Управление охраной окружающей среды

Лекции №4. Правовые основы управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды.

1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды.

2. Функции управления природопользованием и охраной окружающей среды.

3. Система органов государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

4. Понятие и роль экологически значимой информации.

5. Источники экологически значимой информации.

1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды.

По мнению Крассова О.И., управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, основной целью которого является организация обеспечения сохранения окружающей среды, ее восстановления и обеспечения экологической безопасности.

Бринчук М.М. определяет управление природопользованием и охраной окружающей среды как совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

По Боголюбову С.А. экологического управления представляет собой совокупность органов и способов осуществления охраны окружающей среды в РФ.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды можно определить как совокупность компетенций уполномоченных органов и их должностных лиц в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Целью управления является обеспечение соблюдение требований экологического законодательства.

В зависимости от статуса осуществляющих управление в сфере природопользования субъектов, М.М. Бринчук выделяет несколько его видов. Это государственное, ведомственное (отраслевое), производственное, общественное и муниципальное управление. Каждому виду свойственны специфические методы, способы и задачи.

Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду.

Общественное управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется общественными формированиями и гражданами. Наиболее значимыми функциями общественного управления являются участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологическое просвещение и контроль.
Производственное управление осуществляется в рамках определенного предприятия или организации по соблюдению экологических нормативов и требований экологического законодательства. Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется практическими задачами, стоящими перед каждым юридическим лицом (предприятием) по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Эти задачи с учетом специфики предприятий могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, с охраной водных объектов, атмосферного воздуха, обращением с производственными отходами и др. Наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль. Управление осуществляется как функциональными службами (инженера, механика, технолога, энергетика, сбыта, контроля), руководителями производственных подразделений, так и специально создаваемыми отделами (службами) по охране природы. Производственное управление природопользованием и охраной окружающей среды регулируется преимущественно локальными актами, то есть актами предприятия, с учетом его специфики.
Муниципальное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на решение местных экологических проблем и осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территории России.

К ведению местного самоуправления относятся:

— владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

— обеспечение санитарного благополучия населения;

-регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

— контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

— регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

— благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

— участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

— организация и содержание муниципальной информационной службы.

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды означает реализацию всеми уполномоченными на то органами и лицами в рамках своей компетенции экологической политики, которая проводится в соответствии с действующим законодательством, концепциями и стратегиями, принятыми в установленном порядке.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе следующих принципов:
— законности управления;

— комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;
— сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;

— разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;

— наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.

2. Функции государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Функция управления — это постоянное направление деятельности по обеспечению эффективной охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Социальные, экономические, экологические и научно технические требования, которые предъявляются к организации охраны окружающей среды, определяют содержание функций управления.

К числу функций управления относятся:

— подзаконное нормотворчество;

— создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;

— координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;

— экологическое планирование;

— экологическое нормирование;

— экотехническая регламентация;

— экологическая стандартизация;

— оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;

— государственная экологическая экспертиза;

— лицензирование в сфере охраны окружающей среды;

— экологическая сертификация;

— экологический аудит;

-экологический мониторинг;

— учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;
— экологическое воспитание и образование;

— проведение научных исследований по вопросам окружающей среды;

— экологический контроль.

3. Система органов государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Система органов управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды представляет собой совокупность органов, наделенных конкретной компетенцией для осуществления основных управленческих функций.

Органы государственного управления природопользования и охраны окружающей среды в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общей и специальной компетенции.

Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что решение вопросов в сфере охраны окружающей среды, во-первых, не является специальной функцией этих органов, а во-вторых, решения данных органов распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общего управления и, в-третьих, они осуществляют деятельность по охране окружающей среды наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции и не имеющих прямого отношения к экологии, — развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

Компетенция органов этой подсистемы определена в Конституции РФ и конституциях субъектов Федерации (базовая), а также в общих и специальных актах экологического законодательства, в которых имеются главы о полномочиях соответствующих субъектов.

К органам общей компетенции относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Эти органы определяют основные на­правления природоохранной политики, утверждают экологические про­граммы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции, и т.д.

Природоохранительная деятельность Президента России регулируется многими актами, включая Конституцию РФ. К важнейшим функциям управленческой деятельности Президента, предусмотренных Конституцией, можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; издание нормативных правовых актов в данной области; организацию системы федеральных органов исполнительной власти в РФ; гарантии соблюдения экологических прав граждан; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области экологического управления. в области природопользования и охраны окружающей среды.

Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Конкретные полномочия этих органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами специального характера — федеральными и региональными законами, указами Президента РФ и др.

Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России:

· обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;

· осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;

· проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

К специализированным относятся органы, созданные исключительно для решения задач в сфере взаимодействия общества и природы. На специализированные органы управления, действующие на разных уровнях, возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, экспертизой, сертификацией, контролем и т.д. В настоящее время специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды включают:

· федеральные министерства;

· федеральные агентства;

· федеральные службы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в настоящее время специально уполномоченными государственными органами в данной сфере являются:

1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

· Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

· Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

· Федеральное агентство водных ресурсов

· Федеральное агентство по недропользованию.

· Федеральное агентство лесного хозяйства

2. Министерство сельского хозяйства РФ

· Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

· Федеральное агентство по рыболовству

3. Министерство экономического развития РФ

· Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

· Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

4. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

4. Понятие и роль экологически значимой информации.

Обладание экологической информацией играет большую роль для эффективного решения задач обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» дает общее определение информации, под которой понимаются сведения независимо от формы их представления.

Понятие экологической информации охватывается приведенным общим понятием, но оно, кроме того, должно отражать специфику предмета.

С точки зрения потребностей гражданина, юридических лиц и государственных органов, в контексте принятия экологически значимых решений и защиты законных прав и интересов разных субъектов такая информация может содержать данные:

— о состоянии земли, почвы, недр, воды, атмосферного воздуха, фауны, флоры, природных комплексов;

— об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей;

— о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках;

— о деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты;

— о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных мерах;

— о деятельности государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость осуществления такой деятельности установлена законодательством России.

Пользователями экологически значимой информации является наиболее полный круг субъектов экологического права. В него входят граждане, общественные формирования, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, предприятия и организации, государственные структуры. Экологически значимой информацией пользуются представительные, исполнительные, судебные органы на всех уровнях государственной власти.

Конституция РФ закрепила право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст.42).

Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания (в том числе информацию о состоянии воздуха, воды и т.п.), рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах.

Достоверной является неискаженная (заведомо или по небрежности) экологически значимая информация, которой располагают или должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды и иные субъекты права в пределах их компетенции.

Полной можно считать информацию, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в пределах их компетенции.

Своевременной является информация, передаваемая лицу, обратившемуся за нею, в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен.

Предоставляется информация через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам.

5. Источники экологически значимой информации.

Всякая деятельность, осуществляемая в рамках экологического права, сопровождается накоплением такой информации. Объективно с этим процессом связаны экологическое нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, развиваемая договорная практика, экологическая сертификация, аудит, контроль, применение мер юридической ответственности.

Одновременно в экологическом праве можно выделить ряд специфических источников. К источникам экологически значимой информации можно отнести:

— сами нормативные правовые акты,

-экологический мониторинг,

-государственные кадастры и реестры природных ресурсов,

-экологический паспорт предприятия,

— радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий,

-декларация безопасности промышленного объекта,

-государственные доклады о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации.

Система органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды

Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях.

Виды органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды:

    • органы общей компетенции;
    • специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере;
    • иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

Органы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды общей компетенции

Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, — развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

    1. Президент России;
    2. Правительство России;
    3. правительства (администрация) субъектов РФ.

Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести:

    • определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства;
    • нормотворчество;
    • организацию системы центральных органов исполнительной власти России;
    • гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды;
    • обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Подробнее

Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета безопасности РФ.

При анализе деятельности Президента РФ по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, нельзя не обратить внимания на очевидную тенденцию принятия им решений, уменьшающих возможности для решения в стране острейших экологических проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности Советника по вопросам экологии и охраны здоровья в собственном аппарате. Соответствующими указами Президента РФ были упразднены Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (1996 г.), созданный на его основе Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (2000 г.), Федеральная служба лесного хозяйства России, Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России (2000 г.) как самостоятельные органы федеральной исполнительной власти.

Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Конкретные полномочия этих органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами специального характера — федеральными и региональными законами, указами Президента РФ и др.

Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России:

    • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
    • осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
    • проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Подробнее

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» в отдельной статье определил полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведают Департамент социального развития и охраны окружающей среды и Департамент отраслевого развития (в части организации и экономики природопользования).

Специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды

На специализированные органы управления, действующие на разных уровнях, возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, экспертизой, сертификацией, контролем и т.д.

В ряду эколого-правовых проблем в России организация системы специально уполномоченных государственных органов управления в этой сфере остается наиболее острой. В последние годы Система органов государственного экологического управления неоднократно изменялась, причем не в сторону ее совершенствования.

В настоящее время специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды включают:

  • федеральные министерства;
  • федеральные агентства;
  • федеральные службы.

Федеральные органы специальной компетенции в зависимости от выполняемых функций и решаемых задач систематизируются следующим образом:

  • Органы, выполняющие все задачи или блок природоохранительных задач: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
  • Органы, охватывающие вопросы охраны и использования отдельных природных объектов: Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство по рыболовству и др.
  • Органы, выполняющие одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов: Федеральная служба государственной статистики, Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная таможенная служба и др.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в настоящее время специально уполномоченными государственными органами в данной сфере являются:

  1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
    • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
    • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
    • Федеральное агентство водных ресурсов
    • Федеральное агентство лесного хозяйства
    • Федеральное агентство по недропользованию
  2. Министерство сельского хозяйства РФ
    • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
    • Федеральное агентство по рыболовству
  3. Министерство экономического развития РФ
    • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
    • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
  4. Федеральная служба безопасности Российской Федерации
  5. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды иными органами

В системе центральных органов федеральной исполнительной власти имеется ряд органов, на которые также возложены специальные задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окружающей среды наряду с решением иных задач.

К таким органам относятся, в частности:

  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
  • Федеральная таможенная служба;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет, в частности, надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Управление в области охраны окружающей среды

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Экологическое право » Управление в области охраны окружающей среды

Охрана окружающей среды, как важного фактора для нормальной жизни граждан, является одной из приоритетных задач государственных органов. Статья расскажет о государственном управлении в сфере охраны окружающей среды

Окружающая среда представляет собой совокупность элементов естественной природы, объектов ландшафта, не возобновляемых или частично возобновляемых природных ресурсов, создающих основу для жизнедеятельности человека. Технический прогресс и развитие средств и способов производства систематически увеличивают последствия деятельности человечества на окружающий мир. Охрана окружающей среды и ее экологического благополучия имеет ключевое значение не только для устранения негативных последствий техногенного мира, но и для самого существования человечества.

Государственное управление в области охраны окружающей среды

Государственное управление в области охраны окружающей среды реализуется в комплексе мероприятий, оказывающих прямое и косвенное влияние на регулируемый объект отношений. Исходя из характера полномочий государственных органов, можно выделить следующие ключевые моменты управления в этой сфере со стороны государства:

  • Комплекс мероприятий осуществляют органы, уполномоченные государством на совершение действий в области охраны окружающей среды. Если государство выступает только роли организатора конкретного мероприятия, то оно автоматически приобретает контрольные функции по отношению к субъектам, осуществляющим на практике функции охраны природного мира.
  • Юридические действия государственных органов носят властный характер и обеспечиваются средствами государственного принуждения в случае неисполнения императивных правил и предписаний.
  • В рамках государственного управления издаются нормативные акты обязательные для исполнения и обращенные к неограниченному кругу лиц.
  • За нарушение норм в сфере охраны окружающей среды в законодательстве предусмотрены санкции.

Основной задачей государственного управления является реализация функций исполнительной власти во взаимоотношениях со всеми институтами общества.

Система управления охраной окружающей среды

Система государственного управления включает в себя следующие элементы:

  • Наличие у государственных органов правомочий на решение вопросов в области охраны окружающей среды. Права и обязанности институтов государственной власти четко прописаны в нормативных актах и не подлежат расширительному толкованию. Государственные органы обязаны действовать точно в соответствии с нормами права, а реализация их полномочий осуществляется в пределах, ограниченных законодательством, устанавливающим их комптенцию. В некоторых случаях органы власти имеют возможность выступать в экологических правоотношениях как равноправный партнер (например, при реализации совместных проектов в области охраны природы).
  • Четкое разграничение полномочий между различными государственными органами. Государство наделяет каждый свой орган исключительной компетенцией, не допускающей дублирования функций различных институтов. Отраслевой и межотраслевой характер реализации государственных функций максимально точно определяет уровень полномочий конкретного органа.
  • Иерархия системы органов власти. Вся система государственного управления построена по принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. На практике такая иерархия позволяет не только координировать усилия по охране окружающей среды «сверху вниз», но и осуществлять постоянный контроль за деятельностью органов низших ступеней иерархии.

В сфере экологического права и охраны природной среды государство осуществляет управление по следующим конкретным видам деятельности:

  • Правотворческая деятельность. Государство разрабатывает и принимает нормы и правила, регулирующие любые правоотношения в сфере охраны природы.
  • Правоприменительная. Принятие нормы права подразумевает ее реализацию на практике, поэтому государственные и муниципальные органы являются одновременно и субъектами правоотношений в области экологического права, т.е. выступают в роли участника конкретного мероприятия по охране либо осуществляют контроль за их проведение.
  • Юрисдикционная. В пределах своей компетенции органы власти дают указания субъектам экологических правоотношений, могут влиять на возникновение или изменение таких правоотношений. Правомочия государства включают в себя возможность и обязанность осуществлять действия, направленные на охраны природной среды. Важным признаком государственного управления в этой деятельности является соблюдение экологических прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
  • Иная властная деятельность.

Если рассмотреть конкретные проявления государственного управления, то в отношении ряда властных органов можно выделить следующие особенности:

  • Президент РФ. Издает указы и распоряжения в области охраны экологии в рамках федерального законодательства. Акты Президента носят конкретный характер и направлены на конкретные правоотношения в области экологического права (например, указы о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций)
  • Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ. Разрабатывают систему нормативных актов в области экологии, создают особые охранные зоны, осуществляют контроль за соблюдением охранных мероприятий
  • Муниципальные органы власти. Создают местные охранные зоны и зоны особой экономической деятельности на охраняемых территориях

Механизм охраны окружающей среды

Под механизмом государственного управления охраной окружающей среды понимается комплекс мер, направленных на охрану природной среды, а также на создание благоприятных условий жизни человека. В зависимости от области применения и способу регулирования эти меры подразделяются на:

  • Организационные меры. Уполномоченные государственные структуры организуют работу общественных институтов по охране природной среды, а также сами участвуют в конкретных природоохранных мероприятиях.
  • Правовые меры. Государственные органы создают правовую базу для деятельности по охране окружающей среды путем принятия систематизированного комплекса нормативно-правовых актов.
  • Экономические меры. Предусматривают как бюджетное финансирование мероприятий в сфере охраны, так и создание рычагов экономического стимулирования общества (юридических и физических лиц).

В общем механизме охраны окружающей среды можно выделить отдельные группы, которые на практике имеют самостоятельное значение:

  • Управленческий механизм. Характеризуется наличием системы органов власти и необходимых инструментов реализации властных полномочий. Государство не только предписывает правила поведения субъектов экологических правоотношений, оно одновременно участвует в конкретных охранных мероприятиях.
  • Экономико-юридический механизм. Включает комплекс мер экономического стимулирования охраны окружающей среды, базирующийся на законодательном регулировании. Государство может оказывать прямую и косвенную помощь субъектам, занимающимся охраной природной среды; осуществляет финансирование охранных мероприятий; вводит денежные санкции за вред, причиненный окружающей среде.
  • Правовой механизм. Предусматривает наличие норм и правил, обязательных к применению всеми субъектами, а также рычаги ответственности за их несоблюдение (штрафы, санкции, возмещение вреда и т.д.). Только государственные органы уполномочены на принятие общеобязательных норм права.
  • Механизм особой охраны. Для охраны природной среды разрабатывается комплекс конкретных мер по защите природы (создание зон с особыми условиями деятельности, определение неблагоприятных территорий и т.д.).
  • Идеологический механизм. Включает в себя мероприятия по воспитанию, просвещению, обучению и повышению уровня экологической культуры населения. В этом механизме государству принадлежит организационная роль, так как осуществлять идеологические мероприятия могут любые субъекты правоотношений.
  • Международно-правовой механизм. Национальные органы власти в сфере охраны окружающей среды действуют в тесной кооперации с международными институтами, подчиняются общим нормам международного права, участвуют в совместном решении проблем охраны природного мира.

Управление в сфере экологии: понятие, виды, функции

Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнение (т. е. реализацию) требований экологического законодательства.

Управление имеет свою систему и осуществляется различными органами. Выделяют виды управления: общественное (общественными объединениями и гражданами); производственное (функциональными службами предприятия, руководителями производственных предприятий чаще главный инженер, специально создаваемыми службами, как правило, службы по охране природы и регулируется локальными актами); муниципальное (органами местного самоуправления); отраслевое (ведомственное) – (министерствами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности); государственное.

Наибольшая ответственность за исполнение экологического законодательства лежит на органах государственного управления. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть к государственному принуждению.

Государственное управление имеет свою систему и осуществляется различными органами и их деление различно. Наиболее часто встречаемая классификация:

— органы общей компетенции (Президент РФ и его администрация, Правительство РФ самостоятельно и через созданные им структуры; правительства (администрации) субъектов РФ);

— органы специальной компетенции определяется Правительством РФ к таковым — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор); — Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет); — Мин. природных ресурсов России и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра); — Минсельхоз России и подведомственные ему Федеральная служба по ветеринарному фитосанитарному надзору (Россельхоз надзор), Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), Федеральное агентство по сельскому хозяйству (Россельхоз); — Федеральное агентство по геодезии и картографии (Роскартография); — Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость); — Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) – ФСБ России.

— иные органы, на которые возложены специальные задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окружающей среды наряду с решением иных задач. К таковым: — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор, находится в системе Минздрав. и соц. развития России); — МЧС России; — МВД России; — Ростехрегулирование (находится в системе Минпромэнерго России).

Функции управления, это постоянные основные направления деятельности органов по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования.

К таким функциям относятся:

— нормотворческая деятельность;

— экологический мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей среды;

— экологическая экспертиза – узаконенная превентивная мера способная не допустить строительство объектов в ущерб экологической безопасности. Основной ее принцип презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; независимость экспертов и др. (ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизы»);

— экологическое нормирование качественного состояния окружающей среды. Это система правовых норм, устанавливающих пределы возможного воздействия на окружающую природную среду, при которых обеспечиваются благоприятные условия жизнедеятельности. К таковым, установление нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК), нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ), нормативов предельно допустимых уровней шума, вибрации и иных вредных воздействий (ПДУ);

— экологический контроль;

— экологическое планирование (прогнозирование);

— экологическая стандартизация;

— экологическое лицензирование;

— экологическая сертификация;

— экологический аудит;

— платежи за природопользование и за загрязнение окружающей среды;

— финансирование охраны окружающей среды и др.

— экологическое страхование;

— меры экономического стимулирования (льготы).

Организация и управление охраной окружающей среды на предприятии — файл n1.doc

приобрести
Организация и управление охраной окружающей среды на предприятии
(98 kb.)
Доступные файлы (1):

n1.doc 98kb. 16.09.2012 14:55
  • Особенности охраны окружающей среды в развитых странах (Документ)
  • Марчук Г.И. Математическое моделирование в проблеме окружающей среды (Документ)
  • Контрольная работа — Организация охраны труда на предприятии (Лабораторная работа)
  • Сорокин Н.Д. Охрана окружающей среды на предприятии в 2009 году (Документ)
  • Чистякова С.Б. Охрана окружающей среды (Документ)
  • Экономические и социальные проблемы охраны окружающей среды (Документ)
  • Романчук А.А. Системный менеджмент охраны труда на предприятии. Модели управления (Документ)
  • Экология и экономика (Документ)
  • Расчетно — графическая работа — Организация производства на предприятии в машиностроении (с решениями) (Расчетно-графическая работа)
  • Тюльканов Е.Н. Обоснование и расчет классов опасности отходов (Документ)
  • Мониторинг окружающей среды (Документ)
  • Реферат: Загрязнения окружающей среды (Документ)

n1.doc

1 .Введение
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор, как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход невозобновимых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы- той части нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько наиболее существенных процессов, любой из которых не улучшает экологическую ситуацию на планете.

Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них — газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения. Прогрессирует и накопление углекислого газа в атмосфере. Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать нежелательную тенденцию в сторону повышения среднегодовой температуры на планете. Вызывает тревогу у экологов и продолжающееся загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, достигшее уже 11/5 его общей поверхности. Нефтяное загрязнение таких размеров может вызвать существенные нарушения газо -и водообмена между гидросферой и атмосферой.
Охрану окружающей среды регулирует более ста законов и нормативно правовых актов. Экономический механизм, охраны окружающей среды, регулируется гораздо более меньшим количеством законов. И это при том, что последние десятилетия, эта тема является в России наиболее актуальной, ведь не для кого не секрет что последнее десятилетие из страны вывозятся тонны полезных ископаемых, часть которых добывается варварскими
способами, с нарушением законов и наносит ужасающий вред окружающей среде.
Тема моей контрольной работы — Управление и организация охраной окружающей среды на предприятии. Целью является то, чтобы показать влияние управления природными ресурсами и управление охраны окружающей среды на предприятиях на экономическую сферу страны, их взаимосвязь и взаимозависимость.
Сегодня, когда экономика страны работает, в основном на экспорт полезных ископаемых и сырьевых материалов из страны, отношения в области установления и взимания природоресурсных платежей, регулируются конституцией РФ (статьи 57, 75, 104), федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, инструкциями Министерства по налогам и сборам России и др.
Природопользование может быть рациональным и нерациональным. При рациональном природопользовании осуществляется комплексное, экономически эффективное использование ресурсов с соблюдением норм природоохранного законодательства, примером такого цивилизованного подхода служат страны Евросоюза.
Нерациональное природопользование приводит к загрязнению, истощению и деградации и уничтожению природных систем. С сожалением приходится признать, что в России преобладает нерациональный подход.
В основе недропользования в Российской Федерации лежит принцип платности, закрепленный в Законе РФ «О недрах», который предполагает взимание обязательных платежей при пользовании недрами, если иное не предусмотрено законом.
2.Влияние предприятий на окружающую среду.
В любом предприятии существует экологический паспорт. Он содержит характеристику взаимоотношений предприятия с окружающей средой. Экологический паспорт содержит общие сведения о предприятии, используемом сырье, писание технологических схем выработки основных видов продукции, схем очистки сточных вод и аэровыбросов, их характеристики после очистки, данные о твердых и других отходах, а также сведения о наличии в мире технологий, обеспечивающих достижение наилучших удельных показателей по охране природы. Вторая часть паспорта содержит перечень планируемых мероприятий, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду, с указанием сроков, объемов затрат, удельных и общих объемов выбросов вредных веществ до и после осуществления каждого мероприятия.
Программа мероприятий по снижению нагрузки на окружающую среду должна предусматривать перспективную стратегию и ближайший план с указанием сроков реализации, объемов необходимых затрат, достигаемых снижений выбросов и их концентрации, снижения ущерба окружающей среде.
Показатели влияния предприятия на состояние окружающей среды:

  1. Экологичность выпускаемой продукции.
  2. Влияние на водные ресурсы.
  3. Влияние на воздушные ресурсы.
  4. Влияние на материальные ресурсы и отходы производства.

5. Влияние на земельные ресурсы.
В качестве показателей организационно-технического уровня природоохранной деятельности предприятия можно выделить:

  1. Оснащенность источников загрязнения очистными сооружениями.
  2. Пропускная способность имеющихся очистных сооружений.
  3. Прогрессивность применяемого очистного оборудования.

  1. Контроль за функционированием очистного оборудования.
  2. Рациональность существующей организационной структуры
    природоохранной деятельности.
  3. Прочие показатели.

Что касается промышленности, то экологическая политика может способствовать оптимизации управления ресурсами, созданию общественного доверия и развитию рыночных возможностей. Многие новые чистые и низкоотходные технологии не только снижают загрязнения, но и экономят расход сырых материалов и энергии до такой степени, что снижение издержек сможет более, чем возместить исходные , более высокие, инвестиционные затраты и таким образом снизить себестоимость единицы продукции. Широкие возможности скрыты в использовании генетической инженерии и биотехнологии для сельского хозяйства, пищевой промышленности, химии и фармацевтики, очистки окружающей среды и получения новых материалов и энергетических источников.
Специальные усилия требуются, чтобы избежать обременительных административных, финансовых и законодательных принуждений, которые могут препятствовать созданию или развитию малых и средних предприятий. Необходима практическая помощь, включая обеспечение экспертными службами, обучающими программами и т.д. Однако следует иметь в виду, что малые и средние предприятия имеют более высокий уровень гибкости, что будет во многих случаях давать им преимущество на рынках.
Энергетический сектор продолжает находиться лицом к лицу с местными и региональными экологическими проблемами, такими как повышение кислотности. Беспокойство по поводу глобальных аспектов энергетической политики и их действия на окружающую среду растет. Долгосрочная стратегия должна гарантировать, что решения для одной проблемы не усилят другую. Глобальная проблема будущего будет состоять в том, что экономический рост, эффективные и безопасные энергетические
поставки и чистая окружающая среда — это совместимые цели. Энергетическая политика, таким образом, будет ключевым фактором в достижении стабилизирующего развития.
Транспорт жизненно важен как для экономики, так и для социального благополучия. Он необходим для производства и распространения товаров и услуг, так же как и для торговли и регионального обслуживания. Транспорт сделал возможным достижение масштаба производства и привел к увеличению конкуренции.
Транспорт экологически не нейтрален, но виды транспорта имеют различную степень влияния на окружающую среду. Выбросы транспорта -главным образом дорожного и воздушного — представляют очень высокую долю всех выбросов. Кроме того, транспортный сектор — в частности, дорожный и воздушный транспорт — рассматриваются как наибольший вкладчик в проблему шума.
Современное металлургическое предприятие по производству черных материалов имеет следующие основные переделы: производство окатышей и агломератов, коксохимическое, доменное, сталеплавильное и прокатное производства. В состав предприятий входят также ферросплавное, огнеупорное и литейное производства. Все они являются источниками загрязнений атмосферы и водоемов. Кроме того, металлургические предприятия занимают большие производственные площади и отвалы, что предполагает отчуждение земель. Концентрация вредных веществ в атмосфере и водной среде крупных металлургических центров значительно превышают нормы.
На долю предприятий черной металлургии приходится 15-20% общих загрязнений атмосферы промышленностью, что составляет более 10,3 млн. т вредных веществ в год, а в районах расположения крупных металлургических комбинатов — до 50%.В среднем на 1 млн. т годовой производительности заводов черной металлургии выделение пыли
составляет 350, оксида углерода 400, оксида азота — 42 т/сутки.
6
Взаимодействие энергетического предприятия с окружающей средой происходит на всех стадиях добычи и использования топлива, преобразования и передачи энергии. Тепловой электростанцией активно потребляется воздух. Образующиеся продукты сгорания передают основную часть теплоты рабочему телу энергетической установки, часть теплоты рассеивается в окружающую среду, а часть — уносится с продуктами сгорания через дымовую трубу в атмосферу. Продукты сгорания, выбрасываемые в атмосферу, содержат оксиды азота, углерода, серы, углеводороды, пары воды и другие вещества в твердом, жидком газообразном состояниях.
Одним из факторов воздействия угольных ТЭС на окружающую среду являются выбросы систем складирования топлива, его транспортировки, пылеприготовления и золоудаления. При транспортировке и складировании возможно не только пылевое загрязнение, но и выделение продуктов окисления топлива. По-разному воздействует не окружающую среду удаление шлака и золы. Распространение перечисленных выбросов в атмосферу зависит от рельефа местности, скорости ветра, перегрева их по отношению к температуре окружающей среды, высоты облачности, фазового состояния осадков и их интенсивности. Взаимодействие выбросов с туманом приводит к образованию устойчивого сильно загрязненного мелкодисперсного облака — смога, наиболее плотного у поверхности земли. Одним из видов взаимодействия ТЭС на атмосферу является все возрастающее потребление воздуха, необходимого для сжигания топлива.
Основными факторами воздействия ТЭС на гидросферу являются выбросы теплоты, следствием которых могут быть: постоянное локальное повышение температуры в водоеме; временное повышение терпературы; изменение условий ледостава, зимнего гидрологического режима; изменение условий паводков; изменение распределения осадков, испарений, туманов. Наряду с нарушением климата тепловые выбросы приводят к

зарастанию водоемов водорослями, нарушению кислородного баланса, что создает угрозу для жизни обитателей рек и озер.
Из большого объема промышленных выбросов, попадающих в
окружающую среду, на машиностроение приходится лишь незначительная
его часть — 1-2%. В этот объем входят и выбросы предприятий военно-
ориентированных отраслей, оборонной промышленности, являющейся
значительной составной частью машиностроительного комплекса. Однако
на машиностроительных предприятиях имеются основные и
обеспечивающие технологические процессы производства с весьма высоким уровнем загрязнения окружающей среды.
Таким образом, любой промышленный комплекс в целом и производства отраслей промышленности являются потенциальными загрязнителями окружающей среды:
-воздушного пространства;
-поверхностных водоисточников;
-почвы.
3. Основные принципы охраны окружающей среды
Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований.
Только если все эти составные части соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т. е. складываются в единую систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех.
Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от отрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей (человека) природной среды».
Охрана окружающей природной среды складывается из:
— правовой охраны, формулирующей научные экологические
принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;
— материального стимулирования природоохранной деятельности,
стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;
— инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и
ресурсосберегающую технологию и технику.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» охране подлежат следующие объекты:

  • естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
  • земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный
    воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы,
    генетический фонд, природные ландшафты.

Особо охраняются государственные природные заповедники,
9
природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
Основными принципами охраны окружающей природной среды должны являться:

  • приоритет обеспечения благоприятных экологических условий для
    жизни, труда и отдыха населения;
  • научно обоснованное сочетание экологических и экономических
    интересов общества;

  • учет законов природы и возможностей самовосстановления и
    самоочищения ее ресурсов;
  • недопущение необратимых последствий для охраны природной
    среды и здоровья человека;

— право населения и общественных организаций на своевременную и
достоверную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательном
воздействии на нее и на здоровье людей различных производственных
объектов;
— неотвратимость ответственности за нарушение требований
природоохранительного законодательства.
4.Природоохранная деятельность предприятий
Природоохранной является любая деятельность, направленная на сохранение качества окружающей среды на уровне, обеспечивающем устойчивость биосферы. К ней относится как крупномасштабная, осуществляемая на общегосударственном уровне деятельность по сохранению эталонных образцов нетронутой природы и сохранению разнообразия видов на Земле, организации научных исследований, подготовке специалистов-экологов и воспитанию населения, так и деятельность отдельных предприятий по очистке от вредных веществ сточных вод и отходящих газов, снижению норм использования природных ресурсов и т. д. Такая деятельность осуществляется в основном инже­нерными методами.
Существуют два основных направления природоохранной деятельности предприятий. Первое — очистка вредных выбросов. Этот путь «в чистом виде» малоэффективен, так как с его помощью далеко не всегда удается полностью прекратить поступление вредных веществ в биосферу. К тому же сокращение уровня загрязнения одного компонента окружающей среды ведет к усилению загрязнения другого.
Например, установка влажных фильтров при газоочистке позволяет сократить загрязнение воздуха, но ведет к еще большему загрязнению воды. Уловленные из отходящих газов и сливных вод вещества часто отравляют значительные земельные площади.
Использование очистных сооружений, даже самых эффективных, резко сокращает уровень загрязнения окружающей среды, однако не решает этой проблемы полностью, поскольку в процессе функционирования этих установок тоже вырабатываются отходы, хотя и в меньшем объеме, но, как правило, с повышенной концентрацией вредных веществ. Наконец, работа большей части очистных сооружений требует значительных энергетических
затрат, что, в свою очередь, тоже небезопасно для окружающей среды.
11
Кроме того, загрязнители, на обезвреживание которых идут огромные средства, представляют собой вещества, на которые уже затрачен труд и которые за редким исключением можно было бы использовать в народном хозяйстве.
Для достижения высоких эколого-экономических результатов необходимо процесс очистки вредных выбросов совместить с процессом утилизации уловленных веществ, что сделает возможным объединение первого направления со вторым.
Второе направление — устранение самих причин загрязнения, что требует разработки малоотходных, а в перспективе и безотходных технологий производства, которые позволяли бы комплексно использовать исходное сырье и утилизировать максимум вредных для биосферы веществ. Однако далеко не для всех производств найдены приемлемые технико-экономические решения по резкому сокращению количества образующихся отходов и их утилизации, поэтому в настоящее время приходится работать по обоим указанным направлениям.
Заботясь о совершенствовании инженерной охраны окружающей природной среды, надо помнить, что никакие очистные сооружения и безотходные технологии не смогут восстановить устойчивость биосферы, если будут превышены допустимые (пороговые) значения сокращения естественных, не преобразованных человеком природных систем, в чем проявляется действие закона незаменимости биосферы.
Таким порогом может оказаться использование более 1% энергетики биосферы и глубокое преобразование более 10% природных территорий (правила одного и десяти процентов). Поэтому технические достижения не снимают необходимости решения проблем изменения приоритетов общественного развития, стабилизации народонаселения, создания достаточного числа заповедных территорий и других, рассмотренных ранее.
12
5.У правление охраной окружающей среды на предприятии
Сейчас абсолютно важно, чтобы управление охраной окружающей среды стало составной частью повседневного управленческого процесса и чтобы вопросы экологии ставились в повестку дня на равных с вопросами, например, экономики или маркетинга. При этом управление охраной окружающей среды станет оспаривать первенство у других управленческих подсистем, что, как правило, порождает необходимость пересмотра руководством управленческих приоритетов.
Существует необходимость в организации информационного взаимодействия с сотрудниками и обеспечения их вовлеченности в процесс совершенствования управления. В задачу руководства входит осуществление двустороннего информационного взаимодействия, а также мотивации и активизации участия сотрудников в повышении результативности природоохранной деятельности на предприятии.
Особенно важно, чтобы сотрудники знали важнейшие факторы воздействия на состояние окружающей среды, характерные для конкретного рабочего места. Информационное взаимодействие с работниками предприятия может осуществляться разными способами. Чтобы получить максимальный эффект от разъяснительных кампаний, необходимо обеспечить удовлетворение их информационных потребностей и разработать соответствующий план, указать сроки реализации с указанием ответственных за их выполнение лиц.
На некоторых предприятиях создаются специальные группы, координирующие информационное взаимодействие. Такая группа должна тесно сотрудничать с комитетом по управлению и с руководством предприятия. Нередко стимулом является то, что работа начинается с самых актуальных для сотрудника задач. Это может быть, например, улучшение условий труда или окружающей среды на территории предприятия.
13
Многие предприятия признают, что процесс внедрения СУОС требует большего времени, чем ожидалось. Впрочем, если изначально составить реальный план использования необходимых ресурсов и создать эффективную основу в форме плана действий, то можно избежать в дальнейшем многих проблем с нехваткой ресурсов.
Еще одной проблемой является «человеческий фактор», или людские ресурсы. Сотрудники, участвующие в проекте, обычно тратят значительную часть рабочего времени на деятельность в проектных группах. Это снижает их вклад в выполнение. Вот почему важно, чтобы коллеги взяли на себя часть повседневной нагрузки участников проекта, дав им возможность и время завершить работу над проектом.

Руководство должно обеспечить им поддержку, что может означать также освобождение руководителя проекта — на соответствующий период -— от части (или всех) его обычных обязанностей. После того как руководство, внимательно рассмотрев все аспекты, приведенные выше, приняло принципиальное решение о реализации у себя на предприятии проекта по совершенствованию управления охраной окружающей среды, можно приступать непосредственно к его реализации.
Во всем, что касается проекта, именно на руководство ложатся задачи по созданию условий для его успешной реализации и обеспечению необходимых ресурсов. Это возможно лишь в том случае, если руководство располагает хорошей основой для принятия квалифицированных решений.
Первая задача — дать руководству основные сведения и знания об экологии и об управлении охраной окружающей среды. Поэтому полезно начать работу над проектом с проведения семинара для руководителей. По ходу семинара излагаются принципы, методы и стандарты, касающиеся управления охраной окружающей среды, а также проводится обсуждение того, какие ресурсы потребует проект и каких результатов от него ожидают. В ходе семинара следует стремиться к тому, чтобы руководство достигло
14
единства по вопросу о поддержке проекта. В этом — решающая предпосылка успеха. Руководство, как правило, не имеет цельной картины экологического состояния предприятия и принятой практики охраны окружающей среды. Часто после семинара у руководства появляется потребность более подробно изучить ситуацию, прежде чем окончательно утвердить цели проекта и необходимые для его выполнения ресурсы.
Вот почему для выработки основ принятия квалифицированных решений обычно проводится оценка экологического состояния предприятия. Анализ экологического предприятии в сфере охраны окружающей среды. Как правило, результаты анализа вносятся в отчет, содержащий рекомендации в отношении мероприятий и объектов в соответствии с рядом критериев, например, исходя из требований стандартов управления охраной окружающей среды.
Нередко, взяв за основу отчет об экологическом состоянии предприятия, руководство проводит новый семинар, на котором обсуждаются результаты анализа и делаются выводы. Обычно на этом этапе появляется потребность в выборе приоритетов, например, в отношении других инициатив на предприятии, а также формулируются конечные цели проекта, возможные его масштабы, назначается руководитель проекта из числа сотрудников, выделяются необходимые ресурсы, а также утверждаются порядок и сроки проведения работ.
Таким образом, в плане работ по проекту определяются цель и границы проекта, стадии и сроки выполнения, организационные принципы и сферы ответственности, оговаривается его информационная поддержка, структура управления проектом.
После того, как факторы воздействия на состояние окружающей среды зарегистрированы, определяется их приоритетность. Руководитель проекта отводит их:

  • чисто экологическое значение;
  • издержки для предприятия;

15

  • отношения с соседями (наличие жалоб);
  • правовые последствия (наличие нарушений экологического
    законодательства, если таковые имеются);
  • прочие актуальные аспекты, например, условия труда, интересы
    различных групп и т.п.

Этот анализ служит основой для руководства предприятия при выборе приоритетов. По аналогии с оценкой воздействия на состояние окружающей среды теми же методами производится и оценка воздействия на условия труда работников.
Теперь на основе разработанной экологической политике и определения приоритетных факторов воздействия, которые характеризуют наиболее актуальные экологические проблемы на ближайший период, обычно на один год, следует определить конкретные цели, задачи и мероприятия по улучшению состояния окружающей среды.
СУОС обеспечивает неуклонное улучшение экологической ситуации на предприятии и позволяет удерживать экологические проблемы в центре внимания. Таким образом, эта система гарантирует проведение в жизнь установок природоохранной политики и плана действий по охране окружающей среды, а также их интеграцию в повседневную производственную практику предприятия.
Используя такую схему, отражающую сложившуюся практику, обсуждаются изменения исходя из потребностей и вновь выявленных задач, а также требований природоохранных стандартов. Определяются вероятные слабые места, а также точки приложения возможных усилий по улучшению состояния окружающей среды, а в диаграмму вкосятся соответствующие изменения.
Диаграммы, представляющие собой схемы последовательности операции, подлежат оценке руководителя проекта, и возможно внешним консультантом с целью конструктивной критики деятельности рабочей
группы, которая должна учесть замечания при доработке системы.
16
Убедившись в том, что схема разумна, рабочая группа приступает к документальному оформлению одобренных процедур и распределению ответственности и готовит соответствующие описания процедур и инструкций. Именно на этой стадии наличие наглядных диаграмм оказывается крайне полезным и намного ускоряет работу. Важно, чтобы при разработке инструкций рабочая группа опиралась на опыт тех сотрудников, кому предстоит пользоваться этими инструкциями.
Таким образом, описанные подходы к решению задачи сокращения воздействия промышленных предприятий на охраняемые природные территории, в основе своей связанные с принципами менеджмента, химии окружающей среды, токсикологии и промышленной экологии, экологического мониторинга и контроля, приобретают более глубокое естественно-научное и природоохранное звучание.
Важнейшая сегодняшняя задача промышленно-экологических исследований как раз и состоит в развитии междисциплинарных подходов, в интеграции методов, характерных для оценки воздействия на окружающую среду и оценки риска, экологического мониторинга и химии окружающей среды (позволяющих оценить адекватность предсказаний, эффективность природоохранных мероприятий, особенности миграции и трансформации веществ в окружающей среде), более чистого производства (включающего главным образом технологические и технические аспекты предотвращения загрязнения и рационального использования ресурсов) и экологического менеджмента, направленного на минимизацию отрицательного воздействия промышленного производства на окружающую среду.
17
б.Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что не только предприятие влияет на окружающую среду, но и сама среда оказывает влияние на деятельность предприятия. Это означает, что не стоит бездумно загрязнять окружающую среду, так как посредством очень сложного биолого-химического механизма среда окажет влияние как на прибыль предприятия, так и на его основные фонды. Следует рационально использовать ресурсы и очищать вредные выбросы, чтобы сократить ущерб от деятельности предприятия. Но в тоже время не стоит размещать на одной местности много опасных производств, это может привести к экологической катастрофе в случае аварии.
Таким образом, охрана природы — задача нашего века, проблема, ставшая глобальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы еще успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями. Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если мы разработаем новые методы уменьшения и предотвращения вреда, которое мы сами наносим окружающей среде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *