значения,

– суды автономной области и автономных округов,

– районные суды,

– военные и специализированные суды.

Деятельность судов реализуется в демократической процессуальной форме, которая нацелена, прежде всего, на защиту интересов граждан и организаций. Подобную деятельность называют правосудием по гражданским делам.

Правосудие относят к важнейшим сферам государственной деятельности. Правосудие призвано обеспечить защиту прав и законных интересов отдельных субъектов и всей сложившейся в государстве системы общественных отношений.

Право на судебную защиту – это конституционное право граждан и организаций. В части 1 статьи 46 Конституция РФ отмечено, что каждому гарантирована судебная защита его интересов и свобод. Согласно части 3 статьи 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Судебная власть в рамках охраны гражданских прав судами общей юрисдикции реализуется путем отправления правосудия.

Гражданским процессом (гражданским судопроизводством) называют порядок производства по гражданским делам, который определяется нормами процессуального права.

Под гражданскими понимают дела, которые исходят из широкого набора правоотношений (конституционных, административных, гражданских, трудовых, семейных и т.д.).

К задачам гражданского судопроизводства относят защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и интересов граждан и организаций, охрану государственных и общественных интересов, предупреждение правонарушений.

Средство судебной защиты гражданского права 3 буквы

Другие вопросы к слову Иск

  • Заявление в суд или арбитраж о разрешении какого-нибудь гражданского спора
  • Вид судебного заявления
  • Заявление в суд или арбитраж с просьбой о защите гражданских прав или о разрешении гражданского спора
  • Заявление в суд
  • Заявление поданное в арбитраж
  • Обращение в арбитраж
  • Обращение в суд с требованием защиты гражданских прав
  • Письменное заявление в суд о защите гражданский прав
  • Судебная бумага
  • Стук» на ближнего через суд
  • Применительно к российскому законодательству
  • Арбитраж о разрешении спора
  • Мешанина из слова «икс»
  • Обращение в суд за защитой
  • «Кси» в обратную сторону
  • Заявление о защите своих прав
  • Судебная претензия к кому-либо
  • Его подаёт истец
  • Перевёрнутая «кси»
  • «Телега» в суд
  • Что в суд несут?
  • Претензия
  • Встречный в суде
  • Заявление Фемиде
  • Прелюдия к тяжбе
  • «Возбуждающая» заявка
  • «Стук» в суд
  • «Качание» прав
  • «Телега», едущая в суд
  • Предъява в суде
  • Кляуза в суд
  • Телега на ответчика
  • Заявка на «судный день»
  • Виндикация как заявка
  • Регрессный … в праве
  • Виндикационный …
  • Официальный поиск правды
  • Заявка на возбуждение дела
  • Вчинить …
  • Заявление в арбитраж
  • Судебная жалоба
  • Обвинение на бумаге
  • Начало судебной разборки
  • Юридическая бумага
  • Его рассматривают в суде
  • Претензия к ответчику
  • Бумага в суд
  • Что такое виндикация?
  • Притензия к ответчику
  • Судебная претензия
  • Судебное требование
  • «Телега» Фемиде
  • Судебная притензия
  • Юридическая претензия
  • Встречный судебный …
  • Жалоба, поданная в суд
  • Поданная в суд претензия
  • Подача в суд
  • Материальная претензия
  • Анаграмма к слову «икс»
  • Юридическое средство защиты нарушенного, оспариваемого права или охраняемого законом интереса
  • Заявление в суд или арбитраж о разрешении гражданского спора
  • Заявление в суд о защите своего нарушенного права
  • Заявление в суд о защите своего нарушенного права или охраняемого законом интереса

Реализация права на судебную защиту в гражданском судопроизводстве



В Российской Федерации человек, его права и свободы признаются высшей ценностью . Вместе с тем реализация прав в некоторых случаях представляется затруднительной, например, в связи с правонарушениями, и для того, чтобы обеспечить реализацию тех или иных прав и устранить препятствия в этом, устанавливаются определенные гарантии.

Гарантии прав можно определить как совокупность условий, средств и способов обеспечения надлежащей реализации прав и свобод. Различают экономические, политические, социальные и правовые гарантии. С юридической точки зрения нас интересуют, прежде всего, правовые гарантии. Их особенность заключается в том, что они являются и субъективными правами, и в то же время процессуальными гарантиями реализации иных прав.

Особое значение среди правовых гарантий имеет право на судебную защиту, поскольку оно выступает в качестве гарантии реализации практически всех иных субъективных прав. Эта гарантия проявляется в том, что обладатель того или иного права имеет возможность обратиться в суд за восстановлением своего права в случае какого-либо нарушения. И многочисленность подобных нарушений обуславливают актуальность темы данной научной статьи.

Право на судебную защиту закреплено в нормах международного права — во Всеобщей декларацияи прав человека 1948 г. (ст. 8), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ст. 6), Международном Пакте о гражданских и политических правах 1966. (ст. 14) и других международно-правовых документах.

Кроме того, право на судебную защиту закреплено в национальном законодательстве, в частности, в Конституции РФ .

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Это право относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, находясь во взаимосвязи с обязанностью государства охранять достоинство личности и обеспечивать приоритет ее прав и свобод.

Содержание права на судебную защиту применительно к гражданскому судопроизводству раскрывается в статье 3 ГПК РФ, которая закрепляет возможность заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. При этом содержание права на судебную защиту по своему объему является достаточно широким. Так, в нем можно выделить два аспекта — право на обращение в суд (право на предъявление иска) и право на правильное и справедливое рассмотрение и разрешение дела. Кроме того, право на судебную защиту включает в себя право на свою и право на «чужую» (т. е. судебную) деятельность по защите нарушенного (оспоренного) субъективного права .

Конституционный Суд в своих Постановлениях установил обязанность законодателя предоставить участникам судопроизводства гарантии права на судебную защиту, обеспечивающие ее полноту и своевременность, эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости .

Европейский суд также высказался по этому вопросу: в соответствии с толкованием решения Европейского Суда по делу Эйри против Ирландии, Европейская Конвенция требует от государств, её ратифицировавших, не только не препятствовать реализации прав, но и совершать определенные позитивные действия, обеспечивающие доступ к правосудию .

Федеральный законодатель предпринял попытку исполнить возложенную на него обязанность, закрепив соответствующие гарантии в ГПК РФ.

Так, в статье, закрепляющей право на судебную защиту, устанавливается недействительность отказа от права на обращение в суд . Это связано с тем, что отказываясь от этого права, лицо фактически лишает себя наиболее эффективной защиты своих прав и свобод, как уже нарушенных или оспоренных, так и тех, что могут быть нарушены или оспорены в будущем.

К числу гарантий можно отнести также положения ГПК РФ, регулирующие порядок предъявления иска и обеспечивающие тем самым реализацию этой возможности на практике .

Гражданско-процессуальный кодекс устанавливает возможность реализовывать свое право на судебную защиту не только непосредственно, но и через представителей, а в некоторых случаях при содействии прокурора, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан . Речь, как правило, идет о случаях, кода лицо по состоянию здоровья, в силу возраста или по иным причинам не может самостоятельно защитить свои права, свободы и законные интересы. При этом, согласно правилам ч. 2 ст. 45 ГПК РФ, в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска.

К числу гарантий можно отнести также закрытый перечень оснований отказа в принятии или возврата искового заявления . Более того, Гражданско-процессуальный кодекс закрепляет возможность подачи частной жалобы на определение суда о возвращении заявления.

Также необходимо помнить о двухаспектности права на судебную защиту, первый аспект (право на обращение) обеспечивается приведенными выше гарантиями. Второй аспект данного права (право на правильное и справедливое рассмотрение и разрешение гражданского дела) также обеспечивается определенными гарантиями. В этом случае в качестве гарантий права граждан на судебную защиту выступают институты подведомственности и подсудности, обеспечивающие надлежащее рассмотрение дела надлежащим судом, что связано с необходимостью рассмотрения дела тем судом и тем судьей, уровень квалификации и опыт которого позволяют ему правильно рассмотреть и разрешить дело. Кроме того, когда мы говорим о такой разновидности подсудности, как территориальная подсудность, нам также следует иметь в виду то, что территориальная подсудность во многом призвана обеспечить удобство гражданского судопроизводства.

В качестве гарантии правильного и справедливого судебного разбирательства можно рассмотреть также неизменность судебного состава.

Гарантией права на судебную защиту является также возможность обжалования судебных решений, как вступивших, так и не вступивших в законную силу . Кроме того, летом 2018 года были внесены изменения в ФКЗ «О судебной системе» в связи с созданием института апелляционных и кассационных судов, которые призваны поспособствовать дополнительному обеспечению независимости судей и улучшению качества рассмотрения дел .

Таким образом, и международное, и национальное законодательство закрепляют гарантии прав человека, в том числе, право на судебную защиту. Право на судебную защиту имеет важнейшее значение, что подтверждается его закреплением в Конституции РФ, Основном Законе нашей страны. Это обусловлено тем, что право на судебную защиту гарантирует реализацию практически всех иных субъективных прав, и, вместе с тем, выступает в качестве самостоятельного субъективного права, также нуждающегося в правовых гарантиях, некоторые из которых закреплены в Гражданско-процессуальном кодексе.

Литература:

В литературе высказывается точка зрения, в соответствии с которой право на судебную защиту не включает в себя право на обращение в суд, и право на обращение в суд рассматривается как юридический факт, запускающий механизм реализации права на судебную защиту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *