Управление в хозяйственных обществах

27. Органы управления в хозяйственных обществах: порядок

формирования и функционирования, полномочия, прекращение полномочий.

  1. Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным.

  2. Формируется из акционеров (участников)

Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.

Положения устава общества или решения органов общества, ограничивающие указанные права участников общества, ничтожны.

Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Уставом общества при его учреждении или путем внесения в устав общества изменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников общества. Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.

2. Уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также порядок прекращения полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и компетенция председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества определяются уставом общества.

Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров (наблюдательного совета) общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества.

По решению общего собрания участников общества членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением указанных обязанностей. Размеры указанных вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания участников общества.

2.1. Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества в соответствии с настоящим Федеральным законом. Уставом общества может быть предусмотрено, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся:

1) определение основных направлений деятельности общества;

2) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее — управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;

3) установление размера вознаграждения и денежных компенсаций единоличному исполнительному органу общества, членам коллегиального исполнительного органа общества, управляющему;

4) принятие решения об участии общества в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

5) назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и установление размера оплаты его услуг;

6) утверждение или принятие документов, регулирующих организацию деятельности общества (внутренних документов общества);

7) создание филиалов и открытие представительств общества;

8) решение вопросов об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных статьей 45 настоящего Федерального закона;

9) решение вопросов об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных статьей 46 настоящего Федерального закона;

10) решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества;

11) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом вопросы, а также вопросы, предусмотренные уставом общества и не отнесенные к компетенции общего собрания участников общества или исполнительного органа общества.

2.2. В случае, если решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества, отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительный орган общества приобретает право требовать проведения внеочередного общего собрания участников общества.

3. Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, и члены коллегиального исполнительного органа общества, не являющиеся участниками общества, могут участвовать в общем собрании участников общества с правом совещательного голоса.

4. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.

5. Передача права голоса членом совета директоров (наблюдательного совета) общества, членом коллегиального исполнительного органа общества иным лицам, в том числе другим членам совета директоров (наблюдательного совета) общества, другим членам коллегиального исполнительного органа общества, не допускается.

6. Уставом общества может быть предусмотрено образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества. В обществах, имеющих более пятнадцати участников, образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества является обязательным. Членом ревизионной комиссии (ревизором) общества может быть также лицо, не являющееся участником общества.

Функции ревизионной комиссии (ревизора) общества, если это предусмотрено уставом общества, может осуществлять утвержденный общим собранием участников общества аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, с лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками общества.

Членами ревизионной комиссии (ревизором) общества не могут быть члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, и члены коллегиального исполнительного органа общества.

По общему правилу хозяйственное общество как юридическое лицо приобретает субъективные права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Органы юридического лица представляют собой его составную часть, которая согласно имеющимся у нее полномочиям формирует и выражает волю юридического лица, руководит его деятельностью. Органы юридического лица могут быть классифицированы по различным признакам, в частности: · по порядку формирования или способу приобретения полномочий — выборные (например, совет директоров акционерного общества) и назначаемые (например, директор государственного унитарного предприятия);· по числу входящих в них, принимающих решение и несущих ответственность должностных лиц – единоличные, например, председатель совета директоров акционерного общества, и коллегиальные, например, общее собрание акционеров в акционерном обществе;· по характеру полномочий и задач – руководящие, например, общее собрание акционеров в акционерном обществе и иные структурные органы, например, кредитный комитет в коммерческом банке;· по срокам деятельности — постоянные и временные с ограниченным сроком деятельности — например, директор в ООО; периодической деятельности — например, общее собрание учредителей.

Общее собрание акционеров или участников общества является высшим органом управления хозяйственным обществом. Совет директоров (наблюдательный совет) хозяйственного общества относится к коллегиальным органам управления общей компетенции. Абсолютная исключительная компетенция совета директоров (наблюдательного совета) распространяется на решение тех вопросов, которые в соответствии с процедурой их решения отнесены к компетенции только совета директоров (наблюдательного совета) (с четким перечислением исключений), т.е. процедура не предусматривает возможность их решения в другом порядке. Дополнительная исключительная компетенция совета директоров (наблюдательного совета) распространяется на решение тех вопросов, которые не учтены в числе вопросов исключительной компетенции, но их решение советом директоров (наблюдательным советом) определяется уставом общества. Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или решением общего собрания участников общества. Таким образом, совет директоров хозяйственного общества в рамках корпоративного управления принимает решения по стратегическим вопросам общества в рамках его экономической деятельности.

Руководство текущей деятельностью хозяйственных обществ осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров и соответственно обязаны выполнять их решения, а также организовывать их выполнение. Коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) образуется в том случае, если уставом общества предусмотрено его образование наряду с образованием единоличного исполнительного органа. Единоличный исполнительный орган (генеральный директор, президент и др.) может быть избран как из состава участников общества, так и из иного круга лиц. Правда, в последнем случае, участвуя в общем собрании участников общества, единоличный исполнительный орган имеет право только совещательного голоса.

В качестве единоличного исполнительного органа может выступать только физическое лицо. Единственным исключением является тот случай, когда общество передает полномочия единоличного исполнительного органа управляющему, в роли которого выступает коммерческая организация. Права и обязанности, порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества (генерального директора, президента и др.) и принятия им решений по осуществлению руководства текущей деятельностью общества устанавливаются уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа. В последнем случае договор подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции генерального директора общества, или участником общества, уполномоченным решением совета директоров участников общества. Таким образом, на исполнительные органы хозяйственных обществ возложены функции руководства текущей деятельности хозяйственными обществами.

4. Виды общих собраний участников хозяйственных обществ

Все общие собрания, проводимые в хозяйственных обществах, можно классифицировать на два вида. Это годовые (очередные) и внеочередные общие собрания. Данная классификация основана на сроках проведения общих собраний.

Годовое (очередное) общее собрание участников хозяйственного общества проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества. Эти сроки должны соответствовать установленным законом пределам. В акционерных обществах оно должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года (абз. 3 п. 1 ст. 47 Федерального закона «Об акционерных обществах»). Для обществ с ограниченной ответственностью установлены следующие пределы — не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года (ч. 2 ст. 34 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Финансовым (отчетным) годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно .

Пункт 1 ст. 14 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369.

Косвенным образом на сроки проведения годового общего собрания в открытом акционерном обществе влияют положения некоторых нормативных правовых актов, устанавливающие требования к порядку раскрытия обществом информации. Согласно п. 1 ст. 92 Федерального закона «Об акционерных обществах» открытое общество обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую отчетность. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О бухгалтерском учете» открытым обществам предписывается публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. При этом следует иметь в виду, что годовой отчет общества и его годовая бухгалтерская отчетность утверждаются годовым общим собранием акционеров (абз. 3 п. 1 ст. 47, подп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона «Об акционерных обществах»). Как следует из п. 1.3 Порядка публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами, утвержденного Приказом Минфина России от 28 ноября 1996 г. N 101, публикация бухгалтерской отчетности производится после ее проверки, а также подтверждения независимым аудитором и утверждения ее общим собранием акционеров . Общество может опубликовать бухгалтерскую отчетность, если выполнены обе указанные процедуры. Таким образом, годовое общее собрание акционеров в открытых обществах следует проводить с учетом требований, предъявляемых законодателем к срокам опубликования годовой бухгалтерской отчетности. Однако в литературе можно встретить ссылки на материалы арбитражной практики, согласно которым суды, рассматривая вопрос о сроках проведения годового общего собрания акционеров, отдавали предпочтение нормам акционерного Закона, характеризуя их в качестве специальных .

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. N 1.

См., например: Михалычева Ю., Чумакова А. и др. Годовое собрание акционеров // Экономико-правовой бюллетень. 2004. N 1.

Все остальные общие собрания, проводимые в хозяйственном обществе помимо годового (очередного), являются внеочередными. Перечень лиц, имеющих право требовать проведения такого собрания, определен законом (п. 2 ст. 35 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 1 ст. 55 Федерального закона «Об акционерных обществах»). Порядок созыва и проведения общего собрания участников хозяйственного общества определяется по-разному, в зависимости от разновидности общества. В акционерных обществах особая роль в установлении процедуры созыва и проведения общих собраний акционеров отводится подзаконным нормативным актам .

См., например: Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 31 мая 2002 г. N 17/пс (с послед. изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. N 31.

Хозяйственные товарищества – это коммерческие организации, в которых уставной фонд разделен на вклады участников. Это прежде всего объединение лиц.

Признаки:

1) внесение имущественных вкладов;

2) обязательное личное участие в деятельности товарищества;

3) действия на основе учредительного договора;

4) участниками являются, как правило, ИП и юридические лица;

5) участники всегда отвечают по долгам товарищества своим имуществом;

Формы товарищества:

1) Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Признаки:

  • высокая степень доверия между учредителями;
  • лица являющиеся участниками одного товарищества не могут быть участниками других товариществ;
  • отсутствие специальных органов управления;
  • фирменное наименование должно содержать слова: «И компания», «полное товарищество»;
  • прибыль и убытки распределяются между участниками, как правило, пропорционально их долям;
  • участники полного товарищества наравне друг с другом несут дополнительную ответственность по долгам полного товарищества.
  • на основе учредительного договора, который должен содержать:

условия о размере и составе уставного фонда товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из участников в уставном фонде; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

2) Коммандитное товарищество – товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Признаки:

  • существует 2 вида товарищей: полные и товарищи-вкладчики;
  • управление юридическим лицом осуществляется только полными товарищами;
  • фирменное наименование должно содержать слова: «И компания», «коммандитное товарищество»;
  • распределение прибыли зависит от вида товарищей: полные – больше, товарищи-вкладчики – меньше;
  • Полные товарищи отвечают всем своим имуществом, а простые – только размером своего вклада.
  • на основе учредительного договора, который должен содержать:

условия о размере и составе уставного фонда товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из полных товарищей в уставном фонде; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, их ответственности за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками.

Особенности управления предприятием

Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы (крупная, средняя, мелкая); производственный профиль фирмы (специализация на выпуск одного вида или широкой номенклатуры продукции); характер выпускаемой продукции и технология ее производства (продукция добывающих или перерабатывающих отраслей; массовое или серийное производство); сфера деятельности фирмы (ориентация на местный или внешний рынки); масштабы заграничной деятельности фирмы и формы ее осуществления (наличие дочерних предприятий за границей); характер объединения фирмы (концерн, финансовая группа).Компании могут состоять из одной фирмы, а могут включать значительное их число. При этом фирмы оказываются объединенными так называемой системой участия, иначе говоря, путем участия в акционерном капитале других фирм.

Сущность системы участия заключается в том, что для контроля над акционерным обществом достаточно владеть какой-либо определенной долей его акций. Отсюда разные типы контроля:

  • — полный, когда все или почти все акции принадлежат одному лицу, группе лиц или одной фирме;
  • — практически полный, что предполагает владение собственностью на 50% выпущенных акций плюс еще одну акцию;
  • — через механизм соподчинения, когда обладание большей частью акций одной фирмы, владеющей, в свою очередь, контрольным пакетом другой фирмы, влечет за собой и контроль над этой фирмой;
  • — неполный, когда акции фирмы распылены и достаточно иметь небольшой пакет (процент) их, чтобы иметь контроль над фирмой.

Ныне по оценкам экспертов ООН свыше 2/3 заграничных филиалов и дочерних компаний, принадлежащих американским, английским и японским фирмам, являются их полной собственностью и более 1/3 представлены подконтрольными компаниями с преимущественным владением акциями. В последние годы расширение рамок собственности ТНК, в частности американского и японского происхождения, шло в значительной степени за счет приобретения пакета акций в компаниях смешанного владения, особенно в странах развивающегося мира.

Организация внутрифирменного управления в рамках ТНК представляет собой постоянно развивающийся процесс, соответствующий происходящим в производстве ТНК изменениям, которые влекут за собой усложнение связей между ее подразделениями.

Это сопровождается, в частности, изменениями в организационной структуре, развитием и углублением функций управления, совершенствованием всего механизма функционирования и развития ТНК. С развитием механизма управления появляются иные, более сложные организационные формы, предназначенные для более полной реализации важнейших функций управления и призванные содействовать установлению такого взаимодействия между подразделениями ТНК, которое обеспечило бы решение стоящих перед ней задач.

Управленческий контроль со стороны материнской компании над деятельностью родственных фирм идет в значительной степени по научно-технической, производственной, технологической и другим линиям. Средства и методы централизованного управления деятельностью ТНК во многом зависят от формы организации материнской компании, которая выступает в виде оперативно-производственной или холдинговой. Эти формы ее организации имеют принципиальные различия.

Необходимо рассмотреть производственную организацию, прежде всего как массив всевозможных структур, влияющих на результаты всей ее работы. Из ряда структурных элементов организации следует выделить шесть:

  • 1. организационная структура (определяется кадровый состав с соответствующей должностной структурой, откуда вытекают требования к квалификации персонала и ко всем атрибутам производственного процесса);
  • 2. структура рабочих функций (в основе имеет соображение о том, что рабочие функции должны иметь высокую степень рациональности);
  • 3. структура обмена продукцией и услугами (возникает при автономизации деятельности отделов и служб, что влечет за собой возмездные отношения между структурными подразделениями);
  • 4. информационная структура (не является иерархической, т.к. информационные потоки на предприятии децентрализованы и определяются только теми, кто запрашивает информацию);
  • 5. ресурсно-технологическая структура (определяется взаимодействием изменения технологии и вызванного им изменения структуры предприятия);
  • 6. структура трудовых ресурсов.

На каждом промышленном предприятии работает большой коллектив трудящихся, использующих значительное количество оборудования, материалов, топлива и других ресурсов. Слаженная работа этого коллектива достигается деятельностью органов, управляющих предприятием.

Управление промышленным предприятием направлено на всемерное увеличение выпуска продукции, повышение производительности труда и совершенствование производства путем внедрения новой техники и лучшего ее использования, на улучшение условий труда и быта работников предприятия. Органы управления предприятием претворяют в жизнь хозяйственную политику и организуют коллектив на лучшее выполнение плана.

Одним из важнейших принципов, на которых строится управление предприятием, является принцип демократического централизма.

Применительно к управлению предприятием принцип демократического централизма означает сочетание централизованного руководства с широким развертыванием инициативы работников цехов и производственных участков, направленной на выполнение и перевыполнение производственных планов.

Управление производством осуществляется на основе соблюдения принципа единоначалия. Единоначалие заключается в том, что во главе каждого производственного звена (предприятия, цеха, производственного участка) ставится руководитель, который наделяется необходимыми правами для руководства коллективом работников данного звена. В ходе работы коллектив работников помогает руководителю в решении задач, стоящих перед производством, и выполняет его распоряжения.

Реализация принципа единоначалия означает, прежде всего, четкое определение прав, обязанностей и ответственности каждого работника аппарата управления предприятием, укрепление повседневного живого руководства, глубокое изучение производства, его техники и экономики.

Основу принципов управления предприятием составляет единство учредителя (учредителей) и хозяйственного руководства. Это единство означает, что основой всех мероприятий по руководству предприятием является хозяйственная политика учредителей.

Директор и его аппарат. Во главе каждой фабрики, каждого завода стоит директор. Директор коммерческого предприятия является доверенным лицом учредителей, единоначальником и отвечает за результаты всей деятельности предприятия.

Директор определяет пути и методы выполнения задач, поставленных перед предприятием, обеспечивает получение необходимых материально-технических ресурсов, организует труд на производстве, заботится о выпуске доброкачественной продукции в заданном ассортименте, руководит работой по внедрению новой техники и технологии.

Директор несет ответственность за выполнение предприятием обязательств перед заказчиками и банками. На предприятии постоянно проводится работа по улучшению условий труда, повышению квалификации персонала. Тем самым создаются лучшие условия для развития творческой инициативы трудящихся, направленной на совершенствование производства. Поэтому директор каждого предприятия уделяет большое внимание вопросам организации труда и заработной платы, подготовки кадров, охраны труда и техники безопасности и др.

В настоящее время директор наделен широкими правами, что способствует успешному выполнению всех задач, стоящих перед предприятием. Директор утверждает план выпуска продукции на основе заключенных договоров, по согласованию с потребителем утверждает цены на продукцию. В пределах своих полномочий он может вносить изменения в планы, принимать заказы от других организаций, вносить изменения в технологические процессы изготовления многих изделий, реализовывать в установленном порядке излишние материалы и оборудование, изменять структуру и штаты цехов и отделов предприятия.

Под руководством директора составляются месячные планы капитального строительства на основе перспективных и годовых планов, утвержденных учредителями. Он имеет право вносить изменения в титульные списки строительства, не нарушая общих объемов строительства и сроков ввода в действие новых производственных мощностей; утверждать титульные списки строительства; утверждать и в случае необходимости изменять проектные задания и сметно-финансовые ассигнования на строительство отдельных объектов.

В целях осуществления технического прогресса на предприятии — внедрения новой техники, механизации, автоматизации и улучшения технологии и производства, рационализации и интенсификации технологических процессов — директор утверждает сметно-финансовые расчеты, связанные с мероприятиями по техническому прогрессу и их окупаемостью, в пределах определенных сумм затрат. Директору предоставлено право приобретать специальное оборудование, приборы и материалы для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Для оказания помощи директору в решении конкретных задач, связанных с развитием техники, организацией и планированием деятельности предприятия, создается ряд отделов и других подразделений аппарата управления. Выполняя свои функциональные задачи, директор опирается на аппарат управления предприятием, привлекая его сотрудников к обсуждению проектов, планов и других важнейших вопросов работы предприятия, а также к их осуществлению.

Важным органом управленческого аппарата предприятия является плановый отдел. На основании указаний директора он разрабатывает перспективные и текущие планы деятельности предприятия, осуществляет руководство составлением планов в цехах, координирует работу других отделов заводоуправления по разработке ими отдельных разделов перспективного и годового планов предприятия и специальных планов, контролирует выполнение планов, организует и осуществляет анализ их выполнения. Плановый отдел помогает коллективу в мобилизации сил и средств для решения основных задач, стоящих перед предприятием. С этой целью плановый отдел под руководством директора конкретизирует положения плана и доводит их до каждого цеха. Кроме того, занимаясь анализом хозяйственной деятельности предприятия, он указывает коллективу работников на отстающие участки и нерешенные задачи. Для контроля над выполнением плана обычно организуются статистический учет и отчетность на всех участках предприятия.

Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что одной из главной частью предприятия является персонал и именно им менеджер должен управлять.

Корпоративный контроль

Возможность субъектов акционерных отношений оказывать постоянное влияние на принятие тактических и стратегических решений получила название корпоративного контроля. В широком смысле корпоративный контроль — это вся совокупность возможностей извлечения выгоды от деятельности корпорации. При этом корпоративный контроль реализуется через систему корпоративного управления.

Под корпоративным контролем предлагается понимать возможность субъектов корпоративных правоотношений непосредственно либо опосредованно определять, формулировать, принимать решения, связанные с тактикой и стратегией деятельности акционерного общества, или влиять на их принятие.

Формы корпоративного контроля:

  • — акционерный контроль, который в свою очередь подразделяется на абсолютный (непосредственный) и относительный (опосредованный);
  • — управленческий контроль, который в свою очередь можно разделить на должностной управленческий контроль и специальный управленческий контроль;
  • — государственный контроль.

Контроль — это и есть не что иное, как некая управленческая деятельность, задачей которой в том числе является количественная и качественная оценка и учет результатов деятельности акционерного общества, а также всестороннего и надлежащего соблюдения прав акционеров.

Эффективный внутренний контроль позволяет регулярно выявлять и оценивать существенные риски: кредитный риск, страховой риск, риск введения валютных ограничений, рыночный риск, процентный риск, риск ликвидности, правовой риск, риски, связанные с проведением операций с векселями и другими аналогичными платежными инструментами. При утверждении процедур по управлению рисками совету директоров необходимо стремиться к достижению оптимального баланса между риском и доходностью для общества в целом при соблюдении норм законодательства и положений устава общества.

В контрольно-ревизионную службу предоставляются соответствующие документы, необходимые для своевременного анализа и обоснованного вывода о соответствии проведенной операции финансово-хозяйственному плану общества и установленному в обществе порядку такой операции. Соответствующий порядок устанавливается внутренним документом общества.

Контрольно-ревизионная служба ведет учет выявленных нарушений при осуществлении хозяйственных операций и предоставляет информацию о таких нарушениях комитету по аудиту.

Финансово-хозяйственный план является основным документом, регулирующим финансово-хозяйственную деятельность общества. Все операции должны совершаться в соответствии с этим планом.

Порядок проведения проверок ревизионной комиссией общества должен обеспечить эффективность данного механизма контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

В соответствии с законодательством проведение годовых и внеочередных проверок является одним из основных механизмов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

В ходе внеочередной проверки могут проверяться как отдельная хозяйственная операция общества, так и хозяйственные операции за отдельный период времени.

Эффективность контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества повышается, когда ревизионная комиссия работает в тесном сотрудничестве с комитетом по аудиту. Она предоставляет этому комитету полную информацию о своей деятельности, проводимых расследованиях и составляемых заключениях.

Важная роль в финансовом контроле принадлежит аудиторским проверкам. Аудиторская проверка должна проводиться таким образом, чтобы ее результатом стало получение объективной и полной информации о деятельности общества.

При этом акционеры общества, потенциальные инвесторы и иные заинтересованные лица формируют свое мнение об обществе на основании информации о его деятельности.

Аудиторские организации (аудитор) могут выявить нарушения, но не могут их исправить. При выявлении тех или иных нарушений исполнительные органы обязаны принимать необходимые меры к устранению нарушений и минимизации их последствий.

Кроме того, аудиторские организации при выявлении нарушений должны требовать исправления информации, включенной в регулярно раскрываемые отчеты о хозяйственной деятельности общества.

Контроль за устранением выявленных нарушений является гарантией их устранения и обеспечивает достоверность предоставляемой акционерам информации. Осуществление такого контроля можно поручить комитету по аудиту общества.

Аудиторские организации (аудиторы) проверяют соответствие финансовой отчетности, используемой обществом, российским правилам бухгалтерского учета, а в случае если общество готовится к выходу на международный рынок и принимает на себя обязательство следовать международным стандартам финансовой отчетности, то на соответствие международным стандартам.

Совет директоров как орган общества, ответственный за подготовку вопросов, выносимых на общее собрание акционеров, в том числе вопроса о выборе аудитора общества, в первую очередь заинтересован в выборе независимой аудиторской организации (аудитора), способной вести эффективную и объективную проверку финансово-хозяйственной деятельности общества.

Комитет по аудиту должен оценивать кандидатов в аудиторские организации (аудиторы) общества и предоставлять оценку таких кандидатов совету директоров, а совет директоров обосновывать свои рекомендации в отношении выбора аудиторской организации на общем собрании акционеров общества.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Сформулируйте понятие и назовите принципы корпоративного управления.
  • 2. Сформулируйте понятие корпоративных органов.
  • 3. Назовите признаки и виды корпоративных органов.
  • 4. Определите основные полномочия совета директоров корпорации.
  • 5. Сформулируйте понятие и назовите формы корпоративного контроля.
  • 6. Назовите субъектов финансового контроля и их функции в корпорации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *