Трудовой договор с государственным служащим

Содержание

Определение 1

Государственным служащим является лицо, нанятое органами государства в соответствии Конвенцией МОТ № 151. Государственный служащий – человек, который принят на работу и пользуется защитой против действий дискриминализационного характера в области занятости.

То есть вышеназванная Конвенция рассматривает государственного служащего как работника по найму.

Трудовой кодекс РФ предусматривает распространение трудового законодательства и других трудовых нормативных актов на госслужащих, с особенностями, которые имеются в федеральном законодательстве, в иных правовых актах субъектов РФ о государственной гражданской и муниципальной службе.

Замечание 1

Ученые, занимающиеся вопросами трудового права, Е.А. Ершова, К.Н. Корнийчук и др. отмечают необходимость принятия мер правового регулирования труда госслужащих в отдельной главе ТК РФ.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 года трактует положение о госслужбе несколько иначе, чем Трудовой кодекс. Федеральные законы и другие нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, которые касаются норм трудового права применимы к отношениям, связанным с гражданской службой, только в той части, которая не урегулирована данным ФЗ.

Мы наблюдаем определенные разночтения в федеральных законах, тем не менее фундаментальные принципы трудового права должны служить основой регулирования служебных отношений государственных гражданских служащих.

Понятие «контракт» впервые было употреблено в ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» 2003 года. Федеральный закон закрепляет следующие нормы. На госслужбу по контракту принимаются граждане, владеющие государственным языком и достигшие возраста, определенного федеральным законом. Но определения контракта в документе нет. Есть специфическое понятие «служебный контракт».

Замечание 2

Здесь следует отметить, что изначально под контрактом понималась разновидность договора. В современном русском языке слова «контракт» и «договор» – синонимы.

Закон о государственной гражданской службе (ст.23) гласит, что служебный контракт является соглашением при приеме на работу гражданина. Это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или соглашение между представителем нанимателя и гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. В служебном контракте определены права и обязанности сторон. Нанимающая сторона предоставляет возможность прохождения гражданской службы, замещения определенной должности в соответствии с законом, своевременно и полностью выплачивает денежное содержание и предоставляет социальные гарантии. Гражданин, поступающий на работу, должен исполнять свои обязанности по должностному регламенту и соблюдать служебный распорядок.

Нанимающую сторону представляет руководитель, заместитель либо представитель нанимателя, который осуществляет свои полномочия от имени Российской Федерации или ее субъекта.

В законе говорится о том, что служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, но это не совсем так. Права и обязанности по контракту принадлежат государственному органу. Работодателем гражданского служащего выступают Российская Федерация или соответствующий субъект Федерации. Поэтому представитель нанимателя не является стороной служебного контракта, а действует от имени государственного органа.

Определение 2

Служебный контракт – это юридический факт, который лежит в основе служебных правоотношений и приобретения сторонами соответствующих прав и обязанностей, определяющих правовой статус государственных гражданских служащих.

Содержание и форма служебного контракта

В Законе о государственной гражданской службе в ст. 24 говорится о содержании и форме служебного контракта. Служебный контракт содержит ФИО гражданина и наименование государственного органа или ФИО представителя нанимателя. Опять же здесь происходит допущение некоторой неточности, и категории «представитель нанимателя» и «государственный орган» смешиваются. Более точной была бы редакция такого содержания: «В служебном контракте указываются ФИО государственного гражданского служащего и наименование государственного органа, а также ФИО, должность, основания полномочий его представителя».

К условиям служебного контракта относят:

  • указание сведений о том, какая должность замещается, в каком подразделении государственного органа;
  • когда начали исполняться должностные обязанности;
  • размещение прав и обязанностей, должностного регламента;
  • условия мед.страхования и других видов страхования;
  • размещение прав и обязанностей нанимающей стороны;
  • определение условий профессиональной служебной деятельности и льгот за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях;
  • определение режима служебного времени;
  • определение условий выплаты заработной платы: размер оклада, надбавки, доплаты;
  • определение условий социального страхования, связанных с профессиональной деятельностью.

Также служебный контракт может содержать:

  • испытательный срок при поступлении;
  • подписку о неразглашении сведений, которые составляют государственную тайну, информацию служебного характера, если должностным регламентом это предписано;
  • вменение в обязанность после получения профессионального образования, если на его получение были использованы бюджетные средства, проходить государственную службу;
  • демонстрацию результатов работы в форме показателей и соответствующие этим показателям условия оплаты труда;
  • другие условия, не приводящие к ухудшению положения работника и соответствующие закону о государственной службе и другим актам.

Бывают случаи, когда нужно изменить условия контракта, это можно сделать только по соглашению обеих сторон в письменной форме.

Замечание 3

Если служебный контракт является срочным, в нем должен указываться срок его действия, и по какой причине этот контракт заключен.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей служебный контракт предусматривает ответственность сторон. Если обязанности не установлены служебным контрактом, требовать их выполнения государственным служащим запрещено. Служебный контракт должен иметь два письменных экземпляра, подписанных сторонами. Один экземпляр находится у государственного служащего, другой – в личном деле поступающего на работу. Форма такого контракта утверждается Президентом страны.

Сроки служебного контракта

Срок служебного контракта строго регламентирован. Для замещения должности может быть заключен контракт на неопределенный срок и срочный контракт. Заключение срочного контракта варьируется от 1 года до 5 лет. Заключается в тех случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок. Срочный контракт заключается:

  • когда должность относится к категории «руководители» или «помощник (советник)»;
  • когда человек принимается на службу на период отсутствия прежнего служащего по причине, не нарушающей закона. Если государственный служащий покидает службу по причине, предусмотренной законодательством, за ним сохраняется его место;
  • когда должность замещается после окончания обучения и последующего прохождения службы;
  • если должность замещается в представительствах РФ: дипломатических корпусах, консульствах, находящихся за пределами РФ;
  • если человек приходит на службу в орган, созданный на определенный срок, для выполнения конкретных функциональных задач;
  • если гражданский служащий по соглашению сторон отсутствует временно;
  • если гражданский служащий достиг предельного возраста, который установлен для пребывания на гражданской службе, но срок его работы продлен в соответствии с законодательством;
  • если человек принимается на должность, которая предусматривает особые условия оплаты труда.

Законом установлен предельный возраст пребывания на гражданской службе – 60 лет. Если человек достиг предельного возраста, срок его пребывания на гражданской службе может быть увеличен. Такое решение принимает представитель нанимателя, но не более, чем на 5 лет, если служащий является помощником (советником) государственного должностного лица, то до окончания срока полномочий этого лица.

Замечание 4

Гражданин, достигший предельного возраста, может работать в государственном органе при заключении срочного служебного контракта. Должность не должна являться должностью гражданской службы.

В законе опять есть небольшое несоответствие, а именно с руководителями контракт может быть заключен как на определенный, так и на неопределенный срок. А с помощниками (советниками) заключается только срочный контракт, ограниченный сроком полномочий руководителя. Но так как с руководителями могут быть заключены бессрочные контракты, значит должна быть предусмотрена норма о заключении бессрочного контракта с помощниками.

Заключение служебного контракта

Основанием для заключения служебного контракта служит приказ государственного органа о назначении на должность.

Гражданин обязан предоставить при принятии на службу:

  • заявление о замещении должности;
  • анкету в письменной форме за подписью заполнившего ее;
  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • СНИЛС;
  • документ из налоговых органов;
  • документ воинского учета;
  • диплом об образовании:
  • справки о доходах, имуществе и имущественных обязательствах.

Служебный контракт не может быть причиной ухудшения условий прохождения гражданской службы и ущемлять права служащего.

После того, как контракт подписан сторонами, он считается действующим. Нанимающая сторона обязана ознакомить при приеме гражданского служащего с внутрислужебными документами, распорядком и другими документами, имеющими отношение к должностным обязанностям поступившего на службу. Гражданин получает служебное удостоверение установленного образца.

Контрактом может быть предусмотрен испытательный срок с целью проверки на соответствие замещаемой должности. Испытательный срок может быть разным и варьироваться от 3 месяцев до 1 года. Если условие об испытательном сроке в контракте отсутствует, это означает, что служащий принят на работу без испытания. Испытательный срок не устанавливается:

  • беременным;
  • впервые поступающим на гражданскую службу после получения образования, когда в период получения образования был заключен договор о прохождении гражданской службы;
  • для граждан, принятых на должность руководителя или помощника;
  • для граждан, которые переведены на службу по причине реорганизации или ликвидации гос. органа.

Если служащий переведен из другого государственного органа, не по причине реорганизации или ликвидации учреждения, ему назначается испытательный срок от 3 до 6 месяцев. По окончании испытания гражданскому служащему присваивается классный чин, если он отсутствует. Если во время испытательного срока наступила нетрудоспособность, этот период не засчитывается. Если испытательный срок закончился с неудовлетворительным результатом, нанимающая сторона имеет право:

  • вернуть гражданского служащего на ранее занимаемую должность;
  • расторгнуть контракт до истечения испытательного срока, предупредив служащего письменно за три дня, указав причины расторжения контракта.

Замечание 5

Гражданский служащий, не прошедший испытательный срок, может обратиться в суд и обжаловать решение нанимающей стороны.

Гражданский служащий также может расторгнуть контракт по собственному желанию, предупредив об этом нанимающую сторону письменно за три дня.

Условие об испытательном сроке в законе трактуется как исключительно договорное. Правильнее было бы определить так: «служебным контрактом предусматривается условие об испытательном сроке с целью проверить соответствие служащего замещаемой должности. Отсутствие в контракте такого условия означает, что служащий принят на работу без испытания».

Если служащий переведен на другую должность по причине, предусмотренной законодательством, и продолжает трудиться в этом же государственном учреждении, либо в другом государственном учреждении, либо в другой местности вместе с государственным учреждением, требуется согласие служащего в письменной форме. Если служащий в результате медицинского обследования предоставляет документы о невозможности исполнять свои должностные обязанности по состоянию здоровья, ему предоставляется иная должность гражданской службы. Если служащий отказывается переходить на предложенную должность либо такая должность отсутствует, контракт прекращает свое действие, гражданский служащий освобождается от должности и увольняется. Об этом говорится в ст.33 Закона о государственной гражданской службе. Если служащий переводится на иную должность, но при этом не изменяются его должностные обязанности, это не является переводом на иную должность и согласия служащего не требуется.

Если условия профессиональной деятельности существенно изменены по инициативе нанимающей стороны, то гражданский служащий, продолжая свою деятельность, может требовать изменений условий служебного контракта. Если условия работы меняются, гражданский служащий должен получить письменное уведомление за два месяца до вступления их в силу. Если гражданин не согласен с изменением условий контракта, нанимающая сторона имеет право освободить его от должности и уволить с гражданской службы.

Замечание 6

Если гражданский служащий отказался от предложенной должности письменно в связи с тем, что изменились условия работы, действие контракта прерывается.

Временное замещение должности гражданской службы

Данные нормы предусматривает ст. 30 Закона о гражданской службе. Нанимающая сторона имеет право при необходимости, связанной со службой, переводить гражданского служащего на другую должность, не предусмотренную служебным контрактом, в том же государственном органе с заработной платой, соответствующей временно замещаемой должности, но не ниже размера ранее выплачиваемой заработной платы. Такие переводы случаются, если необходимо предотвратить катастрофу, во время аварии на производстве, стихийного бедствия, если необходимо предотвратить несчастный случай, при временной приостановке службы по экономическим, техническим, организационным причинам, для замещения временно отсутствующего гражданского служащего. Если служащий не может занимать должность, предложенную ему временно, по состоянию здоровья, он на нее переведен быть не может. Временный перевод не может превышать один месяц в течение календарного года.

По договоренности сторон нанимающая сторона может назначить гражданского служащего на должность, относящуюся к группе должностей более высокого статуса, при этом должен быть установлен оклад по замещаемой должности, но не ниже ранее получаемого оклада, с надбавками и социальными гарантиями.

Если гражданский орган реорганизуется, либо при сокращении должности государственно-служебные отношения продолжаются:

  • при предоставлении службы по специальности в том же или другом государственном органе в соответствии с уровнем квалификации служащего, его образования и стажа;
  • при направлении служащего на переподготовку или повышение квалификации.

Замечание 7

Гражданско-служебные отношения прекращаются в случае сокращения должностей гражданской службы.

Если государственный орган ликвидируется, служебные отношения продолжаются:

  • при предоставлении службы по специальности в государственном органе, которому переданы полномочия ликвидированного органа или в другом государственном органе с учетом квалификации, образования и стажа служащего;
  • при направлении служащего на переподготовку или повышение квалификации.

Если служащий отказывается от этих предложений, он освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы.

При сокращении должности нанимающая сторона должна предупредить служащего за два месяца до сокращения письменно. В это время может быть проведена аттестация гражданских служащих, и по ее результатам служащим могут быть предложены иные должности. Преимуществами пользуются более квалифицированные служащие, с высоким уровнем профессионального образования, с продолжительным служебным стажем, показавшие высокие аттестационные результаты. Если служащий согласен расторгнуть контракт без предупреждения и подтверждает это письменно, нанимающая сторона может сделать это.

При реорганизации, ликвидации или сокращении должности служащий получает компенсационную выплату в размере 4-месячного денежного содержания, выходное пособие не выплачивается.

Статья 32 Закона о государственной гражданской службе регулирует нормы отстранения от занимаемой должности. Нанимающая сторона отстраняет от должности гражданского служащего в следующих случаях:

  • при появлении служащего в нетрезвом состоянии;
  • при отсутствии документов о плановом обучении, проверке знаний в области охраны труда;
  • при вынесении судебного решения об отстранении служащего от должности.

Служащий не допускается до исполнения своих обязанностей до тех пор пока конфликт интересов не будет урегулирован, на период проведения проверки, которая касается достоверности сведений о доходах, имуществе и имущественных обязательствах, сведений, которые предоставлялись при приеме на работу, соблюдения служащим ограничений и запретов, предусмотренных федеральным законодательством.

Замечание 8

При создавшихся условиях работник может быть отстранен от должности не более чем на 60 дней со дня принятия решения об урегулировании конфликта или о проведении проверки. Этот срок может быть увеличен до 90 дней.

При этом денежное содержание сохраняется. Если служащий виновен, то нанимающая сторона отстраняет служащего на весь период до устранения обстоятельств, явившихся причиной отстранения. В этом случае денежное содержание не сохраняется за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством

Прекращение служебного контракта

Глава 6 Закона о государственной гражданской службе посвящена основаниям и последствиям прекращения служебного контракта. Основаниями являются:

  • соглашение сторон;
  • окончание срока действия;
  • расторжение по инициативе гражданского служащего;
  • расторжение по инициативе нанимающей стороны;
  • перевод в другой государственный орган;
  • отказ от предложенной должности, профессиональной переподготовки, повышения квалификации;
  • отказ от должности с изменениями условий контракта;
  • отказ от должности по состоянию здоровья;
  • отказ от перевода в другую местность;
  • обстоятельства, зависящие от воли сторон;
  • нарушение правил заключения служебного контракта;
  • выход гражданского служащего из РФ;
  • несоблюдение ограничений, установленных федеральным законодательством;
  • нарушение запретов, связанных с гражданской службой:
  • отказ от должности в связи с неудовлетворительными результатами испытательного срока.

Прекращение служебного контракта и увольнение с работы оформляются приказом государственного органа. Служебный контракт расторгается в любое время с согласия сторон, одновременно служащий освобождается от должности и увольняется с гражданской службы. Статья 35 Закона о государственной гражданской службе определяет правила расторжения контракта:

  • Если истекает срок действия контракта, он расторгается, при условии предупреждения служащего за семь дней письменно.
  • Если служебный контракт был заключен на время выполнения определенной задачи, он расторгается после выполнения этой задачи.
  • Если служебный контракт был заключен на время замещения должности отсутствующего работника, контракт расторгается при выходе его на службу.
  • Если срок полномочий гражданского служащего категории «руководители» или «помощники (советники)» истек, гражданский служащий назначается на ранее замещаемую должность, если он не совершил никаких виновных действий и данное условие предусматривалось служебным контрактом.
  • Если инициативу по расторжению контракта проявляет служащий, он должен предупредить об этом нанимающую сторону за две недели письменно.
  • Если служащий не может выполнять должностные обязанности по причине поступления в образовательное учреждение, выходом на пенсию, переходом на выборную должность или по причине нарушений, которые установлены нанимающей стороной, то нанимающая сторона обязана расторгнуть контракт в срок, указанный в заявлении гражданского служащего.

Пока срок предупреждения о расторжении служебного контракта не истек, служащий имеет право отозвать свое заявление. Освобождение от должности не будет произведено, если на должность не приглашен другой служащий. Если срок предупреждения истек, служащий имеет право не выполнять свои должностные обязанности.

Замечание 9

В Законе следовало бы четче изложить нормы приглашения работника в письменной форме, которому не может быть отказано в заключении трудового договора с государственным служащим.

В последний день исполнения должностных обязанностей нанимающая сторона обязана выдать служащему трудовую книжку, другие документы и произвести окончательный расчет.

Служащий исключается из реестра гражданских служащих, а его личное дело сдается на хранение в архив государственного органа. Гражданский служащий может быть освобожден от должности раньше установленного срока, если достигнута договоренность между сторонами. Гражданский служащий увольняется со службы после предоставления ему ежегодного оплачиваемого отпуска и после окончания периода его временной нетрудоспособности.

Контракт расторгается по инициативе нанимающей стороны в случаях:

  • несоответствия замещаемой должности по состоянию здоровья, по причине отсутствия должной квалификации, подтвержденной аттестационными результатами.
  • в связи с утратой доверия при несоблюдении ограничений и запретов, предусмотренных федеральным законодательством;
  • в связи с неисполнением должностных обязанностей без уважительных причин или наличием дисциплинарного взыскания;
  • в связи с однократным грубым нарушением должностных обязанностей: прогула, появления в нетрезвом виде, разглашения сведений, составляющих государственную тайну и служебной информации, совершения хищения по месту службы, нарушения требований охраны труда, если это нарушение повлекло тяжкие последствия, совершения виновных действий, если эти действия служат основанием для утраты доверия;
  • если служащий принял необоснованное решение, которое повлекло порчу имущества, неправомерное его использование или иной ущерб;
  • в связи с однократным грубым нарушением должностных обязанностей служащего категории «руководители», которое причинило вред государственному органу и нарушило законодательство РФ;
  • если нанимающей стороне представлены подложные документы или ложные сведения при заключении служебного контракта;
  • если прекращен допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, а допуск к ним необходим при выполнении должностных обязанностей;
  • по причине отсутствия служащего более 4 месяцев на службе вследствие нетрудоспособности, если законодательством не предусмотрено иное.

В случае расторжения служебного контракта по основаниям п. 8.1 ч.1 ст. 37 Закона служащий получает компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания.

Если гражданский служащий пребывает в отпуске или временно нетрудоспособен в связи с профессиональным заболеванием, он не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен.

Замечание 10

Гражданский служащий в день своего увольнения в обязательном порядке сдает свое служебное удостоверение в подразделение по вопросам государственной службы и кадрового состава.

Если нанимающая сторона решила расторгнуть контракт с государственным служащим по причине сокращения должности, она обязана письменно проинформировать профсоюзный орган за два месяца.

Существуют обстоятельства, которые не зависят от воли сторон, по которым служебный контракт должен быть расторгнут или приостановлено его действие. Если наступили такие обстоятельства, гражданский служащий включается в кадровый резерв и остается в реестре. К данным обстоятельствам можно отнести:

  • призыв на военную службу;
  • восстановление служащего, ранее работавшего и замещавшего данную должность, по судебному решению;
  • избрание служащего на государственную должность РФ, муниципалитета, выборную должность;
  • чрезвычайные обстоятельства, признанные чрезвычайными решением государственных органов, которые не позволяют продолжать отношения, связанные с гражданской службой.

Служебный контракт подлежит расторжению:

  • если гражданский служащий осужден по судебному приговору, который исключает возможность работы на ранее замещаемой должности;
  • если служащий признан нетрудоспособным вследствие проведения медицинского обследования;
  • если служащий признан недееспособным или частично дееспособным по судебному решению;
  • если служащий достиг предельного возраста;
  • если служащий дисквалифицирован.

Если увольнение служащего регулируется ст. 39 Закона о государственной гражданской службе и ему в течении полугода не предоставлена иная должность, требуется письменное согласие служащего для расторжения контракта.

В случае смерти или признания гражданского служащего безвестно отсутствующим судебным решением, служебный контракт прекращает свое действие, служащий исключается из реестра.

Бывают случаи, когда служебный контракт заключается с нарушениями закона. При нарушениях, которые не допускают продолжения служащим гражданской службы, контракт должен быть расторгнут. Нарушением считается:

  • если контракт был заключен после вступившего в силу судебного решения о невозможности занимать определенные должности гражданским служащим;
  • если контракт был заключен, а человек не может работать по состоянию здоровья, подтверждением является медицинское обследование;
  • если контракт был заключен, а человек не имеет соответствующего образования.

Замечание 11

В случае допущения нарушений заключения служебного контракта нанимающей стороной гражданскому служащему выплачивается месячное денежное пособие.

В ст. 41 Закона о государственной гражданской службе определены условия расторжения контракта, если человек выходит из гражданства РФ. С того дня, когда у служащего появляется гражданство другого государства, он освобождается от замещаемой должности, если не предусмотрено иных условий в законодательстве.

После подробного рассмотрения закона, становится понятно, что закон специфичен, но во многом созвучен с нормами Трудового кодекса РФ. Отсюда следует вывод, что существенных различий между трудовым договором и служебным контрактом нет.

Обратим внимание на точку зрения Л.А.Чикановой о правовом характере общественных отношений государственной гражданской службы.

Служебное отношение – это сложное явление права, которое состоит из публично-правовых и частно-правовых элементов. Причем второй элемент находится внутри первого. Поступление на гражданскую службу, нахождение на ней и ее прекращение являются публично-правовыми отношениями, которые входят в административное законодательство. Отношения, возникающие вследствие выполнения служебных обязанностей на должности гражданской службы по служебному контракту, являются служебно-трудовыми и входят в область трудового права. Все регулятивные нормы – это нормы трудового права с особенностями правового регулирования служебно-трудовых отношений.

По мнению правоведа Е.А.Ершовой государственный гражданский служащий и государственный орган связаны сложными служебными отношениями публично-правового и частно-правового характера, а трудовые отношения обладают своей спецификой.

Законодательная база заключения служебного контракта с гражданами РФ,

поступающими на государственную гражданскую службу:

  • глава 5 «Служебный контракт» Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и

  • Указ Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

В соответствии с этими законодательными нормами при поступлении на государственную гражданскую службу с гражданином должен быть заключен служебный контракт государственного гражданского служащего.

Понятие и стороны служебного контракта государственного гражданского служащего

Служебный контракт государственного гражданского служащего:

  • соглашение, заключенное между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу, или

  • государственным гражданским служащим,

  • о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности государственной гражданской службы.

Служебным контрактом государственного гражданского служащего устанавливаются:

  • обязанности и

  • права сторон (нанимателя и государственного гражданского служащего).

ч. 1 статьи 23 «Понятие и стороны служебного контракта» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Представитель нанимателя как сторона служебного контракта обязывается выполнять ряд установленных законодательством условий, а именно:

  • предоставить гражданину, поступающему на государственную гражданскую службу, возможность ее прохождения, а также предоставить такому гражданину или государственному гражданскому служащему возможность замещения определенной должности государственной гражданской службы;

  • обеспечить прохождение государственной гражданской службы и замещение должности государственной гражданской службы в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе;

  • своевременно и в полном объеме выплачивать государственному гражданскому служащему денежное содержание;

  • предоставить государственному гражданскому служащему государственные социальные гарантии.

ч. 2 статьи 23 «Понятие и стороны служебного контракта» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу,

при заключении служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности государственной гражданской службы и государственный гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности государственной гражданской службы обязуются:

  • исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и

  • соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Профессиональная служебная деятельность государственного гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

ч. 1 статьи 47 «Должностной регламент» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Форма и содержание служебного контракта государственного гражданского служащего определены:

  • статьей 24 «Содержание и форма служебного контракта» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и

  • Указом Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Содержание служебного контракта государственного гражданского служащего

В соответствии с указанными законодательными нормами в служебном контракте государственного гражданского служащего указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество гражданина (государственного гражданского служащего), а также паспортные данные, домашний адрес и номер телефона лица, поступающего на государственную гражданскую службу;

  • наименование государственного органа (представителя нанимателя):

    • необходимо указать наименование должности, фамилию, имя, отчество руководителя государственного органа (аппарата государственного органа) или лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо их представителя;

  • документ (вид, дата, номер), в силу которого представитель нанимателя наделен правом назначения на должности государственной гражданской службы РФ;

  • акт государственного органа о назначении лица на должность государственной гражданской службы РФ (вид, дата, номер), на основании которого заключается служебный контракт государственного гражданского служащего:

    • например, заключение служебного контракта с лицом, назначаемым на должность федеральной государственной гражданской службы Правительством РФ, осуществляется на основании постановления (распоряжения) данного государственного органа.

п. 2 Постановления Правительства РФ от 21.04.2006 № 230 «О возложении полномочий представителя нанимателя по заключению служебных контрактов о прохождении федеральной государственной гражданской службы с лицами, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Правительством РФ, и решению иных вопросов, связанных с прохождением ими федеральной государственной гражданской службы»

Существенными (обязательными) условиями, включаемыми в служебный контракт государственного гражданского служащего, являются:

  • наименование замещаемой должности государственной гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

  • дата начала исполнения должностных обязанностей государственной гражданской службы;

  • права и обязанности, должностной регламент государственного гражданского служащего;

  • виды и условия медицинского страхования государственного гражданского служащего, и иные виды его страхования;

  • права и обязанности представителя нанимателя государственного гражданского служащего;

  • условия профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и/или опасных условиях;

  • режим служебного времени и времени отдыха в случае, если он для государственного гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа;

  • условия оплаты труда:

    • размер должностного оклада государственного гражданского служащего,

    • надбавки и другие выплаты,

    • в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности;

  • виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью государственного гражданского служащего;

  • нахождение должности, замещаемой государственным гражданским служащим, в перечне должностей государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация государственных гражданских служащих.

ч. 3 статьи 24 «Содержание и форма служебного контракта» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Права и обязанности государственного гражданского служащего в служебном контракте

Одна группа прав и обязанностей государственного гражданского служащего обусловлена его статусом и предусмотрена:

  • статьей 14 «Основные права гражданского служащего» и статьей 15 «Основные обязанности гражданского служащего» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,

  • а также другими положениями данного Закона, иными нормативными правовыми актами о гражданской службе.

В частности, государственный гражданский служащий вправе:

  • расторгнуть служебный контракт и

  • уволиться с государственной гражданской службы по собственной инициативе,

  • предупредив об этом в письменной форме представителя нанимателя за две недели.

ч. 1 статьи 36 «Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Государственный гражданский служащий должен:

  • исполнять обязанности, предусмотренные статьей 15 «Основные обязанности гражданского служащего» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

  • соблюдать ограничения, связанные с государственной гражданской службой;

Статья 16 «Ограничения, связанные с гражданской службой» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

  • выполнять обязательства и требования к служебному поведению государственного гражданского служащего;

Статья 18 «Требования к служебному поведению гражданского служащего» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 (ред. от 16.07.2009) «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»

  • не нарушать запреты, установленные статьей 17 «Запреты, связанные с гражданской службой» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Другая часть прав и обязанностей государственного гражданского служащего непосредственно связана с замещаемой им должностью.

Это отражается в служебном контракте и должностном регламенте государственного гражданского служащего, что следует из положений:

  • п. 3 ч. 3 статья 24 «Содержание и форма служебного контракта» и

  • статьи 47 «Должностной регламент» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Права и обязанности представителя нанимателя в служебном контракте

Права и обязанности представителя нанимателя установлены п. п. 7, 8 примерной формы служебного контракта.

Указ Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации»

Представитель нанимателя имеет право:

  • требовать от государственного гражданского служащего исполнения:

    • должностных служебных обязанностей, возложенных на него служебным контрактом,

    • должностным регламентом государственного гражданского служащего,

    • а также соблюдения служебного распорядка государственного органа;

  • поощрять государственного гражданского служащего за безупречное и эффективное исполнение должностных обязанностей;

  • привлекать государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в случае совершения им должностного проступка;

  • реализовать другие права, предусмотренные Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе.

Представитель нанимателя обязан:

  • обеспечить государственному гражданскому служащему организационно-технические условия для исполнения должностных обязанностей (оборудование служебного места средствами связи, оргтехникой, обеспечение доступа к информационным системам);

  • предоставить государственному гражданскому служащему государственные гарантии, установленные Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами, служебным контрактом;

  • соблюдать законодательство РФ о государственной гражданской службе, положения нормативных правовых актов государственного органа и условия служебного контракта;

  • исполнять другие обязанности, предусмотренные Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе.

Права и обязанности представителя нанимателя, специфичные для данного служебного контракта, могут быть связаны с дополнительными правами и обязанностями государственного гражданского служащего

Дополнительные условия служебного контракта государственного гражданского служащего

ч. 4 статьи 24 «Содержание и форма служебного контракта» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Стороны могут включать в служебный контракт и дополнительные условия, например:

  • условие об испытании, которое устанавливается в соответствии со статьей 27 «Испытание на гражданской службе» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

  • требование о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений.

Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, определяется положениями статьи 21 «Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне» Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I (ред. от 29 июля 2018 г.) «О государственной тайне»;

  • может отражаться обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональной образовательной организации или в образовательной организации высшего образования, не меньше срока, установленного договором о целевом обучении, если обучение осуществлялось за счет средств бюджета;

  • по отдельным должностям государственной гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего. Такие показатели должны быть отражены в срочном служебном контракте государственного гражданского служащего;

ч. 14 статьи 50 «Оплата труда гражданского служащего» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

  • иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

В служебном контракте государственного гражданского служащего, заключенном на определенный срок, обязательно должны быть указаны:

  • срок действия контракта и

  • причины, послужившие основанием для заключения срочного контракта.

Форма служебного контракта государственного гражданского служащего

ч. 8 статьи 24 «Содержание и форма служебного контракта» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Служебный контракт государственного гражданского служащего заключается в письменной форме:

  • письменная форма государственного гражданского служащего обязательна как при поступлении на государственную гражданскую службу впервые,

  • так и при переводе государственного гражданского служащего на другую должность государственной гражданской службы, если после прекращения прежнего служебного контракта государственно-служебные отношения с ним продолжаются.

Служебный контракт составляется в 2-х экземплярах:

  • каждый экземпляр служебного контракта подписывается сторонами;

  • один экземпляр служебного контракта передается государственному гражданскому служащему,

  • другой экземпляр хранится в его личном деле.

Условия служебного контракта с государственным гражданским служащим могут быть изменены:

  • только по соглашению сторон и в письменной форме;

  • внесение изменений и дополнений в служебный контракт оформляется в форме дополнительного соглашения, которое подписывается обеими сторонами;

  • данное соглашение является неотъемлемой частью служебного контракта.

Такой порядок соответствует, в частности, положениям примерной формы служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 16.02.2005 № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Срок действия служебного контракта государственного гражданского служащего

Для замещения должности государственной гражданской службы представитель нанимателя должен заключать с государственным гражданским служащим:

  • срочный служебный контракт

  • либо служебный контракт на неопределенный срок.

Статья 25 «Срок действия служебного контракта» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Срочный служебный контракт с государственным гражданским служащим:

  • заключается, когда отношения, связанные с государственным гражданской службой, нельзя установить на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности или условий прохождения государственной гражданской службы.

Перечень случаев, в которых заключается срочный служебный контракт с государственным гражданским служащим:

  • приведен в ч. 4 статьи 25 «Срок действия служебного контракта» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

  • данный перечень не является исчерпывающим.

Случаи, в которых заключается срочный служебный контракт с государственным гражданским служащим:

  • замещение отдельных должностей государственной гражданской службы категории РУКОВОДИТЕЛИ, а также должностей гражданской службы категории ПОМОЩНИКИ (СОВЕТНИКИ);

  • замещение должности государственной гражданской службы на период отсутствия государственного гражданского служащего, за которым сохраняется должность государственной гражданской службы;

  • замещение должности государственной гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы;

  • замещение должности государственной гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ;

  • замещение должности государственной гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

  • замещение временной должности государственной гражданской службы или должности государственной гражданской службы на период временного отсутствия государственного гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта с государственным гражданским служащим;

  • замещение должности государственной гражданской службы государственным гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе, которому срок государственной гражданской службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе;

  • замещение должности государственной гражданской службы, по которой установлен особый порядок оплаты труда;

  • замещение должности государственной гражданской службы в порядке ротации.

Срочный служебный контракт заключается на срок от 1 года до 5 лет.

Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе

Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе установлен законодательством в 65 лет.

ч. 1 статьи 25.1 «Предельный возраст пребывания на гражданской службе» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Служебный контракт с достигшим этого предельного возраста государственным гражданским служащим:

  • прекращается, он освобождается от замещаемой должности и

  • увольняется с государственной гражданской службы.

Исключение составляют случаи, когда государственному гражданскому служащему в соответствии законодательством срок государственной гражданской службы продлевается сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе.

Данные случаи регулируются:

  • п. 4 ч. 2 статьи 39 «Прекращение служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» и

  • ч. 1 статьи 25.1 «Предельный возраст пребывания на гражданской службе» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Государственному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе:

  • в случае если он замещает должность государственной гражданской службы категории ПОМОЩНИКИ (СОВЕТНИКИ),

  • которая учреждается для содействия лицу, замещающему государственную должность,

  • срок гражданской службы с согласия данного государственного гражданского служащего может быть продлен по решению представителя нанимателя до окончания срока полномочий указанного лица.

Государственному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе:

  • замещающему должность категории РУКОВОДИТЕЛИ высшей группы должностей государственной гражданской службы,

  • по достижении предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе с его согласия срок службы может быть продлен,

  • но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет,

  • продлить срок могут государственный орган или соответствующее должностное лицо, которые назначили государственного гражданского служащего на должность.

По достижении государственным гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе:

  • по решению представителя нанимателя и с согласия государственного гражданского служащего

  • он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью государственной гражданской службы.

Заключение служебного контракта с государственным гражданским служащим

Служебный контракт государственного гражданского служащего заключается:

  • на основе акта государственного органа о назначении на должность государственной гражданской службы;

ч. 1 статьи 26 «Заключение служебного контракта» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

  • в тех случаях, когда поступление на государственную гражданскую службу осуществляется по конкурсу, акт государственного органа о назначении на должность издается в соответствии с решением конкурсной комиссии.

Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 (ред. от 10.09.2017) «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»

Как уже рассматривалось выше, примерная форма служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ утверждена Указом Президента РФ от 16.02.2005 № 159.

Поступающий на государственную гражданскую службу при заключении служебного контракта представляет представителю нанимателя:

  • заявление с просьбой о поступлении на государственную гражданскую службу и замещении должности государственную гражданской службы;

Данное заявление обычно пишется на имя руководителя государственного органа в произвольной форме. Наименование должности указывается согласно Реестру должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденному Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574, или реестру должностей государственной гражданской службы субъекта РФ.

  • собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;

Форма анкеты, подлежащей представлению в государственный орган поступающим на государственную гражданскую службу, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р.

  • паспорт гражданина РФ;

  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, кроме случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

  • свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ;

  • документы воинского учета — для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

  • документ об образовании и о квалификации;

  • сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

  • сведения, предусмотренные статьей 20.2 «Представление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Документы, содержащие сведения о доходах, имуществе и имущественных обязательствах поступающего на государственную гражданскую службу, а также членов его семьи — супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, определены:

  • п. 1 ч. 1, ч. 7 статьи 20 «Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

  • статьей 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О противодействии коррупции».

Для представления указанных сведений применяется специальная форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

п. 2 Указа Президента РФ от 23.06.2014 № 460 (ред. от 09.10.2017) «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

К сведениям, предусмотренным ч. 1 статьи 20.2 Федерального закона № 79-ФЗ, относятся:

  • сведения об адресах сайтов и/или страниц сайтов в сети Интернет, на которых гражданин, претендующий на замещение должности государственной гражданской службы,

  • в течение 3-х календарных лет, предшествующих году поступления на службу,

  • размещал общедоступную информацию, а также данные, позволяющие его идентифицировать.

Заключенный служебный контракт:

  • не может ухудшать условия прохождения государственной гражданской службы и ущемлять права государственного гражданского служащего;

  • вступает в силу со дня его подписания сторонами;

  • а после назначения на должность государственной гражданской службы государственному гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.

При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан:

  • ознакомить государственного гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа,

  • с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению государственным гражданским служащим должностных обязанностей.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ПРАВО НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ

Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Трудовой договор » Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими

Данная категория населения наиболее проблемная для трудоустройства.

Бывший муниципальный служащий — гражданское лицо, которое определенный срок исполняло обязанности по муниципальной должности, а зарплата ему выплачивались из местного бюджета.

Данная категория населения наиболее проблемная для трудоустройства. Из-за опасности коррупционных схем государство устанавливает особые правила заключения трудового договора с бывшими муниципальными работниками.

Нарушать их не рекомендуется, так как это приводит к административным преступлениям, за которые придется платить рублем уже из собственного кармана. При этом не следует забывать и о правах работника. В нашей статье мы внимательно изучим все основные пункты для того, чтобы избежать нарушения закона.

Обязанности бывших государственных и муниципальных служащих при заключении трудового договора

Человек, который обладает опытом работы на госдолжности, в течение двух лет должен об этом факте сообщать своим новым нанимателям. Лучше всего эти сведения преподносить в виде письменного документа и экс-чиновнику хранить копию его, хотя законодательство разрешает и устное оповещение.

Причина такой рекомендации проста – сохраненные сведения можно затем будет предъявить как доказательство, избежав правонарушения. Ведь работник, который не оповестил своего работодателя, наказывается расторжением трудового договора, а соответственно и увольнением с новой работы.

Именно поэтому условия заключения трудового договора с государственными и муниципальными служащими требуют честности как от работодателя, так и от работника.

Особенности заключения трудового договора с данными группами кандидатов

Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими особо не отличается от того же действия в отношении других категорий населения.

Для работы в коммерческих или некоммерческих структурах, за деятельностью которых бывший муниципальный работник надзирал на прошлой работе, экс-госслужащему придется заручиться согласием специальной комиссии. Такое правило имеет срок действия в 2 года и распространяется только на те профессии, которые регламентируются Указом Президента № 557.

Обязанности работодателя при заключении трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими

Как только удастся заключить трудовой контракт с вышеназванной категорией населения, работодатель должен оповестить об этом последнее госпредприятие, на котором он работал. Это нужно сделать в течение десяти дней после составления труддоговора. К слову, если последнюю госдолжность гражданин занимал более 2 лет назад, то этого делать не нужно.

Порядок оповещения места последней госслужбы имеет свой регламент. Работодатель должен написать письмо на бланке собственной организации. На нем должна присутствовать подпись руководителя или другого работника компании, который может выступать от имени работодателя.

В письме работодатель обязан указать:

  • ФИО своего нового работника (если за время приема на работу у гражданина изменилась фамилия, то в письме следует указывать старую фамилию);
  • полное число и место рождения;
  • последнюю должность, занимаемую лицом, до увольнения с госдолжности;
  • полное и сокращенное название своей организации;
  • не следует забывать о дате и номере приказа, по которому данный сотрудник был принят в компанию;
  • основные данные труддоговора, заключенного с гражданским лицом. К ним относится точная дата, а также срок заключения;
  • не забываем об указании должности и причинах составления данного документа;
  • обязанности, которые исполняет экс-госслужащий на предприятии.

Последствия увольнения государственных и муниципальных сотрудников

Увольняться государственные служащие могут по различным причинам. Самой неприятной является так называемая дисквалификация – наказание, которое влечет за собой чаще всего лишение права занимать данную должность и заниматься конкретной деятельностью. Такая мера осуществляется по отношению как к рядовым работникам, так и руководителям государственного ведомства, которые осуществили данное нарушение.

Дисквалифицированный экс-чиновник не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью по управлению юридическим лицом, а также в некоторых случаях, которые оговорены в законодательстве РФ, не может управлять юридическим лицом.

Стоит отметить, что дисквалификация не приравнивается увольнению. По закону, подверженному наказанию чиновнику обязана даваться работа в той же структуре, но не связанная с государственной деятельностью, например, в сфере рядового персонала. Вот если такой работы не найдется или работник откажется от нее, то работодатель может уволить сотрудника.

Административная ответственность работодателя

Неуведомление бывшего работодателя из государственной структуры считается административным правонарушением. КоАП классифицирует такое действие как преступление и устанавливает штраф, согласно статье 19.29. Сумма штрафа, которую должен заплатить новый работодатель, умолчавший от предыдущего работодателя о трудоустройстве сотрудника из разряда бывших муниципальных и государственных служащих, варьируется:

  • должностные лица должны будут заплатить взыскание в пределах от 20 до 50 тысяч рублей;
  • предприниматели без образованного юридического лица платят такой же штраф как и должностные лица;
  • юридические лица платят взыскание в пределах от 100 до 500 тысяч рублей.

При получении запроса от соответствующих органов многие работодатели, понимая, что нарушили законодательство, пытаются избежать штрафных санкций. Чаще всего их попытки не увенчиваются успехом. Вот самые основанные бессмысленные способы уйти от административной ответственности:

  • изменение труддоговора, превратив его в гражданско-правовой. Эта «хитрость» аннулируется Кодексом административных правонарушей, одна из статей которого предусматривает ответственность не только на основе трудового договора, но и на основании оказания услуг, заверенных гражданско-правовым документом.
  • Исправление даты прихода на работу. Обычно это делается путем аннуляции приказа, а также другими способами. Бессмысленность данного мероприятия заключается в том, что прокуратура первым делом посмотрит фонды, в которые отчислялись выплаты за данный период. Наличие взносов покажет то, что данный работник трудится не первый день и обман вскроется.
  • Нередко работодатели говорят о том, что уведомление все же было отправлено по почте, перекидывая ответственность на почтовое ведомство. Но это глупо, так как соответствующие органы первым делом поинтересуются у данной службы о наличии отправленного письма, а она будет вынуждена дать подробный отчет. В этой ситуации нарушение условия заключения трудового договора раскроется очень быстро.

Специалисты рекомендуют не омрачать принятие на работу экс-чиновника нарушением законодательства РФ, так как избежать справедливого наказания невозможно.

Заключаем трудовой договор с бывшим служащим


Принимающий на работу нового сотрудника кадровик не всегда помнит, что на заключении трудового договора, внесении записей в трудовую книжку, оформлении приказа и других кадровых документов его обязанности не заканчиваются. Если в организацию принимается лицо, до этого находившееся на государственной или муниципальной службе, работодатель должен направить уведомление о заключении трудового договора по последнему месту службы. Как и когда это нужно сделать, чем обусловлена такая обязанность и что может грозить за ее неисполнение — расскажем в статье.

Сообщение о месте работы служащего как мера противодействия коррупции

В силу ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ работодатель при заключении трудовых договоров с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, должен сообщать работодателю по последнему месту службы данного лица о заключении трудового договора. Сообщать это нужно, только если после увольнения со службы прошло не более двух лет, и только тому работодателю, у которого работник замещал должность государственной или муниципальной службы. Например, если прежде, чем устроиться на работу в организацию «Z», гражданин 1,5 года отработал в организации «У» на должности юриста, а до этого замещал государственную должность в организации «Х», то сообщить о заключении трудового договора организация «Z» должна работодателю «Х».

Для такого уведомления установлен совсем небольшой срок — 10 дней.

Данная обязанность установлена для работодателей в целях предупреждения коррупции и в связи с принятием Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон N 273-ФЗ). Сообщать бывшему работодателю о новом месте работы необходимо для того, чтобы государственный или муниципальный орган проверил, не исполнял ли служащий отдельные функции государственного управления, которые входили в его должностные обязанности, в отношении данной организации. Если исполнял, то работать там он сможет только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (ч. 1 ст. 64.1 ТК РФ).

Отметим, что для бывшего служащего, в свою очередь, установлена обязанность сообщить новому работодателю о последнем месте работы, где работник замещал конкретную должность государственной или муниципальной службы.

Аналогичные обязанности работника и работодателя установлены ст. 12 Закона N 273-ФЗ. При этом сообщать бывшему работодателю нужно при заключении не только трудового, но и гражданско-правового договора, если плата по договору о выполнении работ или оказании услуг составляет сумму свыше 100 000 руб. в месяц.

Проводим расследование

На практике, принимая на работу нового сотрудника, кадровики и не думают спрашивать новичка о том, не работал ли он на государственной или муниципальной службе. Да и сами работники могут этого не сообщить, считая, что достаточно передать трудовую книжку, чтобы ораганизация-работодатель узнала, где он работал ранее и кем. Но трудовой книжки недостаточно. Один не сказал, а другой не обратил внимания — и в результате работодатель может быть привлечен к административной ответственности. Поэтому рекомендуем при приеме на работу прежде всего уточнять у кандидатов, не являлись ли они служащими государственных или муниципальных органов. Можно включить такой вопрос в анкету, если она будет заполняться. А вот чиновники Роструда считают, что данные сведения работник должен предоставить письменно, отдельным документом.

Кроме этого, кадровик должен внимательно просмотреть трудовую книжку принимаемого работника. Как узнать, занимал ли он должность государственного или муниципального служащего? Попробуем разобраться.

Согласно п. 3 ст. 64.1 ТК РФ сообщать о заключении трудового договора нужно, если замещаемая ранее работником должность включена в специальный перечень. Перечней таких довольно много. К ним относятся, в частности, перечни должностей госслужащих, которые обязаны предоставлять сведения о доходах. При этом существует общий перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, и перечни, утвержденные актами различных ведомств: в системе ФМС — Приказом ФМС РФ от 31.08.2009 N 205, в Федеральной службе судебных приставов — ее Приказом от 22.03.2010 N 150 и т.д. Для муниципальных служащих подобные перечни утверждаются органами местного самоуправления.

Таким образом, если принимаемый не сообщил о том, что занимал должность служащего, кадровику придется самостоятельно найти перечень должностей ведомства, где работник служил. В частности, для этого можно зайти на официальный сайт указанного в трудовой книжке государственного или муниципального органа. Найти такой перечень принципиально важно, поскольку, даже работая в госучреждении (муниципальном), можно быть не служащим, а простым наемным сотрудником, например завхозом, архивариусом, то есть занимать технические или другие должности.

Помимо занимаемой работником в государственном или муниципальном органе должности следует обратить внимание на наименование организации и формулировку записи об увольнении. Так, к государственным органам относятся различные министерства, ведомства, управления, агентства, а к муниципальным — администрации, муниципальные образования и т.д.

К сведению. Система государственной службы включает в себя государственную гражданскую, военную и правоохранительную службы. В свою очередь, государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная и правоохранительная служба являются видами федеральной госслужбы (ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Что касается формулировки увольнения, если работник замещал должность государственной гражданской службы, при расторжении служебного контракта будет дана ссылка на Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Если же работник занимал военные должности, должности в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе МЧС, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах, в трудовой книжке будет запись о времени прохождения службы (п. 21 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225). То есть запись о работе будет содержать лишь общее время службы (количество лет, месяцев, дней). Если в трудовой книжке имеются перечисленные записи, обратите на них особое внимание.

Немного сложнее ситуация с муниципальными служащими, поскольку общие основания увольнения для них установлены Трудовым кодексом. В данном случае особое внимание нужно уделить наименованиям должности, учреждения.

Если работник сообщил работодателю, что занимал государственную или муниципальную должность, или подтвердил эту информацию после изучения вами трудовой книжки, следует сообщить о заключении с ним трудового договора в государственный или муниципальный орган. Если же работник опровергает факт бывшей служебной деятельности, а вы в этом не уверены, лучше подстраховаться и запросить с работника письменное заявление о том, что он не занимал государственные или муниципальные должности в течение двух лет до заключения трудового договора. Конечно, заставить работника написать такое заявление вы не можете, поскольку это не предусмотрено законодательством. В случае отказа направьте запрос в организацию, где, возможно, он занимал должность государственной или муниципальной службы. Если вы боитесь пропустить срок уведомления, можно направить его одновременно с запросом.

Уведомляем бывшего работодателя

Итак, работодатель выяснил, что принимаемый работник не более чем два года назад занимал должность государственной или муниципальной службы и такая должность включена в перечень, утвержденный нормативными правовыми актами. Необходимо направить бывшему работодателю сведения о заключении трудового договора. Они предоставляются в письменной форме в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 700 . В данном уведомлении должны содержаться следующие сведения:

— фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

— число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);

— должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

— наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));

— дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;

— дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);

— наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);

— должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

Письмо оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы). Направить письмо можно или с нарочным, или заказным письмом с уведомлением и описью вложения.

Приведем образец такого письма.

В соответствии с ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ и ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-Ф3 «О противодействии коррупции» сообщаю Вам о заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должность государственной службы в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.

Сведения о гражданине

а) фамилия, имя, отчество

Маркина Елена Эдуардовна

б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт)

21.11.1980, г. Н. Новгород

в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке)

Эксперт-специалист

г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии))

Государственное образовательное учреждение среднего специального образования «Радиотехникум» (ГОУ СПО «Радиотехникум»)

д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу

Приказ от 21.10.2013 N 27-к

е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора)

21.10.2013, бессрочный трудовой договор

ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии)

Специалист по охране труда

з) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы)

— контроль за соблюдением в учреждении нормативных правовых актов по охране труда;

— изучение условий труда на рабочих местах;

— проведение проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты;

— проведение работы по аттестации и сертификации рабочих мест и производственного оборудования на соответствие требованиям охраны труда;

— проведение инструктажей, обучения, проверки знаний работников и студентов

Директор

Печать

Волков

М.А. Волков

Ответственность работодателя

Согласно ч. 5 ст. 12 Закона N 273-ФЗ неисполнение работодателем обязанности об уведомлении предыдущего работодателя является правонарушением и влечет ответственность по законодательству РФ. Так, в силу ст. 19.29 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом N 273-ФЗ, влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц — в размере от 20 000 до 50 000 руб.;

— на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Обратите внимание, что срок давности по нарушениям законодательства РФ о противодействии коррупции составляет шесть лет со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Как следует из ст. 19.29 КоАП РФ, в случае выявления факта несообщения уже не имеет значения, на сколько дней работодатель нарушил сроки уведомления. Ему в любом случае не удастся избежать административной ответственности. А штрафы, как мы видим, довольно высокие. Отметим, что субъективную сторону правонарушения составляет как умысел, так и неосторожность, а также наличие вины. Если в ходе проверки будет установлено, что работник при приеме на работу представил подложные документы или, например, «потерял» трудовую книжку, то вина работодателя отсутствует и он не может быть привлечен к административной ответственности. Поэтому работодателю, а точнее, кадровым работникам нужно очень внимательно относиться к приему на работу граждан и не забывать выяснять, не являлись ли они в прошлом государственными или муниципальными служащими.

В свою очередь, работник тоже отвечает за несообщение работодателю о своем последнем месте службы — он подлежит увольнению (ч. 3 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).

Возбуждать дела, связанные с нарушением антикоррупционных норм, в частности по ст. 19.29 КоАП РФ, имеет право прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ). Кроме этого, он может вынести представление об увольнении работника, который не согласовал свое трудоустройство с конфликтной комиссией в соответствии с ч. 1 ст. 64.1 ТК РФ. И работодатель должен будет исполнить его в течение месяца, сообщив об этом в прокуратуру в письменной форме (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Увольнение работника в этих случаях будет осуществляться по пп. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ — в связи с нарушением установленных правил заключения трудового договора, исключающим возможность продолжения работы.

Заключаем договор с бывшим служащим

Давыдова Е. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Органов, в которые работодатель должен представлять ту или иную информацию обо всех или о некоторых сотрудниках, прямо скажем, хватает. Это и военкомат, и пенсионный фонд, и служба занятости, и миграционная служба, и т.д. Не обошли вниманием и работников, которые до трудоустройства находились на государственной (муниципальной) службе. О них также нужно подавать сведения – о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров. Но все ли работодатели должны это делать? Давайте разбираться.

Нормативное регулирование

В соответствии с ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ и п. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Аналогичная обязанность и условия, при которых она должна исполняться, установлены ч. 1 и 2 ст. 64.1 ТК РФ и ч. 1 и 2 ст. 12 Закона № 273-ФЗ для бывшего служащего. Но мы рассмотрим именно обязанность работодателя.

Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг) с указанными гражданами утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 (далее – Правила).

Кроме этого, Письмом Минтруда РФ от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943 в целях формирования единообразной практики применения ст. 12 Закона № 273-ФЗ подготовлены методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией (далее – Рекомендации).

Ответственность работодателя

В силу ч. 5 ст. 12 Закона № 273-ФЗ неисполнение работодателем обязанности об уведомлении предыдущего работодателя является правонарушением и влечет ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ. Согласно этой статье привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного (муниципального) служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного (муниципального) служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом № 273-ФЗ, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 20 000 до 50 000 руб.;

  • на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 руб.

Согласно Обзору судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ, утвержденному Президиумом ВС РФ от 30.11.2016 (далее – Обзор судебной практики), данные нарушения могут в том числе состоять:

  • в ненаправлении сообщения работодателем о заключении трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении в организации в течение месяца работ (оказании организации услуг) стоимостью более 100 000 руб. с гражданином, замещавшим должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы;

  • в нарушении десятидневного срока со дня заключения трудового (гражданско-правового) договора, установленного нормативными правовыми актами для направления сообщения о заключении трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении в организации в течение месяца работ (оказании организации услуг) стоимостью более 100 000 руб. с гражданином, замещавшим должности государственной (муниципальной) службы.

Обратите внимание: срок давности за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции составляет шесть лет со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Возбуждать дела, связанные с нарушением антикоррупционных норм, в частности по ст. 19.29 КоАП РФ, имеет право прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ).

Все ли работодатели обязаны исполнять эту обязанность?

Для начала нужно понять, для чего законодатель предусмотрел обязанность сообщать новому работодателю о заключении с бывшим служащим трудового или гражданско-правового договора. А установлена она в соответствии с Законом № 273-ФЗ в целях предупреждения коррупции, в том числе недопущения коррупционных связей между бывшими служащими и организациями, с которыми они взаимодействовали еще при исполнении служебных обязанностей. И в большей мере это относится к коммерческим организациям, нежели к государственным.

Причем нормы законодательства (в частности Трудового кодекса, Закона № 273-ФЗ) не ставят названную обязанность в зависимость от организационно-правовой формы организации или типа учреждения нового работодателя. В связи с этим суды до недавнего времени трактовали данные нормы буквально и привлекали к ответственности за неисполнение обязанности по уведомлению бывших работодателей (представителей нанимателя) по последнему месту службы всех без исключения работодателей.

Однако Верховный суд, издав Постановление от 11.11.2013 № 43-АД13-2, все же сделал исключения для государственных и муниципальных органов. Суд указал, что ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в ст. 12 Закона № 273-ФЗ, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции ООН против коррупции. Пунктом 1 ст. 12 этой Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер (в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства) по предупреждению коррупции в частном секторе.

Суд сообщил: из анализа п. 1, пп. «e» п. 2 ст. 12 Конвенции, ч. 2, 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ в их системной взаимосвязи следует, что указанные ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.

Следовательно, у представителя нанимателя (работодателя) обязанность сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим служащим представителю нанимателя (работодателю) служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.

Аналогичный подход применил Верховный суд в отношении трудоустройства бывшего государственного (муниципального) служащего в казенное учреждение либо заключения таким учреждением с бывшим служащим гражданско-правового договора об оказании услуг (выполнении работ) стоимостью более 100 000 руб. в месяц (Обзор судебной практики).

Верховный суд исходил из следующего:

1. Согласно п. 1 ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.

2. В пункте 1 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) преду­смотрено, что государственными, муниципальными признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием.

3. В соответствии со ст. 6 БК РФ казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что трудоустройство бывшего государственного (муниципального) служащего в такое учреждение, равно как и заключение с ним гражданско-правового договора, не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью на государственной (муниципальной) службе.

Однако, пока нормы закона не изменены, к административной ответственности за неисполнение обязанности по уведомлению бывших работодателей (представителей нанимателя) продолжают привлекать и государственные, и муниципальные учреждения. Отметить: если мировые судьи и прокуроры в основном придерживаются именно буквального толкования норм закона, то вышестоящие судебные инстанции, применяя подход Верховного суда, освобождают от административной ответственности не только казенные, но и:

  • автономные учреждения (Постановление Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.05.2017 № 4а-108/2017);

  • бюджетные учреждения (Постановление Хабаровского краевого суда от 12.12.2016 № 4А-866/2016).

Суды при этом делают вывод, что трудоустройство бывшего государственного (муниципального) служащего в казенное, автономное или бюджетное учреждение не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью на государственной (муниципальной) службе

Также отметим, что в недавно направленных Минтрудом Рекомендациях в качестве нового работодателя рассматривается коммерческая или некоммерческая организация, в том числе государственная корпорация, компания или публично-правовая компания, с которой бывший служащий планирует заключить, заключает или заключил трудовой или гражданско-правовой договор.

К сведению: к некоммерческим организациям относятся общественные или религиозные организации (объединения), общины коренных малочисленных народов, казачьи общества, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы и др. (ст. 2 Закона № 7-ФЗ).

* * *

Итак, в сложившейся на сегодняшний момент ситуации однозначного правила нет. И пока не будут внесены уточнения в федеральные законы об исключении обязанности сообщать о заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим бывшему представителю нанимателя государственными (муниципальными) органами и учреждениями, скорее всего, привлекать к ответственности будут всех. Поэтому пока рекомендуем не надеяться на то, что в результате разбирательств суд в конце концов встанет на вашу сторону. Лучше направить уведомление в соответствии с требованиями ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 Закона № 273-ФЗ.

Для этого при трудоустройстве граждан не забывайте проверять сами и уточнять у претендентов, не работали ли они в течение двух лет, предшествующих поступлению к вам на работу, на государственной (муниципальной) службе и не включена ли их бывшая должность в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ. Вы можете ознакомиться с данными перечнями в справочно-правовых системах, на официальных сайтах государственных органов в разделах, посвященных вопросам противодействия коррупции, или на сайте органа местного самоуправления, в котором бывший государственный (муниципальный) служащий проходил службу.

И если прежняя должность кандидата в перечне есть, составьте уведомление в соответствии с Правилами и Рекомендациями и направьте его представителю бывшего нанимателя служащего в течение десяти дней с момента заключения с последним трудового договора (гражданско-правового). Причем сообщать нужно и о заключении договора о работе по совместительству. Способ направления уведомления вы можете выбрать самостоятельно, но так, чтобы получить подтверждение отправления данного сообщения: по почте заказным письмом с уведомлением либо непосредственно в государственный (муниципальный) орган.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *