Земли для обеспечения космической деятельности

Содержание

Земельныйэксперт

Земли для обеспечения космической деятельности

1365

Понятие земель для обеспечения космической деятельности

Законодательством России создан уникальный правовой режим земель для обеспечения космической деятельности. Он содержит правила ведения различной деятельности в космической отрасли и понятие территорий, предназначенных для обеспечения космических мероприятий. Основными документами, регулирующими правовой режим данной группы земель, являются ЗК (92-я статья) и закон №5663.

К землям, необходимым для обеспечения деятельности в космической отрасли, относятся территории, которые предназначены либо могут использоваться под обеспечение действий организаций или объектов, касающихся космической сферы. Выделение земельных участков под ведение данной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством России.

Предоставление земель для обеспечения космической деятельности

Земли для обеспечения космической деятельности применяются для размещения на них космических объектов. Контроль и учет космических объектов осуществляет Государственная корпорация по космической деятельности РосКосмос

На территориях, предназначенных для ведения мероприятий, связанных с космической деятельностью, могут размещаться разнообразные стационарные и мобильные объекты, в частности:

  • тренировочные центры с соответствующим оборудованием, предназначенные для подготовки сотрудников-космонавтов к предстоящим полётам в космос;
  • полигоны, предназначенные для посадки космических объектов;
  • территории возможного падения частей космических объектов;
  • комплексы, которые используются специалистами космической сферы деятельности, для хранения и ремонта космической техники и запчастей к ней;
  • пункты по приёму, сортировке, анализу, хранению информации, которая необходима для подготовки полётов космических аппаратов;
  • центры по управлению за полётами космических аппаратов;
  • комплексы, предназначенные для размещения различной измерительной аппаратуры, которая необходима в ходе осуществления командных действий по управлению полётами;
  • площадки, на которых располагаются космические объекты, комплексы стартово-пусковых установок;
  • космодромы.

Изъятие земель для обеспечения космической деятельности

Статьей 92 (пунктом 3) ЗК России установлено, что земли, находящиеся в пределах территории, на которую могут упасть обломки либо отдельные части космических объектов, не изымаются у фактических владельцев за исключением случаев, когда такие земли использовались в ходе операций по обороне страны. Собственникам таких участков полагается материальная компенсация в случае попадания на землю обломков космических аппаратов. Рассчитывает размер компенсации объединённая комиссия в составе представителей федерального органа по контролю за состоянием окружающей среды, Минобороны и МЧС РФ. Возмещение убытков гражданам, чьи земли пострадали от упавших обломков космических аппаратов, осуществляется средствами Минобороны.

Методика расчета величины ущерба установлена Постановлением Правительства РФ №350 от 24.03.1998. Расчет производится по формуле:

Скомпенсации=(С*Т*Ст)/365*24, где:

  • Скомпенсации — величина ущерба, который подлежит возмещению (определяется в рублях).
  • С – площадь территории, на которой зафиксировано падение обломков космического объекта (измеряется в м2).
  • Т – период, в течении которого участок был задействован в процессе падения обломков космических аппаратов и ликвидации последствий, возникших от контакта земли и частей космолётов (единица измерения – часы).
  • Ст – ставка земельного налога (измеряется в рублях).

Величина налога на землю устанавливается в соответствии со ст. 394 НК РФ

Заключение

В завершение статьи следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. Территории, предназначенные для обеспечения космической деятельности, делятся на две категории: земли, предназначенные для возведения объектов космической отрасли и земли, на которые могут упасть обломки космических объектов.
  2. Земли, на которые могут упасть обломки космических аппаратов, не изымаются у их владельцев за исключением ситуаций, когда осуществляется оборона страны.
  3. Министерство обороны осуществляет возмещение ущерба собственникам участков, на которые упали обломки космических объектов.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям для обеспечения космической деятельности

Вопрос: Меня зовут Иннокентий Александрович. Я обладаю небольшим земельным угодьем, расположенным возле посёлка Углегорск (Амурская область). На участке я выращиваю фрукты. Неподалеку от моего надела проходит строительство космодрома «Восточный». Поэтому, два года назад мой участок был зарезервирован для госнужд (на участке должны быть построены ангары для хранения техники, необходимой при обслуживании космических аппаратов). У меня возник вопрос: мой участок будет изъят или есть вероятность, что он останется в моей собственности?.

Ответ: Иннокентий Александрович, в Земельном кодексе (статье 70.1) указано, что ваша земля может быть зарезервирована на протяжении трёх лет. Участок может быть изъят до окончания периода резервирования (если его изымут, то вам будет выплачена за него компенсация). Если надел не будет изъят до окончания периода резервирования, то его должны удалить из перечня земель, зарезервированных для госнужд.

Список законов

Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности

СТ 92 ЗК РФ

1. Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

3. Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 92 Земельного кодекса РФ

Земельный кодекс РФ впервые выделил земли для обеспечения космической деятельности в отдельный вид земель специального назначения и посвятил им ст. 92. Таким образом, было реализовано требование ст. 18 Закона РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 «О космической деятельности», где предусмотрено, что выделение земельных участков и использование их под объекты космической инфраструктуры и прилегающие к ним зоны отчуждения осуществляются в соответствии с земельным законодательством РФ. Перечень объектов космической инфраструктуры приведен в п. 2 комментируемой статьи и фактически совпадает с перечнем, данным в названном Законе.

Согласно п. 2 ст. 18 названного Закона объекты космической инфраструктуры, являющиеся федеральной собственностью, находятся в хозяйственном ведении государственных организаций, осуществляющих их эксплуатацию. Соответственно, такие земельные участки по смыслу ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» также являются федеральной собственностью. Вместе с тем подп. 9 п. 5 ст. 27 ЗК РФ относит земельные участки, занятые объектами космической инфраструктуры, к участкам, ограниченным в обороте, т.е. к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности. Это противоречие в законодательстве следует устранить.

Особое правовое регулирование установлено для земельных участков, используемых под районы падения отделяющихся частей ракет (далее — ОЧР) эпизодически. Такие участки у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются. Однако ущерб, причиняемый в результате такого падения, подлежит возмещению.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 мая 1995 г. «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» органы исполнительной власти субъектов РФ выделяют Министерству обороны РФ земельные участки для падения отделяющихся частей ракет при проведении пусков ракет с космодромов и полигонов.

Министерство обороны РФ заключает с органами исполнительной власти субъектов РФ договоры об использовании этих земельных участков, в которых предусматривается установление местоположения и размеров районов падения, периодичности и продолжительности их использования, порядка оповещения о предстоящих пусках ракет и обеспечения безопасности населения и окружающей среды, а также порядка приведения районов падения в состояние, пригодное для хозяйственного использования, возмещения причиненного ущерба и многие другие вопросы.

Так, например, Министерство обороны РФ и администрация Архангельской области заключили договор о порядке действий, касающихся вывоза ОЧР из районов падения, а также о графике их вывоза. Управлением Росприроднадзора по Архангельской области было проведено обследование района падения остатков частей ракеты «Олема» после пуска ракеты-носителя «Союз-5», ОЧР данной ракеты не было найдено.

В связи с этим управлением было выдано предписание федеральному государственному учреждению «Командование Космических войск» (далее — ФГУ), которым ФГУ предписывалось обеспечить поиск местонахождения, вывоз и утилизацию боковых блоков ракеты-носителя «Союз-5», размещенных в районе падения «Олема» при запуске ракеты-носителя «Союз-5» с космодрома Плесецк, не обнаруженных в результате послепускового обследования района падения «Олема»; произвести обследование, выполнить очистку территории района падения «Олема» от загрязнений нефтепродуктами, выполнить рекультивацию нарушенных земель.

Постановление Правительства РФ от 31 мая 1995 г. N 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. N 350 в пункт 3 настоящего постановления внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Использование районов падения осуществлять в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством обороны Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся эти районы.

В договорах предусматривать:

установление местоположения и размеров районов падения, периодичности и продолжительности их использования, а также порядка оповещения о предстоящих пусках ракет и обеспечения безопасности населения и окружающей среды;

обеспечение Министерством обороны Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления безопасности населения и возмещение затрат, связанных с оповещением и эвакуацией населения из районов падения на период проведения пусков ракет;

установление порядка возмещения Министерством обороны Российской Федерации ущерба в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления и порядка возвращения районов падения в хозяйственное пользование в состоянии, пригодном для их использования;

проведение Министерством обороны Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления работ по эвакуации и утилизации отделяющихся частей ракет;

определение объемов и сроков проведения Министерством обороны Российской Федерации совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации экологических обследований районов падения и информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о результатах этих обследований; компенсационные выплаты субъектам Российской Федерации за разовое использование районов падения при проведении запусков космических аппаратов (за исключением запусков в интересах обороны, безопасности страны и в соответствии с Федеральной космической программой).

ГАРАНТ:

Методика расчета компенсационных выплат субъектам РФ утверждена постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. N 350

Районы падения

Главная → Пусковые услуги → Полигонный цикл → Сервисные услуги → Районы падения

Федеральному государственному унитарному предприятию «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» поручена эксплуатация районов падения отделяющихся частей ракет-носителей при проведении запусков космических аппаратов с космодрома Байконур.

ФГУП «ЦЭНКИ» – головное предприятие по экологическому мониторингу территории космодрома Байконур.
О работе головного отдела районов падения ФГУП «ЦЭНКИ» при запусках космических аппаратов с космодрома Байконур
Запуски космических аппаратов сопровождаются падением на землю отделяющихся частей (ОЧ) ракет-носителей (РН) (отработавшие ступени, головные обтекатели, соединительные отсеки и т. п.), обеспечивающих их выведение на орбиты. Размеры и местоположение районов падения (РП) этих частей для каждой ракеты-носителя определяются требованиями к орбитам космических аппаратов (КА), их массой, энергетическими характеристиками РН. Места районов падения располагаются в местностях наименее заселенных и с отсутствием или минимальным ведением хозяйственной деятельности.
Использование районов падения ОЧ РН осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 мая 1995 г. № 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» и от 24 марта 1998 г. № 350 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 1995 г. № 536» и на условиях договоров, заключаемых Федеральным космическим агентством с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся эти районы.
Условиями договоров предусмотрено при каждом пуске РН проведение в районах падения мероприятий по обеспечению безопасности людей, экологическому мониторингу, охране окружающей природной среды и т.д. Выполнение условий заключенных договоров и эксплуатация районов падения при проведении запусков космических аппаратов с космодрома Байконур поручено федеральному государственному унитарному предприятию «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ФГУП «ЦЭНКИ»), а непосредственное проведение организационно-технических мероприятий по эксплуатации районов падения и обеспечение безопасности в них организовано и проводится головным отделом районов падения ФГУП «ЦЭНКИ», как правило во взаимодействии с соответствующими структурами МЧС России на территории субъектов Российской Федерации, местными природоохранными органами и другими организациями по согласованию с Правительствами (администрациями) субъектов Российской Федерации.
Головной отдел районов падения предназначен для выполнения работ и решения задач по обеспечению пусков РН трассами выведения и районами падения отделяющихся частей и отвечает за своевременное проведение мероприятий и работ по выбору, оборудованию и использованию трасс выведения РН и районов падения отделяющихся частей РН, организационно-техническое обеспечение безопасности космической деятельности в районах падения ОЧ РН, ведение договорной работы с субъектами, предприятиями и организациями Российской Федерации, Республики Казахстан и других стран по использованию их территорий для районов падения ОЧ РН, обеспечению безопасности в них и очистке от упавших фрагментов РН. Головной отдел районов падения входит в состав оперативного управления ФГУП «ЦЭНКИ».
Работы по обеспечению безопасности на территории районов падения отделяющихся частей ракет и ракет-носителей, в том числе и экологический мониторинг, проводятся в соответствии с техническими заданиями на обеспечение запуска КА, которые оформляются на каждый запуск КА. В этих технических заданиях предусмотрен исчерпывающий и конкретный перечень мероприятий по обеспечению безопасности как на территории района падения ОЧ РН, так и на трассе полёта ракет и ракет-носителей.
Районы падения расположены на территории 9-ти субъектов Российской Федерации: в Алтайском и Пермском краях, Свердловской, Новосибирской, Омской, Томской областях, Республиках Алтай, Тыва, Хакасия. Всего на территории России находятся 18 районов падения ОЧ РН, а на территории Республики Казахстан 42 района падения ОЧ РН. Два района падения находятся на территории Туркменистана в пустыне Каракум.
Эксплуатация районов падения на территории Республики Казахстан осуществляется в соответствии с Договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 10 декабря 1994 г., а также принятым в его развитие российско-казахстанскими межправительственными соглашениями. Для этих целей на территории Республики Казахстан в городах Жезказган, Астана и Усть-Каменогорск созданы специальные организации – Базы падения. В настоящее время Базы и районы падения находятся в ведении Роскосмоса и структурно входят в состав головного предприятия по их эксплуатации – ФГУП «НПО машиностроения». Базы падения укомплектованы подготовленным и обученным персоналом, современными средствами поиска, связи, экологического мониторинга, высокопроходимой специальной автомобильной и гусеничной техникой, а также специальными механизмами для разделки ОЧ РН.
Алгоритм выполнения мероприятий по обеспечению безопасности в районах падения ОЧ РН включает в себя:

  • заблаговременное оповещение местных администраций, на территории которых находятся районы падения ОЧ РН, о предстоящем пуске РН. Предпусковое обследование территории РП с использованием наземного транспорта или авиасредств. Эвакуация в безопасный район людей (охотников, рыболовов, сборщиков ягод, ученых, туристов и других лиц), обнаруженных в РП, наблюдение за пуском РН (падением ОЧ);
  • послепусковое обследование территории района падения ОЧ РН, поиск фрагментов ОЧ РН, их нейтрализацию от остатков компонентов ракетного топлива (КРТ), экологический мониторинг, эвакуацию и утилизацию фрагментов ОЧ РН, возвращение эвакуированных людей на место их прежнего пребывания, а также актирование последствий падения ОЧ РН.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О космической деятельности» при всех пусках ракет-носителей осуществляется страхование материального ущерба третьим лицам, к которым могут быть отнесены как физические, так и юридические лица, осуществляющие природопользование или управление (для федеральных земель) на территориях, отведенных под районы падения.
В соответствии с «Положением о взаимодействии министерств и ведомств Российской Федерации в случае возникновения аварий при пуске ракет с космодрома «Байконур» (утвержденным Росавиакосмосом, Минобороны России, Минздравом России, МИД России, МЧС России, МПР России и Росгидрометом), при возникновении нештатной ситуации при пуске РН указанными министерствами и ведомствами выполняются необходимые мероприятия для снижения масштабов негативного воздействия и ликвидации последствий возможной аварии.
Федеральное космическое агентство и ФГУП «ЦЭНКИ» регулярно проводят мероприятия по сокращению количества и размеров районов падения ОЧ РН и предпринимают все необходимые меры по обеспечению безопасности в районах падения.

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

СТ 87 ЗК РФ

1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — земли промышленности и иного специального назначения).

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 — 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.

Абзац утратил силу с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

5. Утратил силу с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

5.1. Утратил силу с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

5.2. Утратил силу с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

5.3. Утратил силу с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Комментарий к Статье 87 Земельного кодекса РФ

Эти субкатегории перечислены в п. 2 комментируемой статьи, и каждой из них также посвящена отдельная статья настоящего Кодекса. Особый интерес представляет подп. 7 п. 2, где говорится о землях иного специального назначения. Наличие такой формулировки делает перечень субкатегорий открытым, не исчерпывающим.

<2> См.: Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации // СПС «Гарант».

В ст. ст. 87 — 93 ЗК РФ как после общей характеристики земель данной категории, так и после определения каждой из субкатегорий говорится, что это земли, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ <1>. Представляется, что даже единичная запись в ст. 87 ЗК РФ была бы излишней, так как права на земельные участки всегда возникают по основаниям, предусмотренным законами, и, кроме того, в Кодексе есть специальная глава «Возникновение прав на землю», которая касается всех категорий земель. Повторение же этой формулировки семь раз тем более неоправданно.
———————————
<1> Применительно к землям обороны и безопасности законы субъектов РФ не упоминаются, т.е. речь идет только о Земельном кодексе РФ и иных федеральных законах.

В комментируемой статье специально подчеркивается, что к землям промышленности и иного специального назначения относятся лишь земли, расположенные за чертой населенных пунктов. Если же промышленные, транспортные, оборонные и иные подобные предприятия (организации) находятся в городах, то правовой режим земельных участков, на которых они расположены, подчиняется режиму соответствующей территориальной зоны в черте населенного пункта.

Следует отметить, что большое количество судебных споров возникает в связи с неоднозначным толкованием законодательства именно в отношении земельных участков, занятых промышленными объектами, объектами транспортной инфраструктуры, оборонными объектами и т.п. в населенных пунктах, в том числе по вопросам, связанным с определением субъекта права собственности на земельные участки, занятые данными объектами.

Эти споры возникают с завидной регулярностью, что свидетельствует о настоятельной необходимости более четкого урегулирования данного вопроса непосредственно в законе. Практика рассмотрения такого рода споров будет рассмотрена далее применительно к отдельным субкатегориям земель данной категории. Здесь же отметим, что при вынесении решений по таким делам суды постоянно ссылаются на ст. ст. 87 — 93 ЗК РФ, что, на наш взгляд, неверно, так как речь идет о земельных участках, относящихся к другой категории земель.

Гражданам и юридическим лицам следует иметь в виду, что использование земельных участков данной категории должно осуществляться с соблюдением правил, установленных для соответствующей субкатегории, в противном случае это будет признано правонарушением.

В частности, проверкой территориального отдела управления Роснедвижимости по Пермскому краю было выявлено, что земельный участок, предоставленный индивидуальному предпринимателю с разрешенным использованием под промышленные предприятия на землях промышленности, фактически используется под объекты автомобильного транспорта (строение пункта охраны и автостоянка), что является нарушением ст. 42 ЗК РФ.

Предпринимателю выдано предписание с требованием устранить допущенное нарушение путем использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением либо изменения разрешенного использования. Попытка предпринимателя обжаловать данное предписание не увенчалась успехом, так как суды пришли к правильному выводу, что, несмотря на то что земли промышленности и земли транспорта относятся к одной категории земель РФ (земли специального назначения), режим и вид разрешенного использования указанных земель различные, следовательно, требования госоргана законны <1>.
———————————
<1> Постановление ФАС Уральского округа от 11 мая 2010 г. N Ф09-3256/10-С1 по делу N А50-33592/2009.

Поскольку деятельность промышленных предприятий и иных объектов, для размещения которых предоставляются указанные земли, может представлять опасность для населения, в состав данной категории земель могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

И напротив, хозяйственная деятельность в пределах таких зон может причинить вред охраняемым объектам или существенно затруднить их эксплуатацию, поэтому определенные виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон, могут быть ограничены или запрещены.

Создание санитарно-защитных зон вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в целях охраны атмосферного воздуха и условий жизнедеятельности окружающей среды предусматривается Федеральными законами от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и иными актами.

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» комментируемая статья дополнена тремя новыми пунктами — 5.1 — 5.3, конкретизирующими порядок установления зон с особыми условиями использования территории (в части сведений о границах такой зоны и описания их местоположения, а также сроков уведомления правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны). Эти дополнения вступили в силу с 1 января 2016 г.

Этим же Законом ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», посвященная информационному взаимодействию при ведении ГКН, была дополнена положением о том, что обязательным приложением к решению органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, направляемому в орган кадастрового учета, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ такой зоны (норма вступила в силу с 1 января 2016 г.).

Законом N 252-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ (ст. 55), предусматривающие, что для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом электроэнергетики, системы газоснабжения, транспортной инфраструктуры, трубопроводного транспорта или связи, если для эксплуатации этого объекта в соответствии с федеральными законами требуется установление охранной зоны, обязательным документом, прилагаемым к заявлению о выдаче такого разрешения, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны. Местоположение границ такой зоны должно быть согласовано с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении такой зоны (границ такой зоны), за исключением случаев, если указанные органы являются органами, выдающими разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Представленные заявителем текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны являются обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию. При этом данное разрешение одновременно является решением об установлении охранной зоны указанного объекта.

Указанные нормы вступают в силу с 1 января 2018 г., поэтому на заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поданные до этой даты, их действие не распространяется.

Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории, утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ от 23 марта 2016 г. N 163.

Сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 г. (ч. 2 ст. 5 Закона N 252-ФЗ).

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании соответствующего пункта Постановления районной администрации незаконным. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 декабря 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2009 г. решение суда от 30 декабря 2008 г. отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. Апелляционная инстанция пришла к выводу об отсутствии в действующем законодательстве положения, предусматривающего проведение межевых работ по установлению границ санитарно-защитной зоны, а также отметила, что с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет вправе обратиться правообладатель или государственный (муниципальный) орган, к которым общество не относится.

С таким подходом согласился Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа <1>, указав, что на юридические лица возложена обязанность по соблюдению режима санитарно-защитной зоны, а не по проведению работ по межеванию земельного участка, на который распространяется санитарно-защитная зона. Общество не является правообладателем земельного участка, на который распространяется его санитарно-защитная зона, в связи с чем заявление и документы для проведения государственного кадастрового учета земельных участков подаются заинтересованным правообладателем или государственными (муниципальными) органами.
———————————
<1> См.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 июля 2009 г. N А33-13282/08.

Теперь же согласно п. 5.2 настоящей статьи подготовка текстового и графического описаний местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории и перечня координат характерных точек границ такой зоны обеспечивается правообладателями указанных объектов или иными лицами на основании договора с такими правообладателями, т.е. по этой норме возложение такой обязанности на общество было бы законным.

Во исполнение п. 5.3 комментируемой статьи Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2016 г. N 662 утверждены Правила уведомления правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны.

Согласно указанным Правилам информирование правообладателей земельных участков об ограничениях использования земельных участков в границах зоны осуществляется в течение 15 дней со дня внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении зоны посредством направления уведомления либо по адресу электронной почты правообладателя, либо по его почтовому адресу.

В уведомлении указываются следующие сведения:

а) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об установлении зоны, реквизиты такого решения;

б) дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении зоны;

в) индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и т.п.) зоны;

г) описание местоположения границ зоны;

д) содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах зоны;

е) кадастровые номера земельных участков, включенных в границы зоны и принадлежащих правообладателю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *